Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 180-185. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2022. No. 8. P. 180-185.
Научная статья УДК 378.14
https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.26
К вопросу о формировании универсальных компетенций в системе высшего образования
Наталья Юрьевна Беликова1, Елена Федоровна Куземина2
12Кубанский государственный технологический университет, Краснодар, Россия
Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования универсальных компетенций в системе высшего образования в современной ситуации, характеризующейся неустойчивостью, неопределенностью, нелинейностью и непостижимостью. Актуальность данной темы связана с изменениями образовательной парадигмы, в которой компетентностный подход является необходимым условием профессиональной подготовки будущих специалистов высшей школы и требует непрерывного совершенствования методов их обче-ния. Подчеркивается, что универсальные компетенции связаны с понятием soft skills («мягкие» навыки), которые наряду с hard skills (профессиональные навыки) активно востребованы работодателями, поэтому их наличие определяет конкурентоспособность выпускников на рынке труда. Отмечается, что в формировании универсальных компетенций важнейшую роль играют не только методы, но и личность преподавателя, способного непрерывно совершенствоваться и быть в поиске новых профессиональных знаний; уровень взаимодействия педагога и студента; качество образовательной среды, направленной на развитие обучающегося и его личностного потенциала. Обращается внимание на то, что в связи с постоянными изменениями в социальной и образовательной среде данная тема нуждается в дальнейшей разработке.
Ключевые слова: универсальные компетенции, методы, высшее образование, личностный рост, карьера, мягкие компетенции
Для цитирования: Беликова Н.Ю., Куземина Е.Ф. К вопросу о формировании универсальных компетенций в системе высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. № 8. С. 180-185. https://doi.org/10.24158/spp.2022.8.26.
Original article
Towards the Issue of Shaping Universal Competences in Tertiary Education System
Natalia Yu. Belikova1, Elena F. Kuzemina2
12Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia
Abstract. The article examines the issue of shaping universal competences in tertiary education in a present-day situation characterized by volatility, uncertainty, non-linearity and incomprehensibility. The relevance of this topic is related to the changes in the educational paradigm, in which the competence approach is a prerequisite for the professional training of future specialists in tertiary education and requires continuous improvement of their teaching methods. It is emphasized that universal competences are related to the concept of soft skills (soft skills), which along with hard skills (professional skills) are actively demanded by employers and therefore their presence determines the competitiveness of graduates in the labor market. It is noted that not only methods of shaping universal competences play a crucial role, but also the personality of the teacher, who is able to continuously improve and be upon the look for new professional knowledge; the level of teacher-student interaction; the quality of the educational environment aimed at the development of the learner and his/her personal potential. Attention is drawn to the fact that, due to the constant changes in the social and educational environment, this topic needs to be further developed.
Keywords: universal competences, methods, tertiary education, personal growth, career, soft competences For citation: Belikova N.Yu. & Kuzemina E.F. (2022) Towards the Issue of Shaping Universal Competences in Tertiary Education System. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. (8), 180-185. Available from: doi: 10.24158/spp.2022.8.26 (In Russian).
Не успела образовательная среда адаптироваться к VUCA-миру (Обухова, 2021), как на смену ему пришел BANI-мир. Известный футуролог и писатель Джамаис Кашио характеризует
© Беликова Н.Ю., Куземина Е.Ф., 2022
его как хрупкий (brittle), тревожный (anxious), нелинейный (nonlinear) и непостижимый (incomprehensible)1. Этот мир требует переосмысления и выработки новых способов адаптации (Куземина, 2019: 1079), а также стратегий для продуктивной деятельности в разных отраслях. Многие предприниматели перепрофилируют свою деятельность, делают ставки на новые услуги и другие сегменты аудитории, неизменным остается одно - человеческий ресурс. Даже в самые сложные времена компании не прекращают подбор персонала, «охота за головами» продолжается, но меняется запрос на то, какими компетенциями должен обладать сотрудник.
Цель данной статьи - определить пути и методы формирования универсальных компетенций у магистров, обучающихся в Кубанском государственном технологическом университете (далее КубГТУ) по направлению подготовки 21.04.01 Нефтегазовое дело, 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника; у бакалавров, получающих профессиональное образование по специальности 21.03.01 Нефтегазовое дело, 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника.
Теоретическими методами исследования явились анализ и обобщение научных трудов по проблемам формирования универсальных компетенций. В качестве эмпирического метода был использован письменный опрос в форме анкетирования.
Компетентностный подход, целью которого является обеспечение качества обучения, встроен в содержание образовательного процесса ФГОС ВО. Проблемами данного подхода в отечественной и зарубежной науке начали заниматься еще с конца 1980-х годов, но значимые исследования относятся лишь к началу XXI столетия. Понятие «компетентностный подход» используется сравнительно недавно, что сказалось на отсутствии единого его понимания среди ученых. По мнению В.А. Солоницына, данный подход заключается в развитии у студентов набора базовых компетенций, которые будут определять успешность их адаптации в обществе после окончания вуза в ходе осуществления профессиональной деятельности (Солоницын, 2013: 12).
Наиболее четкое определение компетентностному подходу дал О.Е. Лебедев. Исследователь представляет его как «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов» (Лебедев, 2004: 5).
Сегодня современное высшее образование ориентировано не только на формирование у выпускников готовности решать конкретные задачи, связанные с профессиональной деятельностью, но и на развитие их индивидуального и личностного потенциала. Новая реальность, для которой характерна устойчивая тенденция к постоянному изменению и обновлению, требует наличия у выпускников не только умения решать узкопрофильные задачи (ПК), но и универсальных компетенций (УК), позволяющих эффективно достигать поставленных целей как в профессиональной деятельности, так и в сфере жизненного самоопределения.
Как отмечает И.Ю. Тарханова, «именно неразвитость универсальных компетенций зачастую приводит к тому, что достаточно успешные выпускники неспособны преодолеть этап профессиональной адаптации и просто уходят из профессий» (Тарханова, 2019: 111).
Таким образом, целью современного высшего образования является подготовка квалифицированного специалиста, не только готового к деятельности и профессиональному росту, обладающего социальной и профессиональной мобильностью, но и способного к адаптации в изменяющихся внешних условиях.
Действенный ответ на возникшие вопросы представлен в новых федеральных государственных образовательных стандартах (поколение 3++), согласно которым задачу по формированию личностно значимых качеств молодых людей призваны решать пришедшие на смену общекультурным универсальные компетенции. В ФГОС ВО 3++ содержится их перечень, единый по уровням образования для всех направлений и специальностей 11 УК для бакалавриата, спе-циалитета и 6 УК для магистратуры. Включенные в этот перечень универсальные компетенции характеризуют надпрофессиональные способности личности, обеспечивающие успешную деятельность человека в различных как профессиональных, так и социальных сферах (Мишин, 2018: 68). Объем и содержание обозначенных универсальных компетенций свидетельствуют о сложной и масштабной задаче, поставленной перед преподавателями вуза.
Необходимо отметить, что данные компетенции тесно связаны с понятием soft skills («мягкие» навыки), которые наряду с hard skills (профессиональные навыки) активно используются при подборе персонала. По мнению представителей бизнес-сообщества, именно «мягкие» навыки необходимо развивать у молодого поколения, чтобы оно было конкурентоспособным и востребованным на рынке труда, а также для успешной жизни и работы молодых людей в «неясном будущем»2.
1 Cascio J. Facing the Age of Chaos [Электронный ресурс] // Medium.com. URL: https://medium.com/@cas-cio/facing-the-age-ofchaos-b00687b1f51d (дата обращения: 14.06.2022).
2 Максимова М., Безручко П., Шатров Ю. Компетенции неясного будущего [Электронный ресурс] // Большие идеи. URL: https://hbr-russia.ru/karera/professionalnyy-i-lichnostnyy-rost/p26l31 (дата обращения: 15.06.2022).
Понятие «soft skills» объединяют с универсальными компетенциями, с одной стороны, неспецифические навыки для работы в определенной профессии, а с другой - очень важные умения для трудовой деятельности и жизнедеятельности в целом.
Анализ ситуации на рынке труда, проведенный нами совместно с Центром развития карьеры КубГТУ, а также изучение результатов взаимодействия выпускающих университетских кафедр с работодателями позволяют констатировать, что в требованиях к будущим сотрудникам работодателем всё чаще упоминаются навыки soft skills, именно с ними связано 80 % успеха при трудоустройстве, что еще раз подтверждает важность их развития у студентов.
Отметим, что soft skills - это прежде всего способность субъекта самостоятельно и результативно действовать в рамках своих профессиональных полномочий. Такие навыки имеют дея-тельностную основу, выражаются вербально в глагольных формах, обозначающих конкретное действие: проанализировать, организовать и т.п., что требует развития деятельностного подхода к обучению в вузах.
Изменения, происходящие в системе высшей школы на современном этапе, обусловлены установлением новых требований к профессиональной деятельности и возникновением соответствующих образовательных ориентиров. Основываясь на утверждении, что природа компетенции деятельностная, а не знаниевая (Whitehead, 1985), эта трансформация определяет приоритет личностного развития обучающихся через исследование, практический опыт и поведение.
Важно выбрать правильный подход к формированию этих навыков в контексте учебных дисциплин и закрепить «мягкие» навыки, тем самым реализуя формирование у студентов компетенций, предусмотренных ФГОС ВО 3++.
Если в рамках освоения основной профессиональной образовательной программы студенты не приобретут универсальные компетенции, то они не будут востребованы работодателем. Вузы не должны потерять свое значение в процессе подготовки квалифицированного специалиста, а для этого необходимо, чтобы соблюдался баланс сформированных компетенций у их выпускников.
Используя инструмент «Колесо баланса», можно наглядно представить уровень развития каждой универсальной компетенции и проанализировать ситуацию в целом. С фундаментальной точки зрения это быстрый и эффективный способ определить приоритеты студента как субъекта образовательного процесса и выстроить индивидуальную траекторию его развития.
Так как универсальные компетенции обладают надпредметным характером, процесс их формирования должен протекать в пределах различных вариаций организации образовательного процесса и обязательно в течение всего периода обучения студентов.
В формировании универсальных компетенций у студентов КубГТУ задействованы все возможности университета, но в разной степени. Учитывая их деятельностную природу, на первое место в образовательном процессе высшей школы выходит не привычное информирование обучающегося, а их включение в активную деятельность. Она обеспечивает формирование умений разрешать проблемы, возникающие в различных ситуациях; давать объяснения явлениям действительности. Кроме того, важно создать условия для освоения обучающимися современной техники и технологий, их включения в ситуации профессионального и надпрофессионального взаимодействия.
Процесс формирования универсальных компетенций осуществляется как в пределах аудиторных занятий, так и во внеаудиторной деятельности, в ходе научно-исследовательской и самостоятельной работы студентов по выполнению специальных заданий. Все это требует определенного контекста, в котором все формы учебной деятельности реализуются в наиболее благоприятных условиях для приобретения обучающимися необходимых профессиональных и социальных навыков. Постепенное формирование универсальных компетенций включает в себя продуманную спланированную систему, направленную на достижение результата.
Наиболее эффективные образовательные программы включают в себя интерактивные и проблемные методы обучения. Именно они создают условия для активного взаимодействия субъектов профессиональной подготовки, погружают их в ситуации неопределенности, требуют рефлексии, оценки и обратной связи. Их отличительная особенность - ориентированность на развитие самостоятельности студента, что способствует оптимизации подготовки будущих специалистов к профессиональной и социальной деятельности.
Использование эффективных методов обучения в условиях современного высшего образования создает возможности для активизации деятельности как педагогов вуза, так и самих студентов (Беликова, 2013: 159). Возникает вопрос, насколько эффективно они используются и что является причиной формального подхода к развитию универсальных компетенций в ходе образовательного процесса.
Нами было проведено исследование, направленное на выявление причин неэффективного формирования универсальных компетенций в вузе. Для определения того, какие из универсальных компетенций (УК) студенты считают наиболее важными для своей профессиональной деятельности и саморазвития, был проведен анкетный опрос, где респондентам необходимо было выбрать из предложенного списка наиболее значимые, на их взгляд, УК и проранжировать их. В анкетировании приняли участие магистры 1 курса (n = 50), обучающиеся по направлениям подготовки 21.04.01 Нефтегазовое дело, 13.04.02 Электроэнергетика и электротехника, и бакалавры 4 курса (n = 50), осваивающие образовательные программы по направлениям 13.03.02 Электроэнергетика и электротехника, 21.03.01 Нефтегазовое дело в очной форме. Всего 100 человек.
Как показывает анализ анкет, 20 % опрошенных магистров наиболее актуальной считают такую группу УК, как «Системное и критическое мышление» (УК-1); 20 % респондентов выделили как наиболее актуальную для них группу компетенций «Коммуникация» (УК-4); 19 % - «Командная работа и лидерство» (УК-3); 15 % - «Межкультурное взаимодействие» (УК-5); 13 % - «Разработка и реализация проектов» (УК-2) и 13% - «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)» (УК-6). В то же время оценка ранга компетенций свидетельствует о том, что наиболее важными для профессиональной деятельности являются группы УК «Системное и критическое мышление» и «Коммуникация». Наименее значимыми представляются УК-2 и УК-6. Сами обучающиеся объясняли свой слабый интерес к ним отсутствием их практической значимости. Такой подход к данным компетенциям, с нашей точки зрения, говорит о недостаточном понимании их важности со стороны обучающихся. Дополнительно, в ходе исследовательского интервью, было выявлено следующее:
- магистранты первого курса еще не сформировали четкого представления о вариантах проектной деятельности и не осознают значимости данного метода;
- реализация потенциала у студентов магистратуры не отождествляется с самооценкой, многие впервые слышат, что в изменчивом мире здоровая самооценка дает внутреннюю стабильность и уверенность, без которых невозможно справиться с жизненными вызовами и развиваться.
Среди опрошенных бакалавров 16 % выбрали группу УК «Системное и критическое мышление» (УК-1); 15 % - УК «Командная работа и лидерство» (УК-3); 13 % - «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)» (УК-6); 13 % - «Разработка и реализация проектов» (УК-2); 13 % - «Коммуникация» (УК-4). Остальные ответы респондентов распределились следующим образом: 11 % опрошенных выбрали группу компетенций «Экономическая культура, в том числе финансовая грамотность» (УК-10); 9 % - «Безопасность жизнедеятельности» (УК-8); 4 % - «Инклюзивная компетентность» (УК-9); 2 % - «Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение)» (УК-7); 2 % - «Гражданская позиция» (УК-11); 2 % - «Межкультурное взаимодействие» (УК-5). В ходе ранжирования предъявленных им компетенций студенты обозначили как наиболее актуальные для карьерного роста УК-1, 3, 6, а менее значимыми назвали УК-5, 7, 11.
Таким образом, анализ результатов исследования выявил у опрошенных субъектов учебного процесса низкую потребность в формировании гражданской позиции, самоорганизации и саморазвитии, а также в межкультурном взаимодействии. Большинство обучающихся объясняют это тем, что указанные компетенции не имеют большой практической значимости для них. Следует отметить, что результаты данного исследования требуют дополнительного изучения.
Были также разработаны анкеты для преподавателей КубГТУ, предназначенные для проведения социологического исследования, касающегося использования инновационных форм и методов организации учебного процесса, в том числе самостоятельной работы студентов. В анкетировании приняли участие 200 преподавателей. Результаты исследования представляются нам достаточно важными для понимания состояния высшей школы на современном этапе.
Как показал опрос, педагоги вузов достаточно хорошо осведомлены о различных активных и интерактивных формах проведения занятий, ориентированных на формирование универсальных компетенций у студентов. Наиболее эффективными из списка предложенных методов, по мнению преподавателей, являются следующие: дискуссия (21 %), ролевая игра (16 %), метод проектов (16 %), метод кейс-стади (15 %), мозговой штурм (13 %). Остальные ответы распределились следующим образом: крейзи-сессия (6 %), портфолио (5 %), составление кластера (2 %), метод обратного планирования (2 %), метод постановки цели в системе SMART (2 %), метод «З -Х - У» (знаем - хотим узнать - узнали) (1 %), метод Фишбоун (1 %).
Что же касается вопроса о том, какие формы работы реально используются в учебном процессе, то для преподавателей приоритетны: дискуссия, мозговой штурм, а вот остальные, куда более затратные по подготовке, существенно отстают - ролевая игра, портфолио, метод проектов.
На вопрос, с какими сложностями сталкиваются преподаватели в ходе применения активных и интерактивных методов, 62 % опрошенных ответили следующим образом: в качестве актуальных проблем были названы сложность реализации запроса современного образования на эффективность и индивидуализацию в условиях сокращения нагрузки; низкий уровень базовых знаний студентов; конфликт между консервативной культурой системы образования и внедрением новых форм обучения.
Способ разрешения данного конфликта видится нам в дополнительной профессиональной подготовке преподавателей, направленной на освоение ими современных методов обучения студентов.
Для успешного формирования универсальных компетенций предлагается системно использовать следующие методы и технологии: перекрестная дискуссия, ролевая игра, метод проектов, метод кейс-стади, метод мозгового штурма, портфолио, метод «Инсерт», составление кластера, метод крейзи-сессии, метод обратного планирования, метод Фишбоун. Они имеют широкий спектр применения в разных учебных дисциплинах.
Однако формирование универсальных компетенций должно иметь системный эффект, который невозможно обеспечить только лекциями, практическими занятиями и различными прак-тико-ориентированными формами обучения. Необходимо использовать дополнительные формы работы со студентами. Так, например в КубГТУ в начале 2022/23 учебного года планируется открытие дискуссионного клуба «Особое мнение», в рамках работы которого появится дополнительная площадка для формирования у студентов УК-5, 6, 7, 11.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что реализация ФГОС 3++ требует серьезных изменений в применении новых образовательных технологий и методов; разработки нового учебно-методического обеспечения и создания дополнительных площадок для формирования универсальных компетенций. В процессе их освоения применение активных и интерактивных формы занятий должно носить системный, а не разовый характер.
Однако следует отметить, что изменяющаяся социальная среда требует вариативности в подходах к формированию универсальных компетенций у обучающихся вузов и непрерывности изучения результатов данного процесса, что определяет перспективы настоящего исследования.
Список источников:
Беликова Н.Ю. Учебно-деловая игра как образовательная технология в высшей школе // Инновационные процессы в высшей школе. Краснодар, 2013. С. 158-159.
Куземина Е.Ф. Роль и значение учебной дисциплины «Конфликтология» в эпоху агрессивной неопределенности // Филологические и социокультурные вопросы науки и образования. Краснодар, 2019. С. 1075-1079.
Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 4. С. 66-75.
Обухова Н.И. VUCA-мир и образовательная среда // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2021. № 3 (11). С. 11-22.
Солоницын В.А. Компетентностный подход в системе обеспечения качества образования в вузе (на примере Московского университета имени С.Ю. Витте) // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия: Педагогика. Психология. Образовательные ресурсы и технологии. 2013. № 1 (2). С. 12-18.
Тарханова И.Ю. Формирование универсальных компетенций студентов вуза средствами учебной и производственной практики // Социально-политические исследования. 2019. № 1. С. 110-118. https://doi.org/10.24411/2658-428X-2019-10344.
Whitehead J. Competence in Modern Society - Its Identification, Development and Release // Journal of Economic Psychology. 1985. Vol. 6, iss. 4. Р. 420-422. https://doi.org/10.1016/0167-4870(85)90030-3.
References:
Belikova, N. Yu. (2013) Uchebno-delovaya igra kak obrazovatel'naya tekhnologiya v vysshei shkole [The Educational Business Game as an Educational Technology in Higher Education]. In: Innovatsionnye protsessy v vysshei shkole. Krasnodar, рр. 158-159 (in Russian).
Kuzemina, E. F. (2019) Rol' i znachenie uchebnoi distsipliny «Konfliktologiya» v epokhu agressivnoi neopredelennosti [The Role and Importance of the Discipline of Conflict Studies in the Age of Aggressive Uncertainty]. In: Filologicheskie i sotsiokul'turnye voprosy nauki i obrazovaniya. Krasnodar, рр. 1075-1079 (in Russian).
Lebedev, O. E. (2004) Kompetentnostnyi podkhod v obrazovanii [Competence-based Approach in Education]. Shkol'nye tekhnologii. (5), 3-12 (in Russian).
Mishin, I. N. (2018) Problems of the Formation of Universal and Professional Competences in the FSES He 3++ and the Ways of Their Solutions. Vysshee obrazovanie v Rossii. 27 (4), 66-75 (in Russian).
Obukhova, N. I. (2021) VUCA World and Educational Environment. Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kalinin-gradskii vestnik obrazovaniya». (3 (11)), 11-22 (in Russian).
Solonitsyn, V. A. (2013) Competence-Based Approach and Quality Providing System of Education at High School (on Example of Moscow University after S.Y. Vitte). Vestnik Moskovskogo universiteta imeni S.Yu. Vitte. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Obrazovatel'nye resursy i tekhnologii. (1 (2)), 12-18 (in Russian).
Tarkhanova, I. Yu. (2019) Formation of Universal Competences of University Students by Means of Educational and Industrial Practice. Sotsial'no-politicheskie issledovaniya. (1), 110-118. Available from: doi.10.24411/2658-428X-2019-10344 (in Russian).
Whitehead, J. (1985) Competence in Modern Society - Its Identification, Development and Release // Journal of Economic Psychology. 6 (4), 420-422. Available from: doi:10.1016/0167-4870(85)90030-3.
Информация об авторах Н.Ю. Беликова - доцент кафедры истории, философии и психологии Кубанского государственного технологического университета, Краснодар, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=272101.
Е.Ф. Куземина - доцент кафедры истории, философии и психологии Кубанского государственного технологического университета, Краснодар, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=592304.
Information about the authors N.Y. Belikova - Associate Professor, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=272101.
E.F. Kuzmina - Associate Professor, Department of History, Philosophy and Psychology, Kuban State Technological University, Krasnodar, Russia.
https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=592304.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 04.07.2022; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 25.07.2022; Принята к публикации / Accepted for publication 30.08.2022.