Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИЯ ПСИХОЛОГА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / СМЫСЛОЖИЗНЕННЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ БУДУЩЕЕ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Козлова Александра Андреевна, Мешкова Ирина Владимировна

Обосновывается актуальность проблемы профессионального самоопределения и профессиональной подготовки студентов-психологов с низким уровнем профессиональной мотивации и профессиональной идентичности. Подчеркивается, что осознанный, правильный выбор профессии, активное освоение учебно-профессиональной деятельности в большой степени способствуют успешности обучения в вузе и формированию профессиональной идентичности. Особенность мотивов обучения состоит в том, что они связаны со смысложизненными ориентациями, ценностями человека, личной значимостью учебно-профессиональной деятельности. В статье проанализированы результаты исследования мотивов обучения в вузе, профессиональной идентичности и ценностных ориентаций студентов-психологов. Для диагностики использовались три тестовые методики, для обработки данных использовались критерии U-Манна-Уитни и Спирмена. Было выявлено, что у студентов-психологов с низким уровнем профессиональной идентичности в большей степени выражены отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии, низкий уровень профессиональной мотивации, в меньшей степени проявляется позиция активного отношения к приобретаемой профессии. Для формирования профессиональной идентичности у таких студентов необходимо развивать интерес к профессии, способствовать активному включению в учебно-профессиональную деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL IDENTITY OF PSYCHOLOGICAL STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF EDUCATIONAL AND PROFESSIONAL MOTIVATION

The relevance of the problem of professional self-determination and professional training of psychology students with a low level of professional motivation and professional identity is substantiated. It is emphasized that a conscious, correct choice of profession, active development of educational and professional activities to a large extent contribute to the success of education at a university and the formation of professional identity. The peculiarity of learning motives is that they are associated with meaningful life orientations, human values, personal significance of educational and professional activities. The article analyzes the results of a study of the motives for studying at a university, professional identity and value orientations of psychology students. For diagnosis, three test methods were used; for data processing, the U-Mann-Whitney and Spearman criteria were used. It was found that psychology students with a low level of professional identity have more negative emotions associated with the dissatisfaction of human needs in this profession, a low level of professional motivation, and a position of an active attitude towards the acquired profession is less pronounced. To form a professional identity among such students, it is necessary to develop an interest in the profession, to promote active involvement in educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ»

Литература:

1. Доценко, Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита / Е.Л. Доценко. - Москва: ЧеРО, 1997. - 344 с.

2. Доценко, Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции / Е.Л. Доценко // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 1993. - № 4. - С. 61-67.

3. Знаков, В.В. Психология понимания: Проблемы и перспективы / В.В. Знаков. - Москва: Издательство «Институт психологии РАН», 2005. - 448 с.

4. Рождерс, К.Р. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы / К.Р. Рождерс. - Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 464 с.

5. Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. - Минск: Харвест, 1998. - 554 с.

6. Шейнов, В.П. Манипулирование и защита от манипуляций / В.П. Шейнов. - Санкт-Петербург: Питер, 2014. - 162 с.

7. Gayle, B. Machiavellianism, Relationship Satisfaction, and Romantic Relationship Quality / B. Gayle, A. Loren // Journal of Psychology. - 2017. - № 13(3). - P. 491-502.

8. Wilson, D.S. Machiavellianism: A synthesis of the evo lutionary and psychological literatures / D.S. Wilson, D. Near, R.R. Miller // Psychological Bulletin. - 1996. - № 2. - P. 285-299.

Психология

УДК 159.9

студентка 2 курса факультета психолого-педагогического образования Козлова Александра Андреевна

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил); кандидат психологических наук, доцент Мешкова Ирина Владимировна Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Нижний Тагил)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

Аннотация. Обосновывается актуальность проблемы профессионального самоопределения и профессиональной подготовки студентов-психологов с низким уровнем профессиональной мотивации и профессиональной идентичности. Подчеркивается, что осознанный, правильный выбор профессии, активное освоение учебно-профессиональной деятельности в большой степени способствуют успешности обучения в вузе и формированию профессиональной идентичности. Особенность мотивов обучения состоит в том, что они связаны со смысложизненными ориентациями, ценностями человека, личной значимостью учебно-профессиональной деятельности. В статье проанализированы результаты исследования мотивов обучения в вузе, профессиональной идентичности и ценностных ориентаций студентов-психологов. Для диагностики использовались три тестовые методики, для обработки данных использовались критерии U-Манна-Уитни и Спирмена. Было выявлено, что у студентов-психологов с низким уровнем профессиональной идентичности в большей степени выражены отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии, низкий уровень профессиональной мотивации, в меньшей степени проявляется позиция активного отношения к приобретаемой профессии. Для формирования профессиональной идентичности у таких студентов необходимо развивать интерес к профессии, способствовать активному включению в учебно-профессиональную деятельность.

Ключевые слова: профессия психолога, профессиональное самоопределение, профессиональная мотивация, профессиональная идентичность, смысложизненные ориентации, профессиональное будущее, студенты-психологи.

Annotation. The relevance of the problem of professional self-determination and professional training of psychology students with a low level of professional motivation and professional identity is substantiated. It is emphasized that a conscious, correct choice of profession, active development of educational and professional activities to a large extent contribute to the success of education at a university and the formation of professional identity. The peculiarity of learning motives is that they are associated with meaningful life orientations, human values, personal significance of educational and professional activities. The article analyzes the results of a study of the motives for studying at a university, professional identity and value orientations of psychology students. For diagnosis, three test methods were used; for data processing, the U-Mann-Whitney and Spearman criteria were used. It was found that psychology students with a low level of professional identity have more negative emotions associated with the dissatisfaction of human needs in this profession, a low level of professional motivation, and a position of an active attitude towards the acquired profession is less pronounced. To form a professional identity among such students, it is necessary to develop an interest in the profession, to promote active involvement in educational and professional activities.

Key words: psychology profession, professional self-determination, professional motivation, professional identity, life orientations, professional future, psychology students.

Введение. Поступление в вуз является началом нового этапа жизненного пути человека. Оно свидетельствует об окончании длительного периода профессионального самоопределения выпускников школ и колледжей. Выбор профессии -один из трудных выборов в жизни человека, он сопряжен с возможными ошибками, тревогой, неуверенностью в правильности этого выбора. Если абитуриент выбирает тот или иной профиль обучения недостаточно осознанно, не владея всей полнотой информации о содержании самой профессиональной деятельности, ее требованиях к личностным качествам специалиста, об условиях труда, востребованности специалистов этого профиля и о многом другом, то риск разочарования в профессиональном выборе возрастает.

Диагностическим критерием удовлетворенности выбранной профессией является показатель профессиональной мотивации. У студентов учебно-профессиональная деятельность является ведущей. В ее структуре есть группа мотивов, побуждающих хорошо учиться, проявлять свои лучшие черты характера, если они видят смысл в своей деятельности, если она соответствует системе их жизненных ценностей. Как отмечает Т.А. Приставка, «особенность мотива состоит в том, что он прямо связан со смыслом, личной значимостью учебной деятельности» [4]. Сущностью профессионального самоопределения, по мнению С.А. Лысуенко, является «поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой трудовой

деятельности» [3], хотя не все студенты осуществляют выбор профессии осознанно, наделяя ее личностным смыслом, рассматривая как условие самореализации и саморазвития.

Интерес к выбранной профессии может быть сформирован, если студент проявляет активность в учебе. Положительная мотивация всегда мобилизует человека, а негативные эмоции дезорганизуют деятельность, что ведет к осознанию бессмысленности и тщетности своих усилий. О.М. Ермакова отмечает, что правильный выбор профессии в значительной степени определяет эффективность обучения в вузе [1, С. 104].

Мотивация является необходимым условием для формирования профессиональной идентичности студентов. Эта тема вызывает повышенный интерес в психологической науке. В литературе представлена теория статусов профессиональной идентичности (Дж. Марсиа), ее структуры (Л.Б. Шнейдер). Так, Л.Б. Шнейдер считает, что студент, как будущий профессионал, должен уже в самом начале своего профессионального пути поставить перед собой цель и замотивировать себя. В процессе обучения в вузе, усвоения профессиональных знаний и умений, он сможет определить свои возможности, сформировать профессиональную идентичность [цит. по: 2].

Ю.А. Сыченко приходит к выводу, что «личностными особенностями, характеризующими носителей разных статусов профидентичности, могут быть содержательные аспекты саморегуляции (общие жизненные смыслы, профессионально значимая мотивация) и процессуальные аспекты (способность личности управлять своей активностью в направлении достижения желаемого)» [6].

В настоящее время профессия психолога является достаточно востребованной, вызывающей интерес у многих молодых людей. В то же время, она является одной из сложных профессий сферы «человек-человек», что связано с большой ответственностью за психическое здоровье других людей, с риском эмоционального выгорания. Поэтому мотивом выбора профессии психолога у студентов должно быть желание оказывать психологическую помощь тем, кто в ней нуждается, не навредив здоровью.

Изложение основного материала статьи. Цель проведенного исследования заключалась в изучении профессиональной идентичности и особенностей учебно-профессиональной мотивации студентов 2-3 курсов, обучающихся по профилю «Специальная психология и педагогика» Нижнетагильского филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета. Общее количество участников опроса 39 человек, все девушки в возрасте 18-24 лет.

Для диагностики использовались методики У.С. Родыгиной «Опросник профессиональной идентичности студентов-психологов», Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации», Т.И. Ильиной «Изучение мотивации обучения в вузе». Для статистической обработки использовались критерии и-Манна-Уитни и р-Спирмена.

Критериями сформированности профессиональной идентичности студентов-психологов по У.С. Родыгиной являются два показателя: 1) активное или пассивное отношение студента к приобретаемой профессии; 2) преобладание положительных или отрицательных эмоций, связанных с удовлетворением человека в данной профессии [5]. Результаты тестирования показали, что высокий уровень выявлен у 41% участников опроса, остальные 59% имеют показатели низкий и ниже среднего, что свидетельствует о кризисе профессиональной идентичности.

По методике Д.А. Леонтьева «высокий» и «средний» уровни по общей шкале «осмысленность жизни» имеют около половины участников исследования (48%). У других 52% проявляются трудности в нахождении смысла жизни, постановке целей, удовлетворении самореализацией, восприятии своей жизни как интересной, им свойственна недостаточная уверенность в своих силах, неготовность контролировать события своей жизни.

Результаты тестирования студентов по методике Т.И. Ильиной представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты диагностики мотивации обучения в вузе студентов-психологов НТГСПИ

Мотивы Уровни учебно-профессиональной мотивации

низкий средний высокий

Приобретение знаний 26 % 32 % 42 %

Овладение профессией 32 % 31 % 37 %

Получение диплома 42 % 16 % 42 %

Для 42% опрошенных студенток 2 и 3 курсов равнозначными оказались два мотива: «приобретение знаний» и «получение диплома». Первый мотив характеризует устремленность на получение профессиональных психологических знаний и положительных отметок в период сессии, что может быть обусловлено гендерными особенностями выборки. Второй мотив подтверждает ценность получения высшего образования в современном мире, восприятии диплома о высшем образовании как о необходимом документе для дальнейшего трудоустройства. Низкий уровень выраженности профессионального мотива выявлен у трети участников опроса, что указывает на кризис профессиональной идентичности.

Для проведения сравнительного анализа общая выборка была разделена на две группы по шкале мотив овладения профессией. В первую группу вошли студенты с уровнем «высокий» и «выше среднего» (п = 16), во вторую - студенты с показателями «низкий» и «ниже среднего» (п2 = 23). Результаты статистической обработки в таблице 2.

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа профессиональной идентичности студентов-психологов с разным уровнем

мотива «Овладение профессией»

Переменные Средний ранг группы 1 п, = 16 Средний ранг группы 2 п2 = 23 и-Манна-Уитни Р

Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии 13,31 7,59 117,5 0,028

Цели в жизни 13,81 7,23 113,5 0,021

Локус контроля - Я 13,13 7,73 119,0 0,037

Локус контроля - жизнь 13,17 7,75 120,0 0,039

Общий показатель -осмысленность жизни 13,19 7,69 118,5 0,035

Примечание: 1. Группа 1 - студенты с высоким и выше среднего уровнем мотива «Овладение профессии», группа 2 - студенты с низким и ниже среднего уровнем мотива «Овладение профессии»; 2. при п1 = 16 и п2 = 23 значение икр = 125 прир = 0,05; икр = 102 прир = 0,01

У студентов с выраженным профессиональным мотивом выше уровень активности в овладении профессиональными знаниями и умениями, что способствует формированию профессиональной идентичности студентов-психологов. Таких студентов отличает целеустремленность, которая придает смысл жизни, помогает строить профессиональные планы. Психологический портрет студентов можно дополнить следующими характеристиками: адекватная самооценка, интернальный локус контроля, готовность нести ответственность за принятые решения, умение ценить свободу выбора в соответствии с целями и ценностями.

Формирование профессиональной идентичности затруднено у студентов с низким уровнем профессиональных мотивов. У них проявляется пассивное отношение к учебной деятельности, недостаточно выражено стремление к получению более глубоких знаний, которые помогут в овладении профессиональными компетенциями. В психологическом портрете этих студентов в большей степени выражен экстернальный локус контроля, трудности в целеполагании и понимании смысла своей жизни, определении доминирующих целей и ценностных ориентаций в построении временной перспективы.

Результаты корреляционного анализа с использованием критерия ранговой корреляции р-Спирмена в таблице 3.

Таблица 3

Результаты корреляционного анализа

Переменные 1 2 3 4

Овладение профессией -0,471* 0,541 0,543*

Процесс жизни 0,488*

Результат жизни 0,463*

Локус контроля - Я 0,467*

Осмысленность жизни 0,487*

Примечание: 1 - Отрицательные эмоции, связанные с неудовлетворением потребностей человека в данной профессии; 2 - Позиция активного отношения студента к приобретаемой профессии; 3 - Цели в жизни; 4 - мотив «Приобретение знаний»; 2. п = 39, * г = 0,316прир < 0,05; ** г = 0,408 прир < 0,01; *** г = 0,507прир < 0,001

У студентов-психологов с низким уровнем профессиональной идентичности в большей степени выражены негативные эмоции по отношению к выбранной профессии. Чем ниже профессиональная мотивация, тем в меньшей степени проявляется активность в овладении профессией, тем в большей степени выражены трудности целеполагания. Таким студентам свойственно желание жить сегодняшним или вчерашним днем, не планировать свое будущее. Возможно, они не в полной мере удовлетворены прожитой жизнью, ее результатами, недостаточной самореализацией или испытывают трудности в планировании будущего.

Студентов-психологов с высоким уровнем профессиональной идентичности отличает высокий уровень активности, профессиональной мотивации, осмысленности жизни, которую они воспринимают как интересную и эмоционально насыщенную. Высокий уровень удовлетворенности результатами своей деятельности, самореализации, наполненности жизни смыслом позволяют студентам строить перспективные профессиональные планы и ставить достижимые цели.

Выводы. На основе результатов проведенного исследования были сделаны выводы.

Для формирования профессиональной идентичности студентов-психологов как будущих специалистов в сфере «человек-человек» профессиональная мотивация является необходимым условием.

У студентов-психологов с низким уровнем профессиональной идентичности в большей степени выражены негативные эмоции по отношению к выбранной профессии, низкая профессиональная мотивация, не сформированы навыки целеполагания и планирования. Им необходимо развивать интерес к профессии, стремиться к проявлению активности в учебе.

Студенты-психологи с высоким уровнем профессиональной мотивации и профессиональной идентичности в полной мере проявляют свою субъектность.

Литература:

1. Ермакова, О.М. Особенности становления профессиональной идентичности студентов-психологов / О.М. Ермакова // Ученые записки Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики. - 2010. - № 1 (27). - С. 104-110.

2. Легачева, Т.А. Формирование профессиональной идентичности студентов-психологов: к обоснованию проблемы исследования / Т.А. Легачева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 716-720. - URL: http://e-koncept.ru/2016/86155.htm (дата обращения: 21.07.2022).

3. Лысуенко, С.А. Роль саморегуляции в профессиональном выборе личности / С.А. Лысуенко // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 3 (46). - С. 123-132. - DOI: 10.52944/P0RT.2021.46.3.010

4. Приставка, Т.А. Профессиональная мотивация учебной деятельности студентов: структура и сущность / Т.А. Приставка // Социально-гуманитарные знания. - 2013. - № 8. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-motivatsiya-uchebnoy-deyatelnosti-studentov-struktura-i-suschnost (дата обращения: 18.07.2022).

5. Родыгина, У.С. Психологические особенности профессиональной идентичности студентов / У.С. Родыгина // Психологическая наука и образование. - 2007. - Том 12. - № 4. - С. 39-51.

6. Сыченко, Ю.А. Личностные особенности студентов с разными статусами профессиональной идентичности / Ю.А. Сыченко // Письма в Эмиссия.Оффлайн. (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - 2021. - № 4. -С. 2948. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46462714 (дата обращения: 20.07.2022).

Психология

УДК 159.9.07

кандидат психологических наук, доцент Кряжева Елена Вячеславовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); кандидат педагогических наук, доцент Виноградская Марина Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студент Русу Яна Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ИНДИВИДУАЛЬНО-ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЕМЫХ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ВЫБОР

УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН РАЗНЫХ ЦИКЛОВ

Аннотация. В статье рассматривается проблема влияния темперамента обучаемого на индивидуальный стиль деятельности. Анализируется понятие темперамента, описываются компоненты его структуры и свойства темперамента. Обращается внимание на проблему связи свойств темперамента и предпочтения обучаемыми учебных предметов разных циклов. Описываются результаты эмпирического исследования зависимости предпочтения учебных предметов разных циклов от особенностей экстраверсии/интроверсии и нейротизма/эмоциональной стабильности обучаемых. Делаются выводы по проведенному исследованию.

Ключевые слова: индивидуальный стиль деятельности, темперамент, структура темперамента, свойства темперамента, интроверсия, экстраверсия, нейротизм, эмоциональной стабильности, предпочтения учебных предметов.

Annotation. The article deals with the problem of the influence of the temperament of the trainee on the individual style of activity. The concept of temperament is analyzed, the components of its structure and the properties of temperament are described. Attention is drawn to the problem of the relationship between the properties of temperament and the preference of students of educational subjects of different cycles. The results of an empirical study of the dependence of the preference of subjects of different cycles on the features of extraversion / introversion and neuroticism / emotional stability of trainees are described. Conclusions are drawn from the study.

Key words: individual style of activity, temperament, temperament structure, temperament properties, introversion, extraversion, neuroticism, emotional stability, preferences of educational subjects.

Введение. Для юношеского возраста характерно становление индивидуального стиля интеллектуальной деятельности. Причиной этому служит развитие специальных способностей под действием факторов образовательной среды и растущая дифференциация направленности интересов. Под индивидуальным стилем деятельности (ИДС) мы будем понимать индивидуальную систему психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности (Е.А. Климов). В познавательных процессах ИДС выступает как стиль мышления (Т.М. Чурилова). Стиль мышления тесно связан с типом нервной деятельности обучаемых, их темпераментом, условиями воспитания и др.

Изложение основного материала статьи. В психолого-педагогической литературе обращается внимание, что при организации обучения необходимо стремиться учитывать свойства нервной системы обучаемых, их темперамента для повышения эффективности учебной деятельности. При этом темперамент рассматривается как совокупность индивидуальных свойств психики, характеризующих динамику психической деятельности в целом. Более того, некоторые авторы обращают внимание на то, что темперамент обучаемых определяет успешность/неуспешность их учебной деятельности и отвечает за динамические, а не содержательные аспекты деятельности.

Темперамент является интегральным психическим свойством и представляет нейрофизиологическую и динамическую основу личности человека. В структуре темпераменты выделяют три компонента [7]: 1) общую активность индивида; 2) эмоциональность; 3) особенности двигательной или моторной сферы. Также у темперамента есть ряд свойств, которые достаточно подробно описаны в психологической литературе. К данным свойствам, в том числе, относятся интроверсия/экстраверсия и эмоциональная возбудимость.

Г. Айзенк [1] выделяет типы и компоненты темперамента, исходя из описания эстравертов и интравертов, с одной стороны, и лиц с высоким и низким нейротизмом - с другой стороны.

В связи с рассмотренными аспектами направлений изучения темперамента можно отметить, что остается не до конца изученной проблема связи индивидуально-типологических свойств (свойств темперамента) и предпочтений по учебным предметам в юношеском возрасте. Вместе с тем существует определенная прикладная значимость данных результатов в плане выработки практических рекомендаций по учету особенностей индивидуально-типологических свойств в процессе обучения.

Исследование взаимосвязи свойств темперамента обучаемых с их предпочтениями предметов различных циклов проводилось авторами на базе учреждения СПО (среднего профессионального образования) г. Калуга. Выборка: учащиеся СПО, возраст испытуемых 17-18 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.