Key words: subject, semantic differential, subjectnes, psychosemantic modeling, psycho-semantic self-organization.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики / под. ред. И. Б. Ха-ниной. - М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с.
2. Брушлинский А. В. Психология субъекта: индивида и группы // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23.- № 1. - С. 72-80.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. -М.; Л.: Соцэкгиз, 1934. - 323 с.
4. Дьяков С. I. Модель психосемантического анализа и оценки субъектности личности // Психологическая диагностика. - 2014. -№ 1. - С. 36-56.
5. Дьяков С. И. Семантический дифференциал субъектности личности. Методика исследования // Мир психологии. - 2015. -№ 3. - С. 130-140.
6. Дьяков С. И. Субектность педагога. Психосемантические модели и технология исследования: учеб. пособие. - Изд. 2-е, пере-раб. и доп. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. -349 с.
7. Дьяков С. И. Психосемантика самоорганизации человека как субъекта жизни. Основы психологии субъекта. - М.: Спутник +, 2015. - 560 с.
8. Знаков В. В., Павлюченко Е. А. Психология субъекта. Самопознание субъекта // Психологический журнал. 2002. - Том 23.-№ 1. - С. 31-41.
9. Мясищев В. Н. Психология отношений. - М.: Институт практич. психологии, 1995. - 356 с.
10. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. - 2-е изд., доп. - СПб.: Питер, 2005. -480 с.
11. Сергиенко Е. А. Проблема соотношения понятий субъекта и личности // Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. -№ 2. - С. 5-16.
12. Шмелев А. Г. Психодиагностика личностных черт. - СПб.: Речь, 2002. - 480 с.
13. Kelly G. A. The psychology of personal constructs. - V. 1-2. - N. Y., 1955.
Е. Ю. Пономарёва
УДК 159.98-051.001/.002
ОСОБЕННОСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
ПРАКТИЧЕСКИХ
ПСИХОЛОГОВ В КОНТЕКСТЕ
СОВРЕМЕННЫХ
ТРЕБОВАНИЙ
рофессиональное образование - процесс и результат профессиоанльного становления и развития личности по овладению специальными знаниями, умениями и навыками, а также компетенциями конкретных специальностей и профессий [2]. Профессиональная подготовка предполагает не только совокупность специальных знаний, умений и навыков, которые позволяют качественно выполнять ту или иную профессиональную деятельность, но и переосмысление основных составляющих профессиональной компетентности будущего специалиста [3]. Профессия задает содержательные характеристики профессиональной деятельности, определяя особенности профессиональной подготовки будущего специалиста.
Особенности профессиональной подготовки практических психологов, цели, структура обучения психологии в значительной степени определяется социальным заказом общества в соответствии с современными требованиями, национальной системой образования, традициями, уровнем развития и статусом психологии как науки, экономическими и политическими факторами. Существующие тенденции развития психологии определенным образом отражаются в содержании психологических дисциплин, преподаваемых студентам.
Как показывает практика, многие абитуриенты, поступающие в вузы на психоло-
гические специальности, да и студенты, которые только начинают учиться по специальности «Практическая психология» представляют себе будущую профессию, ее особенности весьма приблизительно, часто основываясь на своего рода мифах или стереотипах, например, психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, досконально знающий самого себя, умеющий управлять мыслями, чувствами, поведением других, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и т. п., имиджем и высказываниями психологов, приглашенных на различные телепередачи, где они, по сути, выступают как популяризаторы. Абитуриенты, поступающие на психологические специальности и не прошедшие специальной предварительной подготовки, как правило, в той или иной степени ориентируются на один или несколько упомянутых мифов или стереотипов: хочу научиться владеть собой, хочу помогать людям, научиться лучше общаться и т. п.
В профессии человек стремится реализовать имеющийся у него потенциал, ориентируясь на других людей (на общество), настоящий профессионал в итоге утверждает самого себя как состоявшуюся личность. В ещё большей степени сказанное выше относится к профессии «Практический психолог», поскольку данная профессия по сути своей ориентирована на помощь другим людям в решении их жизненных, в том числе личностных и профессиональных, проблем. Поэтому выбор именно психологической профессии предполагает ярко выраженную гуманитарную ориентацию, тогда как другие профессии допускают и более прагматичные ориентации.
Психологические проблемы пронизывают всю нашу жизнь, то есть психолог может найти применение своих профессиональных умений и навыков практически во всех сферах жизнедеятельности человека. Но здесь сразу же возникают вопросы: кто определяет, какими проблемами должен заниматься психолог, а какими - не должен (иначе получается, что все проблемы, связанные с чело-
веком, должны решать только психологи, а в других профессиях надобность просто отпадает). Другой вопрос: как психолог должен решать имеющиеся психологические проблемы, только ли он сам определяет формы, методы и условия своего труда?
Одной из актуальных проблем практической психологии на современном этапе является проблема подготовки специалистов -практиков, владеющих различными эффективными технологиями оказания психологической помощи в различных сферах - образовании, производственной деятельности, предпринимательской деятельности и др. Не секрет, что по окончании высшего учебного заведения, бывший студент, сегодня, например, школьный психолог или психолог какой-либо фирмы, воинской части, владеет, в лучшем случае, теоретическими знаниями, необходимыми практическому психологу, но достаточного багажа практических умений и навыков работы именно в этой сфере ему не всегда хватает. На наш взгляд, более слабо в подготовке специалистов - психологов представлен именно практический аспект подготовки. С чем это связано?
В Российской Федерации практически не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Эта ситуация, кстати, характерна и для большинства других стран, где, впрочем, сроки обучения профессиональных психологов варьируются, не опускаясь ниже пяти лет.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в настоящее время в Российской Федерации существует как очная форма обучения психологов, так и очно-заочная и заочная, а в последнее время стала возникать и дистанционная (в сети Интернет данных предложений можно встретить большое количество). На наш взгляд, полноценное формирование профессионала-психолога, прежде всего, предпо-логает очное обучение. Это не означает невозможность освоить психологию и в иных формах, но студент должен отчетливо осознавать необходимость по ходу обучения и по окончании университета «добирать» недостающее, прежде всего, практические умения
и навыки, под руководством опытных профессионалов-практиков, например, на стажировках, семинарах-практикумах, мастерклас-сах, где имеется возможность научится у опытных профессионалов-психологов и познакомиться с большим разнообразием методик, технологий, с особенностями их использования в психологической практике. Сколь бы ни был талантлив студент, сколь бы блестяще он ни освоил разнообразные теоретические позиции, классификационные схемы, этого недостаточно, чтобы считаться настоящим психологом. Помнить все симптомы заболеваний еще не означает быть врачом; психолог, не имеющий достаточного практического опыта, может быть, в некоторой степени, опасен для окружающих, если не осознает границ своей компетентности (или некомпетентности) .
Надо отметить, что высшее базовое психологическое образование, где в настоящее время ситуация, хотя и медленно, но все же меняется к лучшему (появляются специальные учебники, учебные пособия, открываются соответствующие факультеты, кафедры, студентам предлагают больше тренинговых и практических занятий), от части пытается решить данную проблему. Но, на наш взгляд, помимо этого необходима специализированная практическая подготовка психологов по психологическому консультированию и психотерапии, которая бы соответствовала мировым стандартам и была официально признана в Российской Федерации.
В настоящее время известно более двухсот различных техник, используемых в психологическом консультировании и психотерапии. Практикующие психологи стремятся не столько овладеть как можно большим числом психотехнических приемов, сколько определиться в своих предпочтениях относительно той или иной из известных психотерапевтических концепций и последовательно продвигаться в усвоении ее теоретических принципов и практических методов. Т. е. имеет место тенденция к качественному росту. Прежде чем определиться, какое направление предпочтительнее, нужно знать особен-
ности, сущностные характеристики того или иного направления психологического консультирования и психотерапии, особенности применения теоретических положений той или иной психологической концепции на практике.
В учебном плане нашей академии (ГПА КФУ) на четвертом курсе при подготовке практических психологов предусмотрено ознакомление студентов с основами психологического консультирования и коррекции, методикой организации социально-психологического тренинга, психолого-педагогической терапией, методикой проведения психодиагностики. На основе ФГОС, учебного плана нами была разработана рабочая учебная программа для студентов высшего учебного заведения - «Основы психологического консультирования и коррекции». При освоении содержания данного курса студенты знакомятся с основными направлениями зарубежной (психодинамическое направление, поведенческое, когнитивное направление, гуманистическая психотерапия и др.) и отечественной консультативной и терапевтической психологией. Рассматриваются вопросы о специфике консультирования и коррекции учащихся разного возраста: младшего школьного, среднего звена, учащихся старших классов. На лекциях освещается обобщенная концепция курса, раскрываются ведущие понятия, приводятся основные направления консультативной и терапевтической психологии, практические аспекты данного процесса. Используются формы учебно-коллективной деятельности: лекции - диалоги, лекции -дискуссии, «круглые столы». На семинарских занятиях рассматриваются теоретические вопросы, заслушиваются и обсуждаются подготовленные студентами сообщения на заданные темы. На практических занятиях студенты овладевают технологией проведения психологической консультации и коррекции с детьми, учителями и родителями. При этом на первом этапе они учатся сбору предварительной социально-психологической информации, обучаются коммуникативной технике ведения беседы с клиентом. На вто-
ром этапе переходят к планированию психологического консультирования и коррекции в школе, к подбору методов и приемов, используемых для психологического консультирования и коррекции, к составлению рекомендаций на основе консультирования для учителей и родителей, к разработке психо-коррекционных программ того или иного направления. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, включающих в себя моделирование типичных ситуаций, которые возникают при психологическом консультировании, их анализ, проектирование способов решения ситуационных задач (ситуации -иллюстрации, ситуации - оценки, ситуации -проблемы, ситуации - упражнения), защиты индивидуальных проектов составления структуры психологического консультирования и коррекции младшего школьника, ученика среднего звена и старшего школьника, рекомендаций родителям и учителям. В процессе подготовки к занятиям студенты изучают предлагаемую литературу, осуществляют самостоятельный информационный поиск по теме занятия. Таким образом, задачу ориентировки в разнообразных направлениях психологического консультирования и психотерапии, в специфике их использования на практике, в получении основ теории и практики по вопросу психологического консультирования и коррекции наше базовое психологическое образование, в основном, решает.
В последнее время возник запрос на специализированную систему обучения, которая бы обеспечивала профессиональную подготовку специалистов по разным направлениям и по своему уровню была адекватной мировым образцам: туристическая сфера, предпринимательская сфера, сфера семейных отношений и др.
В ходе психологического консультирования психологи допускают те или иные ошибки, на наш взгляд, по двум основным причинам:
1. Многие специалисты, особенно молодые, считают, что для того чтобы провести консультацию, нет необходимости приобретать особые навыки: выслушал клиента, дал
ему совет, и проблема решена. Среди некоторых психологов бытует мнение, хотя оно и не афишируется, что консультирование -один из самых легких видов работ в психологии. Именно поэтому неэффективное консультирование связано, прежде всего, с недостатком практического опыта у психолога-консультанта.
2. Чтобы успешно консультировать, психолог должен обладать определенными личностными особенностями, что также не всегда учитывается как образовательным учреждением, которое осуществляет подготовку практических психологов, так и работодателем.
Напрашивается вывод: эффективно консультировать, осуществлять эффективную профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования могут далеко не все психологи.
Как нам известно, система подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов в западных странах, в США, где институт психологической помощи уже давно сформировался, характеризуется высокой требовательностью, во-первых, к уровню профессиональных знаний и умений будущих специалистов, во-вторых, к их личностным качествам. В связи с этим профессиональная подготовка отличается длительностью и многоступенчатостью. Допускаются к обучению по психологическому консультированию и психотерапии лица, имеющие базовое (высшее) образование в области психологии, медицины, социальной работы. Право на практику психолога-консультанта получают лица, прошедшие специальную (обычно двухгодичную) программу по клинической психологии и психологическому консультированию. Для получения права на психотерапевтическую деятельность требуется пройти трех-четырех годичное обучение в специальном психотерапевтическом институте. Студенты выполняют три программы: собственно учебная подготовка в области теории и методов психотерапии, опыт самопознания в учебной группе и прохождение персональной психотерапии у квалифицированного психо-
терапевта в качестве клиента, проведение собственной работы с клиентом под супер-визорством специалиста - преподавателя института. По окончании обучения и сдачи экзаменов специалисты получают соответствующие сертификаты, являющиеся основанием и необходимым условием для легальной психоконсультативной и психотерапевтической практики. Сертификаты выдаются профессиональными ассоциациями или аккредитованными этими ассоциациями учебными заведениями.
Возвращаясь к отечественной практической психологии и проблеме подготовки специалистов в области психологического консультирования и психотерапии, отметим, что эта проблема имеет два важных аспекта: первый связан с содержанием соответствующего обучения и второй - с локализацией и сертифицированием специалистов. Учитывая актуальную потребность практикующих психологов в качественной психоконсультативной и психотерапевтической подготовке, считаем, что насущной задачей нашей практической психологии является популяризация отечественных и адаптация лучших моделей зарубежного опыта профессионального образования с учетом отмеченных выше тенденций в его развитии.
На наш взгляд, решение этой ситуации, как и других вопросов специализированной подготовки в области психологии, связано с разработкой и принятием в Российской Федерации Положения о профессиональной деятельности в области психологического консультирования и психотерапии, которое бы регламентировало объем и характер подготовки специалистов данной области. Отсутствие данного Положения позволяет непрофессионалам в искаженном виде, с большими ошибками, владея якобы методикой того или иного направления психологического консультирования и психотерапии, комфортно чувствовать себя, обманывая клиентов, спекулировать на рынке психологических услуг.
Отметим еще одну особенность высшего психологического образования, которая уже
в начале пути может насторожить студентов. Это так называемая проблема кажущегося «хаоса» и «неразберихи» в самом материале психологии как учебного предмета, связанная с многообразием возможных точек зрения, многообразием научных позиций, отдельных преподавателей и противоречивостью их оценок в отношении одних и тех же психологических идей и направлений. Примечательно, что проблему «неразберихи» и «разнообразия» в психологии гораздо чаще и гораздо глубже (больнее) переживают именно студенты, чем уже «состоявшиеся» психологи и преподаватели психологии. Для уже «разобравшегося» с психологией специалиста все намного проще. Он уже выбрал наиболее сильную, с его точки зрения, концепцию, теоретический подход или даже отдельную группу методов и всю психологию видит теперь через «призму» данного подхода. Например, убежденный гештальтпсихо-лог все видит с позиций своей любимой гештальтпсихологии и т. п. Заметим, что это позволяет ему решать и определенные исследовательские и практические задачи. Хотя другой психолог (придерживающийся иной концепции, например, бихевиоральной или психоаналитической) готов с ним до хрипоты спорить и убеждать его в том, что он «в корне» не прав. Наблюдая за такими спорами, студент-психолог может еще больше дезориентироваться и даже в очередной раз «разочароваться» в любимой психологии или в любимом психологе. Правда замечено, что в последнее время наметилась тенденция к сближению и «взаимопониманию» разных психологических направлений. А эффективные психологи-практики и психотерапевты часто вообще с трудом определяют, к какому теоретическому направлению они принадлежат, или же соотносят себя с теми или иными направлениями очень условно. Таким образом, студент-психолог должен не только «возмущаться» неразберихой в психологии, но и с благодарностью «принимать» эту неразбериху. Как ни парадоксально, но именно возможность самому навести порядок в усваиваемых психологических знаниях создает
основу для настоящего творчества и превращает студента-психолога в подлинного «субъекта учебно-профессиональной деятельности».
Естественно, с формальной точки зрения есть определенные образовательные программы, по которым осуществляется подготовка практических психологов. Реализация этих программ, их содержание в соответствии с ФГОС контролируется соответствующими органами управления образования и именно благодаря этому в подготовке психологов прослеживается определенная система и даже «отсутствие хаоса». Поэтому, с точки зрения организационной, педагогической и дидактической, «хаоса» как бы и нет. Но мы говорим немного о другом - о фактическом содержательном «хаосе» в самой психологии. А ведь, как известно, образовательные программы неизбежно отражают либо имеющийся в науке порядок, либо имеющийся содержательный «хаос». Все это неизбежно ставит студента-психолога в творческую позицию «обучающегося мудреца». Но все ли студенты-психологи смогут воспользоваться такой счастливой возможностью, не овладеет ли ими «соблазн» вину за свою неспособность «мудро» и «спокойно» взглянуть на проблемы психологической науки сваливать на саму психологию и ее преподавателей.
Сама профессия «психолог» относится к так называемой «социономической» группе профессий (ориентированной на общественные проблемы, проблемы социализации личности) и предполагает общение с самыми разными людьми. Следовательно, психологу требуется формировать в себе готовность понимать самых разных людей, ориентироваться в разных способах их жизнедеятельности, включая и умение ориентироваться в разных видах профессионального труда. Это важно хотя бы потому, что значительная часть людей все-таки реализует себя в профессиональной деятельности, а задачей психолога часто и является помощь в полноценной личностной самореализации. Поэтому узкая специализация, ограничивающая понимание
и возможности взаимодействия с разными людьми в подготовке психолога, - это не самый лучший вариант. Но реально стать широкообразованным специалистом-психологом очень непросто. На каких-то этапах своего профессионального развития, например, при обучении в университете, будущий психолог часто вынужден осваивать конкретные направления работы, конкретные методики, в чем-то специализироваться. Проблема заключается в том, чтобы через освоение конкретных форм и методов исследовательской или практической деятельности осваивать и всю психологию в целом, а также приобщаться ко всему многообразию культуры. Настоящая психологическая проблема - это своеобразная «линза», через которую преломляются многие линии бытия. Важно при этом найти такую проблему и суметь соотнести ее с важнейшими проблемами общественной жизни. Именно это позволит студенту-психологу, а в дальнейшем и психологу-специалисту находить достойные смыслы в своей учебно-профессиональной или собственно профессиональной деятельности. Выделив для себя существенную психологическую проблему, можно «благодаря» этой проблеме (или через «призму» этой проблемы) взглянуть на всю психологию, а через нее - на весь окружающий мир и на свое место в этом мире.
Вероятно, в качестве «призмы», с помощью которой можно было бы взглянуть на всю психологию, может выступать уже имеющийся подход, но более перспективным нам представляется ориентироваться на существенную психологическую проблему. Именно осознанная проблема позволяет интегрировать все лучшее, что накоплено в разных психологических направлениях. Поэтому целесообразно спорить не о том, какое направление «лучше» и «правильнее», а о самой проблеме и о том, чем могут помочь в ее разрешении те или иные концептуальные подходы, теории или методы.
Таким образом, на наш взгляд, более эффективным при подготовке практического психолога будет на основе хорошего базово-
го психологического образования (бакалавриат) предусмотреть для дальнейшей подготовки специалистов-психологов такие образовательные программы, которые бы учитывали социальный запрос общества, потребности практики в более узких специалистах для разных сфер с учетом их специфических особенностей. В соответствии с тем или иным направлением подготовки необходимо формировать у будущих специалистов именно те профессиональные умения и практические навыки, которые необходимы для выполнения задач в той или иной сфере, например, подготовка психолога к работе в туристической сфере должна обязательно включать умения и навыки работы с персоналом в сфере туристического бизнеса и клиентами -потребителями туристических услуг. Для будущей профессиональной деятельности психолога в сфере рекламы необходимы знания психологии рекламы, для будущего психолога воинской части необходимы совсем другие умения и навыки - как помочь призывникам быстро и эффективно адаптироваться к новым условиям - условиям воинской службы и т. п.
Бытует мнение, что лучше осуществлять подготовку будущего практического психолога на основе той или иной психологической парадигмы: психоанализа, гуманистической концепции и т. д. На наш взгляд, намного эффективнее осуществлять подготовку, ориентируясь не на ту или иную парадигму, а на сферу будущей профессиональной деятельности психолога, который, владея методами той или иной психологической концепции и используя интегративный подход, будет решать конкретные производственные задачи.
В заключение хотелось бы отметить, что подготовка будущих практических психологов для той или иной сферы будет намного эффективнее, если предусмотреть в образовательной программе, учебном плане 50 % практической подготовки. Что особенно важно - практическая подготовка должна проходить на предприятии, в учреждении, относящемся к сфере будущей профессиональной деятельности студента под непосредственным руководством профессионала-практика,
ведущего специалиста в данной области профессиональной деятельности.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы специализированной подготовки будущих практических психологов, психологов-консультантов, психотерапевтов; анализируются особенности подготовки практических психологов в отечественной и зарубежной высшей школе. Поднимается проблема необходимости специализированной практической подготовки будущего психолога в зависимости от подготовки для работы в той или иной сфере - туристической, образовательной, производственной, банковской и др.
Ключевые слова: практический психолог, компетенция, высшее образование.
SUMMARY
The questions of the specialized preparation of future practical psychologists, psychologists -consultants, psychotherapists are examined in the article; the features of preparation of practical psychologists are analyzed at homeland foreign higher school. The problem of necessity of the specialized practical preparation of future psychologist rises depending on preparation for work in one or another sphere - tourist, educational, productive, bank to and other.
Key words: practical psychologist, competence, higher education
ЛИТЕРАТУРА
1. Лейбович А. Н. Методология и политика разработки и применения национальной системы квалификации // Образование и наука. - 2012. - № 4.- С. 16-24.
2. Полякова О. Б. Профессиональная образовательная среда на защите будущих специалистов от профессиональной деформации // Мир психологии. - № 4. - 2013. - С. 120131.
3. Правовое регулирование психотерапевтической деятельности в Австрии: Закон о психотерапии от 7 июня 1993 г. // Московский психотерапевтический журнал. - 1993. -№ 3. - С. 140-156.
4. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации зарубежного опыта) // Психологический журнал. - 1994. - № 6.
5. Woody G. D. Resolving Ethical Concerns in Clinical Practice: Toward a pragmatic Model // Journal of Marital and Family Therapy. -1990. - Vol. 16. - № 2. - p.p. 133-150.
Е. Ю. Бруннер
УДК 159.952
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИИ
ПРОИЗВОЛЬНОГО
ВНИМАНИЯ
0 развитием общества, религии и научной мысли происходило формирование представлений о психологических явлениях в целом и о внимании в частности. Одно из первых письменных упоминаний о связи внимания с другими психическими явлениями встречается в 400 г. до н. э. в практическом древнеримском руководстве по тренировке памяти для ораторов: «Первое, что нужно знать: если вы направите внимание на события, проходящие через ваш разум, то вы лучше их воспримете» [43, с. 256]. Выделение же произвольного и непроизвольного видов внимания историки психологии находят уже в работах древнегреческого философа Аристотеля [45, с. 157]. С тех пор были предприняты многочисленные попытки как дать определение понятию «внимание», так и определить его виды, разновидности и формы.
Актуальность данной работы состоит в том, что темы психологии произвольного внимания (ПВ) ученые, по сути, не касались уже достаточно давно. Как следствие, на сегодняшний день накопился достаточно боль-
шой объем материала, требующего переосмысления. В связи с этим предметом нашей работы стало внимание, а объектом - произвольное внимание. Основными целями и задачами стали такие, как определение дефиниции «произвольное внимание» на основе существующих определений, описание его функций, свойств, причин и факторов возникновения, а также факторов поддержания и исчезновения.
Основой методологии данного теоретического исследования стал контент-анализ литературы с применением технологии интеллект-картирования, предложенной Т. Бью-зеном, Б. Бьюзеном [9].
Определение произвольного внимания. На пути от непроизвольного к произвольному внимание в своем развитии не просто теряет частицу «не», радикально реорганизуются едва ли не все его психологические, психофизиологические и физиологические механизмы, что и находит свое отражение в целом ряде синонимов, раскрывающих и уточняющих те или иные его особенности или стороны. Так, некоторые авторы называют ПВ вторичным или целенаправленным [52], искусственным [38], логическим [11], волевым [2; 10; 19; 20; 23; 29; 34; 47; 53], произвольно-интеллектуальным [1], целевым [15], активным [3; 19; 23; 29; 34; 47; 58], преднамеренным [17; 18; 19; 23; 29; 53], насильственным [32], нарочитым [33]. Несмотря на такое разнообразие синонимов к понятию «произвольное внимание», все они подчеркивают, в первую очередь, активную позицию личности при сосредоточении внимания на объекте. Что же касается самого термина «произвольный», он образован от слова «изволение», означающего волю, желание [17; 53]. В англоязычных источниках рассматриваемое понятие (voluntary attention) также употребляется, наряду с ним иногда встречаются такие равнозначные по своему психологическому смыслу термины как направленное, эндогенное, контролируемое или исполнительное внимание [60; 62; 63; 65].