Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ '

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ограничения / обязанности и запреты / коррупционные правонарушения / управленческое решение / должностные лица органов внутренних дел / restrictions / duties and prohibitions / corruption offenses / managerial decision / officials of internal affairs bodies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернова Елена Геннадьевна, Соколов Евгений Валерьевич

Авторами анализируется действующее законодательство, регулирующее процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России за несоблюдение ими ограничений и запретов, связанных с прохождением службы (работы) в органах внутренних дел, требований к служебному поведению, выполнению обязанностей, предусмотренных должностным регламентом. Рассмотрены сходства и отличия, возникающие при принятии управленческого решения о привлечении к дисциплинарной ответственности различных категорий должностных лиц системы МВД России за допущенные коррупционные правонарушения, сформулирован вывод о достаточности нормативно-правового регулирования данных правоотношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чернова Елена Геннадьевна, Соколов Евгений Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MANAGERIAL DECISION-MAKING WHEN BRINGING OFFICIALS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO DISCIPLINARY RESPONSIBILITY FOR CORRUPTION OFFENSES

The authors analyze the current legislation regulating the procedure for bringing to disciplinary responsibility employees of internal affairs agencies, federal government civil servants and employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia for non-compliance with restrictions and prohibitions related to service (work) in internal affairs agencies, requirements for official conduct, performance of duties provided for by the official regulations. The similarities and differences that arise when making a managerial decision to bring to disciplinary responsibility various categories of officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia for corruption offenses are considered, and a conclusion is formulated about the sufficiency of regulatory regulation of these legal relations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11_189 УДК 349.226

ОСОБЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ К ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА КОРРУПЦИОННЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ FEATURES OF MANAGERIAL DECISION-MAKING WHEN BRINGING OFFICIALS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA TO DISCIPLINARY RESPONSIBILITY FOR CORRUPTION OFFENSES

ЧЕРНОВА Елена Геннадьевна,

кандидат юридических наук, заместитель начальника кафедры организации деятельности органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: helen_black2008@mai.ru;

СОКОЛОВ Евгений Валерьевич,

кандидат юридических наук, доцент кафедры организации деятельности

органов внутренних дел центра командно-штабных учений Академии управления МВД России. 125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: ewg.sokolov2013@yandex.ru;

CHERNOVA Elena Gennadievna,

PhD in Law, Deputy Head of the Department of Organization of the Activities of Internal Affairs Bodies of the Center for Command and Staff Exercises of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8 Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: helen_black2008@mai.ru;

SOKOLOV Evgeny Valeryevich,

Candidate of Law, Associate Professor of the Department of Organization of the Activities of Internal Affairs Bodies of the Center for Command and Staff Exercises of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 8 Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: ewg.sokolov2013@yandex.ru

Краткая аннотация. Авторами анализируется действующее законодательство, регулирующее процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников системы МВД России за несоблюдение ими ограничений и запретов, связанных с прохождением службы (работы) в органах внутренних дел, требований к служебному поведению, выполнению обязанностей, предусмотренных должностным регламентом. Рассмотрены сходства и отличия, возникающие при принятии управленческого решения о привлечении к дисциплинарной ответственности различных категорий должностных лиц системы МВД России за допущенные коррупционные правонарушения, сформулирован вывод о достаточности нормативно-правового регулирования данных правоотношений.

Abstract. The authors analyze the current legislation regulating the procedure for bringing to disciplinary responsibility employees of internal affairs agencies, federal government civil servants and employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia for non-compliance with restrictions and prohibitions related to service (work) in internal affairs agencies, requirements for official conduct, performance of duties provided for by the official regulations. The similarities and differences that arise when making a managerial decision to bring to disciplinary responsibility various categories of officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia for corruption offenses are considered, and a conclusion is formulated about the sufficiency of regulatory regulation of these legal relations.

Ключевые слова: ограничения, обязанности и запреты, коррупционные правонарушения, управленческое решение, должностные лица органов внутренних дел.

Keywords: restrictions, duties and prohibitions, corruption offenses, managerial decision, officials of internal affairs bodies.

Для цитирования: Чернова Е.Г., Соколов Е.В. Особенности принятия управленческого решения при привлечении к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения должностных лиц системы МВД России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 189-192. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_189.

For citation: Chernova E.G., Sokolov E. V. Features of managerial decision-making when bringing officials of the Ministry of Internal Affairs of Russia to disciplinary responsibility for corruption offenses //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 189-192. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_ 11_189.

Статья поступила в редакцию: 28.10.2023

Противодействие коррупционным правонарушениям в органах внутренних дел имеет актуальное значение и является приоритетным направлением деятельности руководителей всех уровней системы МВД России.

Для достижения эффективности государственной службы в ее рядах должны служить наиболее подготовленные, профессионально ориентированные, честные и добросовестные сотрудники. В данном направлении сформировано национальное законодательство, регламентирующее государственно-служебные отношения в сфере противодействия коррупции [5, с. 88].

Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел, требования к служебному поведению являются ключевыми структурными компонентами правового статуса сотрудника, федерального государственного гражданского служащего (далее - гражданский служащий) и действуют с момента поступления на службу [1].

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых

сотрудниками и гражданскими служащими системы МВД России, а также соблюдения ими ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей и соблюдения требований к служебному поведению (далее - антикоррупционные запреты) осуществляется согласно Положению, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 (далее - Положение № 1065).

При этом, взыскания за несоблюдение антикоррупционных запретов, а также увольнение в связи с утратой доверия в отношении сотрудников органов внутренних дел осуществляется с учетом особенностей, установленных статьями 50.1, 51 и 82.1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» (далее - Закон о службе), в отношении гражданских служащих - статьями 59.1, 59.2, 59.3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о государственной службе).

По справедливому замечанию М.Б. Добробабы, процедура привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения основана на специальном законодательстве и существует в рамках антикорруцпионного дисциплинарного производства, реализуемого в рамках служебных правоотношений [2, с. 87].

На особый правовой механизм ответственности гражданских служащих за совершение коррупционных правонарушений и «несколько более усложненную процедуру применения взысканий» указывают также В.В. Коробченко и Т.В. Иванкина [3, с. 38].

Следует также согласиться с М.Б. Добробабой, что проверка является одной из обязательных стадий дисциплинарного производства при установлении обстоятельств совершения коррупционных проступков [2, с. 87], а О.В. Кулик обоснованно разделяет данную процедуру на общую и упрощенную, где первая предусматривает проведение проверки, а вторая применяется при согласии сотрудника с коррупционным правонарушением [4, с. 118]. Одновременно с этим, является спорным утверждение автора, что при упрощенном порядке кадровым подразделением не проводится проверка, а составляется доклад о совершении коррупционного правонарушения, поскольку пунктом 28 Положения № 1065 установлено, что доклад предоставляется уполномоченному должностному лицу по результатам проверки. По мнению ученого, доклад, подготовленный при упрощенной процедуре, отличается от итогового документа проверки, проведенной в соответствии с Положением № 1065 [4, с. 116]. Однако, правоприменительная практика и опыт практической деятельности свидетельствуют о том, что сотрудник дает согласие и признает факт совершения коррупционного правонарушения только по результатам проведенной проверки и подготовленного доклада, которым установлены и подтверждены все фактические обстоятельства, и у сотрудника не имеется возможности «уйти от наказания», а также отсутствует желание оправдываться или давать пояснения руководителям, входящим в состав комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - комиссия).

Основанием проведения в отношении сотрудников и гражданских служащих проверки за несоблюдение антикоррупционных запретов выступает достаточная письменная информация, изложенная в документе любого вида, за исключением анонимной информации.

Процедура привлечения работников организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России (далее - работник организации) к дисциплинарной ответственности начинается аналогично процедуре привлечения сотрудников органов внутренних дел - с документа о возможном несоблюдении ограничений, запретов и обязанностей, установленных Постановлением Правительства РФ от 5 июля 2013 г. № 568 «О распространении на отдельные категории граждан ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», не считая сообщений о преступлениях и правонарушениях, анонимных обращений, проверки о нарушениях трудовой дисциплины.

Законодателем установлены определенные отличия в регламентации полномочий субъектов назначения проверки в отношении различных категорий должностных лиц системы МВД России. Так, при выявлении факта совершения коррупционного правонарушения для принятия управленческого решения о назначении проверки данная информация незамедлительно докладывается руководителю, которому предоставлено право назначения сотрудника на должность. Такое решение принимается в письменном виде (в виде резолюции) отдельно в отношении каждого сотрудника в течение 2 недель с момента получения соответствующей информации.

Аналогичным образом, выносится решение о проведении проверки отдельно в отношении каждого гражданского служащего представителем нанимателя - начальником территориального органа МВД России на региональном уровне либо на районном уровне, которому полномочия по применению дисциплинарных взысканий к гражданскому служащему делегированы приказом МВД России от 16 сентября 2021 г. № 678 «О внесении изменений в Полномочия представителя нанимателя, которые возлагаются на начальников территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. № 335» (далее - уполномоченный руководитель). В отношении гражданского служащего уполномоченный руководитель обладает дополнительным правомочием на отстранение его от замещаемой должности на период проверки.

Проведение соответствующих проверочных мероприятий в рассмотренных случаях поручается подразделению по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

Решение о привлечении к дисциплинарной ответственности работника организации принимает соответствующий руководитель. ождественными обязанностями при проведении проверок в отношении сотрудника и гражданского служащего обладает руководитель подразделения по работе с личным составом. В течение 2 рабочих дней после принятия решения, он осуществляет уведомление данных должностных лиц и разъясняет права на обращение, а при его поступлении - в течение 7 рабочих дней информирует о проверяемых фактах нарушений антикоррупционного законодательства.

Права сотрудника подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, сотрудника и гражданского служащего, в отношении которого проводится проверка определены Положением № 1065 и являются идентичными. У работника организации при принятии в отношении него управленческого решения о привлечении к дисциплинарной ответственности отсутствует право на обращение о проведении с ним беседы, вместе с тем, он во всех случаях вправе присутствовать на заседании комиссии.

Указом Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. № 1065 установлены общие сроки проведения проверки в отношении сотрудников и гражданских служащих - не более 60 дней со дня принятия решения, с продлением до 90 дней. Указанный срок является пресекательным и более не продлевается.

Взыскания за коррупционные проступки применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности и отпуска сотрудника (гражданского служащего), а также срок уголовного преследования. В данный временной период также не включаются отсутствие гражданского служащего на службе по иным уважительным причинам.

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются к работнику организации не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени его болезни, отпуска, а также времени на мнения представительного органа.

Срок давности для применения взысканий является универсальным для всех категорий должностных лиц системы МВД России и составляет до трех лет со дня совершения коррупционного правонарушения, не считая времени производства по уголовному делу.

Управленческое решение о наложении на сотрудника замечания или выговора (применения замечания к гражданскому служащему) принимается при малозначительности коррупционного правонарушения, ситуации которых оцениваются с учетом разъяснений Минтруда России, изложенного в письме от 15 апреля 2022 г. № 28-6/10/П-2479.

Во всех случаях критериями для выбора уполномоченным руководителем конкретного взыскания являются: характер и тяжесть совершенного коррупционного правонарушения, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение антикоррупционных запретов, а также предшествующие результаты работы.

Доклад представляется на утверждение руководителю или направляется на комиссию. С результатами проверки сотрудник подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений обязан ознакомить сотрудника или гражданского служащего. В случае отказа от ознакомления, составляется акт, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками (гражданскими служащими).

Взыскание налагается на основании:

- доклада о результатах проверки без проведения комиссии - с согласия сотрудника (гражданского служащего) и при признании им коррупционного правонарушения (за исключением увольнения);

- рекомендации комиссии при направлении в нее доклада о результатах проверки - в случае непризнания вины или увольнения.

По итогам проверки готовится приказ о наложении на сотрудника взыскания или применении к гражданскому служащему взыскания за коррупционное правонарушение, в котором указываются: суть проступка, фактические обстоятельства его совершения, нарушенные нормативные правовые акты, статья 50.1 или 82.1 Закона о службе (статья 59.1 или 59.2 Закона о государственной службе) и другие данные (например, информация о невыплате премии за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотруднику в течение одного месяца).

Законы о службе и о государственной службе предусматривают такую форму управленческого решения уполномоченного руководителя как приказ об отказе в наложении на сотрудника (применении к гражданскому служащему) взыскания за коррупционное правонарушение. В нем указываются: фактические обстоятельства, мотивы отказа и статья 51.1 Закона о службе или статья 59.3 Закона о государственной службе.

Копия приказа о наложении взыскания (об отказе в его наложении) вручается сотруднику или гражданскому служащему под расписку в течение 5 дней со дня издания.

Дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с утратой доверия исполняется не позднее чем через два месяца со дня издания приказа о его наложении. В указанный срок не включаются временная нетрудоспособность сотрудника, его отпуск или командировка.

Взысканием, применяемым к работнику организации за совершение коррупционного правонарушения, является увольнение по пункту 7.1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ [7], которое применяется на основании протокола заседания комиссии при представлении работником неполных и (или) недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления, представления заведомо неполных или недостоверных сведений; несоблюдении им требований к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов.

Работник организации должен быть уволен не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка (не считая его больничного, отпуска и подготовки мнения представительного органа). Приказ объявляется работнику в течение 3 рабочих дней.

Сведения о применении к должностным лицам системы МВД России дисциплинарного взыскания в виде увольнения включаются в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сроком на 5 лет с момента издания приказа об увольнении. Публичное размещение такой информации в сети Интернет, по мнению О.В. Трунцевского, А.М. Цурина, В.В. Севальнева и др., выступает в качестве дополнительного стимула для соблюдения антикоррупционных запретов и имеет превентивное значение [6, с. 18].

Результаты анализа данных Реестра, проведенного Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2021 г. свидетельствуют о наличии в нем записей о 3098 уволенных должностных лицах [6, с. 13, 19]. Применительно к настоящему исследованию интерес представляет тот факт, что за сопоставляемый период доля сотрудников органов внутренних

дел составила 20,99% (вторая позиция после депутатов различных уровней со значением 40,79%), а усредненный показатель по уволенным за утрату доверия сотрудникам органов внутренних дел, в зависимости от группы должностей, составил: сотрудники ГИБДД - 29,90%; начальники (заместители) - 17,17%; полицейские - 11,67%; оперуполномоченные - 10,70%; участковые уполномоченные полиции - 9,79%; следователи -2,43%; эксперт - 1,67%; иные должности (бухгалтер, профессор кафедры, кинолог и др.) - 11,91% [6, с. 57, 61-62].

На основе проведенного анализа принятия управленческого решения о привлечении сотрудника органов внутренних дел или гражданского служащего системы МВД России к дисциплинарной ответственности за совершенное коррупционное правонарушение, следует отметить, что данная процедура как составляющая дисциплинарной практики, достаточно полно урегулирована Положением № 1065.

Наложение взысканий за коррупционные правонарушения, увольнение в связи с утратой доверия сотрудников органов внутренних дел осуществляется с учетом особенностей, установленных статьями 50.1, 51. и 82.1 Закона о службе, в отношении гражданских служащих - статьями 59.1, 59.2, 59.3 Закона государственной службе.

Основанием для расторжения трудового договора за коррупционные правонарушения по пункту 7.1 части 1 статьи 81 ТК РФ с работниками организаций, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России, являются нарушения ими требований статьи 349.2 ТК РФ и Постановления Правительства РФ от 5 июля 2013 г. № 568.

При выявлении факта совершения должностным лицом системы МВД России коррупционного правонарушения, уполномоченный руководитель обязан принять управленческое решение в рамках действующего правового регулирования по организации проведения соответствующей проверки для установления виновности или невиновности такого лица с последующим применением взыскания или об отказе в его применении.

Библиография:

1. Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Смушкин А.Б. Комментарий Федеральному закону от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» (2-е изд., перераб. и доп.). - Специально для системы ГАРАНТ, 2017 г. URL: https://base.garant.ru/77718969/?ysclid=lnrasw0ir9924356626 (дата обращения: 10.10.2023).

2. Добробаба М.Б. Особенности внесудебного дисциплинарного производства по делам о коррупционных правонарушениях // Вестник ЮУрГу. Серия «Право». - 2017. - Т. 17. - № 1. - С. 86-89.

3. Коробченко В.В., Иванкина Т.В. Правовая природа ответственности гражданских служащих за коррупционные правонарушения // Актуальные проблемы российского права. - 2016. - № 7 (68) июль. - С. 31 -41.

4. Кулик О.В. Порядок наложения на сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации взысканий за коррупционные правонарушения: вопросы правового регулирования и правоприменительной практики // Научный портал МВД России. - 2020. - № 3 (51). - С. 111-119.

5. Покровский О.В. Государственная служба и противодействие коррупции // Вестник ВИПК МВД России. - 2019. - № 2(50). - С. 83-88.

6. Противодействие коррупции. Информационно-аналитический бюллетень (2022) // Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ. - М.: ИД «Юриспруденция», 2023. - 112 с.

7. Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В. Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями. - М.: Редакция «Российской газеты», 2021. - Вып. 3. - 176 с. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2023).

References:

1. Ageshkina N.A., Belyanskaya A.B., Smushkin A.B. Commentary to Federal Law No. 273-FZ dated December 25, 2008 "On Combating Corruption" (2nd ed., revised and additional). - Specially for the GARANT system, 2017. URL: https://base .garant.ru/77718969/?ysclid=lnrasw0ir9924356626 (date of request: 10.10.2023).

2. Dobrobaba M.B. Features of extrajudicial disciplinary proceedings in cases of corruption offenses // Bulletin of SUSU. The series "Law". - 2017. - vol. 17. - No. 1. -

pp. 86-89.

3. Korobchenko V.V., Ivankina T.V. The legal nature of civil servants' liability for corruption offenses // Current problems of Russian law. - 2016. - No. 7 (68) July. - pp.

31-41.

4. Kulik O.V. The procedure for imposing penalties on employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation for corruption offenses: issues of legal regulation and law enforcement practice // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2020. - № 3 (51). - Pp. 111-119.

5. Pokrovsky O.V. Public service and anti-corruption // Bulletin of the VIPK of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2019. - № 2(50). - Pp. 83-88.

6. Anti-corruption. Information and Analytical Bulletin (2022) // Institute of Legislation and Comparative Jurisprudence under the Government of the Russian Federation.

- M.: Publishing house "Jurisprudence", 2023. - 112 p.

7. Sitnikova E.G., Senatorova N.V. Local acts of the employer: updating in connection with legislative changes. - M.: Editorial board of the "Russian Newspaper", 2021.

- Issue 3. - 176 p. // SPS "ConsultantPlus" (date of appeal: 10.10.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.