Научная статья на тему 'История информационного законодательства. ХХ век. Начало'

История информационного законодательства. ХХ век. Начало Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3606
421
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИСТОРИЯ / ХХ ВЕК / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИНФОРМАЦИИ / НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПРАВОВОЙ ИНФОРМАЦИИ (НЦПИ) / ЗАКОНЫ США / ЗАКОНЫ ФРГ / INFORMATION / LEGAL INFORMATION / INFORMATISATION / HISTORY / 20TH CENTURY / INFORMATION SOCIETY / ACCESS TO INFORMATION / INFORMATION PROTECTION / INFORMATION SECURITY / LEGAL REGIME OF INFORMATION / SCIENTIFIC CENTRE FOR LEGAL INFORMATION / LAWS OF THE USA / LAW OF THE FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горбачёва Елена Викторовна

Статья описывает этапы становления законодательства, регулирующего вопросы информации, правовой информации и информатизации начиная с середины ХХ века. Названы первые нормативные акты, отражающие проблемы нарождающегося информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF INFORMATION TECHNOLOGY LAW. 20TH CENTURY. THE BEGINNING

The paper describes the formation stages of laws regulating issues of information, legal information, and informatisation beginning from the middle of the 20th century. The first normative legal instruments that reflected the problems of the emerging information society are listed.

Текст научной работы на тему «История информационного законодательства. ХХ век. Начало»

ИСТОРИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. ХХ ВЕК. НАЧАЛО

Горбачёва Е.В.*

Аннотация. Статья описывает этапы становления законодательства, регулирующего вопросы информации, правовой информации и информатизации начиная с середины ХХ века. Названы первые нормативные акты, отражающие проблемы нарождающегося информационного общества.

Ключевые слова: информация, правовая информация, информатизация, история, ХХ век, информационное общество, доступ к информации, защита информации, информационная безопасность, правовой режим информации, Научный центр правовой информации (НЦПИ), законы США, законы ФРГ.

Целью законодательства в информационной сфере является повышение уровня правовой информированности общества путем всестороннего обеспечения органов, должностных лиц и граждан полной и достоверной информацией о действующих в России законодательных и других правовых актах. Решение этой проблемы представляет собой двуединую задачу: информатизацию правовой сферы и обеспечение законодательного регулирования правоотношений в сфере информации и информатизации («информатизация» - популярный термин тех времен).

Нормативные акты регулировали самые разные аспекты области информации. В сферу интересов общества вошли:

- информационные ресурсы, продукты, услуги (сбор, учет, регистрация, обработка, накопление, хранение, получение и потребление информации, доступ к информационным ресурсам, право собственности на них, обмен информацией, архивы, библиотеки, базы и банки данных, государственные кадастры, реестры, регистры, информационные фонды, депозитарии, системы классификации и кодирования);

- информация ограниченного доступа;

- информационные системы, технологии и средства их обеспечения, информационная инфраструктура, телекоммуникация и связь;

- сертификация и лицензирование в информационной сфере;

- информационная безопасность (защита личности, общества, государства от воздействия

недоброкачественной, недостаточной, ложной информации, защита информации и информационных систем от несанкционированного доступа, защита прав и свобод граждан в условиях информатизации);

- интеллектуальная собственность (авторское право, патентное право); средства массовой информации (распространение информации, реклама);

- ответственность за правонарушения в информационной сфере;

- международное сотрудничество в информационной сфере и т. п.

Для развития законодательства, регулирующего проблемы информации и информатизации, с принятием Конституции Российской Федерации 1993 года появилась конституционная основа.

Конституция официально подтвердила международно признанное право граждан на информацию. Ст. 29 Конституции раскрывает содержание этого права. Пункт 4 этой статьи предусматривает право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Это право граждан на информацию должно быть распространено и на различные ассоциации граждан, юридические лица и на само государство как субъекта международных отношений.

Для сферы правовой информации данные положения имеют особую значимость. Как известно, незнание закона не освобождает от ответствен-

* Горбачёва Елена Викторовна, заместитель начальника редакционно-издательского отдела ФБУ НЦПИ при Минюсте России, Российская Федерация, г. Москва. E-mail: struniny@yandex.ru

ности, и право на беспрепятственное получение правовой информации является жизненно необходимым. Принципиальная доступность правовой информации - ее важнейшая и специфическая черта. Реализация доступности и защита права на доступ к нормативной правовой информации подчеркиваются в пункте 2 статьи 24 - Конституция Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (а правовая информация является именно такой), если иное не предусмотрено законом, а ст. 19 запрещает ограничения прав граждан по ряду признаков социальной, расовой, национальной, или религиозной принадлежности.

Порядок формирования и использования информационных ресурсов рассматривается в статье 71 «и». Здесь сказано об отнесении федеральной информации и связи к ведению Федерации, об определении федеральной собственности на важнейшие объекты информационных ресурсов и информатизации.

Вопрос о правовом обеспечении информатизации в нашей стране был поставлен в 70-х гг. в связи с развитием АСУ различных уровней. Нормативная основа, структура и механизмы ее реализации, выраженные термином «правовое обеспечение», не вышли за рамки ведомственных актов, нескольких постановлений правительства, аналогичных актов республиканского уровня.

В 1975 году было образовано учреждение, в названии которого впервые используется словосочетание «правовая информация».

25 июня 1975 года с целью систематизации действующего законодательства и создания эффективного механизма информирования граждан и должностных лиц о нормах действующего законодательства было принято Постановление ЦК КПСС и Совета Министров № 558, обязывающее создать при Всесоюзном научно-исследовательском институте советского законодательства Министерства юстиции СССР (ВНИИСЗ) «научно-информационный центр, оснащенный современными техническими средствами для поиска и выдачи информации». На Центр возлагались задачи ведения учета нормативных актов СССР и союзных республик, государственной регистрации, обработки, хранения и ведения фонда правовой информации. В соответствии с этим постановлением при ВНИИСЗ был создан Научный центр правовой ин-

формации (НЦПИ) [1]. НЦПИ был первой в стране организацией, решающей на современном научно-техническом уровне проблемы поиска правовой информации, кодификации законодательства, повышения уровня законодательной техники, приведения ведомственных нормативных актов в соответствие с союзным законодательством.

Приказом Министра юстиции СССР от 2 декабря 1976 года на НЦПИ с 1 июля 1977 года возлагалась обязанность приема на государственный учет правовых актов, а приказом от 18 марта 1977 года было утверждено Положение о государственном учете нормативных актов СССР и союзных республик. Центр осуществлял централизованный сбор и регистрацию этих актов, создание и поддержание в контрольном состоянии их фондов и предоставление комплексной информации о них. Определяющим в развитии НЦПИ стал 1982 год, когда была введена в действие автоматизированная информационно-поисковая система «АИПС-За-конодательство», первая удачная попытка систематизации большого правового массива. В целях систематизации и совершенствования законодательства ЦК КПСС, Президиумом Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР в марте 1978 года было принято совместное постановление об издании в 1981-1985 годах Свода законов СССР в качестве официального издания Президиума Верхового Совета СССР и Совета Министров СССР. Значительная роль в организации этой работы отводилась НЦПИ, создавшему автоматизированную подсистему «Свод законов», за которую работники Центра были награждены серебряной медалью ВДНХ. Приказом Министерства юстиции РСФСР от 8 января 1992 г. НЦПИ был преобразован в НЦПИ при Минюсте России.

Проблематика информатизации в большей мере получила отражение в законодательстве Российской Федерации в 1991-92 гг. Происходит смена акцентов в структуре правового режима информации. Появились первые акты Российской Федерации, устанавливающие форму собственности на некоторые виды информации. Новым моментом в правовом режиме информации является признание документированной информации объектом товарного характера.

Среди первых документов, рассматривающих данную сферу - указы Президента РФ «Об информационно-правовом сотрудничестве Российской Федерации с государствами-членами Содружества Независимых Государств» (1993), «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» (1993), «О мерах по ускорению соз-

дания центров правовой информации» (1993), «О концепции правовой информатизации России» (1993), «О мерах по реализации правовой информатизации России» (1993), «Вопросы формирования единого информационно-правового пространства Содружества Независимых Государств» (1993), «О взаимодействии федеральных органов государственной власти Российской Федерации в области информационно-правового сотрудничества с органами власти государств-участников Содружества Независимых Государств» (1994), «О мерах по созданию единого эталонного банка данных правовой информации» (1993).

Указ Президента «Об основах государственной политики в сфере информатизации» (1994) принят «в целях создания условий для согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти Российской Федерации, обеспечения безопасности страны и национальных интересов в информационной сфере и, учитывая важность информатизации для формирования и развития качественно новых социально-экономических отношений в России».

Вопросы организации правовых информационных ресурсов решались актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, регулирующими устройство системы органов, проводящих в жизнь правовую информацию и информатизацию, распределение между ними обязанностей и функций.

Данные проблемы отражены, в частности, в таких документах, как Положение о Государственном правовом управлении Президента РФ (1992), Положение о Министерстве юстиции РФ (1993), Закон Российской Федерации «О федеральных органах правительственной связи и информации» (1993), Постановление о первоочередных мерах по созданию единой системы обеспечения правовой информацией органов государственной власти и управления республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления (1992), Распоряжение Правительства о создании в НЦПИ банка ведомственных нормативных актов (1993) и др.

Частично проблемы правовой информации затрагивались в таких актах, как законы Российской Федерации «О государственной тайне»; «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; «Об авторском праве и смежных правах»; «О средствах массовой информации», «О товарных знаках, зна-

ках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Приняты федеральные законы «О рекламе», «Об обязательном экземпляре документов», «О библиотечном деле», «Об архивном деле в Российской Федерации», «О связи», «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», «О кредитных историях», Указ Президента РФ «О классификаторе правовых актов» и др.

Большое значение имеет Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1994 года, в частности, следующие главы и статьи: Глава 6. Общие положения. Ст. 138. Интеллектуальная собственность. Ст. 139. Служебная и коммерческая тайна. Глава 38. Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ. Ст. 771. Конфиденциальность сведений, составляющих предмет договора и др.

Основополагающим на тот момент в информационной сфере считался так называемый «трехглавый закон» - Федеральный закон от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», который «регулирует отношения, возникающие при: формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации; создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения; защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации».

В принятом в 1996 году Уголовном кодексе Российской Федерации вопросам информации - её безопасности - посвящены следующие главы и статьи: Глава 19. Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (Ст. 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни; Ст. 138. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений; Ст. 139. Нарушение неприкосновенности жилища; Ст. 140. Отказ в предоставлении гражданину информации; Ст. 144. Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов; Ст. 146. Нарушение авторских и смежных прав; Ст. 147. Нарушение изобретательских и патентных прав); Глава 22. Преступления в сфере экономической деятельности (Ст. 183. Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; Ст. 189. Незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг,

используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники); Глава 25. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности (Ст. 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей); Глава 29. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (Ст. 275. Государственная измена; Ст. 276. Шпионаж; Ст. 283. Разглашение государственной тайны; Ст. 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну) и др. Впоследствии в Уголовный кодекс была введена специальная глава, посвященная компьютерным преступлениям (Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации).

Федеральный закон «Об участии в международном информационном обмене» (1996) был принят с целью «создания условий для эффективного участия России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защита интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при международном информационном обмене, защита интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене».

Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации, в которой указывается на необходимость защиты государственного информационного ресурса от утечки важной политической, экономической, научно-технической и военной информации.

Постановление Правительства РФ от 29.11.2000 № 904 «Об утверждении Положения о порядке ведения Федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации» непосредственно касалось деятельности НЦПИ.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации (2000) представляла собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.

На международном уровне давно сформирована устойчивая система взглядов на информацию как на ценнейший ресурс жизнеобеспечения общества, имеющий широкое социальное значение. В «Билле о правах в эру информации» (1990) определяется, что общедоступная информация - это национальное богатство, приумноженное и сохраняемое в интересах общества. Общедоступ-

ная информация определена как создаваемая, собираемая и/или сохраняемая федеральным правительством.

Разработка проблемы шла по трем направлениям:

1) Защита государственных интересов [2].

Механизм защиты предусматривал следующие аспекты: установление приоритетов защиты; определение исполнительских механизмов (административных структур защиты с необходимой законодательно-правовой базой).

Законы США, создающие условия для развития процессов информатизации (компьютеризации) в стране, исчислялись сотнями. Ключевую роль играет американский «Закон об информационной безопасности» (1988). Его цель - реализация минимально достаточных действий по обеспечению безопасности информации в федеральных компьютерных системах.

2) Защита права личности на частную жизнь.

В законах устанавливается приоритет интересов национальной безопасности над сохранением тайны частной жизни. В остальном права личности защищены весьма тщательно. Развитие информатики в странах Запада и возникновение «мировых информационных потоков», имеющих трансграничные свойства, необходимость введения регулирования этих потоков в связи с ростом угрозы нарушения прав личности (бесконтрольным распространением и доступом к персональной информации) потребовали разработки специальных актов, учитывающих фактор информатизации.

В законодательстве ФРГ выделяется развернутый (44 раздела) Закон о защите данных (1990). Он целиком посвящен защите персональных данных.

3) Защита предпринимательской и финансовой деятельности путем создания законодательного механизма, определяющего понятие «коммерческая тайна» и устанавливающего условия для осуществления «добросовестной» конкуренции, квалификации промышленного шпионажа как элемента недобросовестной конкуренции.

Конечно, по известным причинам зарубежное законодательство коснулось проблем информации намного раньше. Вот какие «лохматые» годы представлены в списках опорных законодательных актов США в области организации информации и компьютеризации:

Акт о федеральной отчетности (1942) - упорядочение системы отчетности.

Акт о федеральной собственности и административных службах (1949) - закупка и управление телекоммуникациями.

Акт о правительственных источниках (1965) -снижение бумаготворчества.

Акт о федеральных архивах (1968) - роль центрального звена управления архивами.

О свободе информации (1974) - информация -национальный ресурс.

Закон о снижении объемов федерального бумажного документооборота (1980) - упорядочение документирования.

Циркуляр А-130 «Управление федеральным информационным ресурсом» (1985) - стратегическое планирование информационных технологий, бюджетные ассигнования.

Акт о дополнительных санкциях на снижение объемов документооборота (1986) - информационные ресурсы ведомств, пятилетние планы, пакет по управлению информационными ресурсами, функции ведомств.

Билль о правах в эру информации (1990) - фундамент для программ и политики в области общедоступной информации, утверждение общенародной собственности на информацию, принципы доступности информации.

Законы ХХ века устанавливали нормы и правила в области - формирования и использования правовых информационных ресурсов страны, права авторства и права собственности на них;

- создания структур, предопределяющих активное развитие процессов правовой информатизации и внедрения передовых технологий в работе с информацией;

- защиты прав граждан в условиях информатизации;

- реализации и защиты права на свободный доступ к правовой информации;

- защиты правовой информации от несанкционированного доступа;

- координации государственного управления и законотворческой работы;

- государственной политики в сфере правовой информации и информатизации.

Однако бурное развитие всей сферы информации в современном мире требовало постоянного совершенствования законодательства, регулирующего отношения в данной области. Поэтому в настоящее время наблюдается повышение законотворческого интереса к проблемам информации, что подтверждается возникновением и развитием понятий «информационное право» [1], «информационно-коммуникационные технологии», решением юридических, социальных, даже психологических проблем, связанных с повсеместным введением интернета и электронных форм связи.

Литература

1. Сайт Научного центра правовой информации. URL: http://www.scli.ru .

2. Законодательный уровень информационной безопасности. URL: http://pki-exam.narod.ru/ib/t4/index. html .

3. В.А.Копылов. Информационное право. 2006. № 2(5). С. 45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.