Т.И. Куценко
ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ-МИГРАНТОВ В РФ
SPECIAL FEATURES, PROBLEMS AND PROSPECTS OF REGULATING OF LABOR AND SOCIAL WELFARE OF WORKER-MIGRANTS IN RF
Аннотация. В статье определены факторы, оказывающие воздействие на формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе.
Проанализированы масштабы и причины вовлечения в процессы трудовой деятельности на российском рынке труда внутренних и внешних мигрантов.
Охарактеризовано современное состояние системы регулирования труда и социального обеспечения работников-мигрантов в РФ. Основное внимание уделено анализу основных новаций в данной сфере.
В заключении представлены возможные пути совершенствования социально-трудовых отношений с мигрантами в РФ.
Abstract. In the article are exposed the factors, influencing on the formation and development ofsocial -working relations.
They are analyzed scales and reasons for involvement internal and external migrants in the processes of working activity into the Russian labor market.
The contemporary state of the control system of labor and social welfare of working migrants in RF is described. Primary attention is given to the analysis of basic innovations in this sphere.
In the conclusion are represented the possible ways of improving the socially working relations with the migrants in RF.
Ключевые слова. Регулирование труда, социальное обеспечение, трудовая миграция, работник-мигрант.
Keywords. The regulation of labor, social welfare, working migration, worker-migrant.
Известно, что формирование и развитие социально-трудовых отношений в обществе происходит под влиянием огромного числа факторов, значимость которых определяется историческим, экономическим, социокультурным и политическим содержанием. К числу основных факторов можно отнести особенности социальной политики, глобализацию экономики, развитие общественного труда и производства.
Попытаемся уточнить, современное состояние системы регулирования труда и социального обеспечения работников-мигрантов в РФ и наметить возможные пути её оптимизации.
Особенностью современных локальных рынков труда РФ является вовлечение в процессы трудовой деятельности не только местных трудовых ресурсов, но и мигрантов, как внутренних, так и внешних. В нашей стране работник, как субъект трудовых отношений, - это гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства, заключившие трудовой договор с работодателем - физическим или юридическим лицом (организацией), или с иным субъектом, наделенным правом заключать трудовые договоры на осуществление определенной работы в соответствии со своими способностями, профессиональными знаниями, квалификацией и т.д., имеющий право на соответствующие пособия по болезни, временной нетрудоспособности и др.
Характеризуя степень вовлеченности мигрантов в социально трудовые отношения на российском рынке труда, эксперты отмечают, что уровень трудовой миграции постоянного населения России заметно сокращается: с 1994 года он уменьшился в полтора раза, её рост характерен только для динамично развивающихся центров - Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области,
Белгородской, Тюменской областей. Поток трудовых мигрантов в менее
благополучные регионы, напротив, сокращается*. В значительной мере это обусловлено депрессивным социально-экономическим положением субъектов РФ и тем, что на пути внутренней миграции сохраняется ряд барьеров. По мнению экспертов, ресурсы внутренней миграции в РФ почти исчерпаны, в том числе за счет притока населения в Центральные регионы страны в последние 15 лет [10]. Вместе с тем, широкое распространение после распада СССР получило использование труда иностранных работников в Российской Федерации. Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. По данным ФМС России трудовые мигранты занимают 7% рабочих мест РФ. Ежегодно в Россию въезжают порядка 38 тыс. квалифицированных специалистов, а также достаточное количество работников с более низкой квалификацией. Этот производственный миграционный прирост позволяет снизить экономический ущерб от убыли населения [11] и как отмечалось на 17-м экономическом форуме ОБСЕ, прошедшем в Вене в 2009 г., мигранты из ближнего зарубежья вносят свой вклад в создание ВВП России как минимум в размере 7-10%.
Государственное регулирование трудовой миграции в нашей стране осуществляется на основе:
• международных договоров, участником которых является Российская Федерация;
• международных договоров, соглашений и других видов обязательств Российской Федерации в рамках межгосударственных интеграционных объединений, к числу которых она принадлежит;
• Федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
Однако процессы привлечения иностранной рабочей силы нередко сопровождаются не только незаконным трудоустройством иностранцев в России, но и грубыми нарушениями их трудовых и социальных прав. Чаще всего иностранных работников привлекают на низкооплачиваемые трудоемкие работы, не требующие специальной подготовки, нередко не заключая с ними трудовых договоров. В этом случае ответственность работодателя за соблюдение социально-трудовых гарантий остается законодательно не закрепленной, что нередко приводит к различного рода злоупотреблениям. В сфере трудовых отношений наиболее распространенными из них являются: наем без разрешений на работу, без трудовых договоров; изъятие у иностранных работников документов; невыплата заработной платы; неуплата налогов работодателем; не оформление страховых полисов; несоблюдение охраны труда и техники безопасности. Мигрантов заставляют работать дольше установленного рабочего времени; не оплачивают сверхурочную работу, больничный лист и т.д. Нередко работодатель ограничивает свободу передвижения иностранного работника, применяет физическое насилие, а нередко и сексуальную эксплуатацию [6].
Чаще всего права работников грубо нарушаются в неформальном секторе экономики, где, как правило, нет социальной защиты, невозможен контроль и
привлечение к ответственности**. Наличие большого сектора неформальных трудовых отношений, в значительной мере определяется особенностями политики российского бизнеса в трудовой сфере. Большинство мигрантов, приезжающих в Россию, не умышленно становятся нелегалами. К этому их побуждает несовершенство миграционных законов, работодатели, рынок продажи фальшивых регистрационных документов, посредники, продающие разрешения на работу за деньги и др.
• Например, на Дальнем Востоке, согласно исследованию ИНП РАН, только за период с начала
1990-х годов до 2001 года миграция сократилась в три с половиной раза, а желающих уехать в соседние регионы вдвое больше, чем в среднем по России.
** По оценкам исследователей, порядка 70-80% трудовых мигрантов находятся и работают в стране незаконно.
Известно, что традиционно защитниками интересов работников являются
профсоюзы. В нашей стране согласно ст. 2 п. 4 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, имеют право вступать в российские профсоюзы. Если трудовые мигранты работают на предприятии, где уже сформирована профсоюзная организация какого-либо российского профсоюза, то иностранные работники могут вступить в уже действующий профсоюз [5]. Однако, в подавляющем большинстве случаев, трудовые мигранты из стран «ближнего зарубежья» работают на предприятиях малого и среднего бизнеса, на которых отсутствуют профсоюзные организации. Кроме того, большинство российских профсоюзных «боссов» предпочитают осуществлять правовую и организационную поддержку трудовым мигрантам по созданию собственной профсоюзной организации для отстаивания их прав на равную с гражданами России зарплату и условия труда, сотрудничая при этом с лидерами таджикских, киргизских и узбекских диаспор, а не привлекать трудящихся-мигрантов в свою организацию.
Профсоюзы России не могли оставить без внимания иностранных работников, оказавшихся бедственном положении на российском рынке труда. Первопроходцами в профсоюзной работе с данной категорией работников в РФ стали регионы массового использования труда мигрантов. На практике сегодня нарабатываются методики вовлечения в профсоюз иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории РФ. Так, например:
• в 2006 году, после того как VI съезд ФНПР принял резолюцию «О миграции иностранной рабочей силы», призвавшую профсоюзные организации обратить внимание на положение трудовых мигрантов, принимать их в свои ряды, добиваться для них легального статуса и равных с местными работниками условий труда было положено начало работе Профсоюза работников агропромышленного комплекса (АПК) РФ по защите трудящихся-мигрантов;
• в 2007 году зарегистрирована Межрегиональная общественная организация «Профессиональный союз трудящихся-мигрантов, занятых в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и смежных отраслях». На учете в нем состоят около 15 тысяч членов, а в Москве - около 10 тысяч. Это граждане практических всех стран - членов СНГ (кроме граждан Туркмении и Беларуси), а также граждане КНР, КНДР, Вьетнама. Областные организации профсоюза созданы в Иркутской, Волгоградской, Московской, Новосибирской, Ленинградской областях.
Наиболее распространенными формами работы по защите членов профсоюза
стали:
• проведение широкой разъяснительной работы относительно
целесообразности вступления в профсоюзы и объединения в первичные профсоюзные организации;
• юридические консультации по вопросам российского трудового и миграционного законодательства;
• содействие трудовым мигрантам в решении трудовых конфликтов, в т.ч. судебном порядке.
По мнению профсоюзных лидеров, главным рычагом давления на недобросовестных работодателей при нарушении ими трудовых прав мигранта и использовании нелегального труда является угроза обращения в суд или страх перед широкой общественной оглаской. Однако деятельность профсоюзов осложняется тем, что еще с советских времен они организованы в основном по производственно-отраслевому принципу, а не как в развитых странах - по профессиональным группам. В итоге специалисты одной и той же профессии приписаны к разным профсоюзам, поэтому говорить о какой-либо единой или согласованной политике в рамках профессиональной группы затруднительно.
Поскольку российские профсоюзы ещё недостаточно привлекают в свои
организации иностранных трудовых мигрантов, появляются малочисленные рофсоюзы
мигрантов из «ближнего зарубежья», не вовлечённые в общую систему профсоюзного
движения, создаваемые, как правило, на этнической основе***. Однако такие официально действующие негосударственные организации в сумме обслуживают не более 5% трудовых мигрантов из стран «ближнего зарубежья». И как полагает президент Всероссийской конфедерации труда (ВКТ) Б.Е. Кравченко данные организации следует охарактеризовать не как профсоюз, а как некую правозащитную организацию: «мигранты, объединённые по национальному признаку и гражданству, главным образом занимаются уже возникшими трудовыми конфликтами. Тогда как другие методы работы профсоюза - заключение коллективных договоров и переговоры с работодателями -подобные объединения иностранных трудящихся, как правило, не используют» [7]. Тем не менее, следует отметить, что данные организации и объединения мигрантов из стран «ближнего зарубежья» относительно успешно функционируют, предоставляя обратившимся к ним трудовым мигрантам юридические и адвокатские услуги, а также консультации по вопросам трудоустройства, социальной и культурной адаптации. Развитие неформальных сетей трудоустройства и защиты прав работников-мигрантов на настоящем этапе можно рассматривать как проявление механизма саморегуляции в сфере занятости.
Одним из действенных механизмов предупреждения незаконной и неконтролируемой трудовой миграции должно стать обязательное заключение между работодателем и иностранным работником трудового или гражданско-правового договора. Именно заключенный договор является гарантией соблюдения социально-трудовых прав мигранта, своевременной выплаты ему зарплаты или денежного вознаграждения. От того, какой именно договор заключается иностранцем, определяется отраслевая принадлежность, возникающих при этом трудовых отношений. Одновременно он служит основанием для взимания установленных налоговых и страховых отчислений.
Трудовую и социально-культурную адаптацию иностранных мигрантов затрудняет то, что в составе прибывающих, преобладают лица, имеющие низкий уровень образования, квалификации, со слабым знанием русского языка, норм общения и правил проживания в нашей стране, культуры российского населения. Поскольку фактор владения мигрантом языком страны пребывания является важнейшим инструментом социально-культурной адаптации, объединенной комиссией по
национальной политике при Совете Федерации разработан законопроект об обучении и
****
тестировании мигрантов русскому языку .
Кроме того, за период после распада СССР и по настоящее время сформировались тысячи НПО, принимающих участие в решении миграционных проблем, что на наш взгляд, может служить индикатором не решенных проблем в данной сфере. Все они выполняют компенсирующие функции, которые по разным причинам не осуществляются государством.
Важным шагом в решении проблем, ориентированных на успешную социальную адаптацию мигрантов, можно считать взаимодействие ФМС России с таким мощным институтом идеологического воздействия как Русская Православная Церковь. Сотрудничество предполагает осуществление информационного обмена, регулярных встреч и бесед, проведение круглых столов, совместное освещение в средствах массовой информации мероприятий направленных на формирование позитивного и справедливого отношения между коренным населением и мигрантами. 28 ноября 2011 г. в Ереване Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на заседании Президиума Межрелигиозного совета СНГ отметил, что проблему миграции необходимо решать, в том числе, и при участии всех традиционных религий.
На региональном уровне уже заключен ряд соглашений, как например, между Красноярской митрополией и УФМС России по Красноярскому краю; между УФМС
*** В России насчитывается 804 национальные диаспоры, которые объединяют представителей 40 национальностей.
****
Подобная практика давно существует в европейских государствах.
России по Республике Саха (Якутия) и Якутской и Ленской Епархией Русской Православной Церкви; Екатеринодарской и Кубанской епархией и УФМС России по Краснодарскому краю и др.
Очевидно, что от того, в какой мере реализуется баланс интересов работодателей и наемных работников, насколько принципы и механизмы их взаимодействия способны обеспечить эффективность трудовой деятельности в сочетании со справедливым распределением результатов труда, в решающей степени зависит социальная стабильность общества. Нелегальная и незащищенная трудовая миграция - это не только источник повышенной опасности для самих приезжих работников, но и мощный фактор социального демпинга, который ведет к снижению заработных плат и ухудшению положения местных работников. Поэтому эффективное регулирование социально-трудовых отношений является ключевой проблемой в процессе модернизации российской экономики и общества.
Справедливости ради отметим, что последние новации в законодательстве России, институциональные преобразования в области внешней трудовой миграции направлены на расширение легального поля миграции, укрепление ее цивилизованных форм, обеспечение четкой работы механизмов и процедур оформления иностранной рабочей силы. Заметно активизировалась информационно-разъяснительная работа по вопросам миграции.
На региональном уровне заслуживает внимания инициатива Правительства Москвы по реализации программы, ориентированной на обеспечение социальной помощи трудовым мигрантам, работающим в столице на основании трудового договора. В ней предусмотрено оказание своевременной помощи не только мигрантам, но и их детям, особое внимание уделено многодетным семьям и семьям с детьми-инвалидами.
Вместе с тем, предпринимаемые меры, чаще всего носят ситуативный характер, в то время как целенаправленное формирование системы социально-трудовых отношений должно осуществляться на постоянно действующей основе системы мер общественного и государственного регулирования. Для нормального функционирования система социально-трудовых отношений нуждается в регулировании и управлении на всех уровнях: государственном, региональном, организации, на основе государственной программно-нормативной регламентации, охватывающей все направления социально-трудовой сферы: занятость, условия и оплата труда, демографическая политика, миграционная политика и т.д. [8, с.102].
Литература
1. Конституция РФ 1993 г.
2. Трудовой кодекс 2001 г.
3. Федеральный закон №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002.
4. Федеральный закон №1032-1 «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991.
5. Федеральный закон Российской Федерации № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996.
6. Принудительный труд в современной России. Нерегулируемая миграция и торговля людьми. - М., 2004. - С. 49-90.
7. Хомченко Ю. Трудовая порука. Гастарбайтеры стали создавать свои профсоюзы // Время новостей. - №56. - 03.04.2009.
8. Экономика и социология труда: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: Инфра-М, 2010.
9. Эпштейн Е.Э.«Этнические профсоюзы» в современной России как фактор урегулирования трудовых конфликтов. [Электр. ресурс]: http://credonew.ru/content/view/967/46/.
10. [Электр. ресурс]: http://shkola.forex-investo.ru/rabochie-novosti/1305-vnutrennyaya-trudovaya-migracziya-v-rossii-sokrashhaetsya.
11. [Электр. ресурс]: http://strategy2020.rian.ru/news/20120222/366264150.html.