УДК 331.55б
ДИСКРИМИНАЦИЯ МИГРАНТОВ В СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ СФЕРЕ: ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ
MIGRANTS UNDEPRIVILEDGED IN SOCIAL AND LABOUR AREA:
CAUSE AND WAY OUT
Т.М. Безбородова T.M. Bezborodova
Омский институт (филиал) Российского государственного торгово-экономического университета
А.А. Скребцова A.A. Skrebtsova
ОАО «СанИнБев»
В статье освещаются актуальные проблемы дискриминации в сфере труда и занятости мигрантов из стран СНГ. Приводится аналогия подобных проблем в мировой практике трудовой миграции. Авторы приводят правовой и экономический аспект термина «дискриминация на рынке труда». Анализируется практика и перспективы преодоления рассматриваемого явления в России.
The paper deals with the migrants from the CIS countries discriminated by employers. The authors provide: 1) similar issues of labour migrants across the world; 2) legal and economic facets of the term «labour discrimination»; 3) the ways and prospects to overcome the trend in Russia.
Ключевые слова: миграция, демография, демографический дефицит, социальная защита.
Key words: migration, demography, demographic shortage, social security.
Миграция населения является частью общемирового процесса глобализаций. Причины трансграничного передвижения людей имеют многообразный и сложный характер. В число наиболее важных входят бедность, войны, голод и репрессии. Современную миграцию в значительной степени можно объяснить растущим неравенством между странами, отсутствием продуктивной занятости и достойного труда, личной безопасности и гражданских свобод.
Как и всякое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импор-терам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку. По оценкам ЮНКТАД, стоимость человеческого капитала специалистов, иммигрировавших в США за 1961-1972 гг., $ 25 млрд [1]. Привлечение малообразованной, неквалифицированной рабочей силы создает
© Т.М. Безбородова, А.А. Скребцова, 2011
для местного населения возможность заниматься более интеллектуальным трудом.
Миграция играет все более заметную роль в преодолении демографического дефицита и нехватки рабочей силы в одних странах, решении проблем занятости и снижения бедности населения в других государствах. Трудовые мигранты рассматриваются в странах происхождения не только как источник благосостояния их семей, но и как инвесторы, способствующие подъему экономики своих государств. В то же время незаконные трудящиеся-мигранты составляют серьезную конкуренцию местному населению во многих сферах деятельности, оказывают давление на местные рынки труда, сбивая уровень зарплаты и занимая рабочие места, усиливая нагрузку на сферу социальных услуг. Нелегальные мигранты составляют немалую часть организованной преступности, что вызывает озабоченность населения в связи с растущей угрозой терроризма и наркоторговли [2].
Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения.
В то же время для страны импортера миграция обычно сопровождается усилением без-
работицы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. В последнее время увеличивается нелегальная трудовая миграция; незаконные иммигранты стараются как можно дольше оставаться в принимающей стране после окончания действия их трудовых договоров, вовлекаясь в теневую экономику (включая торговлю оружием и наркотиками).
Социальная защита иностранных рабочих, несмотря на принятую МОТ Конвенцию о защите трудящихся-мигрантов, оставляет желать много лучшего, а дискриминация мигрантов давно и во всех странах стала обычным делом для использующих их труд работодателей. Она касается всех аспектов: занятости, зарплаты, социальных выплат и льгот и т. п. Известно, что мигрантам труднее, чем коренным жителям, получить рабочие места, за исключением самых малопривлекательных.
Что же представляет из себя дискриминация в сфере трудовых отношений? Принятая 25 июня 1958 г. на сорок второй сессии Генеральная конвенция МОТ о дискриминации труда и занятости (Конвенция 111) к дискриминации относит [3]:
а) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, национального происхождения или социальной принадлежности, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;
б) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий, определяемое соответствующим членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.
Таким образом, любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанное на специфических требованиях таковой, дискриминацией считаться не может.
В экономическом аспекте под дискриминацией понимается любое ограничение прав и обязанностей человека по определенному признаку [4]. На рынке труда дискриминация проявляется в ограничении доступа к отдельным видам работ и сферам занятости, оплате труда, условиях труда.
Современная экономика труда выделяет следующие виды трудовой дискриминации:
1. Дискриминация в заработной плате одних работников или групп работников по сравнению с другими. В экономике любой страны сотрудники, обладающие равной продуктивностью, квалификацией и трудовым стажем, нередко получают разную зарплату за выполнение одной и той же работы в одной и той же отрасли или даже организации. Существуют традиционные, т. е. во многих странах наиболее часто дискриминируемые по уровню зарплаты группы работников: женщины по сравнению к мужчинам, негры по сравнению к белым и местные жители по сравнению к приезжим.
2. Дискриминация при найме на работу и увольнении с работы. Подобной дискриминации, помимо вышеназванных групп, обычно подвергаются люди, освободившиеся из мест заключения, инвалиды, неквалифицированная молодежь. Их последними принимают на работу и первыми увольняют. Неравные возможности трудоустройства могут возникать в связи с возрастом работника, его расовой или этнической принадлежностью и т. п.
3. Дискриминация при продвижении по службе тех, кто уже работает в организации. Дискриминируемым работникам (или группам работников) труднее сделать карьеру, их неохотно продвигают по служебной лестнице, назначают на ответственные должности. Очевидно, что подобной дискриминации также чаще подвергаются женщины, иммигранты и национальные меньшинства, но на их месте могут оказаться и иные группы работников.
4. Профессиональная сегрегация, проявляющаяся в устойчивом разделении профессий и должностей между разными группами работников. Так, существуют традиционно мужские и женские профессии. Профессиональная сегрегация наблюдается при разделении профессий между местными и приезжими работниками, между представителями разных этнических групп.
5. Дискриминация в образовании и профессиональной подготовке. В современном мире не часто встречается формальное ограничение доступа человека к образованию по причине иностранного гражданства, незнания государственного языка и т. п. Тем не менее даже в развитых странах перед определенными группами населения возникают вполне реальные преграды на пути получения образования и профессиональной подготовки [5].
Дискриминация на рынке труда не может быть объяснена однозначно, являясь результа-
том действия нескольких факторов. Отсутствие законных оснований для работы - законности проживания/пребывания на территории России и разрешения на работу для граждан других государств СНГ, автоматически закрывает доступ к занятости в бюджетной сфере, к рабочим местам в частном секторе, связанным с материальной и/или административной ответственностью.
Мигранты стремятся легализироваться всеми доступными способами, но в силу усложненности процедур, относительно простой путь состоит в том, чтобы получить регистрацию пребывания. Существенно сложнее получить разрешение на занятие трудовой деятельностью. При этом легальный статус приобретается наличием обоих разрешений: отсутствие либо первого, либо второго автоматически превращает временного трудового мигранта в незаконного мигранта. (Еще один путь - получение российского гражданства - сегодня является практически недоступным для мигрантов). Легализация статуса связана с определенными транзакционными издержками, относительно приемлемыми для получения регистрации пребывания/проживания и практически непреодолимыми для получения разрешения на занятие трудовой деятельностью.
Определенную роль играют такие объективные факторы, как недостаточный уровень образования, квалификации, знания русского языка. С другой стороны, отмечается определенная предубежденность со стороны органов государственной власти и местного самоуправления против представителей некоторых меньшинств.
Частный бизнес и теневая экономика становятся вынужденным уделом иноэтничных мигрантов, так как общественное мнение категорически против их доступа к иным сферам занятости (да и в частный бизнес их доступ не приветствуется, как показывают опросы общественного мнения). Частный сектор представляется для них практически единственной возможностью проникновения на рынок труда.
Труд подавляющего числа мигрантов носит принудительный характер. Во всех странах трудящиеся-мигранты, особенно находящиеся на нелегальном положении, подвержены риску стать жертвой практики принудительной вербовки и занятости. В России риски многократно возрастают из-за сращивания недобросовестных работодателей с правоохранительными органами, коррупции.
Задержка и невыплата заработной платы, удержание удостоверений личности, угроза вы-
дачи властям и депортации давно стали повседневными социальными практиками [2].
По данным обследования, проведенного ЕС в 1989 г., 40 % иностранцев, работающих в Испании, не могли трудоустроиться по своей квалификации [1]. При этом иммигрантам реже, чем коренным рабочим, предоставляется возможность профессионального обучения и повышения квалификации. Заработная плата мигрантов по сравнению с коренными жителями, занятыми на одинаковых работах, как правило, занижена. Результаты исследований, проведенных в ФРГ, показали, что среднечасовая оплата иммигрантов на 10 % ниже, чем немцев. Последние получали более высокие премии и выгодные сверхурочные работы.
Еще сложнее обстоит дело с различными социальными выплатами. По оценкам специалистов, 11 млн рабочих-эмигрантов в США зарабатывают за год примерно 240 млрд долл. и платят 90 млрд долл. налогов, получая при этом различных социальных выплат всего на 5 млрд долл.
Иммигрантов проще уволить. Типичный пример: на заводах «Рено» во Франции в рамках 30%-ного высвобождения работников было сокращено 55 % иммигрантов.
Охарактеризуем ситуацию с дискриминацией трудовых мигрантов, прежде всего из стран ближнего зарубежья, в настоящее время в России.
До 1990-х гг. внешняя миграция для России не имела существенного значения. Более важна была миграция внутренняя: из центральных - в восточные и северные районы страны (в целях освоения их огромных природных богатств) и из села - в город.
Внешняя миграция усилилась в 1993 г. в связи с распадом СССР и свободным въездом в Россию граждан из бывших союзных республик, где экономическое и социальное положение большинства населения было гораздо хуже. Но это лишь одна причина. Другая состояла и состоит в дискриминации русского и русскоязычного населения в постсоветских государствах.
Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры рабочей силы в ближнем зарубежье - Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье - Турция, Китай, страны
бывшей Югославии, Вьетнам. Вообще же в Россию едут в поисках работы граждане более чем 100 стран.
Не вся рабочая сила из-за рубежа учитывается. Многие мигранты, особенно из Украины и других бывших союзных республик, работают нелегально.
Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный.
Основными местами поселения стали Оренбургская, Белгородская, Новосибирская области, Ставропольский и Алтайский края, республики Ингушетия и Северная Осетия -Алания. Большинство вынужденных переселенцев и беженцев испытывают значительные трудности материального и морального характера, для многих не хватает рабочих мест, жилья. Средств для осуществления федеральной миграционной программы хронически недостает.
По данным выборочного обследования трудовых мигрантов из стран СНГ, проведенного Международной организацией по мигра-
ции (МОМ) в 2006 г. в трех российских регионах - Москве, Астраханской области и Республике Карелии (общий объем выборки -1153 респондента), только половина опрошенных мигрантов считают условия, в которых они трудятся, нормальными. Хотя надо отметить, что их представление о норме существенно отличается от законодательно установленных стандартов. Так, большинство мигрантов считает нормальной 60-часовую рабочую неделю. Самыми распространенными нарушениями трудовых норм являются, по их мнению, чрезмерная продолжительность рабочего времени, повышенная интенсивность труда, плохие условия (холод, грязь и т. п.).
Только 17 % мигрантов имеют возможность получить оплаченный очередной отпуск и 15 % - оплачиваемый больничный лист. Медицинскую страховку имеют лишь 24 % мигрантов. Более половины не имеют никаких гарантий стабильной занятости, даже на время действия договора: работодатель может уволить их в любой момент без предупреждения (рис.).
Затрруняюсь
ответить
21%
Работодатель может предупредить за некоторое время 28%
Работодатель может уволить в любой момент 51%
Рис. Гарантии занятости трудовых мигрантов (по данным МОМ)
В среднем 20 % опрошенных мигрантов не могут свободно уволиться и покинуть место своей работы. Согласно всем международным нормам, такой труд не может считаться свободным. Изъятие документов (паспорта) является самой распространенной формой контроля над работниками и манипулирования ими. Каждый десятый мигрант в Москве и каждый пятый в Астрахани сообщили, что их паспорт находится у работодателя.
Около 20 % мигрантов не имеют возможности свободно перемещаться по городу и практически находятся на подпольном положении из-за отсутствия регистрации или незаконности найма [6].
Менее четверти мигрантов работают на основе письменного трудового или гражданско-правового договора с работодателем. Этот показатель подтвержден многочисленными ис-
следованиями на протяжении ряда прошедших лет. Изменения, внесенные в законодательство в 2007 г., были направлены, в частности, на рост официальной («белой») занятости мигрантов и снижение доли теневых и неформальных отношений на рынке труда [7]. Однако успех этой стратегии, скорее всего, будет зависеть не столько от миграционной политики, сколько от мер экономического и налогового регулирования, например снижения ставки подоходного налога, которая сегодня для мигрантов слишком высока [8]. Это может привести к перетеканию хотя бы некоторой части мигрантов из сферы неформальной занятости в правовое экономическое пространство.
Как правило, договор с работодателем (в устной или письменной форме) заключается на один год. Примерно 20 % мигрантов имеют краткосрочные договоры на 3 или 6 месяцев.
Большинство мигрантов получают зарплату либо один (45 %), либо несколько раз в месяц (29 %). Обеспокоенность вызывает группа мигрантов, которые отметили, что им платят «когда работодатель захочет» (2 %), а также те, кому «работодатель заплатит по окончании работы» (12 %). Оплата «по окончании работы» - типичная практика теневого найма. Как показал опрос, менее трети таких мигрантов получили от работодателя какой-либо аванс. При этом только половина уверена в том, что действительно получит деньги. Если такие мигранты не имеют собственных средств к существованию, то оказываются в полной зависимости от работодателя.
Как показывает практика, работодатели зачастую под разными предлогами отказываются платить. Сверхурочная работа без какой бы то ни было доплаты - типичная практика теневой занятости. Только 20 % мигрантов получают плату за дополнительное отработанное время. А 5 % отметили, что им приходилось работать и вовсе без оплаты, что по всем стандартам может квалифицироваться как принудительный труд.
Еще одна типичная черта теневого найма
- сильная зависимость работника от работодателя в том, что касается условий, не относящихся напрямую к трудовому процессу. Для 20 % мигрантов работодатель обеспечивает питание, 37 % - жилье, 12 % - медицинские услуги, 5 % опрошенных даже сигареты получают от работодателя. Такая практика способствует изоляции и полной зависимости работника от работодателя.
Поскольку абсолютное большинство мигрантов работает неформально (без трудового договора), у них практически нет шансов законным путем отстаивать свои права, в том числе и право на выплату причитающегося вознаграждения за труд. Только 13 % мигрантов знают, куда можно обратиться в случае нарушения их прав. А обращались за такой помощью только 7 % (и то в основном представители «сильных» диаспор).
Милиции и прочим государственным организациям (в том числе суду) доверяют менее 25 % мигрантов. Остальные не готовы обращаться в эти организации в случае грубых нарушений своих прав.
Поскольку обман мигрантов при расчете достаточно частое явление, уже сложились определенные модели их поведения. Как показывают исследования, это может быть:
- обращение в неправительственные организации; этот путь популярен среди тех ми-
грантов, у которых есть «своя» (как правило, национальная) сильная неправительственная организация, такая, например, как Центр «Миграция и право / Фонд Таджикистан» у таджикских мигрантов;
- обращение в профсоюз; этим способом пользуются, как правило, мигранты, занятые в строительстве, где есть сильные профсоюзы;
- обращение к криминальным структурам, соотечественникам, друзьям.
Работодатели, как правило, боятся контактов с официальными властями не меньше самих мигрантов, поэтому при защите трудовых прав последних до обращения в суд с иском дело, как правило, не доходит; оказывается достаточно телефонного звонка. Так, с помощью «телефонного права» восстанавливают на работе несправедливо уволенных, возмещают невыплаченную зарплату и решают подобные проблемы [9].
Исследования показывают, что сегодня мигранты практически не знают о существовании профсоюзных и других общественных организаций, защищающих их права.
Сложное материальное и социально-трудовое положение мигрантов не могло не привлечь внимания Международной организации труда. Еще на первой сессии Генеральной конференции МОТ в 1919 г. была принята Рекомендация № 2 «О взаимности в области отношения к трудящимся-иностранцам». В ней речь шла о том, чтобы каждый член МОТ на условиях взаимности и на основе положений, которые должны быть согласованы заинтересованными странами, распространил на тру-дящихся-иностранцев (вместе с их семьями), работающих в пределах его территории, действие своих законов и правил относительно защиты трудящихся своей страны.
Важным нормативно-правовым актом, защищавшим социально-трудовые права трудовых мигрантов явилась Конвенция о дискриминации в области труда и занятий (Конвенция 111), принятая 25 июня 1958 г. на сорок второй сессии Генеральной конференции Международной организации труда и вступившая в силу 15 июня 1960 г.
Конвенция обязывала каждого члена организации, для которого настоящая Конвенция находится в силе:
а) стремиться обеспечить сотрудничество организаций предпринимателей и трудящихся, а также других надлежащих органов в деле содействия принятию и соблюдению этой политики;
б) ввести такое законодательство и поощрять такие образовательные программы, кото-
рые смогут обеспечить принятие и соблюдение этой политики;
в) отменять всякие законодательные положения и изменять всякие административные инструкции или практику, несовместимые с этой политикой;
г) проводить установленную политику в области труда под непосредственным контролем государственной власти;
д) обеспечивать соблюдение установленной политики в деятельности учреждений по профессиональному ориентированию, профессиональному обучению и трудоустройству под руководством государственной власти;
ж) указывать в своем ежегодном докладе о применении Конвенции на мероприятия, проведенные согласно упомянутой политике, и на достигнутые с помощью этих мероприятий результаты.
Поскольку трудовая миграция в странах СНГ стала стремительно набирать силу сразу же после дезинтеграции СССР, быстро возникла потребность защитить хотя бы самые насущные права трудовых мигрантов, невзирая на то, что необходимые управляющие структуры и сопряженное национальное законодательство в одних странах только создавались, а другие к их созданию еще и не приступали.
Среди специальных многосторонних соглашений по вопросам миграции на пространстве СНГ необходимо, в частности, выделить [10]:
1. Конвенцию 1951 г. о статусе беженцев и Протокол к ней 1967 г.
2. Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г.
3. Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г.
4. Конвенцию об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами госу-дарств-участников СНГ 1996 г.
5. Соглашение о порядке выезда граждан государств-участников СНГ в государства, не входящие в СНГ, и выезда из них 1997 г.
6. Соглашение о сотрудничестве госу-дарств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г.
7. Соглашении о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) 2003 г.
8. Концепцию сотрудничества государств-частников СНГ в противодействии незаконной миграции, одобренную решением Совета глав государств СНГ 16 сентября 2004 г.
Немаловажную роль играет также Конвенция СНГ о правах и основных свободах чело-
века 1995 г., которая декларирует право законно находящихся на территории стран СНГ мигрантов и иностранцев на свободу мысли, совести и вероисповедания, равенство перед судом, личную неприкосновенность, свободу мирных собраний, свободу ассоциаций, право на социальное обеспечение, на свободное передвижение и свободу выбора места жительства и другие права. В соответствии с Конвенцией иностранцы, законно находящиеся на территории России, могут быть высланы только во исполнение законно принятого решения и должны иметь возможность представить доводы против высылки.
Следует отметить, что, несмотря на провозглашение общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации составной частью ее правовой системы (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), в Федеральном законе «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» такая процедура не предусмотрена.
Предметную сферу Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящихся-мигрантов 1994 г. составляют вопросы въезда, пребывания и выезда работников; признание документов, необходимых для трудовой деятельности; право государства на возвращение мигранта в его страну.
В большинстве вопросов утверждается приоритет внутреннего права и двустороннего регулирования, предусматривается применение национального режима (с исключениями из него).
После подписания указанного ранее Соглашения о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты трудящих-ся-мигрантов 1994 г. Межпарламентская ассамблея государств-участников СНГ одобрила модельный законодательный акт «Миграция трудовых ресурсов в странах СНГ», который представляет собой международный документ рекомендательного характера. В нем особо оговариваются ограничения на въезд: из-за ситуации на внутреннем рынке труда; по соображениям национальной безопасности; в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; для определенных категорий лиц, совершивших преступления, предусмотренные уголовным законодательством страны трудоустройства.
В Соглашении о безвизовом передвижении граждан государств СНГ по территории его участников 1992 г. было закреплено право граждан государств СНГ въезжать и выезжать из
своих стран, свободно передвигаться по территории государств СНГ без виз при наличии соответствующих документов. Россия участвовала в этом Соглашении с 1992 г., но в 2000 г. вышла из состава его участников. Однако до сих пор существуют двусторонние соглашения между Россией и странами СНГ о взаимных безвизовых поездках граждан стран-участниц. При этом ограничения на передвижение существуют только с Туркменистаном и Грузией.
Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией 1998 г. предусматривает вопросы миграционного контроля, учета незаконных мигрантов и их депортации; обмен информацией; подготовку кадров для данной сферы; гармонизацию национального законодательства в области миграции.
В Соглашении о формировании единого экономического пространства (ЕЭП) 2003 г. предусмотрена «гармонизация законодательства Сторон» в необходимой для ЕЭП мере (ст. 2). В 2004 г. Совет глав государств Содружества одобрил проект Конвенции о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей государств-участников СНГ. Однако указанная Конвенция до сих пор не вступила в силу.
В названном международно-правовом документе имеются положения, касающиеся конкретных категорий мигрантов: так называемых «приграничных мигрантов», сезонных трудящихся, трудящихся не по найму и др. (ст. 1619). Предусматривается предоставление мигрантам национального режима по широкому спектру вопросов, что вряд ли несет большие выгоды России как стране-импортеру труда. В Соглашении о формировании ЕЭП участвуют пока только Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина, но Соглашение открыто для присоединения других государств.
Среди специальных двусторонних договоров по вопросам миграции следует отметить группу типовых соглашений о трудовой деятельности и социальной защите граждан. Указанные соглашения практически повторяют многие положения, которые включены в многосторонние договоры, не восполняя имеющиеся пробелы.
Не исключено, что существование одновременно многосторонних и серии двусторонних соглашений с повторяющимися нормами - результат неустойчивой политики государств-участников СНГ. Государства пока еще не отдают себе отчета в том, какой метод регулирования является наиболее подходящим для них.
Очевидно, что наиболее разумным и целесообразным подходом было бы сочетание многостороннего и двустороннего методов регулирования, но тогда многосторонние соглашения должны задавать общие нормы и принципы, а двусторонние - детализировать их.
Существует также значительный ряд двусторонних договоров, касающихся миграционных отношений, а именно договоры: о правовом статусе граждан одного государства СНГ на территории другого государства СНГ; о равных правах граждан; о порядке приобретения гражданства; о правах национальных меньшинств, а также договоры политического и экономического характера (о дружбе и сотрудничестве; об экономическом сотрудничестве).
Вопросы пенсионного обеспечения в отношении граждан СНГ регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 г. и двусторонними соглашениями по этим вопросам. Между правительствами РФ и Грузии было заключено соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения.
Среди иных средств международно-правового воздействия на внутренние режимы миграции можно упомянуть решения органов СНГ. Так, в сентябре 2004 г. Совет глав правительств СНГ своим решением утвердил Концепцию межрегионального и приграничного сотрудничества государств-участников СНГ. Речь идет о более тесных связях между регионами государств СНГ.
На уровне концепций и программ дополнительно согласовываются государствами СНГ и некоторые вопросы противодействия незаконной миграции. Так, в сентябре 2004 г. Совет глав государств своим решением одобрил Концепцию сотрудничества государств-участ-ников СНГ в противодействии незаконной миграции, а в августе 2005 г. - Программу такого сотрудничества на 2006-2008 гг.
В то же время, несмотря на принимаемые правовые меры, на наш взгляд, важно, чтобы Министерство по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ и другие заинтересованные организации существенно усилили внимание к мигрантам, особенно к вынужденным переселенцам и беженцам, помогая им получить работу и обеспечивая приемлемые условия жизни, так как большинство политиков и управленцев сегодня убеждены, что в дальнейшем экономическое благополучие России будет еще сильнее зависеть от ее способности привлечь в нужном количестве
мигрантов и оптимизировать их качественный состав.
До последнего времени существовало полное противоречие между Концепцией демографического развития России (принятой в 2001 г. на период до 2015 г.) и практикой регулирования миграционных процессов. Концепция экономического развития обозначает адекватную времени цель: нам необходимы иммигранты. В реальности же иммиграционная политика до последнего времени сводилась к борьбе с нелегальной миграцией и ограничивала приток любых иммигрантов в страну.
По мнению авторов, России требуется новая иммиграционная политика, направленная не на ограничение въезда, а на привлечение иммигрантов. При этом Россия находится в уникальном положении. Она окружена государствами, ранее составлявшими единую страну, где сейчас проживают миллионы человек, близких нам в культурном и ментальном отношении, говорящих на русском языке. Это дает шанс на протяжении нескольких лет привлекать русских и представителей российских народов, не изменяя резко этнический состав населения. А также сокращает средства, которые необходимы для интеграции иммигрантов в российское общество, и позволяет избежать межнациональных конфликтов.
В последнее время были приняты программы возвращения соотечественников и упрощена процедура регистрации трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом. Но требуется комплекс дополнительных мер.
Цель иммиграционной политики должна заключаться в обеспечении как внешнеполитических, так и внутриполитических интересов России, прав и законных интересов ее народа в сфере иммиграционных отношений. Необходимо осуществлять протекционистские меры в отношении представителей российских коренных народов и национальностей Российской Федерации, а также привлекать трудовых иммигрантов с необходимой квалификацией, соблюдая права коренного населения, как это происходит в Швейцарии, Франции, США.
В настоящее время создались благоприятные условия для привлечения мигрантов и «собирания российской нации». Во многих республиках бывшего СССР отмечается второй (после начала 90-х) этап антироссийских и антирусских настроений. Этим должны воспользоваться власти, чтобы решить демографические, геополитические и социально-экономические проблемы России. Основным приоритетом иммиграционной политики должно
стать привлечение населения из стран СНГ и Балтии. Заметим, что на данный момент миграционный прирост за счет этих государств на 60 % состоит из людей трудоспособного возраста, на 20 % - из мигрантов с высшим и на 30 % - из переселенцев со средним специальным образованием [6]. В целом на выходцев из стран СНГ и Балтии приходится 95 % миграционного прироста.
Необходимо учесть также возможность легализации тех соотечественников, которые уже давно живут и работают в России нелегально и полулегально. Необходимо ввести собственно четкое определение понятия «соотечественник». Оно отсутствует в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Указом президента РФ от 22 июня 2006 г.
В сфере иммиграции неквалифицированной рабочей силы должны быть четко определены приоритеты занятости граждан России. Иностранные трудовые мигранты должны привлекаться в объемах, соответствующих потребностям и национального, и региональных рынков труда, на жестких условиях по срокам пребывания, сферам и территориям деятельности, на временных условиях. Необходимо также обеспечить доступность и прозрачность порядка и процедуры привлечения мигрантов.
Объективные закономерности и современный геополитический и геоэкономический контекст, определяющие развитие миграционной ситуации в регионе, - в первую очередь миграция между Россией и государствами СНГ и Юго-Восточной Азии, - пока складываются благоприятным для нее образом. Однако сама по себе эта ситуация не сохранится вечно. Есть страны, которые уже сейчас конкурируют с Россией «за мигрантов», например Казахстан. И эта конкуренция будет обостряться. В ближайшее время на пространстве СНГ в нее могут включиться и Украина, и Азербайджан. Поэтому задача «сделать нашу страну мигра-ционно привлекательной» требует от России реальных действий, направленных на разработку сбалансированной миграционной политики, включая политику приема мигрантов, правового и институционального обеспечения их пребывания и занятости (в случае временной трудовой миграции), интеграции и натурализации (в случае постоянной миграции).
1. Костин Л. Миграция и мигранты // Человек и труд. - 2001. - № 8. - С. 61-64.
2. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: деятельностно-структурная концепция. - М.: Дело, 2002. -560 с.
3. Конвенция МОТ от 25 июня 1958 г. № 111 «О дискриминации в области труда и занятости». - URL: http://www.kadrovik.ru/docs/ konventsiya. mot.ot.25.06.58.n.111.htm
4. США. Организационное устройство миграционной политики. - URL: http://www. archipelag.ru
5. Мазин А.Л. Трудовая дискриминация и управление персоналом // Управление персоналом. - 2002. - № 12.- С. 23-27.
6. Тюрюканова Е. Трудовая миграция в России // Электронная версия бюллетеня «Население и общество». - URL: http://www.polit.ru
7. Перепелкин Л., Стельмах В. Нелегитимная иммиграция и неофициальная занятость в Российской Федерации: зло, благо или неизбежность? // Общество и экономика. - 2005. -№ 4. - С. 49-62.
8. Козина И., Карелина М., Металина Т. Трудовые практики иностранных рабочих в России // Социологические исследования. -2005. - № 2. - С. 44-52.
9. Мошняга В. Молдавские строители в России: проблемы интеграции в принимающий социум. - иКЬ: http://demoscope.ru/weekly/ 2005/0223/апаШ04^р].
10. Дискуссионные проблемы законодательства. - иКЬ: http://www.advogroup.ru].