Научная статья на тему 'Психологическая характеристика факторов профессионального самоопределения студентов-медиков среднего профессионального образования'

Психологическая характеристика факторов профессионального самоопределения студентов-медиков среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
33
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самоопределение / профессиональное самоопределение / профессиональное становление / подготовка медицинских кадров / психологическая характеристика / студенты-медики / мотивация студентов / гендерная характеристика личности / self-determination / professional self-determination / professional formation / training of medical personnel / psychological characteristics / medical student / motivation of students / gender characteristics of personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольга Олеговна Андронникова, Наталья Анатольевна Галузо, Марина Геннадьевна Жданова

Введение. Профессиональное самоопределение студентов является условием успешной адаптации к профессиональной деятельности. Цель статьи — охарактеризовать психологические факторы профессионального самоопределения студентов. Материалы и методы. В исследовании принимали участие 76 студентов второго курса стоматологического факультета Новосибирского государственного медицинского университета средне-профессионального уровня образования, 2021–2022 годы обучения. Методы исследования дифференцированы по уровням профессионального самоопределения, предложенным Е. А. Климовым. Гностический уровень исследовался методами: опросник ценностных ориентаций М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С. А. Пакулина, С. М. Кетько, методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, методика «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, опросник «Волевые качества личности» М. В. Чумакова. Практический уровень исследовался методами: анкета-опросник «Профессиональное самоопределение студентовмедиков», разработанная авторами; методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, методика диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко, тест «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в обработке И. С. Клециной. Результаты исследования. Выявлены факторы профессионального самоопределения студентов: психологическая зрелость, мотивация, ценностные ориентации, жизненная позиция, идентичность, стиль общения, когнитивная компетенция. Анализ компонентов уровней профессионального самоопределения показал противоречивый характер их соотношения. На практическом уровне студенты склонны к проявлению милосердия, имеют сформированную профессиональную идентичность. Показатели компонентов гностического уровня демонстрируют склонность к агрессивному поведению, сомнения в выборе профессии и отсутствие положительных эмоций у обучающихся, имеющих сформированную мотивацию обучения. Наряду с этим наблюдается доминирование маскулинных характеристик. Данные позволили сформулировать предположение, что трансформация гендерных характеристик студентов обусловлена решением противоречия между требованиями к профессиональной подготовке и психологическими возможностями им соответствовать. Выводы. К концу обучения студенты проходят этап профессионального становления, уточняя ценностно-смысловые основы профессии, решая противоречие между требованиями к профессиональной подготовке и психологическими возможностями их удовлетворить. Требуется объяснить в дальнейших исследованиях, почему в характеристике стиля общения студентов доминирует маскулинная гендерная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольга Олеговна Андронникова, Наталья Анатольевна Галузо, Марина Геннадьевна Жданова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological description of the factors of professional self-determination in medical students studying for a secondary vocational degree

Introduction. Professional self-determination of students is a precondition for their successful adaptation to professional activity. The article describes the psychological factors of students’ professional selfdetermination. Materials and Methods. The study involved 76 second-year students of the Faculty of Dentistry of Novosibirsk State Medical University (year of study 2021–2022) enrolled on a secondary vocational degree program. The research methods were selected according to the levels of professional self-determination proposed by E. A. Klimov. The gnostic level was studied by the following methods: M. Rokich’s Questionnaire of Value Orientations, D. A. Leontiev’s Life Orientations Test, R. V. Ovcharova’s Motives for Choosing a Profession Test, S. A. Pakulin’s Motivation of Pedagogical University Students, S. M. Ketko, V. V. Boyko’s Method of Diagnostics of Communicative Attitude, K. Izard’s Differential Emotions Scale, L. A. Regush’s Ability to Predict Questionnaire, and M. V. Chumakov’s Volitional Qualities of Personality Questionnaire. The practical level was studied by the following methods: Professional Self-Determination of Medical Students Questionnaire developed by the authors, A. A. Azbel’s Questionnaire for Studying the Statuses of Professional Identity, V. V. Boyko’s Questionnaire for Diagnosing Communicative Tolerance, and M. Kuhn and T. McPartland’s test “Who am I?” processed by I.S. Kletsina. Results. The study revealed the following factors of professional self-determination of students: psychological maturity, motivation, value orientations, life position, identity, communication style and cognitive competence. The analysis of the components of the levels of professional self-determination showed the contradictory nature of the relationship between the two levels. At the practical level, students are inclined to show mercy and have a well-formed professional identity. At the gnostic level, however, students who have a formed motivation for learning demonstrate a tendency to aggressive behavior, doubts about the choice of profession and lack of positive emotions. Further, there is a dominance of muscular characteristics. The data allowed us to formulate the assumption that students’ gender characteristics transformed as a result of students having to resolve the contradiction between the requirements for professional training and psychological capabilities to meet them. Conclusions. By the end of study, students go through the stage of professional formation, clarifying the value-semantic sphere of the profession and solving the contradiction between the requirements for professional training and the psychological capability to satisfy them. Further study is needed to explain why the muscular gender characteristic dominates in students’ communication style.

Текст научной работы на тему «Психологическая характеристика факторов профессионального самоопределения студентов-медиков среднего профессионального образования»

Психология человека в образовании, 2023, т. 5, № 4 Psychology in Education, 2023, vol. 5, no. 4 _www.psychinedu. ru

Психология становления современного профессионала

EDN QJXQJX

https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-579-593 Научная статья

Психологическая характеристика факторов профессионального самоопределения студентов-медиков среднего профессионального образования

О. О. Андронникова Н. А. Галузо 2, М. Г. Жданова ш

1 Новосибирский государственный педагогический университет, 630126, Россия, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, д. 28 2 Новосибирский государственный медицинский университет, 630091, Россия, г. Новосибирск, Красный пр., д. 52

Сведения об авторах

Ольга Олеговна Андронникова, SPIN-код: 9118-8231, Scopus AuthorlD: 57193952779, ResearcherlD: D-2926-2014, ORCID: 0000-0002-1756-7682, e-mail: andronnikova 69@mail.ru

Наталья Анатольевна Галузо, SPIN-код: 7146-4845, ORCID: 0000-0001-6360-3931, e-mail: tezis-ngmu5@mail.ru Марина Геннадьевна Жданова, ORCID: 0000-0002-9196-9145, e-mail: jda13@ya.ru

Для цитирования: Андронникова, О. О., Галузо, Н. А., Жданова, М. Г. (2023) Психологическая характеристика факторов профессионального самоопределения студентов-медиков среднего профессионального образования. Психология человека в образовании, т. 5, № 4, с. 579-593. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-579-593 EDN QJXQJX

Получена 12 апреля 2023; прошла рецензирование 29 мая 2023; принята 30 июня 2023. Финансирование: Исследование не имело финансовой поддержки.

Права: © О. О. Андронникова, Н. А. Галузо, М. Г. Жданова (2023). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.

Аннотация

Введение. Профессиональное самоопределение студентов является условием успешной адаптации к профессиональной деятельности. Цель статьи — охарактеризовать психологические факторы профессионального самоопределения студентов.

Материалы и методы. В исследовании принимали участие 76 студентов второго курса стоматологического факультета Новосибирского государственного медицинского университета средне-профессионального уровня образования, 2021-2022 годы обучения. Методы исследования дифференцированы по уровням профессионального самоопределения, предложенным Е. А. Климовым. Гностический уровень исследовался методами: опросник ценностных ориентаций М. Рокича, тест «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева, «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой, «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С. А. Пакулина, С. М. Кетько, методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда, методика «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш, опросник «Волевые качества личности» М. В. Чумакова. Практический уровень исследовался методами: анкета-опросник «Профессиональное самоопределение студентов-медиков», разработанная авторами; методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель, методика диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко, тест «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в обработке И. С. Клециной.

Результаты исследования. Выявлены факторы профессионального самоопределения студентов: психологическая зрелость, мотивация, ценностные ориентации, жизненная позиция, идентичность, стиль общения, когнитивная компетенция. Анализ компонентов уровней профессионального самоопределения показал противоречивый характер их соотношения. На практическом уровне студенты склонны к проявлению милосердия, имеют сформированную профессиональную идентичность. Показатели компонентов гностического уровня демонстрируют склонность к агрессивному поведению, сомнения в выборе профессии и отсутствие положительных эмоций у обучающихся, имеющих сформированную мотивацию обучения. Наряду с этим наблюдается

Я Check for updates

УДК 377.131.11

доминирование маскулинных характеристик. Данные позволили сформулировать предположение, что трансформация тендерных характеристик студентов обусловлена решением противоречия между требованиями к профессиональной подготовке и психологическими возможностями им соответствовать.

Выводы. К концу обучения студенты проходят этап профессионального становления, уточняя ценностно-смысловые основы профессии, решая противоречие между требованиями к профессиональной подготовке и психологическими возможностями их удовлетворить. Требуется объяснить в дальнейших исследованиях, почему в характеристике стиля общения студентов доминирует маскулинная гендерная характеристика.

Ключевые слова: самоопределение, профессиональное самоопределение, профессиональное становление, подготовка медицинских кадров, психологическая характеристика, студенты-медики, мотивация студентов, гендерная характеристика личности

Research article

Psychological description of the factors of professional self-determination in medical students studying for a secondary vocational degree

O. O. Andronnikova \ N. A. Galuzo 2, M. G. Zhdanova H2

1 Novosibirsk State Pedagogical University, 28 Vilyuyskaya Str., Novosibirsk 630126, Russia 2 Novosibirsk State Medical University, 52 Krasny Ave., Novosibirsk 630091, Russia

Authors

Olga O. Andronnikova, SPIN: 9118-8231, Scopus AuthorlD: 57193952779, ResearcherlD: D-2926-2014, ORCID: 0000-0002-1756-7682, e-mail: andronnikova 69@mail.ru

Natalia A. Galuzo, SPIN: 7146-4845, ORCID: 0000-0001-6360-3931, e-mail: tezis-ngmu5@mail.ru Marina G. Zhdanova, ORCID: 0000-0002-9196-9145, e-mail: jda13@ya.ru

For citation: Andronnikova, O. O., Galuzo, N. A., Zhdanova, M. G. (2023) Psychological description of the factors

of professional self-determination in medical students studying for a secondary vocational degree. Psychology in Education,

vol. 5, no. 4, pp. 579-593. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2023-5-4-579-593 EDN QTXQTX

Received 12 April 2023; reviewed 29 May 2023; accepted 30 June 2023.

Funding: The study did not receive any external funding.

Copyright: © O. O. Andronnikova, N. A. Galuzo, M. G. Zhdanova (2023). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.

Abstract

Introduction. Professional self-determination of students is a precondition for their successful adaptation to professional activity. The article describes the psychological factors of students' professional self-determination.

Materials and Methods. The study involved 76 second-year students of the Faculty of Dentistry of Novosibirsk State Medical University (year of study 2021-2022) enrolled on a secondary vocational degree program. The research methods were selected according to the levels of professional self-determination proposed by E. A. Klimov. The gnostic level was studied by the following methods: M. Rokich's Questionnaire of Value Orientations, D. A. Leontiev's Life Orientations Test, R. V. Ovcharova's Motives for Choosing a Profession Test, S. A. Pakulin's Motivation of Pedagogical University Students, S. M. Ketko, V. V. Boyko's Method of Diagnostics of Communicative Attitude, K. Izard's Differential Emotions Scale, L. A. Regush's Ability to Predict Questionnaire, and M. V. Chumakov's Volitional Qualities of Personality Questionnaire. The practical level was studied by the following methods: Professional Self-Determination of Medical Students Questionnaire developed by the authors, A. A. Azbel's Questionnaire for Studying the Statuses of Professional Identity, V. V. Boyko's Questionnaire for Diagnosing Communicative Tolerance, and M. Kuhn and T. McPartland's test "Who am I?" processed by I.S. Kletsina.

Results. The study revealed the following factors of professional self-determination of students: psychological maturity, motivation, value orientations, life position, identity, communication style and cognitive competence. The analysis of the components of the levels of professional self-determination showed the contradictory nature of the relationship between the two levels. At the practical level, students are inclined to show mercy

and have a well-formed professional identity. At the gnostic level, however, students who have a formed motivation for learning demonstrate a tendency to aggressive behavior, doubts about the choice of profession and lack of positive emotions. Further, there is a dominance of muscular characteristics. The data allowed us to formulate the assumption that students' gender characteristics transformed as a result of students having to resolve the contradiction between the requirements for professional training and psychological capabilities to meet them.

Conclusions. By the end of study, students go through the stage of professional formation, clarifying the value-semantic sphere of the profession and solving the contradiction between the requirements for professional training and the psychological capability to satisfy them. Further study is needed to explain why the muscular gender characteristic dominates in students' communication style.

Keywords: self-determination, professional self-determination, professional formation, training of medical personnel, psychological characteristics, medical student, motivation of students, gender characteristics of personality

Введение

Впервые месяцы обучения в вузе молодые люди осознают себя будущими специалистами. Исследователи процесса формирования личности студентов отмечают, что профессиональная подготовка студентов формирует их позитивное отношение к будущей профессиональной сфере и вовлеченность в образовательный процесс (Чижкова 2021a; 2021b; Hatem, Halpin 2019).

На первом этапе обучения профессии студенты интегрируют свой личный опыт, знания, представления с ценностями профессионального сообщества (Мануйлов и др. 2020; Hatem, Halpin 2019). Это отражается на их развитии и освоении профессиональной системы деятельности. Во-первых, они обретают новую идентичность — студент-медик. Во-вторых, они дифференцируют знание на два вида: для профессиональной работы и для общего развития (Зеер и др. 2021). В исследованиях Э. Ф. Зеера (Зеер и др. 2021) и Е. А. Климова (Климов 2012) динамика процесса профессионального самоопределения рассматривается через кризисы, связанные с перестройкой профессионального сознания и структуры деятельности. Интерес представляют компоненты факторов профессионального самоопределения студентов, заканчивающих свое профессиональное обучение. Эти компоненты показывают психологические особенности молодых специалистов, которым предстоит совершать профессиональное самоопределение.

Теоретический обзор современного состояния проблемы

Процесс профессионального самоопределения, связанный с поиском смысла в избранной профессии, достаточно широко представлен в трудах современных исследователей (Зеер и др. 2021; Asadzandi et al. 2022; Harrison et al. 2022).

В современной науке отсутствует однозначное определение понятия «Профессиональное самоопределение». Профессиональное самоопределение рассматривают как результат разрешения противоречия (Щедровицкий 2018), как признак успеха профессионального выбора (Пряжников и др. 2018) и даже как результат применения психолого-педагогического механизма развития личности (Климов 2012).

Данная ситуация, с нашей точки зрения, свидетельствует о двух характеристиках научно-исследовательского поля психологии. Во-первых, сохранен научный интерес к соотношению между требованиями социального мира к внутреннему миру человека, а также к регулированию развития психики человека в интересах профессионального труда. Во-вторых, методологические подходы в исследовании отношений психики и среды не всегда учитывают разницу позиций деятельностного подхода А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна (Леонтьев 2019), а также положений современной методологии психологии, согласно которым психику следует рассматривать как сложноорганизованную открытую систему, способную к самоорганизации (Карпов и др. 2016). С этой точки зрения, «чем сложнее система, тем более условным, относительным и трудноразличимым становится само разделение на „внешне"- и „внутрисистемные" процессы, тем менее определенной становится грань между ними и тем в большей степени усиливается мера их взаимозависимости» (Карпов и др. 2016, 26). Это методологическое положение позволяет рассматривать профессиональное самоопределение одновременно как результат отношений «психика — среда — сознание» и как процесс устойчивого активного развития этих отношений со стороны человека. Данная позиция нацелена выявить качественную определенность феномена профессионального самоопределения студента

(Карпов и др. 2016), анализируя соотношения компонентов факторов его профессионального самоопределения.

Под профессиональным самоопределением студента мы понимаем активную жизненную позицию обучающегося по отношению к своему профессиональному будущему, а также к социальной среде своей жизнедеятельности. Постоянные изменения темпа и динамики развития современного общества фокусируют внимание в исследовании профессионального самоопределения студентов на их жизненной позиции (Зеер и др. 2021; Park, Hong 2022) и факторах профессионального самоопределения (Hatem, Halpin 2019; Hertling et al. 2022; Yahata et al. 2021).

Профессиональное самоопределение — это процесс, каждый этап которого происходит в определенных социально-психологических условиях, отражая активную позицию личности по отношению к динамике их изменений. В связи с этим мы определяем профессиональное самоопределение студента как процесс решения личностью основного противоречия между своими психологическими возможностями и их соответствием профессиональным требованиям. В ходе решения этого противоречия проявляется жизненная позиция студента по отношению к профессиональному труду, реорганизующая его систему «психика — сознание — среда».

Определение понятия «профессиональное самоопределение», представленное выше, позволяет продолжить исследование взаимосвязи двух уровней профессионального самоопределения. Речь идет о гностическом (реорганизация самосознания) и практическом (изменение социального статуса) уровнях (Климов 2012). В данной статье представлены результаты исследования структуры компонентов факторов профессионального самоопределения студентов средне профессионального образования второго курса медицинского университета.

Организация и методы исследования

Цель статьи — охарактеризовать психологические факторы профессионального самоопределения студентов-медиков на втором курсе обучения.

Цель предопределила постановку задач: описать психологические факторы профессионального самоопределения студентов и выделить психологические компоненты, влияющие на их профессиональное самоопределение.

Согласно гипотезе исследования, структура компонентов психологических факторов профессионального самоопределения студентов

не сбалансирована. А также наблюдается доминирование гностического уровня.

Исследование проведено на базе Новосибирского государственного медицинского университета с 2021-2022 гг. Выборку составили студенты вторых курсов стоматологического факультета в возрасте 19-20 лет (Ы = 76) средне-профессионального образования (СПО) по специальности 31.02.06 «Стоматология профилактическая» со сроком обучения 1,8 лет.

Профессиональное самоопределение студентов в исследовании рассматривалось как система взаимосвязанных компонентов. Предметом познания стала характеристика структуры компонентов факторов профессионального самоопределения на гностическом и практическом уровнях. Гностический уровень системы профессионального самоопределения рассматривался через связи ценностных и смысложиз-ненных ориентаций личности с мотивацией обучения, коммуникативными установками, мотивами выбора профессии, характеристикой когнитивной системы и эмоциями. Практический уровень — через связь статуса профессиональной идентичности, самоописания студентов и оценки выбора профессии, коммуникативной толерантности.

Сбор эмпирического материала проходил с помощью батареи методов. Для изучения характеристики гностического уровня использовались: опросник ценностных ориентаций М. Рокича, опубликованный под редакцией А. А. Карелина (Карелин 2002), тест «Смыс-ложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева (Леонтьев 2000), «Мотивы выбора профессии» Р. В. Овчаровой (Врублевская, Зыкова 2004), модифицированная методика «Мотивация учения студентов педагогического вуза» С. А. Па-кулина, С. М. Кетько (Ильин 2002), методика «Шкала дифференциальных эмоций» К. Изарда (Изард 2006), методика «Способность к прогнозированию» Л. А. Регуш (Регуш 2003), опросник «Волевые качества личности» М. В. Чумакова (Чумаков 2015), методика коммуникативной установки В. В. Бойко (Бойко 2008). Опросник ценностных ориентаций М. Рокича позволяет дифференцировать ценностные ориентиры на способствующие выбору целей жизни и стратегии достижения данных целей. Методика смыс-ложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева позволяет охарактеризовать цели и смыслы жизни личности через ее ориентацию на достижение целей, получение результата, процесс или комбинацию трех ориентаций. Тест «Мотивы выбора профессии» выявляет доминирующие характеристики структурных компонентов

мотивации выбора профессии. Тест «Мотивация учения студентов педагогического вуза» был адаптирован к опросу студентов-медиков. Методика диагностики коммуникативной установки В. В. Бойко, с одной стороны, характеризует особенности общения будущих специалистов, с другой, позволяет зафиксировать наличие противоречия между коммуникативными возможностями студентов и требованиями к их профессиональному общению. Методика «Шкала дифференциальных эмоций» оценивает общее самочувствие студентов. Методика «Способность к прогнозированию» оценивает соответствие когнитивных способностей обучающихся требованиям к освоению медицинской профессии. Опросник «Волевые качества личности» диагностирует степень развития у молодых людей 19-20 лет компонентов воли, регулирующих непроизвольное поведение в период обучения.

Для изучения практического уровня профессионального самоопределения использовались: методика изучения статусов профессиональной идентичности А. А. Азбель (Грецов, Азбель 2012), диагностики коммуникативной толерантности В. В. Бойко (Бойко 2008), тест «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда в обработке И. С. Клециной (Клецина 1998) и анкета «Профессиональное самоопределение студентов-медиков» разработанная авторами. Методика изучения статусов профессиональной идентичности позволяет зафиксировать уровень принятия студентами профессионального статуса, в то время как опросник «Профессиональное самоопределение студентов-медиков» фиксирует оценку обучающимися этапа своего профессионального самоопределения. Методика диагностики коммуникативной толерант-

ности В. В. Бойко выявляет соответствие профессиональных требований коммуникативному поведению будущих специалистов. Шкалы для интерпретаций результатов теста «Кто я?» М. Куна и Т. Макпартленда, разработанные И. С. Клециной, показывают связь самоописания личности обучающихся с их будущим социальным статусом.

Обработка данных осуществлена с помощью программы 81аЙ8Йеа 10.0, методом выступил факторный анализ (метод главных компонент, вращение Веримакс с нормализацией Кайзера).

Результаты исследования

На первом этапе обработки результатов исследования зафиксированы психологические характеристики студентов второго курса, представленные в таблице 1.

На втором этапе выделены основные компоненты структуры психологических факторов профессионального самоопределения и их значения (рис. 1)

Критерий Г. Кайзера позволил выделить семь факторов, объясняющих дисперсию с собственным значением больше единицы. Для описания факторов выборочной совокупности более 50 % этот показатель достаточен. В таблице 2 показано, что семь факторов объясняют 51,72 % общей дисперсии.

Обработка данных исследования позволила выделить компонентный состав каждого из семи факторов профессионального самоопределения студентов.

В дальнейшем факторы были распределены по гностическому и практическому уровням профессионального самоопределения, что

Табл. 1. Распределение выборки респондентов пилотажного исследования «Профессиональное самоопределение студентов-медиков второго курса средне профессионального образования по специальности 31.02.06 „Стоматология профилактическая"»

Факультет / уровень образования Год обучения Возрастной диапазон, лет Мужской пол, чел. Женский пол, чел Всего респондентов

Стоматологический / Средне профессиональное образование 2020 19-20 26 50 76

2021

Faculty / Level of education Year of study Age range, years Male gender, people Female gender, people Total respondents

Dental / Secondary vocational education 2020 19-20 26 50 76

2021

Table 1. Distribution of the sample of respondents of the pilot study "Professional self-determination of 2nd year medical students studying for a secondary vocational degree

(specialty 31.02.06 Preventive Dentistry)"

Рис. 1. График собственных значений распределения показателей в модели профессионального самоопределения студентов-стоматологов средне профессионального образования

Fig. 1. Graph of the eigenvalues of the distribution of indicators in the model of professional self-determination of dental students studying for a secondary vocational degree

Табл. 2. Собственные значения (модель профессионального самоопределения студентов второго курса стоматологического факультета средне профессионального образования). Выделение: главные компоненты

Компонента Собственное значение Общая дисперсия, % Кумулятивное собственного значения, %

1 17,335 13,758 13,758

2 10,943 8,685 22,443

3 9,056 7,188 29,631

4 7,619 6,047 35,678

5 7,1 5,635 41,313

6 6,924 5,495 46,808

7 6,193 4,915 51,723

Table 2. Eigenvalues (model of professional self-determination of 2nd year students studying for a secondary vocational degree at the Dental Faculty). Selection: main components

Component Proper value Total variance, % Cumulative eigenvalue, %

1 17.335 13.758 13.758

2 10.943 8.685 22.443

3 9.056 7.188 29.631

4 7.619 6.047 35.678

5 7.1 5.635 41.313

6 6.924 5.495 46.808

7 6.193 4.915 51.723

позволило выявить противоречивый характер соотношения компонентов профессионального самоопределения студентов-медиков. Данные о компонентном составе факторов с учетом факторной нагрузки представлены в таблице 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно данным таблицы 3, на практическом уровне профессионального самоопределения студентов-медиков второго курса не представ-

лены следующие факторы: «Мотивация», «Когнитивная компетенция», «Жизненная позиция». Вместе с тем все компоненты фактора «Профессиональная идентичность» представлены только на данном уровне профессионального самоопределения. Компоненты факторов «Стиль общения», «Ценностные ориентации», «Психологическая зрелость» представлены частично.

№ Факторы Гностический уровень Практический уровень

1 Психологическая зрелость Гнев (-0,507) Ответственность (0,522) Чуткость (0,531) Выдержка (0,524) Энергичность (0,564) Целеустремленность (0,72) Цели (0,797) Процесс (0,687) Результат (0,737) Локус контроля — я (0,737) Локус контроля — жизнь (0,608) Высокие запросы (-0,555) Мечты о моем будущем в профессии дают мне радость (0,599) Будущая профессия редко вызывает положительные эмоции (0,525) Неприятие или непонимание индивидуальности человека (-0,546) Использования себя в качестве эталона при оценке других (-0,649) Неумение скрывать или сглаживать неприятные чувства при столкновении с некоммуникативными качествами партнеров (-0,568) Стремление подогнать партнеров под себя (-0,692) Неумение другому прощать ошибки (-0,591) Нетерпимость к физическому или психическому дискомфорту партнера (-0,558) Неумение приспосабливаться к партнерам (-0,613)

2 Мотивация Внутренние социально значимые мотивы (0,6) Внешние положительные мотивы (0,514) Горе (0,628) Гнев (0,599) Отвращение (0,606) Внутренние мотивы поступления в вуз (0,648) Внутренние реально действующие мотивы учения (0,683) Внешние мотивы поступления в вуз (0,692) Внешние реально действующие мотивы учения (0,766) Профессиональные мотивы (0,7)

Табл. 3. Распределение факторов профессионального самоопределения студентов второго курса по уровням

Табл. 3. Продолжение

3 Профессиональная идентичность — Категоричность или консерватизм в оценках людей (0,505) Сформированная идентичность (0,592)

4 Когнитивная компетентность Самочувствие (0,572) Осознанность (-0,687) Общая прогностичность (-0,592)

5 Жизненная позиция Самостоятельность (0,551) Жизненная мудрость (0,563) Твердая воля (-0,522)

6 Ценностные ориентации Интерес (-0,528) Жизнерадостность (-0,546) Независимость (-0,51) Моратории (-0,583) Родители работают в сфере помогающих профессии (-0,505)

7 Стиль общения Открытая жестокость (0,561) Негативный опыт общения (0,545) Маскулинные характеристики (0,537) Нейтральные характеристики (0,537)

Table 3. Distribution of factors of professional self-determination of 2nd year students by levels

№ Factors Gnostic level Practical level

1 Psychological maturity Anger (-0.507) Responsibility (0.522) Sensitivity (0.531) Endurance (0.524) Energy (0.564) Purposefulness (0.72) Goals (0.797) Process (0.687) Result (0.737) Locus of control — I (0.737) Locus of control — life (0.608) High demands (-0.555) Dreams about my future in the profession give me joy (0.599) The future profession rarely causes positive emotions (0.525) Rejection or misunderstanding of a person's individuality (-0.546) Using oneself as a standard when evaluating others (-0.649) Inability to hide or smooth out unpleasant feelings when confronted with uncommunicative qualities of partners (-0.568) The desire to fit partners to oneself (-0.692) Inability to forgive others' mistakes (-0.591) Intolerance to the partner's physical or mental discomfort (-0.558) Inability to adapt to partners (-0.613)

2 Motivation Internal socially significant motives (0.6) External positive motives (0.514) Grief (0.628) Anger (0.599) Disgust (0.606) Internal motives of enrolling at the university (0.648) Internal actual motives of learning (0.683) External motives of enrolling at the university (0.692) External really acting learning motives (0.766) Professional motives (0.7)

3 Professional identity - Categorical or conservative assessment of people (0.505) Formed identity (0.592)

4 Cognitive competence Well-being (0.572) Awareness (-0.687) General prognosticality (-0.592)

Table 3. Completion

5 Life position Independence (0.551) Life wisdom (0.563) Firm will (-0.522)

6 Value orientations Interest (-0.528) Cheerfulness (-0.546) Independence (-0.51) Moratoriums (-0.583) Parents work in helping professions (-0.505)

7 Communication style Open cruelty (0.561) Negative communication experience (0.545) Muscular characteristics (0.537) Neutral characteristics (0.537)

На гностическом уровне не представлены компоненты фактора «Профессиональная идентичность». Компоненты остальных факторов представлены частично.

Соотношение нагрузок компонентов, входящих в факторы, представленные одновременно на двух уровнях профессионального самоопределения, позволяет описать психологическое состояние обучающихся, зафиксировав особенности содержания как отдельных факторов, так и показателей одинаковых компонентов разных факторов. Эти данные позволяют выявить психологические трудности, которые студентам предстоит разрешить в ходе их обучения.

Обсуждение результатов

Анализ соотношения нагрузок переменных, включенных в фактор «Психологическая зрелость» показал, что в практический уровень профессионального самоопределения студентов вошли только отрицательные показатели коммуникативной толерантности. На гностическом уровне присутствуют компоненты «чуткость», «гнев», «ответственность» и «выдержка». Сочетание этих компонентов и их нагрузок на двух уровнях позволяют охарактеризовать обучающихся как молодых людей, склонных к проявлению милосердия в общении с пациентами. Отсутствие показателей когнитивного компонента на двух уровнях этого фактора демонстрирует, что для данной группы он не является выраженным, и его следует формировать в учебных практиках. Вместе с тем в совокупности компонентов гностического уровня этого фактора выявлена неоднозначность отношения студентов к своему будущему в профессии («Мечты о моем будущем в профессии дают мне радость», «Будущая профессия редко вызывает положительные эмоции»). Эти данные подтверждают вывод ученных (Пличин, Фадеева 2017), что для уверенности студентов в своем профессиональном будущем имеет значение положительное восприятие себя в профессии.

Анализ переменных, вошедших в фактор «Психологическая зрелость» и их нагрузок позволяет охарактеризовать студентов, самоопределение которых по отношению к своему профессиональному будущему еще не произошло. Анализ показателей компонентов профессионального самоопределения на гностическом и практическом уровнях данного фактора показал, что у студентов есть толерантное отношение к людям, на основе которого возможно формирование профессиональной модели общения. С одной стороны, проблема общения студентов, возможно, заслоняет собой трудности, связанные, например, с усвоением системы профессионального знания. С другой, эта проблема актуализирует необходимость целенаправленного формирования навыков профессионального общения будущих медицинских специалистов (Del Vecchio et al. 2022; Hess et al. 2022). Результаты нашего исследования показали, что практический уровень данного фактора имеет поддержку эмоциональных, волевых компонент на гностическом уровне, но не когнитивных. Их предстоит формировать в течение обучения за 1,8 лет.

Концентрация компонентов фактора «Мотивация» только на гностическом уровне и высокие показатели нагрузок компонентов «профессиональные мотивы», «внешние мотивы поступления в вуз», «внешние реально действующие мотивы учения» позволяют заключить, что студенты сконцентрированы на усвоении системы профессионального знания. Однако отсутствие компонентов, характеризующих когнитивные способности студентов в содержании этого фактора на гностическом уровне профессионального самоопределения, и в то же самое время их присутствие с отрицательной нагрузкой в факторе «Когнитивная компетентность» («осознанность», «общая прогностичность») приводит к мысли, что обучающиеся испытывают трудности с учебной мотивацией. Анализ показателей компонентов фактора «Мотивация» позволил сделать вывод, что у студентов

присутствуют неудовлетворенность и внутреннее напряжение, определить причину которых по результатам данного исследовании не представляется возможным. В научной литературе выражены две точки зрения на данный вопрос. Первая связывает мотивацию студентов с их профилем обучения. Согласно Л. И. Мессинео и др. (Ме88тео е! а1. 2019), использующим лич-ностно-ориентрованный подход, эффективная стратегия мотивации обусловлена интерпретацией мотивов студентов на основе их профиля обучения. Вторая точка зрения говорит, что учебная мотивация — результат переоценки студентами выбора профессии. Анализируя мотивы выбора профессии студентами-медиками, А. В. Пличин, И. М. Фадеева (Пличин, Фадеева 2017) пришли к выводу, что студенты-медики проводят переоценку выбора профессии по трем критериям: трудность освоения системы профессионального знания, организация учебного процесса и содержание профессионального труда. Результаты нашего исследования подтверждают вывод отечественных авторов о переоценки студентами выбора профессии по критерию трудности обучения.

Анализ соотношения компонента «категоричность или консерватизм в оценках людей» фактора «Профессиональная идентичность» и компонентов, характеризующих коммуникативную толерантность, входящих в содержание фактора «Психологическая зрелость» на практическом уровне профессионального самоопределения, показал, что у студентов все еще только формируется модель профессионального общения, несмотря на приближение срока выпуска.

Концентрация компонентов фактора «Жизненная позиция» на гностическом уровне позволила заключить, что, несмотря на то, что у студентов есть выраженные профессиональные мотивы, их реализация в профессиональной деятельности вызывает сомнения. Во-первых, показатели фактора «Ценностные ориентации» и их распределение по уровням профессионального самоопределения характеризуют студентов как определяющихся со своей профессиональной идентичностью (мораторий), но не испытывающих интереса и жизнерадостности. Соотношение показателей последних двух компонентов данного фактора и компонента «Будущая профессия редко вызывает положительные эмоции» (фактора «Психологическая зрелость») свидетельствует о возможности развития негативного сценария их профессионального самоопределения. Согласно исследованию профессиональной идентичности Т. В. Малютиной и И. С. Морозовой (Малютина, Морозова 2017), у студентов-

медиков второго курса должна наблюдаться активность по отношению к учебно-профессиональной деятельности, поддерживаемая значимостью профессии. Анализ результатов нашего исследования позволяют сделать вывод, что профессиональное образование сформировало представление о медицинском труде у студентов СПО, предоставив возможность осознанного выбора своего жизненного пути.

Компоненты гностического уровня фактора «Стиль жизни» («открытая жестокость», «негативный опыт общения») позволяют предположить существование трудностей в общении. В то же самое время компоненты фактора «Профессиональная идентичность» практического уровня актуализируют необходимость формирования коммуникативной компетентности у студентов. Все компоненты практического уровня фактора «Стиль жизни» имеют одинаковую нагрузку, что свидетельствует о трансформации гендерной характеристики.

Анализ результатов нашего исследования предполагает, что навыки профессионального общения студентов СПО еще предстоит сформировать, что находит свое подтверждение в исследовании Н. Н. Ахметгалиной и В. В. Гагай (Ахметгалина, Гагай 2019), которые пришли к выводу, что формирование профессиональной идентичности студентов связано с их формированием как субъектов профессиональной коммуникации. Наше исследование обращает внимание, что в процессе формирования студентов как субъектов профессиональной коммуникации возникают два вида трудностей в общении: с пациентами и в ходе учебной деятельности. Решение этой задачи требует гармонизировать когнитивные, эмоциональные и коммуникативные компоненты в ходе обучения на гностическом уровне профессионального самоопределения.

Соотношение компонентов гностического и практического уровней профессионального самоопределения студентов свидетельствуют, что на втором курсе доминирует гностический уровень. На этом уровне студенты разрешают противоречие между требованиями к профессиональному труду и своими психологическими возможностями их удовлетворить.

Компоненты и показатели фактора «Профессиональная идентичность» в сочетании с показателями компонентов фактора «Психологическая зрелость» («целеустремленность», «цели», «результат», «локус контроля — Я») и фактора «Мотивация» («профессиональные мотивы», «внешние реально действующие мотивы обучения», «внутренние социально значимые мотивы») позволяют предполагать, что

студенты-медики имеют критерии для оценки своей учебной деятельности и склонны их применять. В этом случае показатели данного фактора демонстрируют действия психологических регуляторов профессионального самоопределения студентов в ходе их обучения. Наличие внешнего по отношению к учебной деятельности студентов-медиков регулятора в форме профессиональной идентичности исследовали Г. М. Парк, А. Дж. Хонг (Park, Hong 2022). Ученые выявили, что разрешение студентами конфликта между личными и профессиональными ценностями в контексте размышлений о том, какими медицинскими специалистами они станут в будущем, формирует их профессиональную идентичность. Возможно, с разрешением этого конфликта связано появление в факторе «Профессиональная идентичность» компонента «категоричность в суждениях».

Анализ сочетания показателей фактора «Когнитивная компетентность» с показателями остальных факторов позволил предположить, что формированию когнитивных навыков студентов уделяется мало внимания. Вероятно, это связано с первичностью задачи формирования функциональных навыков стоматолога-гигиениста.

Показатели фактора профессионального самоопределения студентов «Жизненная позиция» («самостоятельность в принятии решений» и «жизненная мудрость») позволили предположить, что обучающиеся склонны занимать активную жизненную позицию (за исключением активности в учебной деятельности). Но поскольку их ориентация на проявление воли имеет отрицательный показатель («твердость воли»), возникает сомнение в способности достигать поставленных целей. Компонент «самостоятельность», характеризующий волевые качества личности, и низкие показатели ее волевых характеристик по данному фактору («ответственность», «выдержка», «энергичность», «целеустремленность») свидетельствуют о том, что молодым людям предстоит развить способность достигать поставленные цели. Анализ показателей компонентов, вошедших в данный фактор, привел к выводу, что имеется противоречие между ценностными ориентирами личности и ее волевыми характеристиками.

Отрицательные показатели фактора «Ценностные ориентации» («интерес», «жизнерадостность», «независимость», «мораторий», «родители работают в сфере помогающих профессий») характеризуют студентов как молодых людей, которые определились с вариантом своего профессионального будущего. Однако в их учебной деятельности действуют факторы, снижающие

их эмоциональную вовлеченность в обучение профессии и затрудняющие отношения в системе «педагог — студент». Действие этих факторов может снизить автономную мотивацию обучающихся. Исследователи подготовки медицинских кадров отмечают, что поддержание учебной мотивации студентов-медиков связано с качеством отношений между наставниками и студентами (Harrison et al. 2022; Hertling et al. 2022; Kusner et al. 2022). В своем исследовании мы не затрагивали этот аспект мотивации студентов. Однако результаты нашего исследования актуализируют необходимость психолого-педагогической поддержки студентов в процессе их профессионального становления. Необходимость такой поддержки обосновала и О. Г. Ба-ринова (Баринова 2022) на материалах своего исследования иррациональных установок студентов-медиков.

Показатели фактора «Стиль общения» позволяют усомниться в данных практического уровня фактора «Психологическая зрелость», поскольку в факторе присутствуют выраженные компоненты «негативный опыт общения» и «открытая жестокость» на гностическом уровне, что означает наличие позитивного представления о своем общении в будущем при отсутствии такого опыта общения в реальности.

Преобладание маскулинных и нейтральных характеристик в факторе «Стиль общения» в учебных группах, в которых студенты женского пола составляют 65,7 % (50 женщин и 26 мужчин, см. табл.1) вызывает интерес к социально-психологическим факторам проявления гендерных характеристик студентов-медиков (Hosseini et al. 2022; Hwang, Oh 2020; Ryus et al. 2022). Материалы нашего исследования позволяют лишь обратить внимание на то, что при усвоении системы медицинского знания студенты предпочитают проявлять себя через маскулинные либо нейтральные гендерные характеристики, но не объяснить данное явление.

Выводы

Анализ показателей структуры компонентов факторов структурной модели профессионального самоопределения позволяет сделать вывод об отсутствии баланса между когнитивными навыками студентов и их мотивацией обучения; между эмоциями, ценностными ориентациями студентов и их профессиональной идентичностью.

Таким образом, практический уровень профессионального самоопределения недостаточно

проявлен, гностический уровень доминирует. Однако сочетание компонентов гностического уровня говорит о наличии трудностей как в профессиональном обучении, так и в формировании навыков профессиональной коммуникации. Это означает, что идет переосмысление выбора профессии.

Результаты исследования профессионального самоопределения студентов-медиков второго курса позволили выделить два процесса. В первом процессе студенты уточняют ценностно-смысловую характеристику своего выбора профессии. Во втором процессе они осознают трудности обучения для реализации этого выбора. Это означает, что к концу своего обучения студенты приобщаются к системе профессионального знания, однако им еще предстоит сформировать активную позицию по отношению к своему профессиональному будущему. Таким образом, на данном этапе обучения студенты оценили свои психологические возможности усвоения профессиональной системы знания и познакомились с профессиональными требованиями, испытывая неуверенность в выборе профессии. Это ставит их перед необходимостью решить противоречие между требованием профессионального сообщества к их подготовке и своими психологическими возможностями удовлетворить это требование.

Конфликт интересов

Авторы заявили об отсутствии потенциальных конфликтов интересов в отношении исследования, авторства и/или публикации данной статьи.

Conflict of Interests

The authors stated that there are no potential conflicts of interest regarding the research, authorship and/or publication of this article.

Соответствие принципам этики

Авторы сообщают, что при проведении исследования соблюдены этические принципы, предусмотренные для исследований с участием людей и животных.

Ethics Approval

The authors declare that the study complies with all ethical principles applicable to human and animal research.

Вклад авторов

О. О. Андронникова — концептуализация, руководство проектом, анализ данных (40 %).

Н. А. Галузо — написание текста статьи 30 %).

М. Г. Жданова — сбор и обработка данных, анализ данных, написание текста статьи 30 %).

Author Contributions

O. O. Andronnikova — conceptualization, project management, data analysis (40 %).

N. A. Galuzo — writing the text of the article

(30 %).

M. G. Zhdanova — data collection and processing, data analysis, writing the text of the article

(30 %).

Литература

Ахметгалина, Н. Н., Гагай, В. В. (2019) Особенности профессиональной идентичности студентов медицинского колледжа с различным уровнем коммуникативной толерантности. Мир науки. Педагогика и психология, т. 7, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119.pdf (дата обращения 01.04.2023).

Баринова, О. Г. (2022) Иррациональные установки в формировании профессиональной идентичности студентов медицинского вуза: бихевиорально-когнитивный подход. Межкультурная коммуникация в образовании и медицине, № 1, с. 76-89. EDN: ETSXGC

Бойко, В. В. (2008) Психоэнергетика. М.: Питер, 416 с.

Врублевская, М. М., Зыкова, О. В. (2004) Профориентационная работа в школе. Магнитогорск: Изд-во МаГУ, 74 с.

Грецов, А. Г., Азбель, А. А. (2012) Психологические тесты для старшеклассников и студентов. СПб.: Питер, 201 с.

Зеер, Э. Ф., Церковникова, Н. Г., Третьякова, В. С. (2021) Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего. Образование и наука, т. 23, № 6, с. 153-184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184

Изард, К. Э. (2006) Психология эмоций. СПб.: Питер, 462 с.

Ильин, Е. П. (2002) Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 512 с.

Карелин, А. А. (ред.). (2002) Психологические тесты: в 2 т. Т. 1. М.: Владос, 312 с.

Карпов, А. В., Карпов, А. А., Маркова, Е. В. (2016) Психология принятия решения в управленческой

деятельности. Метасистемный подход. Ярославль: Изд-во ЯрГУ; М.: РАО, 644 с. Клецина, И. С. (1998) Гендерная социализация. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 92 с. Климов, Е. А. (2012) Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 304 с. Леонтьев, А. А. (2019) Методологические основы психологии. М.: Смысл, 560 с. Леонтьев, Д. А. (2000) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М.: Смысл, 18 с. Малютина, Т. В., Морозова, И. С. (2017) Структура и содержательные характеристики профессиональной идентичности студентов медиков. Психология и Психотехника, № 3, с. 36-43. https://doi.org/10.7256/2454-0722.2017.3.24179

Мануйлов, Г. В., Горелова, Г. Г., Рыльская, Е. А. и др. (2020) Рефлексивные процессы и социальная ориентация субъектов на этапах профессионализации (на примере подготовки к медицинской деятельности). Образование и наука, т. 22, № 4, с. 43-63. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-43-63 Пличин, А. В., Фадеева, И. М. (2017) Профессиональная идентичность студентов-медиков: факторы и проблемы формирования. Огарев-Online, № 5 (94). [Электронный ресурс]. URL: https://journal.mrsu. ru/arts/professionalnaya-identichnost-studenta-medü<a-fd<tory-i-problemy-formirovaniya (дата обращения 01.04.2023).

Пряжников, Н. С., Молчанов, С. В., Кирсанов, К. А. (2018) Морально-ценностные основания процесса профессионального самоопределения в подростковом возрасте. Психологические исследования, т. 11, № 62, статья 7. https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.252 Регуш, Л. А. (2003) Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь, 352 с. Чижкова, М. Б. (2021a) Личностные факторы адаптации студентов-первокурсников к образовательной среде медицинского вуза. Вестник Кемеровского государственного университета, т. 23, № 4, с. 1005-1015. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1005-1015 Чижкова, М. Б. (2021b) Первичная аккредитация специалистов в формировании коммуникативной компетентности будущего врача. Современные проблемы науки и образования, № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30536 (дата обращения 27.01.2023). Чумаков, М. В. (2015) Эмоционально-волевая сфера личности подростков и ее диагностика. Вестник

практической психологии образования, т. 12, № 1, c. 83-86. EDN: VBJTTZ Щедровицкий, П. Г. (2018) Краткое полное собрание сочинений. Т. 1. Введение в философскую и педагогическую

антропологию. Работы 1981-1996 гг. М.: РОССПЭН, 359 с. Asadzandi, S., Mojtahedzadeh, R., Mohammadi, A. (2022) What are the factors that enhance metacognitive skills in nursing students? A systematic review. Iranian Journal of Nursing and Midwifery, vol. 27, no. 6, pp. 475-484. PMID: 36712305

Del Vecchio, A., Moschella, P. C., Lanham, J. G., Zavertnik, J. E. (2022) Acting to teach communication skills

to nurses. The Clinical Teacher, vol. 19, no. 4, pp. 289-293. https://doi.org/10.1111/tct.13489 Harrison, H. F., Kinsella, E. A., DeLuca, S., Loftus, S. (2022) "We know what they're struggling with": Student peer mentors' embodied perceptions of teaching in a health professional education mentorship program. Advances in Health Sciences Education Theory and Practice, vol. 27, no. 1, pp. 63-86. https://doi.org/10.1007/s10459-021-10072-9

Hatem, D. S., Halpin, T. (2019) Becoming doctors: Examining student narratives to understand the process of professional identity formation within a learning community. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 6. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/2382120519834546 (accessed 01.03.2023). Hertling, S. F., Back, D. A., Wildemann, B. et al. (2022) Is student mentoring career-defining in surgical disciplines? A comparative survey among medical schools and medical students for mentoring programs. Frontiers in Medicine, vol. 9, article 1008509. https://doi.org/10.3389/fmed.2022.1008509 Hess, O., Qian, J., Bruce, J. et al. (2022) Communication skills training using remote augmented reality medical simulation: A feasibility and acceptability qualitative study. Medical Science Educator, vol. 32, no. 5, pp. 10051014. https://doi.org/10.1007/s40670-022-01598-7 Hosseini, F. A., Parvan, K., Shaygan, M., Thomson, B. (2022) Male nursing students' perception of gender barriers in nursing curricula in an Iranian University of Medical Sciences. Investigación y Educación en Enfermería, vol. 40, no. 1. [Online]. Available at: https://doi.org/10.17533/udea.iee.v40n1e03 (accessed 01.03.2023). Hwang, Y., Oh, J. (2020) Factors affecting health-promoting behaviors among nursing students. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 17, article 6291. https://doi.org/10.3390/ ijerph17176291

Kusner, J. J., Chen, J. J., Saldaña, F., Potter, J. (2022) Aligning student-faculty mentorship expectations and needs to promote professional identity formation in undergraduate medical education. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 9. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/23821205221096307 (accessed 15.02.2023).

Messineo, L., Allegra, M., Seta, L. (2019) Self-reported motivation for choosing nursing studies: A self-determination theory perspective. BMC Medical Education, vol. 19, no. 1, article 192. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1568-0

Park, G. M., Hong, A. J. (2022) "Not yet a doctor": Medical student learning experiences and development of professional identity. BMC Medical Education, vol. 22, no. 1, article 146. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03209-w

Ryus, C. R., Samuels, E. A., Wong, A. H. et al. (2022) Burnout and perception of medical school learning environments among gay, lesbian, and bisexual medical students. JAMA Network Open, vol. 5, no. 4, article e229596. https:// doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2022.9596 Yahata, S., Takeshima, T., Kenzaka, T., Okayama, M. (2021) Fostering student motivation towards community healthcare: A qualitative study. BMJ Open, vol. 11, no. 1, article e039344. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-039344

References

Akhmetgalina, N. N., Gagay, V. V. (2019) Osobennosti professional'noj identichnosti studentov meditsinskogo kolledzha s razlichnym urovnem kommunikativnoj tolerantnosti [Features of professional identity of medical college students with different levels of communicative tolerance]. Mir nauki. Pedagogika ipsikhologiya — World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 7, no 1. [Online]. Available at: https://mir-nauki.com/PDF/89PSMN119. pdf (accessed 01.04.2023). (In Russian) Asadzandi, S., Mojtahedzadeh, R., Mohammadi, A. (2022) What are the factors that enhance metacognitive skills in nursing students? A systematic review. Iranian Journal of Nursing and Midwifery, vol. 27, no. 6, pp. 475-484. PMID: 36712305 (In English) Barinova, O. G. (2022) Irratsional'nye ustanovki v formirovanii professional'noj identichnosti studentov meditsinskogo vuza: bikhevioral'no-kognitivnyj podkhod [Irrational attitudes in the formation of professional identity of medical university students: behavioral-cognitive approach]. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya vobrazovanii i meditsine, no. 1, pp. 76-89. EDN: ETSXGC (In Russian) Bojko, V. V. (2008) Psikhoenergetika [Psychoenergetics]. Moscow: Piter Publ., 416 p. (In Russian) Chizhkova, M. B. (2021a) Lichnostnye faktory adaptatsii studentov-pervokursnikov k obrazovatel'noj srede meditsinskogo vuza [Personal factors of adapting to academic environment in first-year medical students]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta — The Bulletin of Kemerovo State University, vol. 23, no. 4, pp. 1005-1015. https://doi.org/10.21603/2078-8975-2021-23-4-1005-1015 (In Russian) Chizhkova, M. B. (2021b) Pervichnaya akkreditatsiya spetsialistov v formirovanii kommunikativnoj kompetentnosti budushchego vracha [Primary accreditation of specialists in formation of a future doctor's communicative competence]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya — Modern Problems of Science and Education, no. 1. [Online]. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=30536 (accessed 27.01.2023). (In Russian) Chumakov, M. V. (2015) Emotsional'no-volevaya sfera lichnosti podrostkov i ee diagnostika [Emotional-volitional sphere of personality of adolescents and its diagnostics]. Vestnikprakticheskoipsikhologii obrazovaniya — Bulletin of Psychological Practice in Education, vol. 12, no. 1, pp. 83-86. EDN: VBJTTZ (In Russian) Del Vecchio, A., Moschella, P. C., Lanham, J. G., Zavertnik, J. E. (2022) Acting to teach communication skills

to nurses. The Clinical Teacher, vol. 19, no. 4, pp. 289-293. https://doi.org/10.1111/tct.13489 (In English) Gretsov, A. G., Azbel, A. A. (2012) Psikhologicheskie testy dlya starsheklassnikov i studentov [Psychological tests

for high school students and students]. Saint Petersburg: Piter Publ., 201 p. (In Russian) Harrison, H. F., Kinsella, E. A., DeLuca, S., Loftus, S. (2022) "We know what they're struggling with": Student peer mentors' embodied perceptions of teaching in a health professional education mentorship program. Advances in Health Sciences Education Theory and Practice, vol. 27, no. 1, pp. 63-86. https://doi.org/10.1007/s10459-021-10072-9 (In English)

Hatem, D. S., Halpin, T. (2019) Becoming doctors: Examining student narratives to understand the process of professional identity formation within a learning community. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 6. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/2382120519834546 (accessed 01.03.2023). (In English)

Hertling, S. F., Back, D. A., Wildemann, B. et al. (2022) Is student mentoring career-defining in surgical disciplines? A comparative survey among medical schools and medical students for mentoring programs. Frontiers in Medicine, vol. 9, article 1008509. https://doi.org/10.3389/fmed.2022.1008509 (In English) Hess, O., Qian, J., Bruce, J. et al. (2022) Communication skills training using remote augmented reality medical simulation: A feasibility and acceptability qualitative study. Medical Science Educator, vol. 32, no. 5, pp. 10051014. https://doi.org/10.1007/s40670-022-01598-7 (In English) Hosseini, F. A., Parvan, K., Shaygan, M., Thomson, B. (2022) Male nursing students' perception of gender barriers in nursing curricula in an Iranian University of Medical Sciences. Investigación y Educación en Enfermería, vol. 40, no. 1. [Online]. Available at: https://doi.org/10.17533/udea.iee.v40n1e03 (accessed 01.03.2023). (In English)

Hwang, Y., Oh, J. (2020) Factors affecting health-promoting behaviors among nursing students. International Journal of Environmental Research and Public Health, vol. 17, no. 17, article 6291. https://doi.org/10.3390/ ijerph17176291 (In English)

Il'in, E. P. (2002) Motivatsiya i motivy [Motivation and motives]. Saint Petersburg: Piter Publ., 512 p. (In Russian)

Izard, K. E. (2006) Psikhologiya emotsij [Psychology of emotions]. Saint Petersburg: Piter Publ., 462 p. (In Russian) Karelin, A. A. (ed.). (2002) Psikhologicheskie testy: v 21. T. 1 [Psychological tests: In 2 vols. Vol. 1]. Moscow: Vlados Publ., 312 p. (In Russian)

Karpov, A. V., Karpov, A. A., Markova, E. V. (2016) Psikhologiya prinyatiya resheniya v upravlencheskoj deyatelnosti. Metasistemnyjpodkhod [Psychology of decision-making in managerial activity. Metasystem approach]. Yaroslavl: P. G. Demidov Yaroslavl State University Publ.; Moscow: Russian Academy of Sciences Publ., 644 p. (In Russian) Kletsina, I. S. (1998) Gendernaya sotsializatsiya [Gender socialization]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical

University of Russia Publ., 192 p. (In Russian) Klimov, E. A. (2012) Psikhologiya professional'nogo samoopredeleniya [Psychology of professional self-determination].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Moscow: Academia, 304 p. (In Russian) Kusner, J. J., Chen, J. J., Saldana, F., Potter, J. (2022) Aligning student-faculty mentorship expectations and needs to promote professional identity formation in undergraduate medical education. Journal of Medical Education and Curricular Development, vol. 9. [Online]. Available at: https://doi.org/10.1177/23821205221096307 (accessed 15.02.2023). (In English)

Leontev, A. A. (2019) Metodologicheskie osnovy psikhologii [Methodological foundations of psychology]. Moscow:

Smysl Publ., 560 p. (In Russian) Leontev, D. A. (2000) Test smyslozhiznennykh orientatsij (SZhO) [Test of life orientations]. 2nd ed. Moscow: Smysl Publ., 18 p. (In Russian)

Malyutina, T. V., Morozova, I. S. (2017) Struktura i soderzhatel'nye kharakteristiki professional'noj identichnosti studentov medikov [Structure and content characteristics of the professional identity of medical students]. Psikhologiya i Psikhotekhnika — Psychology and Psychotechnics, no. 3, pp. 36-43. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-4-43-63 (In Russian) ' Manuilov, G. V., Gorelova, G. G., Rylskaya, E. A. et al. (2020) Refleksivnye protsessy i sotsial'naya orientatsiya sub'ektov na etapakh professionalizatsii (na primere podgotovki k meditsinskoj deyatel'nosti) [Reflective processes and social orientation at different stages of professionalisation (on the example of preparation for medical activity)]. Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 22, no. 4, pp. 43-63. https://doi. org/17853/1994-5639-2020-4-43-63 (In Russian) Messineo, L., Allegra, M., Seta, L. (2019) Self-reported motivation for choosing nursing studies: A self-determination theory perspective. BMC Medical Education, vol. 19, no. 1, article 192. https://doi.org/10.1186/s12909-019-1568-0 (In English)

Park, G. M., Hong, A. J. (2022) "Not yet a doctor": Medical student learning experiences and development of professional identity. BMC Medical Education, vol. 22, no. 1, article 146. https://doi.org/10.1186/s12909-022-03209-w (In English)

Plichin, A. V., Fadeeva, I. M. (2017) Professional'naya identichnost' studentov-medikov: faktory i problemy formirovaniya [Professional identity of a medical students: Factors and problems of formation]. Ogarev-online, no. 5. [Online]. Available at: https://journal.mrsu.ru/arts/professionalnaya-identichnost-studenta-medika-faktory-i-problemy-formirovaniya (accessed 01.04.2023). (In Russian) Pryazhnikov, N. S., Molchanov, S. V., Kirsanov, K. A. (2018) Moral'no-tsennostnye osnovaniya protsessa professional'nogo samoopredeleniya v podrostkovom vozraste [Moral and value bases of the process of professional self-determination in adolescence]. Psikhologicheskie issledovaniya — Psychological Studies, vol. 11, no. 62, article 7. https://doi.org/10.54359/ps.v11i62.252 (In Russian) Regush, L. A. (2003) Psikhologiya prognozirovaniya: uspekhi v poznanii budushchego [Psychology of forecasting:

Successes in cognition of the future]. Saint Petersburg: Rech' Publ., 352 p. (In Russian) Ryus, C. R., Samuels, E. A., Wong, A. H. et al. (2022) Burnout and perception of medical school learning environments among gay, lesbian, and bisexual medical students. JAMA Network Open, vol. 5, no. 4, article e229596. https:// doi.org/10.1001/jamanetworkopen.2022.9596 (In English) Shchedrovitskij, P. G. (2018) Kratkoe polnoe sobranie sochinenij. T. 1. Vvedenie v filosofskuyu i pedagogicheskuyu antropologiyu. Raboty 1981-1996 gg. [Brief complete collection of works. Vol. 1. Introduction to philosophical and pedagogical anthropology. Works of1981-1996 gg.]. Moscow: ROSSPEN Publ., 359 p. (In Russian) Vrublevskaya, M. M., Zykova, O. V. (2004) Proforientatsionnaya rabota v shkole [Career guidance work at school].

Magnitogorsk: Magnitogorsk State University Publ., 74 p. (In Russian) Yahata, S., Takeshima, T., Kenzaka, T., Okayama, M. (2021) Fostering student motivation towards community healthcare: A qualitative study. BMJ Open, vol. 11, no. 1, article e039344. https://doi.org/10.1136/bmjopen-2020-039344 (In English)

Zeer, E. F., Tserkovnikova, N. G., Tretyakova, V. S. (2021) Tsifrovoe pokolenie v kontekste prognozirovaniya professional'nogo budushchego [Digital generation in the context of predicting the professional future].

Obrazovanie i nauka — The Education and Science Journal, vol. 23, no. 6, pp. 153-184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2021-6-153-184 (In Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.