2. Безгодова С. А. Жизненный путь в контексте проблемы зрелости / инфантилизма личности: социально-психологический подход / С. А. Безгодова, А. В. Микляева // Психология жизненного пути. - СПб.: ООО «Фирма «Стикс», 2016. - 232 с.
3. Гинзбург М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 4352.
4. Головаха Е. И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2001. - 480 с.
5. Головаха Е. И. Психологическое время личности / Е. И. Головаха, А. А. Кроник. - К.: Наук. думка, 1984. - 201 с.
6. Зеер Э. Ф. Самоопределение человека в современных конфликтующих реальностях // Образование и наука. - 2010. - № 7 (75). -С. 71-81.
7. Ковалевская Е. В. Диагностика личностной зрелости у студентов педагогических специальностей // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия Гуманитарные науки: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ак-меология. Ювенология. Социокинетика. -2013. - Т. 19. - № 3. - С. 48-53.
8. Коржова Е. Ю. Психологическое познание судьбы человека. - СПб.: изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. - 334 с.
9. Лебедева Е. В. Особенности событийной структуры жизненного пути студентов в условиях современности / Е. В. Лебедева, О. Е. Сурнина // Педагогическое образование в Росии. - 2014. - № 2. - С. 109-113.
10. Медведева О. А. Создание и психометрическая проверка опросника «инфантильность личности»: материалы международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века». - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2012. - 484 с.
11. Микляева А. В. Эмпирическая типология проявлений инфантилизма личности // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. Часть 1. -
СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. - 404 с. - С. 109-116.
12. Серегина А. А. Социально-психологические условия преодоления инфантилизма у безработной молодежи: дис. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 250 с.
13. Утенков А. В. Психологические детерминанты инфантилизма (на материале студентов педвузов): автореферат дис. ... канд. психол. наук. - М., 2012. - 27 с.
14. Фетискин Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. - 490 с.
15. Шевченко А. Н. Педагогические технологии преодоления социально-профессионального инфантилизма учащихся колледжа : дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005. - 162 с.
Е. Ю. Пономарёва
УДК 316.6:378:159.98-051
СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВКИ
ПРАКТИЧЕСКИХ
ПСИХОЛОГОВ
Содержание обучения психологии в значительной степени определяется социальным запросом общества, спецификой национальной системы образования, сформировавшейся
20//А/
образовательной традицией, уровнем развития психологической науки в конкретной стране, а также ее экономическими и политическими факторами. Тенденции развития психологии во многом предопределяют объем передаваемых обучающимся психологических знаний. В исследованиях, посвященных рассмотрению вопроса становления будущего психолога, подчеркивается, что данный процесс тесно связан с освоением обучающимися новой социальной роли, с формированием определенных качеств личности и способностей, необходимых для выполнения профессиональной деятельности.
Представление о профессии психолога для большинства обучающихся основано на сложившихся в общественном сознании стереотипах, формирующих образ психолога-мудреца, способного управлять мыслями и поведением своего собеседника. Кроме того, нередко обучающиеся полагаются на имидж психологов - героев разных телевизионных передач развлекательного характера. Абитуриенты, желающие освоить профессию психолога, плохо понимают специфику своей будущей профессии. Их знание сводимо к стереотипу о психологе как о человеке, который мастерски выстраивает диалог, владеет собой и в состоянии оказать поддержку коммуниканту.
Психолог стремится к реализации своих возможностей и поэтому создает такие условия, которые позволяют, в первую очередь, ему утвердиться как личности. Профессия психолога ориентирована на оказание поддержки другим людям в решении их жизненных проблем, и в этой связи психологическая профессия имеет выраженную гуманитарную ориентацию, тогда как другие профессии допускают и более прагматичные ориентации.
Психологические проблемы встречаются в течение всей жизни человека. Помощь психолога может быть полезна во всех сферах жизнедеятельности. В этой связи возникает вопрос: кто определяет, какими проблемами должен заниматься психолог, а какими - не должен (иначе получается, что все проблемы, связанные с человеком, должны решать толь-
ко психологи, а в других профессиях надобность просто отпадает)? Не менее значим вопрос о том, как психолог должен решать имеющиеся психологические проблемы и только ли он сам определяет формы, методы и условия своего труда?
Одной из актуальных проблем практической психологии на современном этапе является проблема подготовки специалистов-практиков. Не секрет, что по окончании высшего образовательного учреждения выпускник, приступивший к работе, например, психолога социального или психологического центра, школьного психолога и т. п., располагает в лучшем случае необходимой практическому психологу теорией. В подготовке специалистов данной сферы деятельности практический аспект представлен наиболее слабо. С чем это связано?
Профессионализм психолога-практика находит свое выражение в мотивационной и операциональной сферах.
Мотивационная сфера включает в себя ценностные ориентации, профессиональное призвание, мотивы профессиональной деятельности, профессиональные притязания, профессиональные ожидания. Профессиональные мотивы должны быть устойчивыми, интенсивными, с яркой эмоциональной окраской.
Операциональная сфера психики обеспечивает исполнительскую часть профессиональной деятельности. Операциональная сфера -это знания, умения, навыки, психологические ресурсы личности, которые психолог использует для выполнения профессиональных обязанностей. Среди важнейших операциональных показателей развития профессионала - профессиональные способности, позволяющие личности как можно полно отвечать требованиям профессии. К важным структурным качествам ученые относят профессиональную проницательность (А. А. Борисова), социальный интеллект (Н. А. Аминов), способность психолога решать коммуникативные задачи (Н. В. Бачма-нова).
В Российской Федерации базовая подготовка психологов осуществляется в условиях вузовской системы обучения. Такая же
ситуация наблюдается и в большинстве других стран, где срок подготовки психологов составляет 4-5 лет. Несмотря на то, что в данный момент существует как очная, так и заочная формы обучения психологов, а в последнее время появилась и дистанционная, полноценное формирование профессионала-психолога, прежде всего, предполагает очное обучение. Следует признать, что при условии освоения психологии в наиболее удобной для обучающегося форме, по окончании университета он должен отчетливо осознавать необходимость развивать и совершенствовать практические умения под руководством профессионалов, например, на тренингах, которые проводят опытные психологи-практики, конференциях, мастер-классах, семинарах-практикумах, где имеется возможность ознакомиться с разнообразными методиками, технологиями, с особенностями их использования в психологической практике.
Надо отметить, что высшее базовое психологическое образование, где ситуация, хотя и медленно, но все же меняется к лучшему (появляются специальные учебники, пособия, разрабатываются и внедряются в практику работы высших образовательных учреждений различные образовательные программы, профили подготовки, студентам предлагают больше тренинговых и практических занятий), отчасти пытается решить данную проблему. На наш взгляд, необходима специализированная подготовка психологов, например, по психологическому консультированию и психокоррекции, которая бы соответствовала мировым стандартам и была официально признана в Российской Федерации.
В настоящее время известно более двухсот различных техник, используемых в психологическом консультировании и психокоррекции. Практикующие психологи стремятся не столько овладеть психотехническими приемами, сколько определиться в своих предпочтениях относительно той или иной психологической концепции и последовательно продвигаться в усвоении ее теоретических принципов и практических методов, что, в свою
очередь, свидетельствует о тенденции к качественному росту. Прежде чем определиться, какое направление предпочтительнее, нужно знать особенности, сущностные характеристики того или иного направления психологического консультирования и психокоррекции.
В учебном плане нашей академии (Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского» в г. Ялте) с третьего по четвертый курсы при подготовке практических психологов и социальных педагогов предусмотрено ознакомление обучающихся с основами психологического консультирования и коррекции, методикой организации социально-психологического тренинга, психолого-педагогической терапией, с методикой проведения психодиагностики и психокоррекции. На основе исследований отечественных и зарубежных ученых нами была разработана учебная программа для студентов «Основы психологического консультирования и коррекции». При освоении содержания данного курса студенты знакомятся с основными направлениями зарубежной (психодинамическое направление, поведенческое, когнитивное направление, гуманистическая психотерапия и др.) и отечественной консультативной и терапевтической психологии, рассматривают вопросы о специфике консультирования и коррекции учащихся разного возраста: младшего школьного, среднего звена, учащихся старших классов. На лекциях освещается обобщенная концепция курса, раскрываются основные понятия и направления консультативной и терапевтической психологии, практические аспекты данного процесса. Используются формы учебно-коллективной деятельности: лекции-диалоги, лекции-дискуссии, «круглые столы». На семинарских занятиях ведется обсуждение теоретических вопросов, заслушиваются и обсуждаются подготовленные студентами сообщения на заданные темы с обязательной презентацией материалов.
В рамках практических занятий у обучающихся появляется возможность овладеть технологией проведения психологической
20//А/
консультации. Так, например, на начальном этапе они знакомятся с процедурой сбора социально-психологической информации, обучаются коммуникативной технике ведения беседы. Следующий этап предполагает решение таких задач, как планирование психологического консультирования и коррекции, подбор методов и приемов, используемых для психологического консультирования и коррекции, составление рекомендаций на основе консультирования, разработка психо-коррекционных программ того или иного направления.
Одним из основных видов работы во время практических занятий является моделирование типичных ситуаций, которые могут возникнуть во время психологического консультирования, их анализ, проектирование способов решения ситуационных задач, защита индивидуальных проектов составления структуры психологического консультирования и коррекции учащихся, рекомендаций родителям и учителям. В процессе подготовки к занятиям обучающиеся изучают рекомендуемую литературу, осуществляют самостоятельный информационный поиск по темам занятия.
Организация образовательного процесса психологов свидетельствует о том, что психологическое образование решает задачу ориентировки в разнообразных направлениях психологического консультирования и психокоррекции, в специфике их использования на практике, в получении основ теории и практики по вопросу психологического консультирования и коррекции.
В последнее время появился запрос на специализированную систему обучения, которая бы обеспечивала профессиональную подготовку специалистов по разным направлениям и по своему уровню была адекватной мировым образцам.
В процессе психологического консультирования клиентов ошибки возможны по нескольким причинам. Прежде всего, начинающие психологи полагают, что процедура консультирования не требует специальных навыков. Считая, что консультирование является одним из самых легких видов работы,
начинающий психолог порой сводит процедуру консультирования к нескольким советам. Неэффективное консультирование связано как с недостатком опыта у психолога-консультанта, так и с отсутствием определенных личностных качеств.
Как известно, система подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов в западноевропейских странах и в США, где институт психологической помощи уже давно сформировался, характеризуется высокой требовательностью, во-первых, к уровню профессиональных знаний и умений будущих специалистов, во-вторых, к их личностным качествам. В связи с этим профессиональная подготовка психолога представляет собой длительный и многоступенчатый процесс. Для прохождения обучения по психологическому консультированию и психотерапии необходимо высшее образование в области психологии, медицины или социальной работы. Право на психолого-консультационную практику получают те, кто прошел двухлетнее обучение клинической психологии и психологическому консультированию.
Для получения права на психотерапевтическую деятельность требуется пройти трех-четырехгодичное обучение в специальном психотерапевтическом институте. Обучающиеся выполняют три программы: собственно учебная подготовка в области теории и методов психотерапии, опыт самопознания в учебной группе и прохождение персональной психотерапии у квалифицированного психотерапевта в качестве клиента, проведение собственной работы с клиентом под супер-визорством специалиста - преподавателя института.
По окончании обучения и после сдачи экзаменов специалисты получают соответствующие сертификаты, являющиеся основанием и необходимым условием для легальной психоконсультативной и психокор-рекционной практики. Сертификаты выдаются профессиональными ассоциациями или аккредитованными этими ассоциациями образовательными учреждениями.
Как видим, основным требованием является наличие опыта практической деятель-
ности. Нормативные документы западноевропейских стран и США содержат указания на то, что психологом-консультантом можно стать только при условии прохождения практики под руководством профессионала. Немаловажным фактором профессионального становления является возраст специалиста -не менее 27 лет. С учетом зарубежного опыта можно говорить о том, что основной механизм регулирования деятельности специалиста - это оценка его уровня квалификации.
Так, например, в США и западноевропейских странах без лицензирования и соответствующей сертификации психологу невозможно приступить к профессиональной деятельности. Для получения лицензии и сертификата на осуществление психологической деятельности кандидаты сдают профессиональный экзамен, учитывается опыт их самостоятельной практики.
В нашей стране пока не выработана комплексная система для проверки соответствия квалификационным требованиям психологов на разных этапах их профессиональной деятельности. Подтвердить или повысить профессиональный уровень в Российской Федерации возможно лишь в результате прохождения курсов повышения квалификации. И в этой связи актуальность приобретает сертификация психологов, которая могла быть организована на основе экспертного оценивания деятельности профессионала. По отдельным узким специализациям практикующих психологов необходимо ввести разные квалификационные требования.
Возвращаясь к отечественной практической психологии и проблеме подготовки специалистов в области психологического консультирования и психокоррекции, отметим, что эта проблема имеет два важных аспекта: первый связан с содержанием соответствующего обучения, второй - с локализацией и сертифицированием специалистов. Учитывая актуальную потребность практикующих психологов в качественной психоконсультативной и пси-хокоррекционной подготовке, основной задачей нашей практической психологии является популяризация отечественных и адаптация
лучших моделей зарубежного опыта профессионального образования с учетом отмеченных выше тенденций в его развитии. Решение данной задачи, как и других вопросов специализированной подготовки в области психологии, связано с разработкой и принятием в Российской Федерации Закона о профессиональной деятельности в области психологического консультирования и психокоррекции, который бы регламентировал объем и характер подготовки специалистов данной области. Отсутствие данного Закона позволяет непрофессионалам в искаженном виде, с большими ошибками, якобы при помощи методики того или иного направления психологического консультирования и психокоррекции легко обманывать клиентов и спекулировать на рынке психологических услуг.
В начале учебной деятельности у обучающихся возникают вопросы о содержании их будущей профессии. Сам предмет психологии представляется им дискуссионным, многообразие точек зрения заставляет обучающихся порой усомниться в возможности разобраться с понятийно-терминологическим аппаратом. Проблема многообразия точек зрения чаще всего настораживает студентов. Для уже состоявшегося специалиста все намного проще. Он уже выбрал наиболее сильную, с его точки зрения, концепцию, теоретический подход, определенную психологическую технологию или даже группу методов, которые позволяют ему осуществлять его профессиональную деятельность. Так, например, психоаналитик руководствуется правилом психодинамического подхода, в рамках которого профессионал решает исследовательские и практические задачи. Практика специалиста, придерживающегося бихевио-ральной теории или гештальпсихологии, будет существенно отличаться. Студент же, со своей стороны, наблюдая за практикующими психологами, может дезориентироваться или усомниться в возможности правильного выбора.
Основная задача, которая стоит перед обучающимися, заключается в том, чтобы в результате освоения конкретных форм и
20//А/
методов исследовательской и практической деятельности освоить всю психологию в целом. Важно научиться видеть психологическую проблему и уметь соотносить ее с важнейшими проблемами общественной жизни. Именно это позволит обучающимся - будущим психологам - находить смыслы в своей профессиональной деятельности.
Определение психологической проблемы и освоение психологической науки в целом представляется возможным в рамках имеющегося подхода, но более перспективным нам представляется ориентироваться на существенную психологическую проблему. Именно осознанная проблема позволяет интегрировать все лучшее, что накоплено в разных психологических направлениях. Поэтому целесообразно спорить не о том, какое направление лучше, а о самой проблеме и о том, чем могут помочь в ее разрешении те или иные концептуальные подходы, теории или методы.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы специализированной подготовки психолога-консультанта, особенности данной подготовки в отечественной и зарубежной высшей школе. Поднимается проблема правовой базы для успешной и эффективной работы психолога в этом направлении.
Ключевые слова: психолог-консультант, направления в психологии, студент, образование, практическая психология
SUMMARY
The article deals with the issues of specialized training of a consultant psychologist, the peculiarities of this training in the domestic and foreign higher schools. The problem of the legal basis for a successful and effective work of psychologist in this direction is examined.
Key words: psychologist-consultant, directions in psychology, student, education, practical psychology.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. С. Практическая психология. - М: Академический проект, 2000. -496 с.
2. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей. - М.: Изд. Институт практической психологии; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 80 с.
3. Бондаренко А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. - К: «Укртехпрес», 1997. - 216 с.
4. Правовое регулирование психотерапевтической деятельности в Австрии: закон о психотерапии от 7 июня 1993 г. // Московский психотерапевтический журнал. - 1993. -№ 3. - С. 140-156.
5. О профессиональной психотерапевтической деятельности: проект ППЛ Федерального Закона РФ // Московский психо-тера-певтический журнал. - 2000. - № 3.
6. Романова Д. Е. Формирование профессионального самосознания у будущих психологов в процессе обучения в вузе: автореф. дис. ... канд. психолог. наук. - М., 2010. -24 с.
7. Спиркина Е. А. Подготовка психотерапевтов и психологов-консультантов (проблемы адаптации зарубежного опыта) // Психологический журнал. - 1994. - Т. 15. - № 6. -С. 121-127.
8. Woody G. D. Resolving Ethical Concerns in Clinical Practice: Toward a Pragmatic Model // Journal of Marital and Family Therapy. -1990. - Vol. 16. - No. 2. - P. 133-150.