Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / мотивация студентов / медицинское образование / professional selfdetermination / motivation of students / medical education

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Новикова Татьяна Олеговна, Потапова Елена Александровна, Сахно Лариса Викторовна, Колтунцева Инна Викторовна

Профессиональное самоопределение студентов медицинского вуза – важный аспект профессионального развития. Профессиональное самоопределение задает цели и мотивацию обучения, формирует основу для развития личностных качеств, знаний и навыков, необходимых для успешной медицинской практики. В статье представлены результаты опроса 409 студентов, обучающихся на старших курсах педиатрического факультета. Анализ данных показал, что большинство респондентов профессиональный выбор сделали самостоятельно (78,7%), в том числе после окончания школы (59,2%), к концу обучения они удовлетворены выбором (78%), процессом обучения (87,3%) и готовы работать по специальности (85,4%), определившись с направлением профессионального развития (71,6%). Среди мотивов, определяющих профессиональный выбор, наиболее выражены внутренние социально-значимые и внешние положительные мотивы, а также гуманистическая направленность и научный интерес как основа выбора профессии. Выявлены взаимосвязи между временем профессионального самоопределения, удовлетворенностью выбором и процессом обучения, структурированностью представлений о будущем. Анализ данных показал, что последовательное профессиональное саморазвитие в контексте гуманистической направленности и реализации научных интересов является наиболее оптимальным для медицинского образования. Полученные данные свидетельствуют о необходимости изучения закономерностей профессионального самоопределения студентов-медиков. Управление процессом профессионального становления на этапе обучения в вузе – важная составляющая подготовки к будущей профессии и влияет на дальнейшее профессиональное развитие молодого специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Новикова Татьяна Олеговна, Потапова Елена Александровна, Сахно Лариса Викторовна, Колтунцева Инна Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Professional self-determination of medical university students is an important aspect of professional development. Professional self-determination sets the goals and motivation of training. It forms the basis for the development of personal qualities, knowledge, and skills. All these are necessary for successful medical practice. The article presents the results of a survey of 409 students studying at the graduate courses of the pediatric faculty. Most of the respondents made their professional choice by themselves (78.7%). The professional choice was made after school (59.2%). By the end of the training, students were satisfied with the choice (78%), the learning process (87.3%) and ready to work in a profession (85.4%), having determined the specialisation in the medical profession (71.6%). The most expressed professional motives are internal socially significant, and external positive motives. Also, professional choice is determinate by humanistic orientation and scientific interest. The correlations between the early motivation, satisfaction of choice and learning process, and structured professional future have been showed. The analysis of the data showed that consistent professional selfdevelopment in humanistic orientation and implementation of scientific interests is the most optimal for medical education. The data got show the need to study the laws of professional self-determination of medical students. Management of the process of professional development at the stage of training at the university is an important part of preparation for the future profession and affects the further professional development of the young specialist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА»

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Новикова Т.О., Потапова Е.А., Сахно Л.В., Колтунцева И.В.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 194100, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Профессиональное самоопределение студентов медицинского вуза - важный аспект профессионального развития. Профессиональное самоопределение задает цели и мотивацию обучения, формирует основу для развития личностных качеств, знаний и навыков, необходимых для успешной медицинской практики. В статье представлены результаты опроса 409 студентов, обучающихся на старших курсах педиатрического факультета. Анализ данных показал, что большинство респондентов профессиональный выбор сделали самостоятельно (78,7%), в том числе после окончания школы (59,2%), к концу обучения они удовлетворены выбором (78%), процессом обучения (87,3%) и готовы работать по специальности (85,4%), определившись с направлением профессионального развития (71,6%). Среди мотивов, определяющих профессиональный выбор, наиболее выражены внутренние социально-значимые и внешние положительные мотивы, а также гуманистическая направленность и научный интерес как основа выбора профессии. Выявлены взаимосвязи между временем профессионального самоопределения, удовлетворенностью выбором и процессом обучения, структурированностью представлений о будущем. Анализ данных показал, что последовательное профессиональное саморазвитие в контексте гуманистической направленности и реализации научных интересов является наиболее оптимальным для медицинского образования. Полученные данные свидетельствуют о необходимости изучения закономерностей профессионального самоопределения студентов-медиков. Управление процессом профессионального становления на этапе обучения в вузе - важная составляющая подготовки к будущей профессии и влияет на дальнейшее профессиональное развитие молодого специалиста.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Вклад авторов. Все авторы внесли существенный вклад в разработку концепции, проведение исследования и подготовку статьи, прочли и одобрили финальную версию перед публикацией.

Информированное согласие на публикацию. Авторы получили согласие респондентов на публикацию анонимных данных.

Для цитирования: Новикова Т.О., Потапова Е.А., Сахно Л.В., Колтунцева И.В. Особенности профессионального самоопределения студентов медицинского вуза // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 4. С. 84-97. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-84-97 Статья поступила в редакцию 28.08.2023. Принята в печать 27.11.2023.

Ключевые слова:

профессиональное самоопределение; мотивация студентов; медицинское образование

SPECIFICS OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Novikova T.O., Potapova E.A., Sakhno L.V., Koltuntseva I.V.

Saint Petersburg State Pediatric Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, 194100, St. Petersburg, Russian Federation

Professional self-determination of medical university students is an important Keywords:

aspect of professional development. Professional self-determination sets the professional self-

goals and motivation of training. It forms the basis for the development of personal determination;

qualities, knowledge, and skills. All these are necessary for successful medical motivation of students;

practice. The article presents the results of a survey of 409 students studying medical education

at the graduate courses of the pediatric faculty. Most of the respondents made

their professional choice by themselves (78.7%). The professional choice was

made after school (59.2%). By the end of the training, students were satisfied with

the choice (78%), the learning process (87.3%) and ready to work in a profession

(85.4%), having determined the specialisation in the medical profession (71.6%).

The most expressed professional motives are internal socially significant, and

external positive motives. Also, professional choice is determinate by humanistic

orientation and scientific interest. The correlations between the early motivation,

satisfaction of choice and learning process, and structured professional future have

been showed. The analysis of the data showed that consistent professional self-

development in humanistic orientation and implementation of scientific interests

is the most optimal for medical education. The data got show the need to study

the laws of professional self-determination of medical students. Management of

the process of professional development at the stage of training at the university

is an important part of preparation for the future profession and affects the further

professional development of the young specialist.

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

Author's contribution. Thereby, all authors made a substantial contribution to the

conception of the study, acquisition, analysis, interpretation of data for the work,

drafting and revising the article, final approval of the version to be published and

agree to be accountable for all aspects of the study.

Consent for publication. Written consent was obtained from the patient for publication of relevant medical information within the manuscript.

For citation: Novikova T.O., Potapova E.A., Sakhno L.V., Koltuntseva I.V. Specifics of professional self-determination of medical university students. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 14 (4): 84-97. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-4-84-97 (in Russian)

Received 28.08.2023. Accepted for publication 27.11.2023.

Столкновение новых и старых ценностей в ситуации неопределенности и социально-экономических изменений в пространстве современной культуры актуализирует вопрос о значимости проектирования человеком собственной жизни, встраивании себя в социокультурную ре-

альность и формировании себя как субъекта собственной жизни. В этом смысле, выбирая профессию,человек детерминирует себя как «экономическую», «социальную», «духовную» личность [1].

В контексте определений отечественных исследователей [2-4] профессиональное

самоопределение понимается как интегральное свойство личности. Важными характеристиками его являются осознанность и самостоятельность профессионального выбора [4], самореализация и использование персональных возможностей, умений и навыков в профессиональной деятельности [2], представления о сфере профессиональных приложений и будущей карьере [3, 5].

Понимание профессионального самоопределения как интегральной характеристики личности, с нашей точки зрения, делает оправданным применение в качестве методологической основы к анализу данного феномена теоретической модели М.Р. Гинзбурга [6, 7]. В рамках этой модели самоопределение - это самостоятельное выстраивание жизненного поля личности. Размерностями жизненного поля личности выступают пространственно-временная и ценностно-смысловая организация жизни человека [6]. Именно сопряжение этих размерностей и детерминирует самоопределение.

Пространственно-временная перспектива рассматривается в указанной модели [6, 7] через связь параметров психологического прошлого, настоящего и будущего. Психологическое настоящее понимается как «фокус времени» [8], поскольку личность оценивает сделанный в прошлом профессиональный выбор и возможные перспективы профессионального развития, исходя из актуальной точки профессионального самоопределения. В этом смысле психологическое настоящее означает одновременно «итог прошлого развития» [6-8], осмысленность принятых решений и сделанных профессиональных выборов.

Ценностно-смысловая перспектива представляет собой поиск и формирование личностью поля ценностей, задающих смысл не

только выбору будущего пути, определению места в мире, но и поиску цели собственной жизни. В этом смысле, «выбирая профессию, человек выбирает и ее ценностный мир, и ее миссию» [1].

Схематично концепт «профессионального самоопределения» и его содержательные характеристики в логике теоретической модели самоопределения М.Р. Гинзбурга представлены на рисунке. Выделяемые исследователями [2-7, 9-12] параметры профессионального самоопределения соотнесены с пространственно-временной и ценностно-смысловой размерностями жизненного поля личности.

Профессиональное самоопределение -динамичная характеристика. На определенных этапах развития личности происходит переосмысление собственного профессионального пути и осуществляется переопределение себя в контексте профессионального выбора. Последние курсы обучения в медицинском вузе могут рассматриваться как очередной этап профессионального самоопределения. Студент из актуального фокуса переосмысливает принятые когда-то решения относительно профессионального становления, выстраивает перспективу профессионального будущего и наделяет новый выбор определенным ценностно-смысловым содержанием.

Таким образом, в фокусе нашего внимания оказывается вопрос о профессиональном самоопределении и формировании профессиональной идентичности у студентов-медиков, характеризующихся присвоением личностью ценностей и норм медицинской профессии, что в результате должно привести к тому, что человек станет «думать, чувствовать и вести себя как врач» [13].

Цель исследования - изучение профессионального самоопределения студентов-медиков через анализ сопряженности

Профессиональное самоопределение

Теоретическая модель профессионального самоопределения

пространственно-временной и ценностно-смысловой размерности жизненного поля личности.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Организация и дизайн исследования.

Для достижения поставленной цели было организовано и проведено эмпирическое исследование среди студентов медицинского вуза. В целях анонимизации данных и соблюдения этических гарантий участникам в статье не указывается образовательное учреждение, в котором проводилось исследование.

Выборка. В исследовании участвовали 409 студентов, обучающихся на старших кур-

сах педиатрического факультета. Среди них респондентов мужского пола - 17,4% (п=71), женского - 82,6% (п=338). Средний возраст участников - 22±2 года. Большинство студентов обучается на бюджетной основе: общий набор - 29,3% (п=120), целевой набор - 46,9% (п=192), на коммерческой основе - 23,7% (п=97).

Методы. Методология исследования основывается на теоретическом конструкте личностного самоопределения, предложенном М.Р. Гинзбургом [6, 7], а также методологических принципах, которые выдвинули Э.Ф. Зеер и Э.Э. Сыманюк [10]. Данные принципы утверждают единство личностного и профессионального самоопределения, а также его вариативности.

В настоящем исследовании пространственно-временная размерность жизненного поля личности задается через исследование психологического прошлого, настоящего и будущего с помощью таких характеристик, как осознанность (самостоятельность) выбора профессии, ранняя профессиональная мотивация (early motivation) [13], актуальная удовлетворенность профессиональным выбором и позитивное отношение к учебе, планирование собственного профессионального будущего и структурированность представлений о профессиональном будущем.

Ценностно-смысловая перспектива раскрывается в исследовании через анализ мотивации в профессии. Особый акцент сделан на смысловой направленности мотивации в профессии.

В контексте указанных теоретических идей специально разработана авторская анкета, состоящая из 24 вопросов и направленная на изучение аспектов профессионального самоопределения. Анкета состоит из 4 блоков:1)особенности профессионального выбора (4 вопроса с альтернативными вариантами ответов); 2) мотивы выбора профессии (14 вопросов, оцениваемых по 5-балльной шкале Лайкерта); 3) удовлетворенность учебой и сделанным профессиональным выбором (3 вопроса, 2 из которых оцениваются по 10-балльной шкале, 1 открытый вопрос); 4) субъективные представления о профессиональном будущем (3 вопроса, 2 - с альтернативными вариантами ответа и 1 открытый вопрос). Кроме того, в исследовании использовалась методика Р.В. Ов-чаровой «Мотивы выбора профессии» [10], позволяющая определить, с одной стороны, направленность мотивации (внутренняя или внешняя), а с другой, детерминирована ли мотивация внутренними индивидуально-

личностными или социально-значимыми установками, лежат ли в основе выбора профессии положительные или отрицательные мотивы.

Математическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета IBM SPSS Statistics 23.0. Для анализа и интерпретации результатов использовали методы описательной статистики. Поскольку по всем измеряемым параметрам отсутствовало нормальное распределение по критерию Колмогорова-Смирнова, то для анализа данных использовали непараметрический критерий Вилкоксона (W) и Фридмана (F) для связанных выборок, корреляционный анализ по критерию Спирмена (Rs), эксплора-торный факторный анализ методом главных компонент.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Следуя выбранному теоретическому конструкту [6, 7], полученные в исследовании результаты соотнесены с пространственно-временной и ценностно-смысловой размерностями жизненного поля в контексте профессионального самоопределения.

Особенности пространственно-временной перспективы профессионального самоопределения студентов-медиков

Параметры психологического прошлого представлены осознанностью профессионального выбора и ранней профессиональной мотивацией (табл. 1).

Статистически значимые различия (см. табл. 1) позволяют заключить, что большинство респондентов (78,7%; n=322) самостоятельно выбрали в прошлом профессию врача. Статистически реже респонденты указывают, что выбор обусловлен либо влиянием родителей (10,5%; n=43), либо случаен (10,8%; n=44).

Таблица 1. Параметры психологического прошлого в контексте пространственно-временной перспективы профессионального самоопределения

Частота

% п

Статистически значимые различия (критерий Фридмана, Р)

Осознанность выбора профессии

Самостоятельно выбрал профессию 78,7 322

Выбор сделан под влиянием родителей 10,5 43 Х2=396,76, df=2, р=0,000

Выбор сделан случайно 10,8 44

Ранняя профессиональная мотивация

Мечтал о профессии с детства 28,4 116

Решил стать врачом в старших классах 59,2 242

Решил стать врачом после школы 8,8 36

Х2=325,51, df=3, р=0,000

Решил стать врачом после учебы в другом вузе 2,2 9

Результаты, полученные в рамках параметра «ранняя профессиональная мотивация», статистически значимо различаются (см. табл. 1). Более того, при попарном сравнении с использованием критерия Вилкок-сона обнаружены статистически значимые различия между всеми параметрами ранней профессиональной мотивации (р=0,000). Таким образом, профессиональный выбор осуществлялся респондентами, как правило, после окончания школы (59,2%; п=242) или после обучения в другом вузе.

Также к параметрам пространственно-временной детерминации профессионального самоопределения отнесено наличие среднего специального медицинского образования. Среди респондентов таковое есть только у 8,6% (п=35). Большинство респондентов (91,4%; п=374) решили стать врачом, не имея среднего специального медицинского образования.

Психологическое настоящее в контексте пространственно-временной размерности рассматривается в исследовании с позиции

актуальной удовлетворенности профессиональным выбором и процессом обучения (табл. 2) и широты самореализации, под которой понимается актуальная включенность в различные виды деятельности, связанные с профессией.

Основываясь на данных описательных статистик (см. табл. 2), можно сделать вывод, что большинство респондентов удовлетворены выбором профессии (78%, п=319) и получают удовольствие в процессе обучения (87,3%; п=357). Можно предположить, что к 5-му году обучения в медицинском вузе большинство из тех, кто осознал ошибочность профессионального выбора и оказался не удовлетворен перспективой профессионального самоопределения в области медицины, отчислились из университета и решили выстраивать профессиональное будущее иначе.

Широта самореализации в рамках психологического настоящего профессионального самоопределения оценивалась в связи с наличием у студентов той или иной степени

Таблица 2. Удовлетворенность студентов профессиональным выбором и процессом обучения

Параметр Не удовлетворен/ не нравится Скорее, не удовлетворен/ не нравится Затрудняюсь ответить Скорее, удовлетворен/ нравится Удовлетворен/ нравится

% п % п % п % п % п

Удовлетворенность выбором профессии 1,7 7 4,4 18 15,9 65 38,1 156 39,9 163

Удовлетворенность процессом обучения 0,7 3 3,2 13 8,8 36 41,1 168 46,2 189

включенности в профессиональную деятельность, помимо обучения в вузе. Среди 409 респондентов 284 (69%) отмечают опыт работы в медицине. Так, респонденты совмещают учебу с работой младшим и средним медицинским персоналом в стационарах. Некоторые респонденты заявляют о наличии опыта волонтерской работы в медицине. У 125 (31%) опыт работы в медицине отсутствует.

Психологическое будущее в исследовании представлено параметрами планирования собственного профессионального будущего (табл. 3) и структурированностью представлений о профессиональном будущем.

Анализ описательных статистик (см. табл. 3) позволяет заключить, что из 409 человек 349 (85,4%) планируют после получения медицинского образования работать по специальности «врач-педиатр», 19 (4,6%) не собираются работать в медицине, а 41 (10%) еще не определились относительно собственного профессионального будущего. Среди студентов-медиков 293 (71,6%) на момент проведения исследования определились с направлением обучения в ординатуре, а 70 (17,1%) рассматривают несколько вариантов для продолжения дальнейшего профессионального обучения в медицине. Наиболее предпочитаемыми направлениями для обучения в ординатуре были (перечислены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в порядке убывания значимости): педиатрия и неонатология, акушерство и гинекология, психиатрия и психотерапия,хирургия.

Полученные результаты свидетельствуют, с одной стороны, о выстроенном векторе профессиональной жизни, а с другой - отражают структурированность представлений о профессиональном будущем. Предпочитаемые направления обучения в ординатуре связаны как со спецификой обучения студентов (в исследовании принимали участие обучающиеся педиатрического факультета), так и с традиционной популярностью определенных направлений подготовки в ординатуре среди студентов. Вместе с тем выбор психиатрии и психотерапии как специализации в ординатуре показался достаточно необычным, тем более что часто это направление выбиралось не как одна из возможных альтернатив, а как конкретный план для обучения в ординатуре. Объяснить популярность выбора данного направления можно интеграцией психиатрии в контексте общемедицинской практики и снятия негативного к ней отношения, с одной стороны [14, 15], и востребованностью в обществе психологической и психотерапевтической помощи, с другой. Однако для более комплексного анализа специфики профессионального выбора студентами-медиками представляется важным учитывать не только субъективные

Таблица 3. Планирование собственного профессионального будущего

Параметр Нет Скорее, нет Затрудняюсь ответить Скорее, да Да

% п % п % п % п % п

Планируете ли вы работать по 1,2 5 3,4 14 10 41 28,9 118 56,5 231 специальности?

Есть ли у вас представление, в каком направлении в рамках своей специальности вам хотелось бы работать после получения диплома? 1,7 7 3,2 13 15,9 65 31,5 129 47,7 197

предпочтения, но и соотносить их с актуальным рейтингом специальностей и количеством мест, выделяемых по программам ординатуры в конкретном учебном году.

На основе полученных результатов можно заключить, что для студентов-медиков характерно позитивно ориентированное саморазвитие. Принятие себя в контексте актуальной ступени профессионального становления наполняет будущее респондентов смыслом. Будущее представляется структурированным, а сами респонденты выступают активными субъектами собственного профессионального самоопределения.

Для настоящего исследования важны не только характеристики психологического прошлого, настоящего и будущего, но и связность этих параметров между собой (табл. 4).

При статистическом анализе связности параметров пространственно-временной перспективы профессионального самоопределения студентов-медиков получены следующие результаты.

А. Связь психологического прошлого и психологического настоящего

На основе корреляционного анализа при оценке связи показателей удовлетворенности выбором профессии и процессом обучения с показателем давности выбора респондентом профессии врача установлены статистически значимые прямые связи (см. табл. 4).

Установленная взаимосвязь позволяет предположить, что чем раньше человек делает выбор в отношении профессионального будущего, тем больше заданы и определены границы и характер его актуального саморазвития, тем больше обусловливается успешность личности в реализации профессионального самоопределения. Полученные результаты соотносятся с исследованием J. МсНагд и соавт. [16]. Авторы отмечают, что раннее осознание желания стать врачом позволяет идее «созреть» внутри личности и мотивирует студентов к достижению высоких академических целей.

Б. Связь психологического настоящего и психологического будущего

Оценивая связь параметров психологического настоящего и психологического будущего на основе проведенного корреляционного анализа, можно заключить, что чем больше респонденты удовлетворены сделанным профессиональным выбором и чем больше получают удовольствия от учебы, тем более запланированным и структурированным представляется собственное профессиональное будущее (см. табл. 4).

В. Связь психологического прошлого и психологического будущего

Еще один аспект в оценке пространственно-временной перспективы профессионального самоопределения представляет

Таблица 4. Связь параметров психологического прошлого, настоящего и будущего

Параметр Время профессионального выбора Планирование работы по специальности Представления о направлении профессиональной деятельности Удовлетворенность выбором профессии Удовлетворенность процессом обучения

Время профессионального выбора 1 Я =0,191 р=0,000 Я =0,127 р=0,010 Я =0,185 р=0,000 Я =0,106 р=0,032

Плбанирование я =0191 ^ я =0,381 н =0579 н =0471 работы по р=0,000 1 р=0,000 р=0,000 р=0,000 специальности ^ ^ ^ ^

Представления о направлении профессиональной деятельности Я =0,127 р=0,010 Я =0,381 р=0,000 1 Я =0,364 р=0,000 Я =0,330 р=0,000

УдовлетЕЮренность я =0,185 я =0,579 и =0,334 1 И =0,723 вЫб°роМ р=0,000 р=0,000 р=0,000 1 р=0,000 профессии

Удовлетворенность процессом обучения Я =0,106 р=0,032 Я =0,471 р=0,000 Я =0,330 р=0,000 Я =0,723 р=0,000 1

связь психологического прошлого и психологического будущего. Установленная корреляционная связь указанных параметров (см. табл. 4) означает, что в профессиональном самоопределении личности можно говорить о преемственности и непрерывности линии развития жизни человека. Чем раньше человек определяет для себя, что хочет стать врачом, тем в большей степени для него характерно проецирование этого образа в будущее.

Особенности ценностно-смысловой перспективы профессионального самоопределения студентов-медиков

Структура ценностно-смысловой перспективы профессионального самоопределения согласно результатам, полученным с помощью методики Р.В. Овчаровой [17], детерминирована выраженностью у студентов-медиков внутренних социально-значимых и внешних положительных мотивов (Г х2=487,95; с^=3; р=0,000). Пересечение и выраженность указанных мотивов в структуре ценностно-смысловой перспективы профессионального самоопределения озна-

чает, что выбор профессионального жизненного пути у респондентов детерминирован как внутренней потребностью быть социально-значимым, приносить пользу обществу, так и востребованностью и высокой социальной оценкой профессии врача.

Для объяснения механизмов смысловой направленности мотивации профессионального выбора был применен эксплораторный факторный анализ методом главных компонент (метод вращения: варимакс с нормализацией Кайзера), вопросов авторской анкеты, касающихся значимости различных мотивов при выборе студентами будущей профессии. Пригодность массива данных для факторного анализа подтверждается высокими значениями КМО (0,897) и критерием сферичности Бартлетта (х2=2681,52; Cf=190; р=0,000). На основе использования критерия Кайзера было определено количество факторов. Выделенные факторы представлены в табл. 5.

Фактор 1. Гуманистическая ориентация при выборе профессии. Выраженность этого механизма профессионального самоопре-

Таблица 5. Повернутая матрица компонентов. Параметры ценностно-смысловой перспективы

Параметры ценностно-смысловой Компонент

перспективы

1 2 3 4

Желание лечить людей 0,809

Заботиться о здоровье своих близких 0,714 0,384

Продолжить семейную традицию 0,798

Видеть благодарность пациентов 0,724

Найти новые способы лечения 0,630

Интерес к материальной составляющей 0,462 0,515

Реализовать свои способности 0,699

Влияние окружения 0,741

Спасать, облегчать страдание 0,713 0,424

Интерес к науке 0,834

Заботиться о своем здоровье 0,655

Помочь людям с таким же заболеванием 0,391

Без работы не останусь 0,784

Высокий престиж профессии 0,697

Число объясненной дисперсии, % 19,280 15,873 14,039 13,452

Объясненная совокупная дисперсия, % 62,644

деления означает, что желание стать врачом основывается на стремлении лечить людей,заботиться о здоровье,спасать от страданий.

Фактор 2. Эгоистическая ориентация при выборе профессии. Этот механизм профессионального самоопределения означает, что выбор профессии детерминируется стремлением заботиться о собственном здоровье и здоровье близких, значимостью для личности гарантированности трудовой занятости, а также высокой престижности профессии.

Фактор 3. Научный интерес как основа выбора профессии. Преобладание этого механизма в структуре ценностно-смысловой

перспективы профессионального самоопределения означает направленность личности в профессии на реализацию когнитивных способностей, рассмотрение медицины как науки, связанной с исследовательской деятельностью и поиском новых способов лечения.

Фактор 4. Внешнее влияние на выбор профессии. Этот механизм объясняет ценностно-смысловое содержание профессионального самоопределения исходя из детерминации выбора профессии внешними обстоятельствами. Выраженность этого механизма означает готовность личности следовать предлагаемым извне сценари-

Таблица 6. Связь параметров временно-пространственной и ценностно-смысловой перспектив

Параметр Гуманистическая ориентация при выборе профессии Эгоистическая ориентация при выборе профессии Научный интерес как основа выбора профессии Внешнее влияние на выбор профессии

Время профессионального выбора Я7=0,154* /7=0,000 Я5=0,006 р=0,908 Я5=0,077 р=0,119 Я5=0,016 р=0,751

Удовлетворенность выбором профессии Я=0,259* р=0,000 Я5=0,099 р=0,450 Я5=0,243* р=0,000 Я7=0,035 р=0,475

Удовлетворенность процессом обучения Я =0,161* р=0,001 Я5=0,091 р=0,067 Я5=0,291* р=0,000 Я5= -0,057 р=0,254

Планирование работы по специальности Я5=0,222* /7=0,000 Я5=0,047 р=0,343 Я5=0,171* р=0,000 Я5= -0,046 р=0,355

Представления о направлении профессиональной деятельности Я5=0,099 р=0,450 Я5=0,022 р=0,664 Я5=0,170* р=0,000 Я5= -0,018 р=0,719

ям профессиональной жизни (например, продолжение семейной традиции), или когда профессиональное самоопределение строится на основе значимости определенных обстоятельств собственной жизни (например, стремление стать врачом, чтобы помогать людям с таким же заболеванием).

Основываясь на идеях М.Р. Гинзбурга [6], под функцией психологического настоящего понимается саморазвитие. В контексте профессионального самоопределения саморазвитие представляет связь пространственно-временной перспективы, которая выступает как самореализация, и ценностно-смысловой, понимаемой как самопознание. Исходя из заданной теоретической рамки,взаимосвязь указанных параметров свидетельствует об актуальной специфике профессионального самоопределения студентов-медиков. В табл. 6 представлены результаты корреляционного анализа связи параметров временно-пространственной перспективы (самореализации) и ценностно-смысловой (самопознание).

Таким образом, последовательная реализация себя, направленная на становление

врачом,связана с присвоением личностью таких ценностей, которые характеризуют выбор профессии как моральный [1]. Чем раньше человек осознает профессиональное призвание, тем в большей степени выражено у него стремление помогать другим людям, нести облегчение страданиям, искать новые способы лечения и делать открытия в области медицины, приводящие к повышению качества оказания медицинской помощи. Выраженность гуманистических и научных интересов также связана с удовлетворенностью сделанным профессиональным выбором,представлением о собственном профессиональном будущем.

Однако необходимо обратить внимание, что среди респондентов процент тех, кто понял свое профессиональное призвание еще в детстве, весьма незначительный (3,7%; п=15). Возможно, слабая мотивация выбора медицинской профессии в детстве связана также с недостаточной общей осведомленностью школьников [18]. Поэтому в качестве педагогической задачи [19, 12] при подготовке профессиональных кадров в медицинском вузе можно выделить раз-

витие гуманистической мотивации профессиональной деятельности будущих врачей и создание условий для формирования «индивидуальных траекторий и построения временно) й транспективы - создание желаемого образа профессионального будущего» [9].

ВЫВОДЫ

Для студентов-медиков характерно позитивное ориентированное саморазвитие в контексте профессионального самоопределения. Профессиональное саморазвитие представляет последовательную линию, в которой сделанные в прошлом профессиональные выборы интериоризуются в актуальной жизненной ситуации и обусловливают структурированное и осмысленное профессиональное будущее.

В структуре профессионального самоопределения установлена взаимосвязь между компонентами временно-пространственной и ценностно-смысловой перспектив. Исходя из анализа полученных взаимосвязей и социокультурных представлений о ценностно-смысловом содержании профессии врача, наиболее оптимальным представляется последовательное профессиональное саморазвитие в контексте гуманистической направленности и реализации научных интересов.

Поскольку выбор профессии часто делается после окончания школы или после обучения в другом вузе, представляется необходимым развивать гуманистическую мотивацию профессиональной деятельности в процессе обучения студентов-медиков, формируя значимые установки профессиональной самореализации.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО СПбГПМУ Минздрава России, Санкт-Петербург:

Новикова Татьяна Олеговна (Tatiana O. Novikova) - кандидат философских наук, доцент кафедры общей и прикладной психологии с курсами медико-биологических дисциплин и педагогики

E-mail: tatolnov0gmail.com https://orcid.org/0000-0003-2238-0852

Потапова Елена Александровна (Elena A. Potapova) - кандидат психологических наук, доцент кафедры психосоматики и психотерапии E-mail: potapova.doc0yandex.ru https://orcid.org/0000-0003-1475-5503

Сахно Лариса Викторовна (Larisa V. Sakhno) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии им. акад. А.Ф. Тура E-mail: lvs_doc0mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6818-6695

Колтунцева Инна Викторовна (Inna V. Koltuntseva)* - кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии им. академика А.Ф. Тура E-mail: koltunceva0yandex.ru https://orcid.org/0000-0002-4327-1260

*Автор для корреспонденции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бакштановский В.И., Согомонов Ю.В. Этика профессии: миссия, кодекс, поступок. Тюмень : НИИ прикладной этики ТюмГНГУ; 2005. 368 с. URL: https://www.tyuiu.ru/media/files/201 1/02_28/monografija-etika-professii.pdf (дата обращения 27.1 1.2023]

2. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение. Личностный аспект. дисс. доктор. псих. наук. Москва, 1995. URL: https://www.dissercat.com/content/professionalnoe-samoopredelenie-lichnost-aspekt

3. Поляков В.А. Профессиональное самоопределение молодежи // Педагогика. 2008. Т. 5. С. 33-37.

4. Ретивых М.В. Формирование профессионального самоопределения школьников как научно-педагогическая проблема // Вестник Брянского государственного университета. 2010. Т. 1. С. 18-20.

5. Чеснокова О.Б., Чурбанова С.М., Молчанов С.В. Профессиональное самоопределение в юношеском возрасте как структурный компонент будущего профессионализма: социо-когнитивные и креативные факторы // Культурно-историческая психология. 2019. Т. 15, № 4. С. 109-118. DOI: https://doi.org/10.17759/chp.201915041 1 URL: https://psyjournals.ru/ journals/chp/archive/2019_n4/chp_2019_n4_Chesnokova_et_al.pdf (дата обращения 27.1 1.2023]

6. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения // Вопросы психологии. 1994. Т. 3. С. 43-52.

7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопросы психологии. 1988. Т. 2. С. 19-27.

8. Трубников Н.Н. Время бытия человеческого. Москва : Наука, 1987. 255 с. URL: https://platona.net/load/knigi_po_ filosofii/filosofija_nauki_tekhniki/trubnikov_n_n_vremja_chelovecheskogo_bytij

9. Зеер Э.Ф. Психологические особенности прогнозирования профессионального будущего молодежи // Актуальные проблемы психологического знания. 2015. Т. 3, № 36. С. 16-26.

10. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. Т. 1, № 53. С. 76-83.

11. Литвинцева С.А. Выбор профессии врача в системе детерминирующих факторов // Власть и управление на Востоке России. 2018. Т. 2, № 83. С. 72-80. DOI: https://doi.org/10.22394/1818-4049-2018-83-2-72-80 URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/vybor-professii-vracha-v-sisteme-determiniruyuschih-faktorov (дата обращения 27.1 1.2023]

12. Суровцева К.А., Андронова Т.А., Бондарь Г.Д. О мотивации выбора профессии врача // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2019. Т. 2. С. 53-56. URL: https://applied-research.ru/ru/article/ view?id=12670 (дата обращения 27.1 1.2023]

13. Cruess R.L., Cruess S.R., Boudreau J.D., Snell L., Steinert Yv. Reframing medical education to support professional identity formation // Academic Medicine. 2014. Vol. 89, N 11. P. 1446-1451. DOI: https://doi.org/10.1097/ACM.0000000000000427 URL: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/25054423/ (дата обращения 27.1 1.2023]

14. Moran M. Is psychiatry's popularity rising among U.S. med. school seniors? URL: https://www.psychstaffing.com/is-psychiatrys-popularity-rising-among-u-s-med-school-seniors/ DOI: https://doi.org/10.1176/appi.pn.2018.11b1 (дата обращения 27.1 1.2023]

15. Seow L.S.E., Chua B.Y., Mahendran R., Verma S., Ong H.L., Samari E., Chong S.A., Subramaniam M. Psychiatry as a career choice among medical students: a cross-sectional study examining school-related and non-school factors // BMJ Open. 2018. Vol. 8, N 8. P. e022201. DOI: https://doi.org/10.1136/bmjopen-2018-022201 URL: https://europepmc.org/article/ med/30121607 (дата обращения 27.1 1.2023]

16. McHarg J., Mattick K., Knight L.V. Why people apply to medical school: implications for widening participation activities // Med. Educ. 2007. Vol. 41, N 8. P. 815-821. DOI: https://doi.org/10.1111/j.1365-2923.2007.02798.x URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-015-0445-8 (дата обращения 27.1 1.2023]

17. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. Москва : «Просвещение», «Учебная литература»; 1996. 352 с. URL: https://www.calameo.com/books/004534305dffc8e58ad12 (дата обращения 27.1 1.2023]

18. Лихтшангоф А.З., Черкасова Е.М., Печникова П.А. Общекультурная компетентность студентов СПбГПМУ // Медицина и организация здравоохранения. 2020. Т. 5, № 1. С. 53-57. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschekulturnaya-kompetentnost-studentov-spb-gpmu (дата обращения 27.1 1.23]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Зинкевич Е.Р., Яцевич Н.А. Значение педагогического компонента профессионального медицинского образования в формировании профессионально-педагогической компетентности врачей на этапе обучения в ординатуре // Kant. 2023. Т. 1, № 46.С. 256-261. DOI: https://doi.org/10.24923/2222-243X.2023-46.46

REFERENCES

1. Bakshtanovsky V.l., Sogomonov Yu.V. Ethics of the profession: mission, code, action. Tyumen: research institute of applied ethics of Tyumen State Oil and Gas University, 2005. 368 p. (in Russian]

2. Borisova E.M. Professional self-determination. Personal aspect. Diss. doctor. psycho. Sci. Moscow, 1995. 423 p. (in Russian]

3. Polyakov V.A. Professional self-determination of youth. Pedagogika [Pedagogy]. 2008; 5: 33-7. (in Russian]

4. Retivykh M.V. Formation of professional self-determination of schoolchildren as a scientific and pedagogical problem. Vestnik Bryanskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Bryansk State University]. 2010; 1: 18-20. (in Russian]

5. Chesnokova O.B., Churbanova S.M., Molchanov S.V. Professional self-determination in adolescence as a structural component of future professionalism: socio-cognitive and creative factors. Kulturno-istoricheskaya psikhologiya [Cultural-historical psychology]. 2019; 15 (4]: 109-18. (in Russian]

6. Ginzburg M.R. Psychological content of personal self-determination. Voprosi psikhoLogii [Questions of psychology]. 1994; 3: 43-52. (in Russian]

7. Ginzburg M.R. Personal self-determination as a psychological problem. Voprosi psikhologii [Questions of psychology]. 1988; 2: 19-27. (in Russian]

8. Trubnikov N.N. The time of human existence. Moscow: Science, 1987. 255 p. (in Russian]

9. Zeer E.F. Psychological features of predicting the professional future of young people. Aktualnye problemy psikhologicheskogo znaniya [Current problems of psychological knowledge]. 2015; 3 (36]: 16-26. (in Russian]

10. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Psychological features of personality self-determination in post-industrial society. Novoe v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [New in psychological and pedagogical research]. 2019; 1 (53]: 76-83. (in Russian]

11. Litvintseva S.A. The choice of a doctor's profession in the system of determining factors. Vlast i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and management in the East of Russia]. 2018; 2 (83]: 72-80. (in Russian]

12. Surovtseva K.A., Andronova T.A., Bondar G.D. On the motivation for choosing the profession of a doctor. Mezhdunarodnyy zhurnal prikladnykh i fundamentalnykh issledovaniy [International Journal of Applied and Fundamental Research]. 2019; 2: 53-6. (in Russian]

13. Cruess R.L., Cruess S.R., Boudreau J.D., Snell L., Steinert Yv. Reframing medical education to support professional identity formation. Academic Medicine. 2014; 89 (11]: 1446-51.

14. Moran M. Is psychiatry's popularity rising among U.S. med. school seniors? URL: https://www.psychstaffing.com/is-psychiatrys-popularity-rising-among-u-s-med-school-seniors/ DOI: https://doi.org/10.1176/appi.pn.2018.11b1

15. Seow L.S.E., Chua B.Y., Mahendran R., Verma S., Ong H.L., Samari E., Chong S.A., Subramaniam M. Psychiatry as a career choice among medical students: a cross-sectional study examining school-related and non-school factors. BMJ Open. 2018; 8 (8]: e022201.

16. McHarg J., Mattick K., Knight L.V. Why people apply to medical school: implications for widening participation activities. Med Educ. 2007; 41 (8]: 815-21.

17. Ovcharova R.V. School psychologist's reference book. Moscow: "Enlightenment", "Educational Literature", 1996. 352 p. (in Russian]

18. Likhtshangof A.Z., Cherkasova E.M., Pechnikova P.A. General cultural competence of St. Petersburg State Pediatric Medical University students. Meditsina i organizatsiya zdravookhraneniya [Medicine and healthcare organization]. 2020; 5 (1]: 53-7. (in Russian]

19. Zinkevich E.R., Yatsevich N.A. The importance of the pedagogical component of professional medical education in the formation of professional and pedagogical competence of doctors at the stage of residency training. Kant [Kant]. 2023; 1 (46]: 256-61. (in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.