Научная статья на тему 'Профориентация в школе – путь к успеху'

Профориентация в школе – путь к успеху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
374
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профориентация в школе – путь к успеху»

сионального плана и построение профессиональной карьеры. Наряду с данным направлением профориентационной деятельности важными для региона являются реализация системы мероприятий по повышению престижа рабочих профессий на региональном, муниципальном уровнях (всего 8 методических разработок из 101 конкурсной работы представлено ОУ НПО), развитие системы социального партнерства, что нашло отражения и в итогах проведенного нами мониторинга.

Таблица 2 Направления современной

профориентационной работы

Приоритетные направления развития профориентационной работы Количество ответов респондентов (в %)

Развитие системы социального партнерства образовательных учреждений с работодателями, предприятиями и организациями экономической сферы 52

Реализация системы мероприятий по повышению престижа рабочих профессий 48

ИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ -

Положительным моментом выступает высокая активность участников конкурса, большое количество методических разработок, представленных специальными (коррекционными) образовательными учреждениями, которые имеют практическую значимость и профориентацион-ную ценность для Кемеровской области.

Дальнейшее развитие конкурсного профори-ентационного движения как средства повышения квалификации педагогов и активизации профориентационной работы в учреждениях общего и дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования, учреждениях интернатного типа, интеграции с иным педагогическим и профориентационным опытом связано с проведением областного конкурса для обучающихся и воспитанников «Рабочие профессии - будущее Кузбасса». Данный конкурс направлен на привлечение подростков и молодежи к выбору рабочих профессий, востребованных на рынке труда региона, и посвящен празднованию 70-летия Кемеровской области. Он стартует в январе 2013 года и приглашает к участию обучающихся и их руководителей-педагогов в следующих номинациях: «История рабочей профессии Кузбасса» (эссе); «Образ рабочего XXI века» (творческий фоторепортаж); «Рабочий - это звучит гордо!» (баннер).

ПРОФОРИЕНТАЦИЯ В ШКОЛЕ - ПУТЬ К УСПЕХУ

О. А. Федина, педагог-психолог ГОУ СПО «Беловский техникум технологий и сферы услуг»

Т. И. Маркевич, методист

Рациональное использование трудовых ресурсов является существенным фактором развития производства, торговли, сферы услуг и других видов экономической деятельности. Причины профессиональной неэффективной деятельности многочисленны, однако большая часть из них прямо связана с физиологическими, психическими, социальными особенностями работника. Труд работников должен быть производительным, однако не все люди в одинаковой мере способны освоить ту или иную профессию.

Профессия - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовленности и являющихся источником существования. Некоторые люди в короткое время могут овладеть трудовыми навыками, быстро достигают профессионального успеха, у других вхождение в профессию затягивается, человек теряет к профессии интерес и переходит к другому виду деятельности. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться с профессиональными интересами обучающихся, их склонностями, состоянием здоровья, необходимыми знаниями, умениями, навыками. Все эти проблемы помогает решать профориентация, которая является особой формой заботы общества о профессиональном становлении подрастающего поколения, в рамках проведения комплекса специальных мер содействия человеку в профес-

- ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПР1

сиональном самоопределении и выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и психофизиологических возможностей.

Психофизиологический отбор занимает особое место, так как психофизиологические исследования позволяют достаточно быстро и объективно измерять большое число психофизиологических характеристик человека. Каждый человек обладает определенными психофизиологическими особенностями. Поэтому можно говорить о том, что человек по своим природным данным более или менее подготовлен к успешному овладению определенной профессией. Каждой профессии, помимо ее словесного описания, соответствует определенная профессио-грамма. Для определения наиболее значимых профессиональных качеств преподавателями и психологом техникума была разработана про-фессиограмма по профессиям «повар-кондитер», «продавец, контролер-кассир». Професси-ограмма содержит требования к профессии и специалисту, обусловливающие успешность или неуспешность, удовлетворенность или неудовлетворенность личности, в процессе профессиональной деятельности. Данный материал активно используется в профориентационной работе со школьниками.

Таким образом, главной целью профориента-ционной работы является качественный и количественный набор учащихся в соответствии с психофизическими особенностями личности.

Задачи профориентационной работы:

- изучение и прогнозирование перспектив формирования контингента техникума;

- диагностирование психофизиологических особенностей школьников с целью исключения случайного выбора профессии;

- пропаганда уровня образовательной деятельности «БелТТиСУ»;

- создание привлекательного имиджа образовательного учреждения в городе;

- установление и укрепление постоянных контактов с коллективами школ и работодателями.

Профессиональная ориентация ГБОУ СПО «БелТТиСУ» как система деятельности включает в себя следующие компоненты:

- профинформацию;

- профессиограмму;

- профконсультацию;

- профессиональный отбор.

Профориентационная работа ведется в тесном контакте с профориентаторами школ. Эффективно проводятся совместные мероприятия:

- встречи с учащимися 9-11-х классов;

- совместная работа со школьным психологом с целью выявления мотивации по выбору профессии;

- дни открытых дверей в образовательном учреждении;

- парад профессий в школах;

- ярмарка ученических мест;

- родительские собрания в школе;

- сотрудничество со СМИ.

Результативность данных мероприятий во

многом зависит от качества выбранных средств.

Инструментарий профориентационной работы включает в себя:

- распространение печатной продукции с информацией об образовательном учреждении, которая должна быть содержательной и яркой;

- встречи с выпускниками в школах. Во время мероприятий в школах популярностью пользуются нестандартные формы рекламы: выступление студенческого театра эстрадных миниатюр, агитбригады и др.

В некоторых школах проводится «Парад профессий», который включает в себя беседу с выпускниками: она должна быть сжатой и содержать информацию по основным направлениям подготовки специалистов и преимущества образовательного учреждения перед другими. Если беседа затягивается, то часть информации не воспринимается, так как внимание рассеивается. Можно использовать такую форму подачи информации, как «от подростка к подростку». Беседа сопровождается показом видеофильма о техникуме. Визуализация видеоролика не будет эффективной, если за кадром идет сухой текст и его продолжительность более 5 минут. Главным преимуществом ролика может стать видеоряд в сопровождении песни или гимна образовательного учреждения. Во время праздника студенты нашего техникума показывают нарезку букетов (элементы карвинга) из овощей, формование булочных изделий, праздничную упаковку подар-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

ков, завязывание галстуков и платков, организуют продажу продукции учебно-производственного комплекса «Юные умельцы». Школьники могут увидеть и продегустировать фигурные булочки и мини-пирожные, изготовленные студентами.

Отдельно нужно отметить такое направление профориентационной работы, как работа с родителями выпускников 9-11-х классов:

- посещения родительских собраний в школах;

- распространение рекомендаций для родителей выпускников;

- организация встреч родителей с администрацией образовательного учреждения;

- семейные экскурсии по техникуму;

- индивидуальные консультации;

- вручение именных пригласительных билетов на день открытых дверей.

Один из важных пунктов профориентации -сотрудничество со СМИ. В средствах массовой информации публикуют и показывают материалы из жизни техникума.

При организации профориентационной работы широко используются компьютерные технологии, в частности: на сайте техникума открыта специальная страница для выпускников школ,

где абитуриент может ознакомиться с правилами приема по всем профессиям, специальностям, материалами о жизни техникума, мастер-классами с участием обучающихся.

Для привлечения абитуриентов из отдаленных территорий Беловского района представители техникума участвуют в конференциях «Престиж профессий», проводимых в онлайн-режиме Центром занятости. В 2012 году планируется проведение акции «Задай вопрос директору» так же в онлайн-режиме.

Все это позволяет создавать позитивный образ образовательного учреждения для выпускников школ и во многом определяет успех в качественном и количественном наборе контингента.

Подводя итог, можно сказать, что весь комплекс мероприятий по профориентационной работе выстроен с учетом психофизиологических особенностей школьников и нацелен на осознанный, правильный профессиональный выбор подростка. Это особенно важно, так как общеизвестно, что несоответствие индивидуальных особенностей человека требованиям профессии может быть источником самых неблагоприятных последствий для физического и психологического здоровья личности.

ПИРАМИДА МОЕЙ КАРЬЕРЫ

Г. В. Гзрасимова, методист ГБОУ СПО «Новокузнецкий транспортно-технологический техникум»

Выбор занятия, профессии в современном обществе исключительно дело случая. В этой области царит полнейший хаос, объясняющийся тем, что необходимость заработка заставляет браться за первое подвернувшееся под руку дело. При таком положении вещей общество не получает и доли того, что могла бы дать личность при более правильной организации распределения труда. Еще больший терпит ущерб сама личность, ...ибо труд без творчества есть рабство. Человек становится неудачником зачастую лишь потому, что ему в свое время не помогли найти его место, на котором он смог бы творчески выяснить себя, испытать радость и свободу от труда по призванию.

Н. С. Пряжников

Решение вопроса «кем быть», поиском которого неизбежно приходится заниматься каждому человеку на определенном этапе возрастного и социального развития, является жизненно важным не только для него лично, но и для обще-

ства в целом. Помочь молодому поколению в его профессиональном самоопределении призвана профессиональная ориентация.

Профессиональная ориентация является естественным продолжением всей педагогической работы с обучающимися и в каком-то смысле ее логическим завершением.

В законе Российской Федерации «Об образовании» (статья 14) говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации...».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.