УДК 342.734
А.А. Смольяков*, А.А. Смольяков **
Проблемы реализации социальных прав мигрантов в РФ
В настоящей статье рассматриваются миграционные процессы рабочей силы и проблемы реализации социальных прав трудовых мигрантов. Отражены особенности правового регулирования трудовой деятельности иностранцев в России, рассматриваются отдельные элементы миграционной политики и проблемы их реализации в современных условиях.
Ключевые слова: миграция, социально-экономические права мигрантов, трудовой договор, иностранцы, трудящийся мигрант.
A.ASmolyakov*, A.A. Smolyakov**. Problems of the social rights of migrant workers in Russia.
The migration processes of labor force and problems of the social rights of migrant workers are considered in the article. The features of legal regulation of the employment of foreigners in Russia and some elements of migration policy and problems of their realization in modern conditions are analyzed.
Keywords: migration, social and economic rights of migrants, labor contract, foreigners, migrant worker.
В настоящее время миграционные процессы играют большую роль как в социально-экономической, так и общественно-политической жизни страны. В условиях глобализации и демографических изменений, связанных с падением рождаемости и старением населения в развитых странах и демографическим бумом в развивающихся странах, миграция становится важнейшим элементом экономического развития и социального прогресса.
Что же такое «миграция»? Миграция (от латинского migration - переселение) - это перемещение людей (мигрантов) через границы тех или иных территорий с переменой места жительства навсегда или на менее продолжительное время. Миграции неотъемлемая часть истории человечества, они были во все эпохи, при всех политических режимах, вызывались самыми разнообразными причинами, принимали разные формы и сопровождали развитие цивилизаций [1].
Так, Л.Л. Рыбаковский, анализируя понятие миграции в узком смысле слова, подчеркивает необходимость её понимания как законченного вида территориального перемещения, завершающегося сменой постоянного места жительства [2]. В.М. Баранов выделяет в качестве важного элемента цель миграции - поиск лучших условий жизни и необходимость констатации системы правовых отношений контролируемых государством [3]. М.Л. Тюркин для понимания миграции выделяет определенную совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью их государственного регулирования, реализацией личных интересов, и, как правило, влекущих за собой приобретение мигрантами в последующем нового правового статуса [4].
По данным некоторых экспертов, в России сегодня насчитывается свыше 11 млн. мигрантов. По этому показателю наша страна занимает второе место в мире после США [5].
В Российской Федерации достаточно остро стоит проблема контроля и использования иммиграционных потоков. Потоки миграции способствуют уменьшению уровня бедности, развитию строительства, сельского хозяйства, дают начало предпринимательской деятельности, особенно в сфере малого и среднего бизнеса. Вместе с тем основными детерминантами внешней трудовой миграции являются демпинг на рынке труда заработной платы, угнетающее воздействие на возможности роста производительности труда, растущая экономическая поляризация мира, исчерпание потоков русского и русскоязычного населения и увеличение доли мигрантов, не являющихся представителями титульных наций России. В условиях нестабильной социально-экономической ситуации было принято решение на привлечение иностранной рабочей силы и уменьшение квоты на въезды. Наибольшей популярностью у переселенцев пользуются субъекты Центрального федерального округа, которые для постоянного проживания выбрали более 42 % соотечественников. Наиболее высокие показатели здесь у Калужской (41,6 тыс. человек, или 10,3 %), Липецкой (29,6 тыс. человек, или 7,4 %), Воронежской (24,2 тыс. человек, или 6 %) областей. Около 19 % соотечественников проявили интерес к субъектам Сибирского федерального округа. Самые высокие результаты приема соотечественников: Омская (более 20 тыс. человек, или 5,1 %), Новосибирская (более 19 тыс. человек, или 4,9 %) и Кемеровская (более 9,5
* Смольяков, Анатолий Антонович, кандидат юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, профессор кафедры конституционного и международного права Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 744-70-13.
** Смольяков, Антон Анатольевич, кандидат юридических наук, государственный инспектор МРЭО ГИБДД ГУ МВД СПб и ЛО. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8(921)3406201.
* Smolyakov, Anatoly Antonovich, professor, honored lawyer of Russia, professor of the chair of constitutional and international law of the Saint-Petersburg University of the MIA of Russia Address: Russia, 198206, Saint- Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 744-70-13.
** Smolyakov, Anton Anatolievich, candidate of law, state inspector of traffic police of Russian MIA General Administration for Saint-Petersburg and the Leningrad Region Address: Russia, 198206, St. Petersburg, Lyotchika Pilyutova str., 1. Ph.: 8 (921) 3406201.
© Смольяков А.А, Смольяков А.А, 2016.
тыс. человек, или 2,4 %) области. Далее по числу переселившихся участников Государственной программы и членов их семей федеральные округа распределяются следующим образом: СевероЗападный (12,6 %, округ находится на третьем месте за счёт работы Калининградской области, принявшей 31,8 тыс. человек, или 7,9 % от общего количества переселенцев), Приволжский (9,3 % переселившихся), Уральский (6,9 %), Дальневосточный (6,2 %), Южный (2,6 %) и Северо-Кавказский (около 1 %, поскольку с октября 2014 г. в программе участвует только Ставропольский край). В последние годы в процессе переселения соотечественников в Российскую Федерацию наблюдается позитивная динамика, в т.ч. связанная с включением в Государственную программу граждан Украины, прибывших на территорию России в экстренном массовом порядке. При этом в настоящее время говорить о спаде количества лиц, желающих принять участие в Государственной программе, из числа вышеуказанной категории граждан преждевременно. Всего в период с 2014 г. по настоящее время участниками Государственной программы стали более 132 тыс. лиц, прибывших с Украины. Ежедневно количество украинских соотечественников, вступающих в Государственную программу, увеличивается на 250-350 человек [6].
В России не существует официально одобренной федеральной миграционной стратегии, которая бы учитывала объективные факторы настоящего и будущего развития страны и увязывала бы воедино все виды миграции и интересы федеративного государства, его субъектов и муниципальных образований, а также различных групп населения, включая мигрантов [7].
Для регулирования баланса миграционной политики необходимо проведение комплексных исследований современных процессов международной миграции в странах СНГ, изучение масштабов, структуры, направления миграционных потоков, их влияния на экономику и общество, выработка механизмов прогнозирования, выявление экономических и социальных мотивов.
В законодательстве существует множество коллизий, нормативные правовые акты должны быть пересмотрены и требуют значительных изменений, а именно, появления эффективных механизмов защиты прав и интересов, которые будут соответствовать демографическим и социально-экономическим потребностям России и в то же время отвечать ее национальным интересам. Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса требуется твердая воля государства и внимание всего российского общества к достижению в стране прочного правопорядка и законности в области регулирования миграционных процессов [8].
Россия является демократическим правовым государством. Юридические гарантии прав иностранцев закреплены в Конституции РФ, которая основана на признании, соблюдении и защите государством прав и свобод человека, равенстве людей, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации. «На категориальном уровне, - пишет А.С. Комаров, - "права человека" выступают объективным фактором как признание ценности личности во всех регулируемых правом моралью сферах общественной жизни, где в каждой личности как субъекте права признается прежде всего ценность человека вообще, что становится самостоятельным ведущим началом формирования и функционирования правовой системы современного демократического правового государства» [9]. В действительности, несмотря на положения конституционных норм, права трудовых мигрантов ущемляются. Это касается как отношений с работодателями, где зачастую трудовые мигранты используются как дешевая рабочая сила, и за зарплату значительно меньшую, чем у местного населения они работают в два, а то и в три раза больше, так и в предоставлении нормальных жилищных условий и гарантий социальной защиты.
Также следует обратить внимание на определение понятия «трудящийся мигрант». В настоящее время наблюдаются пробелы в понятийном аппарате и в законодательстве, юридического закрепления данного термина не существует. Как отмечают Н. Гладков и Ю. Гефтер, «определенная сложность в регулировании правового положения иностранных граждан в сфере труда на территории РФ заключается в том, что в законодательстве РФ нет определения понятия "трудящийся мигрант"» [10]. Термин «трудящийся-мигрант» и его характеристики содержатся в международных договорах регионального, двух- и многостороннего характера [11]. Ссылаясь на международные правовые акты, можно сделать вывод, что трудящийся-мигрант - это физическое лицо, которое занимается легальной оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. Для нашей страны характерна категория мигрантов, которые приезжают для получения эффективного заработка, накопления денег и возвращения домой. К таким трудовым мигрантам обычно относят низкоквалифицированных граждан из стран дальнего и ближнего зарубежья. Помимо этой категории, выделяют также мигрантов, рассматривающих трудовую миграцию как определенный этап в реализации своих планов выехать за границу на постоянное место жительства. Но данная категория не является преимущественной для миграционной политики России.
Благодаря либерализации миграционного законодательства в 2014 г., были изменены и упрощены правила регистрации мигрантов по месту пребывания, а также их трудоустройство. Трудовые мигранты из стран СНГ получали более широкий доступ на российский рынок труда, самостоятельно оформляя разрешение на работу, но процедура оформления мигрантов также осталась длительной и громоздкой, трудновыполнимой, а в ряде случаев невыполнимой. Так, разрешение на трехмесячный найм требует согласования в шести инстанциях (органы безопасности, прокуратура, налоговые органы, органы социального обеспечения, здравоохранения), которые должны либо
подтвердить свое согласие на удовлетворение просьбы иммигранта, либо (в случае отказа) сообщить, почему они отказывают. Поэтому закон определяет как минимум двухмесячный срок для рассмотрения заявлений о пребывании и принятии окончательного решения, что, конечно, слишком долго. Если учесть, что значительная часть мигрантов прибывает для относительно краткосрочных работ (например, в строительстве или сельском хозяйстве), то для них закон просто теряет смысл. В связи с этим в 2010 г. для осуществления трудовой деятельности мигрантов, пребывающих в безвизовом порядке, была введена новая форма легализации трудовых отношений - патент. Его особенностью является то, что трудовая деятельность мигранта осуществляется только у физических лиц, тем самым он не распространяется на тех мигрантов, которые работают у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС по Пермскому краю отметил: «Сложность заключается в том, что при продлении патента мигрант может выпадать из миграционного учета, тем самым теряя информацию, подтверждающую его законное пребывание» [12]. Недавно комиссия по миграционной политике, предложила поправки, согласно которым нанимать иностранную рабочую силу по патентам смогут индивидуальные предприниматели, но в то же время мигранты должны будут платить за патент не 1000 рублей, как физические лица, а несколько тысяч. С одной стороны, данная процедура позволит перекрыть издержки государства, связанные с выделением денежных средств на социальную защиту мигранта, в то время как с другой, миграционные потоки, которые на данный момент носят масштабный характер, расширятся еще более. Кроме того, следует учитывать, что крупнейшими центрами миграционного притяжения являются мегаполисы и агломерации, в то время как во многих регионах наблюдается дефицит рабочей силы.
На иностранных граждан распространяются установленные российским законодательством о труде гарантии при приёме на работу. Трудовой договор как основополагающий институт трудового права является тем фундаментом, на котором строится трудовое отношение [13].
Трудовые договоры с иностранными гражданами заключаются в соответствии с общими нормами законодательства о труде РФ с учётом особенностей, предусмотренных специальными нормами о труде иностранных граждан и международными договорами. В соответствии с трудовым договором работодатель обязуется предоставить иностранцу работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник должен выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию. Но тем не менее не каждый трудящийся мигрант владеет русским языком и знает, на каких условиях он обязуется заключить трудовой контракт. В связи с этим возникает вопрос, на каком языке составляется трудовой договор. Ст. 68 Конституции РФ гласит, что русский язык является государственным на всей территории страны. Российское законодательство не определяет, на каком языке следует заключать трудовой договор с иностранцем, не владеющим русским языком, но в Соглашении СНГ от 15 апреля 1994 «О сотрудничестве области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов» содержится положение о том, что трудовые договоры с трудящимися-мигрантами должны заключаться на русском языке и языке страны трудоустройства. Наши работодатели не берут на себя обязанности по переводу русскоязычного текста трудового договора на язык, понятный трудящемуся-мигранту, в связи с чем работник находится в безвестности, какие права он имеет и какие обязанности должен соблюдать. В то же время, согласно Рекомендации МОТ от 4 июня 1975 г. № 151 «О трудящихся-мигрантах», представительные организации предпринимателей и трудящихся должны принять необходимые меры для того, чтобы информировать трудящихся-мигрантов и членов их семей о правах, которыми они пользуются, на родном языке трудящихся-мигрантов либо на знакомом им языке. К сожалению, трудящиеся мигранты являются самой дискриминированной группой. Так, нередко работодатели считают, что с данной категорией работников не следует заключать договор о полной материальной ответственности. Они по-прежнему считаются «дешевой рабочей силой». Более того, работодатели не боятся ущемлять в трудовых правах мигрантов, т.к. уверены, что защищать свои права данные работники не будут. Несоблюдение же правил юридической техники заключения трудовых договоров создает почву для злоупотребления субъектами своими правами и игнорирования требований закона об исполнении обязанностей.
При заключении трудового договора с иностранным гражданином работодатели часто сталкиваются с вопросом, на какой срок следует заключать такой договор. В трудовом законодательстве определен четкий перечень случаев, когда трудовой договор может быть заключён на определённый срок, но иностранные граждане в этом перечне не упоминаются. Однако, учитывая, что осуществление мигрантами трудовой деятельности носит краткосрочный характер, законодателю следует уделить особое внимание вопросу заключения срочных трудовых договоров. В российском законодательстве должен быть предусмотрен строгий запрет дискриминации, а содержание трудовых договоров, несомненно, должно отражать специфические требования, касающиеся труда иностранных граждан в России.
Одна из острых проблем стоящих перед мигрантом, - проблема жилья. Очень тормозит формирование рынка рабочей силы за счёт мигрантов неразвитость рынка жилья. Поскольку у предприятий теперь почти нет общежитий, и они ещё не столь рентабельны, чтобы оплачивать частное жильё работникам, этой проблемой они буквально притиснуты к стенке. При передаче подведомственными предприятиями объектов соцкультбыта муниципалитетам предполагалось, что последние обеспечат их функционирование. На деле же бывшие общежития либо проданы, либо
сданы в аренду. Строительство новых не ведётся. В результате в городах отсутствуют необходимые объёмы дешёвого жилья, доступного низкооплачиваемым работникам. По этой причине работодатель прибегает к размещению рабочих в непригодных для проживания помещениях. Многие мигранты живут в ужасных санитарно-гигиенических условиях, не соответствующих конституционному понятию «достойная жизнь».
Миграционный учёт иностранных граждан имеет давнюю историю и играет важную роль в деле реализации права личности на свободу передвижения, выборе места пребывания и жительства. Как известно, процедура регистрации включает себя три этапа. Это - разрешение на временное пребывание; разрешение на временное проживание; вид на жительство. Каждая из этих процедур носит важный, но в то же время сложный характер. Большая часть мигрантов живет без регистрации, подвергаясь административным санкциям. В основном такое положение связано с процедурными трудностями. Согласно ст. 5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина в порядке, не требующем получения визы, составляет 90 суток. Такой тип регистрации, на наш взгляд, является некорректным и неэффективным. Связано это с тем, что часто цифры, приведённые статистикой, отражают только число процедур проведённых регистраций, но никак не число мигрантов. В результате на 6 тыс. адресов зарегистрированы более 260 тыс. граждан, т.е. в среднем по 43 человека на одно жилое помещение [14]. Полагаем, один и тот же мигрант может регистрироваться по месту пребывания не единожды, ведь мигрант может по истечении срока выехать из страны, а потом снова вернуться и так же встать на миграционный учёт. Следует также отметить, что, согласно нормативным правовым актам, при временном пребывании мигранта на территории РФ органы ФМС не обязаны уведомлять налоговую службу, органы государственной статистики, военные комиссариаты о прибытии таких мигрантов. Получается, что мигранты имеют доступ ко многим ресурсам, в т.ч. пользуются услугами, за которые платит налоги местное население.
Согласно Федеральному закону «О правовом положении иностранных граждан», иностранный гражданин обязан зарегистрироваться в срок от трех до семи рабочих дней со дня прибытия в Российскую Федерацию. Неделя - очень ограниченный срок, потому что у мигранта для выполнения нормативных предписаний возникает необходимость за это время собрать пакет документов, которые надо предоставить в соответствующий орган. Немаловажным является территориальное расположение органа, огромные очереди и ряд иных особенностей. В связи с этим мигранты часто прибегают к оформлению соответствующих документов в специализирующихся по этим вопросам организациях, которые, в свою очередь, часто являются незаконными и недобросовестными, что в результате приводит к потере денежных средств и отсутствию желаемого результата. Учитывая сложность процедуры регистрации, иностранцу сложно самостоятельно разобраться в её многочисленных нюансах, пройти все инстанции и не нарушить сроков. Думается, следует совершенствовать федеральное законодательство, обеспечивающее порядок пребывания трудовых мигрантов в Российской Федерации, расширить объём прав трудовых мигрантов по отношению к органам миграционного учёта.
Конституция РФ и другие законодательные акты открыли Россию для международной трудовой миграции, вовлекли её в международный трудовой обмен. Современное российское законодательство в основном регулирует вопросы привлечения иностранной рабочей силы, регламентирует трудовые права работников данной категории. Однако регламентация прав трудящихся-мигрантов в отношении социального обеспечения отсутствует. Следовательно, необходимо создание правовой базы для беспрепятственной реализации работниками-мигрантами своих трудовых и социальных прав, разработка системы их социальной защиты. В соответствии с п. 3. ст. 62 Конституции РФ, «иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации». Но в п. 3. ст. 3 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» имеется положение о том, что право на пенсию имеют иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории РФ. Указанное положение данного закона противоречит Конституции.
К оказанию медицинской помощи мигрантам в мире существуют два подхода. Первый состоит в «пассивном отношении», при котором мигранты используют медицинские услуги без каких либо модификаций, наравне с коренным населением. Второй предполагает активную адаптацию к системе здравоохранения и принятие мер по минимизации различий между мигрантами и коренными жителями, в т.ч. языковых и культурных [15].
В настоящее время отсутствует общепринятая, научно обоснованная технология организации медицинской помощи трудовым мигрантам. Каждые страны ищут свои пути решения данной проблемы [16].
В частности, несколько двусмысленны нормы об охране здоровья.
Ч. 1 ст. 41 Конституции РФ гласит: «Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений». Порядок оказания медицинской помощи и права граждан в этой сфере также закреплены в Федеральном законе «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и законе «Об обязательном медицинском страховании граждан в РФ». До 2010 г. временно пребывающие на территории России иностранные граждане имели право на медицинскую помощь по полису, т.к. ранее выплаты данной категории осуществлялись путём обложения данных лиц страховыми взносами.
Теперь право на бесплатное получение медицинской помощи, право на медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования имеют только временно работающие и постоянно проживающие граждане, в то время как на временно пребывающих в стране граждан эти процедуры не распространяются. Но ведь именно эта часть мигрантов и является самой большой по количеству на территории РФ. Говоря об источниках финансирования социального обеспечения трудящихся-мигрантов, необходимо отметить, что они большей частью получают обеспечение за счёт налоговых отчислений лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации. Эти средства аккумулируются в специализированных фондах. Мигранты, временно пребывающие в стране, в таких условиях просто не успевают делать отчисления в соответствующие фонды. Как предоставляется необходимая медицинская помощь данной группе мигрантов, кто ее финансирует? У данной группы мигрантов нет полисов обязательного медицинского страхования, а полисы добровольного медицинского страхования они не покупают. Такие ситуации, часто заканчиваются либо летальным исходом, либо депортацией.
Отдельной темой в последнее время стали риски для общественного здоровья, которые могут создавать трудовые мигранты. Основными сферами занятости мигрантов в центральных регионах чаще всего являются сфера общественного питания, ремонтные услуги, городской общественный транспорт. В реальности же не каждому мигранту доставляет удовольствие стоять в очередях больниц и государственных центров для получения медицинской книжки. Благодаря нескончаемым миграционным потокам, возросло и число организаций, которые за определенную плату предоставляют личные медицинские книжки и справки, согласно которым прохождение личного медицинского осмотра не требуется. Таким образом и происходит распространение заболеваний. Министр здравоохранения России В.И. Скворцова на пресс-конференции в мае 2013 г. призвала строже следить за здоровьем приезжающих в Россию мигрантов. Она подчеркнула, что система здравоохранения не знает о состоянии здоровья этих людей, которые могут быть заражены различными инфекциями, открытой формами туберкулеза, другими болезнями [17]. Специалист по борьбе с туберкулезом и иными эпидемиологическими заболеваниями Всеволод Храмцов на круглом столе, посвященном заболеваемости среди гастарбайтеров, отметил, что 14 % трудовых мигрантов болеют туберкулезом, гепатитом, сифилисом, СПИДом или являются носителями других инфекций [18].
Начальник здравоохранения Департамента Москвы И.К. Калиновская заявила, что в московских роддомах жительницы ближнего и дальнего зарубежья ежегодно рожают около 10000 детей, причём женщины-мигрантки обращаются за помощью в самый последний момент, не проходя предварительно никаких обследований, что является угрозой заражения как матери, так и ребёнка.
В структуре основных инфекционных заболеваний у мигрантов лидирующее положение занимают острые кишечные инфекции - 32,8 %. Тяжёлые бытовые условия, частые переохлаждения объясняют другой высокий показатель - заболеваемость гриппом и ОРВИ: 20,3 %. Третье место - вирусные гепатиты: 14,5 %. Особое положение занимает туберкулезная инфекция у трудовых мигрантов Таджикистана - 9,7 % [19]. И это данные только по одному Санкт-Петербургу. Разработка административных и законодательных мероприятий по медицинской сертификации и оказанию медицинской помощи трудовым мигрантам остается весьма актуальной.
К сожалению, российское государство не может в ряде случаев дать финансовые гарантии не только иностранцам, но и своим гражданам. России также следует обратить внимание на международные акты, ратификация которых может способствовать улучшению миграционной политики. Так, например, в Конвенции МОТ № 157 «Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения» 1982 г. представлена международная система сохранения прав трудящихся-мигрантов в области социального обеспечения.
Ст. 5 Конвенции МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах» 1949 г, предусматривает, что каждая страна, для которой настоящая Конвенция находится в силе, обязуется предусмотреть в пределах своей юрисдикции соответствующие медицинские службы, в функции которых входит: удостоверять в случае необходимости, что как в момент отъезда, так и по приезде работники-мигранты и члены их семей, которым разрешено их сопровождать или присоединяться к ним, находятся в удовлетворительном состоянии здоровья; обеспечить работникам-мигрантам и членам их семей необходимое медицинское обслуживание и хорошие гигиенические условия во время отъезда, в пути и по приезде в страну назначения. А ст. 6 гласит: «Каждый член Организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе, обязуется предоставлять без дискриминации по признаку национальности, расы, религии или пола иммигрантам, законно пребывающим на его территории, условия не менее благоприятные, чем те, которыми пользуются его собственные граждане». Это касается предоставления социального обеспечения, случаев травматизма на производстве, охраны материнства, болезни, инвалидности, старости, смерти, безработицы и семейных обязанностей; вопросов заработной платы и предоставления жилья.
Ратификации международных Конвенций выгодны для нашей страны, но этот этап может занять длительное время. Подготовка соответствующих шагов потребует определенных временных, а также финансовых и организационных ресурсов. Однако речь должна идти не только о сокращении размеров «теневого сектора», но и о реальной пользе для всего российского государства и общества [20].
При анализе особенностей имплементации норм международного права в национальное законодательство наступает ясное понимание того, что назрела необходимость создания адекватного понятийного аппарата, проведения чёткого отграничения международно-правого понятия «трудящийся-мигрант» от понятия «иностранный гражданин». Согласно Федеральному закону «О
правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранный гражданин -это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации, имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Обратим внимание на то, что в международных актах различного уровня используется понятие «трудящийся мигрант», в то время как в российском законодательстве данное понятие отсутствует. Следует легально закрепить термин «трудящийся мигрант» в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» Трудящимся мигрантом является физическое лицо, которое временно занимается легальной оплачиваемой трудовой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является. Тем самым делается акцент на том, что к трудящимся-мигрантам относятся лица, имеющие неурегулированный статус и осуществляющие оплачиваемую трудовую деятельность.
Таким образом, важную роль в успешном решении задач в сфере миграции играют инструменты, с помощью которых государство регулирует миграционные потоки. Разумеется, над созданием такого инструментария в течение длительного времени работает Россия и многие государства. Только с помощью создания четкой миграционной политики, которая будет соответствовать как социально-экономическим, так и национальным интересам, Россия станет еще более сильным и перспективным государством.
Список литературы
1. Аскопова, Е. С., Воронкова, Е. С., Гаврилко, Н. Н. Мировая экономика и международные экономические отношения. - М.: Феникс, 2001. - 500 с.
2. Рыбаковский, Л. Л. Миграция населения. - Вып. 5. Стадии миграционного процесса. - М.,
2011.
3. Тюркин, М. Л. Сущность, структура и перспективы совершенствования миграционного процесса в Российской Федерации // Государство и право. - 2004. - № 9.
4. Basetop.ru [Электронный ресурс], - 2015.
5. Мигрант.ру [Электронный ресурс], - 2015.
6. Андриченко, Л. В., Елеонский, В. О., Хабриева, Т. Я. О концепции развития миграционного законодательства Российской Федерации // Журнал российского права. - 2014. - № 4.
7. Концепция государственной миграционной политики в Российской Федерации // www.fms. gov.ru (дата обращения: 05.04.2014).
8. Комаров С. А. Общая теория государства и права. - СПб., 2001.
9. Гладков, Н. Различие понятий «иностранный работник» и «трудящийся мигрант» / Н. Гладков, Ю. Гефтер // Кадровик. Трудовое право для кадровика. - 2013. - № 1.
10. Международная Конвенция ООН (1990 г.) «О защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей».
11. Конвенция МОТ № 97 «О трудящихся-мигрантах».
12. УФМС России по Пермскому краю [Электронный ресурс] - Режим доступа: permufms. ru. - 2015.
13. Анисимов, Л. Н. Трудовой договор, трудовые отношения // Трудовое право. - 2008. - № 4.- С. 67-73.
14. Трудовая миграция и вопросы здравоохранения : материалы «круглых столов» (июль, декабрь 2014) / общ. ред. Д.А. Валентия, О.А. Иртугановой. - М., 2014.
15. Вартанян, Ф. Е., Рожецкая, С. В. Здоровье мигрантов в мире // Здравоохранение. - 2009.
- № 7.
16. Минздрав поддержал визы для гастарбайтеров: мигранты угрожают здоровью россиян [Электронный ресурс]. - URL : http//www.news. ru/ com/Russia/ 27may2013/.
17. Яковлев А. А., Котлярова С. В., Мусатов В. Б. Инфекционная заболеваемость мигрантов и туристов в Санкт-Петербурге // Журнал инфектологии. - Т. 3. - 2011. - № 4. - С. 49-54.
18. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 26 апреля 2014 г. // http: // www.kremlin.ru. -2014. - 27 апр.