Научная статья на тему 'МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
28
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ЦИФРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

В настоящее время недостаточная цифровая финансовая грамотность является одним из барьеров, препятствующих развитию различных сегментов финансового рынка. В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса с обещающимися третьего возраста по цифровой финансовой грамотности. Целью исследования является описание основных методических рекомендаций, которые будут полезны при организации обучения людей третьего возраста. Также представлено кратное содержание тем занятий по повышению цифровой финансовой грамотности для обучающихся третьего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH STUDENTS OF THE THIRD AGE IN DIGITAL FINANCIAL LITERACY

Currently, insufficient digital financial literacy is one of the barriers to the development of various segments of the financial market. The article discusses the features of the organization of the educational process with the promising of the third age of digital financial literacy. The purpose of the study is to describe the main methodological recommendations that will be useful in organizing the education of people of the third age. The multiple content of the topics of classes on improving the digital financial literacy for students of the third age is also presented.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

ВЫВОДЫ

1. Определен уровень развития быстроты студентов ФГБОУ ВО ПГФА: на знаки отличия справились с нормативами 65,8% тестируемых.

2. Оптимальной дистанцией для оценки уровня развития скоростных качеств для большинства студентов является бег на 60 метров.

3. Так как большая часть студентов уложилась в нормативы знаков отличия, подготовку к тестированию физической подготовленности студентов рамках ВФСК ГТО можно признать эффективной. Следует уделить внимание развитию скоростной выносливости и тренировке быстроты двигательной реакции.

Представленные результаты можно использовать в качестве исходных данных для контроля динамики показателей на последующих курсах обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аршинник С.П. Степень готовности подростков 11-12 лет, проживающих в Краснодарском крае, к выполнению нормативов комплекса ГТО III ступени / С. П. Аршинник, М.В. Гилдаш, В.И. Тхорев // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. - 2022. - № 3 (205). - С. 3-9.

2. Кузнецова О.Б. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как способ мотивации современных студентов к здоровому образу жизни / О.Б. Кузнецова, Е.В. Кудряшов // Материалы II международной науч.-практ. конф., 17 июня 2021, г. Донецк / В 2 ч. - Донецк, 2021. - Ч. I. - С. 303-306.

REFERENCES

1. Arshinnik S.P, Gildash M.V. and Tkhorev V.I. (2021), "Degree of readiness of adolescents Aged 11-12 years living in the Krasnodar Territory to meet the Standards of the TRP Complex III Stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 205, No. 3, pp. 3-9.

2. Kuznetsova O.B. and Kudryashov E.V. (2021), "All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" as a way of motivating modern students to a healthy lifestyle", Materials of the II International Scientific Conference, June 17, 2021, Donetsk. Part 1, pp. 303-306.

Контактная информация: kudryashov-e-v@mail.ru

Статья поступила в редакцию 18.07.2022

УДК 374.7

МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ОБУЧАЮЩИМИСЯ ТРЕТЬЕГО ВОЗРАСТА ПО ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

В настоящее время недостаточная цифровая финансовая грамотность является одним из барьеров, препятствующих развитию различных сегментов финансового рынка. В статье рассматриваются особенности организации образовательного процесса с обещающимися третьего возраста по цифровой финансовой грамотности. Целью исследования является описание основных методических рекомендаций, которые будут полезны при организации обучения людей третьего возраста. Также представлено кратное содержание тем занятий по повышению цифровой финансовой грамотности для обучающихся третьего возраста.

Ключевые слова: методические рекомендации, цифровая финансовая грамотность, обучающиеся третьего возраста.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p229-232

METHODOLOGICAL FEATURES OF THE ORGANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS WITH STUDENTS OF THE THIRD AGE IN DIGITAL

FINANCIAL LITERACY

Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University, Blagoveshchensk

Abstract

Currently, insufficient digital financial literacy is one of the barriers to the development of various segments of the financial market. The article discusses the features of the organization of the educational process with the promising of the third age of digital financial literacy. The purpose of the study is to describe the main methodological recommendations that will be useful in organizing the education of people of the third age. The multiple content of the topics of classes on improving the digital financial literacy for students of the third age is also presented.

Keywords: methodological recommendations, digital financial literacy, learners of the third age.

ВВЕДЕНИЕ

Развития современной рыночной экономики любого государства невозможно без активного участия населения в различных родах социально-экономических схемах, таких как: долгосрочные накопительные, пенсионные, страховые, ипотечные и другие.

Активное использование накопительных, кредитных и страховых инструментов, базируется на достаточно высоком уровне финансовой грамотности населения. Тем более, что данный спектр финансово-экономических инструментов и услуг постоянно расширяется. Происходит не только рост разнообразия таких продуктов, но и их усложнение, тем самым повышается актуальность проблемы не только финансовой, но и цифровой финансовой грамотности населения.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие «третий возраст» было введено в 1996 годы П. Ласлетом и обозначало особый этап в жизненном цикле человека между взрослостью и старостью [1]. В рамках данной статьи, под обучающимися третьего возраста будем понимать людей пенсионного возраста, в России это женщины возраста 60+ и мужчины возраста 65+.

Именно эта категория людей, как показывает практика, чрезмерно доверчивы, ма-лоинформированы о наличии или отсутствии того или иного финансового продукта, в связи с чем подвержены различным мошенническим схемам. Данную категорию людей интересует ограниченный набор финансовых услуг и финансовых продуктов. Основным финансовым продуктом являются банковские вклады, реже потребительские кредиты и микрозаймы. Они настороженно относятся к финансовым организациям и предпочтения отдают компаниям с государственным участием.

Таким образом, повышение финансовой грамотности в общем и цифровой финансовой грамотности в частности для людей, относящихся к категории «третьего возраста», является острой проблемой, которую необходимо решать.

Для организации курсов по повышению цифровой финансовой грамотности рассматриваемой группы населения, необходимо подготовить специалистов (педагоги, студенты-волонтеры, методисты и др.), которые смогут эффективно организовать процесс обучения, учитывая особенности и потребности данной группы населения.

Для организации образовательного процесса с обучающимися относящимися к категории третьего возраста, необходим особый подход, принимающий во внимание их физиологические, интеллектуальные, социально-эмоциональные особенности [2].

Рассмотрим основные методические рекомендации, которые будут полезны при организации обучения людей третьего возраста:

1. Использовать большое количество наглядности при объяснении новых понятий, экономических категории, финансовых инструментов и услуг.

2. Опираться на образное мышление.

3. Изложение материала должно происходить порционно, на одном занятии не стоит рассматривать несколько тем.

4. После каждого теоретического материала, необходимо рассматривать практические задания, решать задачи и кейс-ситуации, чтобы обучающийся видел непосредственное применение понятий, категорий, относящихся к изученной темы на практике.

5. По мере возможности, необходимо обращаться к жизненному опыту самих обучающихся, тем более что именно у этой категории обучающихся он очень богат.

6. Необходимо учитывать возрастные изменения, которые происходят у обучающихся этой категории. Можно выделить две, наиболее значимые группы изменений, которые оказывают влияние на организацию образовательного процесса:

- физиологические изменения, к ним можно отнести следующие: «зажатость рук», ослабленный слух, ослабленное зрение;

- психологические изменение, к ним можно отнести: изменения в свойствах памяти, повышенная чувствительность по отношению окружающих к себе.

7. При проведении занятий, желательно, использовать диалоговые формы обучения, так как они позволяют организовать образовательный процесс в доверительной, взаимоуважительной и дружеской атмосфере, что в конечном результате, позволяет сделать процесс обучения продуктивным.

8. Стараться, процесс обучения вести деликатно, не использовать нравоучительный, назидательный тон, не пытаться диктовать и в жесткой форме отстаивать свою точку зрения.

Рассмотрим краткое содержание тем занятий по повышению цифровой финансовой грамотности для обучающихся третьего возраста (таблица).

Таблица - Содержание тем занятий по повышению цифровой финансовой грамотности для обучающихся третьего возраста_

Темы занятий Содержательная часть

Управление личными финансами - Научатся ставить финансовые цели; - планировать свои действия по достижению поставленной цели; - принимать решения по выбору наиболее подходящего финансового продукта или услуги.

Банковские услуги и отношение с банками - Познакомятся со всем перечнем банковских продуктов и услуг, относящихся к категории обучающихся; - научатся проводить сравнительный анализ предлагаемых продуктов и услуг в различных банках; - выбирать только те услуги, которые направлены на достижение поставленной цели.

Финансовые услуги и отношение с микро финансовыми организациями - Познакомятся с видами финансовых услуг в финансовых и микро финансовых организациях; - научатся проводить сравнительный анализ предлагаемых продуктов и услуг в различных финансовых и микро финансовых организациях, - узнают о защите прав потребителей финансовых услуг.

Пенсионное и социальное обеспечение граждан - Познакомятся с видами пенсий, порядком перерасчета пенсий; - узнают преимущества и недостатки государственного пенсионного фонда и негосударственного пенсионного фонда; - познакомятся с видами социального обеспечения для различных категорий граждан, с особенностями и получения.

Финансовое мошенничество, финансовые пирамиды, финансовые риски - Познакомятся с основными видами финансового мошенничества; - узнают способы хищения персональной (конфиденциальной) информации для получения доступа к деньгам; - познакомятся с правилами безопасного обращения с банковскими картами и банкоматами; - узнают, как безопасно использовать смартфон, не только для совершения операция, но и для покупки или продажи вещей, и др.; - узнают, как распознать финансового мошенника и какие меры необходимо принять, чтобы обезопасить себя и своих близких.

Страхование - Познакомятся видами страхования: накопительное страхование жизни, инвестиционное страхование, добровольное пенсионное страхование и др.

При организации процесса обучения цифровой финансовой грамотности взрослого населения, исходя из вышеперечисленных особенностей, наиболее эффективными являются следующие методы, формы и приемы: смешанное обучение; тьюторство; использование практико-ориентированных задач; визуализация [3].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современные тенденции в развитии общества, обусловленные расширением использования спектра финансовых услуг, усложнением и появлением новых финансовых инструментов, а также всплеска финансового мошенничества на фоне ускоренной циф-ровизации, сформировали объективные условия и необходимость повышения финансовой грамотности взрослого населения и особенно третьего возраста. Обеспечение личной финансовой безопасности и устойчивости рассматриваются на федеральном уровне как приоритетные задачи, поскольку эти условиях отражаются на благополучии людей и социальной стабильности общества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Амбарова П.А. Профессиональное образование для людей "серебряного возраста" / П.А. Амбарова, Г.Е. Зборовский // Образование и наука. - 2019. - Т. 21, № 10. - С. 59-88.

2. Шаброва Н.В. Государственная образовательная политика в отношении людей "третьего возраста": проблемы и противоречия / Н. В. Шаброва // Вопросы управления. - 2019. - № 3 (58). -С. 258-271.

3. Ланина С.Ю. Методы обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности / С.Ю. Ланина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 5 (207). - С. 250-252.

REFERENCES

1. Ambarova, Р.А. and Zborovsky, G.E. (2019), "Vocational education for people of the third age", Education and science, Vol. 21, No 10, pp. 59-88.

2. Shabrova, N.V. (2019), "Public education policy towards people of the "third age": problems and contradictions", Management Issues, No. 3 (58), pp. 258-271.

3. Lanina S.Yu. (2022), "Methods of teaching digital financial literacy to adults", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, No. 5 (207), pp. 250-252.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 23.07.2022

УДК 372.851

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

Значение цифровых инструментов в образовательном процессе трудно переоценить. В статье рассматриваются особенности применения цифровых инструментов при обучении математики в школе. Целью исследования является описание основных уровней внедрения цифровых инструментов в образовательный процесс. Также рассмотрены несколько форм организации образовательного процесса при обучении математики с использованием цифровых инструментов и представлены основные этапы урока на которых учителя математики используют цифровые инструменты, а также описаны возможности и преимущества их использования.

Ключевые слова: цифровые инструменты, математика, обучающиеся, средняя образовательная школа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.