Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / педагогика / высшее образование / информационная образовательная среда / электронное обучение / особенности цифровой среды / финансы / digitalization / pedagogy / higher education / information educational environment / e-learning / features of the digital environment / finance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Вихарева Анастасия Дмитриевна, Дерябина Анастасия Алексеевна

В современных условиях образовательная деятельность вузов испытывает необходимость в повсеместном внедрении цифровой среды в учебный процесс. Термин «цифровая среда» в педагогической системе можно охарактеризовать как совокупность электронно-информационных средств обучения, которая обеспечивает открытое решение разнообразных образовательных задач и основывается на рационализации познавательного процесса/мониторинга качества приобретённых студентами знаний. В статье рассматривается специфика использования цифровой среды в целях выпуска высококвалифицированных педагогических кадров с финансовым профилем подготовки. Сектор финансов неразрывно взаимосвязан с явлением цифровизации, поскольку процесс сбора статистических данных и работа с числовыми показателями требует привлечения электронных технологий. Особенно актуальной данная тема является в условиях получения высшего педагогического образования, где обучающиеся нуждаются в получении информации о финансовой сфере в упрощённом формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Валентин Александрович, Вихарева Анастасия Дмитриевна, Дерябина Анастасия Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In modern realities, the educational activities of universities feel the need for the widespread introduction of the digital environment into the educational process. The term “digital environment” in the pedagogical system can be characterized as a set of electronic information teaching aids, which provides an open solution to various educational problems and is based on the rationalization of the cognitive process l monitoring the quality of knowledge acquired by students. The article discusses the specifics of using the digital environment in order to produce highly qualified teaching staff with a financial profile of training. The finance sector is inextricably linked with the phenomenon of digitalization, since the process of collecting statistical data and working with numerical indicators requires the use of electronic technologies. This topic is especially relevant in the context of higher pedagogical education, where students need to receive information about the financial sector in a simplified format.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ»

Применение информационных технологий в учебном процессе помогает управлять действиями обучающегося, а также осуществлять мониторинг его учебных действий в процессе самостоятельной работы. Современные технологии формируют и развивают умения и навыки самообразования и самосовершенствования [2].

Можно сделать вывод, что образовательная среда военного высшего учебного заведения носит сложный характер: совокупность обучения, в классическом смысле, и несения военной службы. Поэтому в современных реалиях необходимо искать компромиссы между традиционными методами обучения и внедрением электронных образовательных ресурсов.

Литература:

1. Научные исследования и особенности современного математического моделирования Курилова И.С., Градалева Е.М. В сборнике: Современные проблемы цивилизации и устойчивого развития в информационном обществе, сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции. - Москва, 2022. - С. 163-169

2. Биб, А.Л. Научные исследования: инновационно-управленческие, образовательные, экономические, юридические и философские технологии (информация, анализ, прогноз) / А.Л. Биб. - Воронеж; Москва, 2023.

Педагогика

УДК 378.1

доктор экономических наук, профессор кафедры страхования, финансов и кредита Лаврентьев Валентин Александрович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Вихарева Анастасия Дмитриевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Дерябина Анастасия Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВОЙ СРЕДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ФИНАНСОВЫХ ДИСЦИПЛИН В

ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ

Аннотация. В современных условиях образовательная деятельность вузов испытывает необходимость в повсеместном внедрении цифровой среды в учебный процесс. Термин «цифровая среда» в педагогической системе можно охарактеризовать как совокупность электронно-информационных средств обучения, которая обеспечивает открытое решение разнообразных образовательных задач и основывается на рационализации познавательного процесса/мониторинга качества приобретённых студентами знаний. В статье рассматривается специфика использования цифровой среды в целях выпуска высококвалифицированных педагогических кадров с финансовым профилем подготовки. Сектор финансов неразрывно взаимосвязан с явлением цифровизации, поскольку процесс сбора статистических данных и работа с числовыми показателями требует привлечения электронных технологий. Особенно актуальной данная тема является в условиях получения высшего педагогического образования, где обучающиеся нуждаются в получении информации о финансовой сфере в упрощённом формате.

Ключевые слова: цифровизация, педагогика, высшее образование, информационная образовательная среда, электронное обучение, особенности цифровой среды, финансы.

Annotation. In modern realities, the educational activities of universities feel the need for the widespread introduction of the digital environment into the educational process. The term "digital environment" in the pedagogical system can be characterized as a set of electronic information teaching aids, which provides an open solution to various educational problems and is based on the rationalization of the cognitive process / monitoring the quality of knowledge acquired by students. The article discusses the specifics of using the digital environment in order to produce highly qualified teaching staff with a financial profile of training. The finance sector is inextricably linked with the phenomenon of digitalization, since the process of collecting statistical data and working with numerical indicators requires the use of electronic technologies. This topic is especially relevant in the context of higher pedagogical education, where students need to receive information about the financial sector in a simplified format.

Key words: digitalization, pedagogy, higher education, information educational environment, e-learning, features of the digital environment, finance.

Введение. Повсеместное внедрение цифровых технологий в жизнь современного общества охватывает практически каждую сферу деятельности. Подобная тенденция вынуждает модернизировать многие привычные процессы, в том числе -образовательный. Современное учебное учреждение подразумевает обязательное наличие цифровой среды, как для дистанционного, так и для очного формата проведения занятий. Государственная программа «Цифровые технологии Российской Федерации» несёт масштабный характер и настоятельно рекомендует переносить как можно большее количество данных, требуемых для реализации учебной программы, в цифровой вариант [10]. Формирование электронной среды представляет собой наличие в организации высшего профессионального образования онлайн-платформ и электронных ресурсов с целью обеспечения комфортного пребывания студента как будущего специалиста в эпоху цифровизации.

К необратимости глобального распространения электронных средств обучения привела пандемия короновируса в 2020 году. Необходимость удалённого функционирования образовательных учреждений привела к обнаружению ряда проблем, связанных с качественным оказанием услуг в дистанционном формате. Нехватка демонстрационного материала для проведения лекций, недостаточное обеспечение участников учебного процесса необходимым доступом к интернет-источникам, а также некомпетентность педагогического состава в преподавании онлайн-материала обусловили ещё более острую необходимость в «образовательной трансформации». Сегодня явление цифровизации позволило ввести полноценный понятийный аппарат, куда входят следующие термины:

• Цифровая образовательная среда - совокупность методов сбора, хранения, передачи и обработки информации с помощью электронных носителей, внедряемых в деятельность образовательных организаций с целью автоматизации данного процесса.

• Цифровое мышление - формирование объединённой для всех участников образовательного процесса цифровой среды с целью подготовки конкурентоспособных специалистов на современном рынке труда.

• Цифровой университет - создание комплексной системы инновационных решений в научной отрасли и высших учебных заведениях, удовлетворяющих потребности объектов и субъектов научного и учебного процессов.

• Датахаб - обеспечение различных манипуляций с информацией при помощи технологий искусственного интеллекта и больших данных.

• Маркетплейс программного обеспечения и оборудования - формирование контакта между вузами и контрагентами в информационной среде, предполагающее стандартизированные приёмы мониторинга уровня цифровизации, включая исправность и должный объём технического оснащения.

Все вышеперечисленные понятия обрели общепринятую форму и применяются в высших учебных заведениях с учётом некоторых различий. Направленность вуза, а также конкретные профильные дисциплины диктуют определённые особенности использования цифровой среды. В рамках педагогического вуза цифровизация - неотъемлемая часть, поскольку будущие преподаватели должны в совершенстве владеть передовыми технологиями и соответствовать нынешним реалиям [7]. Помимо этого, сейчас активно развивается такое направление подготовки, как 44.03.04 «Профессиональное обучение (по отраслям), в рамках которого, помимо основного профиля, студентами осваивается ещё одна область и приобретаются необходимые компетенции для дальнейшей занятости в ней. Таким образом, цифровая среда профильных дисциплин в данном ключе будет содержать нюансы и отличаться по некоторым признакам. В основной части статьи изложены особенности цифровизации при подобном подходе к образованию на примере изучения финансовых дисциплин в педагогическом вузе.

Изложение основного материала статьи. Современные методы изучения отдельных дисциплин помогают сформировать более объективные фундаментальные знания и обрести практически полезные компетенции. Финансовые дисциплины особенно требуют подобного подхода, поскольку основываются на точных науках.

В высшем профессиональном образовании, при преподавании финансовых дисциплин, активное внедрение цифровой среды требует комплексного подхода, включающего три основных фактора взаимодействия. Первым фактором является современное содержание, ориентированное на развитие компетенций студентов. Для достижения этой цели, необходимо использование хорошо структурированного подхода, основанного на мультимедийных образовательных материалах, которые могут быть переданы через средства коммуникации. Вторым фактором являются современные методы преподавания, которые основаны на активных и взаимодействии с участием студентов. Это позволяет не только активизировать процесс обучения, но и развить необходимые компетенции у студентов. Третий фактор представляет собой формирование и внедрение в процесс обучения цифровизации, где активно применяются информационные и организационные компоненты, что позволяет достичь эффективности в использовании дистанционного обучения.

Формирование и развитие цифровых технологий в образовании, безусловно, влияют на личность и мировоззрение студента. Цифровизация используется в высшем профессиональном образовании для включения познавательной и творческой деятельности обучающегося в учебный процесс, что повышает качество образования и оптимизирует учебное время [9].

Использование технологий цифрового обучения в образовании имеет ряд преимуществ: возможность научить студентов активным способам освоения новых навыков; улучшить их личную социальную активность, предоставляя возможности для самосовершенствования, способствовать творчеству; приблизить обучение к реальным жизненным ситуациям.

На базе изучения ряда источников, к особенностям цифровой среды, которые нужно учитывать при обучении студентов педагогических вузов относятся: открытость для всех пользователей информационные системы, в том числе программные, финансовые, технологические или методические; внедрение онлайн-обучения как дополнения к традиционным образовательным программам, такие как онлайн-курсы, цифровые библиотеки; разработка информационного ресурса, предлагающего онлайн-курсы на основе уже существующих различных платформ.

На базе НГПУ им. Козьмы Минина, нами были выявлены особенности цифровой среды в преподавании финансовых дисциплин. За основу мы взяли направление подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (профиль финансы). Интеграция психолого-педагогического и отраслевого (экономического) образования является одной из особенностей направления 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям). Выпускники, получившие подготовку в данном направлении и специализировавшиеся в области «Финансов», обладают навыками не только в области преподавания профессиональных учебных программ, среднего профессионального образования и дополнительных образовательных программ, но также в сфере оказания услуг в области бухгалтерского учета.

В ходе изучения финансовых дисциплин студентам предоставляется широкий диапазон информационных технологий, позволяющих более детально изучить предмет, и кроме того продемонстрировать высокий уровень знаний преподавателю. Одним из наиболее результативных способов поддержки самообразования студентов Мининского университета является система управления курсами МооШе, которая позволяет преподавателю регулярно предоставлять не только теоретический материал, но и мультимедийные файлы и задания для повышения уровня знаний [5].

В образовательном процессе преподавателям финансовых дисциплин помогают также облачные хранилища. Облако, как своего рода электронный аналог старой сумки с документацией, предоставляет возможность хранить рабочие программы, фонды оценочных средств, планы занятий, которые могут быть представлены не только в виде текста, но и с использованием мультимедийных файлов. Согласно статистике, обучающиеся лучше воспринимают информацию, представленную в мультимедийном формате, чем в текстовой или устной форме. Кроме того, облачные хранилища предоставляют возможность использовать различные формы тестовых заданий, результаты которых могут быть немедленно доступны как студенту, так и преподавателю.

Также в Мининском университете используется базовый продукт 1С «Предприятие 8.3» при проведении практических занятий по дисциплине «Современные технологии в бухгалтерском учете». Он позволяет студентам развить навыки ведения финансового учета и моделирования производственных ситуаций, характерных для предприятий в сфере финансов день за днем. Данный пакет программ прост в использовании и позволяет незамедлительно выявить возможные проблемы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью. Программа также позволяет создать новое предприятие с нуля и сформировать все необходимые отчеты. Использование 1С «Предприятие 8.3» для обучения позволяет развить следующие навыки и компетенции: умение использовать современные информационные технологии и программы для решения профессиональных задач; умение понимать принципы работы современных информационных технологий и применять их для решения задач, связанных с профессиональной деятельностью [5].

При изучении таких дисциплин как экономика организаций, финансы кредитных организаций, финансовый менеджмент и другие экономические процессы и явления предстают для студентов как некий набор структурированных или неструктурированных данных. Однако, с ростом данных, доступных для анализа, использование традиционных способов их хранения, обработки и анализа становится все более проблематичным [6]. Для эффективной работы со всей информацией требуется применение современных аппаратных средств обработки и анализа данных. По данным дисциплинам в

Мининском университете применяют такое программное средство как Microsoft Excel, которое способно проводить анализ больших объемов данных по финансовым показателям.

Выводы. Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что роль цифровой образовательной среды вуза в условиях цифровой трансформации образования заметно увеличивается. В преподавании финансовых дисциплин в Мининском университете используется множество различных цифровых технологий. Использование цифровой среды в финансовых дисциплинах дает возможность преподавателям повысить глубину знаний, закрепить навыки по разным направлениям деятельности, развивать технологическое мышление, самостоятельность обучения, а также строгое соблюдение требований технологической дисциплины при организации учебных занятий.

Литература:

1. Аймалетдинов, Т.А. Цифровая грамотность российских педагогов / Т.А. Аймалетдинов. - 2019. - М.: Издательство НАФИ. -512 с.

2. Андрюхина, Л.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л.М. Андрюхина // Образование и наука. - 2020. - № 22 (3). - С. 116-147

3. Бондаренко, Н.В. Навыки работы в цифровой среде у студентов профессиональных образовательных программ Н.В. Бондаренко // Мониторинг экономики образования. - 2020. - С. 201-207

4. Гирфанова, Е.Ю. Применение цифровых технологий в процессе подготовки финансовых менеджеров / Е.Ю. Гирфанова, // Вестник ЧГПУ им. И.Я. Яковлева. - 2022. - №4 (117).

5. Довженко, П.В. Применение цифровых образовательных технологий в преподавании экономических дисциплин / П.В. Довженко // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. - 2023. - №3 (104).

6. Круподерова, Е.П. Роль цифровой образовательной среды в подготовке будущих педагогов / Е.П. Круподерова // Проблемы современного педагогического образования. -2021. -№72-2.

7. Лаврентьева, Л.В. Предпосылки перехода на цифровую педагогику в российских условиях / Л.В. Лаврентьева // Проблемы современного педагогического образования. -2018. -№59-2. - С. 152-156

8. Природова, О.Ф. Структура цифровой образовательной среды: нормативно-правовые и методические аспекты / О.Ф. Природова // Педагогика и психология образования. - 2020. - №1.- С. 9-30

9. Тарасова, Н.В. Анализ и прогноз модификации общего образования в период действия мер по профилактике распространения пандемии коронавируса COVID-19 / Н.В. Тарасова. - 2020. - https://firo ranepa ru/realizatsiya-obrazovatelnoj-deyatelnosti-v-usloviyakh-pandemii/ekspertno-analiticheskie-zapiski/927-eaz (дата обращения: 10.10. 2023)

10. Фролова, С.В. Концептуальные основы создания цифровой платформы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов / С.В. Фролова, E.H. Перевощикова // Вестник Мининского университета. - 2022. - №4(10). -URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1384/ (датаобращения 11.10.2023)

УДК 376.37

кандидат педагогических наук, доцент Лаврентьева Марина Анатольевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); кандидат педагогических наук, доцент Золоткова Евгения Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск); старший преподаватель кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Гришина Ольга Сергеевна

ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» (г. Саранск)

Педагогика

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДПОСЫЛОК НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Аннотация. Статья посвящена отражению результатов исследовательской работы по поиску эффективных путей работы учителя-логопеда по изучению развития функциональных предпосылок навыков чтения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи. Характеризуется неоднозначность отношений между дефицитарностью языковой способности и формированием невербальных психических процессов. Предлагается вариант ранжирования детей и формирования групп с учетом готовности к овладению базовыми навыками чтения. Аргументируется значимость данной работы для дифференцированного подхода к детям данной категории, ориентированному на создание практических ориентиров их обучения грамоте с учетом стартовых возможностей.

Ключевые слова: дошкольники, тяжелые нарушения речи, логопедическая работа, функциональный базис навыков чтения.

Annotation. The article is devoted to reflecting the results of research work on finding effective ways for a speech therapist teacher to study the development of functional prerequisites for reading skills in preschoolers with severe speech disorders. The ambiguity of the relationship between the deficiency of language ability and the formation of nonverbal mental processes is characterized. A variant of ranking children and forming groups is proposed, taking into account the readiness to master basic reading skills. The importance of this work is argued for a differentiated approach to children of this category, focused on creating practical guidelines for their literacy training, taking into account starting opportunities.

Key words: Preschoolers, severe speech disorders, speech therapy, functional basis of reading skills.

Исследование выполнено в рамках гранта на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнеров по сетевому взаимодействию (ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева») по теме: «Научно-методические аспекты коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в -условиях инклюзивной практики»

Введение. Сущностное содержание онтогенеза навыков чтения отечественной наукой анализируется в нескольких аспектах: нейрофизиологическом, психофизиологическом, психологическом, психолингвистическом (лингвистическом), методическом. Результаты мультиаксального рассмотрения позволяют представить достаточно полную характеристику как собственно навыков чтения, так и их психофизиологического базиса. Но педагогический контекст становления навыков чтения и в настоящее время остается в фокусе научных исследований, что обусловлено, с одной стороны, требованиями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.