Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ ТЕОЛОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ ТЕОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ / РАЗРАБОТКА / ТЕОЛОГИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров А.В.

Одним из направлений развития современного высшего образования является его информатизация, открывающая новые возможности для организации образовательного процесса. В связи с этим проблема проектирования, разработки и использования электронных информационно-образовательных ресурсов в профессиональном образовании в целом и в теологическом образовании, в частности, является актуальной. Цель статьи - раскрыть особенности проектирования и разработки электронных информационно-образовательных ресурсов в профессиональной подготовке будущих бакалавров теологии. Автором охарактеризованы особенности теологического образования, выделены этапы проектирования, принципы разработки, предложена структура электронных информационно-образовательных комплексов, используемых при подготовке бакалавров теологии. Статья предназначена для преподавателей вузов, интересующихся проблемами внедрения новых образовательных технологий в профессиональную подготовку в вузе, заинтересованных в разработке и внедрении в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DESIGN AND DEVELOPMENT OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE TRAINING OF THEOLOGIANS

One of the directions for development of modern higher education is its Informatization, which opens up new opportunities for organizing the educational process. In this respect, the problem of designing, developing and using electronic information and educational resources in professional education, in general, and in theological education, in particular, is relevant. The purpose of the article is to reveal the features of designing and developing electronic information and educational resources in the professional training of future bachelors of theology. The author describes the features of theological education, identifies the stages of design, development principles, and suggests the structure of electronic information and educational complexes, used in the preparation of bachelors of theology. The article is intended for University-teachers who are interested in the problems of introducing new educational technologies in professional training at the University, in the development and implementation of electronic educational resources in the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПОДГОТОВКЕ ТЕОЛОГОВ»

УДК 378

Особенности проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов в подготовке теологов

Features of design and development of electronic educational resources in the training of theologians

Петров А.В., Казанский (Приволжский) федеральный университет, begeshow@yandex.ru

Petrov A., Kazan (Volga region) Federal University, begeshow@yandex.ru DOI: 10.51379/KPJ.2021.146.3.019

Ключевые слова: проектирование, разработка, теология, электронные образовательные ресурсы.

Keyword: design, development, theology, electronic educational resources.

Аннотация. Одним из направлений развития современного высшего образования является его информатизация, открывающая новые возможности для организации образовательного процесса. В связи с этим проблема проектирования, разработки и использования электронных информационно-образовательных ресурсов в профессиональном образовании в целом и в теологическом образовании, в частности, является актуальной. Цель статьи - раскрыть особенности проектирования и разработки электронных информационно-образовательных ресурсов в профессиональной подготовке будущих бакалавров теологии. Автором охарактеризованы особенности теологического образования, выделены этапы проектирования, принципы разработки, предложена структура электронных информационно-образовательных комплексов, используемых при подготовке бакалавров теологии. Статья предназначена для преподавателей вузов, интересующихся проблемами внедрения новых образовательных технологий в профессиональную подготовку в вузе, заинтересованных в разработке и внедрении в образовательный процесс электронных образовательных ресурсов.

Abstract. One of the directions for development of modern higher education is its Informatization, which opens up new opportunities for organizing the educational process. In this respect, the problem of designing, developing and using electronic information and educational resources in professional education, in general, and in theological education, in particular, is relevant. The purpose of the article is to reveal the features of designing and developing electronic information and educational resources in the professional training of future bachelors of theology. The author describes the features of theological education, identifies the stages of design, development principles, and suggests the structure of electronic information and educational complexes, used in the preparation of bachelors of theology. The article is intended for University-teachers who are interested in the problems of introducing new educational technologies in professional training at the University, in the development and implementation of electronic educational resources in the educational process.

Введение. Современный этап развития общества в целом и системы образования, в частности, характеризуется широкомасштабным внедрением информационных технологий, которые обеспечивают открытость образования, взаимодействие всех участников

образовательного процесса. Особое место в этом процессе уделяется электронной информационно-образовательной среде вуза, главная задача которой - формирование профессиональной компетентности будущих специалистов, независимо от времени и их места расположения.

Одной из важнейших составляющих электронной информационно-образовательной среды вуза являются электронные образовательные ресурсы. Опираясь на нормативные документы, научные исследования, установлено, что электронные образовательные ресурсы раскрываются с различных точек зрения. Представим лишь некоторые из них:

- «это образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них» [4];

- «это образовательный ресурс, представленный в электронной форме, включающий в себя предметное содержание, структурированное по смыслу, рекомендации по его применению и метаданные о них» [1];

- «это источники информации, предназначенные для использования в учебном процессе, представленные в электронно-цифровой форме, потенциально обладающие свойствами системности, структурированности, полноты содержания, мультимедийности и интерактивности» [5].

Как правило, основными этапами разработки электронных образовательных ресурсов многие исследователи выделяют подготовительный этап, на котором разработчики подбирают различные источники, структурируют учебные материалы, и рабочий этап, в процессе которого непосредственно они и создаются [9;10].

Классификации электронных

образовательных ресурсов весьма разнообразны. Так, например, выделяют локальные и сетевые электронные образовательные ресурсы [8], учебные, демонстрационные, тренинговые, самостоятельные, диагностические и

тестирующие, контролирующие электронные образовательные ресурсы [6], электронные: учебно-методический комплекс направления, дисциплины, учебный модуль, учебник, методическое пособие, задачник, лабораторный практикум, компьютерные тренажеры [12].

Многими исследователями среди ряда требований, которым должны отвечать электронные образовательные ресурсы, отмечаются интерактивность, системность, полнота содержания учебных материалов, их мультимедийность [2;5;13].

Практически все исследователи единогласны во мнении, что структура, предметное содержание электронных образовательных ресурсов определяются их функциональным назначением, особенностями предметной области, в которой они будут использованы.

Таким образом, технологическая и содержательная основа проектирования и разработки электронных образовательных ресурсов должна базироваться на существующем педагогическом опыте подобных разработок, учитывать специфику тех или иных направлений подготовки.

Материалы и методы исследования. Основными научными методами,

использованными в исследовании, являются:

прямой анализ и элементарно-теоретический анализ, показавшие неоднозначность в определении электронного образовательного ресурса, его классификации; индукция, позволившая, переходя от частных фактов к общим выводам, выделить особенности теологического образования; дедукция, вследствие применения которой нами определены этапы разработки и структура авторского электронного образовательного ресурса.

Результаты исследования. Главная цель электронного образовательного ресурса -способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся, направленной на формирование их профессиональной компетентности.

Проектируемый электронный

образовательный ресурс должен учитывать специфику той предметной области, в которой он будет использоваться. Его теоретическое и практическое содержание должны быть ориентированы на формирование конкретных профессиональных компетенций. Результаты проведенного исследования позволили выявить специфику теологического исламского образования в вузе:

- оно должно включать как религиозное, так и светское образование, результатом которого, наряду с профессиональными, формируются и общекультурные компетенции, присущие гуманитарному образованию;

- процесс исламского образования оказывается под влиянием уже сформированных религиозных мотивов, направленных на духовную самореализацию;

- сформированность у обучающихся определенных стереотипов, которые могут оказывать тормозящее влияние на весь образовательный процесс;

- теологическое образование в целом и исламское образование, в частности, направлены на самоидентификацию нации, ее духовных традиций в образовательной плоскости.

На основе анализа нормативных документов [14], научных исследований, посвященных определению структуры профессиональной компетентности теологов [7;15] мы определили профессиональную компетентность теолога как поликомпонентную структуру [11], каждый компонент которой представлен совокупностью элементов, см. таблицу 1.

Таблица 1. - Структура профессиональной компетентности теолога

Компоненты профессиональной компетентности теолога Структурные элементы компонентов профессиональной компетентности теолога

Духовно -нравственный компонент - владение знаниями исламского вероучения, религиозных ценностей; - сформированность толерантности, высокой мотивации к раскрытию духовного потенциала; - способность контролировать собственные действия, соотносить их с религиозными нормами; - погружение в исламское вероучение, вовлеченность в реализацию его заветов

Представительско -посреднический компонент - способность к конструктивному межконфессиональному и государственно-конфессиональному диалогу; - владение понятийным аппаратом конфликтологии, стратегиями, приемами и техниками разрешения межэтнических и межконфессиональных конфликтов

Религиозно-просветительский компонент - владение категориальным аппаратом исламского вероучения; - знание политических, правовых, социальных, экономических аспектов ислама; - владение методами и средствами систематизации и интерпретации Корана; - владение способами культовой деятельности; - способность к участию в работе религиозных учреждений; - владение методикой преподавания исламских дисциплин в образовательных учреждениях

Экспертно-консультативный компонент - владение основами исламской богословской науки, знаниями исламского права; - готовность к экспертной деятельности в области исламской права, исламской этики

Коммуникативно-эмоциональный компонент - развитость религиозных лексических навыков; - знание английского, арабского, старотатарского языков; - способность управлять религиозным общением

Информационный компонент - способность использовать информационные технологии для поиска, обработки данных

Мы определили этапы разработки электронных образовательных ресурсов в целом по дисциплинам учебного плана направления подготовки 43.08.01 - «Теология», профиль подготовки «Исламская теология

(государственно-конфессиональные отношения)» и, в частности, по дисциплине «Коранистика»:

1. Подготовительный этап: анализ потребности в электронных образовательных ресурсах, определение текущей обеспеченности дисциплины, определение задач электронных образовательных ресурсов.

2. Проектирование и разработка: поиск и подбор источников, структуризация учебных материалов, создание текстовых и мультимедийных материалов, разработка контрольно-диагностических материалов.

3. Апробация: осуществление образовательного процесса с использованием электронного образовательного ресурса, при необходимости, его корректировка.

4. Экспертиза: разработанный электронный образовательный ресурс проходит все виды

экспертиз (содержательную, педагогическую, эргономическую и др.).

Разработка электронного образовательного ресурса осуществлялась в соответствии с нормативными документами [3;4] и базировалась на следующих принципах:

- соответствие образовательному стандарту - теоретические и практические учебные материалы направлены на освоение образовательной программы по соответствующей дисциплине, на формирование соответствующих компетенций;

- системность - логическая, функциональная связанность учебных материалов;

- модульность - учебные материалы представлены в законченных блоках;

- полнота и комплектность - в состав электронного образовательного ресурса входят справочный, теоретико-практический, методический и контрольно-диагностический модули;

- последовательность изложения материала - логика изложения учебного материала построена на соблюдении причинно-следственных, временных, логических связей;

- соответствие объема учебных материалов объему зачетных единиц по дисциплине - учебные материалы должны быть представлены в объеме, соответствующим зачетным единицам;

- актуализация - все учебные материалы должны обновляться с определенной периодичностью с учетом новых научных достижений.

Авторский электронный информационно-образовательный комплекс имеет следующую структуру:

1. Кейс-ресурсы - учебные текстовые, аудио-, видео- материалы; практические задания; описание алгоритма действий обучающегося; вопросы для итоговой аттестации по дисциплине.

2. Электронные образовательные ресурсы:

- справочный модуль - рабочая программа дисциплины, перечень компетенций, формируемых в процессе изучения дисциплины, глоссарий, список основной и дополнительной литературы, новостной форум;

- содержательно-практический модуль -теоретический блок (конспекты лекций, презентации), и практический блок (практические задания, варианты индивидуальных заданий);

- методический модуль - методические указания для преподавателя, методические указания студенту по изучению отдельных тем;

- контрольно-диагностический модуль -вопросы для самопроверки по каждой изученной теме, тесты для промежуточного (по темам) и

итогового контроля, а также итоговые вопросы по всей дисциплине.

3. Интернет-ресурсы открытого доступа.

Особенностью разработанного электронного информационно-образовательного комплекса является то, что при изложении теоретического материала в его содержательной части мы активно использовали гипертекстовую технологию, когда учебный материал организуется не линейно, а представляется в специально оформленном виде, что позволяет обучающемуся самому выбирать пути его изучения.

Заключение. Итак, в ходе исследования получены следующие результаты: выявлена специфика теологического исламского образования в вузе; установлено, что структура профессиональной компетентности теолога есть определенная совокупность компонентов, каждый из которых представлен множеством элементов; выявлены методологические основы, разработаны этапы, определены особенности разработки и структура электронного информационно-образовательного комплекса по дисциплине «Коранистика». Практическая значимость исследования состоит в том, что авторский электронный информационно-образовательный комплекс является одним из важных компонентов электронной

информационно-образовательной среды вуза, используется как полноценный образовательный ресурс, отражающий реализацию требований федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Теология».

Литература:

1. Баранов А.В. Электронные образовательные ресурсы в современном образовании: сборник / А.В.Баранов // Актуальные проблемы биологической и химической экологии / Материалы VI Международной научно-практической конференции; отв. редактор Д.Б. Петренко. - 2019. - С. 317-320.

2. Бородовская А.Ю. Дизайн электронных образовательных ресурсов в контексте когнитивного восприятия текста читателями: дис. ... канд. пед. наук: 05.25.03 / Бородовская Анастасия Юрьевна. - Казань, 2016.

3. ГОСТ 7.83-2001 СИБИД. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200029040

4. ГОСТ Р 53620-2009 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие

положения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200082196

5. Демшина Н.В. Определение понятия "электронные образовательные ресурсы": сборник / Н.В.Демшина // Омские научные чтения / Материалы Всероссийской научно-практической конференции. -2017. - С. 322-324.

6. Калдыбаев С.К. Электронные образовательные ресурсы: роль и назначение / С.К. Калдыбаев, А.Д. Онгарбаева // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 11-3. - С. 159-161.

7. Мутаилов М.М. Профессиональное творчество и профессионализм как основные компоненты субъектности теолога / М.М.Мутаилов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. - 2011. - № 3. - С. 183-186.

8. Особенности электронного образовательного ресурса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://infourok.ru/

9. Основы разработки электронных образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.intuit.ru/studies/courses/4103/1165/

10. Осипова О.П. Процесс создания и внедрения электронных образовательных ресурсов / О.П.Осипова // Народное образование. - 2015. - № 4 (1447). - С. 127133.

11. Петров А.В. Структура и сущностные характеристики профессиональной компетентности будущих бакалавров теологии / А.В. Петров, Г.Н. Ахметзянова // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 8(113). - С. 80-82.

12. Семеновских Т.В. Методика электронного обучения / Т.В. Семеновских, С.В. Шляпина //

Тюменский гос. ун-т. - Тюмень, Изд.во ТюмГУ, 2015. - 56 с.

13. Солнышкова О.В. Повышение эффективности подготовки студентов в процессе использования интерактивных электронных образовательных ресурсов: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Солнышкова Ольга Валентиновна. - Бийск, 2013.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования -бакалавриат по направлению подготовки 48.03.01 Теология. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 февраля 2014 г. N 124 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://classinform.ru/fgos/48.03.01-teologiia.html

15. Хайбулаев М.Х. Компетенции специалиста: сущность, номенклатура и их особенности / М.Х. Хайбулаев. Х.Г. Нурутдинова // Вестник социально-педагогического института. - 2017. - № 3(23). - С. 6068.

References:

1. Baranov A.V. Electronic educational resources in modern education: collection / A.V. Baranov // Actual problems of biological and chemical ecology Collection / Materials of the VI International scientific and practical conference; responsible editor D.B. Petrenko. - 2019. - Pp. 317-320.

2. Borodovskaya A.Yu. Design of electronic educational resources in the context of cognitive perception of the text by readers: dis. ... cand. ped. sciences: 05.25.03 / Borodovskaya Anastasia Yurievna. - Kazan, 2016.

3. GOST 7.83-2001 SIBID. Electronic edition. Main types and output data [Electronic resource]. - Access Mode: http://docs.cntd.ru/document/1200029040

4. GOST R 53620-2009 Information and communication technologies in education. Electronic educational resources. Generalities [Electronic resource]. -Access Mode: http://docs.cntd.ru/document/1200082196

5. Demshina N.V. Definition of the concept "electronic educational resources": collection / N.V.Demshina // Omsk scientific readings / Materials of the all-Russian scientific and practical conference. - 2017. - Pp. 322-324.

6. Kaldybaev S.K. Electronic educational resources: role and purpose / S.K. Kaldybaev, A.D. Ongarbayeva // International journal of experimental education. 2016. - № 11-3. - Pp. 159-161.

7. Mutailov M.M. Professional creativity and professionalism as the main components of the theologian's subjectivity / M.M.Mutailov // Bulletin of the North Caucasus state technical University. - 2011. - № 3. - P. 183-186.

8. Features of the electronic educational resource [Electronic resource]. - Access Mode: https://infourok.ru/

9. Fundamentals of development of electronic educational resources [Electronic resource]. - Access Mode: https://www.intuit.ru/studies/courses/4103/1165/

10. Osipova O.P. The process of creating and implementing electronic educational resources / O.P. Osipova // National education. - 2015. - № 4(1447). - Pp. 127-133.

11. Petrov A.V. Structure and essential characteristics of professional competence at future bachelors of theology / A.V. Petrov, G.N. Akhmetzyanova // Global scientific potential. - 2020. - № 8(113). - Pp. 80-82.

12. Semenovskikh T.V. Methodology of e-learning / T.V. Semenovskikh, S.V. Shlyapina // Tyumen state University - Tyumen, TSU Publishing house, 2015. - 56 p.

13. Solnyshkova O.V. Improving the efficiency of students' training in the process of using interactive electronic educational resources: dis. ... cand. ped. sciences: 13.00.08 / Solnyshkova Olga Valentinovna. - Biysk, 2013.

14. Federal state educational standard of higher education-bachelor's degree in the field of training 48.03.01 Theology. Approved by the order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of February 17, 2014 N 124 [Electronic resource]. - Access Mode: https://classinform.ru/fgos/48.03.01-teologiia.html

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Khaibulaev M.Kh. Competences of a specialist: essence, nomenclature and their features / M.Kh. Khaibulaev, Kh. Nurutdinova // Bulletin of the socio-pedagogical Institute. - 2017. - № 3(23). - Pp. 60-68.

13.00.08 - Теория и методика профессионального образования

Сведения об авторе:

Петров Алексей Владимирович (г. Казань, Россия), старший преподаватель, Казанский (Приволжский) федеральный университет, e-mail: begeshow@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.