DOI 10.37523/SUI.2020.40.4.017 УДК 159.9
Тарасова Светлана Александровна
кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры пенитенциарной психологии и педагогики,
Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: [email protected]
Svetlana A. Tarasova
Candidate of Phycology, Associate Professor, Assistant Professor of the Department of penitentiary psychology and pedagogy,
Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: svetliks68@mail.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕВИАНТОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКА УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
Аннотация. В статье обоснована необходимость формирования девиантологической компетентности сотрудника уголовно-исполнительной системы как важной составляющей его профессионализма. Отмечается, что низкий уровень компетентности сотрудников в вопросах работы с девиантными проявлениями осужденных является причиной возникновения конфликтных ситуаций, протестных настроений. Рассматривается понятие нормы относительно поведения осужденных. Раскрывается понятие юридической нормы, описываются ее нарушения в виде преступлений и дисциплинарных проступков. Девиантное поведение осужденных определяется как устойчивое деструктивное и/или аутодеструктивное поведение, нарушающее социальные нормы, угрожающее стабильности работы пенитенциарного учреждения, безопасности находящихся в нем осужденных и персонала, а также жизни и здоровью самих нарушителей. Рассматривается классификация видов девиантного поведения осужденных: делинквентное, агрессивное, зависимое и суицидальное. Девиантологическая компетентность сотрудника пенитенциарного учреждения определяется как готовность решать профессиональные задачи, связанные с девиантными проявлениями осужденных, строго в соответствии с юридическими предписаниями, осуществляя при этом эффективную коммуникацию. Обозначены правовой и психологический аспекты девиантологической компетентности. Раскрывается структура девиантологической компетентности как единства мотивационно-ценностного, когнитивного и действенно-практического компонентов. Автор считает принципы гуманизма и справедливости основой работы с девиантной личностью осужденного. Подчеркивается приоритет ведения конструктивного диалога с осужденным перед силовыми методами решения проблем.
Ключевые слова: девиантологическая компетентность, девиантное поведение, осужденные, уголовно-исполнительная система, профессиональная деятельность, сотрудники УИС, социальная норма.
STRUCTURE AND CONTENT OF DEVIANTOLOGICAL COMPETENCE OF EMPLOYEES OF THE PENITENTIARY SYSTEM
Summary. The article substantiates the need for the formation of deviantological competence of employees of the Penitentiary System. Deviantological competence is considered as an important component of professionalism. It is noted that the low level of competence of employees in the fight against deviant manifestations of convicts is the cause of conflict situations and protest moods. The concept of the norm regarding the behavior of convicts is considered. The concept of a legal norm is revealed, its violations in the form of crimes and disciplinary offenses are described. Deviant behavior of convicts is defined as persistent destructive and / or auto-destructive behavior that violates social norms, threatens the stability of the penitentiary institution, the safety of the convicts and staff in it, as well as the life and health of the violators themselves. The classification of types of deviant behavior of convicts is considered: delinquent, aggressive, dependent and suicidal. The deviantological competence of a penitentiary employee is defined as the readiness to solve professional tasks related to deviant manifestations of convicts, strictly in accordance with legal requirements, while carrying out effective communication. The legal and psychological aspects of deviantological competence are outlined. The structure of deviantological competence is a unity of motivational-value, cognitive and effective-practical components. The author believes that the principles of humanism and justice are the basis for working with the deviant personality of the convicted person. It is emphasized that conducting a constructive dialogue with the convicted person is a priority over using force to solve problems.
Keywords: deviantological competence, deviant behavior, convicts, the Penal System, professional activity, employees of the Penal System, social norm.
© 2020 Тарасова С. A.
Ключевыми направлениями развития уголовно-исполнительной системы в настоящий момент являются гуманизация исполнения наказания, усиление социальной педагогической и психологической работы с осужденными с целью их исправления и ресоциализции, предупреждения рецидива преступлений. Указанные цели определяют актуальные требования к уровню профессиональной подготовки специалистов ФСИН России, среди которых важнейшее - желание и умение работать с людьми, преступившими закон. Речь идет о компетентности, обеспечивающей готовность решать сложные профессиональные задачи. В данной статье предпринята попытка расширить понятие «профессиональная компетентность сотрудника УИС», дополнив его важной девиа-нтологической составляющей. Целью нашей работы является описание структуры и содержания данного понятия, а также обоснование необходимости формирования девиантологической компетентности в рамках вузовской подготовки.
Осужденные, то есть люди, подвергнутые мерам уголовного наказания, уже сами по себе являются девиантными личностями, в той мере, в какой они являются преступниками. Однако в данной статье речь пойдет о поведенческих девиациях, которые проявляют осужденные непосредственно в процессе отбытия наказания в условиях пенитенциарного учреждения. К ним относятся отказ выполнять режимные требования, сопротивление сотрудникам, доставка и использование запрещенных предметов, азартные игры, употребление наркотиков, алкоголя, преступные действия, суицидальные проявления, в том числе имеющие демонстративно-шантажный характер, и др.
При столкновении с подобными отклонениями в поведении осужденных сотрудникам часто приходится применять силовые методы решения проблемы, так как только они действенны во многих экстремальных ситуациях. Примером могут служить групповые неповиновения осужденных, переходящие в массовые беспорядки, сопровождающиеся поджогами зданий, нападением на сотрудников, захватом людей в заложники. В то же время большинство повседневных ситуаций, связанных с девиациями осужденных, не требуют силового подхода, а нуждаются в мирных способах разрешения конфликта.
Проблема заключается в том, что сотрудники при встрече с фактами отклонений в поведении осужденных часто действуют негуманными способами, демонстрируют грубость, агрессию, необоснованно применяют физическую силу и специальные средства. Это происходит потому, что в ситуации сопротивления, противодействия со стороны осужденного сотрудник теряет самообладание и самоконтроль, начинает действовать инстинктивно, защищаясь или нападая. Низкий уровень компетентности в вопросах работы с девиантными проявлениями осужденных часто является причиной возникновения конфликтных ситуаций, недовольства осужденных, протестных настроений и негативного мнения общественности о работе сотрудников уголовно-исполнительной системы. Непрофессиональные действия сотрудника в острой конфликтной ситуации общения с осужденным-девиантом опасны, так как могут спровоцировать осужденного на насилие, угрожающее здоровью и жизни сотрудника.
В ситуации взаимодействия с осужденным-девиантом от сотрудника требуются профессиональные действия с точки зрения закона, грамотное применение положений соответствующих нормативно-правовых актов. Однако не менее важным является психологический аспект этой работы, заключающийся в умении оказывать психологическое влияние на осужденного-нарушителя, конструктивно взаимодействовать с ним. А для этого необходимо понимание сущности пенитенциарных девиаций, знание причин их возникновения, методов профилактики и умение эффективно воздействовать на девиантную личность. Следовательно, важной задачей подготовки будущих сотрудников уголовно-исполнительной системы является формирование профессионально-психологической компетентности в вопросах работы с девиантной личностью. Отметим, что в настоящее время в процессе вузовского обучения при подготовке сотрудников к работе с осужденными с отклонениями в поведении делается акцент на юридических аспектах и недостаточно внимания уделяется психологической составляющей.
Вопросы формирования готовности к будущей профессиональной деятельности курсантов вузов ФСИН России раскрываются в работах В. Б. Дворцова, С. В. Маришина, К. А. Кунаш, О. С. Бороздиной, А. Г. Малышевой, А. В. Сорокина, А. Н. Баламута, Р. В. Пузыревского и др. Различные аспекты профессиональной компетентности сотрудников ФСИН России рассматривались И. И. Купцовым и Г. С. Карповой, М. В. Лебедевым, Т. В. Никитиной, Э. В. Зауторовой,
A. Н. Ломакиной, Л. С. Качкиной, А. Н. Сапожниковым, М. А. Ерофеевой, Е. А. Турутиной,
B. Г. Игошиным и др. Однако вопросы профессиональной компетентности сотрудников УИС в аспекте работы с девиантными проявлениями осужденных остаются вне поля зрения ученых, но в силу их высокой практической значимости должны быть изучены. Девиантологическая составляющая
профессионализма сотрудника УИС нуждается в научном осмыслении, что позволит в дальнейшем разработать педагогические подходы к ее формированию.
Как известно, девиантология - наука об отклоняющемся поведении - междисциплинарная область научного знания. Отклоняющееся поведение является предметом изучения психологии, педагогики, юриспруденции, медицины, философии и социологии. В отечественной психологии наиболее известны труды Е. В. Змановской, Д. В. Менделевича, Ю. А. Клейберга, Ц. П. Короленко, Т. А. Донских, С. А. Беличевой и др. Согласно представлениям Е. В. Змановской, девиантное поведение характеризуется устойчивым отклонением от наиболее важных социальных норм, наносит ущерб обществу или самой личности и сопровождается ее дезадаптацией [1]. Д. В. Мен-делевич определяет девиантное поведение как систему поступков или один поступок, противоречащий принятым в обществе нормам [2]. По мнению Ю. А. Клейберга, девиантное поведение - это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации личностью ценностного отношения к ним [3]. Авторы сходятся во мнении, что девиантное поведение связано с нарушением или стремлением субъекта изменить социальную норму.
Чтобы раскрыть содержание понятия «девиантное поведение осужденных», необходимо обратиться к понятию «норма». Какое поведение осужденного будет считаться нормальным? С точки зрения юриспруденции в отношении лиц, подвергнутым уголовному наказанию, решающее значение имеют правовые нормы, оформленные в виде свода правил и предполагающие наказание за их нарушение. Как известно, поведение осужденного регламентируется правовыми нормами, закрепленными в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (далее - УИК РФ) и находящими конкретное выражение в Правилах внутреннего распорядка ИУ. Нормы касаются всех сторон жизни осужденного в местах лишения свободы: режима дня, правил проведения телефонных разговоров, свиданий, приема посылок, хранения предметов и личных вещей, организации выхода на работу, общения с администрацией и т. д. Грубые отклонения в поведении от принятых правил считаются нарушением правовой нормы и, следовательно, поведенческой девиацией.
Юридическая классификация предполагает выделение двух видов нарушения юридической нормы лицами, содержащимися под стражей: преступления и дисциплинарные проступки. К преступлениям, совершаемым осужденными, относятся умышленное причинение вреда здоровью, побои, истязание, изнасилование, убийства, побеги, массовые беспорядки и др. Дисциплинарный проступок в отличие от преступления имеет меньшую степень общественной опасности. Среди дисциплинарных проступков особую опасность имеют злостные нарушения установленного порядка. Основными признаками, характеризующими злостных нарушителей, являются множественность допущенных нарушений либо совершение проступка в грубой и дерзкой форме, влекущее за собой значительные негативные последствия. Согласно ст. 116 УИК РФ злостными нарушениями установленного порядка отбывания наказания являются употребление спиртных напитков, наркотических или психотропных веществ; мелкое хулиганство; угроза неповиновения представителям администрации с отсутствием признаков преступления; изготовление, хранение или передача запрещенных предметов; уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии; организация забастовок или иных групповых неповиновений, равно как и активное участие в них; мужеложство, лесбиянство; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных правонарушений, активное участие в них; отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин. За преступления, совершенные в местах лишения свободы, предусмотрена уголовная ответственность, а за дисциплинарные проступки - дисциплинарная ответственность.
Заметим, что юридический подход к описанию девиантного поведения осужденных ограничен понятием юридическая норма, в то время как комплексный подход к анализу поведенческих девиаций осужденных требует широкого понимания понятия социальная норма и включения в него нравственных, медицинских и психологических аспектов. Например, суицидальные попытки осужденных представляют собой поведенческие акты, свидетельствующие о психологическом неблагополучии личности и/или о проблемах, находящихся в ведении психиатрии.
Рассматривая виды девиантного поведения, следует обратить внимание на отсутствие единства в представлениях ученых. Так, согласно классификации Е. В. Змановской к основным видам отклоняющегося поведения относятся агрессивное, делинквентное, аддиктивное и суицидальное поведение [1]. В типологию В. Д. Менделевича, основную роль в которой играет медицинский критерий нормы, включены аддиктивное, делинквентое, патохарактерологическое, психопатологическое и девиантное поведение на базе гиперспособностей [2]. Рассматривая девиантное поведение
прежде всего как разрушительное поведение, Ю. А. Клейберг предлагает выделять внешнедеструк-тивное (антисоциальное) поведение, противоречащее нравственным и правовым нормам, нарушая и разрушая их, поведение, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей (преступность, алкоголизм, наркомания, проституция); косвенно деструктивное (асоциальное поведение), нарушающее и разрушающее морально-нравственные нормы и межличностные связи и отношения (агрессия, конфликты и т. д.); аутодеструктивное (диссоциапьное) поведение, нарушающее и разрушающее медицинские и психологические нормы (суицид, аддикции) [3].
Опираясь на представления указанных авторов, а также учитывая юридический подход к анализу поведенческих нарушений осужденных, мы предлагаем следующие определение и классификацию. Девиантное поведение осужденных - это устойчивое деструктивное и/или аутодеструктивное поведение лиц, находящихся в местах лишения свободы, нарушающее социальные нормы, угрожающее стабильности работы пенитенциарного учреждения, безопасности находящихся в нем осужденных и персонала, а также жизни и здоровью самих нарушителей.
Рис. 1. Классификация видов девиантного поведения осужденных
Профилактика девиаций и эффективность профессиональных действий сотрудников пенитенциарных учреждений при встрече с девиантными проявлениями осужденных зависит от их де-виантологической компетентности. Термин «девиантологическая компетентность» впервые появляется в работах Ю. А. Клейберга [4] и А. В. Вышинской [5] и рассматривается в контексте профессиональной деятельности учителя, как необходимая составляющая его профессионализма. Так, А. В. Вышинская считает, что это понятие включает систему знаний об отклоняющемся поведении, которые обеспечивают готовность учителя к взаимодействию и разрешению проблем с детьми, предрасположенными к девиантному поведению. В состав девиантологической компетентности автор включает психолого-педагогическую и правовую подготовленность педагога.
Основываясь на данном подходе, мы считаем, что девиантологическая компетентность сотрудника пенитенциарного учреждения заключается в его готовности решать профессиональные задачи, связанные с девиантными проявлениями осужденных, строго в соответствии с юридическими предписаниями, осуществляя при этом эффективную коммуникацию. Юридический аспект связан с юридической интерпретацией факта нарушения, четкой юридической квалификацией проступка, с обоснованным применением дисциплинарной практики воздействия на нарушителя и знании последовательности правовых действий. Психологический аспект девиантологической компетентности заключается в эффективной коммуникации сотрудника, то есть умении вести конструктивный диалог с осужденным с целью предупреждения или прекращения им деструктивных или аутодеструктивных действий.
Сотрудник, обладающий девиантологической компетентностью, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:
- прогнозировать и предупреждать девиантные проявления осужденных;
- конструктивно разрешать проблемные ситуации, в которых осужденные демонстрируют отклоняющееся поведение;
- проводить мониторинг физического и психического состояния осужденных, склонных к девиациям.
Структурными компонентами девиантологической компетентности являются: мотиваци-онно-ценностный компонент - мотивы, интересы, цели и ценности профессиональной деятельности в аспекте работы с девиантными проявлениями осужденных; когнитивный компонент - юридические и психологические знания, применяемые в процессе работы с девиантной личностью осужденного; действенно-практический компонент - профессиональные умения, способы деятельности, обеспечивающие достижение цели работы с пенитенциарными девиациями.
Рис. 2. Структура девиантологической компетентности сотрудника УИС
Ключевым компонентом девиантологической компетентности является мотивационно-ценностная составляющая, которая заключается в понимании сотрудником необходимости решения проблемы девиаций осужденных с гуманистических позиций, на основе принципа справедливости; осознании бесперспективности авторитарного и силового подхода; готовности к работе с трудностями в поведении осужденного в аспекте его исправления и ресоциализации; формировании установки к позитивному и конструктивному взаимодействию с осужденным-девиантом. При низком уровне развития мотивационно-ценностного компонента развитие других компонентов девиантологической компетентности будет носить формальный характер.
Когнитивный компонент девиантологической компетентности отражает информированность сотрудников УИС о сущности и видах отклоняющегося поведения осужденных, принципах работы с пенитенциарными девиациями и представляет собой систему сведений из области юриспруденции, этики, социологии, психологии, педагогики и медицины. Данный компонент показывает уровень теоретической подготовленности сотрудника и имеет следующее содержание:
- знание основ девиантологии: понятие нормы, ее критерии; виды социальной нормы; понятие отклоняющегося поведения; виды социальных девиаций; причины возникновения социальных отклонений; общие подходы в работе с девиантной личностью;
- знание особенностей девиантного поведения лиц, подвергнутых мерам уголовного наказания, классификации пенитенциарных девиаций; причин возникновения данного явления;
- знание юридических аспектов работы с девиантной личностью, отраженных в нормативно-правовых документах: особенностей юридической квалификации проступка, видов ответственности за нарушение порядка в ИУ, принципов назначения дисциплинарного взыскания; видов дисциплинарных взысканий; алгоритма наложения взысканий и т. д.;
- знание нормативно-правовых, этических и психолого-педагогических требований к профессиональному поведению сотрудника.
Действенно-практический компонент девиантологической компетентности сотрудника УИС включает умения и способы деятельности. Этот компонент показывает уровень практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности в данном направлении. Действенно-практический компонент имеет следующую структуру:
- умение по внешним признакам диагностировать психическое состояние осужденного с целью прогнозирования отклонений в поведении;
- умение юридически грамотно интерпретировать ситуацию, связанную с нарушением правил или требований закона осужденными;
— умение осуществлять юридически обоснованные действия в ситуации нарушения дисциплины и порядка: проводить осмотры и обыски, оформлять документы, выносить решение о наказании и т. д.;
- умение вести конструктивный диалог с осужденным, используя корректные, вежливые формы обращения, направленные на урегулирование конфликта, а не на его эскалацию; умение убеждать, приводя существенные аргументы в пользу законопослушного поведения.
В практическом отношении сотруднику необходимо научиться оказывать цивилизованное влияние на человека, которое, по мнению Е. В. Сидоренко, должно способствовать сохранению и развитию дела, деловых отношений и личностной целостности участников [6]. С другой стороны, важными представляются умения противостоять таким видам влияния, как психологическое нападение и манипуляции, которые часто сопровождают девиантное поведение осужденных.
Таким образом, девиантологическая компетентность представляет собой интегральную профессионально личностную характеристику сотрудника пенитенциарной системы, включающую ценностно-смысловые установки, знания и умения в сфере юриспруденции, психологии и других смежных науках, определяющие его готовность решать проблемы, связанные с девиациями осужденных. Девиантологическая компетентность позволит сотруднику на практике воплотить принципы справедливости и гуманизма, которые проявятся в принятии юридически обоснованных решений, а также в обращении, не унижающем человеческое достоинство осужденного, а, наоборот, способствующем его сохранению, оказании позитивного влияния на личность нарушителя с целью инициирования осознанного и ответственного поведения.
Библиографический список
1. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., испр. М.: Академия, 2004. 288 с.
2. Менделевич Д. В. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов. СПб.: Речь, 2008. 445 с.
3. Клейберг Ю. А. Психология девиантного поведения: учебник и практикум для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 290 с.
4. Клейберг Ю. А. Основы ювенальной девиантологии: ювенальная психология [Электронный ресурс] // Juvenile psychology : учебное пособие: в 4-х кн. / Ю. А. Клейберг, С. Ф. Котов-Дарти; под ред. проф. Ю. А. Клейберга; UK Academy of Education International Academy of Juve-nology. Лондон; M.: Изд-во Академии образования Великобритании, 2018.
5. Вышинская А. В. К вопросу о девиантологической компетентности школьных учителей // Феноменология и профилактика девиантного поведения: материалы VIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, 5 дек. 2014 г. Краснодар: Краснодарский университет МВД России, 2014. 320 с.
6. Сидоренко Е. В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. М., 2017.
References
1. Zmanovskaya Е. V. Deviantologiya: (psikhologiya otklonyayushchego sya povedeniya: ucheb. posobie) [Deviantology (psychology of deviant behavior)]. Moscow, 2004, 288 p. [in Russian],
2. Mendelevich D. V. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: ucheb. posobie dlya vuzov [Psychology of deviant behavior], Saint-Petersburg, 2008, 445 p. [in Russian],
3. Kleiberg Yu. A. Psikhologiya deviantnogo povedeniya: uchebnik i praktikum dlya vuzov [Psychology of deviant behavior], Moscow, 2020, 290 p. [in Russian],
4. Kleiberg Yu. A. Osnovy yuvenal'noi deviantologii: yuvenal'naya psikhologiya [Fundamentals of juvenile deviantology: juvenile psychology]. Juvenile psychology: uchebnoe posobie. London; Moscow, 2018. [in Russian].
5. Vyshinskaya A. V. К voprosu о deviantologicheskoi kompetentnosti shkol'nykh uchitelei [On the issue of deviantological competence of school teach]. Fenomenologiya i profilaktika deviantnogo povedeniya: materialy VIII Vserossiiskoi s mezhdunarodnym uchastiem nauchno-prakticheskoi konfer-entsii, 5 dek. 2014 g. [Phenomenology and prevention of deviant behavior: proceedings of the VIII all-Russian scientific and practical conference with international participation, 5 Dec. 2014]. Krasnodar, 2014, 320 p. [in Russian],
6. Sidorenko E. V. Trening vliyaniya i protivostoyaniya vliyaniyu [Training of influence and opposition to influence]. Moscow, 2017 [in Russian],