Научная статья на тему 'Учебно-методическое пособие по иностранному языку для студентов нелингвистических высших учебных заведений в условиях перехода на новые образовательные стандарты'

Учебно-методическое пособие по иностранному языку для студентов нелингвистических высших учебных заведений в условиях перехода на новые образовательные стандарты Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
236
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / НЕЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ / НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / МОДУЛЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДХОД / ПРИНЦИП / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / FOREIGN LANGUAGE / NON-LINGUISTIC HIGHER EDUCATIVE INSTITUTION / TUTORIAL / NEW EDUCATIONAL STANDARDS / MODULE / SOCIOCULTURAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES / APPROACHES / PRINCIPLE / PROJECT TECHNOLOGY / TEACHING PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гуро-фролова Юлия Романовна, Соловьёва Ольга Борисовна

В статье представлены некоторые особенности составления учебно-методического пособия по иностранному языку для студентов нелингвистических высших учебных заведений в условиях перехода на новые образовательные стандарты; отражены основные принципы его построения. При составлении современного учебно-методического пособия по иностранному языку для студентов нелингвистических высших учебных заведений автору следует ориентироваться на ряд подходов к учебно-воспитательному процессу: компетентностный, контекстный, лично-деятельностный, коммуникативный, модульный, грамматико-переводной. Современное учебно-методическое пособие по иностранному языку для студентов нелингвистических высших учебных заведений необходимо составлять в соответствии с современными научными подходами, широко освещаемыми в трудах ученых, причем пособие должно отражать требования образовательных стандартов нового поколения. Авторы предлагают комплексную модульную схему составления учебно-методического пособия, ориентированную на формирование основных социокультурных и профессиональных компетенций у обучающихся. В качестве примера предложена схема построения пособия по английскому языку для студентов 1-2 курсов экономических специальностей направления «бакалавриат». Эта схема, по мнению авторов статьи, может быть с успехом адаптирована и для других специальностей, в целях повышения продуктивности обучения предмету в условиях требований современных стандартов высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Foreign language educational handbook for nonlinguistic higher educative institution students under conditions of passing on new educational standards

Some peculiarities of compiling foreign language educational handbook for non-linguistic higher educative institutions’ students under conditions of passing on new educational standards have been presented in the article; the basic principles of its construction have been reflected. When compiling foreign language educational handbook for non-linguistic higher educative institutions’ students one should be guided by a number of approaches to the educational process: competence-based, contextual, personal-activational, communicative, modular, grammar-translational ones. A modern foreign language educational handbook for non-linguistic higher educative institutions’ students are necessary to compile in accordance with the headlines of writings of scholars modern scientific approaches, the manual should reflect the requirements of educational standards for a new generation. The authors propose an integrated modular scheme of compiling focused on the formation of the major sociocultural and professional competences in students teaching aid. Scheme of compiling English language educational handbook for students of 1-2 courses of economics direction “bachelor” has been offered as an example. This scheme, according to the authors, can be successfully adapted for other disciplines, in order to improve the productivity of teaching the subject in terms of requirements of modern standards of higher education.

Текст научной работы на тему «Учебно-методическое пособие по иностранному языку для студентов нелингвистических высших учебных заведений в условиях перехода на новые образовательные стандарты»

Р.В. Вольвач

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ

Согласно статье 2 Конституции, Россия провозгласила себя государством, где человек, его права и свободы признаются высшей ценностью. Реализация этого положения подразумевает сохранение как самих основ существования человека, так и обеспечение безопасности каждого человека. Законодательно это обеспечивается Законом Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. Однако он прямо не регулирует отношения, связанные с безопасностью личности, а регламентирует деятельность органов безопасности, главное поле деятельности которых - обеспечение безопасности общества и государства. Данный закон затрагивает конкретного человека в рамках деятельности органов безопасности, охватывающих также и вопросы обеспечения его личной безопасности.

«Безопасность (safety; security) - положение, при котором кому-либо, чему-либо не угрожает опасность (любого вида), состояние надежной защищенности жизненно важных интересов и коренных основ существования личности, социальной группы, общества и государства, а также мирового сообщества от внутренних и внешних угроз. Проблема обеспечения безопасности, охраны, защиты человека, экономической, социальной, культурной, технико-технологической, информационной и естественной среды его существования сопровождает развитие человека и человечества»1.

Личную безопасность С.А. Кравченко определяет через «факторы, обеспечивающие жизнь и здоровье индивида»2.

Безопасность личности, государства и общества можно обозначить общим термином «социальная безопасность». В современной справочной и энциклопедической литературе не приводится понятие «социальная безопасность». Понятие «социальная безопасность» должно раскрывать один из компонентов обеспечения общественной безопасности (наряду с обеспечением безопасности в сферах экономики, политики и культуры). Социальная безопасность, рас-

1 Халипов В.Ф. Энциклопедия власти. М., 2005. С. 411.

2 Кравченко С.А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь. М., 2004. С. 43.

сматриваемая в узком смысле, представляет собой обеспечение безопасности социального субъекта в системе осуществляемых социальных связей, отношений и различных видов взаимодействий между личностью, социальными группами и обществом.

Обеспечение социальной безопасности означает обеспечение надежной защищенности и создание благоприятных условий для спокойной, стабильной жизнедеятельности человека, функционирования социальных групп во всех сферах общества, а также общества в целом. Защищенность личности обеспечивается посредством охраны его прав через общую и частную превенцию. Охрана как функция права может быть осуществлена лишь в условиях конкретного социума.

Поскольку человек - существо общественное, свобода каждого в осуществлении своих интересов и потребностей не может быть безграничной. Осуществляя свою жизнедеятельность, человек непременно столкнется с интересами таких же членов общества. А охрана их прав обеспечивается, например, юридической нормой о невозможности нарушения прав и свобод других лиц при осуществлении гражданами, организациями и государством своих прав и свобод (ст. 19 Конституции РФ).

Конституция России, законодательные и нормативно-правовые акты не только провозглашают право на информацию, но и предусматривают ограничения этого права. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 29 Конституции РФ не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Право искать и получать информацию не распространяется на сведения, отнесенные к государственной тайне. Конституцией также установлено право каждого гражданина «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (ч. 4 ст. 29), гарантирована свобода массовой информации, запрещена цензура (ч. 5 ст. 29).

Право на информацию может быть ограничено в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, права и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

Принято считать, что право обеспечивает более высокий уровень охраны жизни, здоровья, собственности по сравнению с мерами неюридического характера. В то же время несомненно, что законодатель должен быть заинтересован в формировании у личности твердых установок на сознательное соблюдение норм права, на стабильность его правомерного поведения. Такой результат может быть достигнут

с помощью правовой пропаганды, повышения авторитета и престижа права, путем приближения содержания права к потребностям личности и общества с той целью, чтобы право отражало эти потребности.

«Правовой нигилизм, абсентизм (уклонение), распространившиеся среди работников СМИ, показатели нежелания соблюдать правовые нормы в процессе осуществления профессиональных обязанностей, - своеобразная форма протеста против законодательного регулирования журналистской деятельности, что уже само по себе является источником информационных угроз личности, обществу, государству»1.

Внутренние и внешние угрозы, опасности и тому подобное в информационной сфере определены документом, имеющим официальный статус - «Доктрина информационной безопасности» (2000 г.) Официальным этот документ можно назвать потому, что опубликован он в Российской газете2 и утвержден поручением президента, однако, юридической силы он не имеет. В доктрине больше раскрыты социальные аспекты обеспечения информационной безопасности, нежели правовые, с разных сторон охарактеризовано положение дел в информационной сфере, перечислены угрозы и т. п., даны рекомендации по правовому регулированию соответствующих общественных отношений. Документ носит рекомендательный характер (то есть необязателен к исполнению), следовательно, в социально-правовом механизме обеспечения информационной безопасности ему необходимо отвести место социально-нормативного регулятора общественных отношений, складывающихся в информационной сфере или посредством информационной системы.

Важной составляющей информационной сферы является система информационной безопасности. В условиях лавинообразного роста потоков информации возрастает вероятность снижения устойчивости и надежности информационных систем и степени обеспеченности их информационной безопасности. Информационную безопасность мы определяем как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания своей жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития. Информационная безопасность осуществляется путем противостояния различным видам негативного воздействия на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации. Она

1 Медиаправо России: документы, комментарии, вопросы, ответы. Ростов н/Д, 2005. С. 9.

2 См.: Российская газета. 2000. 28 сент.

обеспечивается комплексом законодательных, административных и программно-технических мер, включающих защитные мероприятия-ии. Эта система ставит также цель выработки личностных и групповых навыков и умений безопасного поведения, поддержания постоянной готовности к адекватным мерам в «информационной войне». Политика безопасности реализуется с помощью набора законов, правил и норм поведения по отношению к информации.

Российская законодательная база, на первый взгляд, насыщена комплексом законов и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в информационной сфере. Это законы: «Об информации, информатизации и защите информации», «О рекламе», «О средствах массовой информации», «О государственной тайне», «О связи», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «О федеральных органах правительственной связи и информации», отдельные статьи «Уголовного кодекса Российской Федерации», а также нормативно-правовые акты: «Об административных правонарушениях», «Перечень сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну» и др.

Для обеспечения права граждан на информацию особое значение имеет доступ физических лиц к государственно-управленческим ресурсам, что является основой осуществления общественного контроля над деятельностью органов государственной власти.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г. № 24-Фз обеспечивает правовую защиту информации. В нем впервые применено понятие «конфиденциальная информация», которая рассматривается как документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В нем (ст. 20) определены основные цели защиты информации: предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации; предотвращение угроз безопасности личности, общества и государства; предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации; защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных сведений; сохранение государственной тайны и конфиденциальность информации.

Под секретностью понимается право определения того, какая информация, касающаяся служащего, где и каким образом, в каком виде может храниться. По большому счету секретность - это степень ограничения сведений, относящихся к государственной тайне. Проблема секретности - одна из вечных проблем, и хотя ее обеспечение

является скорее этической и социальной проблемой, чем проблемой информационной обработки, сегодня ее следует решать с учетом современных принципов обработки информации.

Механизм реализации любого права, в том числе права на информацию, должен включать в себя вопросы ответственности, иначе право будет лишь провозглашено, но действовать не будет. Проблемам ответственности должностных лиц, виновных в нарушении права гражданина на информацию, посвящено несколько правовых норм в разных нормативных актах: это прежде всего ст. 13 и 24 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», ст. 15 Закона РФ «О государственной тайне» ст. 58 и 61 Закона РФ «О средствах массовой информации», ст. 140-1 Уголовного кодекса РФ.

Так, в соответствии со ст. 24 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», отказ гражданину в доступе к открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в суд. Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ущерба. Суд рассматривает иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации гражданам, а также сами споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом. Аналогичная норма содержится в Законе РФ «О государственной тайне» (ст. 15): обоснованность отнесения к государственной тайне может быть обжалована в суд. В этой же статье Закона РФ «О государственной тайне» предусмотрено право граждан обращаться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации с запросом о рассекречивании сведений, отнесенных к государственной тайне. Уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса по существу влечет за собой административную (дисциплинарную) ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Информация превращается в одно из основных средств, обеспечивающих безопасность человека. Под информационной безопасностью человека мы подразумеваем состояние защищенности информации, обеспечивающей жизненно важные интересы человека. Такой подход служит ориентиром в борьбе со злоупотреблениями государственных служащих в сфере информационных отношений. Руководители, служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к управленческой информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законо-

дательством и законодательством об административных правонарушениях (ст. 24 ФЗ РФ «Об информации, информатизации и защите информации»). Сложность заключается в том, что на сегодняшний день уголовное, гражданское законодательство и законодательство об административных правонарушениях не приведено в соответствие с законодательством, регулирующим отношения в информационной сфере.

В целом законодательство, регулирующее право граждан на информацию, носит фрагментарный характер, особенно в вопросах привлечения к ответственности виновных в нарушении данного конституционного права граждан.

Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» к информации с ограниченным доступом относит государственную тайну и конфиденциальную информацию. Все отношения, связанные с государственной тайной, регулируются Законом РФ «О государственной тайне» и несколькими подзаконными актами, изданными на его основе.

К конфиденциальной информации относят информацию о гражданах, коммерческую, служебную и профессиональную тайну. Отношения, связанные с персональными данными о гражданах, регулируются ст. 11 Федерального закона. Регулирование вопросов защиты коммерческой тайны осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 1991 г. «О Перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну».

Различные виды информации, которую нельзя засекречивать или относить к информации с ограниченным доступом, зафиксированы в нескольких законодательных и нормативно-правовых актах. Так, в ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» к ней отнесены законодательные и иные нормативные акты, устанавливающие правовой статус органов государственной власти, а также права и свободы граждан; документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, экологическую, демографическую информацию). В ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» в качестве информации, к которой нельзя ограничивать доступ, отнесены факты нарушения прав и свобод человека, о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, преступности.

В информационной сфере источниками опасности может быть разглашение информации, имеющее губительные последствия для носителя данной информации. В 1991 г. вследствие непродуманной информационной политики государства осуществлялась бесконтрольная передача другим странам информации, имеющей жизненно важное значение для обеспечения безопасности страны. «Серьезное воздействие на общественное мнение и на конкретную личность в от-

дельности оказали факты рассекречивания документов, различного рода подслушивающих устройств, передача сверхсекретных архивных материалов в другие страны из чисто популистских, конъюнктурных соображений. В результате у российских граждан начал складываться синдром информационной беззащитности, на основе которого усилился процесс социальной напряженности и неуверенности»1

Итак, информационную безопасность автор статьи определяет как способность государства, общества, социальной группы, личности обеспечить с требуемой вероятностью достаточные и защищенные информационные ресурсы и потоки для поддержания своей жизнедеятельности, устойчивого функционирования и развития. Информационная безопасность достигается путем противостояния различным видам негативного воздействия на индивидуальное и общественное сознание и психику людей, а также на компьютерные сети и другие источники информации.

Информационная безопасность обеспечивается комплексом социальных, законодательных, административных и программно-технических мер, включающих конкретные защитные действия. Этот комплекс мероприятий ставит также целью выработку личностных и групповых навыков и умений безопасного поведения, поддержание постоянной готовности к адекватным мерам в «информационной войне». Политика безопасности реализуется с помощью набора законов, правил и норм поведения по отношению к информации. Практические меры обеспечения информационной безопасности включают предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения и подделки информации, а также несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации. Кроме того, практическая система мер обеспечения информационной безопасности личности включает создание условий для сохранения личной тайны и конфиденциальности персональных сведений.

1 Безопасность: Информационный сборник. 1998. № 7-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.