Научная статья на тему 'Сущностные характеристики девиантного поведения подростков'

Сущностные характеристики девиантного поведения подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
699
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОДРОСТОК / ДЕЗОРИЕНТАЦИЯ / СУЩНОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / НОРМЫ / ОТКЛОНЕНИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кушка М.Г.

В статье представлены результаты теоретического исследования, целью которого стало выявление, научное обоснование и систематизация сущностных характеристик девиантного поведения современных подростков. Актуальность темы исследования обусловлена современными трансформациями общества, обусловленные неустойчивыми социально-экономическими тенденциями на данном историческом этапе его развития, и как следствие, развитием современной дезориентации, характеризуемой разрушением «старых» общепринятых норм и не сформированностью «новых». Отмеченное, чаще всего выступает в качестве одной из предпосылок размытия границ социально одобренных норм и развития девианта у подростков ¾ возрастной группы наиболее подверженной негативному воздействию. В качестве результатов осуществленного исследования выступили выявленные нами типичные и одновременно специфические особенности, присущие подросткам с девиантным поведением. Результаты исследования могут быть полезны для авторов исследований и специалистов, занятых поиском наиболее оптимальных путей разрешения проблемы предотвращения развития девиантного поведения у подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кушка М.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сущностные характеристики девиантного поведения подростков»

Сущностные характеристики девиантного поведения подростков

Кушка Марк Григорьевич

соискатель, кафедра педагогики, Институт ВШО, ФГБОУ МПГУ, mgk-63@mail.ru

В статье представлены результаты теоретического исследования, целью которого стало выявление, научное обоснование и систематизация сущностных характеристик девиантного поведения современных подростков. Актуальность темы исследования обусловлена современными трансформациями общества, обусловленные неустойчивыми социально-экономическими тенденциями на данном историческом этапе его развития, и как следствие, развитием современной дезориентации, характеризуемой разрушением «старых» общепринятых норм и не сформированностью «новых». Отмеченное, чаще всего выступает в качестве одной из предпосылок размытия границ социально одобренных норм и развития девианта у подростков — возрастной группы наиболее подверженной негативному воздействию. В качестве результатов осуществленного исследования выступили выявленные нами типичные и одновременно специфические особенности, присущие подросткам с девиантным поведением. Результаты исследования могут быть полезны для авторов исследований и специалистов, занятых поиском наиболее оптимальных путей разрешения проблемы предотвращения развития девиантного поведения у подрастающего поколения.

Ключевые слова: девиантное поведение, подросток, дезориентация, сущностные характеристики, педагогическая проблема, нормы, отклонения, педагогическая запущенность.

Происходящие в настоящее время сложно прогнозируемые социально-экономические условия развития современного социума актуализировали проблему процесса воспитания подрастающего поколения. Именно эта возрастная группа оказалась наиболее подвержена негативному воздействию, которое имеет место быть в сложившихся условиях становления современного общества, «отвечая» на него ростом алкоголизма, наркомании, преступности среди подростков и увеличением случаев суицида.

Актуальность затронутой нами проблемы подтверждается многочисленными исследованиями, осуществленными специалистами различных сфер: правовой, медицинской, психологической, социальной, выступая в том числе злободневной педагогической проблемой.

С целью наиболее эффективного разрешения обозначенной проблемы, с нашей точки зрения, следует уделить пристальное внимание к созданию действенного и максимально адаптивного к подростковому возрасту инструментария, способствующего в ходе педагогической деятельности профилактики и своевременной эффективной коррекции девиантного поведения подростков. Сказанное в свою очередь определяет необходимость рассмотрения и строгого научного обоснования до сегодняшнего дня неоднозначных теоретических аспектов поставленной перед исследованием проблемы. Многоаспектность изучаемого нами феномена девиантности требует детализации исследования. В этой связи в настоящем исследовании мы остановились на изучении лишь сущностных характеристик понятия «девиантное поведение» подростков. Итак, целью исследования стало выявление сущностных характеристик девиантного поведения подростков.

В процессе теоретического анализа результатов, представленных в исследованиях по теме настоящего, нами было выявлено, что проблема девиантного поведения авторами раскрывается с позиций множественности понятий, в частности: «отклоняющегося поведения», «делинквентности», «асоциального поведения», «агрессивного поведения», «деструктивного поведения», «трудновос-питуемости», «дезадаптивности», «педагогической запущенности», «нравственной запущенности» и т.д. Как и многочисленность понятий, так и их трактование неоднозначны.

о о ш и т

г

т

О т э т й А

X £ т

О

х О т

0

01 и А ы О ш А X X т

о с

в) ^

о

сч

01 г

С точки зрения Я. И. Гилинского, отклоняющиеся поведение подростка характеризуется действием, которое не соответствует общепринятым (установленным) в конкретном социуме стандартам [1, с. 27]. Несколько расширяя трактовку, предложенную Я. И. Гилинским, М. И. Рожков видит в изучаемом поведении отклонения, не принятые в социальной среде подростка, не соответствующие социально-нравственным нормам и культурным ценностям общества [2, с.15]. В. В. Ковалёв в своих исследованиях выделяет следующие признаки проявления девиантного поведения: 1) осознанное избегание учебно-познавательной и трудовой деятельности; 2) систематически осуществляемые антиобщественные действия; 3) пристрастие к различным зависимостям (алкогольной, наркотической, игровой и т.д.) [3, с.21].

По мнению Н. Н. Савиной среди ведущих факторов, которые обуславливают возникновение де-линквентное (от лат. delinguens - преступник) поведение следует выделять: 1) академическую неуспеваемость; 2) эмоциональную незрелость; 3) гиперактивность; 4) нарушения коммуникации; 5) социальную некомпетентность [4, с.91].

Обобщая вышесказанное, следует подчеркнуть, что несмотря на ряд различий, которые нам удалось выявить в трактовании исследуемого феномена, все авторы в качестве основного критерия девиантного поведения видят отклонение от общепринятых социальных норм, выступающих в роли регуляторов взаимодействия людей, подверженного трансформации под воздействием исторической изменчивости.

В условиях современной дезориентации, происходит размытие границ норм и девианта [5, с.47]. Наравне со сказанным, стираются и признаки самого явления — девиантного поведения подростков, что требует их выявления и обоснования с целью констатации факта его наличия, определения динамики развития и последствий.

Опираясь на специфические особенности девиантного поведения, выделенные Е. В. Зманов-ской [6, с.71-74], нами были выделены следующие:

1) неоднократное нарушение важных с точки зрения конкретного общества норм;

2) устойчивая негативная оценка окружающих подростка людей на его действия и поступки;

3) систематически повторяемое нанесение ущерба окружающим людям;

4) постоянная связь с кризисными ситуациями, способными вызвать возникновение психической патологией;

5) яро выраженное индивидуальное «своеобразие»;

6) неадекватное отношение к окружающей действительности;

7) низкая самокритика;

8) повышенная внушаемость.

Однако, в рамках сказанного следует подчеркнуть, что в силу высокого динамизма психической

деятельности, характерной для рассматриваемого нами возрастного контингента, вышеперечисленные особенности способны оказать как социально-позитивное, так и социально-негативное влияние, что обуславливает необходимость выделения в девиации двух форм — первичной (собственно ненормативное поведение) и вторичной (отмечаемое обществом ненормативное поведение) [7, с.62].

Рассматриваемая категория подростков воспринимается педагогами как трудновоспитуемые. Трудновоспитуемость выражается сопротивлением со стороны подростков к педагогическому воздействию, оказываемому на них со стороны педагогов. Подобное сопротивление выступает в качестве результата педагогических упущений (ошибок), допущенных педагогами, что первоначально является следствием педагогической запущенности, как деформации развития и социализации личности.

Обращаясь к зарубежным источникам в контексте исследуемой проблемы, было установлено, что в процессе характеристики подростков с де-виантным поведением авторы используют термин «подростки с проблемами», а отклонения классифицируются по трём типам: 1) корыстной направленностью; 2) агрессивной направленностью; 3) социально-пассивной направленностью (бродяжничество, хамство, употребление алкогольных и наркотических продуктов и т.д.) [8,9].

В девиантном поведении подростков принято различать несколько этапов, отображенных нами на рисунке 1.

Первый шоп — проявление «симптомов» девиантного поведения— непослушание, отрицание, невыполнение некоторых социальных требовавши (семьи, школы ит.д.).

Впю/юи этап— дальнейшее нарушение социальных норм, требовании и первые признаки противозаконных действий.

Третий этап — рецидивы противозаконных действий и накопление негативного социального опыта в этом отношении. На этом этапе существует минимальная вероятность самостоятельного отрыва личности от вредного влияния среды.

И

Четвертый этап — устойчивое девиантное поведение, характеризуется рецидивом и тяжеетыо противозаконных действий, включением в группы е асоциальным характером; происходит стигматизация личности девианта, что формирует дополнительную готовность к лсвиантному поведению.

I

Пятый этап — устойчивое, особо опасное девиантное поведение, х ара ктертующееся гкжкими социальными отклонениями. На данном этапе

существует незначительная вероятность благополучного исхода, так как произошло отчуждение от общества и сохраняется устойчивая готовность к девиантному поведению.

Рисунок 1 —Этапы развития девиантного поведения подростков

Резюмируя результаты, полученные в ходе проведенного исследования, нами были выявлены сущностные характеристики девиантного поведения современных подростков.

В процессе исследования нами были выявлены специфические особенности девиантного поведения подростков:

1) трудности в коммуникации;

2) искажение жизненных ценностей;

3) избегание соблюдения общепринятых норм;

4) несформированность позитивных потребностей;

5) возложение вины за последствия своих действий на других;

6) отсутствие волевого самоконтроля;

Результаты исследования могут быть полезны

для авторов исследований и специалистов, занятых поиском наиболее оптимальных путей разрешения проблемы предотвращения развития девиантного поведения у подрастающего поколения.

Литература

1. Гилинский, Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений» / Я. И. Гилинский -СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс»,

2004. - С.27.

2. Воспитание трудного ребенка: дети с девиа-нтным поведением: Учеб.-метод. пособие / под ред. М. И. Рожкова. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2001. - С.15.

3. Ковалев, В.В. Патология личности и девиа-нтное поведение: руководство по психиатрии / Под ред. Т.Б. Дмитриевой. - М.: Медицина, 1988. -С.21.

4. Савина, Н. Н. Факторы защиты и факторы риска делинквентных подростков / Н.Н. Савина // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2009. - Вып. 4 (82). - С. 91.

5. Жигинас, Н. В. и др. Проблема агрессивности девиантных подростков в ракурсе маскулинного и феминного дискуса / Н.В. Жигинас, М.М. Аксёнов // Вестник Томского гос. пед. ун-та. Вып. 1. -

2005. - Вып. 1. - С. 47.

6. Змановская, Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., исп. -М.: Издательский центр «Академия», 2004. - С. 7174.

7. Клейберг, Ю. А. Девиантное поведение: синтагма, онтология, эпистемология / Ю.А. Клейберг // Общество и право. - 2015. - №1 (51). - С.62-269.

8. Rudasill, K.M., Reio, T.G., Stipanovic, N., & Taylor, J.E. (2010). A longitudinal study of student-teacher relationship quality, difficult temperament, and risky behavior from childhood to early adolescence. Journal of

9. Артамонова, А. А. Агрессивное поведение подростков как предпосылка правонарушений / А.А. Артамонова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Право. - 2009. - №1 (5). -С.53-58

10.Конева, О. Б. Неблагополучная семья и де-виантное поведение: социально-психологические аспекты / О.Б. Конева // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. - 2010. - Вып. 9 - С.57-61.

11.Kaufinann, D. R., Wyman, P. A., Forbes-Jones, E. L., & Barry, J. (2007). Pro social involvement and antisocial peer affiliations as predictors of behavior

problems in urban adolescents: Main effects and moderating effe

12.Михаелян, Е. Е. Социализация девиантного поведения личности / Е.Е. Михаелян // Теория и практика общественного развития. - 2011. - №7. -С.60-63

Essential characteristics of adolescent deviant behavior Kushka M.G.

MPGU

The article presents the results of a theoretical study, the purpose of which was to identify, scientific justification and systematization of the essential characteristics of deviant behavior of modern adolescents. The relevance of the research topic is due to modern transformations of society, due to unstable socio-economic trends at this historical stage of its development, and as a consequence, the development of modern disorientation, characterized by the destruction of «old» generally accepted norms and not the formation of «new». Noted, often acts as a prerequisite to blur the boundaries of socially approved norms and the development of deviant adolescents — age group most vulnerable to the negative effects. The results of the study were identified by us typical and at the same time specific features inherent in adolescents with deviant behavior. The results of the study can be useful for research authors and specialists engaged in the search for the most optimal ways to solve the problem of preventing the development of deviant behavior in the younger generation. Keywords: deviant behavior, the teenager, the confusion, the essential characteristics, pedagogical problem, norms, rejection, educational neglect. References

1. Gilinsky, Ya. I. Deviantology: the sociology of crime, narcotism,

prostitution, suicides and other "deviations" / Ya. I. Gilinsky - St. Petersburg: Publishing House "Legal Center Press", 2004. -P.27.

2. Raising a difficult child: children with deviant behavior: Textbook.-

method. allowance / ed. M.I. Rozhkova. - M .: Humanitarian Publishing Center VLADOS, 2001. - P.15.

3. Kovalev, VV Personality Pathology and Deviant Behavior: A Guide to Psychiatry / Ed. T.B. Dmitrieva. - M .: Medicine, 1988. - P.21.

4. Savina, N.N. Protection factors and risk factors of delinquent

adolescents / N.N. Savina // Bulletin of the Tomsk state. ped un-that. - 2009. - Issue. 4 (82). - S. 91.

5. Zhiginas, N.V. et al. The problem of aggressiveness of deviant

adolescents from the perspective of masculine and feminine discus / N.V. Zhiginas, M.M. Aksyonov // Bulletin of the Tomsk state. ped un-that. Vol. 1. - 2005. - Issue. 1 .-- S. 47.

6. Zmanovskaya, E. V. Deviantology: (Psychology of deviant behavior): Textbook. allowance for students. higher textbook. institutions. - 2nd ed., Spanish. - M.: Publishing Center "Academy", 2004. - S. 71-74.

7. Kleiberg, Yu. A. Deviant behavior: syntagma, ontology, epistemology / Yu.A. Kleiberg // Society and Law. - 2015. - No. 1 (51). - S. 62-269.

8. Rudasill, K.M., Reio, T.G., Stipanovic, N., & Taylor, J.E. (2010). A

longitudinal study of student-teacher relationship quality, difficult temperament, and risky behavior from childhood to early adolescence. Journal of

9. Artamonova, A. A. Aggressive behavior of adolescents as a

prerequisite for delinquency / A. A. Artamonova // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Law. - 2009. - No. 1 (5). - S.53-58

10. Koneva, O.B. Dysfunctional family and deviant behavior: socio-psychological aspects / O.B. Koneva // Bulletin of the South Ural State University. Series: Psychology. - 2010. - Issue. 9 -P.57-61.

11. Kaufinann, D. R., Wyman, P. A., Forbes-Jones, E. L., & Barry, J. (2007). Pro social involvement and antisocial peer affiliations as predictors of behavior problems in urban adolescents: Main effects and moderating effe

12. Michelyan, E. E. Socialization of deviant behavior of a person / E.E. Michelyan // Theory and practice of social development. -2011. - No. 7. - S.60-63

о о n n m S m

О m n m й А

S £ m

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

x О m

0

01 n А ы о n А X

s m

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.