Научная статья на тему 'Ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов'

Ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
962
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виговский Е. В.

Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусмотрены меры ответственности за нарушения законодательства о размещении заказов. Вместе с тем ст. 62 Закона определено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В статье рассмотрены виды правонарушений в сфере размещения государственных и муниципальных контрактов, закрепленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность за нарушения законодательства о размещении заказов»

Бухгалтер и закон

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РАЗМЕЩЕНИИ ЗАКАЗОВ

Е. В. ВИГОВСКИЙ, советник налоговой службы Шранга

Напомню, Федеральным законом от21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не предусмотрены меры ответственности за нарушения законодательства о размещении заказов.

Вместе с тем ст. 62 Закона определено, что лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Виды правонарушений в сфере размещения государственных и муниципальных контрактов, закрепленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), являются весьма объемными. КоАП РФ содержит девять статей, предусматривающих применение мер административной ответственности к государственным заказчикам и к исполнителям государственных и муниципальных контрактов. Данными видами административных правонарушений являются:

• несоблюдение требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (ст. 7.29 КоАП РФ);

• нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.30 КоАП РФ);

• предоставление, опубликование или размещение недостоверной информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, а также направление недостоверных сведений, внесение их в реестр государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, реестр недобросовестных поставщиков (ст. 7.31 КоАП РФ);

• нарушение условий государственного или муниципального контракта на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 7.32 КоАП РФ);

• нецелевое использование бюджетных средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14 КоАП РФ);

• невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ);

• непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ);

• непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ);

• непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган,

уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (ст. 19.7.2 КоАП РФ).

Перечисленные статьи КоАП РФ являются весьма объемными, так же как и диспозиции статей, предусматривающих ответственность должностных и юридических лиц в виде штрафа в размере от 10 до 500тыс. руб.

Введение в КоАП РФ новых видов административных правонарушений в сфере государственных закупок, в том числе за непредставление информации контролирующим органам и невыполнение их предписаний, введение повышенного размера налагаемых сумм штрафов обусловлены необходимостью повышения ответственности должностных лиц за экономию и целевое использование бюджетных средств, а также поставщиков (исполнителей) за надлежащее выполнение обязательств по государственным и муниципальным контрактам.

Статьей 1 Федерального закона от21.07.2005 № 94-ФЗ определено, что данный Закон устанавливает не только единый порядок размещения заказов в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, но и требования по исполнению Закона, которые направлены на эффективное использование средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, обеспечение гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.

Несоблюдение требований законодательства о размещении заказа

Как отмечалось, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ устанавливает определенные требования ко всем участникам размещения заказа, в том числе к поставщикам товаров (работ, услуг) при размещении государственного заказа и исполнении контрактов. Для этого следует определить, кто из государственных заказчиков и их должностных лиц может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.29 КоАП РФ.

Государственными заказчиками, муниципальными заказчиками (далее также — заказчики) могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели

средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования. Заказчики в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона выбирают способы размещения государственных и муниципальных заказов.

Согласно ст. 10 Закона размещение заказа может осуществляться:

1) путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукционов в электронной форме;

2) без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.

В соответствии с ч. 1ст. 7.29 КоАП РФ квалифицирующим признаком состава административного правонарушения является принятие должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностными лицами решения о способе размещения заказа в нарушение требований вышеуказанного Закона.

Законодатель в ч. Зет. 10 Закона особо подчеркнул, что решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Федерального закона. Не только в Законе, но и в ряде нормативно-правовых актов указывается на необходимость проведения торгов в той либо иной форме.

Так, распоряжением Правительства РФ от 27.02.2008 № 236-р утвержден Перечень товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которыхдолжно осуществляться путем проведения аукциона. Это, например, поставка продукции сельского хозяйства; продукции рыболовства; пищевых продуктов и напитков, табачных изделий и продуктов табачной промышленности и других. Всего свыше 60 наименований товаров (работ, услуг).

Кроме того, в ст. 10 Федерального закона законодатель также установил требования по проведению аукциона на продукцию (работы, услуги), связанные со строительством, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных строек для государственных и муниципальных нужд.

При этом размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капиталь-

ному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, а также искусственных дорожных сооружений, включенных в состав автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения, осуществляется путем проведения конкурса или аукциона.

Главой 3 Федерального закона «Размещение заказа путем проведения аукциона» определены основные требования к его проведению. В частности, в ст. 32 Закона установлено, что под аукционом на право заключить государственный или муниципальный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, за исключением случаев, предусмотренныхч. 6.1и 6.2ст. 37 Закона.

При этом законодатель подчеркнул, что в случае, если начальная (максимальная) цена государственного или муниципального контракта (цена лота) не превышает один миллион рублей, открытый аукцион может проводиться в электронной форме на сайте в сети Интернет в порядке, установленном ст. 41 данного Закона. Применительно к ст. 7.29 КоАП РФ можно также установить и невыполнение требований о выборе способов размещения заказа с единственным поставщиком.

В данном случае представляет интерес изложение п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона, в соответствие с которым государственный или муниципальный контракт может быть заключен в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работдля государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

Представляют интерес разъяснения, данные Министерством экономического развития и торговли РФ (письмо от 23.06. 2006г. № Д07-1220). Несмотря на то, что сумма расчетов между юридическими лицами составляет 100тыс. руб., письмо министерства не потеряло своей актуальности. В частности, в письме разъясняется, что право заказчика осуществить закупку без заключения контракта предусмотрено в случае, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного

размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, то есть 100тыс. руб. Таким образом, должностное лицо несет административную ответственность за закупки одноименных товаров, одноименных работ, одноименных услуг в течение кварталанасумму, превышающую 100 тыс. руб.

Принимая во внимание, что определение «одноименные товары» может иметь разные трактовки, Минэкономразвития России считает возможным придерживаться общих определений товара, которые используются в ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения», Постановлении Госкомстата России от 25.03.2002 № 23 «Об утверждении «Основных положений о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен», из которых следует, что под одноименными понимаются аналогичные по техническим и функциональным характеристикам товары, работы, услуги определенного вида, которые могут отличаться друг от друга незначительными особенностями (деталями), не влияющими на качество и их основные потребительские свойства и которые являются однородными по своему потребительскому назначению.

Представляют интерес разъяснения, данные в письме Министерства экономического развития и торговли РФ от 18.01.2008 № Д04-106 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005г. N 94-ФЗ». Пунктом Зет. 42 Закона установлено, что заказчик, уполномоченный орган не вправе осуществлять путем запроса котировок размещение заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг на сумму более чем пятьсот тысяч рублей в течение квартала.

В соответствии с п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком в случае, если осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала в соответствии с настоящим пунктом на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

При этом Законом не установлено запретов на заключение нескольких государственных или муниципальных контрактов в пределах установленных лимитов, при размещении заказа на поставку одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг и подлежащих уплате в течение квартала.

В ст. 5 Закона установлено, что под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (далее также — государственный или муниципальный контракт либо контракт).

В части 4 ст. 9 Закона конкретизировано понятие «размещение заказа», а именно установлено, что заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта. Таким образом, размещение заказа посредством запроса котировок будет относиться к тому кварталу, в котором был заключен государственный или муниципальный контракт.

Административная ответственность должностных лиц, предусмотренная ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ, применяется в случае принятия должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» на осуществление функций по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд для государственных или муниципальных заказчиков (далее в ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ — уполномоченный орган), решения о способе размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ с нарушением требований, установленных законодательством о размещении заказов. В данном случае на должностных лиц уполномоченным органом в сфере контроля за размещением заказов налагается административный штраф в размере 30тыс. руб.

Следует отметить также, что административная ответственность, предусмотренная ч. 2 ст. 7.29

КоАП РФ, наступает в случае принятия должностным лицом государственного или муниципального заказчика, должностным лицом уполномоченного органа решения о размещении заказа иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов.

Кроме того, ответственность наступает при принятии решения о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд иным способом в случае, если размещение такого заказа в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона. В данном случае на должностных лиц налагается административный штраф в размере 50 тыс. руб.

О представлении сведений в контролирующий орган

Совершенно новой является ст. 19.7.2 КоАП РФ «Непредставление сведений или представление заведомо недостоверных сведений в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товара, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (введена Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ). Данная статья устанавливает повышенные требования к поставщикам по представлению информации в контролирующие органы и меры ответственности должностных лиц государственных и муниципальных заказчиков.

Так, согласно ст. 19.7.2 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо представление заведомо недостоверных сведений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 50 тыс. руб., а на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 500 тыс. руб.

Применение данной меры ответственности не предусмотрено Федеральным законом от 21.07.2005

№ 94-ФЗ, а предусмотрено только КоАП РФ. Вместе с тем законодатель в ч. 1 ст. 17.1 данного Закона установил обязанность представления всевозможных видов информации в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов.

Так, осуществляющие функции специализированной организации, оказывающие услуги по обслуживанию официального сайта и обеспечению функционирования такого сайта, являющиеся операторами электронных площадок коммерческие организации и некоммерческие организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, органы управления государственными внебюджетными фондами, бюджетные учреждения, иные получатели бюджетных средств (их должностные лица) обязаны представлять в органы, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов, по требованию таких органов необходимые им документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе информацию о размещении заказов, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).

Требования по представлению информации в контролирующий орган законодателем также закреплены в ст. 31 Закона «Последствия признания конкурса несостоявшимся». В соответствии со ст. 31 данного Закона в случаях, если конкурс признан несостоявшимся и государственный или муниципальный контракт не заключен с единственным участником конкурса или с участником конкурса, который подал единственную заявку на участие в конкурсе (при наличии таких участников), заказчик, уполномоченный орган вправе объявить о проведении повторного либо направить документы о проведении конкурса и признании его несостоявшимся в уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. По согласованию с указанным органом заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

При этом по согласованию с уполномоченным органом в соответствии с Порядком согласования возможности заключения государственного (муниципального) контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), ут-

вержденным приказом Минэкономразвития России от 03.05.2006 № 124 «Об утверждении Порядка согласования проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, возможности заключения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком)», заказчик может принять решение о размещении заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).

В своем письме Министерство экономического развития и торговли РФ от 21.01.2008 № Д04-120 «О разъяснениях, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ» указало, что Законом установлено право заказчика разместить заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) по согласованию с уполномоченным органом, а не обязанность и, следовательно, заказчик может провести повторный конкурс.

Кроме того, поставщик, который согласовал возможность заключения контракта с уполномоченным органом в качестве единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), может отказаться от заключения государственного (муниципального) контракта. В настоящее время за отказ единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного (муниципального) контракта действующим Законом ответственность не предусмотрена, что может привести к необходимости проведения заказчиком новых торгов.

Аналогичные требования по согласованию права размещения государственного или муниципального контракта с единственным поставщиком установлены и при признании аукциона несостоявшимся (ст. 40 Закона). Требования по обязательному информированию уполномоченного контролирующего органа определены п. 5 ч. 2 ст. 55 Закона «Случаи размещения заказа у единственного поставщика, исполнителя».

В соответствии с указанным пунктом размещение заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) осуществляется заказчиком, если возникла потребность в работах или услугах, выполнение или оказание которых может осуществляться исключительно органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями или подведомственными им государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями, соответствующие полномочия которых устанавливаются нормативно-правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом заказчик в срок не позднее одного рабочего дня со дня заключения контракта обязан

уведомить уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К уведомлению прилагается копия заключенного контракта.

В случае, если возникла необходимость заключения государственного или муниципального контракта вследствие непреодолимой силы, заказчик также вправе заключить контракт. При этом в срок не менее трех рабочих дней со дня заключения контракта он обязан уведомить уполномоченные на осуществление контроля органы федеральной исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. К указанному уведомлению должна прилагаться копия акта обследования аварии или копия документа, составленного государственным или муниципальным заказчиком, подтверждающего обстоятельство, на основании которого заключен контракт.

Для определения непреодолимой силы необходимо руководствоваться Гражданским кодексом РФ (далее — ГК РФ) и нормами международного права. Статьей 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

При неправильной квалификации признаков непреодолимой силы государственный или муниципальный заказчик может быть привлечен и к административной ответственности. Как ранее отмечалось, это связано с нежеланием проведения торгов, сокращением сроков оформления конкурсной, аукционной документации и нежеланием выстраивать процедуры порядка размещения государственного заказа.

Многие государственные заказчики заключают контракты на поставку оборудования, производство всевозможных видов работ и другое, ссылаясь на непреодолимую силу, и прежде всего на невозможность выполнения работ поставщиками (подрядчиками), на сжатые сроки поставки оборудования и т.д. Как следствие, влияние сро-

ков невыполнения работ является, по мнению заказчиков, непреодолимой силой, что является безусловно неправильным.

Особенно важным является возможность применения к лицам, допускающим правонарушения в сфере размещения государственного или муниципального заказа, ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)». Данная статья КоАП РФ имеет 6 частей: невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания, требования органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере 50тыс. руб., а на юридических лиц в размере 500тыс. руб.

Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях

Существующий порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере размещения государственных заказов не имеет каких-либо отличительных признаков от общего процессуального порядка рассмотрения административных дел.

Во-первых, согласно общему порядку рассмотрения дел уполномоченному органу необходимо установить, является ли допущенное нарушение законодательства в сфере размещения государственного заказа административным правонарушением.

Во-вторых, необходимо установить форму вины, поскольку нарушение может быть совершено умышленно либо по неосторожности.

Кроме того, следует установить обстоятельства, смягчающие, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, в том числе давность привлечения к административной ответственности.

В ст. 23.66 КоАП РФ перечислены органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1ст. 23.66 КоАП РФ органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 7.29, 7.30, ч. 1ст. 7.31, ст. 7.32,ч. 7ст. 19.5, ст. 19.7.2 КоАП РФ. Рассматривать данные дела вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители;

3) руководители территориальных органов указанного в п. 2 настоящей части органа и их заместители;

4) руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов для государственных или муниципальных нужд, и их заместители;

5) руководители структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, и их заместители.

Действующее законодательство предъявляет значительные требования к государственным и муниципальным заказчикам, связанные с размещением заказа. Значительные суммы штрафов, предусмотренные в соответствующих статьях КоАП РФ, являются оградительной мерой от безответственности за неисполнение законодательства в сфере размещения заказов. Возрастает роль прокуратуры, которая также контролирует процессы размещения государственных заказов.

Основные направления деятельности органов прокуратуры, структура органов прокуратуры, права и обязанности ее сотрудников регламентируются Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 30.06.2003 № 86-ФЗ) «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Закон).

Согласно п. 1ст. 21 Закона предметом надзора органов прокуратуры являются прежде всего:

соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, атакже соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами.

В пределах предоставленных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 полномочий прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

• по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в п. 1ст. 21 данного Федерального закона, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

• требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

• вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов (п. 1 ст. 22 Закона).

В соответствии с требованиями п. 2 ст. 22 Закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным Законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными, вносит представление об устранении нарушений закона.

В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 22 данного Федерального закона,

прокурор или его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. Данные полномочия должностных лиц органов прокуратуры не являются исчерпывающими.

Необходимо отметить, что одной из важнейших задач органов прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Деятельность органов прокуратуры, полномочия, права и обязанности сотрудников прокуратуры (прокуроров) регламентируются также действующим законодательством в той либо иной отрасли российского права.

В производстве по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, размещения государственных заказов на должностных лиц органов прокуратуры законодательством возложены большие полномочия.

Прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.45, 5.48, 5.52, 7.24, 12.35, 12.36, 13.11, 13.14,ч. 1 и 2ст. 14.25,ст. 15.10, ч. Зет. 19.4, ст. 19.9, 20.26 настоящего Кодекса (ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации.

О возбуждении дела прокурором выносится постановление.

Возбуждение дела прокурором, в результате допущенных законодателем недостатков (отсутствие в статьях Кодекса органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 7.29 — 7.32 КоАП РФ), устраняет и дополняет недостатки законодательства об административных правонарушениях.

Следует отметить, что в случаях, предусмотренных ч. 1 и 2ст. 28.7 КоАП РФ «Административное расследование», при возникновении необходимости в проведении экспертизы, а также иных процессуальныхдействий, требующих значительных временных затрат, прокурором при принятии решения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования незамедлительно выносится

постановление (при выявлении факта совершения административного правонарушения).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В течение суток с момента вынесения постановления прокурор направляет постановление судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

По вопросу порядка рассмотрения арбитражными судами административных дел, возбужденных органами прокуратуры, даны разъяснения в п. 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.01.2003 № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

При возбуждении производства по делам о привлечении к административной ответственности судам необходимо учитывать положения п. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», предоставляющие прокурору и его заместителю право возбуждать производство об административном правонарушении, а также положения ст. 28.4 и 28.8 Кодекса, определяющие полномочия прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях и направлению материалов в суды, уполномоченные рассматривать соответствующие дела. При этом следует иметь в виду, что в силу упомянутых норм такими правами и полномочиями обладают прокуроры (заместители прокуроров) городов и районов, а также вышестоящие прокуроры.

В указанных случаях производство по делу о привлечении к административной ответственности возбуждается судом на основании заявления прокурора, отвечающего требованиям ст. 204 АПК РФ. К заявлению должно быть приложено постановление прокурора (вместо протокола об административном правонарушении), вынесенное в соответствии с ч. 2ст. 28.4 Кодекса, а также иные документы, предусмотренные ч. 2ст. 204 АПК РФ.

При рассмотрении этих дел судам необходимо исходить из того, что в данном случае в арбитражном процессе прокурор пользуется правами и несет обязанности органа, которые предусмотрены гл. 25 и иными нормами АПК РФ.

Прокурор имеет также полномочия, предоставленные КоАП РФ органам и уполномоченным должностным лицам — участникам административного процесса.

В целях соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях прокурор наделен правом принесения протеста на не вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонару-

шении и принятые последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на постановления в порядке и в сроки, которые установлены статьями 30.1 — 30.3 данного Кодекса.

Вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях, а также принятые решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов могут быть опротестованы прокурорами субъектов Российской Федерации и

их заместителями Генеральному прокурору РФ и его заместителям (ч. 1и2ст. 30.11 КоАП РФ).

Таким образом, знание требований Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и других нормативно-правовых актов, их исполнение позволяет правильно строить деятельность по размещению заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.