Научная статья на тему 'Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации'

Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное правонарушение / образовательные организации / иностранные граждане / требования / экзамен / administrative offense / educational organizations / foreign citizens / requirements / exam

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назинцева Алёна Юрьевна

Введение: в целях предупреждения и пресечения нарушений образовательными организациями требований к проведению комплексного экзамена для иностранных граждан в КоАП РФ введены соответствующие составы правонарушений, предусматривающие наступление административной ответственности за допущенные нарушения. Однако возникающие проблемы в правоприменительной практике свидетельствуют о неэффективности существующего механизма правового регулирования и необходимости его дальнейшего совершенствования. Цель — выявить проблемы в правоприменительной практике, связанной с привлечением образовательных организаций к административной ответственности за нарушение требований к проведению комплексного экзамена для иностранных граждан, а также выработать предложения по совершенствованию применения мер административной ответственности за допущенные нарушения. Методологическая основа: в работе были использованы такие методы исследования, как анализ и синтез, формально-юридический и метод сравнительного правоведения. Результаты: выявлены проблемы в практике правоприменения норм КоАП РФ, предусматривающие наступление ответственности для образовательных организаций за нарушение требований при проведении экзамена для иностранных граждан. Выводы: для повышения эффективности механизма правового регулирования необходимо внести изменения в ст. 19.30.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение требований к проведению экзамена для иностранных граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Назинцева Алёна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Bringing to Administrative Responsibility for Violating the Requirements for the Examination in the Russian Language as a Foreign Language, History of Russia and Basics of Legislation of the Russian Federation

Background: in order to prevent and suppress violations by educational organizations of the requirements to the comprehensive examination for foreign citizens, the CAO RF introduced appropriate offenses that provide for administrative liability for violations. However, the emerging problems in law enforcement practice indicate the ineffectiveness of the existing mechanism of legal regulation and the need for its further improvement. Objective — to identify problems in law enforcement practice related to bringing educational organizations to administrative responsibility for violating the requirements to the comprehensive examination for foreign citizens, as well as to develop proposals to improve the application of measures of administrative responsibility for violations. Methodology: such research methods as analysis and synthesis, formal-legal and method of comparative jurisprudence were used in the work. Results: problems in the practice of law enforcement of the norms of the CAO RF, providing for the onset of responsibility for educational organizations for violation of the requirements in the conduct of examinations for foreign citizens have been identified. Conclusions: in order to improve the effectiveness of the mechanism of legal regulation it is necessary to amend Article 19.30.1 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, which provides for liability for violation of the requirements for conducting examinations for foreign citizens.

Текст научной работы на тему «Особенности привлечения к административной ответственности за нарушение требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации»

DOI 10.24412/2227-7315-2023-4-181-190 УДК 342.9

А.Ю. Назинцева

ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ ЭКЗАМЕНА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ, ИСТОРИИ РОССИИ И ОСНОВАМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Введение: в целях предупреждения и пресечения нарушений образовательными организациями требований к проведению комплексного экзамена для иностранных граждан в КоАП РФ введены соответствующие составы правонарушений, предусматривающие наступление административной ответственности за допущенные нарушения. Однако возникающие проблемы в правоприменительной практике свидетельствуют о неэффективности существующего механизма правового регулирования и необходимости его дальнейшего совершенствования. Цель — выявить проблемы в правоприменительной практике, связанной с привлечением образовательных организаций к административной ответственности за нарушение требований к проведению комплексного экзамена для иностранных граждан, а также выработать предложения по совершенствованию применения мер административной ответственности за допущенные нарушения. Методологическая основа: в работе были использованы такие методы исследования, как анализ и синтез, формально-юридический и метод сравнительного правоведения. Результаты: выявлены проблемы в практике правоприменения норм КоАП РФ, предусматривающие наступление ответственности для образовательных организаций за нарушение требований при проведении экзамена для иностранных граждан. Выводы: для повышения эффективности механизма правового регулирования необходимо внести изменения в ст. 19.30.1 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за нарушение требований к проведению экзамена для иностранных граждан.

Ключевые слова: административное правонарушение, образовательные организации, иностранные граждане, требования, экзамен.

© Назинцева Алёна Юрьевна, 2023

Аспирант кафедры административного и муниципального права имени профессора Василия Михайловича Манохина (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: nazinsevaalena@yandex.ru © Nazintseva Alyona Yurievna, 2023

Postgraduate student of the Department of Administrative and Municipal Law named after Professor Vasily Mikhailovich Manokhin (Saratov State Law Academy) 181

A.Yu. Nazintseva

PECULIARITIES OF BRINGING TO ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATING THE REQUIREMENTS FOR THE EXAMINATION IN THE RUSSIAN LANGUAGE AS A FOREIGN LANGUAGE, HISTORY OF RUSSIA AND BASICS OF LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION

Background: in order to prevent and suppress violations by educational organizations of the requirements to the comprehensive examination for foreign citizens, the CAO RF introduced appropriate offenses that provide for administrative liability for violations. However, the emerging problems in law enforcement practice indicate the ineffectiveness of the existing mechanism of legal regulation and the need for its further improvement. Objective — to identify problems in law enforcement practice related to bringing educational organizations to administrative responsibility for violating the requirements to the comprehensive examination for foreign citizens, as well as to develop proposals to improve the application of measures of administrative responsibility for violations. Methodology: such research methods as analysis and synthesis, formal-legal and method of comparative jurisprudence were used in the work. Results: problems in the practice of law enforcement of the norms of the CAO RF, providing for the onset of responsibility for educational organizations for violation of the requirements in the conduct of examinations for foreign citizens have been identified. Conclusions: in order to improve the effectiveness of the mechanism of legal regulation it is necessary to amend Article 19.30.1 of the Code of Administrative Offenses of the Russian Federation, which provides for liability for violation of the requirements for conducting examinations for foreign citizens.

Keywords: administrative offense, educational organizations, foreign citizens, requirements, exam.

В целях социокультурной адаптации и интеграции иностранных граждан, прибывающих в Российскую Федерацию с целью временного или постоянного проживания, а также осуществления трудовой деятельности, в 2014 г. был введен обязательный экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.

На протяжении долгого времени за указанной процедурой не было установлено должного контроля, отсутствовала возможность наступления административной ответственности в случае несоблюдения законодательно закрепленных правил проведения экзамена. Если выявлялись подобные нарушения, прокуратура обращалась в суд с иском о признании выданных сертификатов об освоении указанных дисциплин недействительными1.

В целях минимизации подобных нарушений образовательными организациями возникла необходимость в разработке более эффективного правового механизма, направленного на пресечение нарушений при проведении комплексного экзамена для иностранных граждан и лиц без гражданства. На основании Федерального закона от 30 декабря 2020 г. № 531-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» гл. 19 была дополнена новой статьей, устанавливающей ответственность для об-

1 См.: Официальный сайт прокуратуры Кемеровской области. URL: https://epp.genproc.gov. 182 ru/web/proc_42/mass-media/news/archive?item=37148009 (дата обращения: 24.07.2023).

разовательных организаций при проведении экзамена для лиц, прибывающих в Российскую Федерацию.

Актуальность исследования обусловлено тем, что недавно разработанный механизм правового регулирования демонстрирует несовершенства в правоприменительной практике, что приводит к недостаточной правовой охране существующих отношений. Анализ возникающих проблем позволит понять их природу и, следовательно, минимизировать их появление.

Объективная сторона ч. 1 ст. 19.30.1 КоАП РФ заключается в нарушении образовательными организациями, проводящими экзамен для иностранных граждан, порядка или сроков хранения материалов проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ, установленных законодательством РФ. Под нарушением порядка хранения таких материалов следует понимать действия (бездействие) образовательной организации, которые приводят к удержанию документов от передачи на хранение, невыделение специальных помещений для их хранения и др. Нарушение сроков хранения — уничтожение материалов проведения экзамена ранее нормативно установленного периода.

Правовое регулирование порядка и срока хранения материалов после проведения экзамена осуществляется Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2021 г. № 7841. Объектом хранения являются экзаменационные работы иностранных граждан и лиц без гражданства. К числу таких материалов указанный нормативный правовой акт относит видеозаписи, ведомости, протоколы комиссии по проведению экзамена, письменные работы экзаменуемых и устанавливает срок хранения в течение трех лет.

На основе федерального законодательства образовательные организации, уполномоченные проводить комплексный экзамен для иностранных граждан и лиц без гражданства, разрабатывают и принимают локальные акты, которые более детально регламентируют порядок хранения документов после проведения такого экзамена. Анализ локальных актов некоторых образовательных организаций позволил выявить их несоответствие требованиям Постановления Правительства РФ. Так, Положение о порядке хранения материалов экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, действующего в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»2, закрепляет срок хранения оригиналов материалов контрольного экзамена в течение шести месяцев. В Положении о порядке и форме проведения комплексного экзамена для иностранных граждан в государственном автономном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования города Москвы

1 См.: Постановление Правительства РФ от 24 мая 2021 г. № 784 «Об утверждении Положения о порядке и сроках хранения материалов проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 22, ст. 3850.

2 См.: Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена». URL: https://www.herzen.spb.ru/upload/medialibrary/7df/au478u1j4g-lik7yckorlkd2llqi28bao/Prilozhenie-25.pdf (дата обращения: 22.07.2023). 183

«Московский центр качества образования»1 срок хранения аналогичных документов составляет один год. Тем самым образовательными организациями нарушаются установленные законодательством порядок и сроки хранения материалов по результатам комплексного экзамена. В связи с этим представляется необходимым усилить контроль со стороны уполномоченных органов за соблюдением законодательства в этом направлении.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 рассматриваемой статьи, заключается в нарушении образовательными организациями, которые уполномочены проводить комплексный экзамен для иностранных граждан и лиц без гражданства, методики расчета стоимости оказываемой услуги, установленной Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 8312. Согласно указанному акту определяется перечень, а также процентное соотношение прямых и косвенных затрат, которые должны быть положены в основу стоимости услуги по проведению комплексного экзамена. Кроме того, в данном Постановлении определена максимально допустимая стоимость услуги за сдачу экзамена, которая может устанавливаться образовательными организациями, а именно 5 900 рублей — получение разрешения на временное проживание или вида на жительство, 3 800 рублей — получение разрешения на работу либо патента.

Анализ диспозиции ч. 2 исследуемой статьи предусматривает ответственность лишь за нарушение методики расчета. Видимо, законодатель, утверждая данную методику, преследовал цель зафиксировать предельную стоимость, которая может взиматься образовательными организациями с иностранных граждан и лиц без гражданства за прием комплексного экзамена. Важно, с нашей точки зрения, предоставить правовую охрану не только от нарушений, связанных с неправильной методикой расчета, но и от недопустимости превышения максимально указанной в законодательстве РФ стоимости оказываемой услуги.

Не менее важной проблемой, выявленной в процессе исследования ч. 2 ст. 19.30.1 КоАП РФ, выступает установление образовательными организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность и проводящих комплексный экзамен, прайса не только за услугу по приему экзамена, но и за услугу по выдаче дубликата сертификата в случае порчи, утраты или кражи оригинала документа. Стоимость такой услуги варьируется в зависимости от вида сертификата. Так, в Государственном институте русского языка имени А.С. Пушкина3 стоимость услуги за выдачу дубликата сертификата с целью получения разрешения на работу в Российской Федерации, патента или разрешения на временное проживание определена в размере 700 рублей, за выдачу аналогичного документа для получения вида на жительство — 1 500 рублей.

^ 1 См.: Официальный сайт государственного автономного образовательного учреждения до-

1 полнительного профессионального образования города Москвы «Московский центр качества

i образования». URL: https://mcko.ru/pages/exams_for_foreigners_normative_documents (дата

обращения: 22.07.2023).

2 См.: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 831 «Об утверждении методики расчета стоимости услуги по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и установлении максимального размера такой стоимости» // СЗ РФ. 2021. № 30, ст. 5799.

3 См.: Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина». URL: https://www.pushkin.institute/certificates/cgt/kompleksniy ekzamen rnr pat-

184 ent_rvp_vnzh/ (дата обращения: 23.07.2023).

Стоимость аналогичных услуг в Тихоокеанском государственном университете1 утверждены в размере 1 000 рублей.

В нормативно-правовых актах, регламентирующих порядок выдачи дубликата сертификата, не установлено прямого запрета на взимание платы за оказание такой услуги. Если руководствоваться общеправовой аксиомой «что не запрещено — разрешено», то деятельность образовательных организаций не выходит за рамки правового поля. Между тем представляется логически верным упорядочить порядок установления стоимости за выдачу дубликата сертификата аналогично установлению стоимости услуги по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ.

Учитывая изложенное, необходимо внести изменения в диспозицию ч. 2 ст. 19.30.1 КоАП РФ, изложив ее в следующей редакции: «Нарушение организацией, включенной в перечень организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, предельно допустимой стоимости услуги по проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации, установленной законодательством Российской Федерации, или методики ее расчета, в том числе за выдачу дубликата сертификата».

В ч. 3 рассматриваемой статьи установлена ответственность для образовательных организаций, уполномоченных принимать комплексный экзамен у иностранных граждан и лиц без гражданства, за нарушение порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства РФ, установленного законодательством РФ.

Объективная сторона правонарушения представлена нарушением порядка выдачи сертификата, подтверждающего владение русским языком, знание истории России и основ законодательства. Под нарушением порядка выдачи сертификата следует понимать несоблюдение срока выдачи, отсутствие регистрации о выдаче указанного документа или его дубликата, а также выдача сертификата без документа, удостоверяющего личность. Данное правонарушение может быть совершено как в форме действия, так и бездействия.

В настоящее время порядок выдачи указанного документа регламентируется приказом Минобрнауки России от 26 мая 2021 г. № 4002. Ранее процедуру выдачи такого документа регулировал приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 11543. Принципиальным отличием в действующем нормативно-правовом акте является то, что сертификат должен выдаваться при предъявлении документа, удостоверяющего личность, а также регистрироваться на информационном портале Минобрнауки России. Кроме того, законодателем сокращен срок выдачи такого документа до семи дней.

1 См.: Официальный сайт федерального государственного бюджетного образовательного уч- ) реждения высшего образования «Тихоокеанский государственный университет». URL: https:// 2 pnu.edu.ru/ru/gctig/duplicate-certificate/ (дата обращения: 23.07.2023). 33

2 См.: Приказ Минобрнауки России от 26 мая 2021 г. № 400 «Об утверждении форм сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации на уровне, соответствующем цели получения разрешения на временное проживание или вида на жительство, разрешения на работу или патента, технических требований к нему, а также порядка выдачи указанного сертификата» // СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1154 «Об утверждении формы, порядка выдачи сертификата о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации и технических требований к нему» // СПС «Консуль-тантПлюс». 185

Стоит отметить, что на законодательном уровне урегулирован не только порядок выдачи сертификата, но и утверждена сама форма документа, а также разработаны технические условия к его изготовлению1. Сертификат, подтверждающий владение русским языком, знание истории России и основ законодательства, является полиграфической продукцией, которая должна содержать элементы защиты от подделок. Между тем в ч. 3 ст. 19.30.1 КоАП РФ установлена ответственность лишь за нарушение порядка выдачи сертификата иностранным гражданам и лицам без гражданства, что не обеспечивает комплексную защиту данной процедуры. В связи с этим ч. 3 статьи должна обеспечивать правовую охрану не только от нарушений, которые связаны с порядком выдачи сертификата, но и порядком его изготовления, а также от нарушений, допускаемых в связи с выдачей указанного документа, не соответствующих утвержденным приказом Минобрнауки России от 26 мая 2021 г. № 400 форме.

Объективная сторона ч. 4 исследуемой статьи предусматривает нарушение образовательными организациями формы или порядка проведения экзамена на предмет проверки знаний у иностранных граждан и лиц без гражданства по русскому языку, истории России и основам законодательства РФ. Как отмечает Л.А. Вербицкая, проведение интеграционных экзаменов основывается на основополагающих началах — принципах [1, с. 11]. В современной международной практике тестирования выделяют следующие: валидность, надежность, учет социальных последствий, практичность, учет качества организации и управления, законность и равенство.

Сегодня правовым ориентиром для легитимного проведения экзамена по проверке знаний русского языка, истории России и основ законодательства РФ является Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 8242. Соблюдение положений указанного нормативного правового акта выступает проявлением легитимности проведенной процедуры. Согласно названному Постановлению комплексный экзамен для иностранных граждан может проводиться в двух возможных формах: устная и письменная. В каждой их из них допустимо применение компьютерных и дистанционных технологий. В связи с этим под нарушением формы проведения экзамена по смыслу ч. 4 ст. 19.30.1 КоАП РФ следует понимать неправильный выбор образовательными организациями приема проведения тестирования для иностранных граждан и лиц без гражданства. Нарушение порядка проведения экзамена предполагает несоблюдение последовательности установленных законодательством РФ процедур приема экзамена, которые могут повлиять на итоговые результаты экзаменуемых.

Анализ положений приведенного нормативного правового акта позволяет в действующем порядке проведения экзамена выделить четыре основные стадии: подготовка к проведению экзамена, непосредственное проведение экзамена, обработка результатов экзамена и выдача документов. Кроме того, возможно обжалование итогового результата экзамена, что свидетельствует о наличии факультативной стадии.

1 См.: Приказ Минфина России от 29 сентября 2020 г. № 217н «Об утверждении Технических требований и условий изготовления защищенной от подделок полиграфической продукции» // СПС «КонсультантПлюс».

2 См.: Постановление Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 824 «Об утверждении Положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам

186 законодательства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 23, ст. 4068.

Несмотря на наличие структурированной упорядоченности в процедуре проведения экзамена, законодателем в полной мере не регламентированы отдельные этапы в рамках конкретной стадии. Так, согласно абз. 4 п. 3 Положения о проведении экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации не конкретизированы сроки, в течение которых Рособрнадзором должны быть размещены примерные экзаменационные задания. В п.п. 4 и 5 Положения содержится указание на необходимость создания комиссии по проведению экзамена и конфликтной комиссии, однако не определен их численный и персональный состав, не раскрыты полномочия, которыми наделяются члены указанных комиссий. Более того, в п. 9 Положения не закреплены характеристики индивидуального места, которое должно быть выделено иностранному гражданину для выполнения экзаменационного задания.

Выявленные пробелы свидетельствуют о том, что действующий порядок проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ не является совершенным и требует законодательной доработки. Указанное обстоятельство непосредственно влияет на возможность наступления административной ответственности за нарушение порядка и формы проведения интегративного экзамена, поскольку отсутствуют нормативно закрепленные положения, а значит «нарушение» образовательными организациями порядка соблюдения тех или иных положений не может быть квалифицировано как административное правонарушение.

Объективная сторона ч. 5 ст. 19.30.1 КоАП РФ заключается в несоблюдении образовательными организациями установленных законодательством РФ требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи такого экзамена. Названные требования закреплены в Постановлении Правительства РФ от 31 мая 2021 г. № 840 «Об утверждении требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации»1.

Уровень знаний иностранных граждан и лиц без гражданства зависит от миграционного статуса. Наиболее обширным перечнем знаний, умений и компетенций требуется овладеть для получения вида на жительство. Исходя из перечня закрепленных требований, такое лицо максимально близко должно быть приближено к носителю русского языка и русской культуре. Ранее требования к уровню знаний иностранных граждан содержались в приказе Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 11562, который представлял собой минимум знаний, необходимых для сдачи экзамена, независимо от миграционного статуса.

Подобные нововведения являются следствием реализации положений Концепции государственной миграционной политики3, поскольку первостепенная задача Российского государства — поддержание межнационального мира, а также сохранение культурной самобытности государства. Отсутствие языковых навыков, а также низкий культурный уровень прибывающих в страну граждан не позволил бы достичь целей, указанных в Концепции.

1 См.: СЗ РФ. 2021. № 23, ст. 4082.

2 См.: Приказ Минобрнауки России от 29 августа 2014 г. № 1156 «Об утверждении формы, порядка проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации и требований к минимальному уровню знаний, необходимых для сдачи указанного экзамена» // СПС «КонсультантПлюс».

3 См.: Указ Президента РФ от 31 октября 2018 г. № 622 «О Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019-2025 годы» // СЗ РФ. 2018. № 45, ст. 6917. I87

Установленная ч. 5 исследуемой статьи ответственность за несоблюдение требований к минимальному уровню знаний должна ориентировать образовательные организации, принимающие интегративный экзамен, на их неукоснительное соблюдение. Однако анализ нормативных правовых актов, регламентирующих порядок проведения такого экзамена, показывает, что сдача экзамена осуществляется на основе контрольных измерительных материалов, примерные формы которых разрабатываются Рособрнадзором. Образовательным организациям лишь предоставляется доступ к модулю формирования вариантов уже имеющихся экзаменационных материалов1. Следовательно, материалы для экзамена уже должны быть разработаны таким образом, чтобы была возможность по результатам их выполнения выявить соответствие или несоответствие уровня знаний иностранного гражданина минимально утвержденным требованиям. Образовательным организациям, в свою очередь, остается сгенерировать в открытом банке заданий материалы и организовать проведение экзамена, проверить результаты и выдать с соблюдением установленного порядка сертификаты лицам, успешно сдавшим экзамен.

Таким образом, представляется нецелесообразным установление ответственности для образовательных организаций за нарушения, предусмотренные ч. 5 ст. 19.30.1 КоАП РФ, поскольку они априори не могут обеспечить соблюдение требований к минимальному уровню знаний при проведении комплексного экзамена.

Субъектами правонарушения по смыслу данной статьи могут являться должностные или юридические лица. Юридическими лицами совершаемого правонарушения будут выступать образовательные организации, которые вошли в перечень уполномоченных организаций на принятие комплексного экзамена согласно приказу Минобрнауки России от 11 июня 2021 г. № 4812.

По общему правилу должностным лицом совершенного правонарушения будет выступать руководитель образовательной организации. Проведенный мониторинг официальных сайтов, а также изучение локальных актов показали, что в таких организациях часто создаются специальные центры тестирования. Непосредственное руководство деятельностью указанных структурных подразделений осуществляет директор, назначаемый на должность руководителем образовательной организации. Учитывая подобную организационную структуру, при нарушении порядка или сроков хранения материалов комплексного экзамена к ответственности в качестве должностного лица может быть привлечен и руководитель центра тестирования.

Согласно анализируемой статье санкция за совершенное правонарушение — административный штраф. Его размер варьируется в зависимости от субъекта правонарушения, а также квалифицированного состава. Стоит отметить, что размеры административного штрафа за нарушение требований к проведению экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ отличаются своей строгостью. Например, нарушения порядка

1 См.: Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». URL: https://fipi.ru/inostr-exam (дата обращения: 25.07.2023).

2 См.: приказ Минобрнауки России от 11 июня 2021 г. № 481 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проводящих экзамен по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации».

188 Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru

и сроков хранения материалов комплексного экзамена (ч. 1) предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей, а на юридических лиц — от пятидесяти до ста тысяч рублей. Однако за нарушение правил хранения архивных документов в качестве мер административного наказания (ст. 13.20 КоАП РФ) предусмотрен административный штраф на должностных лиц в размере от трех до пяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пяти до десяти тысяч рублей, что в несколько раз меньше.

Исследование ответственности за нарушения, допускаемые при приеме экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства РФ показывает, что законодатель исходит из возможности одностороннего порядка (образовательными организациями и (или) их должностными лицами) нарушения установленных требований. Между тем нарушения порядка проведения экзамена могут осуществляться и со стороны экзаменуемых лиц. Они могут, например, представить недостоверную информацию при подаче заявки на сдачу экзамена об ограниченных возможностях здоровья или особенностях психофизического развития. Не исключены нарушения, допускаемые указанными лицами, в момент сдачи экзамена: подсказки, использование шпаргалок и иных недопустимых справочных материалов. По мнению Ю.В. Пауковой, причина допускаемых нарушений заключается в недостаточно автоматизированном процессе проведения экзамена [2, с. 172]. Однако с приведенной позицией довольно сложно согласиться, поскольку указанные нарушения со стороны экзаменуемых совершаются по их воли и желанию. Даже при наличии современных технологических ресурсов будут предприниматься попытки нарушить их привычную работу и тем самым облегчить процесс сдачи экзамена.

В связи с этим действенной мерой пресечения нарушений порядка прохождения тестирования со стороны иностранных граждан и лиц без гражданства будет являться установление для них административной ответственности с возможным применением наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

Таким образом, в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях впервые введена ответственность для образовательных организаций за нарушение порядка приема комплексного экзамена для иностранных граждан, которые прибывают в нашу страну с целью осуществления трудовой деятельности или проживания. Проведенное исследование ст. 19.30.1 КоАП РФ позволило выявить определенные несовершенства конструкции введенного состава административного правонарушения. Представляется, что предложенные пути решения обозначенных проблем могли бы повысить эффективность привлечения к административной ответственности в данном направлении.

Библиографический список

1. Практика организации и проведения экзамена по русскому языку как иностранному, истории России и основам законодательства Российской Федерации: метод. пособие / под ред. Л.А. Вербицкой, А.В. Должикова, Л.П. Клобуковой, А.А. Парфёнова и др. СПб.: РОПРЯЛ, 2017. 166 с.

2. Паукова Ю.В. Административно-правовое регулирование проведения комплексного экзамена и тестирования иностранных граждан с учетом применения цифровых технологий // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 163-173.

References

1. The Practice of Organizing and Conducting an Exam in Russian as a Foreign Language, the History of Russia and the Basics of the Legislation of the Russian Federation: a methodological guide / edited by L.A. Verbitskaya, A.V. Dolzhikov, L.P. Klobukova, A.A. Parfenova, etc. St. Petersburg: ROPRYAL, 2017. 166 p.

2. Paukova Yu.V. Administrative and Legal Regulation of Conducting a Comprehensive Examination and Testing of Foreign Citizens Taking Into Account the Use of Digital Technologies // Administrative Law and Process. 2020. No. 4. P. 163-173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.