Научная статья
УДК [378.015.324:378.068]: 159.9.072 йО!: 10.17853/2686-8970-2021-5-45-60
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Юлия Александровна Мехоношина
магистрант
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3600-3636
Светлана Сергеевна Котова
кандидат педагогических наук, доцент, директор Института психолого-педагогического образования
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Россия
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9366-1451
Екатерина Сергеевна Холопова
аспирант
Российский государственный профессионально-педагогический университет,
Екатеринбург, Россия
[email protected], ЬНрз://огс1с1. огд/0000-0001-9857-6988
Аннотация. Описаны результаты исследования профессиональной идентичности и мотивации деятельности обучающихся. Представлен обзор современных зарубежных и отечественных исследований, посвященных феномену профессиональной идентичности, особенностям мотивации профессиональной деятельности,
© Мехоношина Ю. А., Котова С. С., Холопова Е. С., 2021 МЭЮНГ. 2021. № 5 (8)
45
в частности волонтерской. Рассмотрена добровольческая деятельность как направление самореализации и профессионального становления личности. Выявлены статистически значимые различия психологических особенностей профессиональной идентичности и социально-психологических установок студентов-волонтеров и студентов, не участвующих в волонтерской деятельности.
Ключевые слова: профессиональная идентичность, волонтерская деятельность, мотивация деятельности, студенты
Для цитирования: Мехоношина Ю. А., Котова С. С., Холопова Е. С. Психологические особенности профессиональной идентичности и мотивации студентов, занимающихся волонтерской деятельностью // Инновационная научная современная академическая исследовательская траектория (ИНСАЙТ). 2021. № 5 (8). С. 45-60. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-45-60.
Original article
PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY AND MOTIVATION OF STUDENTS ENGAGED IN VOLUNTEER ACTIVITIES
Yulia A. Mekhonoshina
Master's student
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0003-3600-3636
Svetlana S. Kotova
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Director of the Institute of Psychological and Pedagogical Education
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
[email protected], https://orcid.org/0000-0002-9366-1451
Ekaterina S. Kholopova
PhD student
Russian State Vocational Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia
https://orcid.org/0000-0001-9857-6988
Abstract. The results of the study of professional identity and motivation of student activities are described. The article presents the review of modern foreign and domestic
46
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
studies devoted to the phenomenon of professional identity, the peculiarities of motivation for professional activity, in particular volunteering. The article considers voluntary activity as an aspect of personal self-realization and professional development. Statistically significant differences in the psychological characteristics of professional identity and socio-psychological attitudes of volunteers and students who do not participate in volunteer activities are revealed.
Keywords: Professional identity, volunteer activities, motivation for activity, students
For citation: Mekhonoshina Y. A., Kotova S. S., Kholopova E. S. Psychological features of professional identity and motivation of students engaged in volunteer activities // INSIGHT. 2021. № 5 (8). P. 45-60. https://doi.org/10.17853/2686-8970-2021-5-45-60.
Современные российские экономические и социальные условия обусловливают возникновение трансформации в сфере профессиональной деятельности, что, в свою очередь, изменяет требования к подготовке специалистов. Конкурентоспособность профессионала на рынке труда и успешность реализации его трудовой деятельности в настоящее время зависят от наличия не только профессиональных знаний, умений и навыков, но и комплексных образований, включающих личностные особенности человека.
Усложнение требований к подготовке специалистов приводит к трансформации системы образования, в том числе высшего профессионального образования. Так, одной из целей образования подготовки становится формирование профессиональной идентичности как самоопределения личности в рамках профессионального сообщества [1].
Понятие идентичности в зарубежной психологической науке активно изучается в рамках различных научных школ, в каждой из которых сложилась определенная точка зрения на сущность и содержание данного феномена.
Так, M. J. Migdal, B. Mullen, D. Rozell рассматривают влияние социального контекста жизни и факторов становления профессионала на процесс формирования профессиональной идентичности [2].
В то же время J. Matthews, A. Bialoctrkowski и M. Molineux полагают, что профессиональная идентичность представляет собой элемент личностной идентичности и обеспечивает успешность адаптационного процесса в профессиональной среде, является одним из доминирующих факторов профессиональной деятельности, обусловливающих заинтересованность в работе, компетентность и профессиональную пригодность [3].
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
47
В современной отечественной психологии идентичность часто становится предметом научных изысканий. С феноменом профессиональной идентичности связаны работы Р. И. Амировой [4], Е. Г. Беляковой, И. Г. Захаровой [5], С. В. Кучеренко [6], Л. Е. Солянкиной, Т. С. Тимофеевой [7], Ю. А. Сыченко [8], В. Е. Чариной [9], Л. Б. Шней-дер [10] и др. Разработке теоретических основ профессионального становления и изучению различных аспектов профессионализма посвящены исследования Э. Ф. Зеера [11], Н. Л. Ивановой, Е. В. Коневой [12] и др.
Согласно Э. Ф. Зееру, профессиональную идентичность следует рассматривать через понятие профессионального Я-образа [11], по мнению Л. Б. Шнейдер, - через идентификацию и отчуждение [10].
В работе Н. Л. Ивановой и Е. В. Коневой подчеркивается, что профессиональная идентичность формируется в процессе выявления существенных связей внутри и вне профессии, установления их отличий, данное качество личности связано с общей информационной основой деятельности, а также с целостными эталонами типичных профессиональных событий и индивидуализированных концептуальных схем профессионального поведения [12].
Таким образом, позиции зарубежных и отечественных исследователей во многом схожи, отмечается влияние профессиональной идентичности и степени ее сформированности на общую успешность специалиста в профессии [13]. Однако если отечественные авторы при изучении рассматриваемого феномена акцентируют внимание на процессе идентификации, выделение формирующих ее факторах, то зарубежные авторы в своих работах анализируют степени развития идентичности в контексте адаптации и успешности [14].
Профессионально ориентированная деятельность в период обучения содействует становлению профессиональной идентичности студента. Например, волонтерская деятельность предоставляет широкий круг возможностей для самореализации молодежи в различных сферах и областях жизни, создает условия для формирования личности, отличающейся активной жизненной позицией, конструктивным мышлением, умением самостоятельно принимать решения, проявлять инициативу, преодолевать трудности профессионального, социального и личностного характера.
48
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
В настоящее время волонтерское движение активно развивается не только в России, но и во всем мире. Совершенствуется деятельность уже зарекомендовавших себя волонтерских организаций, появляются новые объединения, которые привлекают к волонтерской деятельности все большее число добровольцев, желающих оказывать помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
На наш взгляд, мотивацию профессиональной и волонтерской деятельности можно рассматривать в качестве критерия сформированной профессиональной идентичности и успешности в будущей профессии. Мотивация - источник активности личности, совокупность, система разного рода факторов, определяющих поведение и деятельность человека, мотивирующих его к действию.
В наши дни феномен профессиональной мотивации является объектом изучения многих исследований в психологической науке. По мнению А. А. Крыловой и С. А. Маничевой, профессиональная мотивация представляет собой действие конкретных побуждений, которые обусловливают выбор профессии и продолжительное выполнение обязанностей, связанных с этой профессией [15].
Исследования мотивации волонтерской деятельности описаны в работах как зарубежных авторов, например, A. M. Omoto, M. Snyder [16], так и отечественных, например, Т. Г. Нежина, К. А. Петухова, Н. И. Че-четкина, И. С. Миндарова [17] и А. А. Клепикова [18].
Так, A. M. Omoto, M. Snyder определили основные мотивы волонтерской деятельности: вера в определенный набор ценностей, стремление к получению новых знаний и опыта, желание встретить близких по духу людей, потребность в идентификации, принадлежности к группе [16].
Проанализировав типы мотивации, которые обусловливают выбор волонтерской деятельности (религиозное служение, карьерные установки, расширение социальных связей, «альтруистические» и «гуманистические» соображения), А. А. Клепикова отмечает, что часто люди решают присоединиться к группе волонтеров исходя из альтруистических соображений. Как правило, альтруизм, определяемый самими волонтерами как бескорыстное желание помочь, является одним из главных мотивов добровольческой деятельности, но в дальнейшем они определяют свою деятельность уже в терминах самореализации, обогащения собственной личности, а не заботы о благе другого [18].
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
49
Образовательная организация выступает площадкой для формирования профессиональных ценностей, мировоззрения, идентичности обучающегося, а также проявления его профессиональных интересов и склонностей. При этом волонтерство у студентов является способом удовлетворения потребностей социального характера. Т. И. Бессонова рассматривает его как вариант проявления альтруистической направленности деятельности, как ценностную ориентацию (служение людям) [19]. Изучение мотивации к волонтерской деятельности представляет особый интерес, так как ее результат не конкретен и не материален [20].
Институтом психолого-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» в апреле 2021 г. было проведено эмпирическое исследование, цель которого - изучение профессиональной идентичности, мотивации деятельности и социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере у студентов, занимающихся волонтерской деятельностью.
В качестве гипотезы исследования выделено предположение о том, что психологические особенности мотивации и профессиональной идентичности студентов-волонтеров и студентов, не участвующих в волонтерской деятельности, отличаются. Кроме того, мы считаем, что волонтерство в силу своей практикоориентированности и профессиональной направленности, будет способствовать формированию профессиональных преставлений и становлению профессиональной позиции.
Исследование проводилось с помощью методики изучения профессиональной идентичности (МИПИ) Л. Б. Шнейдер [10], диагностики социально-психологических установок личности в мотивацион-но-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной, методики К. Замфир в модификации А. А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» [21].
Выборку исследования составили 365 студентов ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», в возрасте от 20 до 22 лет (средний возраст - 21,15): группа 1 (182 чел.) -респонденты активно включены и занимаются волонтерской деятельностью, группа 2 (183 чел.) - студенты, не участвующие в волонтерстве.
50
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
Результаты методики изучения профессиональной идентичности Л. Б. Шнейдер свидетельствуют о том, что большинство студентов находятся в состоянии кризиса идентичности (стадия «мораторий»), уже имея способности к самоанализу сквозь призму профессии, не обладают уверенностью в себе как профессионале.
43,75 % студентов отличаются достигнутой позитивной идентичностью: характеризуются сформированными целями, ценностями и установками в профессии, позитивным самоотношением, способны анализировать собственную деятельность и осознавать имеющиеся трудности и риски, а также преимущества, имеют представления о своей профессии и своем месте в ней, идентифицируют себя с профессиональным сообществом и социумом в целом.
12,5 % студентов находятся на стадии диффузной идентичности, т. е. не стремятся к активному формированию собственных целей, взглядов и ценностей, самоопределению, возможно, профессия и учебное заведение ими выбраны под воздействием внешних факторов, поэтому не вызывают интереса и не мотивируют на профессиональное развитие.
Рассмотрим результаты МИНИ в выделенных группах.
В группе 1 результаты высокие, что говорит о сформированно-сти идентичности, большинство волонтеров находятся на стадии достигнутой позитивной идентичности - 65 %, отличаются сформированными целями, ценностями и взглядами, ощущают себя частью профессионального сообщества, тогда как 35 % студентов-волонтеров проходят через кризис идентичности - стадию моратория.
В группе 2 большинство респондентов находятся на стадии моратория, т. е. проходят кризис идентичности (52,5 %), 25 % - на стадии диффузной идентичности, характеризуются несформированностью целей, ценностей и установок, неудовлетворенностью собой, трудностями идентификации (с представителями профессии). Ригидность и возможные внутриличностные конфликты могут привести к кризису идентичности. Возможен вариант развития по позитивному пути к достигнутой идентичности, вероятен и поворот к стадии преждевременной идентичности, на которой человек не принимает решений
МЭЮНГ. 2021. № 5 (8)
51
о собственной жизни, а процессы самоопределения и самоидентификации проходят под влиянием преимущественно внешних факторов. Также во 2-й группе присутствуют студенты, которые уже достигли позитивной профессиональной идентичности - 22,5 % (рис. 1).
Рис. 1. Результаты методики изучения профессиональной идентичности, %: а - группа 1; б - группа 2;
И - достигнутая позитивная идентичность; Ш - мораторий;
0 - диффузная идентичность
Результаты методики К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности» показали преобладание у студентов преимущественно внутренней мотивации, и, менее выражены внешняя положительная и внешняя отрицательная мотивации, в целом по выборке можно говорить об оптимальном мотивационном комплексе: наибольшую значимость имеют внутренние мотивы, собственные интересы и склонности, способности и предпочтения респондентов, далее - влияние внешних факторов, положительных (например, социальный статус или материальное вознаграждение), а также отрицательных (желание избежать неудач и неуспеха).
Положительный оптимальный мотивационный комплекс развит у 53 % обучающихся, тогда как у 47 % респондентов он имеет отрицательную направленность, что говорит о большем влиянии именно внутренних факторов, на 20 % студентов оказывают воздействие от-
52
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
рицательные мотивы (мотивация избегания негативных событий и неудач), 27 % респондентов отличаются стремлением к более высокому статусу и положению, денежному заработку (положительная мотивация).
Результаты по группе 1 демонстрируют преимущество внутренней мотивации - 57 %, у 23 % респондентов развитиа внешняя положительная мотивация и у 20 % - внешняя отрицательная, что позволяет говорить о наиболее оптимальном мотивационном комплексе.
В группе 2 также преобладает преимущественно внутренняя мотивация - 48 %, внешняя положительная мотивация установлена у 27 % респондентов, внешняя отрицательная - у 25 %, что тоже позволяет говорить о наиболее оптимальном мотивационном комплексе (рис. 2).
Рис. 2. Результаты методики К. Замфир в модификации А. Реана «Мотивация профессиональной деятельности», %: а - группа 1; б - группа 2;
И - внутренняя мотивация; Е - внешняя положительная мотивация;
И - внешняя негативная мотивация
Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Нотемкиной показали, что в целом показатели различных установок (на результат, процесс, эгоизм, свободу, альтруизм, деньги, власть, труд) находятся
МвЮНГ. 2021. № 5 (8)
53
на среднем уровне: студенты могут быть ориентированы на разные сферы жизни, преобладание каких-либо высоких или низких данных по всей выборке отсутствует (рис. 3).
Рис. 3. Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Нотемкиной
Результаты по группе 1 показали, что студенты-волонтеры могут быть ориентированы на разные сферы жизни (средний тестовый показатель), преобладают установки на процесс жизни и альтруизм, т. е. обучающиеся ориентированы на то, чтобы прожить насыщенную жизнь, полезную для общества (рис. 4).
Для группы 2 также характерен средний уровень развития установок, т. е. студенты могут быть ориентированы на разные сферы жизни, но преобладают установки на финансовый достаток (заработок) и результат (успех) жизни (рис. 5).
54
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
Процесс
Труд
Рис. 4. Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной в группе 1
Процесс
Труд
Рис. 5. Результаты диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О. Ф. Потемкиной в группе 2
МЭЮНГ. 2021. № 5 (8)
55
В рамках исследования для подтверждения гипотезы о том, что существуют различия психологических особенностей студентов-волонтеров и студентов, не участвующих в волонтерской деятельности, был проведен сравнительный анализ полученных данных, с помощью непараметрического Ц-критерия Манна-Уитни. Его результаты показали наличие статистически значимых различий в двух группах по уровню профессиональной идентичности, в ориентациях на процесс, альтруизм и деньги.
Более высокий уровень профессиональной идентичности характерен для студентов-волонтеров, что может быть обусловлено тем, что добровольческая деятельность выступает в качестве профессиональной (накопление практического опыта), способствует становлению коллектива, его функционированию, а также характеризуется количественным и качественным результатом, оценка которого позволяет сформировать представления о собственной успешности (самоотношение к себе как профессионалу). Студенты, участвующие только в учебно-профессиональной деятельности, не обладают опытом практической деятельности, профессиональная идентичность развивается в меньшей степени. Во-лонтерство требует высокого уровня мотивации и заинтересованности как в процессе, так и результате деятельности. Сформированная мотивация, в свою очередь, может выступить основой для развития ценностей, установок и целей деятельности, а значит и профессиональной идентичности (рис. 6).
к
I
ш т го
I
со
го н о
с5 го
!Т
35
25
15
Группа 1 Группа 2
Рис. 6. Результаты сравнительного анализа по уровню профессиональной идентичности, медианы
5
56
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
Для студентов-волонтеров в большей степени характерны ориентации на процесс и альтруизм, что объясняется имеющейся у них установкой на помощь окружающим и обществу в целом, волонтерст-во не приносит непосредственной прибыли или иного материального результата, поэтому стремление к финансовому благополучию у таких студентов ниже, нежели у тех обучающихся, кто не заинтересован в добровольческой деятельности (рис. 7).
X
ф
т
03 X
со
03
о
03
10 8 6 4 2 0
6,65
5,00
Ориентация на процесс
6,52
4,82
Ориентация на альтруизм
6,30
4,97
V/.
Ориентация на деньги
Рис. 7. Результаты сравнительного анализа по уровню ориентация на процесс, альтруизм и деньги, медианы: И - группа 1; О - группа 2
Подводя итог, можно сделать следующие выводы:
1. Большинство респондентов характеризуются кризисом идентичности, не обладают уверенностью в себе как профессионале.
2. В целом по выборке можно говорить о наиболее оптимальном мотивационном комплексе у студентов, наибольшую значимость имеют внутренние мотивы.
3. Ориентации на различные сферы жизни у респондентов развиты на среднем уровне.
4. Проведенный сравнительный анализ показал, что существуют статистически значимые различия психологических особенностей мотивации и профессиональной идентичности студентов-волонтеров и студентов, не участвующих в волонтерской деятельности.
МЭЮНГ. 2021. № 5 (8)
57
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования полученных результатов в дальнейшей разработке проблематики формирования профессиональной идентичности студентов (психолого-педагогическое сопровождение процесса на этапе профессиональной подготовки), выявления особенностей профессиональной мотивации волонтерской деятельности и взаимосвязи этих феноменов.
В дальнейшем исследование будет продолжено в рамках нескольких направлений, в частности, изучение особенностей профессиональной идентичности и мотивации деятельности студентов, занимающихся волонтерской деятельностью, выявление возможных взаимосвязей идентичности и характеристик мотивационной сферы, расширение и конкретизация выборки (обучающиеся различных направлений подготовки и других вузов, например, в рамках сотрудничества с ФГБОУ ВО «Уральский государственный медицинский университет», Екатеринбург).
Список источников
1. Kotova S., Hasanova I., Sadovnikova N., Komarov E., Wenbin L. Self-efficacy as a personality predictor of the career orientations of college students // International Journal of Instruction. 2021. Vol. 14, № 4. P. 1047-1064. https://doi.org/10.29333/iji.2021.14460a.
2. Mullen B., Migdal M. J., Rozell D. Self-Awareness, Deindividua-tion, and Social Identity: Unraveling Theoretical Paradoxes by Filling Empirical Lacunae // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29, is. 9. P. 1071-1081. https://doi.org/10.1177/0146167203252747.
3. Matthews J., Bialocerkowski A., Molineux M. Professional identity measures for student health professionals - a systematic review of psychometric properties // BMC Medical Education. 2019. Vol. 19, is. 1. Art. 308. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1660-5.
4. Амирова Р. И. Волонтерство как инновационная практика в России // Научная мысль XXI века: результаты фундаментальных и прикладных исследований: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Самара, 31 мая 2017 г. Самара: Поволж. науч. корпорация, 2017. С. 80-81.
58
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)
5. Белякова Е. Г., Захарова И. Г. Профессиональное самоопределение и профессиональная идентичность студентов-педагогов в условиях индивидуализации образования // Образование и наука. 2020. Т. 22, № 1. С. 84-112. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-84-112.
6. Кучеренко С. В. Категориальный анализ понятия «профессиональная идентичность» // Гуманитарные науки. 2021. № 1 (53). С.127-132.
7. Солянкина Л. Е., Тимофеева Т. С. Формирование профессиональной идентичности психолога в условии неопределенности // Россия и мир: развитие цивилизаций. Трансформация политических ландшафтов за период 1999-2019 гг.: материалы 9-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. М.: Изд-во Ин-та мировых цивилизаций, 2019. Ч. 2. С.154-159.
8. Сыченко Ю. А. Профессиональная идентичность студентов в контексте периодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 170-177.
9. Чарина Е. В. Проблема изучения профессиональной идентичности в современных условиях // Научные исследования и инновации. 2021. № 4 (120). С. 421-428.
10. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность. М.: Изд-во Моск. открытого соц. ун-та, 2001. 272 с.
11. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Акад. проект: Мир, 2015. 336 с.
12. Иванова Н. Л., Конева Е. В. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство // Мир психологии. 2004. № 2 (38). С.148-157.
13. Bimrose J., Brown A. Professional identity transformation: supporting career and employment practitioners at a distance // British Journal of Guidance & Counselling. 2019. Vol. 47, is. 6. P. 757-769. https:// doi.org/10.1080/03069885.2019.1698008.
14. Fitzgerald A. Professional identity: A concept analysis // Nursing Forum. 2020. Vol. 55, is. 1. P. 447-472. URL: https://doi.org/10.1111/nuf.12450.
15. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и пе-рераб. СПб.: Питер, 2004. 559 с.
INSIGHT. 2021. № 5 (8)
59
16. Omoto A. M., Snyder M. Sustained helping without obligation: Motivation, longevity of service, and perceived attitude change among AIDS volunteers // Journal of Personality and Social Psychology. 1995. Vol. 68, is. 4. P. 671-686. https://doi.org/10.1037//0022-3514.68.4.671.
17. Нежина Т. Г., Петухова К. А., Чечеткина Н. И., Миндарова И. С. Мотивация участия молодежи в волонтерском движении // Вопросы государственного и муниципального управления. 2014. № 3. С. 49-71.
18. Клепикова А. А. Добровольцы благотворительной организации в государственном учреждении для людей с тяжелой инвалидностью: конструкты волонтерства и профессионализма // Журнал исследований социальной политики. 2011. T. 9, № 3. С. 391-416.
19. Бессонова Т. И. К проблеме исследования истинного добровольчества (волонтерства) // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Сер.: Педагогические науки. 2016. Т. 11, № 5. С. 96-106.
20. Сычева А. В. Добровольческое движение в молодежной среде: состояние и перспективы // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 1. С. 255-262.
21. Психологические тесты и методики. URL: test-metod.ru/index.php/ metodiki-i-testy.
Статья поступила в редакцию 12.09.2021; одобрена после рецензирования 11.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.
The article was submitted 12.09.2021; approved after reviewing 11.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.
60
ИНСАЙТ. 2021. № 5 (8)