Научная статья на тему 'Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов'

Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1995
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / МОТИВЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / MOTIVES OF PROFESSIONAL CHOICE / PROFESSIONAL COMPETENCE / CAREER ORIENTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Трофимова Елена Леонидовна

Одной из ведущих задач современного высшего образования является создание условий для профессионального самоопределения, которое способствовало бы эффективному становлению будущего специалиста и обеспечивало раскрытие его творческого потенциала, трудоустройство и самореализацию в профессии. В соответствии с запросами общества современная система психологического образования предлагает будущим специалистам разную специфику деятельности, другими словами, специализацию. Однако не все студенты-психологи имеют чёткое представление о своей будущей специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Трофимова Елена Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Psychology Students' Professional Self-Determination

One of the main objectives of modern higher education is providing conditions for professional self-determination to facilitate effective development of future specialists, help to realize their creative potential, ensure their employment and professional self-realization. According to society's needs, the modern system of psychological education offers a variety of activities for prospective applicants, in other words, specializations. However, not all psychology students have a clear idea of their future profession.

Текст научной работы на тему «Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов»

УДК 378:159.9 ББК 74.58

Е. Л. Трофимова г. Иркутск, Россия Особенности профессионального самоопределения студентов-психологов

Одной из ведущих задач современного высшего образования является создание условий для профессионального самоопределения, которое способствовало бы эффективному становлению будущего специалиста и обеспечивало раскрытие его творческого потенциала, трудоустройство и самореализацию в профессии. В соответствии с запросами общества современная система психологического образования предлагает будущим специалистам разную специфику деятельности, другими словами, специализацию. Однако не все студенты-психологи имеют чёткое представление о своей будущей специальности.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, мотивы выбора профессии, профессиональные компетенции, карьерные ориентации.

E. L. Trofimova Irkutsk, Russia Peculiarities of Psychology Students’ Professional Self-Determination

One of the main objectives of modern higher education is providing conditions for professional self-determination to facilitate effective development of future specialists, help to realize their creative potential, ensure their employment and professional self-realization. According to society’s needs, the modern system of psychological education offers a variety of activities for prospective applicants, in other words, specializations. However, not all psychology students have a clear idea of their future profession.

Keywords: professional self-determination, motives of professional choice, professional competence, career orientation.

Обучение в вузе является одним из основных этапов профессионального самоопределения, когда студент овладевает необходимыми компетенциями для будущей успешной деятельности. В настоящее время в разных сферах жизнедеятельности возрастает потребность разрешения насущных психологических проблем, что предопределяет повышение требований к подготовке специалис-та-психолога и расширяет области применения психологических знаний. Реагируя на запросы общества, современная система психологического образования предлагает будущим абитуриентам разную специализацию в рамках профессии. К сожалению, далеко не все студенты имеют чёткое представление о своей будущей специальности. Обучение в условиях специфики научно-профессиональной направленности учебного заведения должно способствовать эффективному становлению будущего специалиста: формированию профессионально важных качеств, раскрытию его творческого потенциала, определению своего места в профессии.

Анализ особенностей профессионального самоопределения студентов-психологов разной

научно-профессиональной направленности обучения в вузе становится тем более актуален в условиях подготовки к переходу на двухуровневую систему образования и новые образовательные стандарты, представленные на основе компетент-ностного подхода.

Целью нашего исследования стало выявление особенностей профессионального самоопределения студентов-психологов разной специализации.

Исследование проводилось в трёх вузах г. Иркутска - Байкальском государственном университете экономики и права (БГУЭП), Восточно-Сибирской государственной академии образования (ВСГАО) и Сибирской академии права экономики и управления (САПЭУ). Выборку составили студенты-психологи 4 курса. При проведении исследования были использованы следующие методы:

Авторская анкета, с целью выявления оценки и отношения выпускников к будущей профессии, а также оценки уровня сформированности профессиональных компетенций студентов-пси-хологов.

© Е. Л. Трофимова, 2011

199

Личностный опросник FPI (форма В).

Методика Эдгара Шейна «Якоря карьеры» или ориентации.

Остановимся на преобладающих у студентов мотивах выбора профессии. Полученные данные показывают: студенты-психологи трёх вузов в большинстве ориентировались на «собственное желание» (студенты БГУЭП -

86.6 %, студенты-психологи ВСГАО - 68,7 %,

52.6 % - студенты САПЭУ). На втором месте -«совет родителей», причём из трёх вузов большее количество ответов у студентов-психологов ВСГАО - 56,2 %, у студентов БГУЭП и САПЭУ подобные ответы составили 26 %. Мотивы «случайность», «стечение обстоятельств» и «совет друзей» присутствуют в ответах, но не являются первостепенными.

Анализ результатов анкеты показывает, что большинство студентов-психологов независимо от специализации удовлетворены выбором профессии психолог - в БГУЭП 93,3 %, во ВСГАО -

81,2 % и в САПЭУ - 94,8 %; из них половина иногда сомневаются в правильности выбора и связывают это с трудностью трудоустройства по специальности. Следует также заметить, что в вузах есть студенты, которые полностью не удовлетворены выбором профессии, а некоторые даже сожалеют о сделанном выборе (в БГУЭП - 6,6 %, во ВСГАО - 5,2 %, в САПЭУ - 12 %).

Нам интересно было узнать отношение сту-дентов-психологов к возможности будущего тру-

доустройства по специальности: обнаружено, что студенты ВСГАО (50 %), САПЭУ (42,1 %) и БГУ-ЭП 46,6 % полагают, что в категории безработных они оказаться не могут, так как уверены в своих силах, у одних уже есть варианты трудоустройства, а другие получают для подстраховки дополнительное образование. Однако 25 % студентов-пси-хологов ВСГАО, обучающихся по специализации «Возрастная и педагогическая психология» и 36 % студентов САПЭУ, которые обучаются по специализации «Возрастная психология. Психология развития», считают, что могут оказаться в категории безработных; студентов БГУЭП, неуверенных в трудоустройстве, ещё больше - 53,3 %. Следует иметь в виду, что эти студенты ориентированы на деятельность психолога в экономике и управлении, где конкуренция в профессии значительно выше.

Далее мы выявляли, какие компетенции, по мнению студентов-психологов, в процессе обучения у них недостаточно сформированы. В основном мнения у студентов схожи, студенты трёх вузов считают, что образование даёт мало практических умений по дисциплинам, а также плохо сформированы следующие профессиональные качества: самоорганизация и структурирование материала, коммуникативные способности (умение выступать перед аудиторией, умение располагать к себе, налаживать контакты).

Студентам было предложено также оценить у себя степень сформированности профессиональных компетенций (рис. 1) по пятибалльной шкале.

Рис. 1. Оценка профессиональных компетенций студентами-психологами разных специализаций

1. Информационная грамотность. 6. Доходчивость доведения мысли.

2. Эмоциональная устойчивость. 7. Самонаблюдение.

3. Словесно-логическая память. 8. Сочетание деловых и личных контактов.

4. Связанное и логичное изложение мысли. 9. Собственная организованность.

5. Устойчивость внимания. 10. Уравновешенность.

11. Способность к анализу.

12. Способность не поддаваться влиянию.

13. Образная память.

14. Эмпатия.

15. Виденье нескольких путей из ситуации и умение делать вывод из противоречивой информации.

16. Способность располагать к себе людей.

17. Наблюдательность душевной жизни человека.

18. Способность к синтезу.

Из рис. 4 видно, что средняя оценка профессиональных компетенций находится в диапазоне 3-4,5 балов. Данные показывают, что студенты-психологи с разной специализацией по-разному оценивают степень сформированности у себя профессиональных компетенций. У студентов-психологов БГУЭП значительно выше оценено связанное и логичное изложение мысли и устойчивость вни-

мания; кроме того, эти студенты выше 4 балов оценили словесно-логическую память, способность доходчиво доводить мысли до слушателя, уравновешенность и способность не поддаваться влиянию. У студентов-психологов ВСГАО значительно выше оценена коммуникабельность, эмпатия, способность располагать к себе людей и наблюдательность; кроме того, выше 4 балов оценена устойчивость внимания, самонаблюдение, образная память. И, наконец, у студентов-психологов САПЭУ даны оценки выше 4 балов таким компетенциям, как информационная грамотность, словесно-логическая и образная память, самонаблюдение, эмпатия и способность располагать к себе людей.

Достоверность расхождения в оценке профессиональных компетенций между студентами разной научно-профессиональной направленности подтверждается коэффициентом Стьюдента (табл. 1).

Таблица 1

Достоверность различий в самооценке профессиональных компетенций но Т-критерию Стьюдента

Компетенции Сравниваемые вузы

БГУЭП и ВСГАО БГУЭП и САПЭУ ВСГАО и САПЭУ

t стат Р t стат Р t стат Р

Связное и логичное изложение мыслей 1,951 0,061 1,901 0,066

Устойчивость внимания 2,155 0,039

Способность к эмпатии 1,932 0,063

Способность располагать к себе людей 2,569 0,016

Наблюдательность 2,248 0,032

На рис. 2 представлены результаты ответов на вопрос «В какой сфере деятельности психологии студенты хотели бы работать?»

Рис. 2. Сферы деятельности, в которых студенты-психологи планируют работать по специальности

Анализ полученных данных говорит, что большинство студентов-психологов независимо от специализации вуза хотят работать «психологом на предприятии» (БГУЭП 43,7 %, ВСГАО 46,6 % и САПЭУ 47,3 %), немного менее предпочтительным является консультирование (в БГУЭП 37,5 %, во ВСГАО 33,3 % и в САПЭУ 31,6 %). Следует заметить, что преподавателем психологии хотят работать больше студенты экономического и педа-

гогического вузов: студенты-психологи БГУЭП -

31,2 % и ВСГАО - 26,6; среди студентов САПЭУ всего 15,7 %. Консалтинг и исследовательская работа привлекают менее всего.

К выполнению каких функций психолога, по мнению студентов, они лучше готовы, можно увидеть на рис.3. Выполнять функцию консультирования готовы: во ВСГАО -56,2 % опрошенных, в БГУЭП - 46,6 %, в САПЭУ - 31,6 %.

Рис. З. Готовность к выполнению профессиональных функций

Смогли бы преподавать психологию 62,5 % студентов из педагогического вуза (ВСГАО), 42,1 % ответивших из САПЭУ и 40 % из БГУЭП. Высоко оценивают свои возможности студенты в тренинговой работе: в БГУЭП - 53,3 %, во ВСГАО - 56,2 %, в САПЭУ - 47,3 % ответивших. Осуществлять психодиагностику могли бы студенты БГУЭП - 46,6 %, ВСГАО - 62,5 %, САПЭУ -

52,6 %; к функции профориентации готовы в БГУЭП - 33,3 % опрошенных, во ВСГАО -37,5 %, в САПЭУ - 52,6 %. Следует признать, что к функциям подбора, оценки персонала и проведению социальных опросов готово значи-

тельно меньшее количество опрошенных студентов вузов. Студентам было предложено оценить у себя по пятибалльной шкале уровень профессиональных знаний. Данные представлены на рис. 4. Оценка профессиональных знаний колеблется от 2,2 до 4,2 баллов. У студентов-психологов БГУЭП выше 4 баллов оценены знания по следующим дисциплинам: социальной психологии, психологии общения, экономической психологии. Следует таже заметить, что знание психологии менеджмента и методов математической статистики у студентов БГУЭП тоже оценено выше, чем у студентов двух других учебных заведений.

Рис. 4. Оценка профессиональных знаний студентами-психологами разных специализаций

1. Знание общей психологии.

2. Знание диагностических методик.

3. Знание экспериментальной психологии.

4. Возрастная психология.

5. Знание психологии личности.

6. Знание социальной психологии.

7. Знание психологии труда.

8. Знание организационной психологии

9. Знание дифференциальной психологии.

10. Знание математических методов.

11. Знание психологии общения.

12. Знание юридической психологии.

13. Знание психологии менеджмента.

14. Знание психологии в политике.

15. Знание ЭВМ в психологии.

16. Знание экономической психологии.

У студентов ВСГАО выше 4 баллов оценены знания возрастной психологии, проведения групповых мероприятий, а также выше, чем у других, оценено знание дифференциальной психологии. У студентов-психологов САПЭУ хотя и ниже 4 баллов, но выше, чем у студентов других вузов, оценено знание юридической психологии; следовательно, обучение в экономико-правовом вузе влияет на оценку развития профессиональных знаний.

Достоверность различий в самооценке профессиональных знаний студентами разной научно-профессиональной направленности подтверждается коэффициентом Стьюдента (см. табл. 2). Таким образом, научно-профессиональная направленность сказывается на знании дисциплин, особенно связанных со специализацией.

Таблица 2

Достоверность различий в самооценке профессиональных знаний по Т-критерию Стьюдента

Сравниваемые вузы

Область профессиональных знаний БГУЭП и БГУЭП и ВСГАО и

ВСГАО САПЭУ САПЭУ

t стат Р t стат Р t стат Р

Психодиагно стика 2,031 0,051 2,193 0,036

Социальная психология 2,182 0,037

Дифференциальная психология 2,943 0,006

Методы математической статистики 3,232 0,003

Психология менеджмента 3,018 0,005 2,139 0,04

Экономическая психология 11,000 0,001 9,542 0,001

С помощью методики «Якоря карьеры»

Э. Шейна мы определяли, на какие установки и ценности ориентируются студенты-психологи при построении будущей карьеры. Расхождения в предпочтениях между вузами незначительны, на это указывает коэффициент Стьюдента. Менее выражены такие карьерные ориентации, как рабочая стабильность и стабильность рабочего места. Ведущей профессиональной направленностью студентов-психологов является «интеграция стилей жизни», то есть ориентированность на интеграцию различных сторон образа жизни. Безусловно, для данной категории респондентов важны все три направления социализации - и профессиональная, и семейная, и личностная.

С помощью личностного опросника FPI (форма В) был проведён анализ профиля «идеального психолога», который выстраивала группа экспертов - практикующих психологов (рис. 5). Выявлено, что идеальный психолог должен быть менее подвержен невротизации, спонтанной агрессии, не должен иметь склонности к депрессивным состояниям. Показатели уравновешенности и эмоциональной лабильности, по мнению экспертов, также должны быть высокими, уровень общительности и открытости желателен в диапазоне высоких значений. Кроме того, эксперты считают предпочтительным небольшое преобладание экстраверсии и оптимальное сочетание черт как маскулинности (мужественности), так и феминности (женственности).

Профиль FPI

Рис. 5. Профили FPI «идеальный психолог» студентов БГУЭП, ВСГАО, САПЭУ

Далее мы сравнили личностные профили студентов разных вузов с «идеальным профилем». Из рисунка видно, что профили студентов в сравнении с «идеальным» имеют расхождения по следующим шкалам: невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность - у студентов трёх вузов данные показатели находятся ближе к высоким значениям. Обнаружены более высокие показатели общительности и открытости у студентов; вероятно, они ещё не умеют держать в процессе контактирования дистанцию. Кроме того, у студентов-психологов ниже «идеальных» значения по шкалам уравновешенности, эмоциональной лабильности и застенчивости и более выражены черты феминности. Вероятно, это также связано с возрастными особенностями исследуемой выборки.

Подводя итог, следует отметить, что действительно выявлены особенности профессионального самоопределения в зависимости от научно-профессиональной направленности обучения в вузе. Но в большей степени они касаются знания предметов специализации, а практические навыки и умения, по мнению самих студентов, сформированы недостаточно и готовности к реализации их в деятельности пока нет. Таким образом, результаты проведённого исследования позволяют увидеть зону проблем в профессиональном самоопределении студентов-психологов, устранение которых будет способствовать более успешному вхождению в профессию и даст возможность рассматривать специализацию как своё конкурентное преимущество.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Азбука компетенций и компетентности психолога: учеб. пособие / А. Д. Карнышев, Н. Э. Вишневая, Е. В. Пономарева. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2008. 230 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М., 2005. 336 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед.

М.: Академия, 2006. С. 88-90.

4. Климов Е. А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России // Вестник московского университета. 1998. № 3. Сер. 14. Психология. С. 3-15.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д, 1996. 512 с.

6. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.

Рукопись поступила в редакцию 11.10.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.