АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ РЕАЛЬНОСТИ
М.А. Вус
кандидат технических наук А.А. Молдовян доктор технических наук, профессор
В.П. Котенко
доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Проблема информационной реальности представляется одной из наиболее актуальных проблем современной социальной, научной и образовательной деятельности. Не случайно, что ей сегодня уделяется столь большое внимание в инновационной образовательной деятельности. Дисциплина "Информатика" занимает видное место в учебных планах практически всех форм подготовки и повышения квалификации кадров. Распространение компьютерной грамотности и культуры информационной безопасности государственными программами рассматривается в аспекте укрепления государственных гарантий реализации конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере1. Вместе с тем на пути реализации проблемы информационной грамотности в настоящее время возникают значительные трудности. Эти трудности связаны, прежде всего, с содержанием и методами обучения. Существующие традиционные программы обучения, в том числе и в высшей школе в основном строятся на принципе "Учиться, учиться, учиться". В соответствии с ним основной процесс обучения информатике сводится к следующим моментам:
1. Механическому заучиванию или перекачке данных (в их знание) в память обучающегося с последующим извлечением из по мере необходимости.
1 Стратегия развития информационного общества в России (проект документа, представленный Советом Безопасности Российской Федерации для общественного обсуждения). - См.: www.gov.ru
2. Языковому обучению - введению в память сведений о грамматиках естественного и формального языка.
3. Концептуальному обучению - обучению понятиям.
4. Параметрическому обучению или использованию имеющихся навыков для комбинирования или при обучении, использовании собраний фактов и взаимосвязей фактов о предметах, явлениях и процессах.
5. Обучению логическому мышлению и логическому выводу новых фактов из имеющихся фактов.
6. Обучению методам - приобретению знаний о процедурах решения самых различных задач.
7. Обучению конструирования разнообразной информации.
Инновационные же программы обучения выдвигают другой принцип в освоении информатики -принцип "Учиться учиться". Это относится, прежде всего, к подготовке специалистов высшей квалификации.
Приказом Министерства образования РФ № 697 от 17.02.2004 года были утверждены новые программы кандидатских экзаменов "История и философия науки" ("История науки", "Философия науки"). Эти программы предоставляют общую для всех научных специальностей базовую часть кандидатского экзамена по указанной дисциплине, обязательной для каждого соискателя степени кандидата наук, единый минимум требований к уровню знаний истории и философии
избранной научной области. Для подготовки к экзамену соискатель должен использовать, в частности, разделы этой программы: "Общие проблемы философии науки" и "Современные философские проблемы областей научного знания", а также руководствоваться программой по истории избранной отрасли науки, соответствующей области его научных исследований. Для аспирантов и соискателей технических специальностей такими разделами являются "Философские проблемы информатики" и "История информатики", "История и философия технической реальности". Предложенная (программой...) проблематика по информатике включает в себя изучение исторических, культурологических, социальных, методологических и мировоззренческих проблем информационной реальности.
Содержание программ нацелено на то, чтобы вооружить современного специалиста, прежде всего, знанием и пониманием логики истории информатики, межпредметным характером информатики и его проявлением в истории, многозначностью понимания социальной истории информатики, неполной когнитивной историей информатики, основными методами исследования истории информатики, знанием этапов ее развития и формированием предмета информатики. Важными аспектами при этом являются новые информационно- коммуникативные технологии и перспективы развития информатики, а также этические проблемы исследований по истории информатики. Составными направлениями в историческом анализе информатики являются проблемы становления теоретических основ информатики, информационного общества, истории доэлектронной и электронной информатики, развития ЭВМ, проблемного и системного программирования, технологических основ информатики, формирования и эволюции информационно-вычислительных сетей. Наконец, в программу включены вопросы, связанные с научным поиском и проектно-технологическими решениями проблем искусственного интеллекта.
Абсолютно новыми на сегодня проблемами являются философские проблемы информационной реальности (формирующаяся "философия информационной реальности"). Они составляют теоретикометодологическую основу анализа феномена, понятия и концепта информации и информационной реальности, исследования ее структуры, таких основных философских проблем как онтологические, гносеологические, методологические, аксиологические, социальные и лингвистические, философских проблем искусственного интеллекта и информационных технологий. Все эти проблемы, являясь сущностными, характеризуются в настоящее время различной степенью разработанности и актуальности. В силу целого ряда причин особую значимость сегодня приобретают философские, социальные, психологические, технико-технологические проблемы информационной безопасности2.
Упомянутая выше программа аспирантского экзамена в разделе "Информационная безопасность -история проблемы и ее решение" среди прочих делает акценты на философских и культурологических
аспектах глобальной информатизации, социальных последствиях антиобщественных форм использования информации, нравственных и правовых вопросах информатизации. Информационная безопасность -проблематика комплексная, имеющая ярко выраженный социальный характер. Сегодня же среди публикаций, учебной литературы по тематике информационной безопасности чаще всего превалируют инженерно-технические аспекты проблематики, что нередко формирует одностороннее ее восприятие. Ниже представлен фрагмент будущей коллективной монографии "История информатики -философия информационной реальности", задуманный ее авторами в качестве учебного пособия для аспирантов соответствующих специальностей.
ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ -ОБЩИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ I. АКТУАЛЬНОСТЬ, ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Принцип обеспечения собственной безопасности, связанный с потребностями системы и ее элементов в выживании и прогрессивном развитии, лежит в основе жизнедеятельности социальных систем. Жизнь человека всегда была связана с опасностями. Безопасность предполагает способность противостоять враждебным, деструктивным силам природного, техногенного и социального характера. На уровне обыденного сознания понятие безопасность трактуется как отсутствие опасности. При этом понятие "опасность" означает "угрозу чего-нибудь опасного, т.е. способного причинить какой-нибудь вред, несчастье", а понятие "угроза" - "возможную опасность, запугивание, обещание причинить кому-нибудь неприятность, зло"3. В то же время безопасность представляет собой сложное социально-политическое явление, само это понятие не получило еще всесторонней научной проработки, не имеет однозначного определения и допускает широкую, нередко противоречивую трактовку4. Содержание категории "безопасность" традиционно раскрывается через понятия "объекты безопасности", "угрозы безопасности", "виды безопасности" и др.
На рубеже XXI века безопасность стала одной из глобальных проблем развития человечества. Глобаль-
2 Вус М.А., Гусев В.С., Долгирев Д.В., Молдовян А.А. Информатика: Введение в информационную безопасность: Учеб. пособие. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004.
3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1990.
4 Психологи, например, раскрывают понятие "безопасность" как ощущение, восприятие и переживание потребности в защите жизненно важных потребностей и интересов людей; юристы - как систему установленных законами правовых гарантий защищенности личности и общества, обеспечения их нормальной жизнедеятельности, прав и свобод; философы - как состояние, тенденции развития и условия жизнедеятельности социума, его структур, институтов и установлений, при которых обеспечивается сохранение их качественной определенности, оптимальное соотношение свободы и необходимости; политологи - как свойство определенной системы и результат деятельности ряда систем и органов государства, а также сам процесс деятельности, направленный на достижение поставленных задач по обеспечению защищенности личности, общества и государства.
ная информатизация поставила новые проблемы и обострила значение таких факторов развития, которые до сих пор не требовали особого внимания. Возникший в ходе информатизации спектр проблем включает в себя проблемы индустриализации производства и обработки информации, психологические, правовые, экономические и социальные проблемы. Правовые проблемы, например, связаны с превращением информации в основной стратегический ресурс развития общества, необходимостью правовой регламентации производства, обработки и использования этого ресурса и отсутствием таковой в настоящее время. Социальные проблемы информатизации обусловлены коренным изменением образа жизни членов общества под ее воздействием. В этой группе проблем основное место занимают коммуникационные проблемы и проблемы гуманизации развития инфосферы. Сегодня возникла и новая разновидность социальной стратификации. Так, например, результаты исследований проведенных в США, показывающие, что доступ к глобальным телекоммуникациям обусловлен такими параметрами, как уровень образования, уровень доходов, расовое и этническое происхождение, место жительства и др., позволяют говорить о "digital divide" - дигитальном (цифровом) расколе населения5.
Информация или деятельность, предметом которой является информация, являются важнейшими структурными составляющими многих объектов безопасности. Проблема информационной безопасности обусловлена возрастающей ролью информации в общественной жизни. Рост интереса к этой проблеме в последние годы в значительной степени объясняется бурным развитием крупномасштабных распределенных вычислительных систем. Формирующаяся в процессе информатизации информационная сфера сегодня стала новой конкурентной средой, охватывающей все сферы социальной деятельности. Расширился спектр информационных угроз, значительно возросла возможность негативных информационных воздействий. Вследствие этого многие глобальные социально-экономические проблемы современности являются в значительной степени проблемами инфор-мационными6.
Процессы формирования информационного общества оказывают сегодня воздействие на многие элементы государственности, затрагивают как национальные, так и международные системы социальных регуляторов отношений государств, народов, юридических и физических лиц. Глубина совершаемых преобразований порождает проблемы, от своевременного решения которых зависит не только ход информатизации, но и при неблагоприятном исходе - существование общества и человека как биологического вида. В вынесенном на общественное обсуждение проекте стратегии развития информационного общества в России констатируется: "Наряду с расширением созидательных, возможностей личности и общества, интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий создает новые возможности для реализации угроз национальной безопасности, связанных с нарушением устано-
вленных режимов использования информационных и коммуникационных систем, ущемлением конституционных прав граждан, использованием возможностей современных информационных технологий для осуществления враждебных, а также террористических и преступных действий".
В государственно-организованном обществе в качестве основных объектов безопасности выделяются человек, общество и государство. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Под безопасностью в социальной сфере понимается защищенное состояние общественных отношений, обеспечивающее прогрессивное развитие общества в конкретных исторических и природных условиях от опасностей, источником которых служат внутренние и внешние противоречия. В содержательном плане безопасность дифференцируется на государственную и общественную, на военную, экономическую, политическую, технологическую, экологическую, социальную, информационную, и т.д. Определение видов безопасности открывает путь перехода к конкретной практической деятельности по обеспечению безопасности7.
В российском обществе на протяжении всей минувшей его истории традиционно не была развита гражданская составляющая безопасности. Безопасность в информационной сфере рассматривалась исключительно с позиций защиты государственных секретов и охраны гостайн в печати (цензуры). Закон "О безопасности" впервые появился в нашей стране в 1992 году. В этом Законе понятие безопасность закреплено как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз внешнего и внутреннего характера". Правовое понятие информационная безопасность в трактовке: "Состояние защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее формирование, использование и развитие в интересах граждан, организаций, государства" впервые было дано в 1996 году в Федеральном законе "Об участии в международном информационном обмене". В утвержденной Президентом в 2000 году Доктрине информационной безопасности Российской Федерации под информационной безопасностью Российской Федерации понимается "состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства".
Интересы субъектов в информационной сфере заключаются, прежде всего, в доступности информации, наличии информации должного качества и сохранении конфиденциальности информации, защите информации от несанкционированного
5 Официальный доклад по дигитальному расколу (См: http://www. ntia.doc.gov)
6 Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методологические проблемы информатизации. - СПб.: Наука, 2000.
7 Юсупов Р.М. Наука и национальная безопасность. - СПб,: Наука, 2006.
доступа. Качество и достоверность информации обусловливает равноправие, результативность социальных отношений. В то же время всем формам жизни органически присуще такое явление как тайна, служащая одним из важнейших методов выживания. Это порождает секретность, конфиденциальность информации. Так, например, если ценность информации зависит от ее конфиденциальности, такая информация может быть отнесена к коммерческой тайне. Защищаемые государством сведения, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации, отнесены к государственной тайне. Однако сам перечень таких сведений определяется на уровне федерального закона.
В условиях массовой информатизации решающим фактором информационной безопасности оказываются люди, т.н. "человеческий фактор". В Доктрине информационной безопасности России отмечается, что "национальная безопасность Российской Федерации существенным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе технического прогресса эта зависимость будет возрастать"8. Вследствие этого, для стабильного развития общества все более необходимой становится последовательная государственная политика в области обеспечения информационной безопасности, которая должна предъявлять каждому субъекту информационных отношений определенные обязательные требования вне зависимости от его социально-политической ориентации9.
С понятием "информационная безопасность" в различных контекстах связывают различные его определения. Существует проблема терминологического обеспечения, унификации множества понятий, которые в разных науках толкуются по-разному, либо отсутствуют вообще. На практике имеют место неоднозначные подходы в трактовке содержательного наполнения понятия "информационная безопасность", отражающие различные аспекты проблематики. Поэтому трактовка проблем, связанных с информационной безопасностью, для разных категорий субъектов может существенно различаться. В большинстве случаев, особенно в учебной литературе, проблема информационной безопасности преподносится как инженерно-техническая, структурно-организационная или технологическая дисциплина. В то же время область информационной безопасности тесно связана с юриспруденцией и правом. Необходимость максимально строгого использования терминов, закрепленных в правовых актах, вытекает из потребности регламентации прав, ответственности, формализации управленческих решений10.
В современных условиях глобальной информатизации и повсеместного распространения информационных технологий особенно остро заявляют о себе проблемы использования информационных ресурсов. Рассматривая информацию как ценный ресурс важно понять, чем определяется, и от чего зависит ценность этого ресурса. Если, например, ценность информации теряется при ее раскрытии, то говорят, что имеется опасность нарушения секретности информации. Если ценность информации теряется при изменении или уничтожении информации, то говорят, что имеется
опасность нарушения целостности информации. Если ценность информации заключается в ее оперативном использовании, то говорят, что в таком случае имеется опасность нарушения доступности информации. Если же ценность информации теряется при сбоях в системе, то в этом случае что есть опасность потери достоверности, устойчивости информации к ошибкам. В тех случаях, когда внимание сосредоточено на процессах хранения, обработки и передачи информации, термин "информационная безопасность" используется в узком смысле (как это принято в англоязычной литературе): "Защищенность ресурсов информационной системы от факторов, представляющих угрозу для: а) конфиденциальности; б) целостности; в) доступности информации"11.
Распространение информационных технологий изменяет относительную ценность ресурсов, выводя на первый план интеллект и финансы как наиболее мобильные в условиях современной экономики, для которой все возрастающее значение играет время и скорость бизнес-процессов. Переложение на автоматизированные системы все более ответственных функций; формирование в электронном виде разнообразных баз данных с весьма ценной информацией, поддержание аналогов которой в ином виде не представляется возможным; убыстрение процессов переработки и обмена информацией сделали чрезвычайно актуальной проблему безопасности безбумажных информационных технологий12. Широкое повсеместное распространение электронных информационных технологий, в частности в банковской и экономической областях, привело к возникновению новых видов преступлений, основанных на несанкционированном получении или искажении информации. С подобными преступлениями, как правило, совершаемыми с использованием современных вычислительных средств и телекоммуникационных систем, ранее общество и право не сталкивались. Как показывает имеющийся опыт, открытые компьютерные сети и выводящие на них телефонные линии связи являются самыми используемыми каналами для организации несанкционированного доступа к "закрытым" информационным ресурсам13.
В широком смысле информационная безопасность включает обеспечение адекватности поведенческих реакций и реакций субъектов безопасности условиям устойчивого и безопасного развития14. Выполняя важные функции по обеспечению социума сведениями и знаниями, информация в то же время может причинить
8 Российская газета. 2000. 28 сент.
9 Информационная безопасность систем организационного управления. Теоретические основы: в 2 т. /отв. ред. Н.А. Кузнецов, В.В. Кульба. - М.: Наука, 2006.
10 Бачило И.Л. Информационное право: основы практической информатики. - М., 2001.
11 Code of practice for Information security management systems. British Standard BS7799; 1995; Information security management.
12 Галатенко В.А. Основы информационной безопасности. - М., 2003.
13 Черешкин Д.С., Антопольский А.Б., Кононов А.А., Смолян Г.Л, Цигичко В.Н. Защита информационных ресурсов в условиях развития мировых открытых сетей. - М.: ИСА РАН, 1997.
14 Лазарев И.А. Информация и безопасность. Композиционная технология информационного моделирования сложных систем. -М., 1997.
ему определенный ущерб. Опасные информационные воздействия могут быть двух видов. Первый связан с утратой ценной информации, что, либо снижает эффективность собственной деятельности, либо повышает эффективность деятельности противника, конкурента. Второй вид информационного воздействия связан с внедрением негативной информации, что может не только привести к опасным ошибочным решениям, но и заставить действовать во вред, например, подвести личность к самоубийству, а общество
- к катастрофе. Так возникают два аспекта проблемы информационной безопасности: блокирование негативной информации и защита (поддержание параметров качества) самой информации - образно говоря: "защита информации" и "защита от информации"15.
В условиях глобализации информационного пространства и обостряющегося информационного противоборства наряду с технико-технологической ее составляющей проблема обеспечения информационной безопасности все более приобретает социальнополитический характер. В борьбе за сферы экономического и политического влияния акцент с применения военной силы все больше смещается на использование внешне незаметных и гибких средств, таких как контроль и управление информационными ресурсами государств. Политическая, военная, социальная и культурная соориентированность информационных источников, их техническое оснащение дают возможность при управлении информационными потоками придать им желаемую направленность. При этом конечным ориентиром управления является создание заданного стереотипа общественного сознания и управление им государственными, политическими, военными, идеологическими и иными структурами.
Информация существует сегодня в двух измерениях: как один из главных продуктов экономики постиндустриального общества и как наступательное оружие, которое делает прозрачными и незащищенными границы государств. Арсенал сил и средств информационного воздействия является одним из важнейших инструментов, определяющих достижение стратегических преимуществ в современном мире. В научный оборот и политический лексикон вошли такие понятия, как "информационные войны" и "информационное оружие". Информационное воздействие стало присоединять новые средства, направленные, прежде всего, против технических и виртуальных компонентов информационной среды16.
Информационные технологии делают сегодня несущественным параметром географическое расстояние. Процессы глобализации являются объективным фактором, создающим благоприятные условия для развязывания информационно-психологической агрессии и использования тайных операций в политических целях. Облик системы политических отношений информационного общества на глобальном (геополитическом) уровне определяет явление, получившее название информационного противоборства. При отсутствии военной конфронтации сегодня в мире ведется информационная война за превосходство в сознании национальной и мировой общественности. Механизм информационного воздействия основан на
манипулировании сознанием масс и внесении в это сознание целенаправленной достоверной либо недостоверной информации (в последнем случае -дезинформации). Сознательно отобранная и целеустремленная информация обладает большой убедительной силой и способна серьезным образом изменить образ мыслей, мнение каждого человека, а с ним и общественное мнение, формировать взгляды и поступки людей17.
Научно-технический прогресс способствует все более интенсивному проникновению государства и негосударственных сыскных структур в частную жизнь граждан. Как отмечают исследователи, резко возросшие сегодня возможности вторжения в деловую, личную и общественную жизнь с использованием информационных сетей и технологий влекут за собой трансформацию определенных принципов морали и этики18. Возможности современных информационнотелекоммуникационных сетей и сетевых технологий у некоторых людей и целых сообществ формируют мнение о вседозволенности и безнаказанности, и чем дальше это будет продолжаться, тем глубже такие изменения будут происходить. А это может привести и к желанию манипулировать как деловой и личной жизнью отдельных людей, так и общественными процессами на государственном и межгосударственном уровнях19.
Возможность влиять на поведение людей, их чувства и умы путем устно-публичного изложения самых сложных мыслей, положений и идей отмечали еще философы и риторы античности. Искусство управления мыслями, психологическим состоянием, поступками людей формировалось, совершенствовалось и хранилось как тайное оружие жрецами, государственными и военными деятелями. С позиций способа достижения целей в военной, экономической, политической борьбе и других областях обман выступает как особый вид оружия. Учитывая это, говоря о безопасности личности в информационном пространстве, кроме понятия "угроза" целесообразно использовать и термин "насилие". В массовом сознании насилие сводится обычно лишь к физическому насилию над личностью. В то же время можно и нужно говорить о насилии над личностью в сфере политической жизни, в духовной сфере и т. д20.
II. БЕЗОПАСНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Информация - это своеобразная среда, обеспечивающая существование человека. Как образно
15 Словарь-справочник по информационной безопасности / Приходько А.Я. - М., 2001.
16 Расторгуев СП. Философия информационной войны. - М.: Вузовская книга, 2001.
17 Кульба В.В., Малюгин В.Д., Шубин А.Н., Вус М.А. Введение в информационное управление. - СПб.: Изд-во СПбУ. ФЦП "Интеграция", 1999.
18 Петрухин И.Л. Личные тайны (человек и власть). - М.: ИГПАН, 1998.
19 Манойло А.В., Петренко А.И., Фролов Д.Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. - М., 2003.
20 Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипулирования). - Мн.: Харвест, 2000.
подметил еще древнегреческий философ Платон: "Границы человеческого общества определяются радиусом слышимости человеческого голоса"1'. Информация является единственным средством доведения до человека содержания социальных и технических норм, предупреждения его о возможных негативных последствий их несоблюдения. С одной стороны, информация есть средство, обеспечивающее возможность адаптации человека и общества к условиям существования, средство накопления знаний об окружающем мире, на основе которых человек и общество выбирают линию поведения в целях удовлетворения своих потребностей, реализации интересов. Информационное общение составляет основу воспитания, образования, формирования личности. С другой стороны, информация есть средство управления человеком, его поведением, деятельностью общественных организаций, органов государственной власти, функционированием технических систем.
В повседневной практике человеческого общения, в спорах, при проведении дискуссий, обсуждений, переговоров широко применяются различные уловки с целью манипуляции противоположной стороной. Современные информационные технологии позволили резко повысить эффективность воздействия на психику людей и общественное сознание, создать новые формы "тихого" ("скрытого") манипулирования индивидуальным, групповым и массовым сознанием. При этом необходимо отметить, что информационные воздействия опасны (или полезны) не столько сами по себе, сколько тем, что запускают мощные вещественно-энергетические процессы, управляют ими22. Суть влияния информации как раз и заключается в ее способности "запускать" и контролировать вещественно-энергетические процессы, параметры которых намного порядков выше самой информации23.
Прогрессирующая зависимость процессов преобразования в социальной, духовной, политической жизни и экономике государств от различного рода информационно-психологических воздействий на психику человека повлекла выделение из сферы информационной безопасности предметной области информационно-психологическая безопасность24. Это обусловлено особой важностью и специфичностью сохранности фундаментальных свойств личности человека, социального характера и интеллекта различных множеств людей (социумов): этносов, определенных слоев населения, профессиональных и других групп, общества в целом при информационных воздействиях различных видов. Под информационнопсихологической безопасностью понимается такая ситуация в системе "человек - информационная среда", которая не вызывает снижения индивидуального (ИПП) или популяционного психологического потенциала (ППП) за допустимые пределы25. (Под человеком в данном случае следует понимать как отдельного индивида, так и любое множество индивидов - социум.)
При таком подходе информационно-психологическую безопасность можно рассматривать с позиций наличия в системе "человек - информационная среда" или во внешней по отношению к ней сфере факторов,
которые могут негативно влиять на любую из названных характеристик ИПП или ППП. Информационнопсихологические воздействия на человека могут привести к двум видам взаимодействующих изменений. Во-первых, это изменения психики, психологического здоровья человека. Во-вторых, информационно-психологические воздействия на человека ведут к сдвигам в ценностях, жизненных позициях, ориентирах, мировоззрении личности, т.е. в том, что определяет личность как гражданина. Хотя вопрос критериев негативного влияния остается сегодня открытым, по отношению к психологическим потенциалам в целом, как интегральным свойствам индивида или социума, такие критерии еще не выработаны, можно судить о допустимых пределах изменений отдельных характеристик ИПП и ППП. Если вести речь, например, о пределах допустимых изменений ИПП на уровне целостной личности (в основном, характера человека), то критериями информационно-психологической безопасности можно считать недопустимость появления в результате информационных воздействий выраженных акцентуаций личности26.
Опасным следствием влияния современных инфо-коммуникационных технологий может стать появление новых видов акцентуаций личности, которые получили название: "виртуализм" (направленность личности на уход от реальных жизненных впечатлений и проблем в виртуальный мир, создаваемый информационными средствами) и "авитализм" (потеря" глубинных жизнесберегающих установок личности, т.е. слом психологических барьеров личности, препятствующих немотивированному нанесению вреда другим живым существам или самому себе. Последнее может произойти вследствие доминантного восприятия и усвоения на подсознательном уровне убийств, разного рода жестокостей, которыми основательно заполнен телевизионный экран и которые положены в основу многих компьютерных игр.
21 Н.Л. История информационных войн. В 2 ч. - СПб.: Изд-во СПбУ, 2002.
22 Способ массированного воздействия на общественное сознание впервые в больших масштабах был применен против советского общества с целью разрушения сознания советского народа до такой степени, чтобы можно было изменить социальный строй страны. Суть состояла в массированном "выбросе" сенсационного, негативного материала о прошлом и настоящем страны на неподготовленное к его критическому восприятию общество.
23 Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. - Алгоритм, 2000.
24 Смолян Г.Л., Зараковский Г.М., Розин В.М., Войскунский А.Е. Информационно-психологическая безопасность (определение и анализ предметной области). - М.: ИСА РАН, 1997.
25 Под индивидуальным психологическим потенциалом понимается "интегральная характеристика совокупности всех психологических свойств индивида, лежащих в основе его возможностей осуществлять продуктивную жизнедеятельность". Популяционный психологический потенциал трактуется как "системное свойство социума, возникающее на базе психологических свойств и определенной организации составляющих его людей, лежащее в основе возможностей социума осуществлять продуктивную жизнедеятельность". Основными характеристиками ИПП являются: базовая направленность личности, характерологические особенности и интеллект человека, его психофизиологическое состояние. Основными характеристиками ППП являются: базовые психологические установки социума, социальный характер, социальный интеллект, психофизиологическое состояние социума и определенное распределение людей разного психологического типа в слоях населения и организационных структурах общества.
26 Леонгард К. Акценуированные личности. - Киев.: Вища школа, 1991.
Объекты, явления или процессы, которые при определенных условиях могут стать опасными для чего-либо в каком-то отношении, являются факторами риска. Их знание и отслеживание позволяет своевременно принять меры безопасности. Под информационно-психологическими факторами риска понимаются такие характеристики системы "человек - информационная среда", которые потенциально опасны для нормальной жизнедеятельности общества по причинам, обусловленным психологическими эффектами воздействия информации. Основными факторами информационной среды, которые могут стать факторами риска и, следовательно, источниками информационно-психологической опасности могут быть, например:
• объем, полнота, количество циркулирующей информации, точность, доступность, своевременность ее поступления;
• адекватность эргономических характеристик информации перцептивным параметрам органов чувств, поведенческим стереотипам, социально-психологическим установкам общества;
• наличие в информационных потоках специфических элементов, целенаправленно изменяющих психофизиологическое состояние больших масс людей или лиц, принимающих важные для социума решения (слова, образы, сообщения, воздействующие на подсознательном уровне, интонационные составляющие речи) и др.
К основным факторам риска, присущим самому человеку как элементу системы "человек - информационная среда", можно отнести:
• незрелость личности, неспособность к самостоятельному осознанному выбору информации, релевантной своим интересам, убеждениям и планам;
• установки личности на конформизм, подражательство, на готовность к восприятию манипу-лятивных информационных воздействий;
• состояния социума, способствующие повышенной внушаемости, массовому "заражению" идеями, призывами, исходящими от харизматической личности, и вызываемые на психофизиологическом уровне хроническим или острым психоэмоциональным стрессом, фрустрацией, тревожностью.
Исследователи указывают на некоторые виды потенциально опасных для личности и общества психологических эффектов информационных воздействий. Это могут быть, например, изменения психического и физиологического состояния больших масс людей - возрастание напряженности, тревожности, чрезмерная экзальтация или, наоборот, депрессия, увеличение частоты и интенсивности рискованных социально-психологических ситуаций; снижение способности у людей к личностному самоопределению, самореализации, к самостоятельному принятию жизненно важных решений и др.
К основным источникам информационно-психологических факторов риска в современном российском обществе следует отнести отставание психичес-
кого и культурного развития значительной части населения от темпов демократизации общества и его информатизации (включая распространенность установки на "выгодную" неискренность в деловых коммуникативных отношениях), а также умышленное использование отдельными лицами или группами, продуцирующими информацию, психологических закономерностей восприятия информации в интересах формирования мнений, настроений и предпочтений населения, противоречащих генеральным интересам общества, или же в целях манипулятивного воздействия на лиц, принимающих решения государственного уровня, или на все население. Опасность представляет также доминирование в значительной части СМИ сообщений сенсационного характера, искажающих в негативную сторону положение в стране, смысл и результативность правительственных решений, создающих необъективные образы, среди которых населению придется делать выбор во время выборной компании27.
Следует учитывать и фактор расслоения человеческого общества в целом по признакам, которые в предыдущие эпохи исторического развития не были значимыми в массовом масштабе; речь идет о расслоении по таким критериям, как способность к быстрой психологической адаптации (или переадап-тации), к быстро изменяющимся социально-экономическим ситуациям, уровень активности. В перспективе, от того какая типология людей преобладает или будет преобладать в ближайшие годы, во многом будут зависеть судьбы не только отдельного государства, но
и, возможно, мира. Поэтому сегодня информационная безопасность общества и личности приобретает новый статус, превращаясь из чисто технологической проблемы в социальную, от решения которой зависит устойчивое развитие человечества28.
Представляется, как отмечают специалисты-исследователи, что многие происходящие сегодня в России и мире процессы наиболее адекватно объясняются в рамках концепции культурного империализма как "империализма, который больше не захватывает территорию, но подчиняет себе сознание, образ мышления, образ жизни". Культурный империализм утверждает, что один набор ценностей заведомо выше и лучше другого. Именно поэтому пробуждающийся в не западном мире национализм и фундаментализм проявляется как реакция на горечь, прежде всего, культурных, а не политических или экономических потерь. Культурное поражение является самым унизительным видом поражения. Это единственное поражение, которое нельзя забыть, потому что вину за него нельзя возложить на невезение или варварство врага. Оно влечет за собой не только признание собственной слабости, но и унижение от необходимости спасать себя, учась у победителя, которому приходится подражать, одновременно ненавидя его29.
27 Леонгард К. Акценуированные личности. - Киев.: Вища школа, 1991
28 Почепцов Г.Г. Информационные войны. - М.-К., 2000.
29 Мухин В.И., Новиков В.К. Информационно-психологическое оружие. - М.: ВА РСВН, 1999.
29 Рубанов В.А. Проблемы глобализации: уточнение терминов и целей их употребления, http://www.ohrana.ru/view.asp73519
III. ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ
ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Информационное общество как наиболее организованная социальная система предполагает не только более высокий уровень оборота информации, но и более высокую степень регулирования возникающих при этом общественных отношений. "Чем выше уровень организованности системы (где информация выступает одновременно и средством организации системы, и качественной характеристикой степени ее организованности), тем выше должен быть уровень регуляции и ограничений'.30 Информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. В определенных формах информация входит в любые правоотношения (государственные, административные, гражданские, трудовые). Информационную природу имеет и само право, поскольку любая норма права - это социальная информация.
В прагматическом аспекте информация - это разнообразные сведения, факты, данные о явлениях и процессах, происходящих в природе и обществе, в технических устройствах и живых организмах31. Областью деятельности субъектов общественной жизни, связанной с созданием, хранением, распространением, передачей, обработкой и использованием информации является информационная сфера32. В результате информационного обмена возникают общественные отношения (информационные)33, главным элементом которых является информация. Уровень развития информационного законодательства - один из индикаторов демократичности общества, поскольку предполагает открытость государственных институтов перед общественностью, реализацию конституционных прав личности на информацию.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому "право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом". Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом34. Гражданский кодекс Российской Федерации относит информацию, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальную собственность) к объектам гражданских прав. При этом речь идет, прежде всего, об информации как носителе коммерческой ценности. Ценность же информации в праве выражается чаще всего в стоимостных характеристиках тех действий, которые следуют за получением информации. В соответствии с нормами Гражданского кодекса информация может не иметь ограничений в обороте, быть изъятой из оборота или ограниченно оборотоспособной35. "Коммерческая тайна - конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю ... сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду".36 К конфиденциальной информации относятся и персональные данные. Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (объекту персональных данных)37.
Превращение информации в самостоятельный предмет производственных, управленческих, идеологических, экономических отношений, товар при обмене, а также нарастание конфликтных ситуаций в этих областях сформировало предметную область для правового регулирования. В 2000 году Министерство науки и технологий РФ внесло дополнение в номенклатуру специальностей научных работников, дополнив специальность 12.00.14 "Административное право; финансовое право" научной дисциплиной "Информационное право". Информационное право - это формирующаяся юридическая наука, изучающая совокупность норм права, регулирующих информационные отношения в обществе и содержащих предписания, которые относятся к информационной деятельности в целом. Как межотраслевая юридическая наука информационное право изучает вопросы правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу информации. Особенностью науки информационного права является использование ею методов информатики и кибернетики.
К одной из составляющих информационного права относят нормативное правовое обеспечение информационной безопасности. Оно аккумулирует проблемы защиты открытой информации, охраны государственной тайны, обеспечения защиты информации ограниченного доступа, страхования информации, информационных ресурсов и др. В то же время это самостоятельное комплексное направление правового регулирования, осуществляемого в рамках государственной политики в области обеспечения информационной безопасности. Правовое обеспечение информационной безопасности образуется совокупностью институтов и норм информационного, конституционного, гражданского, административного и уголовного права, регулирующих отношения в области противодействия угрозам безопасности объектов национальных интересов в информационной сфере38.
30 Бачило И.Л., Лопатин В.Н., Федотов М.А. Информационное право: Учебник. 2-е изд., с изм. и доп. - СПб.: Издательство Р. Асланова "Юридический центр Пресс", 2005. С.75.
31 Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления [ГОСТ Р 50922-96 "Защита информации. Основные термины и определения"].
32 Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации [Федеральный закон "Об участии в международном информационном обмене"].
33 Информационные отношения - отношения по поводу сбора, накопления, хранения и использования информации. [Рекомендательный законодательный акт "О принципах регулирования информационных отношений в государствах Межпарламентской Ассамблеи. - СПб., МПА СНГ, 1993 г."]
34 Статья 29.4 Конституции Российской Федерации.
35 Статьи ГК РФ: 128 "Виды объектов гражданских прав" и 129 "Оборотоспособность объектов гражданских прав".
36 Федеральный закон "О коммерческой тайне".
37 Персональные данные - сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность, за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральным законом случаях. [Указ Президента РФ "О перечне сведений конфиденциального характера", № 188 от 6.03.1997 г.]
38 Развитие правового обеспечения информационной безопасности / Под ред. А.А. Стрельцова. - М.: Престиж, 2005.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации раскрывает понятие информационной безопасности Российской Федерации как "состояние защищенности национальных интересов России в информационной сфере". Особое место среди национальных интересов России занимает реализация основных прав и свобод граждан в информационной сфере. Реализация этих прав и свобод основывается на принципах свободы информации и запретительном принципе права (все, что не запрещено законом, разрешено). Это положение закреплено в основных международных правовых документах, Конституции РФ и ряде других законов. Основным объектом правоотношений выступает право на доступ к информации, а субъектами являются любые физические и юридические лица. Особая роль права на информацию определяется тем, что в большинстве случаев человек использует свое право на информацию (как право свободно искать и получать информацию, а также защищать это право) для реализации других конституционных прав и свобод или для удовлетворения своих законных интересов в той или иной сфере общественных отношений. Эта особенность придает праву на информацию особое значение39.
Поскольку всякая политика в правовом государстве должна строиться на основе права, для обеспечения информационной безопасности необходима система, включающая совокупность законодательных актов и созданных на их основе структур и механизмов, обеспечивающих защиту интересов субъектов правоотношений. Право на доступ к информации и неприкосновенность личности являются теми основными правами человека, законодательное оформление которых образует правовой фундамент информационного общества. Вместе с тем, государство не может быть безразличным к тому, как используется та или иная информация отдельными гражданами. Ощутимо возрастающие ценность информации и роль в общественных процессах диктуют необходимость ее адекватной защиты, в том числе и посредством формирования определенных правовых механизмов40.
Государственная информационная политика в современной России основывается на следующих принципах:
- безусловное правовое равенство всех участников процесса информационного взаимодействия вне зависимости от их политического, социального и экономического статуса;
- постулат о том, что ограничение доступа к информации есть исключение из общего принципа открытости информации, осуществляемое только на основе законодательства;
- персонификация ответственности за сохранность информации, ее засекречивание и рассекречивание;
- обеспечение законными средствами защиты общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через средства массовой информации41.
Основные, признанные на международном уровне, принципы правового регулирования информацион-
ных отношений включают в себя законодательное закрепление прав всех субъектов на свободный поиск, получение, использование и распространение информации и гарантий реализации этого права, "за исключением случаев, установленных национальным законодательством"; установление правового режима и правовых форм ее защиты; обеспечение доступности открытой информации; "установление правовых форм защиты информации и гарантий информационной безопасности, а также защиты авторских и иных прав в области информационных отношений".42 Общепринятой нормой права, зафиксированной также в международных соглашениях, является ограничение информационных прав и свобод, если они используются в целях: насильственного изменения конституционного строя; разжигания расовой, национальной и религиозной ненависти; пропаганды насилия и войны; нарушения неприкосновенности частной жизни; нарушения права на уважение и защиту чести и достоинства; тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений.
Информация в качестве объекта правового регулирования обладает специфическими юридическими особенностями и свойствами (физической неотчуждаемости и обособляемости, тиражируемости и экземплярности и др.43), которые во многом определяют и отношения, возникающие при ее обращении между субъектами, и характер их поведения. Право начинает опосредовать информацию лишь тогда, когда она исходит от человека и может быть однозначно зафиксирована на материальном носителе. Необходимость учитывать социальный аспект такого понятия как информация предполагает, что включается в оборот информация в виде, понятном для восприятия ее человеком.
Отождествление понятий "информация" и "сведения" применительно к информации, включаемой в сферу правового регулирования, является одним из фундаментальных положений при определении особенностей информации как объекта права. Информация может проявляться в различных формах. Основными формами информации являются документированная и недокументированная. Документированная информация - это информация, закрепленная на материальном носителе. Производимая в государстве и обществе информация, включаемая в сферу правового регулирования, как правило, подлежит документированию (облекается в материально-вещную форму: документы, письма, статьи, научные отчеты и др.). Документ - явление социальное, он является материальным посредником информационного обмена. Его появление связано с возник-
39 Бабко Е.Б., Вус М.А., Градов А.Л. Элементы практической информатики (4 лекции о правоотношениях в информационной сфере). -СПб.: Анатолия, 2006.
40 Мелюхин С.И. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. - М.: МГУ, 1999.
41 Концепция государственной информационной политики. - М., 1999.
42 Государственная политика информационной безопасности: Основные документы. - Екатеринбург, 2001.
43 Копылов В.А. Информационное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2002.
новением письменности, посредством которой фиксировались события, акты, сделки.
Закон не закрепляет за кем-либо монополии на обладание и использование информации, за исключением той, которая является одновременно объектом интеллектуальной собственности. По закону "Об авторском праве и смежных правах" законодатель защищает внутреннюю форму авторского документа, представленную в любой объективной форме выражения, в том числе и в форме объективной записи произведения, т.е. в форме документа. Правовой режим документа будет складываться из правового режима материального объекта (носителя информации), и из правового режима информации (сведений), которая на носителе содержится44.
С позиций традиционного документооборота, выделяются две основные функции бумажного документа: информационная и доказательственная. Возможность использования документа в качестве сообщения о юридическом факте в социальной среде обеспечивается государством. С развитием информационных технологий в качестве материальных носителей информации все чаще стали использоваться машиночитаемые электронные носители. Системы электронного документооборота, первоначально появившиеся в банковской сфере, стали широко применяться и для обмена другой коммерческой информацией. При этом возникла самостоятельная проблема установления доказательственной силы машиночитаемого документа.
Длительное время базовым актом российского информационного законодательства являлся Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", принятый в 1995 году, - первый в российской истории законодательный акт, посвященный комплексному регулированию отношений, складывающихся по поводу информации, информационных ресурсов, информационных технологий и средств их обеспечения. Предметом регулирования базового закона являлась исключительно документированная информация. Этот закон впервые ввел норму, допускающую возможность подтверждения электронной цифровой подписью юридической силы документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем. В 2006 году на смену ему пришел новый Закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", имеющий более широкую сферу правового регулирования45. Этот закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации, при применении информационных технологий и защите информации.
В Законе "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" используется более широкая трактовка понятия информация: "сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления". Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не
установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.
В зависимости от порядка предоставления или распространения информация подразделяется на:
1) информацию, свободно распространяемую;
2) информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3) информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4) информацию, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается.
В зависимости от категории доступа к ней информация подразделяется на общедоступную информацию и информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами. К общедоступной информации относятся общеизвестные сведения и иная информация, доступ к которой не ограничен. Общедоступная информация может использоваться любыми лицами по их усмотрению при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации.
Конфиденциальность информации - обязательное для выполнения лицом, получившим доступ к определенной информации, требование не передавать такую информацию третьим лицам без согласия ее обладателя. Под обладателем информации понимается лицо, самостоятельно создавшее информацию либо получившее на основании закона или договора право разрешать или ограничивать доступ к информации, определяемой по каким-либо признакам.
Обладатель информации, если иное не предусмотрено федеральными законами, вправе:
1) разрешать или ограничивать доступ к информации, определять порядок и условия такого доступа;
2) использовать информацию, в том числе распространять ее по своему усмотрению;
3) передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;
4) защищать установленными законом способами свои права в случае незаконного получения информации или ее незаконного использования иными лицами;
5) осуществлять иные действия с информацией или разрешать осуществление таких действий.
Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан:
1) соблюдать права и законные интересы иных лиц;
2) принимать меры по защите информации;
3) ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.
44 Семилетов С.И. "Документ и документирование информации -объекты правового регулирования". Дис. ... канд. Юрид. Наук. - М.: ИГПАН, 2003.
45 Российская газета. 2006, 29 июля.
Обязательным является соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Условия отнесения информации к сведениям, составляющим коммерческую, служебную и иную тайну, обязательность соблюдения конфиденциальности такой информации, а также ответственность за ее разглашение устанавливается федеральными законами.46
Защита информации представляет собой принятие правовых, организационных и технических мер, направленных на:
1) обеспечение защиты информации от несанкционированного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации;
2) соблюдение конфиденциальности информации ограниченного доступа;
3) реализацию права на доступ к информации.
Сведения, относимые к государственной тайне,
имеют особый правовой режим47. Защита информации, составляющей государственную тайну, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне48. Правовые нормы, направленные на защиту государственной тайны, содержат Уголовный и Административный кодексы.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит понятие "компьютерная информация", под которой понимается информация на машинном носителе, в ЭВМ, системе ЭВМ или их сети, и специальную главу, в которой определяются общественно опасные деяния, совершаемые с использованием средств компьютерной техники. Уголовно наказуемыми деяниями признаны неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ и нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети49.
Сегодня стремительно растут объемы данных, передаваемых в электронном виде. Проблема защиты информации, наряду с традиционной защитой предмета-носителя документа от несанкционированного доступа, обрела новые аспекты - необходимость защиты информационных технологий как процессов обработки электронных документов. Все более широкое применение получают криптографические методы и средства защиты информации в каналах передачи50.
В обиход управленческой деятельности прочно вошло понятие "электронный документ". Федеральный закон "Об электронной цифровой подписи" впервые ввел этот термин в правовой оборот, определив его как "документ, в котором информация представлена в электронной цифровой форме".5' Этот закон определяет правовые условия, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи на бумажном носителе. Существуют и аналоговые электронные документы. Гражданский кодекс Российской Федерации допускает использо-
вание электронных документов, заверенных электронно-цифровой подписью или иным аналогом собственноручной подписи, во всех случаях, когда требуется письменная форма сделки, за исключением тех, при которых установлены специальные требования к форме документа, например, специальная бумага, мастичная печать и т. п. 52
Реальностью со всеми его противоречиями стал процесс вхождения в Интернет и другие мировые информационные системы. Интернет ставит перед обществом закономерные социальные, экономические и правовые проблемы: возможности нарушения прав интеллектуальной собственности, доступа к конфиденциальной информации и др. В новом электронном окружении меняется понимание критериев оригинальности работы и прав на интеллектуальную собственность, ибо цифровая конвергенция превращает любое содержание в легко копируемое программное обеспечение. Вместе с тем, интеллектуальная собственность должна охраняться вне зависимости от того, на каком материальном носителе она зафиксирована. Однако пока не выработаны меры борьбы с массовыми нарушениями авторского права в виртуальном сетевом мире. Основные термины и положения многих ранее принятых законов предназначены для документальной информации, под которой понимается информация, зафиксированная на традиционном (чаще всего бумажном) носителе и снабженная реквизитами, а такое определение к информации, представленной в электронном виде и циркулирующей по телекоммуникационным сетям, не подходит53.
46 В настоящее время в законодательстве Российской Федерации упоминается до 40 различных тайн. С 2004 года действует Федеральный закон "О коммерческой тайне"; в 2006 году принят Федеральный закон "О персональных данных".
47 Государственная тайна - защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативнорозыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации. [Закон Российской Федерации "О государственной тайне".]
48 Первый в истории российского государства Закон "О государственной тайне" был принят в 1993 году.
49 Глава 28 УК РФ: "Преступления в сфере компьютерной
информации".
50 Молдовян Н.А., Молдовян А.А. Введение в криптосистемы с открытым ключом. - СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
51 СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 127.
52 Статьи ГК РФ: 160 "Письменная форма сделки"; 434 "Форма
договора"; 847 "Удостоверение права распоряжения денежными средствами, находящимися на счете".
53 Рассолов И.М. Интернет-право: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.