Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВУЗ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мешкова И.В.

В статье рассматриваются вопросы личностного развития студентов на этапе профессиональной подготовки в вузе. В частности, формирование у них ответственности, которая является важным профессиональным качеством педагога. Цель исследования - выявление особенностей профессионального развития студентов с низкими и высокими показателями «ответственности», которые отражают уровень социальной зрелости личности. Низкие показатели «ответственности» человека свидетельствуют о его «легкомысленности»: в своих решениях и поступках он руководствуется скорее сиюминутными побуждениями, чем чувством долга. Часто такой человек недооценивает значимость некоторых ситуаций, требующих серьезного подхода. Высокие значения присущи самостоятельному человеку, готовому нести ответственность за свои решения и поступки. В работе также представлены результаты тестирования студентов филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижний Тагил, проведенного с использованием компьютерного диагностического комплекса «Профкарьера». Статистически подтверждено, что студенты с низкими показателями «ответственности» в большей степени склонны к коммуникативной и инновационной деятельности, им следует развивать навыки самоорганизации и эмоциональной регуляции. Студенты с высокими показателями «ответственности» более склонны к управленческой и аналитической деятельности, им рекомендуется овладеть приемами тайм-менеджмента и развивать умение управлять другими людьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVELS OF RESPONSIBILITY

The article deals with the issues of an individual’s professional development at the stage of professional training at a university. It is noted that being responsible is a vital principle and a professionally important quality of a teacher. The study aims to identify the characteristics of the professional development of students with low and high indicators of “responsibility”, which reflect the level of social maturity of the individual. Low indicators of “responsibility” characterize a person as “frivolous” who is guided by momentary motives rather than by a sense of duty in his decisions and actions. Often such a person does not take some situations that require a mature approach seriously. High values characterize a person as independent and ready to take responsibility for their decisions and actions. The students of the Russian State Vocational Pedagogical University branch in the city of Nizhny Tagil testing results, carried out using the computer diagnostic complex “Profkaryera”, are presented. It is statistically confirmed that students with low indicators of “responsibility” are more inclined to communicative and innovative activities; they should develop self-organization and emotional regulation skills. Students with high scores of “responsibility” are more inclined to administrative and analytical activities; they are encouraged to master time management techniques and develop the ability to manage other people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

ПРОФЕССИОЛОГИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Особенности профессионального развития студентов с разным уровнем ответственности

И. В. Мешкова1

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета), Нижний Тагил, Россия

Мешкова Ирина Владимировна — кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета), ORCID: 0000-0002-3916-5342, e-mail: meshkova-ntgspi@mail.ru

Статья поступила в редакцию 9 августа 2021 г

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы личностного развития студентов на этапе профессиональной подготовки в вузе. В частности, формирование у них ответственности, которая является важным профессиональным качеством педагога. Цель исследования — выявление особенностей профессионального развития студентов с низкими и высокими показателями «ответственности», которые отражают уровень социальной зрелости личности. Низкие показатели «ответственности» человека свидетельствуют о его «легкомысленности»: в своих решениях и поступках он руководствуется скорее сиюминутными побуждениями, чем чувством долга. Часто такой человек недооценивает значимость некоторых ситуаций, требующих серьезного подхода. Высокие значения присущи самостоятельному человеку, готовому нести ответственность за свои решения и поступки.

В работе также представлены результаты тестирования студентов филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета в городе Нижний Тагил, проведенного с использованием компьютерного диагностического комплекса «Профкарьера». Статистически подтверждено, что студенты с низкими показателями «ответственности» в большей степени склонны к коммуникативной и инновационной деятельности, им следует развивать навыки самоорганизации и эмоциональной регуляции. Студенты с высокими показателями «ответственности» более склонны к управленческой и аналитической деятельности, им рекомендуется овладеть приемами тайм-менеджмента и развивать умение управлять другими людьми.

Ключевые слова: профессиональное становление, профессиональное развитие, профессиональная мотивация, ответственность, диагностический комплекс, педагогическое образование, педагогический вуз

Для цитирования: Мешкова И. В. Особенности профессионального развития студентов с разным уровнем ответственности // Профессиональное образование и рынок труда. 2021. № 3. С. 133-142. https://doi.Org/10.52944/PORT.2021.46.3.012

© Мешкова И. В., 2021

профессиональное

образование и рынок труда ПРОФЕССИОЛОГИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

vocational education and labour market

Features of professional development of students with different levels of responsibility

I. V. Meshkova1

1Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch of the Russian State Vocational Pedagogical University), Nizhny Tagil, Russia

Irina V. Meshkova — Candidate of Science (Psychology), Associate Professor of the Department of Pedagogy and Psychology, Nizhny Tagil State Social and Pedagogical Institute (branch of the Russian State Professional Pedagogical University), ORCID: 00000002-3916-5342, e-mail: meshkova-ntgspi@mail.ru

Abstract. The article deals with the issues of an individual's professional development at the stage of professional training at a university. It is noted that being responsible is a vital principle and a professionally important quality of a teacher. The study aims to identify the characteristics of the professional development of students with low and high indicators of "responsibility", which reflect the level of social maturity of the individual. Low indicators of "responsibility" characterize a person as "frivolous" who is guided by momentary motives rather than by a sense of duty in his decisions and actions. Often such a person does not take some situations that require a mature approach seriously. High values characterize a person as independent and ready to take responsibility for their decisions and actions.

The students of the Russian State Vocational Pedagogical University branch in the city of Nizhny Tagil testing results, carried out using the computer diagnostic complex "Profkaryera", are presented. It is statistically confirmed that students with low indicators of "responsibility" are more inclined to communicative and innovative activities; they should develop self-organization and emotional regulation skills. Students with high scores of "responsibility" are more inclined to administrative and analytical activities; they are encouraged to master time management techniques and develop the ability to manage other people.

Keywords: professional formation, professional development, professional motivation, responsibility, diagnostic complex "Profkaryera", pedagogical education, pedagogical university

For citation: Meshkova, I. V. (2021). Features of professional development of students with different levels of responsibility. Vocational Education and Labour Market, 3, 133142. https://doi.org/10.52944/P0RT.2021.463.012

Введение

В современных условиях динамично развивающего рынка труда и образовательных услуг остается актуальной проблема подготовки квалифицированных педагогических кадров. Совокупность требований к специалистам в области образования, позволяющих им должным образом осуществлять возложенные на них обязанности, закреплена

в профессиональных стандартах: «Педагог (воспитатель, учитель)», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования». Для выполнения трудовых функций, описанных в профессиональных стандартах образования, современному педагогу нужно не только знать «меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье обучающихся, находящихся под их руководством», но и самому проявлять ответственность как личностное качество, осознавая свой профессиональный долг.

Под ответственностью обычно понимают обязанность и готовность кого-либо отвечать за совершенные действия, поступки и их последствия. Ответственность входит в систему ценностных жизненных установок личности, является результатом воспитания и самовоспитания человека. Ответственность является одним из критериев профессионального развития личности, одним из профессионально важных качеств будущего педагога, поэтому ее проявление в студенческом возрасте требует специального изучения.

Профессиональное развитие — это происходящий в онтогенезе человека процесс социализации, направленный на присвоение им различных аспектов мира труда, в частности, профессиональных ролей, профессиональной мотивации, профессиональных знаний и навыков1. «Профессиональное развитие личности включает в себя накопление определенных знаний, овладение умениями и навыками, конкретными способами практической деятельности и их постоянное совершенствование» (Сулима, 2017). Как отмечают Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк, «в мире профессий уточнение своего места, выбор конкретной специальности, осмысление своей социально-профессиональной роли, изменение отношения к профессиональному труду, коллективу и самому себе становятся важными компонентами жизни человека» (Зеер, Сыманюк, 2019). Осознанное отношение к выбору профессии свидетельствует об ответственности человека за принятое решение.

Обращаясь к проблеме ответственности студентов, можно отметить, что их готовность или неготовность брать на себя ответственность отражается в мотивах обучения в вузе и в карьерных ориентациях. В исследовании, проведенном С. А. Лысуенко, статистически подтверждено, что «у студентов, проявляющих интерес к педагогической профессии, доминирующими карьерными ориентациями являются желание работать с людьми, стремление к максимальной профессиональной самореализации и готовность к преодолению трудностей» (Лысуенко, 2021). Такие мотивы и карьерные ориентации можно считать признаком проявления ответственности у будущих педагогов.

Профессиональное развитие студентов в период обучения в педагогическом вузе направлено на формирование их профессиональной идентичности, образа «Я-профессионал». На основе результатов проведенного исследования Ю. А. Сыченко приходит к выводу, что «лишь 11% участников опроса обладают статусом „позитивной профессиональной идентичности", а у 20% студентов-первокурсников выявлен статус

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

1 Психологический словарь. https://dic.academic.ru/dic.nsf/psihoiogic/1436.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

„преждевременной идентичности", связанной с осознанием профессионального выбора как навязанного» (Сыченко, 2020). Статус «преждевременной идентичности» может свидетельствовать о недостаточном уровне ответственности студентов в ситуации выбора профессии.

Одним из признаков ответственного отношения студентов к своему профессиональному будущему может быть «ориентация на развитие». Ее характеризуют «выраженная внутренняя готовность к получению новых знаний и умений, активность в достижении целей и активная жизненная позиция, самоконтроль, способность достигать целей независимо от благоприятности внешних условий, толерантное отношение к неудачам и намерение их конструктивного преодоления» (Дикова, 2019). Формированию ответственного отношения студентов к выполнению трудовых функций педагога может способствовать развитие навыков педагогической рефлексии. Как отмечает И. К. Прохорова, «создание ситуаций для самоанализа личностных качеств, компетенций, профессиональных планов, связанных с педагогической деятельностью, будет способствовать развитию профессиональной педагогической рефлексии у студентов» (Прохорова, 2018).

Процедура и методы исследования

Исследование, целью которого являлось выявление особенностей профессионального развития студентов с низкими и высокими показателями «ответственности», проводилось в течение 2019-2021 гг. на базе Центра тестирования и профориентации Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала Российского государственного профессионально-педагогического университета) и включало три этапа: подготовительный, диагностический (констатирующий эксперимент), аналитический. В нем приняли участие 163 студента (15% — юноши, 85% — девушки), обучающиеся на 2-4 курсах по направлению подготовки «Педагогическое образование». Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью компьютерного диагностического комплекса «Профкарьера»1, предназначенного для оценки профессионально-важных качеств, способностей, мотивации и компетенций с целью прогнозирования дальнейшего профессионального и карьерного развития личности.

Диагностика профессионального развития студентов проводилась по трем критериям: профессиональные интересы, трудовая мотивация и личностные качества. Сравнительный анализ проводился между двумя группами студентов с низкими и высокими значениями по шкале «ответственность». Для статистической обработки использовался параметрический критерий Югьюдента для двух независимых выборок.

Результаты и обсуждение

В диагностическом комплексе «Профкарьера» в блоке «жизненные установки» шкала «ответственность» имеет два полюса. Низкие значения характеризуют человека как «легкомысленного», склонного в своих решениях и поступках руководствоваться сиюминутными

1 https://www.cposo.ru/rs/cppk/profmateriai/Profkarera.pdf

побуждениями, недооценивающего серьезность некоторых ситуаций. Высокие значения присущи ответственному и самостоятельному человеку, который взвешенно принимает решения, контролирует себя и свои действия. В исследуемой выборке низкие значения по шкале «ответственность» выявлены у 56 человек (34%), высокие — у 46 человек (28%). У остальных участников опроса — средние значения по шкале «ответственность».

Результаты сравнительного анализа развития профессиональных и личностных качеств двух выборочных групп студентов с низкими и высокими значениями по шкале «ответственность» представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты сравнительного анализа развития профессиональных и личностных качеств студентов с разным уровнем ответственности

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Переменные Группа 1 п = 56 Группа 2 n = 46 Критерий t-Стьюдента2 Уровень значимости

M+/-m S M+/-m S р

Профессиональные интересы

Коммуникатор 6,76+/-0,30 2,27 5,58+/-0,28 1,95 2,840 0,01

Администратор 4,78+/-0,29 2,20 5,79+/-0,27 1,86 - 2,511 0,05

Трудовая мотивация

Деньги 5,84+/-0,30 2,26 4,69+/-0,29 1,99 2,731 0,01

Интерес 5,50+/-0,27 2,09 6,54+/-0,27 1,84 - 2,666 0,01

Личностные качества

Ощущение / Интуиция 6,81+/-0,26 2,01 5,73+/-0,27 1,84 2,815 0,01

Чувство / Мышление 3,78+/-0,23 1,76 4,85+/-0,26 1,79 - 3,011 0,01

Импровизация / Планомерность 3,80+/-0,24 1,80 6,19+/-0,28 1,90 - 6,462 0,001

Примечания:

группа 1 — студенты с низким уровнем ответственности; группа 2 — студенты с высоким уровнем ответственности; M — среднее арифметическое значение; m - статистическая ошибка среднего; S - стандартное отклонение; число степеней свободы df = 100; критические значения критерия t-Стьюдента: t = 1,984 при p < 005; t = 2,626 при p < 0,01; t = 3,390 при p < 0,001.

На основе выявленных статистически значимых различий между двумя выборочными группами можно представить особенности профессионального развития студентов с разным уровнем ответственности.

У студентов с низкими показателями по шкале «ответственность» в большей степени выражены профессиональные интересы к карьерному развитию, связанному с оказанием услуг и взаимодействием с людьми. Им интересна коммуникативная деятельность, направленная на установление контактов (коммуникатор, t = 2,840 при р = 0,01).

Среди побуждающих человека к работе мотивирующих факторов для них более значимым является фактор материального поощрения

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

за выполненную работу (деньги, 1 = 2,731 при р = 0,01). Можно сказать, что участники опроса с низкими показателями по шкале «ответственность» по сравнению с теми, у кого высокие показатели по этой же шкале, в большей степени заинтересованы в достойном уровне оплаты своего труда, для них более важна стабильность в финансовой сфере.

На основе результатов статистического анализа можно выделить личностные качества студентов с низкими показателями по шкале «ответственность», которые в определенной степени могут оказать влияние на процесс профессионального развития. В комплексе «Профкарьера» эти качества представлены в трех разнополюсных шкалах: «интуиция», «чувство», «импровизация».

Высокий полюс по шкале «ощущение — интуиция» (ср. балл 6,8; 1 = 2,815 при р = 0,01) свидетельствует о развитой интуитивной сфере личности. Такие люди живут и действуют «по вдохновению», ценят все новое, неизведанное. Они ориентированы не столько на настоящее, сколько на будущее или на прошлое. Им свойственна оригинальность и некоторая мечтательность. Однако неуверенность и сомнения, отсутствие желания заниматься продолжительное время однообразной работой могут мешать им в осуществлении планов. Поэтому таким людям следует развивать реалистичное восприятие, умение ценить настоящее, не торопиться принимать необдуманные решения.

Низкий полюс по шкале «чувство — мышление» (ср. балл 3,78) свидетельствует о развитой сфере чувств и переживаний студентов с низкими показателями по шкале «ответственность». Эти студенты менее склонны к логическому анализу ситуации, они лучше понимают эмоциональное состояние других людей, умеют убеждать, мотивировать, искать компромиссы. Так как «состояние эмоциональной сферы человека во многом определяет профессиональную пригодность для конкретной деятельности» (Рыбакова, Чернецкая, 2021), то эти качества можно отнести к сильным сторонам личности будущего педагога. Однако стремление руководствоваться в своей жизни преимущественно чувствами и переживаниями может затруднить объективную оценку происходящего и будущего, поэтому для профессионального развития студентам с низкими показателями «ответственности» следует развивать аналитическое мышление и учиться эмоциональной саморегуляции.

Низкий полюс по шкале «импровизация — планомерность» соответствует проявлению импровизации, спонтанности, «иррациональности» (ср. балл 3,8). Такие люди предпочитают импровизировать, оставляя за собой «свободу выбора». Им труднее работать в условиях строгой дисциплины и регламентации деятельности. Недостаточное развитие волевых качеств порождает неорганизованность: студенты начинают действовать лишь в случае крайней необходимости, предпочтение отдают новым делам, которые с трудом доводят до завершения. Такие личностные качества будут затруднять выполнение профессиональной педагогической деятельности. Их сильной стороной как будущих специалистов в области образования является легкая адаптация к новым условиям, они спокойно относятся к неопределенности. Для профессионального развития таким студентам следует формировать навыки самоорганизации, овладевать приемами тайм-менеджмента.

К особенностям профессионального развития студентов с высокими показателями по шкале «ответственность» можно отнести их интерес к карьерному развитию, связанному с управленческой, административной деятельностью (1 = — 2,511 при р = 0,05).

В структуре трудовой мотивации наиболее значимым мотивом является интересная работа (ср. балл 6,54, 1 = — 2,666 при р = 0,01). Вероятно, во время тестирования у этих студентов проявилось яркое желание иметь такую работу, которая позволяла бы получать удовольствие от выполнения профессиональных обязанностей в процессе труда, помогла бы удовлетворить потребности в саморазвитии и самореализации в профессиональном плане. Им трудно выполнять рутинную работу, она их демотивирует.

Среди личностных качеств студентов с высокими показателями по шкале «ответственность» можно выделить такие, которые оказывают влияние на профессиональное развитие и соответствуют трем полюсам описанных выше шкал комплекса «Профкарьера»: «ощущение», «мышление», «планомерность».

Низкий полюс по шкале «ощущение — интуиция» (ср. балл 5,73 соответствует условной норме) свидетельствует о большей выраженности сенсорной функции, ориентации на настоящее. Студенты с высокими показателями по шкале «ответственность» в большей степени, чем студенты с низкими показателями по этой шкале, склонны доверять тому, что можно увидеть своими глазами. Их сильные стороны — реалистичность, терпеливость в делах, стремление достигнуть высокого уровня профессионализма в своем деле. Таким людям можно рекомендовать проявлять интерес к новым идеям, практическая ценность которых в ближайшее время не очевидна.

Высокий полюс по шкале «чувство — мышление» (ср. балл 4,85 соответствует условной норме) говорит о более развитой мыслительной сфере и ярче выраженном логическом стиле принятия решений, чем у студентов с низкими показателями по шкале «ответственность». Для таких людей очень важно достигать положительных результатов и успешности в делах. Их умение объективно оценивать ситуацию, способность мыслить последовательно и четко являются сильными сторонами. Затруднить их взаимодействие с окружающими может неумение учитывать чувства других людей при принятии решений. Поэтому для профессионального развития будущих педагогов следует развивать умение убеждать, располагать к себе людей и поддерживать их.

Высокий полюс по шкале «импровизация — планомерность» свидетельствует о склонности вести себя спланированно и рационально (ср. балл 6,19). Такие люди ставят перед собой четкие цели и стараются достичь их в заданные сроки. Они склонны контролировать ситуацию, соблюдать дисциплину, стремятся быть последовательными, предпочитают закончить одно дело и только потом браться за другое. Они не терпят неожиданностей, с трудом ориентируются в ситуациях неопределенности. Для профессионального развития следует развивать большую гибкость, терпимость к возможным изменениям жизненных ситуаций.

В таблице 2 представлены результаты сравнительного анализа развития профессиональной карьеры студентов с разным уровнем ответственности с использованием критерия Югьюдента.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

профессиональное

образование и рынок труда ПРОФЕССИОЛОГИЯ. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ_

vocational education and labour market

Таблица 2

Результаты сравнительного анализа развития профессиональной карьеры студентов с разным уровнем

ответственности

Переменные Группа 1 n = 56 Группа 2 n = 46 Критерий t-Стьюдента Уровень значимости

M+/-m S M+/-m S р

Вектор карьерного развития

Коммуникатор 6,08+/-0.20 1,56 5,43+/-0,21 1,45 2,176 0,05

Инноватор 6,86+/-0,16 1,19 5,43+/-0,18 1,22 5,908 0,001

Менеджер 4,07+/-0,15 1,19 5,30+/-0,17 1,16 - 5,231 0,001

Аналитик 4,81+/-0,14 1,05 5,55+/-0,18 1,25 - 3,152 0,01

Администратор 4,19+/-0,14 1,06 5,54+/-0,15 1,08 - 6,335 0,001

Актуальность тренинговых программ профессионального развития

Самоорганизация 6,68+/-0,29 2,21 5,68+/-0,35 2,39 2,168 0,05

Таймменеджмент 4,24+/-0,25 1,94 5,02+/-0,29 1,99 - 2,008 0,05

Управление другими людьми 4,20+/-0,22 1,70 5,21+/-0,27 1,84 - 2,846 0,01

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечания: группа 1 — студенты с низким уровнем ответственности; группа 2 — студенты с высоким уровнем ответственности; M - среднее арифметическое значение; m - статистическая ошибка среднего; S - стандартное отклонение; число степеней свободы df = 100; критические значения критерия t-Стьюдента: t = 1,984 при p < 005; t = 2,626 при p < 0,01; t = 3,390 при p < 0,001.

Полученные данные позволяют выявить статистически значимые различия в векторе профессионального развития двух групп студентов. Студентам с низкими показателями по шкале «ответственность» в большей степени соответствуют направления профессионального развития в сфере коммуникативной (1 = 2,176; р = 0,05) и инновационной деятельности (1 = 5,908; р = 0,001). Студентам с высокими показателями по шкале «ответственность» в большей степени соответствуют направления профессионального развития в сфере аналитической (1 = — 3,152; р = 0,01) и управленческой (р = 0,001) (менеджер, 1 = — 5,231; администратор, 1 = — 6,335) деятельности.

В соответствии с этими направлениями в качестве рекомендаций для профессионального развития студентам с низкими показателями по шкале «ответственность» при высокой импульсивности и низком самоконтроле предлагается пройти обучение по тренинговой программе «Самоорганизация» с целью развития умений эффективного управления временем.

Студентам с высокими показателями по шкале «ответственность» с целью овладения дополнительными навыками управления временем рекомендуется тренинговая программа «Тайм-менеджмент» (Скоробо-гатова, 2019).

Заключение

Представленные результаты исследования имеют практическую значимость как для преподавателей, так и студентов. Они свидетельствуют о необходимости учитывать особенности профессионального развития студентов с разным уровнем ответственности в процессе их обучения в вузе и подготовки к самостоятельной профессионально-педагогической деятельности. Выявленные различия в присущей студентам

ответственности отражают уровень социальной зрелости личности. Эта жизненная установка входит в структуру ценностей человека и не связана с его интеллектуальными способностями.

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Литература

1. Дикова В. В. Ориентация на развитие как ключевая трансфессио-нальная компетенция выпускника вуза // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 4. С. 66-71. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10407.

2. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Психологические особенности самоопределения личности в постиндустриальном обществе // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2019. № 1 (53). С. 76-83.

3. Лысуенко С. А. Мотивы профессионального выбора студентов педагогического вуза // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2021. № 2 (77). С. 46-51. https://doi.org/10.51904/2306-8329_2021_77_1_46.

4. Прохорова И. К. Взаимосвязь личностных свойств и рефлексии сформированности профессиональных компетенций у студентов педагогического вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2018. № 4. С. 87-96. https://doi.org/10.25588/ С8Ри.2018.30..4..009.

5. Рыбакова Л. А., Чернецкая А. И. Гармонизация эмоциональной сферы педагогов, находящихся в резистентной фазе эмоционального выгорания // Вопросы педагогики. 2021. № 2 (1). С. 144-150.

6. Скоробогатова Ю. В. Особенности эмоционального выгорания студентов педагогического вуза и его профилактика с помощью тайм-менеджмента // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 284-294. https://doi.org/10.32744/pse.2019.2.21.

7. Сулима В. Н. Личностно-профессиональное развитие студентов в период обучения в высшем учебном заведении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Со-циокинетика. 2017. № 5. С. 74-78.

8. Сыченко Ю. А. Профессиональная идентичность студентов в контексте периодизации профессионального развития личности // Гуманитарные науки. 2020. № 4 (52). С. 170-178.

References

Dikova, V. V. (2019). Development orientation as key competence of university graduate transfessional. Vocational Education and Labour Market, 4, 66-71. https://doi.org/10.24411/2307-4264-2019-10407. (In Russ.)

Lysuenko, S. A. (2021). Motives of professional choice of pedagogical university students. Municipal Education: Innovations and Experiment, 2, 46-51. https://doi.org/10.51904/2306-8329_2021_77_1_46. (In Russ.)

Prohorova, I. K. (2018). Interrelation of personal properties and reflection of professional competence for-mation in students of pedagogical university. The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University, 4, 87-96. https://doi.org/10.25588/CSPU.2018.30..4..009. (In Russ.)

профессиональное образование и рынок труда

vocational education and labour market

Rybakova, L. A., & Cherneckaya, A. I. (2021). Garmonizaciya emocional'noj sfery pedagogov, nahodyashchihsya v rezistentnoj faze emocional'nogo vygoraniya [Harmonization of the emotional sphere of teachers who are in a resistant phase of emotional burnout]. Voprosy Pedagogiki, 2, 144150. (In Russ.)

Skorobogatova, Yu. V. (2019). Features of emotional burnout of students of pedagogical university and its prevention with the help of time management. Perspectives of Science and Education, 2, 284-294. https://doi. org/10.32744/pse.2019.2.21. (In Russ.)

Sulima, V. N. (2017). Students' personal and professional development during the training in a higher school. Vestnik of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 5, 74-78. (In Russ.)

Sychenko, Yu. A. (2020). Professional identity of students in the context of professional development periodization of personality. Gumanitarnye nauki [Humanities], 4, 170-178. (In Russ.)

Zeer, E. F., & Symanyuk, E. E. (2019) Psihologicheskie osobennosti samoopre-deleniya lichnosti v postindustrial'nom obshchestve [Psychological features of personality self-determination in postindustrial society]. Novoe vpsihologo-pedagogicheskih issledovaniyah, 1, 76-83. (In Russ.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.