Научная статья на тему 'ЭКСПЛИКАЦИЯ АСПЕКТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ'

ЭКСПЛИКАЦИЯ АСПЕКТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СПЕЦИАЛИСТЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПРОФИЛАКТИКА / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна

Современное общество характеризуется трансформацией социальной сферы под воздействием мощных виктимогенных факторов, оказавших влияние и на процесс социализации молодежи. Недостаточная изученность и практическая востребованность определяют актуальность статьи, целью которой является постановка проблемы изучения аспектов профессиональной деятельности специалистов социальной сферы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. На основе междисциплинарных характеристик девиантного поведения в статье актуализируется социально-педагогическая проблема систематизации профессиональной деятельности специалистов социальной сферы по профилактике девиаций несовершеннолетних. Описана авторская конструкция, состоящая из социального запроса, цели, результата, принципов, этапов и их содержания, профессиональной подготовки, связующим звеном которой выступает целенаправленное профессиональное межведомственное взаимодействие специалистов социальной сферы. Представленные в статье выводы по результатам исследования могут быть полезны социальным педагогам, социальным работникам, инспекторам по делам несовершеннолетних, а также иным субъектам профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитская Екатерина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPLANATION OF ASPECTS OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL SECTOR SPECIALISTS IN JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION

Modern society is characterized by a transformation of the social sphere under the influence of powerful victimogenic factors, which also influenced the process of socialization of youth. Insufficient study and practical relevance determine the relevance of the article, which aims at raising the problem of studying the aspects of professional activities of social sphere specialists to prevent juvenile deviant behavior. Based on the interdisciplinary characteristics of deviant behavior, the article actualizes the socio-pedagogical problem of systematization of the professional activities of social specialists in the prevention of juvenile delinquency. The author’s construction, consisting of a social request, purpose, result, principles, stages and their contents, professional training, the connecting link of which is the purposeful professional interdepartmental interaction of specialists of the social sphere, is described. The conclusions presented in the article can be useful for social teachers, social workers, juvenile inspectors, as well as other subjects of prevention of deviant behavior of minors.

Текст научной работы на тему «ЭКСПЛИКАЦИЯ АСПЕКТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 378 ББК 74.48

DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-155-161

ЭКСПЛИКАЦИЯ АСПЕКТОВ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАЦИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ1

Е. А. Никитская

Аннотация. Современное общество характеризуется трансформацией социальной сферы под воздействием мощных виктимогенных факторов, оказавших влияние и на процесс социализации молодежи. Недостаточная изученность и практическая востребованность определяют актуальность статьи, целью которой является постановка проблемы изучения аспектов профессиональной деятельности специалистов социальной сферы по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних. На основе междисциплинарных характеристик девиантного поведения в статье актуализируется социально-педагогическая проблема систематизации профессиональной деятельности специалистов социальной сферы по профилактике девиаций несовершеннолетних. Описана авторская конструкция, состоящая из социального запроса, цели, результата, принципов, этапов и их содержания, профессиональной подготовки, связующим звеном которой выступает целенаправленное профессиональное межведомственное взаимодействие специалистов социальной сферы. Представленные в статье выводы по результатам исследования могут быть полезны социальным педагогам, социальным работникам, инспекторам по делам несовершеннолетних, а также иным субъектам профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних.

Ключевые слова: социальная сфера, специалисты социальной сферы, межведомственное взаимодействие, принципы профессиональной деятельности, профессиональная подготовка, девиантное поведение, профилактика, несовершеннолетние.

Для цитирования: Никитская Е. А. Экспликация аспектов содержания профессиональной деятельности специалистов социальной сферы в профилактике девиаций несовершеннолетних // Наука и школа. 2023. № 1. С. 155-161. DOI: 10.31862/1819-463Х-2023-1-155-161.

1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РФФИ научного проекта № 20-013-00247.

© Никитская Е. А., 2023

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

EXPLANATION OF ASPECTS OF THE CONTENT OF PROFESSIONAL ACTIVITIES OF SOCIAL SECTOR SPECIALISTS IN JUVENILE DELINQUENCY PREVENTION

E. A. Nikitskaya

Abstract. Modern society is characterized by a transformation of the social sphere under the influence of powerful victimogenic factors, which also influenced the process of socialization of youth. Insufficient study and practical relevance determine the relevance of the article, which aims at raising the problem of studying the aspects of professional activities of social sphere specialists to prevent juvenile deviant behavior. Based on the interdisciplinary characteristics of deviant behavior, the article actualizes the socio-pedagogical problem of systematization of the professional activities of social specialists in the prevention of juvenile delinquency. The author's construction, consisting of a social request, purpose, result, principles, stages and their contents, professional training, the connecting link of which is the purposeful professional interdepartmental interaction of specialists of the social sphere, is described. The conclusions presented in the article can be useful for social teachers, social workers, juvenile inspectors, as well as other subjects of prevention of deviant behavior of minors.

Keywords: social sphere, social sector specialist, interdepartmental interaction, principles of professional activity, professional training, deviant behavior, prevention, minors.

Cite as: Nikitskaya E. A. Explanation of aspects of the content of professional activities of social sector specialists in juvenile delinquency prevention. Nauka i shkola. 2023, No. 1, pp. 155-161. DOI: 10.31862/1819-463X-2023-1-155-161.

На протяжении последних лет интерес исследователей в области педагогики, психологии, криминологии, медицины, социологии, юриспруденции к проблеме девиантного поведения неуклонно растет. Несмотря на рост внимания представителей разных областей научного знания к данной проблеме, приходится констатировать, что существует определенный дефицит действенных социально-педагогических и психологических подходов к системной реализации мер по профилактике деви-антного поведения несовершеннолетних [1]. Поиск подходов значительно затруднен в особенности в теоретико-методологическом плане, так как среди ученых и практиков нет единого понимания феномена «девиантного поведения». Однако в междисциплинарном дискурсе

отклоняющееся поведение определяется как поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам и проявляется в форме девиантного и (или) делинквентного поведения [2].

Следует подчеркнуть также, что деви-антное поведение обладает такими признаками и характеристиками, которые признаются исследователями и практиками в различных научных областях:

1. В силу неоднозначности и несовершенства законов в разные исторические эпохи и в разных государствах перечень действий, деяний, признаваемых государством преступными, достаточно сильно отличается, и соответственно девиантное поведение имеет наиболее неопределенный вид среди различных форм отклоняющегося поведения.

2. Девиантное поведение регулируется законами, нормативными актами, то есть правовыми нормами общества.

3. Девиантное поведение угрожает благополучию других людей и социальному порядку в обществе, соответственно признается опасной формой отклоняющегося поведения, осуждается и наказывается в обществе.

4. В основе формирования девиантно-го поведения лежит конфликт между личностью и обществом, вследствие нарушения баланса между обособлением и приспособлением в условиях конкретного общества.

5. Непрофессиональные действия или бездействие субъектов профилактики могут стать отправной точкой перехода несовершеннолетнего от «девианта» к преступнику.

Проблемы социальной сферы различной этимологии способствуют обострению личностной деградации членов общества, разрушая в неокрепших личностях молодежи представления о нормах и ценностях, провоцируя тем самым рост несовершеннолетних, склонных к девиантному поведению [3]. Существенный вклад в профилактику девиантного поведения несовершеннолетних вносят субъекты профилактики различных отраслей гуманитарного знания - специалисты социальной сферы.

Теоретическое и опытно-экспериментальное исследование проблематики социально-педагогического обеспечения реализации профилактики девиантного поведения несовершеннолетних специалистами социальной сферы могут быть представлены в виде структурных элементов межведомственного профессионального взаимодействия специалистов.

Конструирование процесса профилактики получает свое начало, исходя из социального запроса, формируемого на основе текущей социально-культурной и социально-экономической ситуации в обществе. Основными структурными элементами выступают: цель -

профилактика девиантного поведения и ресоциализация личности; результат, который определяется как сформированная просоциальная субъектная позиция несовершеннолетнего. Также стратегически значимым в контексте изучения современных форм девиантного поведения несовершеннолетних и эффективной профилактической работе с проявлениями девиаций является опора на базовые принципы деятельности субъектов профилактической работы с несовершеннолетними девиантного поведения.

К таковым следует относить следующие межведомственные принципы:

• принцип законности, определяющий, что деятельность субъектов межведомственного взаимодействия друг с другом и с несовершеннолетними осуществляется в строгом соответствии с законодательством РФ и основывается на соблюдении прав, свобод и законных интересов несовершеннолетнего;

• принцип системности и комплексности в деятельности специалистов, включенных в процесс профессионального взаимодействия, основывающийся на многостороннем анализе актуальной социальной и индивидуальной ситуации развития личности несовершеннолетнего, и осознании интегрирующей цели систематически проводимых мероприятий, каждое из которых не противоречит друг другу по целеполаганию.

• принцип интенсивности и вариативности действий, суть которого сводится к необходимости контроля за объемом реализации функций каждого из субъектов профессиональной работы с несовершеннолетними в ходе профилактических, воспитательных, коррек-ционных и иных мероприятий, а также использования количественного разнообразия данных субъектов в зависимости от меры и характера проявлений девиаций несовершеннолетнего.

• принцип реагирования, согласно которому направленность и оперативность

действий субъектов профилактической и иной работы с несовершеннолетними девиантного поведения определяется его потребностями и интересами (психолого-педагогическими, социальными, социально-культурными, духовными и др.), а также необходимостью стимулирования просоциального стиля поведения несовершеннолетнего;

• принцип гуманистического характера деятельности, согласно которому в центре внимания специалистов при создании ими условий позитивной социализации (ресоциализации) детей и подростков находится понимание значимости личности несовершеннолетнего как высшей ценности, смысла существования и развития общества.

Не вызывает сомнения, что для достижения результата в структуру профилактической деятельности включен блок - содержание работы, который состоит из четырех основных этапов.

I. Этап определения проблемы и ресурсов. Ключевыми задачами данного этапа является получение информации о несовершеннолетнем, его семьи, социальных контактах; установление первичного контакта между субъектами профилактического воздействия; выяснение мотивации несовершеннолетнего и его семьи на социально-педагогическую и психолого-педагогическую работу по нивелированию девиантного поведения; изучение ресурсов и потенциала личности несовершеннолетнего и социального окружения.

С целью формирования и развития первичных личностных просоциальных ресурсов несовершеннолетних могут выступать следующие формы работы специалистов социальной сферы: изучение семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего; консультации и профилактические беседы с родителями, законными представителями, педагогами; психологическая и социально-педагогическая диагностика с последующим заключением и характеристикой;

постановка на различные виды профилактических учетов.

II. Мотивационный этап. Ключевыми задачами данного этапа являются развитие мотивации на социально-педагогическую и психологическую работу, развитие просоциальной субъектной позиции несовершеннолетнего через расширение субъектов воспитательно-профилактического воздействия (относительно первого этапа) и разнообразие применения социализирующих форм профессиональной деятельности: интерактивные профилактические занятия, психотерапевтические сессии, разнообразие досуга, волонтерская и/или трудовая деятельность (в зависимости от возраста), тренинги. На данном этапе особую значимость приобретает установление четких границ - «что такое хорошо, и что такое плохо», укоренение включенности и личной ответственности несовершеннолетнего за свое самоизменение. Особым рискогенным фактором этого этапа является рецидив совершения правонарушения (преступления). Рецидив может быть связан как с недостаточно полной диагностикой, так и с тем, что были подобраны не вполне адекватные методы социально-педагогического, воспитательного, профилактического воздействия. Соответственно работа специалистов социальной сферы вновь начинается с определения проблемы, способов ее решения и мотивации с подключением иных субъектов.

III. Реализация мер профилактического, воспитательного, социализирующего воздействия. Данный этап обладает максимальным разнообразием форм и методов профилактической работы. Основной задачей здесь является формирование просоциальной субъектной позиции с постепенным ценностно-ориентированным вхождением в общество. В этот период субъекты профилактики помогают несовершеннолетнему контролировать проблемное поведение,

через обучение саморегуляции и самоконтролю; формировать или восстанавливать навыки социального поведения, через рефлексивно-деятельностный анализ поведения; установление просоци-альных отношений с социумом посредством сформированным умениям и навыкам общения и др. [4]. На данном этапе также возможны рецидивы, которые нивелируются углубленной диагностикой, подключением новых субъектов профилактики, коррекцией и модификацией применяемых методик профилактики.

IV. Контрольно-сопроводительный этап. Данный период является наиболее сложным в реализации, так как в законах нашей страны не закреплено строгих регламентов по работе с несовершеннолетними, к которым были применены принудительные меры воспитательного воздействия и срок применения этих мер завершен. Если обратить внимание на субъектов социальной сферы на четвертом этапе, то основные задачи здесь решают скорее не государственные структуры, а добровольческие, волонтерские, религиозные и иные организации. Вместе с тем данный этап имеет очень важное значение для дальнейшей ресоциализации несовершеннолетнего и профилактики криминального поведения и поэтому он должен совершенствоваться наполняться творчеством и про-социальной деятельностью [5]. Считаем, что, если даже на 3 этапе работы молодому человеку исполняется 18 лет работа с ним должна продолжаться как минимум до момента его трудоустройства или поступления в образовательное учреждение. Также считаем очень существенным моментом является привлечение молодых людей в качестве волонтеров и добровольцев для работы с несовершеннолетними, находящимися на других этапах социально-педагогической работы и испытывающих сложности в ресоциализации.

Следующим элементом модели мы можем считать профессиональную

подготовку, переподготовку и повышения квалификации для субъектов, которые работают с несовершеннолетними девиантного поведения. Данный элемент следует разделять для гражданских и ведомственных специалистов с одной стороны, а с другой они должны иметь общие элементы подготовки для дальнейшей межведомственной работы [6].

В условиях дополнительного образования и профессиональной подготовки кадров для работы с несовершеннолетними с девиантным поведением в рамках ведомственного и гражданского векторов образовательный процесс должен и компенсировать проблемы предыдущей подготовки и развивать самостоятельность, аналитические способности, инициативность, творческий потенциал личности.

Подготовка специалистов социальной сферы к работе с несовершеннолетними с девиантным поведением представляет собой процесс, результатом которого является сформированность профессиональных качеств и определенная духовно-нравственная направленность личности специалиста. Особую значимость профессионально-личностного становления специалистов социальной сферы можно представить двупланово:

• реальное профессиональное общение и взаимодействие с теми субъектами, с которыми осуществляется первичное профессиональное сотрудничество, в том числе с несовершеннолетними лицами группы «норма», а также несовершеннолетними девиантного и делинквентного поведения;

• саморазвитие, самовоспитание обучающихся, формирование гуманистических смысложизненных ориентаций.

Таким образом эффективное межведомственное взаимодействие специалистов социальной сферы по вопросам профилактики девиантного поведения возможно в том числе и прежде всего при условии наличия общей профессиональной плоскости - гуманистической

практико-ориентированной парадигмы, сформированной в процессе профессиональной социализации на этапе обучения в высшей школе. Межведомственное

взаимодействие является системообразующим элементом модели профилактики и охватывает всю социально-педагогическую работу с несовершеннолетними.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мудрик А. В., Патутина Н. А. Детерминанты позитивных и негативных потенций, составляющих процесса социализации // Сибирский педагогический журнал. 2019. № 3. С. 7-20. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.1903.01. EDN AANGMK.

2. Русаков В. К., Ананьин О. Ю., Простакишина Ю. А. Опыт формирования системы предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних в Отечественной педагогике // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7, № 4 (25). С. 287-291. EDN YTHOSD.

3. Ульянова И. В., Чуманов Ю. В. Проблема социальной нормы в педагогике постиндустриального общества // Инновации в образовании. 2021. № 5. С. 25-33. EDN HKCQQP.

4. Евсеева И. Г., Тихомиров С. Н. Социально-педагогические стратегии, модели и методы профилактики девиантного поведения подростков // Башкатовские чтения «Психология притеснения и деструктивного поведения в детско-подростковой среде»: материалы XIX Всерос. науч.-практ. конф. посвящ. памяти д-ра пед. наук, проф., Заслуж. деятеля науки РФ Ивана Павловича Башкатова, Коломна, 20-21 марта 2019 г. / под общ. ред. М. Н. Филиппова. Коломна: ГЩУ ВО МО «Государственный социально-гуманитарный ун-т», 2019. С. 133-139. EDN FSYTIK.

5. Тихомиров С. Н. Межведомственное взаимодействие и социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетних, привлеченных к административной и уголовной ответственности // Профилактика девиантного поведения детей и молодёжи: региональные модели и технологии: сб. ст. по материалам Междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Гуманитарно-педагогической академии, Ялта, 08-10 октября 2019 г. / под ред. В. В. Коврова. Ялта: Изд-во Тип. «Ариал», 2019. С. 350-355. EDN PYPVVY.

6. Душкин А. С., Гейжан Н. Ф., Душкина Е. В. Профилактика асоциального поведения несовершеннолетних в процессе взаимодействия социального педагога и сотрудников органов внутренних дел // Вопросы педагогики. 2021. № 2-1. С. 46-49. EDN REESEB.

REFERENCES

1. Mudrik A. V., Patutina N. A. Determinanty pozitivnykh i negativnykh potentsiy, sostavlyayushchikh protsessa sotsializatsii. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal. 2019, No. 3, pp. 7-20. DOI: https://doi. org/10.15293/1813-4718.1903.01. EDN AANGMK.

2. Rusakov V. K., Ananyin O. Yu., Prostakishina Yu. A. Opyt formirovaniya sistemy preduprezhdeniya pravonarusheniy sredi nesovershennoletnikh v Otechestvennoy pedagogike. Baltiyskiy gumanitarnyy zhurnal. 2018, Vol. 7, No. 4 (25), pp. 287-291. EDN YTHOSD.

3. Ulyanova I. V., Chumanov Yu. V. Problema sotsialnoy normy v pedagogike postindustrialnogo obshchestva. Innovatsii v obrazovanii. 2021, No. 5, pp. 25-33. EDN HKCQQP.

4. Evseeva I. G., Tikhomirov S. N. Sotsialno-pedagogicheskie strategii, modeli i metody profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov. In: Bashkatovskie chteniya "Psikhologiya pritesneniya i destruktivnogo povedeniya v detsko-podrostkovoy srede". Proceedings of the XIX All-Russian scientific-practical conference, 20-21 Mar. 2019. Ed. M. N. Filippov. Kolomna: GShchU VO MO "Gosudarstvennyy sotsialno-gumanitarnyy un-t", 2019. Pp. 133-139. EDN FSYTIK.

5. Tikhomirov S. N. Mezhvedomstvennoe vzaimodeystvie i sotsialno-pedagogicheskoe soprovozhdenie nesovershennoletnikh, privlechennykh k administrativnoy i ugolovnoy otvetstvennosti. In: Profilaktika deviantnogo povedeniya detey i molodezhi: regionalnye modeli i tekhnologii.

Proceedings of International scientific-practical conference, Yalta, 08-10 Oct. 2019. Ed. V. V. Kovrov. Yalta: Izd-vo Tip. "Arial", 2019. Pp. 350-355. EDN PYPVVY. 6. Dushkin A. S., Geyzhan N. F., Dushkina E. V. Profilaktika asotsialnogo povedeniya nesovershennoletnikh v protsesse vzaimodeystviya sotsialnogo pedagoga i sotrudnikov organov vnutrennikh del. Voprosy pedagogiki. 2021, No. 2-1, pp. 46-49. EDN REESEB.

Никитская Екатерина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики учебно-научного комплекса психологии служебной деятельности, Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя e-mail: katamax@yandex.ru

Nikitskaya Ekaterina A., PhD in Education, Associate Professor, Assistant Professor, Pedagogy Department, Educational and Scientific Complex of Psychology of Service Activities, Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

e-mail: katamax@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.06.2022 The article was received on 29.06.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.