Научная статья на тему 'Педагогический опыт формирования профессиональной компетентности будущих теологов в условиях электронной информационно-образовательной среды отечественных и зарубежных вузов'

Педагогический опыт формирования профессиональной компетентности будущих теологов в условиях электронной информационно-образовательной среды отечественных и зарубежных вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ВУЗЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ / ТЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DOMESTIC AND FOREIGN UNIVERSITIES / PEDAGOGICAL EXPERIENCE / THEOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров Алексей Владимирович

В статье представлены результаты анализа педагогического опыта формирования профессиональной компетентности будущих теологов в условиях электронной информационно-образовательной среды отечественных и зарубежных светских и теологических вузов. Показано, что электронная информационно-образовательная среда включает дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, интернет-технологии и т.д. Также выявлен ряд проблем, возникающих при использовании электронной информационно-образовательной среды в теологическом образовании в отечественных и зарубежных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE THEOLOGIANS IN THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF DOMESTIC AND FOREIGN UNIVERSITIES

The article presents the results of the analysis of pedagogical experience in the formation of professional competence of future theologians in the electronic information and educational environment of domestic and foreign secular and theological universities. It is shown that the electronic information and educational environment includes distance learning, electronic educational resources, Internet technologies, etc. A number of problems that arise when using electronic information and educational environment in theological education in domestic and foreign universities are also identified.

Текст научной работы на тему «Педагогический опыт формирования профессиональной компетентности будущих теологов в условиях электронной информационно-образовательной среды отечественных и зарубежных вузов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ТЕОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВУЗОВ Петров А.В. Email: Petrov696@scientifictext.ru

Петров Алексей Владимирович - старший преподаватель, кафедра религиоведения, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Аннотация: в статье представлены результаты анализа педагогического опыта формирования профессиональной компетентности будущих теологов в условиях электронной информационно-образовательной среды отечественных и зарубежных светских и теологических вузов. Показано, что электронная информационно-образовательная среда включает дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, интернет-технологии и т.д. Также выявлен ряд проблем, возникающих при использовании электронной информационно-образовательной среды в теологическом образовании в отечественных и зарубежных вузах. Ключевые слова: отечественные и зарубежные вузы, педагогический опыт, теологическое образование.

PEDAGOGICAL EXPERIENCE IN THE FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE THEOLOGIANS IN

THE ELECTRONIC INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF DOMESTIC AND FOREIGN UNIVERSITIES

Petrov A.V.

Petrov Alexey Vladimirovich - Senior Lecturer, DEPARTMENT OF RELIGIOUS STUDIES, FEDERAL STATE AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION KAZAN (VOLGA REGION) FEDERAL UNIVERSITY, KAZAN

Abstract: the article presents the results of the analysis of pedagogical experience in the formation of professional competence of future theologians in the electronic information and educational environment of domestic and foreign secular and theological universities. It is shown that the electronic information and educational environment includes distance learning, electronic educational resources, Internet technologies, etc. A number of problems that arise when using electronic information and educational environment in theological education in domestic and foreign universities are also identified.

Keywords: domestic and foreign universities, pedagogical experience, theological education.

УДК 378.026

Проведенный нами анализ педагогического опыта профессиональной подготовки будущих теологов в отечественных и зарубежных вузах показал, что теологическое образование в условиях электронной информационно-образовательной среды реализуется на различных уровнях, по разным профилям подготовки более чем 30

вузах России. При этом каждое высшее учебное заведение проектирует и реализует свои образовательные программы в условиях электронной информационно-образовательной среды в соответствии с собственными потребностями и возможностями.

Как показал проведенный нами анализ, электронная информационно-образовательная среда может включать дистанционное обучение, электронные образовательные ресурсы, интернет-технологии и т.д. Одна из наиболее распространенных форм - дистанционная форма обучения. Так, например, в светских образовательных учреждениях (например, Санкт-Петербургский государственный университет, Башкирский государственный университет, Пятигорский государственный университет и др.) реализовано полноценное теологическое образование в дистанционной форме [6, 13]. В теологических вузах (Болгарская Исламская Академия, Российский исламский институт и др.) также активно используется дистанционная форма обучения [4, 7, 8, 14].

При подготовке специалистов с углубленным знанием ислама, его истории и культуры, эффективной формой электронной информационно-образовательной среды, используемой многими вузами, является электронное обучение - система в которой активно используются информационные и электронные технологии. Разработанные курсы размещаются на различных платформах - Национальная платформа открытого образования, Открытое образование [3], В1а кЬоаМ [2].

Для реализации религиозного образования различного уровня широко используются возможности Интернет. Для всех желающих открыта онлайн-школа исламского образования, где обучают Исламу в соответствии с ханафитским, шафиитским и ханбалитским мазхабом [5].

Интересен опыт реализации исламского образования в условиях электронной информационно-образовательной среды зарубежных вузов. Так в Узбекистане в 2018 году право на дистанционное обучение получили все вузы республики, государственную аккредитацию по подготовке магистров и докторов богословия в дистанционном формате получила Исламская академия [1].

В Исламской Республике Иран, где, кроме традиционных форм дистанционного образования, широкое распространение получила модель электронного образования, реализованная посредством мобильных приложений на базе мобильных и портативных информационных технологий [12, 16].

Большинство марокканских университетов не имела опыта дистанционного обучения. Однако, в условиях пандемии эта форма обучения была определена как национальная стратегия, начата ее реализация средствами телепередач, социальных сетей и цифровых платформ [9].

В Международном казахско-турецком университете имени Ходжи Ахмеда Ясави, ведущего подготовку в дистанционном формате по многим направлениям подготовки, в том числе и по направлению «Теология», разработаны интегрированные учебные планы, для реализации которых используются видео- и мультимедиа-лекции, телеконференции и веб-занятия [10].

Интерес представляет дистанционное обучение в Королевстве Саудовская Аравия [15], где оно реализуется в университетах двух типов: первый тип предлагает программы дистанционного обучения в дополнение к традиционному (Исламский университет им. Мухаммеда Ибн Сауда, Университет короля Абдулазиза); второй тип университетов предлагает только дистанционную форму обучения (Арабский открытый университет, Международный университет знаний, Саудовский электронный университет).

Проведенный нами анализ выявил и ряд проблем, возникающих в электронной информационно-образовательной среде как в отечественных, так и в зарубежных вузах. Несмотря на эффективность современных инструментальных средств электронной информационно-образовательной среды, сложившиеся у части

обучающихся и преподавателей некоторые стереотипы создают определенные трудности во внедрении нововведений. Кроме того, электронная информационно-образовательная среда может способствовать распространению радикальных, фундаменталистских идей, поэтому необходимо освоение религиозным посвящениям новых информационных технологий с целью противостояния экстремистским идеям.

Таким образом, проведенный анализ показал, что накоплен огромный опыт использования электронной информационно-образовательной среды в теологическом образовании, который может быть использован при разработке авторской модели формирования профессиональной компетентности будущих теологов в условиях электронной информационно-образовательной среды.

Список литературы / References

1. Агзамходжавв С. Современное состояние исламского образования в Узбекистане // Россия и мусульманский мир, 2010. № 11. С. 124-133.

2. Блэкборд ДВФУ - система электронного обучения Bla kboard Lear . [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://go tevu hka.ru/gb/ hkolovuz/38416.html/ (дата обращения: 08.09.2020).

3. ryceHoea П.А. Онлайн курсы как компонент программ подготовки специалистов с углубленным знанием истории и культуры ислама (на примере СПБГУ) // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI ВЕКА. (г. Уфа, 23-24 октября 2019 г.). С. 34-37.

4. Maрдaншин М.М. Дистанционное обучение: опыт и перспективы его применения в мусульманских учебных заведениях // Минбар. Исламские исследования, 2013. № 2. С. 303-311.

5. О сайте «Медресе». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://madrasah2.ru/o-

ayte/ (дата обращения: 08.09.2020).

6. Официальный сайт Башкирского государственного университета. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www.ba hedu.ru/ru/elektro aya-informatsionno-obrazovatelnaya- reda/ (дата обращения: 08.09.2020).

7. Официальный сайт Болгарской Исламской Академии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://bolgar.academy/distant/

8. Официальный сайт Российского исламского института. «Положение об организации учебного процесса с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kaza r u.ru/ veden/struct/tsentr-distantsionnogo-obu he ja/ (дата обращения: 08.09.2020).

9. Официальный сайт Университета Мохаммеда Премьер. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ump.ma/ (дата обращения: 08.09.2020).

10. Официальный сайт «Международный казахско-турецкий университет имени Ходжи Ахмеда Ясави». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ayu.edu.kz/ru/about/h tory/ (дата обращения: 08.09.2020).

11. nameee Р.Ф. К вопросу о мусульманском образовании в современной России // Путь в науку. Молодые ученые об актуальных проблемах. Вып. 5. Ч. 2. Ростов-на-Дону, 2004. С. 97.

12. Pesaupad Mоджmaбa Эбрйхим. Педагогические условия применения мобильных: технологий обучения в системе высшего образования исламской республики Иран // дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Резаирад Моджтаба Эбрахим. Душанбе, 2013. 24 с.

13. Сaфapгaлeeв И.Ф. Отечественное мусульманское образование и интернет // Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Уфа: Изд-во «Мир печати», 2018. 448 с.

14. Седанкина Т.Е. Кафедра исламской теологии Российского Исламского института: основные направления деятельности и пути развития // Теология и образование, 2019. № 2. С. 72-79.

15. Таан аль-Баяти Г.Х. Дистанционное образование в арабском мире: тенденции и проблемы // Вестник Удмуртского университета. Серия Философия. Психология. Педагогика, 2017. Т. 27. № 2. С. 250-254.

16. Таваколи Арвин. Приоритетность дистанционного обучения в высших учебных заведениях в условиях реформирования образования в Иране // дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Таваколи Арвин. Душанбе, 2013. 21 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.