педагогическая психология
Научная статья
УДК 159.9
https://d0i.0rg/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75
Особенности профессиональной мотивации студентов разного уровня академической успешности
Светлана В. Мужиченко*, Ирина В. Абакумова
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация * koriakinasvetlana2007@rambler.ru
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей профессиональной мотивации и готовности у студентов с разным уровнем академической успешности. Новизна исследования заключается в расширении, конкретизации и уточнении научных представлений об особенностях профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успешности в условиях трансформации современного образовательного пространства вуза. Системно представлены ресурсы и риски мотивации студентов, имеющих разную степень академической успешности. Во Введении представлено обоснование актуальности данного исследования. Обозначена теоретическая база исследования. Отражена постановочная часть исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования. В разделе «Методы» представлены характеристики выборки, описаны методы исследования. Представлены методики, использованные в исследовании: Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир, в модификации А. А. Реана); Методика «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская); Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель); Авторская анкета, направленная на выявление субъективной оценки академической успешности и удовлетворенности выбором профиля профессионального обучения. В разделе «Результаты» изложены данные, полученные в ходе применения выбранных методик, и их описание. Проведен сравнительный анализ профессиональных статусов, мотивации профессиональной деятельности и готовности у разных групп испытуемых. В разделе «Обсуждение результатов» рассмотрены позиции российских и зарубежных исследователей на тему взаимосвязи профессиональной мотивации с другими факторами профессиональной сферы студентов. Рассмотрены различные взгляды на профессиональную готовность и идентичность. В разделе «Заключение» в качестве выводов изложены основные интерпретации полученных данных. Установлено, что внутренняя профессиональная мотивация у студентов является источником профессионального саморазвития. Она направляет их в будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, активность и настойчивость в достижении поставленных целей.
Ключевые слова
профессиональная мотивация, профессиональное саморазвитие, профессиональная готовность, профессиональная идентичность, академическая успешность
Для цитирования
Мужиченко, С. В., Абакумова, И. В. (2022). Особенности профессиональной мотивации студентов разного уровня академической успешности. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 5(5), 64-75. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75
Research article
UDC 159.9
https://d0i.0rg/l 0.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75
Professional motivation features of students with different levels of academic success
Svetlana V. Muzhichenko*, Irina V. Abakumova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation * koriakinasvetlana2007@rambler.ru
Abstract
The article is devoted to studying the features of professional readiness and motivation of students with different levels of academic success. The novelty of the research lies in the expansion, concretization, and refinement of scientific theories about the professional motivation features of students with different levels of academic success in the conditions of the modern educational space transformation in the university. The resources and risks of motivating students with various degrees of academic success are systematically presented. The Introduction justifies the relevance of this study. The theoretical basis of the study is indicated. The statement part of the study is shown: the purpose, objectives, subject, and object of research. The Methods section presents the characteristics of the sample and describes the research methods. The study methodology also presented: K. Zamfir's Motivation of Professional Activity Method modified by A. A. Rean; The Occupational Preparedness Test by A. P. Chernyavskaya; The Study of the Status of Professional Identity Method by A. A. Azbel; The author's questionnaire aimed at identifying a subjective assessment of academic success and satisfaction with the choice of a vocational training profile. The Results section presents the data obtained during the application of the selected techniques and their description. A comparative analysis of professional statuses, motivation for professional activity and readiness in different sample groups was carried out. In the Discussion section, the ideas of Russian and foreign researchers about the correlation of professional motivation with other factors of students' professional sphere are considered. Various views on professional readiness and identity are considered. The Conclusion section outlines the main interpretations
педагогическая психология
of the data obtained. These interpretations are shown in the form of conclusions. It is established that the internal professional motivation of students is a source of professional self-development. It guides them into the future, providing productive goal-setting, activity and perseverance in achieving their goals.
Keywords
professional motivation, professional self-development, occupational prereadiness, professional identity, academic success
For citation
Muzhichenko, S. V., Abakumova, I. V. (2022). Professional motivation features of students with different levels of academic success. Innovative Science: psychology, pedagogy, defectoiogy, 5(5), 64-75. https://doi. org/10.23947/2658-7165-2022-5-5-64-75
Введение
В современной социально-экономической реальности проблемы успешного профессионального становления личности в период обучения в вузе приобретают все большую актуальность и особое практическое значение. Важность приобретает системное изучение особенностей, механизмов и условий формирования профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успешности. Профессиональная мотивация инициирует и направляет познавательную активность студента, стимулируя его участие в образовательных и социальных событиях вуза. Сегодня предъявляются особые требования к будущему специалисту, его когнитивной компетентности, мотивированности на непрерывное профессиональное развитие, обращается особое внимание на повышение академической успешности как основы становления профессионализма. Содержание и структура профессиональной мотивации определяет степень активности студентов с разной академической успешностью в продвижении в учебно-профессиональной деятельности. Актуальным в современном образовательном пространстве вуза является поиск детерминант, определяющих академическую успешность и способствующих развитию профессиональной мотивации студентов в условиях мобильности и неопределенности.
В психологии, на сегодняшний день, отмечается наличие дефицита предметных исследований механизмов детерминации профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успешности. Таким образом, актуальность изучения особенности профессиональной мотивации у студентов разного уровня академической успешности в современном вузе определяется соответствующим государственным и социальным заказом, наличием исследовательского интереса к данной проблеме, потребностями практики подготовки специалистов нового типа.
Научный интерес к исследованию психологических особенностей профессиональной мотивации студентов в современных условиях и изучению детерминант академической успешности основывается на основных теоретических позициях субъектно-деятельностного, компетентностного и ресурсного подходов. Современные отечественные психологи, изучающие профессиональную деятельность, показывают важность мотивации как в моделировании личностью процесса освоения профессии, так и в достижении успеха в дальнейшей профессионализации самоопределения личности (Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, П. Мучински, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, В. А. Селезнева, Л. А. Степнова) (Маркова, 1996).
Большое количество работ психологов посвящено исследованию возможностей повышения академической успешности студентов в условиях современных трансформаций системы высшего профессионального образования (В. А. Якунин, Е. И. Колесникова, М. Р. Шабалина, Г. Харман) (Якунин, 1998; Шабалина, 2009). В современной психологии показана необходимость развития субъектной позиции субъекта профессионального самоопределения как мотиватора его активности по освоению профессии (М. Г. Резниченко, Л. Н. Мазаева, О. М. Дементьева).
Одним из важных направлений исследования успешности профессионала сегодня является изучение условий и механизмов развития профессиональной мотивации (В. Э. Арутюнян, Е. В. Астапенко, В. Б. Бондарева, Н. В. Кузьмина).
Целью данного исследования является изучение особенностей профессиональной мотивации и готовности у студентов с разным уровнем академической успешности.
Предметом исследования являются особенности профессиональной мотивации студентов в связи с академической успешностью.
Эмпирическим объектом исследования выступили студенты очного обучения гуманитарного профиля.
В нашем исследовании были выдвинуты следующие гипотезы:
1. Мотивационный комплекс студентов-психологов с разным уровнем академической успешности может различаться;
2. Между внутренней и внешней положительной мотивацией и сформированной профессиональной идентичностью у студентов с разной академической успешностью может существовать взаимосвязь;
3. Между внешней положительной мотивацией и навязанной профессиональной идентичностью у студентов с разной академической успешностью может существовать взаимосвязь.
Теоретико-методологическими предпосылками исследования явились: системный, комплексный, компетентностный, ресурсный и акмеологический подходы; основные положения классификации подходов к изучению мотивации (Магомед-Эминов, 1998), основополагающие позиции изучения мотивации личности в гуманистической психологии (А. Маслоу); исследования мотивационно-смысловых ориентаций личности в профессиональной сфере (И. В. Абакумова, К. М. Гуревич, П. Н. Ермаков, Э. Ф. Зеер, Л. М. Митина); индикаторы академической успешности (В. А. Якунин, А. Анастази, М. А. Чошанов, Т. О. Гордеева, Н. В. Залесова, Г. Харман); концепция влияния способности к эффективному планированию и самоорганизации на успешность обучения (Т. А. Дворникова); теоретические положения исследования психологических и психофизиологических характеристик субъекта (Б. В. Блинова и В. П. Петрова); исследования детерминант успешности студентов (И. И. Юматова, В. А. Белых, Е. В. Желтова); теоретические представления о типах личности студентов (Б. Г. Рубин и Ю. С. Колесников).
Методы
При проведении работы использовался комплекс теоретических и эмпирических методов исследования: анализ научных источников, тестирование, методы качественной и количественной обработки полученных данных, их обобщения и анализа, содержательная интерпретация полученных результатов.
Выборку исследования составили студенты 4 курса гуманитарного факультета (бакалавры).
Группа высокоуспешных, (п = 23). Мужчины - 5; Женщины - 18. Возраст от 20 до 24 лет (средний возраст 21,4 года).
педагогическая психология
Гоуппа среднеуспешных (п = 21). Женщины - 21 человек. Возраст от 20 до 22-х лет (средний возраст 20,9 года).
С целью реализации цели исследования были использованы следующие диагностические методики:
1. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир, в модификации A. A. Pea на);
2. Методика «Профессиональная готовность» (А. П. Чернявская);
3. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель).
4. Авторская анкета, направленная на выявление субъективной оценки академической успешности и удовлетворенности выбором профиля профессионального обучения.
Математическая обработка данных включала стандартные методы математической статистики: подсчет среднего арифметического и стандартной ошибки. В ходе математической обработки применялись непараметрические методы математической статистики. Сравнение средних данных проводилось по U-критерию Манна-Уитни, а также осуществлялся корреляционный анализ с помощью коэффициента ранговой корреляции Спирмена.
Результаты
На первом этапе исследования было проведено анкетирование студентов, на предмет изучения субъективной оценки академической успешности и удовлетворенности выбором профиля профессионального обучения. Для анкетирования использовалась авторская анкета. Студенты, принимающие участие в анкетировании, были разбиты на две группы, в зависимости от академической успешности. Первую группу составили высокоуспешные студенты, средний балл которых выше 4,5 баллов, и которые не имеют академических задолженностей. Вторую группу составили среднеуспешные студенты, средний балл успеваемости которых составил - 3,9 балл, у 14,3 % студентов этой группы имеются академические задолженности.
На основании проведенного анализа анкетных данных можно сделать следующий вывод: в целом группа студентов-психологов продемонстрировала положительное отношение к выбору профессии, около 10% высокоуспешных студентов отметили, что они ошиблись с выбором профессии, в то время как в группе среднеуспешных ошибочность и сомнение в правильности выбора показали 28,5 % студентов. Студенты со средней академической успешностью также в большей степени продемонстрировали нежелание осуществить повторный выбор данной профессии.
Таким образом, группа среднеуспешных студентов характеризуется большей профессиональной неопределенностью и противоречивостью, по сравнению с высокоуспешными студентами.
На следующем этапе эмпирического исследования была изучена профессиональная готовность с помощью модифицированного варианта методики А. П. Чернявской «Профессиональная готовность». С помощью данной методики были выявлены критерии профессиональной готовности студентов (Рис. 1).
Выраженность шкал «Автономность», «Принятие решений», «Планирование» находится в пределах значений выше среднего и высоких, что свидетельствует о сформированной готовности студентов к профессиональной деятельности.
Шкала «Информированность» имеет низкие значения, что говорит о том, что при выборе
профессии респонденты недостаточно использовали информационную осведомленность о специфике профессии.
Результаты по подгруппам (средние значения)
Среднеуспешные Высокоуспешные
Рисунок 1. Выраженность критериев профессиональной готовности у студентов-психологов с разным уровнем академической успешности.
Шкала «Эмоциональное отношение» отражает положительное отношение к выбору именно данной профессии и имеет большое значение при принятии решения относительно будущей профессии.
Сравнительный анализ выраженности шкал профессиональной готовности в зависимости от академической успешности показал, что студенты с разной академической успешностью демонстрируют сформированную профессиональную готовность к осуществлению будущей деятельности. На уровне средних значений выявлены незначительные различия в выраженности критериев готовности. Анализ с помощью 11-критерия Манна-Уитни не выявил статистически значимых различий.
С целью изучения статусов профессиональной идентичности была использована «Методика изучения статусов профессиональной идентичности».
Согласно полученным результатам около половины студентов (48,5%) имеют сформированную профессиональную идентичность.
Профессиональный статус «неопределенный» у 24,2% имеет низкую степень выраженности, что говорит о том, что все студенты, принимающие участие в исследовании, определились с профессиональным статусом.
Навязанный профессиональный статус не свойственен данной выборке.
Мораторий, или кризис выбора, выражен у 48,5 % студентов. Мораторий определяет состояние, которое характерно для человека, исследующего альтернативные варианты дальнейшего
педагогическая психология
профессионального развития и активно пытающегося выйти из этого состояния, приняв осмысленное решение о своем будущем.
Анализ результатов по группам показал, что наибольшие различия наблюдаются по статусам «мораторий» и «сформированная профессиональная идентичность» (Рис. 2).
В целом в группе {%)
97
75,8
1 48,5 39 448'5
ооо о з о о щ ^ о з 2 |
Неопределенная Навязанная Мораторий Сформированная
■ Не выражен и Ниже среднего Средняя степень Выше среднего к Ярко выражен
Рисунок 2. Выраженность статусов профессиональной идентичности у студентов-психологов.
Выраженность статуса «мораторий» более характерна для группы студентов со средней академической успешностью (42,9%).
Ярко переживают кризис профессиональной идентичности более 20% студентов с высокой успеваемостью и только 7% среднеуспешных студентов.
Сильно выраженная сформированная профессиональная идентичность характерна для более половины студентов (52,6%) с высокой академической успешностью., и, вместе с этим, выраженность выше среднего и сильная выраженность сформированной идентичности выявлена у 92,9% среднеуспешных студентов.
Данные факты свидетельствуют о готовности большинства среднеуспешных и высокоуспешных студентов к осуществлению профессиональной деятельности выбранного профиля. Однако больше 15% высокоуспешных студентов не продемонстрировали уверенность в правильности принятого решения относительно их профессионального будущего.
Таким образом, можно заключить, что большинство студентов-психологов обеих групп имеют сформированную профессиональную идентичность. При этом пятая часть высокоуспешных студентов переживает кризис выбора профессии и не до конца уверена в правильности своего профессионального выбора несмотря на то, что у них высокая мотивация. Возможно, эти студенты имеют высокую потребность в обучении, но не до конца еще определились с будущей профессиональной реализацией.
120 100 80 60 40 20 0
С целью изучения особенностей профессиональной мотивации студентов с разным уровнем академической успешности был проведен корреляционный анализ с помощью коэффициента Спирмена.
На основании полученных результатов можно заключить, что в группе среднеуспешных студентов наблюдаются все виды профессиональной мотивации, проявляющиеся в зависимости от выраженности автономности и эмоциональной зрелости респондентов. Внутренняя и внешняя положительная мотивации имеют прямые связи со сформированной профессиональной идентичностью и обратную связь с неопределенной профессиональной идентичностью.
Внешняя отрицательная мотивация имеет обратную связь со сформированной идентичностью и прямые связи с несформированной, навязчивой и неопределенной (мораторий). Профессиональная неопределенность обуславливается отсутствием позитивной мотивации на профессиональную деятельность.
Изучение корреляционных связей между видами профессиональной мотивации, профессиональной готовностью и статусами профессиональной деятельности показало, что у группы высокоуспешных студентов выявлено значительно меньше связей.
Установлено, что внутренняя мотивация у высокоуспешных студентов имеет прямые корреляционные связи с внешней положительной мотивацией и планированием. Такие студенты размышляют о возможных вариантах профессионального развития, примеряют на себя различные профессиональные роли, стремятся как можно больше узнать о будущей специальности и путях ее получения.
В данной группе студентов выявлена обратная связь с внешней отрицательной мотивацией, что говорит о том, что, чем выше выражена внутренняя мотивация, тем выше понимание своего профессионального выбора, тем ниже внешняя отрицательная мотивация. Такие студенты полагаются на себя и способны представлять свою будущую профессиональную карьеру.
Обсуждение результатов
В современной психологии акцентируется внимание на том, что в студенческом возрасте происходит интенсивное становление способности самодетерминации личностного и профессионального роста, возрастает инициативность и ответственность (Малиновская, 2020). В студенческий период происходит становление готовности к пролонгированному личностному и профессиональному самоопределению, развивается устойчивое стремление к самореализации, осуществляется самопроекция в будущее, формируется личностная позиция, происходит развитие профессиональной направленности (Малиновская, 2020), и высокая внешняя и внутренняя мотивация может стать основой формирования профессиональной идентичности, ощущением себя как специалиста определенной области, и фактором того, что студент будет стремится развивать необходимые для выбранной им профессиональной деятельности навыки, превращая, таким образом, представление об успешном усвоении профессии в реальность. В исследованиях Р. А. Молдабаевой и Д. А. Жансериковой указывается, что в процессе овладения профессией возрастает роль внутренней мотивации, связанной с самореализацией, самоактуализацией, самоутверждением себя как профессионала (Молдабаева, Жансерикова, 2020). Кроме того, внутренняя мотивация выступает источником интереса и вовлеченности в деятельность, связанную с профессией (Fishbach, Woolley, 2022; Zhanguzhinova, Magauova, Satova, Mamanova, 2018).
T. О. Гордеевой и О. A. Сычевым, в качестве критериев академической успешности студента в педагогической психологии, рассматривается следующий ряд позиций: уровень академической
педагогическая психология
успеваемости, позитивные оценки достижений, заинтересованность и мотивированность, конструктивность способов интеллектуальной деятельности, высокая активность, высокий темп длительности (Гордеева, Сычев, 2017).
Согласно И. В. Абакумовой, М. В. Годунову и Д. В. Пенькову, профессия приобретает личностный смысл, если индивид видит ее как источник предоставления возможностей, способ удовлетворения его потребностей и интересов, и, соответственно, таким образом профессия становится более субъективно привлекательной для человека (Абакумова, Годунов, Пеньков, 2019). Личностный смысл, проявляющийся через эмоциональную окраску профессиональной деятельности, может сформировать положительное отношение к выбору определенной профессии. Осознание своего профессионального выбора, связанного с высокой внутренней мотивацией, будет способствовать представлению студентом своей будущей карьеры, а значит и облегчать выстраивание вектора развития, освоение которого понимается им как результат его собственных усилий.
В современных условиях большое значение приобретает смыслообразующая функция мотивации (Леонтьев, 2002). Сформированная внутренняя мотивация участвует в организации и планировании активности, направленной на удовлетворение потребности, определяя адекватные конкретной ситуации виды деятельности и действия по достижению результата. Т. А. Дворниковой подчеркивается связь субъективного контроля студентов, личностно-мо-тивационного ресурса, самостоятельности в выдвижении целей, способности к эффективному планированию и самоорганизации с успешностью обучения (Дворникова, 2011; Osodlo, Perepeliuk, Kovalchuk, Osadchenko, Vintoniak, 2020). В нашем исследовании высокоуспешные студенты также демонстрировали способность к планированию своей деятельности, самообразованию и саморазвитию.
В работах Т. Н. Щербаковой и Т. В. Лободы, Л. М. Митиной показано, что успешность профессиональной деятельности зависит от мотивации, целеполагания и стремления к росту и достижениям (Щербакова, Лобода, 2021; Митина, 2005), что согласуется с полученными в этом исследовании результатами.
Заключение
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы: -мотивационный комплекс студентов-психологов с разным уровнем академической успешности различается, наиболее оптимальная мотивационная направленность наблюдается у высокоуспешных студентов (ВМ > ВПМ > ВОМ), что говорит о подтверждении первой гипотезы исследования; -установлено, что между внешней положительной мотивацией и автономностью и эмоциональным отношением у среднеуспешных студентов существует прямая связь; -установлено, что внешняя отрицательная мотивация у среднеуспешных студентов имеет прямые корреляционные связи с несформированной, навязанной профессиональными идентичностями и мораторием и обратные связи со сформированной идентичностью, планированием и автономностью; -установлено, что между внутренней и внешней положительной мотивацией и неопределенной профессиональной идентичностью у высокоуспешных и среднеуспешных студентов наблюдается обратная умеренная корреляционная связь;
-установлено, что между внутренней и внешней положительной мотивацией и сформированной профессиональной идентичностью у высокоуспешных и среднеуспешных студентов наблюдается прямая умеренная связь, что подтверждает вторую гипотезу исследования, -установлено, что между внешней положительной мотивацией и навязанной профессиональной идентичностью у студентов с разной академической успешностью может существует взаимосвязь, что подтверждает третью гипотезу.
Таким образом, можно заключить, что внутренняя профессиональная мотивация является источником профессионального саморазвития. Она направляет в будущее, обеспечивая продуктивное целеполагание, поддерживает активность и настойчивость в достижении поставленных целей.
Литература
Абакумова, И. В., Годунов, М. В., Пеньков, Д. В. (2019). Стратегии смыслообразования: переход
https://
doi.org/10.21702/rpj.2019.1.3 Гордеева, Т. О., Сычев, О. А. (2017). Мотивационные профили как предикторы саморегуляции и академической успешности студентов. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 7, 67-87.
Дворникова, Т. А. (2011). Мотивация учебной деятельности и саморегуляция студента. Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика, 3, 79-84.
Леонтьев, В. Г. (2022). Мотивация и психологические механизмы ее формирования. Новосибирск:
Новосибирский полиграфкомбинат. Магомед-Эминов, М. Ш. (1998). Трансформация личности. М.: Психоаналитическая ассоциация. Малиновская, А. С. (2020). Анализ психологических особенностей студентов с различным уровнем профессиональной идентичности. Психология и педагогика в Крыму: пути развития, 2, 179-186.
Маркова, А. К. (1996). Психология профессионализма (монография). М.: Знание. Митина, А. М. (2005). Зарубежные исследования учебной мотивации взрослых. Психология обучения, 1, 56-65.
Молдабаева, Р. А., Жансерикова, Д. А. (2020). Особенности структуры профессиональной
мотивации студентов. Инновационная наука, 1, 119-122. Шабалина, М. Р. (2009). Педагогические условия повышения академической успешности студентов. Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2-3, 59-63. Щербакова, Т. Н., Лобода, Т. В. (2021). Моделирование успешного профессионального развития специалистов в вузе: психологические технологии. Национальное здоровье, 4,181-192. Якунин, В. А. (1998). Педагогическая психология. СПб.: Полиус.
Fishbach, A., Woolley, К. (2022). The structure of intrinsic motivation. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 9, 339-363. https://doi.Org/10.1146/ annurev-orgpsych-012420-091122 Osodlo, V. I., Perepeliuk, T. D., Kovalchuk, O. P., Osadchenko, I. I., Vintoniak, V. F. (2020). The development of professional motivation of the activity subject under specific conditions. Journal of Intellectual Disability-Diagnosis and Treatment, 8(2), 196-204. https://doi. org/10.6000/2292-2598.2020.08.02.15
педагогическая психология
Zhanguzhinova, М., Magauova, A., Satova, А., Mamanova, А. (2018). The study of student's motivation for future professional activity. Rural Environment Education. Personality, 77, 155-169. https://doi.org/10.22616/REEP.2018.019
References
Abakumova, I. V., Godunov, M. V., Penkov, D. V. (2019). Meaning-Building Strategies: Transition From Duality to Trialectics. Russian Psychological Journal, 76(1), 52-76. https://doi.org/10.21702/ rpj.2019.1.3. fin Russ.).
Dvornikova, T. A. (2011). The motivation of academic work and student's self-regulation. Bulletin of St. Petersburg University. Series 12. Psychology. Sociology. Pedagogy, 3, 79-84. (in Russ.).
Fishbach, A., Woolley, K. (2022). The structure of intrinsic motivation. Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior, 9, 339-363. https://doi.org/10JJL46Z annurev-orgpsych-012420-091122
Gordeeva, Т. O., Sychev, O. A. (2017). Motivational profiles as predictors of students' self-regulation and academic achievement. Bulletin of Moscow University. Series 14: Psychology, 1,67-87. (in Russ.).
Leontiev, V. G. (2022). Motivation and psychological mechanisms of its formation. Novosibirsk: Novosibirsk Printing Plant, (in Russ.).
Magomed-Eminov, M. Sh. (1998). Personality transformation. Moscow: Psychoanalytic Association, (in Russ.).
Malinovskaya, A. S. (2020). The psychological characteristics analysis of students with different professional identity. Psychology and Pedagogy in Crimea: Ways of Development, 2, 179-186.
Markova, A. K. (1996). Psychology of professionalism (monograph). Moscow: Znanie. (in Russ.).
Mitina, A. M. (2005). Foreign studies of educational motivation in adults. Psychology of learning, 7, 56-65. (in Russ.).
Moldabaeva, R. A., Zhanserikova, D. A. (2020). Features of the professional motivation structure in students. Innovative science, 7, 119-122.
Osodlo, V. I., Perepeliuk, T. D., Kovalchuk, O. P., Osadchenko, I. I., Vintoniak, V. F. (2020). The development of professional motivation of the activity subject under specific conditions. Journal of Intellectual Disability-Diagnosis and Treatment, 8(2), 196-204. https://doi. org/10.6000/2292-2598.2020.08.02.15
Shabalina, M. R. (2009). Pedagogical conditions of raising academic successful neff of the students. Bulletin of Vyatka State University for the Humanities, 2-3, 59-63. (in Russ.).
Shcherbakova, T. N., Loboda, Т. V. (2021). Modeling successful professional development of specialists in higher education: psychological technologies. National Health, 4,181-192. (in Russ.).
Yakunin, V. A. (1998). Pedagogical psychology. St. Petersburg: Polius. (in Russ.).
Zhanguzhinova, M., Magauova, A., Satova, A., Mamanova, A. (2018). The study of student's motivation for future professional activity. Rural Environment. Education. Personality, 77, 155-169. https://doi.org/10.22616/REEP.2018.019
Информация об авторах
Светлана Валериевна Мужиченко - студент 3 курса магистратуры, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail:
koriakinasvetlana2007@rambler.ru: ORCID: https://orcid.org/0000-0002-768Q-3585
Ирина Владимировна Абакумова - доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой общей и консультативной психологии, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация. E-mail: abakira@ mail.ru: ORCID: http://orcid.ora/0000-0003-2202-2588
Author Information
Svetlana Valerievna Muzichenko - 3rd year master's student, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: koriakinasvetlana2007@rambler.ru: ORCID: https:// orcid.ora/0000-0002-7680-3585
Irina Vladimirovna Abakumova - Dr. Sei. (Psychology), Professor, Academician of the Russian Academy of Education, Head of the Department of General and Consultative Psychology, Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation. E-mail: abakira@mail.ru: ORCID: http://orcid.org/0000-0003-22Q2-2588
Информация о конфликте интересов
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.