Научная статья на тему 'ФЕНОМЕН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

ФЕНОМЕН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович, Никитская Екатерина Александровна

Изменения, происходящие в социальной сфере, обусловливают необходимость интенсификации исследований в области теории и практики предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также предъявляют серьезные требования к профессиональной готовности специалистов социальной сферы осуществлять профилактику, коррекцию, реабилитацию и социализацию несовершеннолетних с девиантным поведением. Недостаточная изученность и практическая востребованность определяют актуальность предлагаемой статьи, целью которой является постановка проблемы комплексного междисциплинарного изучения феномена девиантного поведения несовершеннолетних, в частности ее психолого-педагогического аспекта. Представленные материалы, расширяя предметное поле гуманитарного знания, могут послужить стимулом к дальнейшему научно-практическому осмыслению проблематики социализации и социального воспитания человека, а также быть использованы при подготовке и дальнейшей профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Калиниченко Игорь Александрович, Никитская Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PHENOMENON OF DEVIANT BEHAVIOR OF MINORS AS AN OBJECT OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The changes taking place in the social sphere make it necessary to intensify research in the field of theory and practice of preventing deviant behavior of minors, and also place serious demands on the professional readiness of social sphere specialists to carry out prevention, correction, rehabilitation and socialization of minors with deviant behavior. Insufficient knowledge and practical relevance determine the relevance of the proposed article, the purpose of which is to pose the problem of a comprehensive interdisciplinary study of the phenomenon of deviant behavior of minors, in particular its psychological and pedagogical aspect. The presented materials, expanding the subject field of humanitarian knowledge, can serve as an incentive to further scientific and practical understanding of the problems of socialization and social education of a person, as well as be used in the training and further professional activities of social sphere specialists.

Текст научной работы на тему «ФЕНОМЕН ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ КАК ОБЪЕКТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

Научная статья ББК 74.48; УДК 378

https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-85-89 NIION: 2018-0077-2/23-323 MOSURED: 77/27-024-2023-02-522

Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки

Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика

Шифр научной специальности: 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

Феномен девиантного поведения несовершеннолетних как объект междисциплинарного исследования: психолого-педагогический аспект

Игорь Александрович Калиниченко1, Екатерина Александровна Никитская2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

2 katamax@yandex.ru

Аннотация. Изменения, происходящие в социальной сфере, обусловливают необходимость интенсификации исследований в области теории и практики предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних, а также предъявляют серьезные требования к профессиональной готовности специалистов социальной сферы осуществлять профилактику, коррекцию, реабилитацию и социализацию несовершеннолетних с девиантным поведением. Недостаточная изученность и практическая востребованность определяют актуальность предлагаемой статьи, целью которой является постановка проблемы комплексного междисциплинарного изучения феномена девиантного поведения несовершеннолетних, в частности ее психолого-педагогического аспекта.

Представленные материалы, расширяя предметное поле гуманитарного знания, могут послужить стимулом к дальнейшему научно-практическому осмыслению проблематики социализации и социального воспитания человека, а также быть использованы при подготовке и дальнейшей профессиональной деятельности специалистов социальной сферы.

Ключевые слова: психолого-педагогическая отрасль знания, социализация, девиантное поведение, несовершеннолетние, профессиональная деятельность, социальная сфера

Для цитирования: Калиниченко И. А., Никитская Е. А. Феномен девиантного поведения несовершеннолетних как объект междисциплинарного исследования: психолого-педагогический аспект // Психология и педагогика служебной деятельности. 2023. № 2. С. 85-89. https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-85-89.

Original article

The phenomenon of deviant behavior of minors as an object of interdisciplinary research: psychological and pedagogical aspect

Igor A. Kalinichenko1, Ekaterina A. Nikitskaya2

1 2 Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after VYa. Kikot', Moscow, Russia

2 katamax@yandex.ru

Abstract. The changes taking place in the social sphere make it necessary to intensify research in the field of theory and practice of preventing deviant behavior of minors, and also place serious demands on the professional readiness of social sphere specialists to carry out prevention, correction, rehabilitation and socialization of minors with deviant behavior. Insufficient knowledge and practical relevance determine the relevance of the proposed article, the purpose of which is to pose the problem of a comprehensive interdisciplinary study of the phenomenon of deviant behavior of minors, in particular its psychological and pedagogical aspect.

The presented materials, expanding the subject field of humanitarian knowledge, can serve as an incentive to further scientific and practical understanding of the problems of socialization and social education of a person, as well as be used in the training and further professional activities of social sphere specialists.

Keywords: psychological and pedagogical branch of knowledge, socialization, deviant behavior, minors, professional activity, social sphere

For citation: Kalinichenko I. A., Nikitskaya E. A. The phenomenon of deviant behavior of minors as an object of interdisciplinary research: psychological and pedagogical aspect // Psychology and pedagogy of service activity. 2023;(2):85-89. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638X-2023-2-85-89. © Калиниченко И. А., Никитская Е. А., 2023

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

85

Динамика процессов, происходящих сегодня в социальной сфере, обусловливает необходимость интенсификации исследований в области теории и практики предупреждения отклоняющегося поведения несовершеннолетних, предъявляет все более конкретные требования к профессиональной готовности специалистов социальной сферы, чья деятельность связана с профилактикой и коррекцией девиантного поведения несовершеннолетних, а также созданием условий для их позитивной социализации. Это актуализирует большую потребность социальных институтов общества в комплексной подготовке специалистов социальной сферы, готовых к данным вызовам. В связи с этим становится очевидной одна из генеральных целей профессиональной деятельности специалистов социальной сферы, особенно в части взаимодействия с несовершеннолетними, - оказание профессиональной помощи детям и подросткам в преодолении негативных факторов их развития, а также возникающих личностных и социальных девиаций.

По мнению ряда исследователей в области педагогики и психологии девиантного поведения, нестабильная социально-экономическая ситуация в обществе и множество социальных рисков, которым могут быть подвержены подрастающие поколения, формируют запрос на их эффективное разрешение к широкому кругу специалистов-практиков. Так, В. В. Рубцов считает, что эффективность взаимодействия специалистов социальной сферы по вопросам социализации молодежи с различными проявлениями девиаций напрямую зависит от «...умения эффективно работать в межведомственной команде (в широкой межведомственной кооперации). как на уровне принятия и разработки социальных решений, так и в процессе их реализации...» [16].

В настоящее время в гуманитарных науках все чаще констатируется отсутствие общего устойчивого методологического подхода к определению девиант-ного поведения. Очевидными причинами такой ситуации является весьма обширный спектр проявлений девиаций, изменение (а зачастую девальвация) оценки поведения как «нормативного» или «девиантного» и, соответственно, ценностей, идей, взглядов, образцов, действий, ожиданий социальных групп и социума в целом. В связи с этим является особенно важным рассмотрение базовых подходов к пониманию феномена девиантного поведения, и, в частности, тех, которые наиболее приближены к психолого-педагогическому контексту или напрямую связаны с ним.

Безусловно, психолого-педагогическая отрасль знания имеет свое представление и о феномене девиантно-го поведения вообще, и о вариантах его проявления у несовершеннолетних, в частности. Более того, педагоги и психологи, пожалуй, больше, чем кто бы то ни было, соприкасаются с различного рода эффектами девиаций поведения несовершеннолетних, в том числе в связи с тем, что именно в психолого-педагогическом поле в основном и лежит массив задач, связанных с необходимостью решения воспитательно-образовательных

и в целом социальных проблем, возникающих у этой социально-возрастной категории. Решение данных задач, как правило, обусловлено спецификой профессионального понимания факторов конкретной социальной среды, социальной позиции человека в этих условиях, его деятельности и роли, а также необходимостью осмысления возможностей создания условий для развития детей и подростков, стимулирования их позитивной социализации и нивелирования негативных последствий, возникших (могущих возникнуть) в результате отклоняющегося поведения.

Анализ обозначенной проблематики позволяет констатировать, что в отечественной психолого-педагогической науке изучение девиантного поведения преимущественно связано с именами выдающихся ученых В. М. Бехтерева, П. П. Блонского, Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. Н. Мясищева и др. [3, 4, 5, 10, 14]. Что касается более поздних и современных отечественных исследований в области педагогики и психологии феномена социализации несовершеннолетних с поведенческими девиациями, возникновения делинк-вентного поведения, виктимогенных факторов формирования личности, причин, механизмов, понимания способов профилактики девиаций, соответствующих психологическим особенностям несовершеннолетнего, а также социально-психологической поддержки, профилактики и психолого-педагогической коррекции детей группы риска, то таковые находят отражение в ряде научных концепций и подходов, авторами которых являются С. А. Беличева, Е. Г. Дозорцева, Е. В. Зманов-ская, Ю. А. Клейберг, А. А. Реан, Л. Б. Шнейдер и др. [2, 6, 7, 9, 18, 19].

Анализ работ ученых позволяет констатировать, что современная психолого-педагогическая мысль приоритетно фокусируется на изучении современного человека и общества, механизмов их конструктивного и неконструктивного взаимодействия, анализа негативных факторов, воздействующих на личностное становление представителей подрастающих поколений. Изучение различных научных источников, современной психологической литературы позволяет выделить ряд причин, стимулирующих несовершеннолетних к различного рода поведенческим девиациям. К таковым (на основе исследований возрастных особенностей и условий развития детей и подростков в современных социокультурных реалиях) становится возможным отнести следующие:

- любопытство, стремление познать и испытать как можно больше (сопряжение поиска новых ощущений и форм самовыражения с противоправными действиями);

- переживание «драйва» (риск, проверка себя, доказывание взрослости);

- получение удовольствия (сочетание желания получить все и сразу со стремлением разрушить запреты и получить желаемое);

- поиск способов избавления от скуки (возникновение и желание избавиться от состояния ноогенного невроза, в основе которого может лежать: психологиче-

ская травма, полученная в раннем детстве (насилие, жестокое обращение), воспитание по типу «крон-принца», высокий уровень критики даже за незначительную оплошность и страх быть униженным или высмеянным, а также неорганизованное свободное время, неразвитость творческих способностей, неумение выстраивать жизненную перспективу, негативное отношение к собственному будущему и развитию, неспособность ставить краткосрочные и долгосрочные цели и пр.);

- страх перед референтной группой (страх от последствий преступления значительно ниже страха отказать сверстникам и/или друзьям в совершении ненормативного или противоправного поступка, в том числе боязни физической, моральной расправы);

- протест против требований родителей и общества в целом (совершение того или иного незаконного действия из духа противоречия, назло родителям и всему «взрослому миру», с подсознательной или осознанной целью привлечь к себе внимание, доказать свою взрослость);

- специфические личностные качества (повышенная внушаемость, низкая стрессоустойчивость и переносимость неудач, эгоцентризм, неадекватная самооценка, эмоциональная нестабильность, агрессивность (физическая, вербальная), вспышки гнева, садистские проявления, отсутствие чувства вины за содеянные проступки и пр.);

- переживание горя (развод родителей, болезнь, расставание или смерть близкого, родного, друга, собственное тяжелое соматическое заболевание);

- антисоциальные жизненные установки (нежелание обращаться за помощью и ее отвержение, отсутствие или непризнание просоциальных авторитетов, неумение (нежелание) проявлять заботу, сопереживание);

- предпринятые попытки суицида (суицид) в ближайшем окружении несовершеннолетнего.

Как видно из представленного перечня, при анализе психологических проблем социализации в детско-подростковом возрасте и возможностей соответствующей профилактической работы необходимо обращать внимание прежде всего на факты неблагоприятного социального развития, нарушения, возникающие на ранних этапах социализации и проявляющиеся в поступках, противоречащих общепринятым нормам. Именно такие факты преимущественно рассматриваются учеными-психологами в качестве ключевых при анализе причин поведенческих девиаций несовершеннолетних.

Безусловно, педагогическое сообщество ученых и специалистов также акцентируют свое профессиональное внимание на проблематике девиантного поведения несовершеннолетних. Именно педагогам принадлежит терминологическое, а значит, и смысло-содержательное разнообразие обозначения детей с де-виантным поведением: «трудные», «педагогически запущенные», «социально заброшенные», «социально дезадаптированные», «трудновоспитуемые» и пр. Педагогически запущенные дети учеными определяются как вполне здоровые, потенциально полноценные,

но недостаточно воспитанные, обученные и развитые [17, с. 6]. И именно следствием этого, наряду с возможными иными проблемами, являются проблемы поведенческого плана. Вполне понятной и «зрячей» педагогической характеристикой несовершеннолетних с девиантным поведением является и так называемая трудновоспитуемость. Последняя, как известно, предполагает определенную степень сопротивляемости ребенка целенаправленным педагогическим воздействиям, нежелание (нередко и неспособность) адекватно воспринимать их. Педагоги четко осознают, что данная проблема может быть и, как правило, вызвана целым рядом причин, в числе которых собственные педагогические ошибки субъектов воспитательного процесса, деформированная мотивация усвоения программ школьного обучения и общепринятых социальных норм (М. А. Алемаскин, Л. М. Зюбин, А. М. Печенюк и др.) [1, 8, 15]. В социальной педагогике такого рода девиации рассматриваются преимущественно в контексте нарушения сущностных основ процесса социализации, а именно баланса приспособления или, иначе, социальной адаптации (т. е. согласования личных притязаний и интересов с требованиями окружающей среды) и обособления (т. е. достижения ценностной, эмоциональной и поведенческой автономий) человека в социуме [12, с. 34-37], а также предрасположенности личности стать латентной, реальной или потенциальной жертвой неблагоприятных условий социализации [11, с. 533-539]. В русле социально-педагогической виктимологии исследуются объективные факторы, способствующие тому, что не только конкретный человек, но и целые социально-возрастные группы людей могут стать жертвами этих факторов (в более точной формулировке - жертвами неблагоприятных условий социализации). Таковыми применительно к возрастному периоду до наступления совершеннолетия принято считать следующие: аморальность и/или пьянство родителей, конфликты и насилие в семье, развод родителей, отчим или мачеха, нищета семьи; гипо- или гиперопека; содержание видеосмотрения (из различных видеоисточников); плохо развитая речь, неготовность к обучению; ошибки педагогов и родителей; негативное отношение учителя и/или сверстников; отрицательное влияние сверстников и/или старших ребят; физические травмы и дефекты; потеря родителей; изнасилование, растление; притеснение или травля со стороны сверстников, в том числе по этническому признаку; вовлечение в асоциальные и антисоциальные группы; опережение или отставание в психосексуальном развитии; компьютерная («гаджетная») зависимость и ряд других [13, с. 83-84].

Таким образом, психолого-педагогический анализ разнообразных проявлений отклоняющегося поведения несовершеннолетних, в том числе внимательное изучение неблагоприятных условий их социализации, имеет принципиальное значение для психолого-педагогической отрасли, поскольку полнота знания об этом делает возможным профессиональное понимание основных поведенческих «сигналов» несовершеннолетних, своевременное реагирование на формирование и даль-

СКИЕ НАУКИ 87

нейшую эскалацию проявлений девиантного поведения в детско-подростковой среде, а также очевидным образом определяет объем и содержание специальной подготовки и дальнейшей профессиональной деятельности соответствующих специалистов в области диагностики, профилактики и коррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних в различных сегментах социальной сферы.

Библиографический список

1. Алемаксин, М. А. Воспитательная работа с подростками / М. А. Алемаксин. М. : Знание, 2002. 393 с.

2. Беличева, С. А. Основы превентивной психологии / С. А. Беличева. М. : Совершенство, 2009. 204 с.

3. Бехтерев, В. М. Об экспериментальном психологическом исследовании преступников / В. М. Бехтерев. М. : Юрайт, 2019. 212 с. URL: https://urait.ru/ Ь^е/427822 (дата обращения: 02.03.2022).

4. Блонский, П. П. Трудные школьники / П. П. Блон-ский. 2-е изд., испр. и доп. М. : Работник просвещения, 1930 (тип. «Гудок»). 131 с.

5. Выготский, Л. С. (1896-1934.). Т. 4. Детская психология / под ред., [с послесл., с. 386-403, и ком-мент.] Д. Б. Эльконина // Собрание сочинений: в 6 т. М. : Педагогика, 1984. 432 с.

6. Дозорцева, Е. Г. Аномальное развитие личности у подростков и юношей с делинквентным и криминальным поведением: специальность 19.00.04 «Медицинская психология»: дис. ... док-ра психол. наук / Дозор-цева Елена Георгиевна. М., 2000. 457 с.

7. Змановская, Е. В. Современная Российская де-виантология: история, методология, социальные вызовы и актуальные тенденции / Е. В. Змановская // Российский девиантологический журнал. 2021. № 1 (1). С. 12-23.

8. Зюбин, Л. М. Учебно-воспитательная работа с трудными учащимися / Л. М. Зюбин. Н. Новгород: Наука, 2012. 653 с.

9. Клейберг, Ю. А. Девиантная виктимиза-ция личности подростка в процессе социализации / Ю. А. Клейберг // Вестник Тверского государственного университет: Педагогика и психология. 2019. № 1 (46). С. 111-119.

10. Макаренко, А. С. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / под ред. И. А. Каирова. М. : Педагогика, 1977. 395 с.

11. Мудрик, А. В. Введение в социальную педагогику. 2-е изд., перераб. М. : Московский психолого-социальный институт, 2009. 568 с.

12. Мудрик, А. В. Социализация человека : учебное пособие / А. В. Мудрик. 3-е изд., испр. и доп. М. : МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. 624 с.

13. Мудрик, А. В. Социально-педагогическая вик-тимология : монография / А. В. Мудрик, М. Г. Яковлева. М. : МПГУ, 2021. 396 с.

14. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мя-сищев. Л., 1960. 356 с.

15. Печенюк, А. М. Теоретические основы гуманистически-ориентированной профилактики девиантного

поведения несовершеннолетних : дис. ... д-ра пед. наук /

A. М. Печенюк. Хабаровск, 2000. 421 с.

16. Рубцов, В. В. О межведомственном взаимодействии в реализации социальной и образовательной инклюзии для социально уязвимых групп населения /

B. В. Рубцов // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. C. 87-93.

17. Тагирова, Г. С. Психолого-педагогическая кор-рекционная работа с трудными подростками / Г. С. Та-гирова. М. : Педагогическое сообщество России, 2003. 128 с.

18. Шнейдер, Л. Б. Психология девиантного и ад-диктивного поведения детей и подростков: учебное пособие для СПО / Л. Б. Шнейдер. 2-е изд., испр. и доп. М. : Юрайт, 2019. 219 с.

19. Rean, A. A. Deformation of the Personality in Delinquent Behavior / A. A. Rean // Russian Education and Society. 2018. Vol. 60. No. 1. Рр. 14-23.

Bibliographic list

1. Alemaksin, M. A. Educational work with adolescents / M. A. Alemaksin. M. : Knowledge, 2002. 393 p.

2. Belicheva, S. A. Fundamentals of preventive psychology / S. A. Belicheva. M. : Perfection, 2009. 204 p.

3. Bekhterev, V. M. About the experimental psychological and pedagogical research of students / V. M. Bekhterev. M. : Wright, 2019. 212 p. URL : https://urait.ru/ bcode/427822 (date of address: 02.03.2022).

4. Blonsky, P. P. Difficult schoolchildren / P. P. Blon-sky. 2nd ed., ispr. and add. M. : Worker of Education, 1930 (type. «Hooter»). 131 p.

5. Vygotsky, L. S. (1896-1934.). Vol. 4. Child psychology / ed., [with afterword, Pp. 386-403, and comment]

D. B. Elkonina: Collected works: In 6 volumes. M. : Pedagogy, 1984. 432 p.

6. Dozortseva, E. G. Abnormal personality development in adolescents and young men with delinquent and criminal behavior: specialty 19.00.04 «Medical psychology»: dis. ... dr. psychologist. sciences / Dozortseva Elena Georgievna. M., 2000. 457 p.

7. Zmanovskaya E. V. Modern Russian deviantol-ogy: history, methodology, social challenges and trends /

E. V. Zmanovskaya // Russian journal deviantology. 2021. No. 1(1). Pp. 12-23.

8. Shubin, L. M. Educational work with difficult students / L. M. Shubin. N. Novgorod : Nauka, 2012. 653 p.

9. Kleiberg, Yu. A. Deviant victimization of adolescent's personality in the process of socialization / Yu. A. Kleiberg // Herald of Tver state University: Pedagogy and psychology. 2019. No. 1 (46). Pp. 111-119.

10. Makarenko, A. S. Selected pedagogical works in 2 vols / ed. by I. A. Kairov. M. : Pedagogika, 1977. 395 p.

11. Mudrik, A. V. Introduction to social pedagogy. Ed. 2-e, pererab Moscow : Moscow psychological and social Institute, 2009. 568 p.

12. Mudrik, A. V Socialization of children : a tutorial / A. V. Mudrik. 3-e Izd., Rev. and to. M. : MPSI ; Voronezh : MODEK, 2010. 624 p.

13. Mudrik, A. V Socio-pedagogical victimology : monograph / A. V. Mudrik, M. G. Yakovlev. M. : MPGU, 2021. 396 p.

14. Myasishchev, V. N. Personality and neuroses / V N. Myasischev. L., 1960. 356 p.

15. Peczenik, A. M. Theoretical foundations of humanistically-oriented prevention of deviant behavior of minors : dis. ... dr. ped. sciences / A. M. Pechenik. Khabarovsk, 2000. 421 p.

16. Rubtsov, V. V. On interagency cooperation in the implementation of social and educational inclusion for socially vulnerable groups / V. V. Rubtsov // Psy-

chological science and education. 2016. T. 21. No. 1. Pp. 87-93.

17. Tagirov, G. S. Psycho-pedagogical correctional work with difficult teenagers / G. S. Tagirov. Moscow : Pedagogical society of Russia, 2003. 128 p.

18. Schneider, L. B. Psychology of deviant and addictive behavior of children and adolescents: proc. guide for SPO / L. B. Schneider. 2-e Izd., Rev. and additional M.: Yurayt, 2019. 219 p.

19. Rean, A. A. deformation of the personality in delinquent behavior / A. A. Rean // Bulletin of the Russian Academy of Sciences. 2018. Vol. 60. No. 1. Pp. 14-23.

Информация об авторах И. А. Калиниченко - кандидат педагогических наук;

Е. А. Никитская - кандидат педагогических наук, доцент, ORCID: 0000-0003-3187-6534.

Information about the authors

I. A. Kalinichenko - Candidate of Pedagogical Sciences;

E. A. Nikitskaya - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, ORCID: 0000-0003-3187-6534.

Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 09.03.2023; одобрена после рецензирования 15.05.2023; принята к публикации 25.05.2023.

The article was submitted 09.03.2023; approved after reviewing 15.05.2023; accepted for publication 25.05.2023.

Психология

В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СОТРУДНИКОВ

ОРГАНОВ

ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ

Психология в деятельности сотрудников органов внутренних дел :

учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Правоохранительная деятельность» / [В. Л. Цветков и др.] ; под ред. И. А. Калиниченко. М. : ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2020. 207 с.

ISBN 978-5-238-02889-7

Рассматриваются проблемы психологии профессиональной деятельности сотрудников полиции. Даются психологическая характеристика следственной деятельности, профессиографическое описание деятельности участкового уполномоченного полиции.

Анализируются психологические особенности предварительного расследования. Уделяется внимание криминальной психологии и особенностям судопроизводства по уголовным делам. Самостоятельная глава посвящена судебно-психологической экспертизе.

Для курсантов, адъюнктов, аспирантов вузов, а также всех тех, кто интересуется проблемами психологического обеспечения правоохранительной деятельности и юридической психологии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

89

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.