Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
47
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ДЕВИАНТНЫЕ ПОДРОСТКИ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ О ПРОФЕССИИ / ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ / ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тимерьянова Л.Н.

В статье выявлены психологические особенности подростков с девиантным поведением. Представлены результаты изучения готовности к профессиональному самоопределению подростков, стоящих на внутришкольном учете. Выявлены особенности профессионального самоопределения девиантных детей. А именно низкий уровень информированности о мире профессий, низкий уровень ориентации на успех, сложность в постановке цели, определении путей и средств их достижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF DEVIANT ADOLESCENTS

The article reveals the psychological characteristics of adolescents with deviant behavior. The results of studying the readiness for professional self-determination of adolescents who are registered in school are presented. The features of professional self-determination of deviant children are revealed. Namely, a low level of awareness about the world of professions, a low level of orientation to success, difficulty in setting goals, determining ways and means to achieve them.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ»

УДК 159.9

Лилия Николаевна Тимерьянова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия, lilya_tyulpan@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕВИАНТНЫХ ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В статье выявлены психологические особенности подростков с девиантным поведением. Представлены результаты изучения готовности к профессиональному самоопределению подростков, стоящих на внутришкольном учете. Выявлены особенности профессионального самоопределения девиантных детей. А именно низкий уровень информированности о мире профессий, низкий уровень ориентации на успех, сложность в постановке цели, определении путей и средств их достижения.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, девиантные подростки, информированность о профессии, принятие решений, планирование

Lilia N. Timeryanova

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia,

lilya_tyulpan@mail.ru

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF DEVIANT

ADOLESCENTS

Abstract. The article reveals the psychological characteristics of adolescents with deviant behavior. The results of studying the readiness for professional self-determination of adolescents who are registered in school are presented. The features of professional self-determination of deviant children are revealed. Namely, a low level of awareness about the world of professions, a low level of orientation to success, difficulty in setting goals, determining ways and means to achieve them.

Keywords: professional self-determination, deviant teenagers, awareness of the profession, decision-making, planning

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, социальных психологов, медиков, работников правоохранительных органов.

Профессиональное самоопределение - это главная проблема в воспитании подростков с девиантным поведением. У них чаще, чем у других, возникают проблемы профессионального выбора, это связано с разными причинами: неблагоприятная ситуация в семье, кризисные ситуации, социально-опасное положение, особые образовательные потребности подростка и другие.

Анализируя работы авторов А.Е.Личко, Е.В. Змановской, Т.В. Ничишиной, Б.С. Волкова, Е.В. Емельяновой, можно отметить, что подростку с девиантным поведением, свойственны следующие особенности:

- неумение преодолевать трудности;

- игнорирование препятствий;

- сверхнапряженность;

- неприятие педагогических воздействий;

- апатичная подчиненность группе с асоциальными установками;

- синдром тревожного ожидания, неуверенности в себе;

- сниженная самокритичность, двойной локус контроля;

- систематические учебные неуспехи;

- негативные установки к учебной деятельности, физическому труду, к себе и окружающим людям;

- слабость самоконтроля;

- крайняя степень эгоцентрированности;

- агрессивность;

- фрустрированность ценностей.

Все эти особенности не могут не сказаться и на выборе профессии.

Нами было проведено исследование среди обучающихся, состоящих на внутришкольном учете.

В ходе исследования была проведена диагностика «Методика определения профессиональной готовности (А.П. Чернявская).

Количественный и качественный анализ показал следующие результаты.

Низкие показатели по шкале «Автономность», говорят о низкой ориентации на успех, незнании шагов, которые необходимо сделать для приобретения знаний и навыков, неумении прогнозировать профессиональный рост, неоднородности профессиональных предпочтений в течение длительного времени, отсутствии активности в получении информации и выборе профессионального пути.

По шкале «Информированность», получились низкие показатели, т.е. респонденты не владеют информацией о мире профессий, а именно не ориентируются в профессиях по предмету и целям труда, орудиям производства; не знают понятий культуры труда, трудовой дисциплины, структуры предприятия, принципов оплаты; не владеют умениями, касающимися приобретения профессии, поиска и поступления на работу, требуемого уровня образования для различных профессий.

На наш взгляд, низкие показатели по этим двум шкалам могут быть объяснены тем, что ребята стоящие на учете, чаще всего воспитываются в неблагополучной семье и не имеют примера успешного профессионального становления, так как большинство родителей либо ведут асоциальный образ жизни, либо сами не имеют профессионального образования. В связи сама ситуация семейного неблагополучия затрудняет профессиональное самоопределение.

По шкале «Принятие решения» также большинство обучающихся с девиантным поведением имеют низкие баллы, что свидетельствует о неумении принимать на себя ответственность за решение и его последствия. На наш взгляд это объясняется несформированностью эмоционально-волевой сферы: а именно недостаточно сформированными процессами саморегуляции, самодисциплины, проблемами в формировании внутренного плана действий. В итоге проявляется вспыльчивость, которая ведет к конфликтному поведению, итог дезадаптация и невозможность в будущем построить успешную профессиональную карьеру.

Низкие результаты по шкале «Планирование» говорят о том, что респондентам сложно ставить цели, определять пути и средства их достижения, видеть препятствия и запасные варианты возникших трудностей.

По шкале «Эмоциональное отношение к ситуации выбора профессии» также наблюдаются низкие показатели. Это говорит об отсутствии значимости для человека ситуации принятия решения.

Низкие показатели по вышеописанным шкалам свидетельствуют о том, что не всегда четко осознаваемая временная перспектива связана с неадекватной самооценкой. А именно, представления о будущем у подростков с отклоняющимся поведением нередко лишены реалистичности, им свойственны фантазии, часто не подкрепленные реальными возможностями. Незнание современных жизненных условий, в которых большое значение имеет высокий профессионализм работника. С другой стороны, это может быть связано с

проявляющимся у девиантных подростков поверхностности и облегченности суждений, узком кругозоре, ограниченном круге интересов преимущественно развлекательного характера, пассивности.

Таким образом можно сделать заключение, что на процесс профессионального самоопределения подростка влияют разнообразные факторы. А специалисту, включенному в профориентационную работу с несовершеннолетними с девиантным поведением, важно иметь представление об этих факторах, изучать их влияние и при необходимости их корректировать и адаптировать к возрастным и индивидуально-личностным особенностям учащихся.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Гербут, К.А. Модель педагогической профилактики девиантного поведения у подростков / К.А. Гербут // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2012. - №3. - С. 63-70. 10 Гербут, К.А. Причины девиантного поведения среди учащейся молодежи / К.А. Гербут // Научные проблемы гуманитарных исследований. - Пятигорск, 2012. - №2. - С. 134-140.

2. Змановская, Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. Учебное пособие / Е.В. Змановская - М.: Издательский центр Академия, 2004. - 288 с.

3. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.

4. Корнилова, Т.В. Подростки групп риска / Т.В. Корнилова, Е.Л. Григоренко, С.Д. Смирнов. - Спб.: Питер, 2005. - 336 с.

5. Лакреева А.В., Варуха Л.В. Склонность к риску как фактор девиантного поведения подростков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 24. - С. 141-146.

REFERENCES

1. Gerbut, K.A. Model' pedagogicheskoi profilaktiki deviantnogo povedeniya u podrostkov / K.A. Gerbut // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. - Pyatigorsk, 2012. - №3. - S. 6370. 10 Gerbut, K.A. Prichiny deviantnogo povedeniya sredi uchashcheisya molodezhi / K.A. Gerbut // Nauchnye problemy gumanitarnykh issledovanii. - Pyatigorsk, 2012. - №2. - S. 134-140.

2. Zmanovskaya, E.V. Deviantologiya: Psikhologiya otklonyayushchegosya povedeniya. Uchebnoe posobie / E.V. Zmanovskaya - M.: Izdatel'skii tsentr Akademiya, 2004. - 288 s.

3. Kleiberg, Yu.A. Psikhologiya deviantnogo povedeniya / Yu.A. Kleiberg. - M.: TTs Sfera, 2003. - 160 s.

4. Kornilova, T.V. Podrostki grupp riska / T.V. Kornilova, E.L. Grigorenko, S.D. Smirnov. - Spb.: Piter, 2005. - 336 s.

5. Lakreeva A.V., Varukha L.V. Sklonnost' k risku kak faktor deviantnogo povedeniya podrostkov // Nauchno-metodicheskii elektronnyi zhurnal «Kontsept». - 2016. - T. 24. - S. 141146.

Информация об авторе

Л.Н. Тимерьянова — кандидат психологических наук, доцент.

Information about the author

L.N. Timeryanova - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.