Научная статья на тему 'Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональных вузов'

Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональных вузов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
599
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЫНОК / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ / INFORMATION ASYMMETRY / EDUCATIONAL MARKET / REGIONAL LABOUR MARKET / PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF GRADUATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Меркулова Елена Петровна

Информационная асимметрия в отношении некоторых качественных параметров образовательных продуктов рассматривается как фактор профессиональной конкурентоспособности выпускников региональных вузов. Показана раскоординированность конъюнктур двух взаимозависимых рынков – образовательного и рынка труда. При выборе профессии абитуриенты не руководствуются информацией о динамике и конъюнктуре рынка труда, предпочитая ограниченно рациональный выбор социально-престижных специальностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Меркулова Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFORMATION ASYMMETRY AT EDUCATIONAL MARKET AND PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF REGIONAL UNIVERSITY GRADUATES

Information asymmetry in respect to certain qualitative parameters of educational products is regarded as a factor of professional competitiveness of regional university graduates. It is shown that the conditions of the two interdependent markets of education and labour are uncoordinated. When choosing a future career the entrants rather choose a limited rational choice of socially prestigious specialties than follow the information on the dynamics of labour market conditions.

Текст научной работы на тему «Информационная асимметрия на рынке образовательных услуг и профессиональная конкурентоспособность выпускников региональных вузов»

УДК 331.522

ИНФОРМАЦИОННАЯ АСИММЕТРИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ВЫПУСКНИКОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗОВ

А

© Е.П. Меркулова'

Иркутский государственный университет,

Институт математики, экономики и информатики,

664003, Россия, г. Иркутск, бульвар Гагарина, 20.

Информационная асимметрия в отношении некоторых качественных параметров образовательных продуктов рассматривается как фактор профессиональной конкурентоспособности выпускников региональных вузов. Показана раскоординированность конъюнктур двух взаимозависимых рынков - образовательного и рынка труда. При выборе профессии абитуриенты не руководствуются информацией о динамике и конъюнктуре рынка труда,

1Меркулова Елена Петровна, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической теории и управления, тел.: (3952) 242870, e-mail: merkul@mail.ru

Merkulova Elena, Candidate of Sociology, Associate Professor of the Department of Economic Theory and Management, tel.: (3952) 242870, e-mail: merkul@mail.ru

ВЕСТНИК ИрГТУ №9 (80) 2013

295

предпочитая ограниченно рациональный выбор социально-престижных специальностей.

Табл. 7. Библиогр. 4 назв.

Ключевые слова: информационная асимметрия; образовательный рынок; региональный рынок труда; профессиональная конкурентоспособность выпускников.

INFORMATION ASYMMETRY AT EDUCATIONAL MARKET AND PROFESSIONAL COMPETITIVENESS OF REGIONAL UNIVERSITY GRADUATES E.P. Merkulova

Irkutsk State University,

Institute of Mathematics, Economics and Information Science,

20 Gagarin Blvd, Irkutsk, 664003, Russia.

Information asymmetry in respect to certain qualitative parameters of educational products is regarded as a factor of professional competitiveness of regional university graduates. It is shown that the conditions of the two interdependent markets of education and labour are uncoordinated. When choosing a future career the entrants rather choose a limited rational choice of socially prestigious specialties than follow the information on the dynamics of labour market conditions.

7 tables. 4 sources.

Key words: information asymmetry; educational market; regional labour market; professional competitiveness of gradu-

ates.

Выбирая будущую специальность и вуз, в котором она будет получена, абитуриент полон надежд на воплощение своих самых смелых ожиданий после получения диплома: интересная работа, успешная карьера, материальный достаток, высокий социальный статус и уважение окружающих. Но часто жизнь вносит свои коррективы: работа не по специальности, необходимость переквалификации и получения второго высшего образования, смена места жительства в поисках более высоких доходов и пр. Каждый год на региональные рынки труда выходит большая масса профессионально неконкурентоспособных выпускников вузов, предлагающих услуги, в которых не нуждаются работодатели. Цель данной работы - показать, что одним из факторов профессиональной конкурентоспособности выпускников вузов является информационная асимметрия на образовательном рынке.

Под профессиональной конкурентоспособностью выпускника регионального вуза мы понимаем степень его востребованности на региональном рынке труда. Мы отталкиваемся от того, что востребованность зависит от полученной специальности и компетенций, которыми овладел выпускник в процессе обучения. Соответственно, значимость для абитуриента представляет информация о том, какие специалисты востребованы на региональном рынке труда, какова динамика рынка труда и каков уровень качества обучения в региональных вузах. Выпускника регионального вуза, способного использовать приобретенные компетенции в рамках полученной специальности в ближайшее время после окончания вуза, мы будем считать конкурентоспособным. Выпускники, занимающие вакантные места, не соответствующие полученной специальности, а также с некоторой временной задержкой трудоустройства, будут определяться как неконкурентоспособные.

Под информационной асимметрией на каком-либо рынке принято понимать неравномерное распределение значимой информации о различных параметрах сделки между заинтересованными субъектами экономического взаимодействия. В данной статье мы будем изучать информационную асимметрию

на образовательном рынке, которая возникает между вузом и абитуриентом по поводу качественных параметров предлагаемых вузом образовательных продуктов. Степень информационной асимметрии мы будем оценивать как высокую, среднюю, низкую.

Наличие информационной асимметрии, возникающей между абитуриентами и региональными вузами по части востребованности специальности, определить довольно просто. Для этого следует сопоставить конъюнктуры образовательного рынка и рынка труда в данном регионе. Несоответствие конъюнктур дает информацию о масштабах неосведомленности выпускников региональных вузов о том, насколько востребованы на рынке специалисты определенных профессий.

Оценить информационную асимметрию на образовательном рынке в отношении качества подготовки специалистов региональными вузами можно, определив масштабы неосведомленности абитуриентов посредством анализа типа рыночной структуры и разброса цен.

По мнению Е.Ю. Иванова, минимальными будут издержки по сбору и обработке информации для субъектов монопольного рынка, так как монополист является монопольным владельцем рыночной информации. Соответственно, полную информацию о качестве подготовки специалиста в вузе-монополисте можно получить, обратившись к единственному источнику. Тогда при монополистической конкуренции, где предлагается наиболее дифференцированная продукция множеством субъектов при разбросе цен, следствием будут наиболее высокие издержки поиска информации и, соответственно, высокая степень информационной асимметрии. Что касается олигополистических рынков, то в силу ограниченного количества продавцов на фоне возможной дифференциации и возможного разброса цен затраты на поиск информации о качестве подготовки будут несколько ниже, чем в условиях монополистической конкуренции, соответственно информационная асимметрия должна проявляться в меньшей степени. При анализе информационной асимметрии мы будем обращать внимание на

такие параметры, как количество продавцов, наличие и степень дифференциации товаров, а также разброс цен. Разброс цен мы будем рассматривать как меру неосведомленности о качестве образовательных продуктов в пределах регионального образовательного рынка. Что касается рынков совершенной конкуренции, то в силу отсутствия дифференциации и разброса цен информационная асимметрия здесь должна отсутствовать.

Типы рыночных структур на региональном образовательном рынке

Количество продавцов. Подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием в Иркутской области осуществляют 36 образовательных учреждений, в том числе 11 государственных вузов, 18 филиалов государственных вузов, 4 негосударственных вуза, 3 филиала негосударственных вузов [2]. В частности, можно выделить восемь лидеров (государственные вузы) на образовательном рынке Иркутска: Национальный Исследовательский Иркутский Государственный Технический Университет (Ни ИрГТУ), Байкальский Государственный Университет Экономики и Права (БГУЭП), Иркутский Государственный Университет (ИГУ), Восточно-Сибирская Государственная Академия Образования (ВСГАО, бывший педагогический университет), Иркутский Государственный Лингвистический Университет (ИГЛУ), Иркутская Государственная Сельскохозяйственная Академия (ИрГСХА), Иркутский Государственный Университет Путей Сообщения (ИрГУПС), Иркутский Государственный Медицинский Университет (ИГМУ). Как видно, «продавцов» на региональном образовательном рынке существует много.

Образовательные продукты, предлагаемые вузами г. Иркутска, весьма дифференцированы. Можно указать следующие принципы дифференциации: по «торговой марке» (по вузу), по направлениям подго-

товки, по ценам обучения и пр. (табл. 1).

Таким образом, рынок образовательных услуг (высшего профессионального образования) в Иркутской области можно отнести к рынку монополистической конкуренции и сделать предварительный вывод, что поиск информации о качестве подготовки специалистов в пределах каждого отдельно взятого вуза весьма непрост. То есть мы можем говорить о том, что на региональном образовательном рынке среда благоприятствует повышению степени информационной асимметрии.

Тем не менее, данный вывод следует считать не вполне корректным, так как проводить анализ рыночной структуры можно глубже, задействовав информацию по направлениям и специальностям подготовки, предлагаемым региональными вузами, и считать их отдельными рынками. Это обусловлено тем, что к моменту поступления в вуз большая часть абитуриентов прошла профориентацию и выбрала специальность, которую хотелось бы получить. Поэтому конкурируют не вузы, а их структуры, специализированные на определенных направлениях подготовки (факультеты, институты). В таком случае получается неоднородная ситуация - есть направления и специальности, которые предлагаются большим количеством вузов (и тогда их, действительно, следует отнести к рынку монополистической конкуренции с высокой информационной асимметрией), а есть и такие, которые предлагаются только одним - двумя вузами. Типы рыночных структур на образовательном рынке Иркутска представлены в табл. 2. Мы не стали приводить здесь весь перечень специальностей, которые можно освоить в региональных вузах, в силу того, что их довольно много, но при этом мы постарались отобразить тенденции регионального образовательного рынка в плане типо-логизации рыночных структур.

Таблица 1

Принципы дифференциации иркутских вузов_____________________________

Принципы дифференциации Характеристика

«Торговая марка» ИГУ, БГУЭП, НИ ИрГТУ, ИГЛУ, ВСГАО, ИрГУПС, ИрГСХА, ИГМУ, САПЭУ, ВСИЭП и пр.

Основная специализация Экономика и право - БГУЭП; Педагогика - ВСГАО; Сельское хозяйство - ИрГСХА; Лингвистика и перевод - ИГЛУ; Технические специальности - НИ ИрГТУ; Железнодорожный транспорт - ИрГУПС; Медицина - ИГМУ; Классический университет - ИГУ.

Цены на обучение (за год, руб.) 2010 - от 20 000 до 80 000 2012 - от 30 000 до 165 200

Примечание. Источник - базы данных сайтов иркутских вузов (табл. 1-5, 7).

Таблица 2

Типы рыночных структур на региональном образовательном рынке_____________________

Тип рыночной структуры Вузы (направления/специальности)

Монополия ИрГТУ: Самолето- и вертолетостроение, Автоматизация технологических процессов и производства; Прикладная геодезия; Горное дело; История искусств; Архитектура; Дизайн архитектурной среды и пр.

ИрГУПС: Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств; Приборостроение; Подвижной состав железных дорог и пр.

ИГМУ: Лечебное дело; Педиатрия; Медико-профилактическое дело; Стоматология; Фармация; Медицинская биохимия; Сестринское дело.

Олигополия ИГУ, ВСГАО: Гуманитарные (филология, история, психология и пр.); Естественнонаучные (химия, биология), физико-математические и пр.

ИГУ, БГУЭП, ИрГТУ: Журналистика

ИГУ, ИрГТУ: Геология

ИГУ, ИГЛУ, ВСГАО: Лингвистика, педагогическое образование.

БГУЭП, ИрГУПС: Управление персоналом

Монополистическая конкуренция БГУЭП, ИГУ, ИрГТУ, ИрГУПС, ИрГСХА, РГТУ (филиал), РАНХиГС (филиал), СГУ (иркутский филиал), ИИМТ, САПЭУ, ВСИЭП и пр.: Экономика

ИГУ, БГУЭП, ИрГТУ, ВСИ МВД России, САПЭУ, ВСИЭП, СГУ (иркутский филиал), ИрЮИ (ф) РПА Минюста России и пр.: Юриспруденция

БГУЭП, ИГУ, ИрГТУ, ИрГУПС, ИрГСХА, РГТЭУ (филиал), РАНХиГС (филиал), СГУ (иркутский филиал), ИИМТ, САПЭУ, ВСИЭП и пр.: Менеджмент

Как видно из табл. 2, наибольшая степень информационной асимметрии должна наблюдаться в отношении специальностей экономического, юридического, управленческого профилей в силу предоставления данных продуктов в рамках монополистической конкуренции. В этом случае, на данном этапе мы можем предполагать, что именно о качестве данных образовательных продуктов сложнее всего получить полную информацию, и, предположительно, выпускники вузов, освоившие данные специальности, будут иметь проблемы с трудоустройством в регионе.

Показателем неосведомленности о качестве образовательных продуктов можно считать разброс цен [4]. Как видно из табл. 3 и 4, минимальные и максимальные цены представлены специальностями, предлагаемыми в рамках монопольных и олигопольных рыночных структур (в случае, если предложения по подготовке в рамках отдельных специальностей мы станем рассматривать как отдельные рынки). В ситуации, когда существует единственный продавец, либо продавцов ограниченное количество, мы можем говорить либо о том, что предлагаемый продукт не востребован покупателями и у других продавцов отсутствует интерес для входа на данный рынок, либо о наличии значительных барьеров для входа. В нашем случае малое количество продавцов на фоне низкой рыночной цены обусловлено слабой востребованностью данных образовательных продуктов у абитуриентов. Количество поданных заявлений на поступление для обучения по данным специальностям весьма незначительно на общем фоне. За исключением ВСГАО, минимальная цена на продукты которого сопоставима с максимальными ценами других вузов, низкие цены установлены с целью привлечения абитуриентов (в том числе в условиях наличия более «сильных» конкурентов). Низкие цены и «престиж-

ность» вуза в данном случае выступают как конкурентное преимущество.

На основании табл. 4 мы можем выявить три особенности установления максимальных цен в иркутских вузах:

1. Высокие цены на подготовку специалистов в области физических наук.

2. Высокая цена на подготовку менеджеров в Байкальской международной бизнес-школе (Сибирско-американский факультет), выпускники которой занимают вакансии преимущественно за границей и в западных регионах РФ.

3. Высокие цены на востребованные на региональном рынке труда специальности.

На исследуемом региональном образовательном рынке, если рассматривать его как единое целое, наблюдается достаточно большой разброс цен на образовательные продукты. Это может вызвать определенные трудности у будущих абитуриентов в получении адекватной информации при выборе подходящей специальности для себя. «Низкие» и «высокие» цены устанавливаются одновременно в пределах государственных вузов так, что возникает сложность провести их общую дифференциацию по качеству подготовки специалистов. В то время как негосударственные вузы следуют стратегии установления более низких цен, что связано с определенными рисками подтверждения итоговой квалификации выпускников дипломами государственного образца.

Анализ цен на образовательные продукты в пределах одного направления подготовки также обнаруживает значительный разброс цен. Тем не менее, государственные вузы предпочитают устанавливать одинаковые цены на продукты, предлагаемые даже в рамках рынка монополистической конкуренции, в то время как негосударственные вузы устанавливают цены более низкие, что должно привлечь менее

Таблица 3

Минимальная стоимость года обучения в вузах Иркутска на местах с полным возмещением затрат _____________________________________________(2012 г.)____________________________________________

Наименование вуза Стоимость обучения, руб. Специальности

БГУЭП 39 000 Журналистика (только ПВЗ)

50 000 Психология (только ПВЗ)

Международные отношения (только ПВЗ)

Бизнес-информатика (только ПВЗ)

Туризм (только ПВЗ)

ВСГАО 86 000 Педагогическое образование

Организация работы с молодежью (только ПВЗ)

ИГЛУ 43 000 Туризм

43 300 Инноватика (только ПВЗ)

Организация работы с молодежью (только ПВЗ)

ИГМУ 45 000 Медико-профилактическое дело, медицинская биохимия

ИрГТУ 30 000 История искусств (только ПВЗ)

40 000 Психология (только ПВЗ)

Журналистика (только ПВЗ)

Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (только ПВЗ)

ИГУ 44 000 Культурология (только ПВЗ)

Документоведение и архивоведение (только ПВЗ)

Таблица 4

Максимальная стоимость года обучения в государственных вузах Иркутска на местах с полным ________________________________возмещением затрат (2012 г.)__________________________________

Наименование вуза Стоимость обучения, руб. Специальности

БГУЭП 63 800 Лесное дело

Землеустройство и кадастры

ВСГАО 137 800 Техническая физика

ИГЛУ 112 000 Информационная безопасность

100 000 Лингвистика: китайский язык

ИГМУ 75 000 Стоматология

ИрГТУ 112 000 Дизайн, теплоэнергетика и теплотехника, электроэнергетика и электротехника и пр.

Информационная безопасность

ИГУ 165 200 Менеджмент (Сибирско-американский факультет ИГУ) (с частичным или полным возмещением затрат)

127 700 Электроника и наноэлектроника

Таблица 5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цены на образовательные продукты, предлагаемые в рамках рынка монополистической конкуренции

Направления подготовки Стоимость за год обучения, руб.

Экономика ИГУ (60200); ИрГТУ (60200); ИрГУПС (нет данных); ИрГСХА (нет данных); БГУЭП (60200); САПЭУ* (34000); ИИМТ* (46 000); РГТЭУ (филиал)* (25 000); СГА (филиал)* (21 000); ВСИЭП* (нет данных) и пр.

Юриспруденция ИГУ (60 200); БГУЭП (60200); ИрГТУ (50 000); ВСИ МВД РФ (нет данных); РАП (филиал) (54 000); САПЭУ* (36 000); СГА (филиал)* (21 000); ВСИЭП* (нет данных) и пр.

Менеджмент ИГУ (институт социальных наук) (60 200); ИГУ (САФ) (165 200); ИрГУПС (нет данных); ИрГСХА (нет данных); ИрГТУ (60 200); ИГЛУ (60 200); БГУЭП (60 200); САПЭУ* (34 000); ИИМТ* (46 000), РГТЭУ (филиал)* (25 000); СГА (филиал)* (21 000); ВСИЭП (нет данных) и пр.

Информатика ИГУ (50 000 - бизнес-информатика, 60 200 - прикладная информатика); БГУЭП (50 000 - бизнес-информатика, 60 200 - прикладная информатика); ИрГУПС (нет данных); ВСГАО (86 000); ИрГТУ (112 000); САПЭУ* (31 000); ИИМТ* (46 000); СГА (филиал)* (21 000) и пр.

* Негосударственные вузы.

обеспеченных и менее «качественных» абитуриентов. В итоге получаем интересную тенденцию - абитуриенты, не имеющие возможности поступить в государственный вуз, выбирают негосударственные и все равно получают социально престижные специальности - экономист, менеджер, юрист (табл. 5).

Существующий разброс цен позволяет говорить о высокой степени информационной асимметрии в отношении качества подготовки будущих специалистов независимо от того, рассматриваем ли мы рынок всех направлений подготовки как единое целое, либо каждое направление анализируем как отдельный рынок.

Соотношение конъюнктур образовательного рынка и рынка труда

Численное сопоставление вакансий и резюме, представленных на сайте Службы занятости населения Иркутской области (http://www.irkzan.ru), позволяет оценить то, насколько неосведомленными о конъюнктуре регионального рынка труда были соискатели на вакантные должности, когда выбирали специальность (см. табл. 6).

Выборка составлена из 300 вакансий и 300 резюме жителей г. Иркутска с высшим образованием в возрасте от 22 до 40 лет за период с начала 2012 г. до конца марта 2012 г.

Результаты, представленные в табл. 6, говорят о переизбытке специалистов юридических, экономических специальностей и менеджеров низшего и среднего звена на рынке труда. В то же время наблюдается недостаток специалистов в области образования, медицины, инженеров, а также высшего управленческого

персонала.

Если сопоставить полученные данные с конъюнктурой образовательного рынка, то увидим, что наибольшие конкурсы наблюдаются на юридические, экономические и управленческие специальности. Это наглядно отражено в табл. 7, в которой представлены данные по количеству поданных заявлений и максимальному конкурсу в 2012 г. по четырем наиболее популярным специальностям в трех ведущих вузах г. Иркутска.

Мы видим, что наибольшей популярностью на образовательном рынке пользуются как раз те специальности, которые не востребованы на региональном рынке труда и представлены в рамках монополистической конкуренции (экономика, менеджмент, юриспруденция). Это говорит о том, что сегодняшние абитуриенты недостаточно информированы о конъюнктуре регионального рынка труда и проявляют ограниченную рациональность при выборе будущей профессии.

Вместе с тем надо отметить, что подготовка необходимых региону специалистов в системе высшего профессионального образования осуществляется, образовательные продукты, обеспечивающие необходимую квалификацию выпускников, присутствуют. Тем не менее, данные образовательные продукты не являются востребованными на региональном образовательном рынке, наблюдается значительный дисбаланс между конъюнктурами образовательного рынка и рынка труда.

Конъюнктура рынка труда Иркутска (на начало 2012 г.)

Таблица 6

Наименование специальности Количество вакансий Количество резюме

Бухгалтер 21 51

Юрист 3 15

Менеджер 11 40

Экономист 13 31

Инженер 48 40

Образование 23 7

Медицина 61 3

Торговля 3 6

Рабочие профессии 14 17

Кадры 6 11

Секретариат и АХЧ 3 15

Логистика 2 8

Управление 33 23

Перевод/лингвистика 15 00

Остальные 44 32

Итого 300 300

Таблица 7

Наиболее востребованные специальности в государственных вузах Иркутска_______________

БГУЭП (2012 год) Максимальный конкурс (2012 г.): 14,5S (юриспруденция) ИрГТУ (2012 год) Максимальный конкурс (2012 г.): 55,4 (Экономика) ИГУ (2012 год) Максимальный конкурс (2012 г.): 74,2 (менеджмент)

Специальность/ направление Подано заявлений Специальность/ направление Подано заявлений Специальность/ направление Подано заявлений

Экономика 117G Экономика 8Э1 Юриспруденция 612

Юриспруденция 481 Менеджмент 7GG Государственное и муниципальное управление 51Э

Менеджмент 251 Социология 4G6 Социология Э79

Государственное и муниципальное управление 166 Строительство Э48 Менеджмент Э71

Всего подано заявлений 269Э Всего подано заявлений 5786 Всего подано заявлений 5557

В качестве одной из возможных причин несоответствия конъюнктур образовательного рынка и рынка труда в пределах региона мы видим неадекватность сигналов, как инструментов снижения информационной асимметрии на рынке. Среди адекватных сигналов качества образовательного продукта можно выделить следующие: востребованность специалистов на рынке труда, уровень доходов специалистов, карьерные перспективы специалистов. В то же время, основным сигналом, которым руководствуются абитуриенты, является социальный престиж, который обусловливается престижным вузом, в котором получено образо-

вание (БГУЭП, ИГУ, ИрГТУ), престижной профессией (юрист, экономист, менеджер), и местом проживания (западные регионы, заграница).

На наш взгляд, один из путей решения проблемы - активация адекватных сигналов на образовательном рынке, которая заключается в обновлении системы профориентации; в формировании более тесных связей между вузами и школами, а также между вузами и образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования; в стимулировании социальной рекламы, повышающей престиж рабочих и инженерных специальностей.

1. Иванов Е.Ю. Конъюнктурная информация и выбор потребителя // Ин-формационная экономика и динамика переходных процессов: сб. науч. работ / под ред. Е.Ю. Иванова, Р.М. Нижегородцева. М. Барнаул: Изд-во «Бизнес-Юнитек», 2003.

2. Официальный портал Иркутской области [Электронный ресурс]. иР1_: http://www.irkobl.ru/society/science/edu

3. Официальный сайт ИрГТУ: стоимость обучения для по-

Библиографический список

ступающих на первый курс (дизайн, теплоэнергетика и теплотехника, электроэнергетика и электротехника и пр.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.istu.edu).

4. Эрроу К.Дж. Неопределенность и экономика благосостояния здравоохранения // «American Economic Review» 1963. Vol. 53. P. 941-973.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.