Научная статья на тему 'Зарубежный опыт реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения'

Зарубежный опыт реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
363
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Область наук
Ключевые слова
обучение / дистанционное обучение / образование / современные технологии / педагогический процесс. / training / distance learning / education / modern technologies / pedagogical process.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурнашева Лена Юриевна

На основе проведенного исследования рассматриваются особенности применения дистанционных технологий в реализации магистерских программ, описываются различные модели организации обучения, структура и функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза, подразделений, обеспечивающих применение ИКТ в учебном процессе. Результаты исследования могут быть использованы российскими вузами для разработки механизмов реализации магистерских программ с применением дистанционных технологий и привлечением зарубежных партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурнашева Лена Юриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN IMPLEMENTING EDUCATIONAL PROGRAMS USING DISTANCE LEARNING

The article is based on the research of the use specifics of distance educational technologies in realization of Master’s programs, there are described various learning organization models, structure and activity of electronic informational and educational environment of the higher education institutions and of the departments which are responsible for ICT implementation in learning process. The perceived conclusions may be used in Russian higher education institutions for organization of Master’s programs with foreign partners using distance technologies.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт реализации образовательных программ с использованием дистанционного обучения»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ

FOREIGN EXPERIENCE IN IMPLEMENTING EDUCATIONAL PROGRAMS USING DISTANCE LEARNING

УДК 378.018.43

Бурнашева Лена Юриевна, магистрант 2 курса МПО Педагогического института СВФУ имени М.К. Аммосова, г. Якутск Burnasheva Lena Yurievna, 2-year undergraduate student of the MPO Pedagogical Institute of NEFU named after M.K. Ammosov, Yakutsk

Аннотация: На основе проведенного исследования рассматриваются особенности применения дистанционных технологий в реализации магистерских программ, описываются различные модели организации обучения, структура и функционирование электронной информационно-образовательной среды вуза, подразделений, обеспечивающих применение ИКТ в учебном процессе. Результаты исследования могут быть использованы российскими вузами для разработки механизмов реализации магистерских программ с применением дистанционных технологий и привлечением зарубежных партнеров.

Abstract: The article is based on the research of the use specifics of distance educational technologies in realization of Master's programs, there are described various learning organization models, structure and activity of electronic informational and educational environment of the higher education institutions and of the departments which are responsible for ICT implementation in learning process. The perceived conclusions may be used in Russian higher education institutions for organization of Master's programs with foreign partners using distance technologies.

Ключевые слова: обучение, дистанционное обучение, образование, современные технологии, педагогический процесс.

Keywords: training, distance learning, education, modern technologies, pedagogical process.

В процессе перехода от одноуровневой системы подготовки кадров в вузах к двухуровневой (бакалавриат, магистратура) изменяются не только подходы к организации учебного процесса, но и принципы целеполагания, а также самомотивации обучающихся. Особенно это касается студентов, обучающихся по магистерским программам. Дистанционные образовательные

технологии (ДОТ) позволяют расширить возможности студентов в освоении образовательных программ и взаимодействии с преподавателем независимо от места их нахождения и распределения во времени, что способствует созданию комфортной образовательной среды для подготовки к профессиональной деятельности.

Дистанционные образовательные технологии - это образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих взаимодействие преподавателей и учащихся на расстоянии. Для того, чтобы организовать реализацию образовательных программ посредством электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, образовательная организация должна иметь всё необходимое оборудование и условия для его качественного функционирования.

Основные условия успешной организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных систем: наличие электронных информационных ресурсов; наличие электронных образовательных ресурсов; комплекс информационных технологий; телекоммуникационные технологии; соответствующие технологические средства, обеспечивающие успешное освоение учащимися образовательных программ в полном объеме, вне зависимости от места нахождения учащихся.

В соответствии с ФГОС каждое образовательное учреждение должно иметь сформированную информационно-образовательную среду (в том числе и в рамках дистанционного образования), обеспечивающую эффективное взаимодействие между всеми субъектами образовательного процесса (родители, законные представители, педагоги, органы управления, администрация и т.д.). Реализация образовательной программы или её определенной части, посредством использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий требует соблюдения ряда условий:

- Оказание всесторонней учебно-методической помощи учащимся, в различных видах и формах.

- Обеспечение доступности индивидуальной консультации, которую преподаватель проводит учащемуся дистанционно, посредством телекоммуникационных и информационных технологий.

- Предоставление учащимся самостоятельно определять объем учебной нагрузки, распределять учебные занятия в течение семестра, возможность исключения аудиторных занятий и замена их на занятия другого типа.

Основным местом реализации образовательной деятельности является непосредственно место нахождения головного офиса или филиала, так же допускаются представительства, которые предоставляют учащимся необходимую консультативную помощь.

Основным преимуществом электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются их обширные коммуникативные возможности. Кроме того, в настоящее время они являются одной из частей национального проекта «Образования», в направлении «Информатизация образования».

Основными направлениями использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются: Оказание дистанционной поддержки образования детей, имеющих различные ограничения по состоянию здоровья.

Организация дистанционного контроля за знаниями учащихся. Организация разнообразных дополнительных элективных и факультативных курсов. Организация экстерната. Организация учебных занятий для детей, которые имеют длительные пропуски по причине болезни.

Во время реализации электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, могут возникнуть определенные трудности, которые в первую очередь связаны с тем, что все учащиеся должны иметь свободный доступ для выхода в Интернет, то есть, обеспечены личным компьютерным оборудованием. Данная проблема рассматривается и Министерством образования и науки РФ. В соответствии с изданным им приказом, в том случае, если у учащегося нет возможности обеспечить себя самостоятельно компьютерным оборудованием, то образовательное учреждение должно предоставить ему оснащенное рабочее место.

Под оснащенным рабочим местом понимается наличие компьютера, всех средств мультимедиа, выход в Интернет. На рабочем месте учащийся имеет право в установленное время проводить все виды учебных занятий, проходить текущий контроль и промежуточную аттестацию.

Еще одной проблемой, которую также предписано решить приказом Министерства образования и науки РФ, является предоставление беспрепятственного доступа каждому преподавателю к взаимодействию с учащимися, в рамках синхронного или асинхронного режима. Кроме того, преподаватели должны иметь возможность осуществлять управление процессом образования. Однако одной из наиболее актуальной проблем, является то, что дистанционное обучение предполагает преобладание самостоятельной работы. Учащиеся должны самостоятельно распределять

собственное время, составлять учебный график, находить время на выполнение заданий в соответствии с графиком. В том случае, если учащийся не обладает необходимыми навыками самоорганизации, то возможно отставание о учебного графики и образование задолженностей. Решение данной проблемы видится в том, что помимо преподавателей за группами учащихся должны быть закреплены тьюторы или кураторы, которые будут следить за учебным процессом и управлять им.

Основная задача куратора (тьютора) состоит в постоянном мониторинге учебного процесса, каждого закрепленного за ним учащегося, и оповещение его о запланированных занятиях или имеющихся задолженностях.

Интернационализация образования, обеспечение высокого уровня международной деятельности являются в настоящее время приоритетными направлениями стратегий развития университетов России. Отвечая потребностям современного общества, университеты плотно включены в процессы глобализации, сотрудничая с ведущими мировыми вузами и научными центрами, разрабатывая и реализуя совместные магистерские программы, предполагающие обмен студентами и преподавателями. Серьезным препятствием для реализации таких совместных программ является ограниченная академическая мобильность как преподавательского состава, так и студентов. Решение этой проблемы также может быть связано с активным применением ДОТ, обеспечивающих виртуальную академическую мобильность.

Для проведения исследования мирового опыта и практики реализациимагистерских программ с использованием ДОТ были проанализированы 14 зарубежных университетов-партнеров Томского государственного университета [1], входящих в ТОР-200 университетов мирового рейтинга QS [2], осуществляющих дистанционное обучение, имеющих опыт создания и внедрения международных магистерских программ.

Исследование опыта и практики 14 зарубежных университетов проводилось на основании материалов и информации, содержащихся на официальных сайтах университетов, в интернет-СМИ, в том числе на корпоративных медиапорталах, содержащих материалы о деятельности университета в сфере интернационализации и глобализации образования; отчетной документации университета, находящейся в открытом доступе (материалы «Дорожных карт», программ и стратегий развития университетов и др.) и т. п. Результаты интервьюирования по этим вузам подтвердили

данные, полученные в ходе анализа информации, опубликованной в открытых источниках.

В ходе исследования зарубежных университетов были определены особенности реализации магистерских программ с применением дистанционных технологий, которые можно объединить по следующим критериям:

- модели организации обучения;

- электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС);

- подразделения, обеспечивающие дистанционные образовательные

- технологии в реализации магистерских программ [3].

Проведенный анализ особенностей организации и функционирования

системы обеспечения магистерских программ дистанционными технологиями в исследуемых университетах позволяют обобщить зарубежный опыт. Так, например, при выборе вузом той или иной модели организации обучения необходимо учитывать множество факторов, в том числе:

- традиции и имидж университета (к примеру, Оксфордский университет использует преимущественно очное обучение);

- возможность организации гибкого графика занятий в учебных аудиториях (например, в университете им. Гумбольдта применяется смешанное обучение);

- обеспеченность магистерских программ электронными образовательными ресурсами (в университете Стокгольма 100 % дисциплин доступны для изучения онлайн);

- возможность организации практических и лабораторных занятий в электронной среде. Для программ подготовки инженерных и естественнонаучных специальностей требуется очное присутствие студентов в специально оборудованных помещениях университета, поэтому полностью дистанционная форма обучения невозможна;

- востребованность магистерских программ студентами, совмещающих учебу с работой;

- готовность и заинтересованность университета в экспортообразовательных услуг в соседние регионы и страны.

Выявленные в результате проведенного исследования обобщения позволяют увидеть возможные методы и приемы внедрения ДОТ в российских вузах для организации магистерских программ с участием зарубежных партнеров.

Библиографический список

1. Зарубежные партнеры. Международные фонды и организации [Электронный ресурс] // Управление международных связей. Национальный исследовательский Томский государственный университет. - Электрон. дан. - Томск, 2007-2014. - URL: http://inter.tsu.ru/ru/strategicheskie-partnery

2. QS World University Rankings® 2014/15 [Electronic resource] // QSTOPUNIVERSITIES. - Electronic data. - [S. l.], 1994-2015. - URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings/

3. Аренкина, Е.А. Дистанционные технологии в реализации магистерских программ: анализ опыта зарубежных университетов [Текст] / Е.А. Аренкина, О.М. Бабанская, В.С. Дубровская [и др.] // Открытое и дистанционное образование, №1(57), февраль 2015. - С. 78-86.

Bibliographic list

1. Foreign partners. International foundations and organizations [Electronic resource] // Management of international relations. National Research Tomsk State University. - The electron. Dan. - Tomsk, 2007-2014. - URL: http://inter.tsu.ru/en/strategicheskie-partnery

1. QS World University Rankings® 2014/15 [Electronic resource] // QSTOPUNIVERSITIES. - Electronic data. - [S. l.], 1994-2015. - URL: http://www.topuniversities.com/university-rankings/world-university-rankings /

2. Arenkina, E.A. Remote technologies in the implementation of master's programs: analysis of the experience of foreign universities [Text] / E.A. Arenkina, O.M. Babanskaya, V.S. Dubrovskaya [et al.] // Open and Distance Education, No. 1 (57), February 2015. - P. 78-86.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.