Научная статья на тему 'Особенности профессиональной ориентации обучающихся техникума'

Особенности профессиональной ориентации обучающихся техникума Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности профессиональной ориентации обучающихся техникума»

профессиональное самоопределение - сцр

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ТЕХНИКУМА

Е. А. Скударнова, преподаватель математики ГБОУ СПО «Беловский техникум железнодорожного транспорта» Ю. Н. Лысенко, мастер производственного обучения

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, его переориентация на социализацию личности, овладение индивидом общечеловеческими, культурными ценностями, достойными образцами поведения, формирование жизненной позиции на основе усвоения социального опыта. Стратегия модернизации образования предполагает развитие конкурентоспособного образования на основе ключевых традиционных преимуществ национальной педагогики, создание условии для реализации обучающимися своих интересов, способностей и дальнейших жизненных, профессиональных планов. Возросшие требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров в еще большей, чем раньше, степени актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи, поскольку профессиональные намерения значительной части обучающихся зачастую не соответствуют потребностям народного хозяйства в кадрах определенной профессии. В связи с этим модернизация образования находит отражение в изменении содержания профориентационной работы с обучающимися и их родителями (законными представителями), направленной на развитие способности подростков и молодежи проектировать цели, расставлять приоритеты, делать выбор. Согласно определению И. А. Кили-ной, под модернизацией профориентации понимается комплексное, всестороннее обновление всех звеньев системы профессиональной ориентации подростков и молодежи в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественной профориентации, а также изменения в содержании, технологии и организации профориентационной деятельности [1].

В психолого-педагогической литературе представлен ряд определений профориентации. Профессиональная ориентация (от фран. orientation — установка) — комплекс психолого-педагогических и медицинских мероприятий, направленных на оптимизацию процесса трудоустройства молодежи в соответствии с желаниями, склонностями и сформировавшимися спо-

Щ* )

'—Т"

Е. А. Скударнова Ю. Н. Лысенко

собностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [2].

Нами профессиональная ориентация рассматривается как специально организованная научно-практическая деятельность общественных институтов, направленная на решение комплекса задач по оптимизации процесса трудоустройства различных групп населения в соответствии с желаниями, склонностями, сформировавшимися способностями и с учетом потребности в специалистах народного хозяйства и общества в целом [3]. Профориентация — это научно обоснованная система подготовки молодежи к свободному и самостоятельному выбору профессии, призванная в первую очередь учитывать индивидуальные особенности каждой личности. Важность учета индивидуально-возрастных особенностей подчеркивает тот факт, что в техникуме обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В техникуме накоплен опыт работы по профориентации обучающихся, в основе которой лежат следующие принципы:

- принцип сознательности в выборе профессии — стремление удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести пользу обществу;

- принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии;

- принцип активности в выборе профессии;

профессиональное самоопределение

- принцип развития — выбор такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.

Необходимость использования данных принципов обусловлена результатами социологических исследований. Большинство старшеклассников (более 70 %) отдают предпочтение тому, чтобы знать основы главных предметов, а углубленно изучать только те, по которым специализируешься, что подчеркивает их ориентацию не на выбор профессии, профессиональной образовательной организации, а профиля обучения. Поэтому профориентационную работу необходимо проводить со школьниками до выбора ими предметов для подготовки и сдачи ГИА/ЕГЭ. Особенно если речь идет об обучающихся с ОВЗ.

В Беловском техникуме железнодорожного транспорта профориентационная работа является равноправным элементом системы «общее образование — сопровождение профессионального самоопределения — профессиональное образование». В техникуме учатся выпускники специальных коррекционных школ, в том числе Муниципального казенного специального (коррекци-онного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекци-онная) образовательная школа-интернат № 6 VIII вида г. Гурьевска Кемеровской области» по профессии «штукатур», с которыми начинаем профориентационную работу с 6-8-х классов, ориентируя на строительные профессии.

Готовность к сознательному выбору профессии определяется информированностью подростков о наиболее распространенных видах труда, поэтому не ограничиваемся профессией «штукатур», а рассказываем обучающимся с ОВЗ и об остальных направлениях обучения в техникуме. Используем такие формы профориентации, как беседа с презентацей о техникуме, ролевые и деловые игры, конкурсы, экскурсии для ознакомления с профессией: «Все умеют наши ручки», «Конкурс поделок», «Наш штукатур всегда в почете», «Экскурсии на строи-

тельные объекты», «Профессии наших родителей (конкурс рисунков)», так как участие родителей в самоопределении обучающихся достаточно велико. Для выпускников специальных коррекционных школ проводим мастер-классы по теме «Путешествие по городу штукатуров», где каждый обучающийся выступает в роли штукатура, осуществляет «примерку» будущей профессии. Данная форма носит практико-ориенти-рованный характер и вызывает большой интерес у школьников.

В ходе обучения делаем акцент на развитии общих способностей, умений и навыков студентов, применении индивидуальных форм работы, методов активизации познавательной сферы, удержания внимания, укреплении веры в собственные силы. Уже на этапе работы с абитуриентами знакомимся с медицинской и психологической диагностиками, которые имеются в личном деле обучающегося. Результаты диагностики позволяют учитывать особенности интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, темперамента и характера данной категории обучающихся при выборе профессии, а в дальнейшем при подборе средств, содержания, форм и методов обучения. Для формирования профессиональных представлений студентов о данной профессии организуем встречи с успешно работающими людьми в строительных сферах, выпускниками техникума и работодателями, привлекаем их к участию в конкурсах профессионального мастерства.

Результатом длительной, системной про-фориентационной работы «специальная коррекционная школа — техникум» является тот факт, что выпускники трудоустроены и в основном закреплены на рабочих местах Беловского городского округа.

1. Килина И. А. Современное состояние профессиональной ориентации обучающихся в Кемеровской области // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2015. — № 2 (18). — С. 126-131.

2. Сазонов А. Д. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, А. П. Меньшиков и др. — Москва : Высшая школа, 1989. — 272 с.

3. Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся / Педсовет.огд, 2012. — Режим доступа: http://pedsovet.org/forum/ topic10348.html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.