NB: Административное право и практика администрирования
Правильная ссылка на статью:
Зейналов Ф.Н., Михалева И.С. — О правовых коллизиях в положениях законодательства об организации допуска граждан к управлению транспортными средствами // NB: Административное право и практика администрирования. - 2021. - № 2. Ш1: 10.7256/2306-9945.2021.2.35627 URL: htфs://nbpublishxomlbrary_read_artide.php?id=35627
О правовых коллизиях в положениях законодательства об организации допуска граждан к управлению транспортными средствами
Зейналов Фазил Назим Оглы
кандидат юридических наук
доцент, кафедра организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт МВД России
имени В.В. Лукьянова
302027, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2, оф кафедра СД ГИБДД
Михалева Ирина Сергеевна
преподаватель, кафедра организации деятельности ГИБДД, Орловский юридический институт Министерства внутреннихдел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова
302027, Россия, Орловская область, г. Орел, ул. Игнатова, 2
Статья из рубрики 'Теория и наука административного и муниципального права."
DOI:
10.7256/2306-9945.2021.2.35627
Дата направления статьи в редакцию:
04-05-2021
Аннотация: Объектом исследования явилась система общественно-правовых отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Предметом исследования выступили правовые нормы, регламентирующие допуск граждан к управлению транспортными средствами. Цель работы состояла в проведении анализа нормативной правовой базы, регламентирующей учебную езду, прием и проведение экзамена на право управления транспортным средством, правовой статус участников дорожного движения находящихся в экзаменационном транспортном средстве. Методологическая основа работы: фундаментальные положения теории права; обобщение практического опыта, применение методов логического, монографического и системного анализа. Область применения результатов: положения работы могут быть использованы в законодательной деятельности государственных органов, правоприменительной деятельности правоохранительных органов, образовательном процессе образовательных
организаций, научных исследованиях специалистов по проблемам обеспечения безопасности дорожного движения, совершенствования отраслей российской правовой системы. Новизна работы определяется практической и научной значимостью проблем правоприменительной деятельности правоохранительных органов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, а также необходимостью совершенствования правовых основ, регламентирующих полномочия подразделений и служб полиции России. Авторами предлагается в федеральном законодательстве, подзаконных и ведомственных актах разграничить учебную езду и прием экзамена в условиях дорожного движения, закрепить правовое положение экзаменатора и самой процедуры приема экзамена, конкретизировать ответственность обозначенных субъектов указанных общественных отношений. Высказаны предложения по совершенствованию алгоритма проведения экзамена, закреплению дефиниций: «кандидат в водители», «экзамен», «экзаменатор».
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, правовой статус, проведение экзамена, управление транспортным средством, экзаменатор, учебная езда, кандидат в водители, экзаменационное транспортное средство, Госавтоинспекция, ответственность
В настоящее время решение вопросов безопасности дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации.
Необходимость обеспечения безопасности на дорогах подтверждается неутешительными фактами смертности в дорожно-транспортных происшествиях. Об этом свидетельствует опубликованная Всемирной организации здравоохранения информация, в соответствии с
которой, ежегодно в результате аварий погибает около 1,35 миллиона людей
По статистически данным Российской Федерации за 2020 год, в дорожно-транспортных
происшествиях погибло 16512 человек, было ранено - 183040 человек Это колоссальные цифры, ведь главной ценностью для любого государства остается человек, цель и смысл существования страны — благополучие граждан в ней, о чем заявил президент Российской Федерации В.В. Путин 01 марта 2018 года в своем ежегодном послании к Федеральному собранию.
Стоит отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения на дорогах Российской Федерации, в настоящее время, все еще далеко от совершенства, несмотря на предпринимаемые меры со стороны государства.
При анализе статистических данных по дорожно-транспортным происшествиям прослеживается положительная динамика их снижения, так в 2016 году в Российской Федерации произошло 173694, а в 2020 году уже 145073 дорожно-транспортных происшествия, однако, полагаем, не стоит ослаблять контроль и проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения. Считаем, что уменьшение количества дорожно-транспортных происшествий можно скорее объяснить пандемией новой коронавирусной инфекции, в связи с возникновением которой в Российской Федерации были введены карантинные меры, повлиявшие на количество автотранспорта и иных участников дорожного движения на дорогах.
Сфера интересов научных статей посвященных исследованию проблем обеспечения безопасности дорожного движения в контексте приема экзаменов касается в основном изменений нормативных правовых актов, регулирующих прием экзаменов на право
управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений, в работах ими описываются предлагаемые изменения, замечания и дополнения к ним, а также их влияние на порядок приема экзаменов в экзаменационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. ^
Другими авторами данный анализ проводится сквозь призму деятельности организаций, осуществляющих прием экзаменов и выдачу водительских удостоверений в странах Евросоюза, США и Японии. Исследования касаются методов профессионального обучения и методик приема экзаменов на получение права на управление у водителей двухколесных механических транспортных средств [41.
О необходимости учета положительного зарубежного опыта в контексте оптимизации реализуемой государственной политики в сфере безопасности дорожного движения в своей работе указывают также Радченко К.Д., Сычева Е.А., обращая внимание на то, что следует также проводить самостоятельные исследования, направленные на совершенствование подготовки кадров по профессии «Водитель» и проведения контрольных испытаний на получение специального права управления
автомототранспортом
Анализ правового регулирования общественных отношений в описываемой сфере государственного управления, а также имеющихся научных исследований посвященных приему экзаменов на право управления транспортными средствами свидетельствует о том, что правовые коллизии в положениях законодательства об организации допуска граждан к управлению транспортными средствами в Российской Федерации не исследовалась и представляют интерес для совершенствования правовых основ оказания описываемой государственной услуги. Что касается зарубежного опыта приема экзаменов, то, считаем, что он вряд ли применим для современной Российской правоохранительной системы, включающей в себя подразделения Госавтоинспекции осуществляющие прием экзаменов на право управления транспортными средствами. Его принятие должно будет повлечь слом устоявшейся и действенной системы Российской Федерации по допуску лиц к управлению транспортными средствами.
В настоящее время Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации на 2018-2024 годы, являясь межотраслевым документом стратегического планирования и основой для формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляет исполнение направления по совершенствованию организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении.
Безопасность дорожного движения, является одним из приоритетных направлений в развитии государства и обеспечении его безопасности, именно этим и обусловлен процесс постоянного изменения и разработки новых положений, регламентирующих порядок обеспечения безопасности дорожного движения в Российской Федерации. Так еще в 2018 году был подготовлены изменения в порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами.
Изменения в порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами вызвало много споров и дискуссий со стороны образовательных и общественных организаций, Госавтоинспекции и эксперты в сфере транспорта. Предложения и замечания были учтены в законопроекте и осенью 2019 года документ был направлен в Правительство Российской Федерации, где его доработали и утвердили.
С 1 апреля текущего года новые правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами вступили в законную силу, разработан и утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
Детальный анализ изменений в пункт 15 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, свидетельствует о том, что законодатель добавив в обозначенный пункт абзац следующего содержания: «При проведении практического экзамена, указанного в пункте 14 настоящих Правил, экзаменатор находится на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления транспортным средством», фактически обязал экзаменатора в отсутствие должного закрепления его статуса исполнять обязанности «обучающего вождению» (водителю), а процедуру сдачи экзамена к учебной езде. Но экзаменатор не может подменять мастера производственного обучения вождению транспортных средств ввиду своей квалификации.
Это положение закреплено в приказе МВД России от 31 марта 2017 г. № 179 «О квалификационных требованиях к уполномоченным должностным лицам подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов на право
управления транспортными средствами» [6] и положения приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 сентября 2018 г. № 603н «Об утверждении профессионального стандарта «Мастер производственного обучения вождению транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий»», где необходимые умения и знания обучающего вождению входят педагогические обязанности и обязанности по охране труда. Более того, при обращении к действующему законодательству, в котором закреплено понятие «учебная езда», проведение экзамена на право управления транспортным средством в условиях дорожного движения учебной ездой не является, так как в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств
соответствующих категорий и подкатегорий» согласованным с Министерством внутренних дел Российской Федерации, по окончании подготовки в образовательной организации, сдается квалификационный экзамен, после успешной его сдачи, выпускник автошколы получает свидетельство о профессии «Водителя», тем самым обучение считается завершенным.
В соответствии с общими положениями Правил дорожного движения Российской
Федерации обучающий вождению приравнивается к водителю, а пунктом 21.2 Правил закреплено, что учебная езда на дорогах допускается только с обучающим вождению.
На основании пункта 21.3 Правил, обучающий вождению во время учебной езды на дорогах, должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством.
На сегодняшний день, с вступившими в законную силу с 1 апреля 2021 года изменениями, в Правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами, пунктом 15 установлено, что экзаменатор, при приеме практического экзамена находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим
органам управления транспортным средством.
Таким образом, в соответствии с Правилами дорожного движения и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, экзаменатор может рассматриваться как лицо, которое обучает вождению ввиду того, что кандидат в водители пока не сдал экзамен не имеет права на управление транспортным средством.
Здесь стоит обратить внимание на то, что кандидат в водители после окончания обучения по основной программе проф. обучения водителей транспортных средств сдает квалификационный экзамен и получает свидетельство о том, что он получил профессию водителя, однако этот документ не дает ему права на управление транспортным с ре дс тв о м.
Подробнее о статусе экзаменатора и кандидата в водители мы останавливались в своей предыдущей статье [91, краткий смысл выводов которой заключается в том, что российское законодательство не определяет кем будет являться лицо сдающее практический экзамен в условиях дорожного движения, на каком основании и кем он был допущен к управлению экзаменационным транспортным средством.
Как известно, понятие водитель в ПДД РФ не содержит прямого указания на обязательное наличие права управления, им может признаваться и лицо без права управления, которое несёт ответственность за это. Интересным представляется вопрос, будет ли нести ответственность экзаменатор за допуск этого лица к управлению автомобиля без права управления. В диспозиции части 3 статьи 12.7 КоАП РФ-^10-существует оговорка о том, что передача управления лицу для образования состава противоправного деяния должна осуществляться с заведомым знанием того, что лицо, которому передают управление автомобилем не имеет права на его управление. В описанном нами выше случае экзаменатор, не являющийся обучающим вождению, заведомо знающий, что лицо сдающее экзамен такого права не имеет, допускает его к управлению транспортным средством, доказывать заведомость не нужно.
Возникает также ряд других существенных проблем как при учебной езде, так и при приеме экзаменов в условиях дорожного движения, к примеру, с 1 января 2020 года в Правилах дорожного движения РФ в разделе 16 был снят запрет на учебную езду на автомагистрали, однако в положения части 2 статьи 12.11 КоАП РФ, предусматривающей за учебную езду по автомагистрали административный штраф в размере одной тысячи рублей изменения внесены не были.
Полагаем, находящееся в потоке экзаменационное транспортное средство с экзаменатором и кандидатом в водители, чей статус должным образом не закреплен законодательно является правовой коллизией и отрицательно влияет на безопасность дорожного движения.
Представляют интерес также проблемы определения виновного при фиксации административных правонарушений посредством средств фото-видеофиксации совершенных на экзаменационном транспортном средстве в процессе экзамена.
Нет ясности с тем, кто будет нести ответственность, к примеру, за выявленное в автоматическом режиме невыполнение кандидатом в водители остановки на запрещающий сигнал светофора или требований дорожной разметки 1.12 «Стоп-линия» на перекрестке. Лишенным объективности можно признать утверждение о том, что ответственность за нарушение должен нести экзаменатор, имеющий доступ к органам управления. Отметим, что на водительском месте находится лицо, фактически
получившее профессию водитель и от управления автомобилем самостоятельно его отделяет только прохождение установленной государством процедуры допуска к управлению транспортным средством.
Предполагается, что за некачественную подготовку кандидата в водители повлекшую совершение административного правонарушения все же должна нести ответственность выпустившая его автошкола.
До сих пор открыт вопрос о прохождении мед. освидетельствования на выявление признаков опьянения кандидатов в водители, прибывающих для сдачи экзамена в экзаменационные подразделения ГИБДД и допускающиеся к управлению экзаменационными автомобилями Пункт 175 действующего регламента по
проведению экзаменов и выдаче водительских удостоверений в перечне элементов, которые перед экзаменом проверяет экзаменатор не содержит пункта о проверке самочувствия или опьянения кандидата в водители.
На основании изложенного, полагаем, в целях внесения ясности в правовое поле, призванное регламентировать учебную езду и принятие экзамена по управлению автотранспортом в условиях реальной дорожной обстановки, требуется следующая корректировка в нормативную правовую базу:
- в первый раздел ПДД РФ ввести термин: «кандидат в водители - лицо завершившее профессиональное обучение по программе подготовки водителей транспортных средств, получившее свидетельство о профессии водитель и претендующее на приобретение специального права управления транспортным средством»;
- в Метод. рекомендации по обороту бланков свидетельств о профессии водителя I12!, в установленной форме свидетельства, на обороте, дополнить фразу «не дает права на управление транспортным средством», текстом «за исключением практического экзамена с участием экзаменатора»;
- диспозицию части 3 статьи 12.7 КоАП РФ (в скобках) дополнить словами «а равно практического экзамена на получение водительского удостоверения»;
- из диспозиции части 2 статьи 12.11 КоАП РФ исключить слова «а равно учебная езда по автомагистрали».
Опираясь на положения п.3 статьи 13 Федерального закона РФ от 07 февраля 2011 № 3-
ФЗ «О полиции» в соответствии с которым МВД России имеет право посредством ведомственного нормативного документа может конкретизировать порядок реализации прав полиции, если он не является предметом регулирования федеральных законов и подзаконных актов, предлагаем в текст общих положений Административного регламента в в е с ти:
1) понятие экзамена, изложить его в следующей трактовке: «экзамен - проверка экзаменатором теоретических знаний положений действующего законодательства, умений и практических навыков управления транспортом в реальных условиях движения у лица, завершившего профессиональное обучения водителей транспортных средств и получившего свидетельство о профессии водителя»;
2) закрепить статус экзаменатора, определив его как «...должностное лицо проводящее проверку теоретических знаний положений действующего законодательства, умений и навыков практического управления транспортом в реальных условиях движения у лица,
прошедшего профессиональное обучение по программе подготовки водителей транспортных средств и получившего свидетельство о профессии водителя. Экзаменатор не является обучающим вождению и не несет ответственности за некачественную подготовку кандидата в водители повлекшую совершение административного правонарушения в процессе экзамена»;
3) в пункт 175 Административного регламента в перечне элементов, которые перед экзаменом проверяет экзаменатор включить пункт о проверке самочувствия и прохождении освидетельствования кандидата в водители.
Необходимо предусмотреть дополнительное профессиональное обучение сотрудников ГИБДД, принимающих практические экзамены и находящихся за дублирующими органами управления экзаменационного транспортного средства приемам и умениям определения небезопасной ситуации и предотвращения ДТП при приеме практического экзамена.
Очевидно это еще не все коррективы, которые могут потребоваться для внесения в действующее законодательство регламентирующего порядок получения гражданами допуска к управлению транспортными средствами и внесения ясность в обозначенную сферу общественных отношений, так как с момента перехода подразделений экзаменационной работы ГИБДД на новый порядок проведения экзаменов прошло не так много времени и алгоритм реализации данной государственной услуги только начинает нарабатываться.
Библиография
1. Дорожно-транспортные травмы // https://www.who.int/ru/news-room/fact-sheets/detail/road-traffic-injuries [Электронный ресурс]. Дата обращения: 25.03.2021 г.
2. Показатели состояния безопасности дорожного движения за январь-декабрь 2020 года // http://stat.gibdd.ru/ [Электронный ресурс]. Дата обращения: 25.03.2021 г.
3. Амелин Н.В. Изменения в правила проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений // Безопасность дорожного движения: 2018 сборник научных трудов. Под общей редакцией Д.В. Митрошина / Научный центр безопасности дорожного движения МВД РФ. - 2018. -С. 32 - 48.
4. Заостровцев А.В., Катальников С.В. Международный опыт экзаменационной деятельности, связанной с приемом экзаменов у водителей мототехники в условиях реального дорожного движения // Вестник Научно-исследовательского центра проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2015. - № 4 (26). - С. 27-32.
5. Рыдченко, К. Д. К вопросу о совершенствовании экзаменационной деятельности государственной инспекции безопасности дорожного движения / К. Д. Рыдченко, Е. А. Сычев // Вестник Всероссийского института повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации. - 2019. - № 3(51). - С. 95-99.
6. Приказ МВД России от 31 марта 2017 г. № 179 «О квалификационных требованиях к уполномоченным должностным лицам подразделений Госавтоинспекции, на которых в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией) возложены служебные обязанности по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
7. Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 г. № 1408 (ред. от 19.10.2017 г.) «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.07.2014 г. № 33026) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
8. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
9. Зейналов Ф.Н., Губенков О.Е., Михалева И.С. — Об административно-правовом статусе экзаменатора и кандидата в водители в случае совершения ДТП при проведении экзамена на право управления транспортным средством // Административное и муниципальное право. - 2020. - № 2. - С. 19-25.
10. Федеральный закон РФ от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
11. Указа Президента РФ от 15 июня 1998 г. № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
12. Федеральный закон РФ от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
13. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 20.04.2021) // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
14. Приказ МВД России от 20 февраля 2021 г. № 80 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
15. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 августа 2014 года № АК-2202/06 «О направлении методических рекомендаций» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.ru
16. Федеральный закон РФ от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ «О полиции» // Консультант Плюс: [Электронный ресурс]. http://www.consultant.r
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предмет исследования посвящен правовым коллизиям «... в положениях законодательства об организации допуска граждан к управлению транспортными средствами». Методология исследования - ряд методов, правильно используемых автором: формально-юридический, анализ и синтез, логика и др. Актуальность обоснована автором во введении к статье и выражается в следующем: «новый порядок проведения экзаменов на право управления транспортными средствами вступил в силу, в целях обеспечения его исполнения был подготовлен соответствующий Административный регламент.». Научная новизна хорошо обоснована в исследовании автора. Стиль, структура, содержание заслуживают особого внимания. Исследование
имеет все необходимые структурные элементы: актуальность, постановка проблемы, цели и задачи, предмет, научная новизна, методология и выводы. Стиль работы хороший, она легко читается и носит исследовательский характер. Содержание отражает существо статьи. Автор логично подводит читателя к существующей проблеме. Он акцентирует внимание читателя на предмете статьи. Он показывает, опираясь на НПА, что «...Детальный анализ изменений [1], в пункт 15 Правил проведения экзаменов». Автор отмечает, что он «.фактически обязал экзаменатора в отсутствие должного закрепления его статуса исполнять обязанности «обучающего вождению»». Далее автор переходит к анализу НПА, используя ссылки на них: «.если мы обратимся к действующему законодательству, определяющему понятие «учебная езда», то прием экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения учебной ездой не является .», «Согласно пункта 21.3 Правил, при обучении управлению транспортным средством на дорогах, обучающий вождению должен находиться на сиденье, с которого осуществляется доступ к дублирующим органам управления этим транспортным средством ...» и отмечает: «В российском правовом поле также присутствует ряд федеральных законов и Указ Президента Российской Федерации, которые конкретизируют правовой статус участников дорожного движения и никоим образом не регламентируют статус кандидата в водители и экзаменатора». Переходя к дальнейшему анализу вопросов, исследуемых автором в статье, автор правильно показывает, что «.резонным становится вопрос относительно того, кем будет являться лицо сдающее практический экзамен в условиях дорожного движения, на каком основании и кем он был допущен к управлению экзаменационным транспортным средством» особое внимание. При этом автор отмечает: «Интересным представляется вопрос, будет ли нести ответственность экзаменатор за допуск этого лица к управлению автомобиля без права управления», делает вывод: «В описанном нами выше случае экзаменатор, не являющийся обучающим вождению, заведомо знающий, что лицо сдающее экзамен такого права не имеет, допускает его к управлению транспортным средством, доказывать заведомость не нужно». Автор замечает: «Возникает также ряд других существенных проблем как при учебной езде, так и при приеме экзаменов в условиях дорожного движения .» и делает правильный вывод: «.с 1 января 2020 года .был снят запрет на учебную езду на автомагистрали, однако в положения части 2 статьи 12.11 КоАП РФ, .изменения внесены не были». Примеры подкрепляются ссылками на источники (НПА) и делается вывод: «Полагаем, находящееся в потоке экзаменационное транспортное средство с экзаменатором и кандидатом в водители, чей статус не закреплен законодательно должным образом является правовой коллизией и негативно сказывается на качестве регулирования общественных отношений в сфере безопасности дорожного движения». Переходя к дальнейшему анализу, автор правильно показывает, что «.Не лишен актуальности вопрос определения вины в совершении административных правонарушений на экзаменационном транспортном средстве в процессе экзамена», «До сих пор открыт вопрос о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения кандидатов в водители .». При этом автор отмечает: «в пункте 175 Административного регламента . в перечне элементов, которые перед экзаменом проверяет экзаменатор, нет пункта о проверке самочувствия или опьянения кандидата в водители», делает вывод: «Предполагается, что за некачественную подготовку кандидата в водители повлекшую совершение административного правонарушения все же должна нести ответственность выпустившая его автошкола». В заключение автор подводит итог: «.следует внести изменения в следующие нормативные правовые акты.», в частности «ввести термин: «кандидат в водители .» и «.в Методические рекомендации по разработке, заполнению, учету и хранению бланков свидетельств о профессии водителя [11]», «диспозицию части 3
статьи 12.7 КоАП РФ, ... из диспозиции части 2 статьи 12.11 КоАП РФ исключить слова.», «понятие экзамена, изложить его в следующей трактовке., закрепить статус экзаменатора., включить пункт о проверке самочувствия и прохождении освидетельствования кандидата в водители.». Автор отмечает, что «Очевидно это еще не все коррективы.». Как нам кажется, приведены конкретные, однозначные и дающие для практики и теории выводы. Необходимо констатировать, что журнал, в который представлена статья является научным, и автор направил в издательство статью, соответствующую требованиям, предъявляемым к научным публикациям, в частности он обращается к НПА, анализирует их. Но для научной полемики к текстам научных работ оппонентов автор не обращается (вероятно в связи с их отсутствием). Библиография содержит только определенное количество НПА, к которым автор обращается. Это позволяет автору правильно определить проблемы и поставить их на обсуждение. Он, исследовав их, раскрывает предмет статьи. К замечаниям можно отнести некоторые выводы (например «необходимо предусмотреть дополнительное профессиональное обучение сотрудников экзаменационных подразделений Госавтоинспекции . необходимым навыкам распознавания опасной обстановки и предотвращения дорожно-транспортных происшествий в ходе проведения практического экзамена»), отсутствие научных работ по теме исследования, а ведь они есть. Необходимо оговориться, что СТАТЬЯ С ПРАКТИЧЕСКИ ТАКИМ ЖЕ ТЕКСТОМ ОПУБЛИКОВАНА в журн «Административное и муниципальное право». 2020. N 2. С. 19-25. Однако ссылка на нее отсутствует. Данная работа оппонентов представляет интерес. Апелляция к оппонентам в связи с вышесказанным отсутствует (если только это не те же авторы?). Автором используется только материал НПА, отсутствуют материалы СМИ, что есть в статье оппонентов. Выводы - работа требует тщательной проверки и в настоящем виде опубликована быть не может. БОльшая часть текста практически «один в один» совпадает с уже опубликованной статьей. Правда выводы представлены более развернутые, интерес читательской аудитории будет присутствовать в части выводов.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь. Предмет исследования
Статья посвящена анализу вопросов нормативно-правового регулирования порядка и условий допуска граждан РФ к управлению транспортными средствами.
Методология исследования
В статье применены формально-юридический, системно-структурный, а также методы
анализа, синтеза, дедукции, индукции, статистический метод.
Актуальность
Статья в целом обладает актуальностью, отражает интересную проблематику, связанную с порядка и условий допуска граждан РФ к управлению транспортными средствами. Особого внимания сформулированные автором предложения по совершенствованию порядка и условий допуска граждан РФ к управлению транспортными средствами, о которых будет упомянуто далее.
Научная новизна
Научная новизна в статье присутствует частично в виде собственных авторских
суждений и основанных на них предложениях по совершенствованию порядка и условий допуска граждан РФ к управлению транспортными средствами. Надо положительно отметить стремление автора подчеркнуть терминологические особенности исследуемых феноменов, их значимость для научного анализа. Кроме того, автор практически везде вставляет собственные ремарки, охотно дает определения. Стиль, структура, содержание
Стиль статьи в целом соответствует обычно предъявляемым требованиям к изданиям юридического жанра. При этом статья отличается изобилием канцеляризмов (что, возможно, объяснить предметом исследования), удивительно объемным числом пунктуационных ошибок, некоторыми ошибками в орфографии.
Структура статьи выдержана, изложена логично. Вместе с тем хотелось бы рекомендовать автору ее структурировать на рубрики, тем самым обеспечить большую наглядность анализируемых фактов коллизий.
В содержательном отношении необходимо отметить следующие заслуживающие внимания выводы:
1) понятие экзамена, изложить его в следующей трактовке: «экзамен - проверка экзаменатором теоретических знаний положений действующего законодательства, умений и практических навыков управления транспортом в реальных условиях движения у лица, завершившего профессиональное обучения водителей транспортных средств и получившего свидетельство о профессии водителя»;
2) закрепить статус экзаменатора, определив его как «.должностное лицо проводящее проверку теоретических знаний положений действующего законодательства, умений и навыков практического управления транспортом в реальных условиях движения у лица, прошедшего профессиональное обучение по программе подготовки водителей транспортных средств и получившего свидетельство о профессии водителя. Экзаменатор не является обучающим вождению и не несет ответственности за некачественную подготовку кандидата в водители повлекшую совершение административного правонарушения в процессе экзамена»;
3) в пункт 175 Административного регламента в перечне элементов, которые перед экзаменом проверяет экзаменатор включить пункт о проверке самочувствия и прохождении освидетельствования кандидата в водители.
Апелляция к оппонентам не прослеживается
Библиография достаточна.
Выводы, интерес читательской аудитории
Статья написана на актуальную тему, сформулированы авторские предложения, выводы, которые заслуживают внимания, материал неплохо проработан - видно, что автор погружен в проблематику исследования. Одновременно необходимо отметить, что масштабы предмета исследования весьма миниатюрные.