Состояние, масштабы и направления снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов в России1
The Present State, Scope and Priorities in Reducing Precarious Employment of Labour Migrants in Russia
Получено 03.09.2018 Одобрено 08.09.2018 Опубликовано 08.10.2018 УДК: 314.748 DOI: 10.24411/1999-9836-2018-10026
ШИЧКИН ИГОРЬ АЛЕКСЕЕВИЧ
кандидат экономических наук, доцент кафедры Управления человеческими ресурсами ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» Email: [email protected]
SHICHKIN, IA
PhD (Economics), Associate Professor at the Human Resource Management Department, Plekhanov Russian University of Economics
Email: [email protected]
Аннотация
Объект. Неустойчивая занятость трудовых мигрантов в России.
Предмет исследования. Состояние и масштабы неустойчивой занятости в России, а также социально-экономические меры для повышения уровня защищенности трудовых прав и социальных гарантий иностранных граждан. Содержание статьи. В статье анализируется текущая миграционная ситуация в России в разрезе трудовой мобильности населения. Рассматриваются особенности правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в России. Автор дает приблизительную оценку численности неустойчиво занятых трудовых мигрантов в России и перспектив развития неустойчивой занятости данной категории. Обозначены приоритетные направления снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов в России. Цель. Оценка масштабов и перспектив развития неустойчивой занятости трудовых мигрантов в России для разработки основных направлений повышения уровня защищенности их трудовых прав и социальных гарантий.
Abstract
The Object of the Study. Precarious employment among labour migrants in Russia.
Subject of the Study. The present state and scope of precarious employment in Russia, as well as socio-economic measures to enhance labour rights protection and social benefits for foreign citizens.
The Main Provisions of the Study. The author studies the current migration situation in Russia in the context of labour mobility. Legal status of foreign citizens and stateless persons in Russia are considered. An estimate of the number of labour migrants engaged to precarious employment as well as their future prospects are analyzed. Priority measures for reducing precarious employment of migrant workers in Russia are given.
Purpose. Evaluation of the scale and prospects of precarious employment among labour migrants in Russia in order to develop the primary measures for increasing protection of their labour rights and social guarantees.
Ключевые слова: неустойчивая занятость; прекаризация; миграция населения; трудовые мигранты; нелегальная миграция; иностранные граждане и лица без гражданства; патент на работу; социальные гарантии; трудовые права.
Keywords: precarious employment; precarity; labour migration; migrant workers; illegal migration; foreign citizens and stateless persons; a patent for work; social benefits; labour rights.
1. Введение
Неустойчивая занятость становится неотъемлемым атрибутом и современным трендом социально-трудовых отношений в России. Причем данный феномен чаще всего затрагивает социально уязвимые группы населения, в числе которых трудящиеся-мигранты занимают значительную долю [Goldring, 2009, 2].
В целях выявления признаков неустойчивой занятости среди иностранных работников в рамках научного проекта «Неустойчивая занятость в Российской Федерации: состояние и направления снижения», №16-18-10140 при поддержке Российского научного фонда (РНФ) проведено поисковое исследование среди трудящихся-мигрантов, а также экспертный опрос среди ведущих российских учёных и государственных служащих. В результате проведенных исследований установлено, что, несмотря на позитивные трансформации миграционного законодательства, в России
по-прежнему не обеспечены цивилизованные условия для труда и социальной защиты иностранной рабочей силы, детерминируя высокий уровень неустойчивости занятости данной категории [Бобков, 2017, 4].
К наиболее распространенным элементам неустойчивости занятости трудящихся-мигрантов относятся:
- отсутствие (истечение сроков действия) трудовых соглашений и разрешительной документации на право осуществления трудовой деятельности;
- необоснованно заниженная оплата труда, задержки и невыплаты заработной платы, пособий;
- высокая (более 12 часов в день) продолжительность рабочего времени, в том числе неоплачиваемая сверхурочная работа;
- неуплата работодателем налоговых платежей и социальных взносов;
1 Статья публикуется при поддержке гранта Российского научного фонда (РНФ) «Неустойчивая занятость в Российской Федерации: состояние и направления снижения, № 16-18-10140»
- неоформление работодателями страховых полисов для трудящихся-мигрантов;
- работа с высоким риском травматизма и вредными для здоровья условиями труда;
- несоблюдение техники безопасности и нарушение правил охраны труда;
- изъятие у иностранных работников документов;
- трудовое рабство, принудительная эксплуатация, насилие и агрессия со стороны работодателя.
Ключевыми факторами неустойчивости занятости трудовых мигрантов в России выступают: несовершенство миграционного законодательства; сложность оформления разрешительной документации для временного проживания и осуществления трудовой деятельности; коррупция в процессе предоставления государственных услуг в сфере миграции; жилищная необеспеченность, ограниченный доступ к услугам здравоохранения и образования; отсутствие системы пенсионного обеспечения трудящихся-мигрантов и др.
Действующее миграционное законодательство рассматривает иностранных работников как временный трудовой потенциал, и поэтому не содержит мер, направленных на социальную адаптацию трудовых мигрантов и членов их семей. Это приводит к их изоляции от общества и вовлечению в незаконную деятельность. Таким образом, в последние годы возрастает актуальность проблемы неустойчивости занятости среди трудящихся-мигрантов в России [Бобков, 2017, 4].
2. Состояние и масштабы неустойчивой
занятости в России
Официальные данные, которыми обладают профильные государственные органы, не дают достоверного представления о масштабах неустойчивой занятости среди трудовых мигрантов в России [БоЬкоу, 2016, 1]. Однако попытаемся оценить приблизительную численность данной категории на основе имеющихся статистических сведений, а также социологических и экспертных оценок.
Неустойчивость занятости мигрантов в России в наибольшей степени проявляется в неформальном секторе экономики [Павлова, 2017, 11]. Согласно нашим оценкам и результатам экспертного опроса среди ведущих российских ученых и государственных служащих, численность незаконных трудовых мигрантов и «трудовых мигрантов с неурегулированным статусом», занятых на территории России варьирует от 2 до 5 млн чел, что статистически подтверждается не соответствием численности пребывающих в Россию на работу с долей выданной разрешительной документации и уведомлений о привлечении и использовании иностранных граждан (таблица 1).
В 2016 г. в Россию прибыло 4,3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, указавших работу в качестве цели въезда. При этом количество оформленных мигрантами патентов и разрешений на работу - 1,66 млн. В течение 2017 г. с целью трудоустройства в Россию прибыло 4,85 млн иностранных граждан и лиц без гражданства [Отдельные показатели миграционной ситуации
Таблица 1
Сведения об отдельных показателях иностранной трудовой миграции в России
Оформлено разрешений на работу 2018 г., январь-июнь (к значению АППГ) 2017 г. 2016 г.
59 353 (-16%) 148 326 149 013
в том числе Высококвалифицированным специалистам 12 893 (+3%) 26 531 26 995
Квалифицированным специалистам 9433(+12%) 14 775
Оформлено патентов 966 487 (+2%) 1 682 622 1 510 378
Численность иностранных граждан и лиц без гражданства, въехавших на территорию РФ с целью трудоустройства 2 676 500 (+8%) 4 854 004 4 284 181
Осуществлено постановок иностранных граждан и лиц без гражданства на миграционный учет 8216812(+17%) 15 710 227 14 337 084
*Составлено на основе данных Главного управления по вопросам миграции при МВД России УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ • №3 (209) 2018 • 96 • 38-44 - 39
в Российской Федерации, 2018, 10]. Количество оформленных мигрантами патентов и разрешений на работу - 1,83 млн, что составило всего 38% от числа иностранцев, прибывших в Россию с целью осуществления трудовой деятельности. Аналогичная динамика наблюдается и в первом полугодии 2018 г. Так на 2,67 млн иностранных граждан и лиц без гражданства, указавших в качестве цели въезда работу, фактически оформлено 1,03 млн разрешительных документов [Статистические сведения по миграционной ситуации, 2018, 14]. Таким образом, свыше 3 млн иностранных граждан и лиц без гражданства в России официально не трудоустроились.
Кроме того, число нелегально занятой рабочей силы пополняется и за счет мигрантов, имеющих патенты и разрешения на работу, но не имеющих трудовых/гражданско-правовых договоров. Таких в 2017 г. насчитывалось свыше 1 млн чел., о чем свидетельствует низкая доля уведомлений о привлечении и использовании иностранных граждан, которая составляет чуть более половины от общего объема выданной разрешительной документации на право осуществления трудовой деятельности. 55% мигрантов, первично легализовавшихся на рынке труда, имели неформальные отношения со своими работодателями (как юридическими, так и физическими лицами). Из 850 тыс. граждан стран - членов ЕАЭС, пребывавших с целью «работа по найму», более 60% работали неформально [Поставнин, 2017, 12].
Учитывая незаконную занятость иностранцев, въезжающих в Россию с частными (отсутствует право на осуществление трудовой деятельности) целями (свыше 2 млн чел. ежегодно), а также мигрантов, нарушивших сроки пребывания в стране и продолжающих работать, то получаем примерно до 5 млн трудовых мигрантов в неформальном секторе, чья занятость характеризуется высокой степенью прекаризации. В данном случае за рамками правового поля большинство иностранных работников находятся в крайне уязвимом положении, вследствие отсутствия у некоторых иностранных граждан личных документов, разрешительной документации, трудовых соглашений. В неформальном секторе наблюдаются многочисленные случаи невыплат или значительной задержки заработной платы, пособий, короткой или чрезмерной продолжительности рабочего времени, нарушения правил охраны труда, трудового рабства, насилия и агрессии со стороны работодателя.
В российских реалиях наличие трудового или гражданско-правового договора не гарантирует мигрантам полностью законных трудовых от-
ношений, а в некоторых случаях не имеет юридической силы, поскольку работодатель не информирует о нем ГУВМ МВД России и не ставит мигрантов на учёт в налоговых органах, поэтому даже эти категории трудовых мигрантов зачастую попадают под критерии неустойчивой занятости. Проведенное поисковое исследование среди трудящихся-мигрантов в таких крупнейших регионах-реципиентах иностранной рабочей силы как г. Москва и Московская область (свыше 40% выданной разрешительной документации в 2017 г.) установило, что менее половины опрошенных трудящихся-мигрантов охвачены официальными прямыми трудовыми соглашениями, а около трети иностранных работников заняты без наличия действующего договора или имеют неофициальное (теневое) соглашение. Значительная доля опрошенных трудящихся-мигрантов выразила неудовлетворённость отсутствием социальных гарантий в виде оплачиваемых больничных листов (53,2%), ежегодных оплачиваемых отпусков (57,4%), а также взносов работодателя в государственные внебюджетные фонды (75,1%).
Высококвалифицированные и квалифицированные специалисты характеризуются высокой (93%) удовлетворённостью собственной занятостью и уровнем обеспечения социальных гарантий в России. Однако их доля не превышает 2,5% в общем объеме выданной в 2017 г. разрешительной документации. Таким образом, по приблизительным оценкам численность неустойчиво занятых иностранных граждан и лиц без гражданства в России в настоящее время варьирует в диапазоне 5,5-7 млн. чел.
В соответствии с полученными уведомлениями о привлечении и использовании иностранных граждан, а также результатами социологического и экспертного исследований установлено, что к основным видам экономической деятельности, где в наибольшей степени проявляется неустойчивость занятости трудовых мигрантов в России относятся строительство; производство товаров повседневного спроса; бытовое обслуживание, ЖКХ; общественное питание; обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств; сельское и лесное хозяйство.
3. Перспективы развития неустойчивой
занятости трудовых мигрантов в России
Основываясь на тенденциях 2015-2018 гг., в краткосрочной перспективе до 2020 г. в России ожидается увеличение численности трудовых мигрантов на 300-500 тыс. чел в год. Основными причинами интенсификации внешних миграци-
онных потоков в Российскую Федерацию будут являться сильное миграционное притяжение и безвизовый режим со многими странами СНГ, высокая потребность в наёмном труде малого и среднего бизнеса, относительно высокие заработные платы [Куксова, 2017, 7]. Вследствие устойчиво высокой рождаемости тенденция увеличения объема и интенсивности миграции в Российскую Федерацию граждан из таких государств как Казахстан, Киргизия, Узбекистан, Таджикистан в среднесрочной (до 2024 г.) перспективе будет продолжаться, и усиливаться [Власова, 2017, 5].
В то же время снижение темпов социально-экономического развития, нестабильная ситуация на финансовых рынках, сокращение работодателями заработных плат и рабочих мест, падение уровня доходов граждан в России в совокупности
являются отталкивающим фактором, который негативно влияет на сравнительно обеспеченную часть мигрантов [Санкова, 2016, 13]. Некоторая часть трудовых мигрантов в результате ухудшения материального положения и потери доходов будет либо выезжать в страны своего постоянного проживания, либо стараться компенсировать потери своих доходов уклонением от уплаты авансовых платежей по патенту, либо полным уходом «в тень» [Нетеребский, 2017, 9].
Характеризуя текущее положение и перспективы занятости в России, в ходе проведенного опроса трудящиеся-мигранты разделились во мнениях, при этом большинство ощущает себя незащищенными и неуверенными в будущей занятости при сохранении текущих условий труда (рисунок 1).
Рисунок 1. Оценка трудовыми мигрантами собственного положения и перспектив будущей занятости в России (результаты социологического исследования)
Российскому рынку труда при сохранении существующей ныне модели привлечения иностранной рабочей силы, допускающей существование значительного сегмента нерегистрируемой занятости мигрантов, грозит деформация его структуры, деградация трудовых отношений, широкое распространение практик дискриминации и эксплуатации работников [Квачев, 2017, 6]. При реализации пассивного, инерционного сценария развития миграционных процессов наряду с ростом доли трудящихся-мигрантов к 2020 г. произойдет уве-
личение масштабов неустойчивой занятости среди иностранных работников до 7-8 млн чел.
Напротив, в результате выработки и осуществления комплекса государственных мер по снижению неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов в России будут созданы условия для выхода мигрантов из неформального сектора и стимулирования их легальной занятости, которые к 2024 г. приведут к сокращению численности неустойчиво занятых трудящихся-мигрантов до 2-3 млн чел.
Рисунок 2. Приоритетные направления снижения неустойчивой занятости среди иностранных
трудовых мигрантов в России
4. Приоритетные направления снижения
неустойчивой занятости трудящихся-
мигрантов в России
Высокая значимость проблемы неустойчивой занятости среди трудовых мигрантов в России требует реализации ряда приоритетных направлений (рисунок 2).
В рамках обозначенных выше направлений снижения неустойчивой занятости трудовых мигрантов в России целесообразен комплекс следующих мер:
- упрощение процедур получения документов на временное пребывание и постоянное проживание в России;
- либерализация правил миграционного учета и порядка получения разрешительной документации на право осуществления трудовой деятельности;
- кодификация нормативно-правового обеспечения миграционных процессов в рамках ко-
декса законов о миграции;
- введение прогрессивной шкалы налогообложения для нерезидентов РФ;
- заключение в рамках ЕАЭС договора о пенсионном обеспечении трудящихся-мигрантов;
- внедрение практики организованного набора иностранных работников в странах их происхождения;
- переход к более гибким и разнообразным формам занятости, в том числе к заключению долгосрочных контрактов с трудовыми мигрантами на 2 года с продлением;
- введение количественных ограничений на число иностранных граждан, которые могут быть поставлены на миграционный учет по одному адресу;
- принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих условия для социально-бытовой адаптации трудовых мигрантов [Куксова, 2017, 8];
- разработка на законодательном уровне механизма осуществления обязательных расчетов с
иностранными работниками посредством перечисления заработной платы на банковские счета, открытые в кредитных организациях Российской Федерации;
- проведение разовой иммиграционной амнистии с целью легализации трудовых мигрантов с неурегулированным статусом и незаконных мигрантов;
- усиление мер уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы Российской Федерации и нарушение её законодательства;
- увеличение количества проверок работодателей, использующих труд иностранных граждан на предмет соблюдения техники безопасности, а также повышение размера штрафных санкций за нарушение условий охраны труда;
- повышение размера штрафных санкций, вменяемых работодателям за использование труда нелегальных работников;
- регулярное проведение информационных кампаний в средствах массовой информации, разъясняющих условия легального въезда, пребывания и трудоустройства в России;
- усиление контроля над работодателями в части соблюдения ими трудового законодательства;
- государственное содействие в социально-бытовой адаптации трудящихся-мигрантов и членов их семей, в том числе помощь в решении жилищных проблем, размещение детей в учреждениях дошкольного и школьного образования, информационно-консультативная поддержка;
- повышение роли дипломатических ведомств, диаспор и землячеств в решении проблем трудящихся-мигрантов [Бобков, 2017, 3];
- активизация деятельности российских профсоюзов по вовлечению в свои ряды трудовых
мигрантов, а также развитие специализированных профсоюзов трудовых мигрантов с целью координации правозащитной деятельности российских профсоюзов и профсоюзов стран исхода мигрантов;
- упрощение миграционных процедур в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
- открытие миграционных функциональных центров в регионах-реципиентах иностранной рабочей силы;
- расширение перечня электронных сервисов, доступных для верифицированных трудовых мигрантов, предоставляемых на платформе портала государственных и муниципальных услуг.
Необходимо регулярно совершенствовать и вносить поправки в российское трудовое, налоговое и гражданское законодательство с целью защиты трудовых и социальных прав российских и зарубежных работников. Эти изменения должны стимулировать работодателей к созданию новых рабочих мест и к заключению с работниками официальных трудовых соглашений в условиях объективного распространения гибких форм занятости. Приведённые меры должны способствовать выводу трудовых мигрантов из «тени» неформальной занятости, выплатам официальной зарплаты и осуществлению отчислений по обязательному социальному страхованию [Шичкин, 2017, 15].
При реализации активной государственной политики, направленной на снижение неустойчивой занятости трудовых мигрантов, российские граждане должны ощущать приоритетную заботу государства и работодателей об их занятости и повышении уровня жизни. Недопустимо решение проблем мигрантов посредством ущемления интересов местного населения.
Список литературы
1. Bobkov V.N., Neterebsky O.V., Novikova I.V., Shichkin I.A. State Employment Policy in Russia. Electronic Tools of Labour Market Monitoring / Digital (R)evolution and Its Effects on Labour: Opportunities and Challenges for Regional and Local Labour Market Monitoring. - Germany, Munich. 2016. P. 251267.
2. Goldring, Luin and Patricia Landolt. 2009. Immigrants and Precarious Employment in the New Economy. (Introduction to Research Briefs.) Toronto: Immigrants and Precarious Employment Project. (June). URL: https://www.researchgate. net/publication/261357416_Immigrants_and_Precarious_ Employment_Brief_1_The_Index_of_Precarious_Work_ IPW_A_Measure_to_Track_Progress_Towards_Decent_ Work.
3. Бобков В.Н., Шичкин И.А. Приоритетные направления снижения неустойчивой занятости трудовых и вынужденных мигрантов в России / Уровень жизни населения
References
1. Bobkov V.N., Neterebsky O.V., Novikova I.V., Shichkin I.A. State Employment Policy in Russia. Electronic Tools of Labour Market Monitoring / Digital (R)evolution and Its Effects on Labour: Opportunities and Challenges for Regional and Local Labour Market Monitoring. - Germany, Munich. 2016. P. 251267.
2. Goldring, Luin and Patricia Landolt. 2009. Immigrants and Precarious Employment in the New Economy. (Introduction to Research Briefs.) Toronto: Immigrants and Precarious Employment Project. (June). URL: https://www.researchgate. net/publication/261357416_Immigrants_and_Precarious_ Employment_Brief_1_The_Index_of_Precarious_Work_ IPW_A_Measure_to_Track_Progress_Towards_Decent_ Work.
3. Bobkov V.N., Shichkin I.A. Prioritetnye napravleniya snizheniya neustojchivoj zanyatosti trudovyh i vynuzhdennyh migrantov v Rossii / Uroven' zhizni naseleniya regionov Rossii.
регионов России. 2017. № 4. С. 45-51.
4. Бобков В.Н., Квачев В.Г., Шичкин И.А. Детерминанты неустойчивой занятости иностранных трудящихся-мигрантов в России в оценках участников социологического опроса / Какие кадры нужны экономике России? // Материалы VII Международной научно-практической конференции Абалкинские чтения. 23-25 мая 2017 г. М.: РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017.
5. Власова О.В. Миграционный прирост населения как индикатор экономического развития региона / Иннов: электронный научный журнал. 2017. № 3 (32). С. 15.
6. Квачев В.Г., Юдина М.А. Индустрия 4.0: Поражение работы или победа творческого труда? / Государственное управление. Электронный вестник. 2017. № 64. С. 140-158.
7. Куксова О.Д. Проблемы развития российского рынка труда при переходе к цифровой экономике / Общество: политика, экономика, право. 2017. № 8. С. 57-61.
8. Куксова О.Д. Содействие региональной мобильности населения в рамках реализации государственной политики занятости / В сборнике: Современные проблемы экономики и менеджмента // Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 226-228.
9. Нетеребский О.В. Динамика рынка труда и внешней трудовой миграции в России как показатель роста де-прессивности рынка труда и прекаризации занятости / В сборнике: Современные проблемы экономики и менеджмента // Материалы международной научно-практической конференции. 2017. С. 273-281.
10. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь-декабрь 2017 года с распределением по странам и регионам. Москва, 2018. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/ migracionnaya/item/12162171/.
11. Павлова В.В. Влияние шестого технологического уклада на российский рынок труда / В сборнике: Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инноваци-онность, устойчивость // Материалы X Международной научно-практической конференции: в 2 томах. Белорусский государственный экономический университет. 2017. С. 43-45.
12. Поставнин В.А., Власова Н.И. Правовое положение мигрантов и его влияние на Российский рынок труда // Демографическое обозрение. 2017. №1. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-polozhenie-migrantov-i-ego-vliyanie-na-rossiyskiy-rynok-truda.
13. Санкова Л.В., Мирзабалаева Ф.И. К вопросу о формировании механизма обеспечения достойного труда / В сборнике: Современные проблемы экономики и менеджмента // Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 265-270.
14. Статистические сведения по миграционной ситуации / Главное управление по вопросам миграции. Москва, 2018. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/ migracionnaya.
15. Шичкин И.А. Правовое регулирование внешней миграции в России как фактор снижения неустойчивой занятости трудящихся-мигрантов / Неустойчивость занятости: международный и российский контексты будущего сферы труда // Монография под ред. проф. Бобкова В.Н., изд-во РеалПринт. 2017. С. 324-339.
2017. № 4. - S. 45-51.
4. Bobkov V.N., Kvachev V.G., Shichkin I.A. Determinanty neustojchivoj zanyatosti inostrannyh trudyashchihsya-migrantov v Rossii v ocenkah uchastnikov sociologicheskogo oprosa / Kakie kadry nuzhny ehkonomike Rossii? // Materialy VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii Abalkinskie chteniya. 23-25 maya 2017 g. M.: REU im. G.V. Plekhanova, 2017.
5. Vlasova O.V. Migracionnyj prirost naseleniya kak indikator ehkonomicheskogo razvitiya regiona / Innov: ehlektronnyj nauchnyj zhurnal. 2017. № 3 (32). S. 15.
6. Kvachev V.G., Yudina M.A. Industriya 4.0: Porazhenie raboty ili pobeda tvorcheskogo truda? / Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyj vestnik. 2017. № 64. S. 140-158.
7. Kuksova O.D. Problemy razvitiya rossijskogo rynka truda pri perekhode k cifrovoj ehkonomike / Obshchestvo: politika, ehkonomika, pravo. 2017. № 8. S. 57-61.
8. Kuksova O.D. Sodejstvie regional'noj mobil'nosti naseleniya v ramkah realizacii gosudarstvennoj politiki zanyatosti / V sbornike: Sovremennye problemy ehkonomiki i menedzhmenta // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 226-228.
9. Neterebskij O.V. Dinamika rynka truda i vneshnej trudovoj migracii v Rossii kak pokazatel' rosta depressivnosti rynka truda i prekarizacii zanyatosti / V sbornike: Sovremennye problemy ehkonomiki i menedzhmenta // Materialy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2017. S. 273-281.
10. Otdel'nye pokazateli migracionnoj situacii v Rossijskoj Federacii za yanvar'-dekabr' 2017 goda s raspredeleniem po stranam i regionam. Moskva, 2018. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/DeIjateInost/statistics/migracionnaya/ item/12162171/.
11. Pavlova V.V. Vliyanie shestogo tekhnologicheskogo uklada na rossijskij rynok truda / V sbornike: Ekonomicheskij rost Respubliki Belarus': globalizaciya, innovacionnost', ustojchivost' // Materialy X Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2 tomah. BeIorusskij gosudarstvennyj ehkonomicheskij universitet. 2017. S. 43-45.
12. Postavnin V.A., Vlasova N.I. Pravovoe poIozhenie migrantov i ego vliyanie na Rossijskij rynok truda // Demograficheskoe obozrenie. 2017. №1. URL: https:// cyberIeninka.ru/articIe/n/pravovoe-poIozhenie-migrantov-i-ego-vIiyanie-na-rossiyskiy-rynok-truda.
13. Sankova L.V., Mirzabalaeva F.I. K voprosu o formirovanii mekhanizma obespecheniya dostojnogo truda / V sbornike: Sovremennye probIemy ehkonomiki i menedzhmenta // MateriaIy mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 265-270.
14. Statisticheskie svedeniya po migracionnoj situacii / Glavnoe upravIenie po voprosam migracii. Moskva, 2018. URL: https:// xn--b1aew.xn--p1ai/DeIjatelnost/statistics/migracionnaya.
15. Shichkin I.A. Pravovoe regulirovanie vneshnej migracii v Rossii kak faktor snizheniya neustojchivoj zanyatosti trudyashchihsya-migrantov / Neustojchivost' zanyatosti: mezhdunarodnyj i rossijskij konteksty budushchego sfery truda // Monografiya pod red. prof. Bobkova V.N., izd-vo ReaIPrint. 2017. S. 324-339.