Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
метод проектов / цифровая образовательная среда / цифровизация образования / информационные технологии / проектная деятельность / образовательные технологии / project method / digital educational environment / digitalization of education / information technology / project activity / educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова М.С.

Статья рассматривает особенности использования метода проектов в современной цифровой образовательной среде. Анализируются преимущества и особенности реализации данного метода в контексте цифровизации образования, а также подчеркивается значимость адаптации проектной деятельности к современным информационным технологиям. Работа представляет собой всестороннее исследование, которое может быть полезным для специалистов в области образования и методистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Романова М.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE USE OF THE PROJECTMETHOD IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Article examines the features of using the project method in the modern digital educational environment. The advantages and peculiarities of the implementation of this method in the context of digitalization of education are analyzed, and the importance of adapting project activities to modern information technologies is emphasized. The work is a comprehensive study that can be useful for educational professionals and methodologists.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ»

УДК 37.022

Романова М.С.

РГАУ - МСХА им. К.А. Тимирязева (г. Москва, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация: статья рассматривает особенности использования метода проектов в современной цифровой образовательной среде. Анализируются преимущества и особенности реализации данного метода в контексте цифровизации образования, а также подчеркивается значимость адаптации проектной деятельности к современным информационным технологиям. Работа представляет собой всестороннее исследование, которое может быть полезным для специалистов в области образования и методистов.

Ключевые слова: метод проектов, цифровая образовательная среда, цифровизация образования, информационные технологии, проектная деятельность, образовательные технологии.

Метод проектов - это образовательный подход, основанный на организации учебной деятельности учащихся вокруг выполнения конкретного проекта или задачи. Суть метода проектов заключается в том, что учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта, планируют его выполнение, исследуют необходимые вопросы, сотрудничают с товарищами, преподавателями и экспертами, разрабатывают продукт своей деятельности (например, презентацию, исследовательский отчет, видеоролик) и представляют его широкой аудитории.

Основные принципы и цели метода проектов:

1. Активное участие: учащиеся активно включаются в образовательный процесс, самостоятельно решая задачи и принимая решения.

2. Коллаборация: развитие навыков коммуникации, сотрудничества и работы в команде через совместное выполнение проекта.

3. Проблемно-ориентированность: стимулирование учащихся к поиску решений реальных проблем и задач.

4. Исследовательский подход: развитие умения самостоятельно исследовать информацию и оценивать ее достоверность.

5. Творческий подход: поощрение к творческому мышлению, развитие креативности и оригинальности.

Цифровая образовательная среда представляет собой комплекс технологий, инструментов и ресурсов, предназначенных для обучения и образования с использованием цифровых технологий. Развитие информационных технологий значительно изменило сферу образования, привнесло новые возможности и вызовы, изменило форматы обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [1].

Особенности цифровой образовательной среды:

1. Доступность: цифровые образовательные ресурсы позволяют получать знания в любое удобное время и из любой точки мира.

2. Интерактивность: цифровые платформы обогащают обучающий процесс интерактивными элементами, тестами, играми, что способствует лучшему усвоению информации.

3. Персонализация: возможность настройки обучения под индивидуальные потребности каждого учащегося.

4. Мультимедийность: использование видео, аудио, интерактивных дополнений эффективно поддерживает обучение и помогает усвоению материала.

5. Онлайн-коммуникации: позволяют учащимся и преподавателям взаимодействовать, обсуждать материалы, задавать вопросы в режиме реального времени [2].

Информационные технологии помогают сделать образование более доступным для всех слоев населения, вне зависимости от места жительства или

социального статуса. Также оно способствует повышению эффективности обучения, персонализации процесса и улучшению оценки успеваемости. Технологии позволяют создавать инновационные образовательные среды, в том числе виртуальные классы, образовательные платформы, онлайн-курсы.

Далее необходимо рассмотреть вызовы цифровизации образования. К ним относятся: необходимость подготовки педагогов к использованию новых технологий в преподавании, проблемы безопасности данных и конфиденциальности при работе с цифровыми платформами, неравномерность доступа к цифровым технологиям среди обучающихся и недостаточное качество некоторых образовательных ресурсов и платформ [3].

Приведем примеры такого взаимодействия. Каждый год студенты устраивают встречи в школах в рамках мероприятия «Урок цифры». В этом учебном году они посетили несколько школ и рассказали ученикам о профессиях, связанных с разработкой игр. Они также поделились информацией о необходимых качествах и знаниях для работы в этой сфере, а также о том, какие обязанности выполняют специалисты. По окончании урока школьники попробовали работать с тренажерами. В декабре студенты организовали дистанционную ИТ-викторину в рамках празднования дней российской информатики для обучающихся старших классов экспериментальных школ. Школьники, объединившись в команды, решали ребусы, кейсы и выполняли задания в интернете [4].

Школьники активно участвуют в интернет-проектах и олимпиадах, организуемых университетом. Например, обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей», а также интернет-проекты под названиями «День российской информатики», «Выходи в Интернет» и «В Нижний Новгород - это значит домой!». Одной из основных целей этих проектов является формирование информационной культуры обучающихся. Сегодня особенно важно развивать информационную грамотность, так как объем информации стал огромным, а доступ к ней легким. Эти проекты также помогают студентам-организаторам и

участникам улучшать навыки поиска, анализа, обработки и представления информации при выполнении поставленных задач.

Примеры других способов взаимодействия между университетом и экспериментальными школами включают в себя формирование проектных групп обучающихся под руководством студентов, организацию кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в образовании дистанционных дней открытых дверей на базе школ, а также участие кафедры в проведении предметных недель в школах. Например, это может быть разработка и проведение сетевых мероприятий для участников эксперимента учителями школ, такие как открытые занятия по информатике и занятия кружка по робототехнике, проведенные учителями экспериментальных школ для студентов педагогических направлений подготовки, а также региональные Интернет-проекты, разработанные учителями.

Примером такого взаимодействия может быть проект "И памяти твоей, Великий Петр, верна твоя Великая Россия", разработанный учителями школы № 9 г. Павлово. Цель проекта заключается в формировании исторической культуры обучающихся как важной составляющей общей культуры, а также в духовно-нравственном и патриотическом воспитании. Задачи данного Интернет-проекта включают развитие интереса участников к изучению истории, краеведению и географии родного края, а также вовлечение обучающихся в творческую поисково-исследовательскую деятельность, развитие проектной компетентности и внедрение современных информационных технологий в образовательный процесс. Участники проекта пройдут опЛпе-квест, создадут ленты времени и ментальные карты, примут участие в дистанционном геокешинге по историческим местам и разработают цифровой образовательный ресурс на историческую тему с использованием современных сервисов [5].

В ходе исследования были выявлены преимущества метода проектов в цифровой образовательной среде, такие как повышение мотивации учащихся, развитие креативного мышления, усиление коммуникативных навыков. Также метод проектов способствует интеграции различных образовательных

дисциплин, стимулирует самостоятельное познание и исследовательскую активность учащихся.

Перспективы развития использования метода проектов в цифровой образовательной среде включают в себя более широкое использование онлайн-ресурсов и цифровых инструментов для создания и реализации образовательных проектов. Важно также развивать сотрудничество между университетами и экспериментальными школами для организации совместных проектов и обмена опытом в области цифрового образования.

В заключении хотелось бы рекомендовать учителям и преподавателям активно внедрять метод проектов в цифровой образовательной среде, осуществлять постоянное обновление учебных материалов и использовать разнообразные цифровые ресурсы для поддержки проектной деятельности учащихся. Также необходимо стимулировать коллективную работу учащихся над проектами, содействовать развитию их творческих способностей и коммуникативных навыков.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Учебное событие как способ мотивации студентов к освоению информационных технологий // Вестник Мининского университета. 2017. №1 (18). - С. 7;

2. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П. Управление основной профессиональной образовательной программой в условиях информационно-образовательной среды на базе облачных технологий // Вестник Мининского университета. 2016. №4 (17). - С. 14;

3. Капранова В.А. Проектное обучение в вузе: исторические и технологические аспекты // Известия ВГПУ 2014. № 3 (264). - С. 78-80;

4. Круподерова Е.П., Круподерова К.Р. Обучающая олимпиада по сервисам Веб 2.0 «Страна читателей» // Информатика в школе. 2015. № 5 (108). - С. 50-51;

5. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся. Учебнометодическое пособие. 2016.

Romanova M.S.

Moscow State Agricultural Academy named after K.A. Timiryazev

(Moscow, Russia)

PECULIARITIES OF THE USE OF THE PROJECT METHOD IN DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Abstract: article examines the features of using the project method in the modern digital educational environment. The advantages and peculiarities of the implementation of this method in the context of digitalization of education are analyzed, and the importance of adapting project activities to modern information technologies is emphasized. The work is a comprehensive study that can be useful for educational professionals and methodologists.

Keywords: project method, digital educational environment, digitalization of education, information technology, project activity, educational technologies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.