Научная статья на тему 'МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ'

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ОБУЧЕНИЯ / ВЗРОСЛОЕ ПОКОЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

Финансово-экономические отношения затрагивают практически все сферы жизни современного человека. В статье рассматривается вопрос организации обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности. Описаны основные особенности, которые необходимо учитывать при обучении взрослого населения. Целью исследования является рассмотрение основных методов, используемых при организации обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности. Практическая значимость исследования состоит в описании наиболее эффективных методов обучения взрослого населения, в том числе и людей третьего возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ланина Светлана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF TEACHING DIGITAL FINANCIAL LITERACY TO ADULTS

Financial and economic relations affect almost all spheres of life of a modern person. The article considers the issue of teaching digital financial literacy to adults. The main features that should be taken into account when teaching adults are described. The purpose of the study is to consider the main methods used in the organization of adult education in digital financial literacy. The practical significance of the study consists in the description of the most effective methods of teaching adults, including people of the third age.

Текст научной работы на тему «МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

УДК 373.51

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ВЗРОСЛОГО НАСЕЛЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ФИНАНСОВОЙ

ГРАМОТНОСТИ

Светлана Юрьевна Ланина, кандидат физико-математических наук, доцент, Благовещенский государственный педагогический университет, г. Благовещенск

Аннотация

Финансово-экономические отношения затрагивают практически все сферы жизни современного человека. В статье рассматривается вопрос организации обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности. Описаны основные особенности, которые необходимо учитывать при обучении взрослого населения. Целью исследования является рассмотрение основных методов, используемых при организации обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности. Практическая значимость исследования состоит в описании наиболее эффективных методов обучения взрослого населения, в том числе и людей третьего возраста.

Ключевые слова: цифровая финансовая грамотность, обучения, взрослое поколения.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.5.p250-252

METHODS OF TEACHING DIGITAL FINANCIAL LITERACY TO ADULTS

Svetlana Yuryevna Lanina, the candidate of physical and mathematical sciences, docent, Blagoveshchensk State Pedagogical University

Abstract

Financial and economic relations affect almost all spheres of life of a modern person. The article considers the issue of teaching digital financial literacy to adults. The main features that should be taken into account when teaching adults are described. The purpose of the study is to consider the main methods used in the organization of adult education in digital financial literacy. The practical significance of the study consists in the description of the most effective methods of teaching adults, including people of the third age.

Keywords: digital financial literacy, learning, adult generation.

ВЕДЕНИЕ

В современном мире, неотъемлемой частью культуры современного человека становится финансовая грамотность. Данное обстоятельство обусловлено не только активным развитием финансовых рынком, созданием новых финансовых инструментов и ресурсов с применением цифровых технологий, но и тем, что каждый гражданин все больше вовлекается в финансовые отношения. Современный потребитель финансовых услуг имеет широкий ассортимент возможностей не только управления своими финансами, но и возможностей решения своих жизненных проблем с использованием цифровых финансовых ресурсов. Такая ситуация на цифровом финансовом рынке способствует появлению различного вида мошенничества.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Понятие грамотность эволюционировало от первоначального понимания как уметь писать и читать, до активного взаимодействия с внешней средой, адаптирования и функционирования в ней. Активное развитие финансово-экономических отношений в обществе, наложило свой отпечаток на это понятие, теперь требуется быть грамотным и в этой сфере, необходимо постоянно обновлять свои знания, непрерывно приобретать и развивать умения и навыки в финансовой области. А процесс цифроризации привел к потребности эффективного использования разнообразных девайсов и цифровых технологий для совершения финансовых операций.

На современном этапе развития общества, низкий уровень финансовой грамотности взрослого населения, и в особенности третьего возраста, является острой проблемой государства. По данным исследований, проводимых аналитическим центром НАФИ, в 2021 году доля тех, кто считает свои финансовые знания удовлетворительными, составила 30% опрошенных, 10% опрошенных сомневаются в своих финансовых компетенциях, 58% опрошенных считают свои знания в области финансовой грамотности высокими, 2% опрошенных затруднились ответить. Ниже всего свою финансовую грамотность оценили люди старше 60 лет.

Как правило, цифровая финансовая грамотность включает в себя два компонента: первый - базовые финансовые и цифровые знания и умения, второй - осведомлённость о существующих цифровых финансовых продуктов и их поставщиках. Можно выделить ряд тем обязательных при организации обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности:

- пенсионное и социальное обеспечение населения;

- управление личными финансами;

- разнообразие банковских услуг и отношение людей к банкам, процедура банкротства;

- финансовые услуги, отношение людей с микрофинансовыми организациями;

- услуги некоммерческих, небанковских финансовых организаций;

- финансовые мошенничества и финансовые риски;

- защита прав потребителей финансовых услуг;

- страхование.

Именно на формирование знаний по выше представленным темам, необходимо ориентироваться при составлении программ обучения взрослого населения, по цифровой финансовой грамотности.

При организации процесса обучения взрослого населения, в том числе третьего возраста, необходимо обратить внимание на характерные особенности:

1. Взрослый обучающийся имеет жизненный и профессиональный опыт, у него сформировано мировоззрение, имеется собственный стиль и способ получения знаний.

2. Взрослый обучающийся мотивирован к обучению, эта мотивация обусловлена определенными, точными целями. Они нацелены на получение, в процессе обучения, конкретных знаний для дальнейшего их активного применения.

3. Взрослый обучающийся стремится к самостоятельности, самореализации и самоуправлению, как следствие ему должна быть отведена одна из главных ролей в процессе обучения.

Рассмотрим наиболее эффективные методы организации обучения взрослого населения цифровой финансовой грамотности:

1. Использование смешанных форм обучения. Основными преимуществами такого обучения являются гибкость (позволит посещать занятия в удобное время, в независимости от местоположения обучающегося), адаптивность, персонализация, высокая информативность (за счет использования разнообразных форм представления содержания курса, а также настройки курса отвечающих конкретным потребностям каждого ученика).

2. Организация сопровождение обучающегося. Позволяет обучающимся задать актуальный для него вектор направление деятельности, восполнить имеющиеся пробелы в знаниях, а также создать консультативное взаимодействие с преподавателем.

3. Применение в процессе обучения практико-ориентированные задачи. Позволяет раскрыть имеющиеся у взрослого обучающегося знания, обнаружить «заблуждения» как в теоретических, так и в практических вопросах, исследовать глубину этих знаний. Наиболее эффективно рассмотрение кейс-ситуаций из практической жизни, решение практических задач, использование элементов исследовательской деятельности.

4. Использование комплекса методов графического представления информации, аудио материалов, теоретического материала как в бумажной, так и в электронной форме. Позволяет представить информацию с тем типом восприятия человека, который у него является ведущим, а также позволяет оказывать воздействие на все типы анализаторов информации человека, что является важным фактором в процессе эффективного восприятия и запоминания информации.

Необходимо также отметить, что направленность теоретического материала, комплекс практических заданий, а также применяемая методология в обучении напрямую зависит от возрастной группы обучающихся, так как поколение до 40-45 лет отличается от более старшего менталитетом, особыми взглядами на жизнь, социальными нормами и сформированными жизненными ценностями, ну и, конечно, уровнем финансовой грамотности, а в частности цифровой финансовой грамотности. Встречаются случаи, что человек без финансовых и цифровых теоретических знаний, легко ориентироваться в предлагаемых практических услугах, в этом случаях необходимо сделать акцент при организации обучения на формирование теоретический базы. Главное условие успешности обучения - это системность, планомерность, гибкость и конечно адаптивность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цифровые финансовые технологии развиваются очень быстрыми темпами, сами финансовые продукты становятся более сложными, в связи с чем большая часть населения не успевает их осваивать, и как следствие появляются мошеннические схемы, влекущие за собой потерю капитала. Таким образом, важно популяризировать финансовые науки, активизировать работу общественных организаций, реализующих образовательные программы по цифровой финансовой грамотности. Также при университетах, с помощью волонтеров организовывать специальные дополнительные курсы для взрослого населения, в том числе и для людей третьего возраста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шерстобитова С.В. Особенности процесса формирования финансовой грамотности взрослого населения: практический опыт / С.В. Шерстобитова // Московский экономический журнал. - 2021. - № 10. - С. 406-417.

2. Евстафьева, И.Ю. Методические основы оценки уровня финансовой грамотности населения / И. Ю. Евстафьева // Инновации и инвестиции. - 2017. - № 10. - С. 46-49.

REFERENCES

1. Sherstobitova, S.V. (2021), "Features of the process of formation of financial literacy of the adult population: practical experience", Moscow economic journal, No 10, pp. 406-417.

2. Evstafieva, I.Yu. (2017), "Methodological bases for assessing the level of financial literacy of the population", Innovation and investment, No 10, pp. 46-49.

Контактная информация: swetl.lanina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.05.2022

УДК 37.037.2

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСА ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ КУРСАНТОВ

Александр Николаевич Ларин, заместитель начальника кафедры, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Тимур Дамирович Шай-хуллин, кандидат педагогических наук, доцент, Ильдар Нургалиевич Шапиров, старший преподаватель, Нуржан Нурлыбекович Аймухамбетов, старший преподаватель, Михаил Юрьевич Калмыков, преподаватель, филиал Военного учебно-научного центра

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.