Научная статья на тему 'Профессиональное ориентирование студентов медицинского вуза: общее и частное'

Профессиональное ориентирование студентов медицинского вуза: общее и частное Текст научной статьи по специальности «Медицинские науки и общественное здравоохранение»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дерматовенерология / косметология / онлайн-анкетирование / студенты / медицинское образование / профессиональное самоопределение / факторы влияния / cosmetology / online survey / students / medical education / professional self-determination / influence factors.

Аннотация научной статьи по медицинским наукам и общественному здравоохранению, автор научной работы — Калетник Е.И., Пирогова Д.Н., Минкина О.В., Дворников А.С.

Целью исследования было определить максимально значимые факторы при выборе дерматовенерологии в качестве будущей профессии на ранних этапах медицинского образования, после прохождения специализированного цикла, а также при выборе профильной ординатуры. В статье представлены результаты двух анонимных онлайн-анкетирований студентов ведущего медицинского вуза по вопросам, связанным с выбором специализации по окончании обучения, а также с целью определения детерминант влияния при профессиональном ориентировании “я – врач-дерматовенеролог” или “я – врач-косметолог”. В опросе, проведенном на Лечебном факультете Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, приняли участие 2252 студента 1-го, 4-го и 6-го курсов обучения. В анкетировании № 1 приняли участие 54,3% (n = 284) обучающихся на курсе. В анкетировании № 2 приняли участие 1583 студента Лечебного факультета. Студенты 1-го курса составили 55,3% от общего числа анкетируемых и 79,5% (n = 875) от общего числа обучающихся курса. Анкетирование выявило приоритетное значение социально значимых факторов при профессиональном самоопределении студентов заключительного года обучения, отсутствие мотивационной разницы при профессиональном выборе между дерматовенерологией и косметологией, а также недостаточную общую заинтересованность студентов медицинского вуза в научно-исследовательской деятельности. Полученные данные являются основанием для усиления мер, направленных на изменение заинтересованности студентов в научно-исследовательской траектории профессионального развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским наукам и общественному здравоохранению , автор научной работы — Калетник Е.И., Пирогова Д.Н., Минкина О.В., Дворников А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Professional Orientation of Medical Students: the General and the Particular

The aim of this study was to determine the most significant factors when choosing dermatovenerology as a future profession at the early stages of medical education, after passing a corresponding course, as well as when choosing a specialized residency. The study included 2252 students of the 1st, 4th, and 6th years of study participated in the survey conducted by the Pirogov Russian National Research Medical University. The survey no. 1 comprised 54.3% (n = 284) of students on the course, whereas 1583 students of the general medicine department took part in the survey no. 2. First-year students made up 55.3% of the total number of respondents and 79.5% (n = 875) of the total number of course members. The survey revealed prioritized importance of socially significant factors in the professional self-determination of the final-year students, the absence of a motivational difference in the professional choice between dermatovenerology and cosmetology, as well as insufficient general interest of medical students in research activities. The study results are the basis for strengthening measures aimed at changing the interest of students towards the research trajectory of professional development

Текст научной работы на тему «Профессиональное ориентирование студентов медицинского вуза: общее и частное»

DOI: 10.24412/2071-5315-2023-12962

Профессиональное самоопределение

Профессиональное ориентирование студентов медицинского вуза: общее и частное

Е.И. Калетник, Д.Н. Пирогова, О.В. Минкина, А.С. Дворников

Лечебный факультет ФГАОУВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова "Минздрава России, Москва

Целью исследования было определить максимально значимые факторы при выборе дерматовенерологии в качестве будущей профессии на ранних этапах медицинского образования, после прохождения специализированного цикла, а также при выборе профильной ординатуры. В статье представлены результаты двух анонимных онлайн-анкетирований студентов ведущего медицинского вуза по вопросам, связанным с выбором специализации по окончании обучения, а также с целью определения детерминант влияния при профессиональном ориентировании "я — врач-дерматовенеролог" или "я — врач-косметолог". В опросе, проведенном на Лечебном факультете Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова, приняли участие 2252 студента 1-го, 4-го и 6-го курсов обучения. В анкетировании № 1 приняли участие 54,3% (п = 284) обучающихся на курсе. В анкетировании № 2 приняли участие 1583 студента Лечебного факультета. Студенты 1-го курса составили 55,3% от общего числа анкетируемых и 79,5% (п = 875) от общего числа обучающихся курса. Анкетирование выявило приоритетное значение социально значимых факторов при профессиональном самоопределении студентов заключительного года обучения, отсутствие мотивационной разницы при профессиональном выборе между дерматовенерологией и косметологией, а также недостаточную общую заинтересованность студентов медицинского вуза в научно-исследовательской деятельности. Полученные данные являются основанием для усиления мер, направленных на изменение заинтересованности студентов в научно-исследовательской траектории профессионального развития.

Ключевые слова: дерматовенерология, косметология, онлайн-анкетирование, студенты, медицинское образование, профессиональное самоопределение, факторы влияния.

Введение

В последнее десятилетие как на государственном уровне, так и в системе частного здравоохранения предпринимаются попытки внедрения новых рабочих моделей с целью предоставления высококачественных медицинских услуг. Это коснулось не только финансово-правового регулирования, но и вопроса дефицита кадрового ресурса и несбалансированности между отдельными специальностями, что наблюдается как в развитых, так и в развивающихся странах [1]. Среди причин, влияющих на преобладание специалистов узкого профи-

Контактная информация: Пирогова Дарья Николаевна, pirogova_dn@rsmu.ru

ля над количеством врачей общей практики в разные годы, определяли: высокий уровень нагрузки, неудовлетворенность доходом, утрату автономной мотивации, ограниченные возможности карьерного роста, неравноценность престижа общетерапевтической специальности при сравнении с профессиями узкого профиля [2—5]. По результатам онлайн-опроса 978 студентов последнего года обучения медицинских школ Испании в посткризисный экономический период, такие факторы, как престиж выбранной специальности и представляемое сопутствующее качество жизни, уступили место гарантированному доходу и реальной доступности работы [6].

Напряженное функционирование системы здравоохранения в 2020 и 2021 годах во всех странах мира продемонстрировало, что профессиональное самоопределение студентов является не только серьезным персональным выбором, но и первостепенным фактором адекватной работы всей системы здравоохранения и прямо определяет доступность, дефицит или избыток определенных специалистов или видов диагностической помощи. В отчете Ассоциации американских медицинских колледжей о резидентах за 2015 г. сообщается, что более 50% студентов-медиков изменили предпочитаемую специальность рези-дентуры до завершения медицинской школы [7]. В 2016 г. Университет Брандмана и Ассоциация семейной медицины Израиля опубликовали результаты фокусного исследования по выбору резидентуры студентами 5 медицинских школ Израиля за 2 последних года обучения, определив низкий уровень интереса к выбору общетерапевтической специальности и суммировав проблемы восприятия при выборе профессии врача общей практики [8, 9].

Знакомство с дерматовенерологией (ДВ) на уровне 2-недельного цикла специали-тета было единственной возможностью, определяющей заинтересованность студента в профессии. В последнее десятилетие — период высокого спроса на работу по специальности "врач-косметолог" в РФ — возникла необходимость правового регулирования компетенций специалистов этой сферы. В 2012 г. приказом № 381н Минздрава России был утвержден профессиональный стандарт "Врач-косметолог", определяющий дополнительную подготовку врача-дерматовенеролога по косметологии (КМТ).

Принимая во внимание предполагаемый нами интерес нового поколения студентов к персональной экономической стабильности, учитывая возможности трудоустройства по выбранному направлению и реализацию социальных ожиданий, а также трансформацию образовательного про-

цесса в условиях пандемии COVID-19, мы решили определить максимально значимые факторы при выборе ДВ в качестве будущей профессии на ранних этапах медицинского образования, после прохождения специализированного цикла, а также при выборе профильной ординатуры.

Задачи исследования: определить факторы, учитываемые при выборе будущей профессии студентами заключительного года обучения по специальности "лечебное дело"; определить факторы преимущественного значения при выборе специальности ДВ и КМТ на ранних этапах обучения, после специализированного курса и при выборе профильной ординатуры; проанализировать модель "две специальности в одной" с учетом детерминант выбора, принимаемых во внимание при профо-риентировании "врач-дерматовенеролог" или "врач-косметолог".

Материал и методы

В качестве способа сбора данных в период с 03.02.2022 по 17.02.2022 проведено анонимное онлайн-анкетирование студентов 6-го, 4-го и 1-го курсов Лечебного факультета (ЛФ) Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова. Выбор факультета был сделан сознательно, так как ЛФ — крупнейший факультет вуза, и опрос позволяет собрать максимальное количество ответов в кратчайшие сроки.

Разработаны два вида опросников с использованием сервиса онлайн-анкетиро-вания Google Forms. Вопросы анкет были представлены для бинарных ответов и в форме 10-балльных оценочных шкал, результаты вносились в электронную базу данных и обрабатывались с помощью программы Microsoft Office Excel.

Анкета № 1 (рис. 1) была предназначена для опроса студентов 6-го курса ЛФ (n = 523) и состояла из 4 общих и 17 оценочных вопросов, затрагивающих предполагаемые факторы влияния на будущую

/ М 1 /

Пол Форма

обучения

ж

Бюджет

Совпала ли

Договор зрения

относительно

будущей специализации

Целевое Совпадает ли Да

направление ваше желание на 1-м курсе

по выбору с выбранной

будущей на 6-м курсе

специальности ДЛЯ

с предложением поступления

вашего Нет в ординатуру?

работодателя?

Да, совпала

Нет, не изменилась

Не имел(а) четкого представления

о будущей специализации на 1-м курсе

Оцените факторы, повлиявшие на ваш выбор на 6-м курсе

(каждый из факторов по шкале от 1 до 10, где 1 -минимальное значение, 10 -максимальное значение)

2. Интерес в процессе обучения в рамках доклинического опыта (харизма преподавателя, интересный курс лекций/семинаров и т.д.)

3. Внеучебный опыт (студенческие научные кружки, участие в написании статей, участие в конференциях, собственный опыт обращения к врачу конкретной специализации)

4. Потенциал для карьерного роста

5. Предполагаемый образ жизни после получения постдипломного образования (ожидаемый доход)

6. Перспективы научной деятельности

7. Нормированность рабочего графика, баланс между работой и личной жизнью

8. Высокий уровень технологичности и цифровизации в профессии

9. Авторитетное мнение членов семьи, знакомых

10. Гарантия занятости, возможность быстрого трудоустройства

11. Моральные и базовые общечеловеческие ценности (первостепенность ценности жизни, здоровья, любви к окружающим в профессиональной деятельности)

12. Преобладание в выбранной специальности коммуникационно-ориентированных компетенций

13. Преобладание в выбранной специальности

инструментально-лабораторных и технически-ориентированных компетенций

14. Влияние пандемии СОУШ-19

15. Отсутствие уверенности в окупаемости затраченных ресурсов (временные/финансовые) для достижения цели (доход, требуемая квалификация, ведение частной практики)

16. Таргетный контингент пациентов (дети и взрослые, только взрослые, пол пациентов)

17. Планируемое подтверждение статуса специалиста в другой стране

X

Рис. 1. Анкета № 1 "Факторы влияния при профессиональном самоопределении обучающихся 6-го курса ЛФ"

/ М 1 ,

Пол Курс

обучения

1-й

4-й

Ж

6-й

Рассматриваете ли вы специальность "дерматовенерология" или "косметология"

в качестве своей будущей профессии?

Да

Нет

Б какой из специализаций в данный момент вы наиболее заинтересованы?

Дерматология

Косметология

Оцените важность каждого фактора по шкале от 1 до 10, где 1 -минимальное влияние, а 10 -максимальное

I_

1. Возможность проведения манипуляций (аппаратных, инъекционных и т.д.), использования новых технологий и современного оборудования

2. Престиж и популярность профессии, причастность профессии к индустрии красоты

3. Предполагаемый образ жизни после получения постдипломного образования (ожидаемый доход, баланс между работой и личной жизнью)

4. Возможность выбора места работы в структуре коммерческой или государственной медицины (трудовая независимость)

5. Академический интерес (научно-исследовательская деятельность)

6. Возможность организации частной клинической практики (медицинское бизнес-ориентирование)

7. Гибкий/нормированный график работы

8. Широкое поле компетенций (разнообразие профессиональных умений, большая профессиональная осведомленность, возможность применять на практике большое количество навыков, автоматизированность широкого спектра действий)

9. Личный пример (родители, наставник, медийная персона)

Рис. 2. Анкета № 2 "Факторы влияния при выборе специальности "дерматовенерология и косметология" студентами разного уровня подготовки".

специализацию и определяющих систему ценностей при профессиональном самоопределении.

Анкета № 2 (рис. 2) была предназначена для опроса студентов 1-го (n = 1100), 4-го (n = 629) и 6-го (n = 523) курсов ЛФ и состояла из 4 общих и 9 оценочных вопросов, объясняющих интерес к выбору специализации по ДВ или КМТ.

Результаты исследования представлены в виде схем и графиков. Анкетирование осуществлялось на добровольной основе. Проведение опроса согласовано с администрацией вуза — деканом ЛФ.

Результаты исследования и их обсуждение

В анкетировании № 1 приняло участие 54,3% (n = 284) обучающихся на курсе, студенты женского пола — 82,04% (n = 233), мужского — 17,96% (n = 51). О совпадении выбора будущей специальности с начала и до окончания обучения заявил 51 респондент. Студенты, придерживающиеся единой точки зрения на специализацию при поступлении и на момент окончания обучения, явились критерием исключения для дальнейшего анкетирования.

Выбор специальности — это продукт взаимосвязи ожиданий студентов (физических, социальных, самооценочных), конкурентоспособности при трудоустройстве и вакантности предложений. Важно отметить, что при поступлении в медицинский вуз молодым людям свойственно интуитивное желание выбора "героических" хирургических специальностей (нейро-, кардиохирургия). Однако, по результатам настоящего исследования, 57,1% респондентов не имели представления о будущей специализации на 1-м курсе и определялись с профессиональным выбором в процессе обучения; изменили точку зрения на выбор будущей профессии 42,9% респондентов.

Существуют теории о том, какие точечные аспекты в процессе освоения программы вуза оказывают наибольшее влияние на выбор специальности: значение политики

вуза в стратегии набора студентов; влияние непривлекательных условий труда при знакомстве студентов с работой врача первичного звена; разрыв в доходах между врачами различной специализации [10—12] и др.

Мы выдвинули два предположения о влиянии внешней среды (пандемии 2020—2022 года) на изменение карьерных предпочтений студентов. С одной стороны, для студентов последнего года обучения, вовлеченных в практическое здравоохранение в период пандемии COVID-19, значимыми могли быть такие факторы, как повышенная оплата труда при работе в "красной зоне" и непосредственное знакомство со специализациями хирургической, неотложной помощи, инфекционных болезней. С другой стороны, длительная вовлеченность в одну сферу деятельности могла ограничить практическое знакомство и интерес к другим сферам занятости. Например, по данным опроса студентов китайских медицинских школ, 36,4% обучающихся указали на недостаточность общеобразовательных медицинских знаний, получаемых во время пандемии, а также на необходимость продолжения образовательного процесса после пандемии [13]. Вопреки нашей гипотезе, минимальное влияние (интервал от 1 до 3) на изменение или формирование выбора специальности с большим отрывом определено только у двух факторов: собственное заболевание или заболевание члена семьи (фактор 1) (66,5% респондентов) и влияние пандемии COVID-19 (фактор 14) (64,8%) (рис. 3).

Можно предположить, что студенты, столкнувшись с практическим здравоохранением, оказались не готовы к значительным нагрузкам, превышающим их адаптивно-компенсаторный потенциал, что, в свою очередь, могло оказать негативное влияние на планируемый ранее карьерный выбор. По данным литературы, опыт работы в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки приводил к изменению точки зрения студентов старших курсов о правильности выбора профессии

-Лечебное дело Ш23|1

Медицина и общество

■ Минимальное влияние, 1—3 балла Максимальное влияние, 7—10 баллов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 3. Факторы, оказавшие минимальное и максимальное влияние на выбор будущей профессии при анкетировании студентов 6-го курса ЛФ. Ф.1 — собственное заболевание или заболевание члена семьи; Ф.2 — интерес в процессе обучения в рамках доклинического опыта; Ф.3 — внеучебный опыт; Ф.4 — потенциал для карьерного роста; Ф.5 — предполагаемый образ жизни после получения постдипломного образования; Ф.6 — перспективы научной деятельности; Ф.7 — нормированность рабочего графика, баланс между работой и личной жизнью; Ф.8 — высокий уровень технологичности и цифровизации в профессии; Ф.9 — авторитетное мнение членов семьи, знакомых; Ф.10 — гарантия занятости, возможность быстрого трудоустройства; Ф.11 — моральные и базовые общечеловеческие ценности; Ф.12 — преобладание в выбранной специальности коммуникационно-ориентированных компетенций; Ф.13 — преобладание в выбранной специальности инструментально-лабораторных и технически-ориентированных компетенций; Ф.14 — влияние пандемии COVID-19; Ф.15 — отсутствие уверенности в окупаемости затраченных ресурсов; Ф.16 — таргетный контингент пациентов; Ф.17 — планируемое подтверждение статуса специалиста в другой стране.

и влиял на желание оставаться в медицине [14]. По результатам настоящего анкетирования, 89,7% респондентов к окончанию обучения в вузе планируют трудовую деятельность в системе практического здравоохранения; о работе в системе здравоохранения, не связанной с врачебной практикой, заявили 4,3% респондентов; об отсутствии интереса к работе в системе здравоохранения заявили 6,0% обучающихся 6-го курса.

Поступление в медицинский вуз и дальнейшую специализацию зачастую связывают с традиционной профессиональной преемственностью (так называемые медицинские династии, потомственные врачи) [15, 16]. По некоторым данным литерату-

ры, описывающим социальный портрет студентов медицинского вуза, 23% из них являются членами семей, работающих в сфере здравоохранения [17]. По данным настоящего анкетирования, только для 19,3% студентов авторитет членов семьи оказывал влияние при выборе специализации.

По результатам настоящего анкетирования определена незначительная разница между респондентами, для которых возможность работы за пределами РФ после окончания вуза имеет приоритетное значение (30,04%), и теми, кто планирует трудовую деятельность на территории РФ (47,2%). Это позволяет предположить, что на выбор будущей профессии студентами 6-го курса не оказывает значимого влияния

востребованность конкретной специализации в другой стране и упрощенная процедура эвалюации документов в ней.

В меняющихся условиях XXI века выдвигаются новые требования к профессиональному обучению, наполнению и характеру подготовки квалифицированного специалиста. Одним из трендов современного образования является научно-исследовательская деятельность (НИД), развивающая критическое мышление и межпредметные связи, поддерживающая мотивацию к учебе [18]. Исследовательский опыт является решающим для эффективного использования принципов доказательной медицины. Неожиданным в ходе исследования было то, что написание научных статей, участие в научно-практических конференциях, членство в научных кружках и НИД в будущем не являются факторами, существенно влияющими на профессиональное самоопределение. Менее половины студентов 6-го курса оценили важность внеучебного опыта (фактор 3) и перспектив профессиональной научной деятельности (фактор 6) при выборе будущей специализации (32,6 и 45,9% соответственно).

В межведомственном исследовании 2014 г., являющемся частью проекта 1^РЖЕ и охватившем 11 высокорейтинговых медицинских школ США, изучалась корреляция между факторами образа жизни и предпочтениями по специальности среди студентов 1-го и 4-го курсов [19]. Студенты 4-го курса при сравнении со студентами 1-го курса оценили свободное время, контролируемый график труда и достойную финансовую компенсацию как наиболее важные факторы при выборе специальности. В 2019 г. исследовательская работа была дополнена: было выявлено, что в процессе учебы в медицинской школе студенты становятся более сосредоточенными на повседневных факторах сопутствующего образа жизни (рабочее расписание, возможность выбора времени для отпуска и т.д.) и менее — на глубоких мотивацион-ных факторах (удовольствие от трудовой

деятельности, вид выполняемой работы) [20]. По результатам настоящего исследования, факторами с максимальным значением при выборе будущей специализации у 64,8% респондентов явились нормиро-ванность рабочего графика/баланс между работой и личной жизнью (фактор 7) и у 73,8% респондентов — предполагаемый образ жизни после получения постдипломного образования, ожидаемый доход (фактор 5). Полученные результаты согласуются с данными публикаций последних лет по принятию карьерных решений в медицине [21, 22]. В отличие от зарубежных данных [23] в настоящем исследовании доля респондентов женского пола с приоритетным значением сохранения баланса между работой и личной жизнью значительно превышала количество респондентов-мужчин (82,12 и 17,88% соответственно). Подобный разрыв в гендерном соотношении следует интерпретировать, принимая во внимание тот факт, что и в самом исследовании доля женщин значительно превышала долю мужчин (81,97 и 18,02% соответственно).

Анализ ответов показал, что не менее привлекательной детерминантой при выборе будущей специальности является гарантия профессиональной занятости и перспектива быстрого трудоустройства (фактор 10): для 54,9% респондентов насыщение рынка труда по некоторым специальностям может оказаться переломным моментом при профессиональном самоопределении.

В анкетировании № 2 приняли участие 1583 студента ЛФ. Студенты 1-го курса составили 55,3% от общего числа анкетируемых и 79,5% (п = 875) от общего числа обучающихся курса; студенты 4-го курса составили 25,9% от общего числа анкетируемых и 65,2% (п = 410) от общего числа студентов курса; студенты 6-го курса составили 18,8% от общего числа анкетируемых и 60,0% (п = 298) от общего числа студентов курса. Количество студентов, прошедших анкетирование на каждом из курсов, различалось незначительно, однако наблюдалась тенденция к снижению количества респон-

-Лечебное дело Ш23|1

и

1С ев

И

I

и

э

о

в

и и о.

0

в

и

и %

1

1000 г 800 600 400 200

0

79

173

623

49 71

25

I

290 4.0

233

1-Й курс 4-Й курс 6-Й курс (п = 875) (п = 410) (л = 298)

■ Нет КМТ-ПР I ДВ-ПР

Рис. 4. Общий и узкоспециализированный профессиональный интерес студентов 1-го, 4-го и 6-го курсов ЛФ в рамках специальности ДВ и КМТ

дентов при повышении года обучения. Мы предполагаем, что студенты старших курсов в большей степени вовлечены в практическое здравоохранение, а также в различные проекты внеучебной деятельности вуза, поэтому они в меньшей степени располагают временем для прохождения опросов по сравнению со студентами 1-го года обучения.

В общей группе студентов, прошедших анкетирование, 27,6% (п = 437) респондентов заявили, что рассматривают специальности ДВ и КМТ в качестве будущей профессии (положительные респонденты (ПР)); об отсутствии интереса к указанным специальностям заявили 72,4% обучающихся, которые с этого момента явились критерием исключения для дальнейшего анкетирования. Примечательно, что в фокусе выбора специальности ДВ и КМТ были почти у 1/3 респондентов 1-го и 4-го курсов (28,9 и 29,3% соответственно), в то время как на 6-м курсе только 1/5 часть (21,8%) респондентов указали на интерес к обсуждаемым специализациям врача. Для анализа модели "две специальности в одной" ПР каждого курса выделили один из векторов — ДВ или КМТ в качестве приоритетного направ-

ления для профессионального развития. На преобладание интереса к КМТ указали 64,98% от общего числа ПР (КМТ-ПР) (рис. 4). На наш взгляд, данный результат ожидаем. Больший общий интерес к КМТ может быть следствием популяризации технологий борьбы с возрастными изменениями кожи лица и шеи, распространения культуры ухода за кожей в последние годы, непрерывного развития фарминдустрии в сфере эстетической медицины, а также растущего спроса населения на услуги терапевтической и хирургической КМТ [24—27]. Всё в совокупности дает представление о КМТ в целом как о предикторе безусловной профессиональной успешности. При дальнейшем анализе мы обратили внимание на возрастание интереса к ДВ внутри каждой из анализируемых групп (ДВ-ПР): если на 1-м курсе заинтересованность проявили только 31,3% студентов, то среди студентов 4-го курса число заинтересованных составило 40,8%, а на 6-м курсе — 62,5% (см. рис. 4).

При дальнейшем анализе были определены 3 максимально значимых (10 баллов) детерминанты влияния при выборе направления в рамках специальности ДВ и КМТ в пределах каждого курса (рис. 5—7). Возможности проведения инъекционных манипуляций и применения новых технологий в ДВ и КМТ оказались в приоритете для всех 6 групп респондентов: фактор 1 был выбран от 51,9 до 85,0% обучающихся. Знакомство на старших курсах с хирургическими, аппаратными и неинвазивными диагностическими манипуляциями в ДВ, возможно, меняет представление студентов об исключительно терапевтическом профиле специальности и делает ее более привлекательной для обучающихся. Из всех прочих такие факторы, как 3, 6, 7, 8, также выбирались ПР всех 6 групп как наиболее частые детерминанты максимального влияния на выбор потенциальной специальности с незначительными колебаниями в процентном соотношении между курсами и профилем.

ф.1 ф.2 Ф.З ф.4 ф.5 ф.6 ф.7 ф.8 ф.9

105

79

71

71

46

90

87

108

38

41

18 25

25

23 22 29 35

10

■ КМТ ДВ Рис. 5. Факторы влияния на заинтересованность в специализации в рамках профессии ДВ и КМТ у студентов 1-го года обучения (здесь и на рис. 6, 7: количество респондентов, абс.). Здесь и на рис. 6, 7: Ф.1 — возможность проведения манипуляций, использования новых технологий и современного оборудования; Ф.2 — престиж и популярность профессии, причастность профессии к индустрии красоты; Ф.3 — предполагаемый образ жизни после получения постдипломного образования; Ф.4 — возможность выбора места работы в структуре коммерческой или государственной медицины; Ф.5 — академический интерес; Ф.6 — возможность организации частной клинической практики; Ф.7 — гибкий/нормированный график работы; Ф.8 — широкое поле компетенций; Ф.9 — личный пример.

Менее половины общего количества студентов 6-го курса выбрали НИД как фактор, влияющий на профессиональное самоопределение. С учетом возрастания интереса к профилированию по ДВ в сравнении с КМТ у студентов 6-го курса, следует отметить, что это единственная из 6 исследуемых групп, в которой фактор, связанный с НИД (фактор 5), был выбран 56,0% студентов.

ф.1

ф.2 Ф.З ф.4 ф.5

ф.6

ф.7 ф.8 ф.9

29

54

43 19

1 47 27

1 47 21

30 13

46 24

53 26

53 26

16

I КМТ ДВ Рис. 6. Факторы влияния на заинтересованность в специализации в рамках профессии ДВ и КМТ у студентов 4-го года обучения.

ф.1 ф.2 Ф.З ф.4 ф.5 ф.6 ф.7 ф.8 ф.9

34

22

28

24

14

30

32

25

13

17 12

13 12

14

13 12

14

■ КМТ ДВ Рис. 7. Факторы влияния на заинтересованность в специализации в рамках профессии ДВ и КМТ у студентов 6-го года обучения.

Выводы

Согласно результатам анкетирования студентов заключительного года обучения на ЛФ можно сделать вывод, что наибольшее влияние при выборе будущей специализации оказывает социальная, а не профессиональная заинтересованность, а именно: наличие потенциала для карьерного роста, предполагаемый образ жизни после получения постдипломного образования, нормированный рабочий график, сбалансированность между работой и личной жизнью. Несмотря на то что у подавляющего большинства студентов 6-го курса сохраняется желание работать в системе практического здравоохранения, на наш взгляд, доминирование социальных ориентиров над прямо профессиональными при выборе специальности является причиной диспропорционального наполнения пула медицинских работников и прямо определяет дефицит общетерапевтических специальностей.

В то время как специальности ДВ и КМТ остаются в фокусе интереса у 1/5 части студентов заключительного года обучения, в качестве профессионального будущего они интересуют их в меньшей степени, чем студентов 1-го и 4-го курсов. Ожидаемым является, что большая часть респондентов рассматривает КМТ как приоритетное направление для будущей профессиональной деятельности. Однако мы не определили принципиальных различий между факто-

рами, влияющими на заинтересованность в специализации по ДВ или КМТ во всех исследуемых группах обучающихся. Показатель академического интереса при профориентировании был значимым только для студентов последнего года обучения, выбравших специализацию по ДВ. Это наблюдение позволяет предположить, что уровень вовлеченности студентов медицинского вуза в НИД является недостаточным, а сохранение подобной тенденции в короткие сроки приведет к стагнации в сфере медицинских исследований.

Анализ детерминант влияния на выбор специальности студентами заключительного года обучения является критическим для системы здравоохранения. В данной работе были выявлены интересные тенденции, однако требуется проведение перспективных исследований, которые дополнят карту фактических данных и будут использоваться в программах реформ, направленных на сбалансированное распределение врачей и удовлетворение потребностей общества в области здравоохранения.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

Professional Orientation of Medical Students: the General and the Particular E.I. Kaletnik, D.N. Pirogova, O.V. Minkina, and A.S. Dvornikov

The aim of this study was to determine the most significant factors when choosing dermatovenerology as a future profession at the early stages of medical education, after passing a corresponding course, as well as when choosing a specialized residency. The study included 2252 students of the 1st, 4th, and 6th years of study participated in the survey conducted by the Pirogov Russian National Research Medical University. The survey no. 1 comprised 54.3% (n = 284) of students on the course, whereas 1583 students of the general medicine department took part in the survey no. 2. First-year students made up 55.3% of the total number of respondents and 79.5% (n = 875) of the total number of course members. The survey revealed prioritized importance of socially significant factors in the professional self-determination of the final-year students, the absence of a motivational difference in the professional choice between dermatovenerology and cosmetology, as well as insufficient general interest of medical students in research activities. The study results are the basis for strengthening measures aimed at changing the interest of students towards the research trajectory of professional development.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: dermatovenerology, cosmetology, online survey, students, medical education, professional self-determination, influence factors.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.