physical loads, materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation, dedicated to the memory of doctor of biol. sciences, professors A.S. Chinkin. 2017. Pp. 229-231.
13. Serebrennikova N.A., Matvienko O.V. Manifestation of Aggression in Basketball Players // In the collection: Actual problems of the theory and practice of physical culture, sports and tourism. Materials of the V All-Russian scientific and practical conference of young scientists, graduate students, undergraduates and students: in three volumes. 2017. Pp. 772-775.
Педагогика
УДК 371.321.1
кандидат педагогических наук, доцент Серёгина Олеся Станиславовна
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ОСОБЕННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КОНСПЕКТИРОВАНИЯ ПЕЧАТНОГО ТЕКСТА
Аннотация. В статье рассмотрены структурные особенности конспектирования текста на основе чтения, благодаря которому учителем-предметником создается конспект урока как профессиональный педагогический феномен, определена специфика письменной речи, выстроена модель порождения конспекта как письменного высказывания, выделены этапы создания конспекта на основе печатного текста, обоснована необходимость создания на основе конспектирования одного или нескольких учебно-научных источников конспекта урока.
Ключевые слова: педагогическое образование, урок, учебное занятие, профессиональная подготовка учителя, профессиональная деятельность педагога, профессиональное общение.
Annotation. The article considers the structural features of taking notes of a written text (based on reading), thanks to which a subject teacher creates a lesson summary as a professional pedagogical phenomenon, defines the specifics of writing, builds a model for generating a summary as a written statement, highlights the stages of creating a summary based on a printed text, justifies the need to create one or more educational and scientific sources of a lesson summary based on taking notes.
Keywords: pedagogical education, lesson, training session, teacher training, professional activity of the teacher, professional communication.
Введение. Обучение студентов педагогического вуза созданию конспектов уроков выявило проблему осуществления качественного процесса конспектирования письменных текстов и подготовку на их основе профессионального высказывания педагога в рамках реализации школьного урока.
Изучение научной и учебной литературы, анализ конспектов уроков (взятых из практики учителей-предметников и опубликованных в методических источниках) позволили определить особенности конспектирования печатного текста как профессиональной интеллектуально-речевой деятельности педагога.
Целью данной статьи является изучение процесса конспектирования текста на основе чтения и особенностей его использования в профессиональной педагогической деятельности.
Изложение основного материала статьи. Конспектирование печатного текста является следствием интеллектуально-речевой работы пишущего. Осуществляя подготовку к уроку, педагог прежде всего продумывает его содержание, привлекает научно-методические источники информации, а этапы конспектирования письменного текста, которые он использует, относятся к риторическому канону. От античности до современности риторический канон представлен в исследованиях философов древности и ученых. Исходя из традиции, в модели создания текста рассматривают следующую структуру:
1) изобретение, которое связанно с рождением замысла, осмыслением темы, созданием идей;
2) расположение, в нем применяются правила композиционного построения речи; 3) слововыражение подразумевает поиск уместного индивидуального стиля высказывания, без которого невозможно эффективное речевое воздействие; 4) запоминание реализуется специальными мнемическими действиями; 5) произнесение высказывания. Рассмотрим, как реализуются названные риторические категории в конспектировании как интеллектуально - речевом процессе и конспекте как его результате.
Анализ современных исследований, посвященных педагогическому речеведению [1, 2, 3, 4 и др.], позволяет говорить, что профессиональное конспектирование текста на основе чтения имеет свою специфику. Сопоставление научных источников позволило определить последовательность действий конспектирующего: 1) чтение научных и учебных источников для конспектирования - этап изобретения речи; 2) первичный/вторичный отбор и компрессия наиболее существенной и значимой информации - этап расположения речи и начала слововыражения; 3) компоновка учебно-научного материала для конспектирования - этап слововыражения и расположения; 4) трансформация (переформулирование) отобранной информации и ее языковое воплощение - этап запоминания и слововыражения; 5) фиксирование информации с попутным ее сжатием, создание конспекта - этап запоминания и слововыражения. На основе представленной последовательности возможно сделать следующие выводы.
Во-первых, процесс конспектирования предполагает изменение полученной информации, при которой происходит ее перевод на язык пишущего с попутным сокращением малозначимых компонентов, в каждой смысловой части формулируется тема с опорой на ключевые слова и фразы.
Во-вторых, сначала осуществляется чтение источников информации, и происходит отбор материала, при нем конспектирующий продолжает чтение до тех пор, пока не получит информацию, которую сочтет нужным зафиксировать в письменном виде, или вся информация, относящаяся к одной конкретной теме, собирается в один структурный блок, или отбирается лишь самая существенная информация из предложенной.
В-третьих, производится фиксация полученной информации, она зависит от скорости письма и записывается произвольно. При конспектировании письменного текста используются цитаты, и пишущим определяется, какие смысловые части текста необходимо дословно привести, какие использовать рисунки-символы, сокращения слов, рисунки-копии, условные и графические обозначения. В процессе
конспектирования целесообразно подбирать различные опорные знаки, увеличивающие информативность конспекта: линии, подчеркивания, стрелки, использование цвета, выделение в рамку, вопросительный и восклицательный знаки, включение различных порядковых номеров и цифр. Одно из значимых мест в создании письменного текста занимают «я-суждения»: это введение в текст собственных оценок, согласий и несогласий (они могут выражаться знаками и словами). При подготовке урока в процессе конспектирования эти структурные элементы будут отсутствовать, так как в задачу учителя входит более полно и точно продумать содержание учебной и методической информации, которая должна облегчить развертывание высказывания на уроке.
Научные работы, которые были проанализированы, не позволили составить полного представления о том, как отбираются ключевые единицы текста и происходит их смысловая обработка. Но отмечается, что читатель выбирает из текста такие опорные элементы, которые будут в дальнейшем синтезированы, и дадут достаточно информации о содержании текста. При этом понимание печатного текста сопровождается переводом смысла этого текста в любую другую форму его воспроизведения и закрепления.
Сопоставление различных точек зрения ученых, исследователей по вопросу выделения этапов процесса конспектирования текста, воспринятого зрительно, предопределило изучение особенностей процесса конспектирования письменного текста, именно это позволило определить, что человек, подготавливающий конспект, является приемником, передатчиком и преобразователем значимой информации, а для письменной речи характерна ее сложность, сознательность, намеренность и произвольность. Исследователями называются важные особенности письменной речи: 1) абстрагирование от ситуации, то есть при осуществлении процесса конспектирования отсутствие собеседника; 2) устойчивая мотивированность, при которой мотив, побуждающий письменное высказывание, представлен в более общей и абстрактной форме, он не связан с репликами слушателей или реакцией аудитории, а остается без изменений на протяжении всего письменного высказывания, именно поэтому письменное высказывание стимулируется и развивается одним общим мотивом; 3) взаимосвязь зрения и руки в процессе письма.
В научных трудах С.Л. Рубинштейна [5, 6] производится акцент на определенных составляющих письменной речи таких, как: 1) письменная речь требует особенной продуманности и сознательности, планирования; 2) в письменной речи все должно быть понятно из ее контекста и смыслового содержания; 3) пишущий должен самостоятельно спланировать построение речи.
Вышеназванные особенности письменной речи позволяют заключить, что конспектирование является результатом знаний, опыта, интеллектуально-речевой работы человека, поэтому данный процесс рассматривается в виде взаимодействия объекта (значимой информации) и субъекта (составителя конспекта), где в качестве продукта выступает подготовленный конспект, который будет применен для личного пользования. За основу модели конспекта как письменного высказывания берется следующая структура:
1) формирование речевого намерения, стремление, заставляющее писать; 2) программа/замысел высказывания, возникающая во внутреннем плане;
3) семантико-грамматическая реализация, которая слагается из ряда этапов;
4) внешнее оформление высказывания.
Вполне очевидно, что процесс создания этого вида высказывания является и речевым, и мыслительным актом и осуществляется поэтапно. Мотив речевой деятельности на докоммуникативном этапе осознается, и, если человек уже решил использовать ее, формируется интенция пишущего. Затем происходит планирование, обдумывание, выбор характера речевого поведения, осуществляется представление о создаваемом письменном тексте. В ряде научных исследований высказывает мнение о существовании условий для оптимальной генерации текста: накопление понятий из определенной области знаний и умение семантического развертывания и сжатия текста. Возникает первоначально общий замысел будущего высказывания, этот процесс происходит во внутренней речи, за «работу» которой отвечает правое полушарие головного мозга. Ключевой замысел высказывания оформляется на эмоционально чувственном уровне, что и предполагает действие центростремительных процессов речемыслительной деятельности, направленных на задержку целостного представления об особенностях замысла конспекта. Словесная обработка высказывания носит минимальный характер, осуществляется приблизительный перевод эмоций, мыслей, чувств на вербальный уровень.
Только после этого проявляется рациональный характер обработки материала, накопленного во внутренней речи, активно включаются средства внешней речи. Происходит структурирование информации, представление целого в виде частей, начинают осуществляться процессы, которые связаны с обработкой отдельных фрагментов будущего высказывания, подбором более точных и уместных средств языка, фиксации информации в письменном тексте.
При восприятии текста начинаются поиски общей мысли высказывания, особенность которой во многих случаях начинает осознаваться на эмоциональном уровне, потом общий смысл высказывания вербализируется в виде умозаключений, суждений, выводов. Всё это происходит в процессе выделения и осознания значимых элементов высказывания, соотношения значений с реальной ситуацией, с определенным объектом действительности.
На указанной основе письменный текст сворачивается, и образуется сначала модель текстового фрагмента, а затем - замысел конспекта в целом, впоследствии высказывание реализуется в письменном виде. Обобщим вышесказанное в виде авторского рисунка (см. рисунок 1).
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЦЕССА КОНСПЕКТИРОВАНИЯ
Рисунок 1. Этапы создания конспекта на основе печатного текста
Как показывают специальные психолого - педагогические исследования, выполняются сложные умственные действия, суть которых состоит в том, что человек в ситуации подготовки конспекта оперирует не реальными предметами, а применяет особые речемыслительные модели, которые позволяют осмысленно управлять процессом создания высказывания и регулировать свою интеллектуально - речевую деятельность.
Соотнесем особенности подготовки конспекта учителем и любым человеком (см. рисунки 2, 3).
Рисунок 2. Особенности подготовки конспекта любым человеком
Рисунок 3. Особенности подготовки конспекта учителем
Как видно из представленных выше рисунков, учитель конспектирует письменные тексты и преобразует исходную информацию таким образом, чтобы на ее основе был создан конспект, помогающий раскрыть и реализовать содержание урока. По наблюдениям исследователей, при конспектировании текста на основе чтения пишущий преобразует информацию.
1. Благодаря выделению системы опорных слов или словосочетаний, осознанных конспектирующим. Информация, содержащаяся в данных конструкциях, хранится в памяти составителя. Изучение роли опорных слов в процессе запоминания и воспроизведения текстов привело к мысли о том, что они связаны с перекодированием текста и по психологическому механизму являются обобщением всего комплекса фраз и слов. Вместе с тем, они могут являться основой декодирования, восстановления заученного или прочитанного с помощью кода, созданного в процессе заучивания или чтения. Ключевые слова и заголовок, как правило, рассматриваются в виде опор для понимания текста. Они выступают в роли смысловых ориентиров, замещающих целые смысловые комплексы, и именно благодаря им актуализируются специальные знания, необходимые для осмысления контекста.
2. Путем уменьшения длины предложений в конспекте, они соответствуют объему оперативной памяти каждого конкретного человека.
3. Путем составления «фактологической» цепочки слов, которая образует основу, на которую составляется текст, и именно он воспринимается читателем интуитивно из текста при беглом прочтении.
4. Путем употребления в конспекте условных обозначений или сокращений, необычной системы подчеркивания, в том числе и выделение значимых компонентов цветом.
5. Путем записи переработанной в конспекте информации, она является особенно актуальной для адресанта и не поддается переоформлению, производится в виде цитат.
Данные сведения позволяют обобщить, что, несмотря на различия между особенностями подготовки конспекта любым человеком и конспекта урока педагогом, существуют общие положения, которые могут быть взяты за основу обучения студентов создавать конспект урока как речевое явление. Важно, что для конспектирования отбирается информация, необходимая для конкретного составителя, и в зависимости от формы представления ключевой информации конспект может выглядеть как схема, план, как собственно текст; он применим только для индивидуального пользования, поэтому могут допускаться дополнительные пометки, замечания составителя, выделения шрифтом и цветом, графические обозначения, индивидуальные значки, а также цитаты, сокращения, записи на полях, отражающие точку зрения составителя, - все, что впоследствии поможет развернуть информацию.
Выводы. Подведем итог. Процесс подготовки конспекта урока связан с разновидностью интеллектуально - речевой деятельности человека - конспектированием. Она предполагает чтение или слушание, сбор научно - методической информации: эта деятельность завершается подготовкой особого вида конспекта одного или нескольких источников, который, благодаря профессиональной принадлежности и направленности, называется конспектом урока. Данный вид деятельности опирается на комплекс специальных умений: сокращать текст разными способами, кодировать или декодировать полученную информацию в виде значков, таблиц, схем, использовать языковые средства обобщенной передачи содержания, - и представляет собой процесс переформулирования, сокращения, адаптирования учебно -научного материала к условиям будущего урока.
Литература:
1. Антонова, Л.Г. Письменные жанры речи учителя [Текст]: учебное пособие к спецкурсу «Теоретические основы частной педагогической риторики» / Л.Г. Антонова. - Ярославль: Издательство ЯГПУ, 1998. - 114 с.
2. Десяева, Н.Д. Культура речи педагога [Текст]: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. - Москва: Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
3. Ипполитова, Н.А., Князева, О.Ю., Савова, М.Р. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Под ред. Н.А. Ипполитовой. - Москва: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2004. - 440 с.
4. Тумина, Л.Е. Риторика невербального воздействия учителя [Текст] / Л.Е.Тумина // Дидактика. - 2000. -№ 2. - С. 46-57.
5. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Изд-во АН СССР, 1958. - 148 с.
6. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - Москва: Педагогика, 1989. - Т. 1. - 488 с.
Педагогика
УДК 371.321.1
кандидат педагогических наук, доцент Серёгина Олеся Станиславовна
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ КОНСПЕКТА УРОКА КАК РЕЧЕВОГО
ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Аннотация. В статье проанализирована специфика протекания мыслительного процесса; рассмотрены закономерности памяти, способы и приемы запоминания, процессы отбора и сжатия информации, особенности компрессии текста, позволяющие создать конспект урока как речевое произведение. Особо подчеркивается значимость названных психологических механизмов при подготовке конспекта урока учителем - предметником. Обоснована необходимость переработки педагогом учебно - научной информации с учетом психологических знаний.
Ключевые слова: педагогическое образование, урок, учебное занятие, профессиональная подготовка учителя, профессиональная деятельность педагога, профессиональное общение.
Annotation. The article analyzes the specifics of the flow of the thought process; the regularities of memory, methods and techniques of memorization, the processes of selection and compression of information, the features of