Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
223
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДРОСТКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СПЕЦИАЛИСТ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES / READINESS / PROFESSIONAL ACTIVITY / TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR / LEGAL PROFESSIONAL / CRIME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронов Д.Д.

Актуальность статьи определяется важностью выявления и учета психолого-педагогических особенностей работы специалистов юридического профиля с подростками девиантного поведения в связи с возрастающим количеством правонарушений среди молодежи, необходимостью социально-педагогической коррекции их поведения, потребностью в подготовке специалистов юридического профиля, способных к работе с подростками девиантного поведения. Цель статьи заключается в определении профессиональных компетенций специалистов юридического профиля, а также выявлении их личностно-профессиональных качеств, значимых для осуществления профессиональной деятельности. Выделены индивидуально-личностные особенности подростков с девиантным поведением, которые влияют на их поведение в социуме. Автором выявлено, что, несмотря на некоторые деструктивные особенности их поведения в социуме, нельзя утверждать наличие у них «духовного вакуума». Раскрыта сущность «готовности студентов юридических специальностей к работе с подростками девиантного поведения», заключающаяся в интегральном единстве профессиональных компетенций и наличии личностно-профессиональных качеств, значимых для осуществления профессиональной деятельности. Доказано, что наличие у сотрудников юридического профиля таких профессионально-значимых личностных качеств, как социальная ответственность, мобильность и рефлексивность призвано помочь им в осуществлении профессиональной деятельности. Статья предназначена для педагогов-практиков, психологов, всех, кто работает с данной категорией подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Миронов Д.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PECULIARITIES OF WORK OF LEGAL PROFESSIONALS WITH DEVIANT TEENAGERS

The relevance of the article is determined by the importance of identifying and taking into account the psychological and pedagogical peculiarities of the work of legal professionals with teenagers of deviant behavior in connection with the increasing number of offences among young people, the need for social and pedagogical correction of their behavior, the need to train qualified legal professionals able to work with teenagers of deviant behavior. The purpose of the article is to define professional competences of legal professionals, as well as to identify their personal and professional qualities, which are important for carrying out professional activities. Individual-personality features of teenagers with deviant behavior are identified, which influence their behavior in society. It is formulated by the author that despite some destructive features of their behavior in society, it cannot be said that they are characterized by a "spiritual vacuum." The essence of "readiness of students of legal specialties to work with teenagers of deviant behavior" is revealed, which consists of integral unity of professional competences and availability of personal and professional qualities, important for carrying out professional activity. It has been proven that the presence of professional and personal qualities such as social responsibility, mobility and reflexivity in the legal profession is intended to assist them in carrying out their professional activities. The article is intended for teachers-practitioners, psychologists, all who work with this category of teenagers.

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТОВ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ С ПОДРОСТКАМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

УДК 37.04

Психолого-педагогические особенности работы специалистов юридического профиля с подростками девиантного поведения

Psychological and pedagogical peculiarities of work of legal professionals with deviant teenagers

Миронов Д.Д., ФГБНУ «Институт педагогики, психологии и социальных проблем», dan100100@mail. ru

Mironov D., FSBSI "Institute of Pedagogy, Psychology and Social Problems ", dan100100@mail.ru DOI: 10.34772/KPJ.2020.140.3.026

Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, готовность, профессиональная деятельность, подростки девиантного поведения, специалист юридического профиля, правонарушение.

Keywords: psychological and pedagogical peculiarities, readiness, professional activity, teenagers with deviant behavior, legal professional, crime.

Аннотация. Актуальность статьи определяется важностью выявления и учета психолого-педагогических особенностей работы специалистов юридического профиля с подростками девиантного поведения в связи с возрастающим количеством правонарушений среди молодежи, необходимостью социально-педагогической коррекции их поведения, потребностью в подготовке специалистов юридического профиля, способных к работе с подростками девиантного поведения. Цель статьи заключается в определении профессиональных компетенций специалистов юридического профиля, а также выявлении их личностно-профессиональных качеств, значимых для осуществления профессиональной деятельности. Выделены индивидуально-личностные особенности подростков с девиантным поведением, которые влияют на их поведение в социуме. Автором выявлено, что, несмотря на некоторые деструктивные особенности их поведения в социуме, нельзя утверждать наличие у них «духовного вакуума». Раскрыта сущность «готовности студентов юридических специальностей к работе с подростками девиантного поведения», заключающаяся в интегральном единстве профессиональных компетенций и наличии личностно-профессиональных качеств, значимых для осуществления профессиональной деятельности. Доказано, что наличие у сотрудников юридического профиля таких профессионально-значимых личностных качеств, как социальная ответственность, мобильность и рефлексивность призвано помочь им в осуществлении профессиональной деятельности. Статья предназначена для педагогов-практиков, психологов, всех, кто работает с данной категорией подростков.

Abstract. The relevance of the article is determined by the importance of identifying and taking into account the psychological and pedagogical peculiarities of the work of legal professionals with teenagers of deviant behavior in connection with the increasing number of offences among young people, the need for social and pedagogical correction of their behavior, the need to train qualified legal professionals able to work with teenagers of deviant behavior. The purpose of the article is to define professional competences of legal professionals, as well as to identify their personal and professional qualities, which are important for carrying out professional activities. Individual-personality features of teenagers with deviant behavior are identified, which influence their behavior in society. It is formulated by the author that despite some destructive features of their behavior in society, it cannot be said that they are characterized by a "spiritual vacuum." The essence of "readiness of students of legal specialties to work with teenagers of deviant behavior" is revealed, which consists of integral unity of professional competences and availability of personal and professional qualities, important for carrying out professional activity. It has been proven that the presence of professional and personal qualities such as social responsibility, mobility and reflexivity in the legal profession is intended to assist them in carrying out their professional activities. The article is intended for teachers-practitioners, psychologists, all who work with this category of teenagers.

Введение. Подростковые (поведенческие) девиации, как правило, связаны с периодом социализации подростка, расширением его социальной сферы деятельности, что обусловливает поиск новых образцов, идеалов и мотиваций для успешного взаимодействия в системе «человек-человек». Социализация подростка - это целостный, многоаспектный и трудоемкий процесс, требующий от личности полной концентрации на поставленной цели, устойчивой мотивации для реализации творческих планов по взаимодействию, желания быть активным членом определенного социума. В контексте социализации подростка понимают процесс и результат его психологического и социального развития. К основным институтам социализации относят семью, образование, культуру и религию.

Согласно авторской позиции М.Ю. Кондратьева, в подростковом возрасте, «происходит качественная перестройка «видения» окружающей действительности развивающейся личностью, выражающаяся в частности в существенном преодолении жесткой дифференциации, по сути дела, противопоставления «мира людей» и «мира вещей», характеризующей картину мира ребенка» [5]. Положение о том, что социально-педагогический компонент - необходимое условие профессиональной подготовки специалистов юридического профиля, обосновывает в своем исследовании П.В. Чурсина [11].

Специалистам юридического профиля в процессе осуществления профессиональной деятельности следует учитывать психологические особенности личности и поведения несовершеннолетних правонарушителей, чтобы иметь возможность грамотно организовывать процесс взаимодействия, а также корректировать ситуации взаимодействия при общении с подростками девиантного поведения. К личностным особенностям подростков с девиантным поведением относятся следующие:

- большинство несовершеннолетних правонарушителей плохо осведомлены о событиях в общественно-политической жизни в России и за рубежом, что обусловливает отсутствие комплексного видения событий, происходящих в социальной сфере российского общества;

- чтению книг эти подростки обычно предпочитают просмотр кинофильмов и телепередач - в качестве эмоционально-облегченного занятия. Для них это является основным средством развлечения и досуга.

Фильмы, освещающие негативные стороны человеческих взаимоотношений,

воспринимаются трудными подростками эмоционально-одобрительно и некритически и способствуют формированию представлений о допустимости грубости, насилия, жестокости, пьянства и т.д. Это является одним из способов переноса противоправных ситуаций (ситуаций грубости и насилия) из постановочных, кинематографических ситуаций в реальную жизнь;

- все подростки с девиантным поведением акцентируют внимание на модной одежде. Каждый второй хотел бы иметь мотоцикл, каждый третий - «крутой» мобильник, каждый четвертый - двухместную палатку. Только незначительная часть опрошенных подростков заинтересовалась набором слесарных инструментов, что свидетельствует о том, что подростков с девиантным поведением привлекает легкость и доступность предлагаемых занятий. Виды деятельности, в которых требуется приложить определенные усилия, их не привлекают;

- они хорошо осведомлены о спортивных соревнованиях, марках мотоциклов, автомобилей, сигарет, спиртных напитков, а также именах и сферах деятельности звезд кино, эстрады и спорта;

- девиантных подростков, в целом, отличает повышенная социальная конфликтность, низкий самоконтроль, высокая активность, стремление к самоутверждению и самостоятельности, дисгармоничное развитие личности.

М.А. Галагузовой, Т.С. Дороховой, Н.В. Молчановой в учебнике «Социальная педагогика» выделены важные факторы, влияющие на формирование личности подростка девиантного поведения: группирование со сверстниками; эмансипация; чувство протеста; имитация [10].

Несмотря на то, что отдельные духовные ценности и интересы у них имеют деформированный или примитивный характер, а нравственные понятия, как положительные (великодушие, добросовестность, достоинство, скромность, смелость, сострадание, стыдливость, товарищество, требовательность, честность), так и отрицательные (наглость, подлость, развязность, тщеславие и эгоизм) у них размыты, на наш взгляд, неверно делать вывод, что для педагогически-запущенных ребят характерен своего рода «духовный вакуум». Действительно, у них несколько другие идеалы, мотивации и жизненные потребности, отличные от их сверстников; их модель поведения не является

социально-одобряемой, однако у них есть определенная система базовых понятий, распространенная в их кругах.

Так, товарищество они воспринимают как круговую поруку, достоинство ассоциируется с силой, смелость - с риском, требовательность трактуется как придирчивость, а сострадание -как признак слабости. При этом большинство респондентов не могут разъяснить такие понятия, как наглость, развязность и тщеславие, эгоизм же они оценивают достаточно высоко - как качество личности, без которого «в наше время жить нельзя».

Ввиду индивидуально-личностных,

психологических особенностей личности подростка с девиантным поведением, хулиганство, кражи, употребление спиртных напитков, азартные игры, курение и другие асоциальные виды деятельности широко распространены в микросреде педагогически-запущенных подростков еще и потому, что сопряжены с определенным риском, который является элементом «взрослой» жизни и мотивирует их на выбор иного жизненного сценария, иных социальных реалий и иных форм взаимодействия.

Согласно нашей авторской позиции, у подростков с девиантными формами поведения возникают и нехимические виды зависимости, которым подвергаются в последние годы подростки: компьютерная, мобильная

зависимость, лудомания и др. [7]. Особое значение для подростков имеет Интернет-зависимость, которую мы трактуем как кибердевиация. Интернет позволяет подросткам включаться в азартные игры такие, как троллинг, астротурфинг, кибербуллинг, которые в сочетании с другими факторами формируют агрессию подростков. Отсюда появился термин «кибердевиантность».

Методология исследования.

Методологическими основаниями нашего исследования являются системный подход, компетентностный подход, аксиологический подход и личностно-деятельностный подход.

В основе системного подхода (А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.В. Краевский, В.М. Полонский, А.И. Уемовый) находится понятие «системы», значимой характеристикой которой является ее интегральная целостность, выражающаяся в единстве и

взаимообусловленности всех компонентов системы. Показатель целостности системы -наличие единой цели для всех компонентов системы.

Компетентностный подход (И. А. Зимняя, Л.А. Беляева, Е.И. Артамонова, Е.В. Коротаева, Р.Х. Гильмеева, Н.В. Ипполитова) предполагает методологию, которая обеспечивает

модернизацию системы профессионального образования. В ФГОС СПО по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность представлены общие и профессиональные компетенции, которые формируются у студентов в процессе обучения в образовательной организации и необходимы для их личностно-профессионального развития.

Аксиологический подход (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаева, Е.Н. Шиянова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрик, В.Ш. Масленникова и др.), по мнению Л.К. Гребенкиной, является интегральной

характеристикой гуманизации высшего образования в России, основой для формирования гуманистической парадигмы образования, что обусловлено восприятием каждого, отдельно-взятого человека как уникальной личности, представляющей определенную ценность для социума.

Личностно-деятельностный подход (А.Г. Асмолов, И.А. Зимняя, В.Д. Шадриков) предполагает две составляющие: личность и деятельность. В психологии эти составляющие трактуются отдельно как личностный и деятельностный подходы. Личностно-деятельностный подход предполагает, что в центре профессионального обучения находятся студент и индивидуально-психологические свойства его личности, которые являются значимыми для осуществления будущей профессиональной деятельности. К ним относятся: поиск мотиваций, целей обучения, развитие личностно-профессиональных качеств для осуществления профессиональной деятельности.

В работах зарубежных авторов: I. Cotler, S. Bessell, D. Sharrock D.W. Becker, W.S. Madsen, C.H. Arnold [12;13] представлена авторская позиция по проблеме отношения к подросткам с девиантным поведением. Отмечено, что на современном этапе возрастает количество подростков, требующих социально-

педагогического воздействия в процессе специально организованной социально-педагогической работы с подростком в период его обучения.

В работах отечественных ученых: В.В. Аршиновой, В.Г. Бочаровой, М.А. Галагузовой, В.И. Загвязинского, Л.В. Мардахаева, А.В. Мудрика [1-4;6;8] отражены результаты социально-педагогических исследований по

работе с трудными подростками, определен спектр актуальных проблем, связанных с девиантностью и делинквентностью поведения подростков.

Результаты исследования. В ходе нашего исследования мы выделили 3 вида компетенций, значимых для осуществления профессиональной деятельности специалистов юридического профиля: превентивная компетенция,

правозащитная компетенция, социально-педагогическая компетенция.

Словосочетание «превентивная

компетенция» основывается на понятии «превенция» (лат. Praeventio - опережаю, предупреждаю), которое означает

предупреждение, предохранение,

предотвращение. В правоохранительной деятельности особое значение имеют способности специалиста принимать

превентивные меры, направленные на недопущение какого-либо неблагоприятного события, связанного с неадекватным (девиантным) поведением подростка. Специалисту юридического профиля следует принимать превентивные меры, чтобы исключить / снизить возникновение социально-опасных ситуаций, чтобы сделать пространство, в котором находится подросток с девиантным поведением более комфортным и безопасным для его социальной реализации.

Для правозащитной компетенции также выделим ее ценностный, содержательно-правовой и функционально-деятельностный аспекты. Реализация этих аспектов предполагает понимание студентом правозащитной деятельности по отношению к подросткам, принятие ценности прав и свобод личности. В связи с этим выпускнику юридических специальностей следует уметь выявлять случаи нарушения прав ребенка / подростка, уметь применять оперативные меры по защите и охране прав и свобод несовершеннолетнего, что будет способствовать формированию чувства защищенности и психологического комфорта у подростка с девиантным поведением.

Социально-педагогическая компетенция отражает особенности социализации личности подростка. Выпускнику юридической специальности следует знать причины девиации подростков; владеть знаниями, необходимыми для правового просвещения подростков; социально-педагогическими методами

воздействия на личность подростка в нестандартной ситуации; уметь использовать педагогические методы для работы с подростками девиантного поведения в социуме. В таблице 1 отражены ведущие характеристики превентивной, правозащитной и социально-педагогической компетенций, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Отличительные признаки превентивной, правозащитной и социально-педагогической компетенций

Компетенции Ценностный признак Содержательно-правовой признак Функционально-деятельностный признак

Превентивная компетенция Осмысление ценности права и отношений, основанных на правовом регулировании в современном социуме Понимание содержания правовых норм, благодаря которым обеспечивается правовое регулирование общественных отношений (как в определенных ситуациях общения, так и в повседневной жизни); знание способов достижения правопорядка и соблюдение правовых норм Умение применять знания о правовых нормах в ситуациях, требующих правого регулирования; умение анализировать ситуацию общения, прогнозировать поведение подростков в критических ситуациях, предупреждать девиантные акты и поступки у подростков

Правозащитная компетенция Понимание специалистом правозащитной деятельности по отношению к подросткам девиантного поведения. Принятие ценности прав детей Знания о правах детей, в том числе и подростков девиантного поведения, и способах их защиты Умения выявлять факты нарушения прав ребенка, (в том числе и подростка), способность осуществлять правоохранительные функции по защите прав ребенка

Социально- педагогическая компетенция Осознание значимости права и морали в контексте успешной социализации подростка, выявление причин возникновения поведенческих девиаций подростков Знания, необходимые для формирования «правовой культуры» личности подростка; знание основ педагогического воздействия на подростка в кризисных ситуациях общения, а также методов работы в случаях кризисных ситуаций общения между подростками Умения применять социально-педагогические методы в работе с подростками девиантного поведения в социуме

Наш практический опыт и изучение соответствующей литературы позволили выделить три ключевых качества, необходимых для специалиста по работе с девиантным подростком, а именно: социальную ответственность, мобильность и

рефлексивность.

Ответственность предполагает контроль специалиста юридического профиля по осуществлению профессиональной деятельности с позиции выполнения им установленных норм и правил. Социальность определяет качества личности человека как коммуникативно-ориентированной личности, стремящейся к взаимодействию в системе «человек-человек». Социальная ответственность - это уровень сформированности установок, знаний, умений и нравственных качеств, достаточных для ответственного выполнения профессиональных обязанностей.

В психологии мобильность человека рассматривается как его способность быстро реагировать на изменяющиеся условия, а также внутренне перестраивать, изменять свою психическую структуру: ценностные ориентации, мотивы, установки, отношения к ним. Под профессиональной мобильностью будущего юриста мы понимаем готовность студента юридического колледжа к нестандартной ситуации, его способность адаптироваться к новым условиям профессиональной

деятельности. Для формирования

профессиональной мобильности студента необходимы знания, которые отражены в профессиональных и разработанных нами превентивной, правозащитной и социально-педагогической компетенциях. Также

необходимо знакомить студентов с возможными проблемами и рисками, встречающимися в будущей профессиональной деятельности.

В словаре иностранных слов рефлексия определяется как размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. Еще одно определение из словаря В.М. Полонского: «рефлексия -способность человека осмысливать свой собственный опыт с целью перейти к новому пониманию, оценить и обосновать собственные убеждения и ценностные отношения» [9]. При всех различиях в подходах рефлексия

характеризуется как процесс познания самого себя, результатом которого является знание о себе, рефлексивность - это качество личности, характеризующееся направленностью на свой внутренний мир в различных его качествах и проявлениях.

Таким образом, мы ввели и дали определение понятию «готовность студентов юридических специальностей к работе с подростками девиантного поведения», которое представляет процесс и результат формирования у студентов превентивной, правозащитной и социально-педагогической компетенций и профессионально-личностных качеств - социальной ответственности, мобильности и

рефлексивности.

Заключение. В современных условиях актуальность исследования проблем девиации подростков и подготовки специалистов к социально-педагогической работе не вызывает сомнения, что обусловлено следующими факторами: рост числа подростков с девиантным поведением, возросшее количество

противоправных нарушений, осуществляемых подростками с девиантным поведением, потребность в формировании компетентных специалистов, способных работать с подростками девиантного поведения, необходимость осуществления грамотной и эффективной социально-педагогической коррекции при работе с подростками девиантного поведения.

В качестве методологических подходов для исследования подготовки студентов юридических специальностей к работе с подростками девиантного поведения нами выбраны и обоснованы системный, компетентностный, личностно-деятельностный и аксиологический подходы, которые позволяют целостно изучить и смоделировать систему профессиональной подготовки студентов юридических

специальностей к работе с подростками девиантного поведения.

Определив и обосновав ключевое понятие «готовность студентов юридических

специальностей к работе с подростками девиантного поведения», были выделены необходимые компетенции и профессионально-значимые личностные качества, необходимые специалистам юридического профиля для успешной работы с девиантными подростками.

Литература:

1. Аршинова В.В. Профилактика зависимого 2. Бочарова В.Г. Педагогика социальной работы

поведения. Системный подход / В.В. Аршинова. - М.: / В.Г. Бочарова. - М.: Аргус, 1994. - 150 с.

Феникс, 2014. - 414 с. 3. Галагузова М.А. Понятийные проблемы

диссертационных исследований по педагогике: монограф. сб. науч. тр. / М.А. Галагузова // Методология педагогики: понятийный аспект; отв. ред. Е.В. Ткаченко, М.А. Галагузова. - М.: ИЭТ, 2014. -Вып. 1. - С. 116-123.

4. Загвязинский В.И. Основы социальной педагогики / В.И. Загвязинский [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общество России, 2002. - 155 с.

5. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: учеб. пособие / М.Ю. Кондратьев. - М.: ПЕРСЭ, 2008. - 383 с.

6. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

7. Миронов Д.Д. Кибердевиация несовершеннолетних как вид отклоняющегося поведения / Д.Д. Миронов // Вестник социально-гуманитарного образования. - 2016. - № 3. - С. 35-39.

8. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. учр. высш. проф. Образования / А.В. Мудрик.

- 8-е изд., исправ. и доп. - М.: Академия, 2013. - 240 с.

9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике / В.М. Полонский. - М.: Высш. школа, 2004. - 512 с.

10. Социальная педагогика: учеб. / М.А. Галагузова, М.А. Беляева, Ю.Н. Галагузова и др.; под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: ИНФРА-М, 2016. -320 с.

11. Чурсина П.В. Социально-педагогический компонент профессиональной подготовки студентов юридического профиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Полина Валентиновна Чурсина. -Ставрополь, 2000. - 21 с.

12. Becker W.C., Madsen С.Н., Arnold C.R. The contingent use of teacher attention and praise in reducing classroom behavior problems // Journal of Special Education. - 1987. - Vol. 1. - Pp. 287-307.

13. Bessell S. Children, Human Rights and Social Policy: Is Citizenship the Way Forward? // Paper presented to Crawford School Seminar Series. - 2006.

References:

1. Arshinova V.V. Prevention of addictive behavior. Systematic approach / V.V. Arshinova. - M.: Phoenix, 2014. - 414 p.

2. Bocharova V.G. Pedagogy of social work / V.G. Bocharova. - M.: Argus, 1994. - 150 p.

3. Galaguzova M.A. Conceptual problems of dissertation research in pedagogy: monograph. Sat scientific tr / M.A. Galaguzova // Methodology of pedagogy: conceptual aspect; open ed. E.V. Tkachenko, M.A. Galaguzova. - M.: IET, 2014. - Issue. 1.- S. 116-123.

4. Zagvyazinsky V.I. Fundamentals of social pedagogy / V.I. Zagvyazinsky [et al.]; under the editorship of P.I. Fagot. - M.: Ped. Society of Russia, 2002. - 155 p.

5. Kondratiev M.Yu. Social psychology in education: textbook. allowance / M.Yu. Kondratyev. - M.: PERSE, 2008. - 383 p.

6. Mardahaev L.V. Social pedagogy. Full course: textbook / L.V. Mardahaev. - 5th ed., Revised. and add. -M.: Yurayt, 2011. - 797 p.

7. Mironov D.D. Cyberdeviation of minors as a type of deviant behavior / D.D. Mironov // Bulletin of social and humanitarian education. - 2016. - № 3. - S. 35-39.

8. Mudrik A.V. Social pedagogy: textbook. for stud. Inst. higher prof. Education / A.V. Mudrik. - 8th ed., Rev. and add. - M.: Academy, 2013. - 240 p.

9. Polonsky V.M. Dictionary on education and pedagogy / V.M. Polonsky. - M.: Higher. School, 2004. -512 p.

10. Social pedagogy: textbook. / M.A. Galaguzova, M.A. Belyaev, Yu.N. Galaguzova and others; under the general. ed. M.A. Galaguzova. - M.: INFRA-M, 2016. -320 p.

11. Chursina P.V. The socio-pedagogical component of the professional training of students of a legal profile: author. dis. ... cand. ped. Sciences: 13.00.08 / Polina Valentinovna Chursina. - Stavropol, 2000. - 21 p.

12. Becker W.C., Madsen C.H., Arnold C.R. The contingent use of teacher attention and praise in reducing classroom behavior problems // Journal of Special Education. - 1987. - Vol. 1. - Pp. 287-307.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Bessell S. Children, Human Rights and Social Policy: Is Citizenship the Way Forward? // Paper presented to Crawford School Seminar Series. - 2006.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.