Научная статья на тему 'Особенности применения законодательства в сфере оказания услуг для государственных нужд'

Особенности применения законодательства в сфере оказания услуг для государственных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
172
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА РЕГУЛИРОВАНИЯ / ОТНОШЕНИЯ / СВЯЗАННЫЕ С АРЕНДОЙ ИМУЩЕСТВА / ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ / СПЕЦИАЛИСТОВ И ПЕРЕВОДЧИКОВ ДЛЯ УЧАСТИЯ В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ / SPHERE OF REGULATION / RELATIONSHIP ASSOCIATED WITH LEASE PROPERTY / EFFORT TO ATTRACT EXPERTS / SPECIALISTS AND TRANSLATORS TO TAKE A PART IN CRIMINAL LEGAL PROCEDURE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астахова М. В.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 94-ФЗ) устанавливает единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, обеспечиваемых за счет бюджетных средств. На конкретных примерах показано, какие правоотношения в государственной сфере не регулируются установленными нормами Закона № 94-ФЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астахова М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF APPLICATION LAW IN SPHERE OF SERVICE ASSISTANCE FOR STATE NEEDS

Federal law from 21st of July 2005 №94-FL «About placement of customs on delivery goods, execution phase, service assistance state and municipal needs which are support by state-financed funds. The author of article shows on the specific examples what of legal relationship are not regulate in state sphere by setting standards of Federal Law №94-FL.

Текст научной работы на тему «Особенности применения законодательства в сфере оказания услуг для государственных нужд»

Актуальные проблемы гражданского права

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

М.В. АСТАХОВА,

соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России, заместитель начальника Правового управления ГУВД по г.Москве

m-astahova@mail.ru

12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) устанавливает единый порядок размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, обеспечиваемых за счет бюджетных средств. На конкретных примерах показано, какие правоотношения в государственной сфере не регулируются установленными нормами Закона № 94-ФЗ.

Ключевые слова: сфера регулирования, отношения, связанные с арендой имущества, привлечение экспертов, специалистов и переводчиков для участия в уголовном судопроизводстве и в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

CHARACTERISTICS OF APPLICATION LAW IN SPHERE OF SERVICE

ASSISTANCE FOR STATE NEEDS

M.V. ASTAKHOVA,

The applicant for department of civil law and process Of Moscow University MVD Russia Deputy Director of Planned Management in GUVD on Moscow

Annotation. Federal law from 21st of July 2005 №94-FL «About placement of customs on delivery goods, execution phase, service assistance state and municipal needs which are support by state-financed funds.

The author of article shows on the specific examples what of legal relationship are not regulate in state sphere by setting standards of Federal Law №94-FL.

Key words: sphere of regulation, relationship associated with lease property, effort to attract experts, specialists and translators to take a part in criminal legal procedure and the limits of production on business about administrative infractions.

Общий порядок обеспечения публичных нужд, объединяющий правовое регулирование поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд, регламентирован Законом № 94-ФЗ.

Статьей 3 указанного Закона установлено, что государственными нуждами являются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осу-

ществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.

Закон № 94-ФЗ не охватывает случаи поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд, не превышающих установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке. В настоящий момент этот предел равен 100 000 руб. (указание ЦБ РФ от 20 июня 2007 г. № 1843-У). В этих случаях возможно заключение гражданско-правовых договоров, а также государственных контрактов не только без проведения конкурсов, аукционов, но и без проведения котировок.

Немало споров возникало вокруг того, является ли аренда недвижимого имущества предметом регулирования Закона № 94-ФЗ. В этой связи Минэкономразвития России разъяснило1, что Закон № 94-ФЗ регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.

Аренда как вид обязательств, связанных с предоставлением арендатору (нанимателю) имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование, в указанном Законе не выделен в отдельную категорию потребностей для государственных или муниципальных нужд, в связи с чем возможность применения норм Закона № 94-ФЗ к арендным отношениям рассматривается с позиции выявления общности указанных обязательств с обязательствами, возникающими при возмездном оказании услуг.

Согласно положениям Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды относится к группе гражданско-правовых договоров, опосредующих передачу имущества, обособленной от группы договоров возмездного оказания услуг.

Предметом договора аренды являются: действия арендодателя, направленные на предоставление имущества во владение и пользование арендатора, на обеспечение беспрепятственного использования этого имущества арендатором (осуществление капитального ремонта, воздержание от действий, создающих препятствия в пользовании имуществом); действия арендатора, направленные на содержание имущества и использование его по назначению, предусмотренному договором, внесение арендной платы, а также действия, направленные на возврат арендованного имущества по окончании срока аренды.

Предмет договора аренды включает в себя два рода объектов — соответствующие действия обязанных лиц и имущество, которое предоставляется во владение и пользование арендатора.

Предметом договора возмездного оказания услуг, согласно ст. 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), является совершение исполнителем определенных действий или осуществление им определенной деятельности, предусмотренной договором, и действия заказчика по оплате этих услуг. В обязательствах об оказании услуг резуль-

тат деятельности исполнителя носит нематериальный характер, не имеет вещественного содержания. Само оказание услуг создает желаемый результат исполнения договора. Блага, предоставляемые исполнителем заказчику на основании договора возмездного оказания услуг, представляют собой непосредственно деятельность или действия, а не вещи.

При этом нематериальная услуга неотделима от личности исполнителя, так как потребляется заказчиком в процессе ее оказания, т.е. деятельности исполнителя.

Этим обусловлены необходимость определения требований к исполнителю по договору возмездного оказания услуг и предусмотренные Законом процедуры его отбора.

Установленное гражданским законодательством регулирование отношений в рамках договора аренды и договора возмездного оказания услуг существенно различается. Содержание арендных отношений включает вещно-правовые элементы — право следования, вещно-правовые способы защиты (ст. 611 и 617 ГК РФ). Установлен специальный порядок прекращения договора аренды, заключенного на неопределенный срок (ст. 610 ГК РФ), а также специальные основания для досрочного расторжения договоров аренды (ст. 619 и 620 ГК РФ). Анализ указанных положений ГК РФ показывает, что они не могут быть применены к договорам об оказании услуг в силу различной природы этих договоров.

Таким образом, договор аренды не может быть отнесен к договору возмездного оказания услуг, а арендные отношения — к обязательствам, опосредующим возмездное оказание услуг.

Одновременно необходимо учитывать, что со 2 июля 2008 г. особенности заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, регулируются ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Таким образом, отношения, связанные с арендой недвижимого имущества, не являются предметом регулирования Закона № 94-ФЗ о размещении заказов; государственные и муниципальные заказчики не обязаны применять предусмотренные процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества.

В правоприменительной практике неоднократно вставал вопрос, применяются ли нормы Закона № ФЗ-94 при назначении и проведении судебных экспертиз в рамках расследования уголовных дел, привлечении специалистов и переводчиков для участия в уголовном судопроизводстве, а также при привлечении адвокатов к защите граждан в уголовном судопроизводстве.

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 1 Уголовно-проце-ссу-ального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) порядок уголовного судопроизводства на территории Российской Федерации, установленный УПК РФ, обязателен для судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия и органов дознания, а также иных участников уголовного судопроизводства. Кроме того, согласно ч. 1 ст. 7 УПК РФ установлен приоритет УПК РФ перед иными федеральными законами в рамках уголовного судопроизводства.

В УПК РФ определен порядок назначения экспертов, привлечения специалистов и переводчиков, а также адвокатов в уголовном судопроизводстве, который не позволяет применять Закон № 94-ФЗ для целей регулирования правоотношений между органами предварительного следствия, органами дознания и назначаемыми (привлекаемыми) экспертами, специалистами, переводчиками. Например, установлены сроки предварительного следствия по уголовному делу (ч. 1 ст. 162 УПК РФ), предусмотрена возможность отвода дознавателем, следователем, прокурором или судом переводчиков, экспертов, специалистов, защитника (адвоката) (ст. 69, 70, 71 УПК РФ); согласно ст. 169 УПК РФ при назначении и производстве судебной экспертизы подозреваемый, обвиняемый, его защитник вправе заявлять отвод эксперту или ходатайствовать о производстве судебной экспертизы в другом экспертном учреждении. В случае привлечения защитника по назначению дознавателя, следователя или суда расходы на его оплату компенсируются за счет средств федерального бюджета. Размер вознаграждения таких адвокатов определен постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. №400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия, прокурора или суда». Необходимо также учитывать, что работы (услуги) выполняются (оказываются) указанными лицами в целях охраны прав и свобод обвиняемого (подозреваемого) и их нельзя квалифицировать как работы, услуги для государственных или муниципальных нужд.

Предусмотренные Законом № 94-ФЗ процедуры размещения заказа применяются в случаях, когда работы (услуги) выполняются, оказываются для нужд Российской Федерации, муниципального образования, государственного или муниципального заказчика. Например, когда адвокат привлекается в целях оказания юридической помощи для представления интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных заказчиков.

Необходимо отметить, что в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют нормы, регламентирующие особый

порядок привлечения экспертов для проведения экспертизы и дачи экспертных заключений либо привлечения переводчиков в рамках производства по делам об административных правонарушениях. Как разъясняет Минэкономразвития РФ, привлечение экспертов и переводчиков в рамках производства по делам об административных правонарушениях необходимо осуществлять в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ.

Если иностранный гражданин, в отношении которого рассматривается дело об административном правонарушении, не может владеть русским языком согласно ч. 2 ст. 25.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится данное дело, должны назначить переводчика для своевременного и правильного разрешения дела. Оказание данных услуг для государственных и муниципальных нужд финансируется за счет бюджетных средств, расходование которых производится в соответствии с положениями Закона № 94-ФЗ.

Таким образом, несмотря на общий предмет регулирования — привлечение переводчиков и экспертов, сфера применения Закона № 94-ФЗ в рамках уголовного судопроизводства и в рамках производства по делам об административных правонарушениях различна. Это обусловлено установлением в УПК РФ особого порядка уголовного судопроизводства и приоритетностью УПК РФ перед другими федеральными законами в данной области.

1 Письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2007 г. № 14902-АП/Д04.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. 2001, 22 декабря.

3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

4. Федеральный закон от 21 июля 2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. № 30 (ч. 1). ст. 3105.

5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. 2006. 27 июля.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г. № 400 «О размере оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда» // Российская газета. 2003. 10 июля.

7. Письмо Минэкономразвития России от 18 сентября 2007 г. № 14026-АП/Д04 «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СПС «КонсультантПлюс».

8. Письмо Минэкономразвития России от 2 октября 2007 г. № 14902-АП/Д04 «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ применительно к отношениям, связанным с арендой имущества» // СПС «КонсультантПлюс».

9. Письмо Минэкономразвития России от 4 марта 2009 г. № Д05-1101 «О применении норм Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» при

назначении и проведении экспертиз в рамках производства по делам об административных правонарушениях» // СПС «КонсультантПлюс».

10 Письмо Минэкономразвития России от 1 октября 2009 г. № Д22-893 «Об отсутствии оснований для применения государственными и муниципальными заказчиками предусмотренной Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ процедуры размещения заказов при заключении договоров на аренду недвижимого имущества» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Письмо Минэкономразвития России от 15 февраля 2011 г. № Д22-218 «О привлечении переводчиков для осуществления устных и письменных переводов в рамках производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ» // СПС «КонсультантПлюс».

ОСОБЕННОСТИ И ВИДЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

К.К. РАМАЗАНОВА, адъюнкт МосУ МВД России kinder_advokat@rambler.ru 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право Научный руководитель кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,

доктор экономических наук, профессор Н.Д. ЭРИАШВИЛИ

Аннотация. Раскрываются особенности и виды интеллектуальной собственности на территории Российской Федерации; делается вывод о том, что рассмотрение «способов обособления результатов интеллектуальной деятельности» неприемлемо в целях законодательного закрепления.

Ключевые слова: средства индивидуализации, интеллектуальная собственность, охрана, ответственность, авторское право.

THE FEATURES AND TYPES OF INTELLECTUAL PROPERTY OF THE

RUSSIAN FEDERATION

K.K. RAMAZANOVA postgraduate of Moscow university of MVD Russia

Annotation. The author reveals features and types of intellectual property in the territory of the Russian Federation. Based on this conclusion is that consideration of «ways of isolating the results of intellectual property is unacceptable for the purpose of legislative consolidation. Key words: means of identification, intellectual property, protection, liability, copyright.

Вопрос о том, что следует считать интеллектуальной собственностью сегодня вызывает немало споров.

В Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности, принятой в Стокгольме 14 июля 1967 г., к объектам права интеллектуальной собственности относятся:

Ф литературные, художественные произведения и научные труды (охраняются авторским правом);

Ф исполнительская деятельность артистов, фонограммы и радиопередачи (охраняются смежными с авторским правами);

Ф изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, коммерческие наименования и обозначения, а также пресечение недобросовестной конкуренции (охраняются па-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.