Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
275
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / МАТЕМАТИКА / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

Значение цифровых инструментов в образовательном процессе трудно переоценить. В статье рассматриваются особенности применения цифровых инструментов при обучении математики в школе. Целью исследования является описание основных уровней внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс. Также рассмотрены несколько форм организации образовательного процесса при обучении математики с использованием цифровых инструментов и представлены основные этапы урока на которых учителя математики используют цифровые инструменты, а также описаны возможности и преимущества их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE USE OF DIGITAL TOOLS IN TEACHING MATHEMATICS

The importance of digital tools in the educational process cannot be overestimated. The article discusses the features of the use of digital tools in teaching to mathematics at school. The aim of the study is to describe the main levels of implementation of digital tools in the educational process. Several forms of organizing the educational process in teaching mathematics using digital tools are also considered and the main stages of the lesson at which mathematics teachers use digital tools are presented, as well as the possibilities and advantages of their use are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ»

При организации процесса обучения цифровой финансовой грамотности взрослого населения, исходя из вышеперечисленных особенностей, наиболее эффективными являются следующие методы, формы и приемы: смешанное обучение; тьюторство; использование практико-ориентированных задач; визуализация [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные тенденции в развитии общества, обусловленные расширением использования спектра финансовых услуг, усложнением и появлением новых финансовых инструментов, а также всплеска финансового мошенничества на фоне ускоренной циф-ровизации, сформировали объективные условия и необходимость повышения финансовой грамотности взрослого населения и особенно третьего возраста. Обеспечение личной финансовой безопасности и устойчивости рассматриваются на федеральном уровне как приоритетные задачи, поскольку эти условиях отражаются на благополучии людей и социальной стабильности общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбарова П.А. Профессиональное образование для людей "серебряного возраста" / П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 10. - С. 59-88.

2. Шаброва Н.В. Государственная образовательная политика в отношении людей "третьего возраста": проблемы и противоречия / Н. В. Шаброва // Вопросы управления. - 2019. - № 3 (58). -С. 258-271.

3. Ланина С.Ю. Методы обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности / С.Ю. Ланина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (207). - С. 250-252.

REFERENCES

1. Ambarova, Р.А. and Zborovsky, G.E. (2019), "Vocational education for people of the third age", Education and science, Vol. 21, No 10, pp. 59-88.

2. Shabrova, N.V. (2019), "Public education policy towards people of the "third age": problems and contradictions", Management Issues, No. 3 (58), pp. 258-271.

3. Lanina S.Yu. (2022), "Methods of teaching digital financial literacy to adults", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 5 (207), pp. 250-252.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2022

УДК 372.851

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

Значение цифровых инструментов в образовательном процессе трудно переоценить. В статье рассматриваются особенности применения цифровых инструментов при обучении математики в школе. Целью исследования является описание основных уровней внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс. Также рассмотрены несколько форм организации образовательного процесса при обучении математики с использованием цифровых инструментов и представлены основные этапы урока на которых учителя математики используют цифровые инструменты, а также описаны возможности и преимущества их использования.

Ключевые слова: цифровые инструменты, математика, обучающиеся, средняя образовательная школа.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p232-235

FEATURES OF THE USE OF DIGITAL TOOLS IN TEACHING TO MATHEMATICS

Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

The importance of digital tools in the educational process cannot be overestimated. The article discusses the features of the use of digital tools in teaching to mathematics at school. The aim of the study is to describe the main levels of implementation of digital tools in the educational process. Several forms of organizing the educational process in teaching mathematics using digital tools are also considered and the main stages of the lesson at which mathematics teachers use digital tools are presented, as well as the possibilities and advantages of their use are described.

Keywords: digital tools, mathematics, students, secondary school.

ВВЕДЕНИЕ

Цифровые технологий прочно вошли практически во все сферы жизни и деятельности человека, и сфера образования не исключение. Более полувека назад компьютеры, как инструмент повышения результативности обучения, были высоко оценены. На сегодняшний день, наблюдается качественное изменение компьютеров и информационных и коммуникационных технологий, их потенциал, в образовательном процессе значительно вырос. Проблема создания и подключения к сети Интернет отошла на второй план, главное - это формирование и тиражирование новых моделей, приемов и методов эффективного их использования в образовательном процессе.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для осуществления перехода к цифровой образовательной среде, необходимо пройти этап - преобразования и накопления педагогической практики ее внедрения в учебный процесс.

Выделяют четыре уровня в процессе перехода к цифровой образовательной среде.

1. Первый уровень - замещение. Он характеризуется непосредственным замещением традиционно используемого инструмента цифровым. Функционально традиционный и новый, цифровой инструмент отличаются минимально. При этом педагогическая практика не подвергается изменению, так как происходит простое замещение инструмента обучения.

2. Второй уровень - улучшение. На данном уровне также происходит замена традиционного инструмента на новый, но при этом функциональность нового инструмента по сравнению с традиционным повысилась, за счет чего происходить наращивание педагогической практики и расширение ее возможностей. На этом уровне происходит упрощение работы и увеличение эффективности учебного процесса.

3. Третий уровень - изменение. Как и на втором уровне происходит замена традиционного инструмента на новый, но в отличие от второго уровня, на этом, функциональность нового, цифрового инструмента существенно расширяется. Использование нового инструмента в педагогической практике, позволяет не только расширить диапазон решаемых учебных задач, но и творчески подойти к формулировке и решению традиционных задач. При этом от педагога требуется внесений существенных изменений в методику проведения занятий с использованием нового, цифрового инструмента.

4. Четвертый уровень - преобразование. Этот уровень отличается от предыдущего тем, что функциональность цифрового инструмента не только расширяется, но становится качественно другой по сравнению с традиционным инструментом. При этом новый цифровой инструмент позволяет решать такие задачи, решение которых ранее, при использовании традиционных инструментов, были невозможны. Параллельно происходит

обогащении педагогической практики, появляется возможность персонализировать образовательный процесс, сделать его гибким и построить его так, чтобы не было отстающих.

Для анализа реального уровня перехода к цифровой среде, было проведено анкетирование учителей математики г. Благовещенска, в анкетировании приняло участие 24 учителя.

Анализ результатов показал, что 93% учителей внедряют цифровые инструменты на уровнях 1-2, что помогает облегчить учебную работу обучающихся, но сам образовательный процесс остается без изменений. Использование цифровых инструментов на этих уровнях не способствуют изменениям в сторону улучшения образовательных результатов обучающихся.

7% учителей внедряют цифровые инструменты на 3-4 уровнях и отмечают изменение образовательного процесса, расширение спектра решаемых обучающимися задач, также они отмечают, что подготовка к урокам с использованием цифровых инструментов занимает у них большее количество времени, но дает очень хороший результат.

В таблице представлены основные этапы урока, на которых учителя математики используют цифровые инструменты, а также описаны возможности и преимущества их использования.

Таблица - этапы урока математики с описанием преимущества использования на них цифровых технологий._

Вид задания Преимущества

Проверка устного счета Быстрота предъявления заданий, оперативная корректировка результатов его выполнения

Изучение нового материала Иллюстрация материала, моделирование планиметрических и стереометрических фигур, построение сложных графиков, смещение графиков по осям координат, построение точек, векторов в декартовой системе координат в пространстве.

Проверка самостоятельных работ Быстрота контроля результатов

Решение задач обучающего характера Построение графиков, отработка определенных навыков

Организация исследовательской деятельности Поиск необходимой информации, моделирование исследуемых процессов с последующей презентацией полученных результатов

Демонстрация меж предметной связи математики и других предметов Иллюстрация материала, моделирование

Рассмотрим несколько форм организации образовательного процесса при обучении математики с использованием цифровых инструментов.

«Перевернутый класс» - данная форма позволяет «перевернуть» образовательный процесс. Обучающиеся вместо домашнего задания, учитель задает самостоятельно изучить теоретический материал по предоставленным материалам (видео лекции, презентации), а урочное время посвящается рассмотрению и выполнению практических заданий, и решению задач. Данная форма образовательного процесса, позволят обучающимся тратить на изучение теоретического материала столько времени, сколько необходимо именно этому ученику, и изучать материал в своем темпе. Так как на уроке нет необходимости объяснять теоретический материал, то все время можно уделить на выполнение заданий самого разного уровня, в том числе и олимпиадного уровня.

Геймификация - использование элементов игровых форм с применением цифровых инструментов в образовательном процессе. При обучении математики данная форма используется не так часто, но позволяет вовлечь в образовательный процесс всех обучающихся. К основным преимуществам данной формы можно отнести эмоциональное включение участников, возможность экспериментировать без страха совершить ошибку, получить опыт работы в команде ну и конечно же игра - это всегда здоровый соревновательный дух.

Смешанное обучение - интегрирование очного и онлайн-обучения, позволяющее осуществлять личный контроль времени, места, пути и скорости образовательно процесса. Обе части смешанного обучения должны быть взаимосвязанными, и взаимодополняе-

мыми. Существует несколько моделей смешанного обучения: модель автономной группы, модель индивидуальной траектории, модель смены рабочих зон. Каждая из перечисленных моделей может эффективно применятся при организации образовательного процесса по математике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация проекта «Цифровая школа» подразумевает активное использование самых разнообразных цифровых инструментов в образовательном процессе с максимальной эффективностью в независимости от школьного предмета. Грамотное использование цифровых инструментов при обучении математики позволит не только усилить деятель-ностную, но и повысить мотивационную и познавательную составляющие урока.

ЛИТЕРАТУРА

1. Налетова Н.Ю. Использование цифровых технологий на уроках математики для старшеклассников / Н.Ю. Налетова, Л.М. Троицкая // Проблемы современного образования. - 2020. - № 6. - С. 188-198.

2. Петрова В.И. Методические аспекты использования цифровых образовательных ресурсов при обучении математике студентов педагогического образования / В.И. Петрова // Педагогическая информатика. - 2020. - № 4. - С. 115-123.

REFERENCES

1. Naletova, N.Yu. and Troitskaya, L.M. (2020), "Using digital technology in math classes for high school students", Problems of modern education, No. 6, pp. 188-198.

2. Petrova, V.I. (2020), "Methodological aspects of using digital educational resources in teaching mathematics to students of pedagogical education", Pedagogical Informatics, No. 4, pp. 115-123.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.89

ОЦЕНКА РАБОТЫ, ВЫПОЛНЕННАЯ СПОРТСМЕНОМ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ СПОСОБОМ «ЧЕЛНОК» (НА ПРИМЕРЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ)

Алексей Григорьевич Левицкий, доктор педагогических наук, профессор, Национальный

государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Дмитрий Александрович Матвеев, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург; Сергей Александрович Краев, кандидат педагогических наук, доцент, Анатолий Антонович Поципун, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала А.В. Хрулева, Санкт-Петербург, Ольга Владимировна Холодкова, старший преподаватель, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

Аннотация

Авторы предприняли попытку на основе циклограммного анализа вычислить работу спортсмена в процессе выполнения передвижения способом «челнок». Упражнение выполнялось спортсменом высокой квалификации. Рост спортсмена составил 160 сантиметров, масса 52 килограмма. Общее количество работы, которое затратил спортсмен в процессе передвижения вперед, составило 96 джоулей. Время, затраченное на это перемещение, составило 0,16 с. Для движения назад значение работы составило приблизительно 51 джоуль. Время, затраченное на движение назад составило 0,2 с. Относительная погрешность измерения расстояний между точками составила 38%, что вносит основной вклад в погрешность численного значения работы.

Ключевые слова: биомеханика, джиу-джитсу, единоборства, челнок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.