Научная статья на тему 'Контроль за соблюдением законодательства о труде мигрантов в сфере уголовного права в Российской Федерации, Франции и Объединенных арабских Эмиратах'

Контроль за соблюдением законодательства о труде мигрантов в сфере уголовного права в Российской Федерации, Франции и Объединенных арабских Эмиратах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
413
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ / НЕЛЕГАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ / НАРУШЕНИЕ / КОНТРОЛЬ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаев Эльшан Эльшад Оглы

В статье проанализированы и установлены основы правового регулирования в сфере использования труда мигрантов по законодательству Российской Федерации, Франции и Объединенных Арабских Эмиратов. Выделены действия, которые могут быть инкриминированы как преступления в сфере нарушения порядка привлечения мигрантов к трудовой деятельности. Обращено внимание на специфику контроля над соблюдением законодательства в искомой сфере по законодательству Франции, что обусловлено потребностями обеспечения свободы передвижения в пределах Европейского Союза, с одной стороны, и антимигрантскими настроениями среди граждан Франции. Установлено, что в Объединенных Арабских Эмиратах, сравнительно, действует наиболее жесткое регулирование найма мигрантов, так как преимущества по трудоустройству имеют граждане этой страны. Поэтому меры уголовной ответственности предусмотрены за любое нарушение порядка привлечения мигрантов к труду. Неисполнение решения может повлечь за собой и уголовную ответственность в форме ареста имущества компании. Сделан вывод о том, что некоторый опыт данных стран может быть использован в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING COMPLIANCE FOR LABOR OF MIGRANTS IN THE FIELD OF CRIMINAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION, FRANCE AND THE UNITED ARAB EMIRATES

The article analyzes and establishes the foundations of legal regulation in the use of migrant labor under the laws of the russian federation, france and the united arab emirates. Certain actions may be incriminated as crimes in the area of violation of the procedure for attracting migrants to work. Attention is drawn to the specifics of control over compliance with the legislation in the required field under french law, which is due to the needs of ensuring freedom of movement within the european union, on the one hand, and anti-migrant sentiment among french citizens, on another. It has been established that in the united arab emirates the strictest regulation of the hiring of migrants is relatively effective, since the citizens of this country have the advantages of employment. Therefore, criminal liability measures are provided for any violation of the procedure of attracting migrants to work. Failure to comply with the decision may entail criminal liability in the form of seizing the property of the company.

Текст научной работы на тему «Контроль за соблюдением законодательства о труде мигрантов в сфере уголовного права в Российской Федерации, Франции и Объединенных арабских Эмиратах»

11.3. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

МИГРАНТОВ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФРАНЦИИ И ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТАХ

Абдуллаев Эльшан Эльшад оглы, кандидат юридических наук, специалист Место работы: Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова

elshanabdulla@mail.ru

Аннотация: в статье проанализированы и установлены основы правового регулирования в сфере использования труда мигрантов по законодательству Российской Федерации, Франции и Объединенных Арабских Эмиратов. Выделены действия, которые могут быть инкриминированы как преступления в сфере нарушения порядка привлечения мигрантов к трудовой деятельности. Обращено внимание на специфику контроля над соблюдением законодательства в искомой сфере по законодательству Франции, что обусловлено потребностями обеспечения свободы передвижения в пределах Европейского Союза, с одной стороны, и антимигрантскими настроениями среди граждан Франции. Установлено, что в Объединенных Арабских Эмиратах, сравнительно, действует наиболее жесткое регулирование найма мигрантов, так как преимущества по трудоустройству имеют граждане этой страны. Поэтому меры уголовной ответственности предусмотрены за любое нарушение порядка привлечения мигрантов к труду. Неисполнение решения может повлечь за собой и уголовную ответственность в форме ареста имущества компании. Сделан вывод о том, что некоторый опыт данных стран может быть использован в России.

Ключевые слова: трудовая миграция, нелегальная миграция, нарушение, контроль, законодательство, международный опыт.

MONITORING COMPLIANCE FOR LABOR OF MIGRANTS IN THE FIELD OF CRIMINAL LAW IN THE RUSSIAN FEDERATION, FRANCE AND THE UNITED

ARAB EMIRATES

Abdullaev Elshan E. о., PhD in law, specialist

Work place: Moscow state University named after M. V. Lomonosov

elshanabdulla@mail.ru

Annotation: the article analyzes and establishes the foundations of legal regulation in the use of migrant labor under the laws of the Russian Federation, France and the United Arab Emirates. Certain actions may be incriminated as crimes in the area of violation of the procedure for attracting migrants to work. Attention is drawn to the specifics of control over compliance with the legislation in the required field under French law, which is due to the needs of ensuring freedom of movement within the European Union, on the one hand, and anti-migrant sentiment among French citizens, on another. It has been established that in the United Arab Emirates the strictest regulation of the hiring of migrants is relatively effective, since the citizens of this country have the advantages of employment. Therefore, criminal liability measures are provided for any violation of the procedure of attracting migrants to work. Failure to comply with the decision may entail criminal liability in the form of seizing the property of the company. Keywords: labor migration, illegal migration, violation, control, legislation, international experience.

Международная миграция представляет собой сложное явление, затрагивающее множество экономических, социальных проблем, и аспекты безопасности, влияющие на нашу повседневную жизнь во все более взаимосвязанном мире. Миграция - это термин, который охватывает множество разнообразных движений и ситуаций, в которых участвуют люди всех слоев общества. Однако не вся миграция происходит в положительных обстоятельствах.

Трудовая миграция является довольно распространенным явлением в мире и имеет давнюю историю. Перемещение большого количества населения всегда играло большую роль в общественном развитии. За несколько тысячелетий до новой эры огромные массы людей перемещались из региона в регион. Величие государств древнего мира (Египта, Вавилона, Персии, Греции, Рима и других) в немалой степени обязано труду рабов, захваченных во время многочисленных войн и походов.

Главной особенностью древней трудовой миграции рабочей силы был ее принудительный характер.

Миграция населения существенно влияет на геодемографическую ситуацию и взаимосвязана с воспроизведением населения. В последние годы мы наблюдаем увеличение миграции и перемещения, возникающие в результате конфликтов и преследований. Резкое расслоение стран в зависимости от уровня социально-экономического развития, беспрестанные процессы глобализации, способствуют росту темпов трудовой миграции в мире. Сегодня вопросы прав и условий труда работников-мигрантов нарушаются во многих странах и закрепляются в документах различных уровней.

Принципы и стандарты защиты трудящихся-мигрантов разработаны в рамках ООН, Международной организации труда, Совета Европы, СНГ и изложены в соответствующих документах, среди которых Всеобщая декларация прав человека [1], Конвенция МОТ «О трудящихся-мигрантах» (пересмотренная

Проблемы экономики и юридической практики

1949 г.) №97 [10], Конвенция МОТ «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равных возможностей и равного отношения» №143 [9], Европейская социальная хартия [6], Европейская конвенция о обустройстве и предпринимательстве [4], Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов [5], Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей [11].

Значительная роль в организации международно-правового сотрудничества государств в противодействии нелегальной миграции принадлежит специализированным учреждениям ООН, в частности, Управлению Верховного комиссара ООН по делам беженцев. Его деятельность в последние годы направлена на решение такой важной проблемы, как внедрение справедливых, эффективных и ускоренных процедур предоставления убежища. Совет Европы также рассматривает проблему нелегальной миграции как составляющую организованной преступности, что является чрезвычайно важным.

Международные стандарты в сфере трудовой миграции призывают страны обеспечивать работникам-мигрантам общечеловеческие, политические и социально-экономические права, предоставлять им достойные условия труда, медицинское обеспечение, социальную помощь, предотвращать дискриминацию по сравнению с гражданами страны наемного труда. Тем не менее, ряд мигрантов продолжают работать нелегально, что обусловлено, с одной стороны, сложностью процедуры приобретения законного права на труд и ее оплат-ного характера, а с другой стороны, заинтересованностью работодателей в использовании дешевой рабочей силы.

В России, контроль за соблюдением использования труда мигрантов, урегулирован нормами трудового и миграционного законодательства. Согласно Федеральному Закону от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», иностранные граждане пользуются правами, и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способ-носттями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом. Временно пребывающие, и проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане, могут осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешительной документации.

В зависимости от страны, из которой прибыл иностранный гражданин, используется форма привлечения их к трудовой деятельности. Для привлечения иностранного гражданина из безвизовой страны работодателю не требуется получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников, необходимо лишь уведомить территориальный орган УФМС с предоставлением трудового или гражданско-правового договора с работником. Из визовых стран работодателю необходимо получить разрешение на привлечение иностранных граждан, после чего отправить ходатайство о въезде иностранного работника на территорию Российской Федерации в территориальный орган миграционной службы [14].

Работодатель должен заключить с работником договор по форме, указанной в ст. 67 Таможенного кодекса Российской

Федерации. Если это не сделано, а работник будет выполнять трудовые функции, и за это ему выплачено вознаграждение, суд может установить, что работодатель заключил с работником договор в завуалированной форме. В таком случае это будет считаться нарушением порядка привлечения мигрантов к трудовой деятельности, за что законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и уголовная ответственность.

При нелегальным использованием труда мигрантов к административным проступкам можно отнести:

- привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у него разрешения на работу либо патента;

- привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего полномочия в области содействия занятости населения, или налогового органа о привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

- неуведомление соответствующего органа о расторжении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным работником или о предоставлении ему отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом (ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Какова форма ответственности за административные нарушения? Это может быть:

- наложение административного штрафа на граждан (в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей);

- наложение административного штрафа на должностных лиц (от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей);

- наложение административного штрафа на юридических лиц (от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей);

- административное приостановление деятельности юридических лиц на срок от четырнадцати до девяноста суток [8].

Более тяжелые последствия для всех участников данного процесса наступают, когда совершаются преступления, связанные с нелегальным использованием труда мигрантов. К ним можно отнести:

- организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации (ст. 322.1 УК Российской Федерации);

- фиктивную регистрацию гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации или фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации (ст. 322.2 УК Российской Федерации);

- использование рабского труда (ст. 127.2 УК Российской Федерации). За указанные преступления, лицо, совершившее их наказывается лишением свободы, штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет;

- принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового [16].

Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы уполномочены осуществлять кон-

троль и надзор за соблюдением миграционного законодательства. В соответствии с Указом Президента РФ от 21.12.2016 г. № 699 (ред. от 03.05.2018 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», МВД России:

- осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции;

- координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере миграции;

- координирует взаимодействие и деятельность федеральных органов исполнительной власти и организаций в рамках государственной системы миграционного и регистрационного учета, а также изготовления, оформления и контроля обращения документов, удостоверяющих личность;

- осуществляет функции оператора своего ведомственного сегмента; осуществляет реализацию мер по предупреждению и пресечению незаконной миграции, иммиграционный контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства и т.д. [15].

Но это не все. Очень серьезная ответственность согласно Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации», возложена на федеральный орган исполнительной власти и его территориальные органы которые обязаны осуществлять функции по контролю и надзору в сфере миграции. В соответствии с данным Законом они осуществляют следующие полномочия: определяют наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах, организациях; ведут учет лиц, в отношении которых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, или его территориальным органом приняты решения об изменении гражданства и иные [12].

Проблематика незаконного использования труда мигрантов актуальна и для стран Европейского Союза. Опыт государств Европы показывает, что введение ограничительных мер относительно миграции приводит к увеличению роста процессов нелегальной миграции. Особенности европейской миграционной политики опосредованы интересами обеспечения прав на свободное передвижение в границах Европейского Союза, и антимигрантскими настроениями среди граждан отдельных государств-членов ЕС.

Формирование общего законодательства ЕС в сфере миграции, прежде всего, было направлено на разработку правовых норм, необходимых для обеспечения легальной иммиграции и гарантий прав мигрантов. В частности, в 2003 году была принята директива правового статуса граждан третьих стран, которые длительное время (не менее пяти лет) непрерывно проживали на территории стран-членов [18]. В 2010 г. была достигнута договоренность: предусмотренные этой директивой права распространяются также на пользователей международной защиты, т.е. на беженцев из третьих стран, если они отвечают основным требованиям по продолжительности проживания в ЕС. На сегодня эти нормы инкорпорированы в законодательство стран-членов, кроме Великобритании, Ирландии и Дании, которые придерживаются особой позиции в иммиграционной политике.

С целью упрощения бюрократических процедур в процессе иммиграции, в 2011 г. принята директива о введении единого разрешения одновременно и на трудоустройство, и на проживание граждан третьих стран на территории ЕС, а также общего списка прав и свобод, которыми они могут пользоваться [19].

Современная европейская миграционная политика проводится на основе разработанных целостных подходов, определенного типа стандартов, категорий и норм миграционного права. Эти стандарты предусмотрены в Шенгенских соглашениях 1985 и 1990 г. [17], Дублинской конвенции 1990 г. [3], Амстердамском договоре 1997 г. [2]. Политика в сфере противодействия использования труда нелегальных мигрантов проводится по плану единого курса, который был основан на саммите стран-членов ЕС в 2001 г., и утвержден Директивой Совета 2001/55/ЕС от 20 июля 2001 г. «О минимальных стандартах предоставления временной защиты, в случае массового притока перемещенных лиц, и о мерах поддержания баланса в усилиях государств-членов в связи с приемом таких лиц и последствиями такого приема». На данный момент установлены критерии для всех стран-членов ЕС, принимающих рабочую силу, и единый документ для въезда и проживания на территории ЕС. Документ не предусматривает жестких санкций против нелегальных мигрантов и включает достаточно сбалансированные средства противодействия [13]. Межправительственная рабочая программа борьбы с преступностью реализуется Европейским комитетом по проблемам преступности. Одним из результатов этой работы является достижение договоренности об укреплении международного сотрудничества, в частности в борьбе против нелегальной миграции .

Важной составляющей регулирования иммиграционных процессов в ЕС является информирование мигрантов, которое способствует более организованному и легальному передвижению людей. В 2011 г. открыт «иммиграционный портал ЕС» (EU Immigration Portal http://ec.europa.eu/immigration), функционирующий на английском, французском, испанском и арабском языках. Он содержит широкую информацию об иммиграционных процедурах всех стран-членов, контакты с национальными правительственными органами и неправительственными организациями в сфере миграции. Подобные электронные порталы призваны обеспечить потенциальных мигрантов актуальной информацией относительно каналов въезда. Они функционируют в большинстве стран-членов ЕС.

Миграционный кризис, охвативший Европейский Союз в 2015 г. имеет этнополитическую окраску. Последствиями этого кризиса стали террористические атаки, сопровождавшиеся гибелью людей. Случаи этнополитического, религиозного терроризма в ЕС перестали быть единичными и сейчас составляют одну из главных угроз безопасности объединенной Европы. Основной целью терроризма в ЕС в 2015 г. стала Франция, мощный международный игрок, постоянный член Совета Безопасности ООН, ядерная держава, активный участник международной архитектуры безопасности и мира.

Франция на протяжении последних десятилетий проводила преимущественно либеральную миграционную политику, предлагая высокий уровень жизни и социальную защищенность. За незначительными исключениями, в частности, годы правления Президента Н. Саркози (2007-2012 гг.), которые ознаменовались ревизией политики мультикульту-рализма и жесткими антимиграционными мерами, которые вызвали критику ЕС.

Проблемы экономики и юридической практики

Однако социально-экономические стандарты, которые предлагает Франция, несмотря на определенные ограничительные меры, остаются привлекательными для мигрантов даже с новоинтегрированных стран ЕС, не говоря уже о странах Африки и Ближнего Востока. И, тем не менее, именно миграционная политика Франции стала своеобразной призмой, которая сконцентрировала ряд проблем, характерных для миграционной политики Евросоюза в целом. Страна неоднократно становилась объектом этнополитической дестабилизации, беспорядков, террористических атак, вызванных социальным, экономическим и даже политическим давлением миграционного фактора. Демократические ценности и идеалы равенства, которые являются символами французской государственности, на практике оказываются оскверненными из-за реализации политики «двойных стандартов» в отношении мигрантов. Все чаще французское общество предстает в образе модели «циничной демократии», последствиями которой являются острые социальные катаклизмы, вызванные, прежде всего, несовершенным миграционным законодательством и отсутствием равных условий для мигрантов.

Законодательство Франции основано на стандартах миграционной политики ЕС. Особенности регулирования трудовой миграции во Франции опосредованы временной заинтересованностью руководства страны в привлечении рабочей силы. Законодательство Франции предусматривает процедуру депортации любого гражданина из страны, если он находится на ее территории без действительной визы или разрешения на проживание. Исключение может быть сделано для граждан, которые подвергаются преследованию в своей родной стране.

Противодействие нелегальной миграции является одной из важных детерминант политики Франции. В соответствии с «Планом по безопасности» от 30 июня 1993 г. во Франции действует Дирекция по контролю за иммиграцией и борьбой с использованием труда нелегальных иммигрантов . До 1998 г. практиковалось также проведение широкомасштабных амнистий, критериями для проведения которых, служили причины семейного и личного характера, состояние здоровья, угрозы преследования в стране происхождения и т.д. На данный момент французские власти пересмотрели свое отношение к этому вопросу. Сейчас важной частью миграционной политики являются меры, связанные с социокультурной интеграцией иммигрантов в принимающее общество. В 2017 г. была принята концепция привлечения высококвалифицированных иностранцев. В соответствии с которой, для мигрантов предоставляется новый тип вида на жительство -«паспорт таланта». Срок действия «паспорта» - от года до 4 лет, а право на его получение есть у квалифицированных специалистов, бизнесменов, ученых и людей творческих профессий. За небольшой период «паспорт таланта» получило больше 30000 иностранцев [7].

Контроль за соблюдением миграционного законодательства во Франции реализуется с помощью таких мер, как: расширение прав проверки личности; полицейский высокотехнологичный контроль в 20-километровой приграничной зоне, международных портах, вокзалах и аэропортах; введение пластиковых электронных карточек для верификации личности; декларирование приезда иностранца к французскому гражданину и информирование властей о последующем его отъезде; введение жестких экономических санкций по отношению к предприятиям, использующим труд незаконных иммигрантов .

Уголовная ответственность за незаконное использование труда мигрантов по законодательству Франции включает в себя наказание в виде заключения под стражу на срок до 5 лет, а на юридическое лицо - штраф в размере 15000 евро за каждого иностранца, принятого на работу без соответствующего разрешения.

В Объединенных Арабских Эмиратах (ОАЭ) трудовое законодательство защищает как работника, так и работодателя. Интересы сторон строго прописаны в трудовом законодательстве. Прежде всего, стоит отметить, что, согласно Федеральному закону, при найме персонала в местную компанию преимущества по трудоустройству имеют граждане ОАЭ. Если невозможно найти необходимого специалиста - резидента ОАЭ, то сначала работодатель должен рассматривать кандидатуры выходцев из арабских стран, и лишь затем соискателей прочих национальностей. Но, по факту, данное требование работает только в государственных компаниях. При учреждении новой компании в ОАЭ, собственник вправе сам решать, работники из каких стран будут заняты на его предприятии (за исключением строго регламентируемых компаний, например, финансовых, в которых обязательно должно работать определенное количество жителей ОАЭ на соответствующих должностях).

Каждый прибывающий работник обязан пройти медицинский тест, в ходе которого соискатель проверяется на ВИЧ, гепатит Б, сифилис и туберкулез. При выявлении одной из этих болезней соискатель получает отказ в визе и попадает в «черный список» лиц, въезд на территорию ОАЭ для которых запрещен. После получения визы работник проходит обязательную процедуру для получения идентификационной карты жителя ОАЭ. Процедура включает в себя биометрическое фотографирование лица, сканирование сетчатки глаза и отпечатков пальцев. Полученная карта является полноценным удостоверением личности, необходимым для получения любой государственной или банковской услуги.

При приглашении работника из другой страны работодатель обязан оплатить:

- сборы в Министерство труда и иммиграционную службу;

- внести банковскую гарантию за работника (на случай, если компания обанкротится, на эти деньги правительство покупает работнику билет на родину);

- оплатить обязательный медицинский тест;

- оплатить процедуру получения идентификационной карты ОАЭ;

- оплатить билет работнику от места проживания до ОАЭ.

Для получения визы каждый работник обязан подписать с работодателем регламентированный (получаемый в регистрирующем органе) трудовой договор (Глава III ФЗ №8), копия которого остается в Министерстве труда на весь период работы сотрудника. Этот документ является основным при разрешении возникающих трудовых споров. В договоре обязательно указывается срок заключения договора, занимаемая должность, испытательный срок, условия оплаты труда, условия предоставления ежегодного отпуска. Важным фактором является то, что, в отличие от России, трудовые взаимоотношения в ОАЭ четко соблюдаются и обе стороны могут обратиться за защитой своих прав в соответствующие органы.

Контроль за соблюдением использования труда мигрантов осуществляет Министерство труда (Ministry of Labor of UAE). Все возникающие споры решаются в специальном комитете по разрешению спорных ситуаций. Решения комитета являются окончательными и обжалованию не подлежат. Неисполнение решения может повлечь за собой большие неприятности для работодателя или для работника, вплоть до аре-

ста имущества компании или запрета на въезд в ОАЭ для работника. Кроме этого, в ОАЭ действуют не стандартные меры по борьбе с нелегальной миграцией и наймом нелегальных иммигрантов, например, введение временного приостановления въезда иностранцев из некоторых стран или ограничение выдачи новых виз. Строгие меры могут быть предприняты ввиду того, что на территории страны увеличилось количество мигрантов с поддельными документами или истекшими визами и паспортами.

Контроль за соблюдением миграционного законодательства осуществляется властями ОАЭ с помощью методов амнистии. Например, в 2012 г. была объявлена программа двухмесячной амнистии, позволяющая несанкционированным мигрантам разрешить ситуацию их незаконного пребывания либо покинуть страну без наложения каких-либо штрафов, уголовного преследования и депортации. Около 20400 мигрантов ходатайствовали об амнистии к январю 2013 г. После завершения амнистии участились инспекции Министерства внутренних дел и более чем 12 тыс. работников в стране были арестованы в связи с нарушением трудового законодательства или неправильного оформления визы. Во время ранее проводимой подобной программы амнистии в 2007 г. около 176 тыс. несанкционированных мигрантов воспользовались данной возможностью, чтобы найти работу и полностью узаконить свой правовой статус [20].

Таким образом, как свидетельствует опыт Франции, ОАЭ и ряда других стран миграционная политика должна быть жесткой. Поэтому в российское законодательство следует внести изменения, которые предусмотрят уголовную ответственность за незаконное использование труда мигрантов. В первую очередь, следует заменить административную ответственность за привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у него разрешения на работу либо патента; привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина или лица без гражданства без получения в установленном порядке разрешения на привлечение и использование иностранных работников, на уголовную ответственность в форме штрафа и лишения свободы. Перед усилением уголовной ответственности за незаконное использование труда мигрантов следует применять метод «амнистии», как например, было сделано во Франции и ОАЭ.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 76,07%.

Список литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека: международный документ ООН от 10.12.1948 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805

2. Договор о Европейском союзе (Амстердамский договор) от 2 октября 1997 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eulaw.ru /treaties

3. Дублинская Конвенция 1990 года, определяющая государство, ответственное за рассмотрение ходатайств о предоставлении убежища, поданных в одном из государств-членов Европейского Сообщества [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://hrlibrary.umn.edu /russian/asylum/Reunion3.3.1.html

4. Европейская конвенция о обустройстве и предпринимательстве: международный документ от 13.12.1955 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://search.ligazakon.ua/l_doc2.nsf/link1 /MU55003.html

5. Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов: международный документ от 1 мая 1983 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://hrlibrary.umn.edu/euro/Rets93.html

6. Европейская социальная хартия (пересмотренная): международный документ от 03.05.1996 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807

7. Иванова А., Харсеева В. Теоретические и практические проблемы современной науки / А. Иванова, В. Харсеева // Материалы II Международной научно-практической студенческой конференции, посвященной 70-летию победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. - Краснодар : КСЭИ, 2015. - С. 53-56.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный Закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.04.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 14.05.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_34661/

9. Конвенция МОТ «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении работникам-мигрантам равных возможностей и равного отношения» №143: международный документ от 9 декабря 1978 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ilo.org /wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normative-instrument/wcms_c143_ru.htm

10. Конвенция МОТ «О трудящихся-мигрантовах» (пересмотренная 1949 г.) № 97: международный документ от 1.07.1949 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.garant.ru/2541192

11. Международная конвенция ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей: международный документ от 18 декабря 1990 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/migrant.shtml

12. О гражданстве Российской Федерации : Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc _LAW_36927/42c7bda0abf4cbc3728a0619c0c2104c1cf37440/

13. О минимальных стандартах предоставления временной защиты в случае массового притока перемещенных лиц и о мерах подержания баланса в усилиях государств-членов в связи с приемом таких лиц и последствиями такого приема: Директива Совета 2001/55/ЕС от 20 июля 2001 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.refworld.org.ru/pdfid/551d4e091.pdf

14. О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации : Федеральный Закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_37868/

15. Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации : Указ Президента РФ от 21.12.2016 N 699 (ред. от 03.05.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209309/b956590f74894be856 64a5711cb4198f78f0a9bb/#dst100034

16. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный Закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_10699/

17. Шенгенские соглашения (Шенгенское соглашение 1985 г., Шен-генская конвенция 1990г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.undp.md/border

18. Council Directive 2003/109/EC of 25 November 2003 concerning the status of third-country nationals who are long-term residents // Official Journal of the European Union. - L. 16. - 23.01.2004. - P. 44.

19. Directive 2011/98/EU of the European Parliment and of the Coucil of 13 December 2011 on a single application procedure for a single permit for third-country nationals to reside and work in the territory of a Member State and on a common set of rights for third-country workers legally residing in a Member State // Official Journal of the European Union. - L. 343. - 23.12.2011. - P. 1.

20. Ministry Of Human Resources & Emiratisation [Электронный ресурс]. - Режим доступа : https://eservices.mohre.gov.ae/enetwasal /login.aspx?lang=eng.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.