Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
137
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / МИГРАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ВЫДВОРЕНИЕ / ДЕПОРТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мамлеева Дилара Радиковна

В статье раскрываются сущность проблемы незаконной миграции, а также вопросы применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства, в связи с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мамлеева Дилара Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE APPLICATION OF ADMINISTRATIVE COERCION MEASURES TO FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS

The article reveals the essence of the problem of illegal migration, as well as the issues of the application of administrative coercion measures to foreign citizens and stateless persons in connection with the violation of the migration legislation of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_11_48 УДК 37.018.43

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

К ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНАМ И ЛИЦАМ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА FEATURES OF THE APPLICATION OF ADMINISTRATIVE COERCION MEASURES TO FOREIGN CITIZENS AND STATELESS PERSONS

МАМЛЕЕВА Дилара Радиковна,

кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры административно-правовых дисциплин ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: [email protected];

Mamleeva Dilara Radikovna,

candidate of law, Federal State Educational Institution of Higher Education «Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation», head of the department of administrative and legal disciplines. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: [email protected]

Краткая аннотация: в статье раскрываются сущность проблемы незаконной миграции, а также вопросы применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства, в связи с нарушением миграционного законодательства Российской Федерации.

Abstract: the article reveals the essence of the problem of illegal migration, as well as the issues of the application of administrative coercion measures to foreign citizens and stateless persons in connection with the violation of the migration legislation of the Russian Federation.

Ключевые слова: административное принуждение, миграция, иностранные граждане, административное выдворение, депортация.

Keywords: administrative coercion, migration, foreign citizens, administrative expulsion, deportation.

Для цитирования: Мамлеева Д.Р. Особенности применения мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства //Аграрное и земельное право. 2022. № 11(215). С. 48-50. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_48.

For citation: Mamleeva D.R. Features of the application of administrative coercion measures to foreign citizens and stateless persons // Agrarian and Land Law. 2022. No. 11(215). pp. 48-50. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2022_11_48.

Статья поступила в редакцию: 20.10.2022

В настоящее время миграционные потоки в Россию все больше увеличиваются. Как и любой социальный процесс, миграция может оказывать как отрицательный, так и положительный эффект, на развитие общественных отношений. При этом наряду с легальным потоком иностранцев в страну попадают нелегалы, в связи с этим установить реальное количество иностранных граждан и лиц без гражданства прибывающих в нашу страну невозможно. Согласно статистическим данным МВД России в 2021 г., в связи с ограничительными мерами, направленными на нераспространение новой коронавирусной инфекции COVID-19 количество зарегистрированных иностранных граждан и лиц без гражданства по сравнению с 2020 г. существенно сократилось и составило 7 763 849 человек. 85,1% от числа иностранных граждан - выходцы из государств -участников СНГ [1]. Нелегальные мигранты прибывают в наше государство из регионов с неблагоприятными экономическими, общественно-политическими, санитарно-эпидемиологическими условиями. Многие их них не обладают законными источниками для жизни, уклоняются от прохождения официальных процедур въезда и пребывания. Незаконная миграция в Российской Федерации рассматривается в качестве основных источников угроз безопасности наряду с угрозой терроризма, экстремизма, незаконного оборота оружия и наркотиков.

Кроме того, активно развивающаяся экономика государства обуславливает необходимость разработки эффективных средств регулирования различных общественных отношений, в том числе в сфере миграции. В этой связи в 2016 году полиции были возвращены полномочия, связанные с вопросами миграции и создано Главное управление МВД России по вопросам миграции. Соответственно управления появились и в территориальных органах регионального звена. За прошедшие пять лет указанное структурное подразделение полиции повысило эффективность деятельности в вопросах миграции, повсеместно были созданы структурные подразделения, выработана и принята соответствующая нормативная правовая база. Вместе с тем, всё же существует необходимость повышения эффективности реализации функций полиции в области миграции. Также необходима выработка единой концепции, которая вберет в себя актуальные проблемы функционирования рассматриваемых общественных отношений. Кроме того, назрела необходимость пересмотра законодательных норм, которые регламентируют ответственность за нарушение миграционного законодательства. Эффективность в обеспечении миграционной безопасности может быть достигнута только при условии качественного взаимодействия всех субъектов государственного управления, реализующих деятельность в миграционной сфере.

Характеризуя сущность такого явления как незаконная миграция, важно подчеркнуть, что важным инструментом противодействия незаконной миграции является ее профилактика, которая подразумевает реализацию комплекса социально-экономических, политических, правовых, идеологических, воспитательных и других мероприятий, направленных на создание условий, способствующих уменьшению или нейтрализации влияния криминогенных факторов на численность правонарушений в сфере миграции. Выполняя правоприменительные функций, МВД России обеспечивает реализацию таких мер, направленных на противодействие незаконной миграции с помощь. Применения соответствующих мер административного принуждения.

Теоретико-исторические правовые науки

Характеризуя контрольно-надзорную деятельность компетентных органов в сфере миграции, в том числе применение к нарушителям принудительных мер воздействия, поясним, что контроль в сфере миграционного учёта является видом федерального государственного контроля за миграционной обстановкой в России с целью соблюдения законных интересов государства, защиты интересов и прав мигрантов, в а также проведение мероприятий по пресечению незаконной миграции.

Деятельность подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России в проведении контроля за соблюдением миграционных правил, правил по соблюдению миграционного законодательства иностранными гражданами, в том числе паспортно-регистрационного режима играет большую роль в целом в системе предупреждения и пресечения правонарушений.

На данном этапе развития государства, в свете сложившейся напряженной обстановки между государствами, наиболее актуальной и важнейшей проблемой является проблема противодействия нелегальной миграции, а вместе с тем и обеспечение стабильной миграционной ситуации в стране. Оценивая характер возможных угроз, возникающих от незаконной миграции, характеризуя новые способы незаконного проникновения и пребывания в стране иностранных граждан, ухудшение взаимоотношений с отдельными государствами, бесспорно, довольно остро встает вопрос о формировании более четкой системы мер по регулированию государственных потоков и в целом, миграционного контроля. Важно обеспечить реализацию функций, направленных на регулирование миграционных потоков, соблюдение и защиту законных прав мигрантов (в том числе, предоставление государственных услуг), применение комплекса принудительных мер по противодействию незаконной миграции, в том числе привлечение иностранцев, нарушивших нормы законодательства к административной ответственности. Указанные обстоятельства определяют потребность в более четкой организации деятельности подразделений по вопросам миграции МВД России. Согласно статистической информации, за первое полугодие 2022 года иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 27,4 тыс. преступлений на территории России, что на 10,8% больше показателей аналогичного периода 2021 года [3]. В данном ключе, Министром внутренних дел Владимиром Колокольцев отмечалось, что нелегальная миграция играет существенную роль в трансграничной организованной преступности, в том числе в сфере экстремизма и наркотрафике, в этой связи, важное значение имеет профилактика правонарушений мигрантов. Вместе с тем, и миграционное законодательство должно быть направлено на ужесточение ответственности за организацию незаконной миграции, усиление контроля за пребыванием иностранных граждан на территории нашей страны.

Вопросы предупреждения и пресечения нелегальной миграции занимает особое место в целом в миграционной политике Российской Федерации, в частности в деятельности органов внутренних дел. Специфика противодействия, с одной стороны, основывается на ликвидации, нейтрализации возникновения факторов нелегальной миграции, с другой стороны, на стимулировании субъектов миграционных отношений к правомерному поведению, препятствуя нарушению ими миграционного законодательства. В этой связи, особое место в борьбе с незаконной миграцией, с нарушениями иностранными гражданами и лицами без гражданства миграционного законодательства Российской Федерации занимают меры административного принуждения.

Анализ миграционного законодательства позволяет охарактеризовать меры административного принуждения как средство охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, борьбы с административными правонарушениями и преступлениями, в том числе в сфере миграции.

Применение мер государственного принуждения связано, как правило, с нарушением иностранными гражданами или лицами без гражданства норм права либо при возникновении угрозы такого нарушения. В целях защиты правопорядка, прав и свобод граждан Российской Федерации, государство применяет к таким иностранным гражданам и лицам без гражданства комплекс мер принудительного характера, направленных на прекращение пребывания таких лиц на территории страны в связи с нарушением миграционного законодательства. К числу указанных мер относятся: сокращение срока временного пребывания или проживания; принятие решения об отказе в выдаче либо аннулировании разрешения на временное проживание (вида на жительство); принятие решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации; принятие решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию; принятие решения о реадмиссии иностранного гражданина или лица без гражданства; депортация; административное выдворение.

За нарушение миграционного законодательства Российской Федерации, как правило, чаще всего применяются меры пресечения и меры административной ответственности, которые так или иначе в большинстве своем связаны с процедурой высылки иностранных граждан или лица без гражданства. При этом в действующем законодательстве предусмотрены три возможные формы высылки иностранного гражданина:

административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через государственную границу РФ за пределы РФ, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст. 3.10 КоАП РФ);

депортация как мера пресечения, в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» представляет собой принудительную высылку иностранного гражданина из РФ в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в стране. Важно пояснить, что депортация не является видом наказания, в силу своей природы это мера административного принуждения, имеющая по целевому назначению комплексный характер: с одной стороны, в большинстве случаев она направлена на пресечение противоправных действий, с другой стороны, в определенных ситуациях она может иметь административно-восстановительный или предупредительный характер;

реадмиссия, согласно требованиям международных соглашений Российской Федерации представляет собой действия специально

уполномоченных лиц по передаче запрашивающим государством и принятию запрашиваемым государством лиц (граждан запрашиваемого государства, граждан третьих государств или лиц без гражданства), чей въезд, пребывание или проживание в запрашивающем государстве признаны незаконными [4, с. 223-224].

Обращает на себя внимание подход, примененный законодателем при определении такой меры принуждения в отношении иностранных граждан, как сокращение срока временного пребывания или проживания иностранного гражданина как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации. Данная мера применяется в целях обеспечения национальной безопасности, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, а также в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства (ст. 5.1 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»).

Таким образом, применение мер административного принуждения к иностранным гражданам и лицам без гражданства связано с ограничением их конституционных прав и свобод, что требует со стороны государства четкой регламентации применения данных мер. В этой связи, очень важна выработка общих подходов и алгоритма деятельности уполномоченных субъектов в рамках реализации своих служебных обязанностей.

Библиогра фия:

1. Официальный сайт МВД России. - URL: https://www.iv^.m/ (дата обращения 17.10.2022).

2. Статистические сведения по миграционной ситуации [Электронный ресурс] // Официальный сайт МВД Российской Федерации. - URL: // https://iv^^/reports/item/32515852 (дата обращения: 17.10.2022).

3. Андриченко Л.В., Плюгина И.В. Миграционное законодательство Российской Федерации: тенденции развития и практика применения: монография. М.: НОРМА, 2019. С. 223-224.

References:

1. The official website of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - URL: https://www.мвд.ru / (accessed 17.10.2022).

2. Statistical information on the migration situation [Electronic resource] // Official website of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation. - URL: // https://мвд.рф/reports/item/32515852 (date of application: 17.10.2022).

3. Andrichenko L.V., Pilyugina I.V. Migration legislation of the Russian Federation: development trends and application practice: monograph. M.: NORM, 2019. pp. 223224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.