Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
Дуальное обучение / среднее профессиональное образование / сетевое взаимодействие / предприятия / Dual training / secondary vocational education / network interaction / enterprises

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лизунов П.В.

В данной статье представлен анализ опыта внедрения немецкой системы дуального обучения в условиях Российской системы среднего профессионального образования, в статье дан теоретический анализ проблемы и практические примеры реализации данного опыта в условиях ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лизунов П.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPLICATION FEATURES AND IMPLEMENTATION EXPERIENCE DUAL TRAINING IN GERMANY in RUSSIAN CONDITIONS

This article presents an analysis of the experience of the introduction of the German system of dual training in the Russian system of secondary vocational education, the article gives a theoretical analysis of the problem and practical examples of the implementation of this experience in the conditions of the state vocational Ust-Katav industrial and technological College.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ»

[Электронный ресурс] / И. К. Москвина. - Режим доступа: https://cyberieшnka.ru/artirie/n/ponyatie-kuhш^шya-tsennost-fflosofsko-kultш^ologicheskie-aspekty.

11. Мюнстерберг Г. Основы психотехники / Г. Мюнстерберг. - СПб. : Алетейа, П. Э. Т., 1996. -352с.

12. Риккер Г. О системе ценностей / Г. Риккер // Наука о природе и наука о культуре. - М. : Республика, 1998. - С. 363-391.

13. Столович Л. Н. Природа эстетической ценности / Л. Н. Столович. - М. : Изд-во полит. книги, 1972. - С. 229-245.

14. Философская энциклопедия / ред. Ф. В. Константинов. - М. Сов. энциклопедия, 1970. - Т. 5. - С. 499.

15. Фролов И. Т. Наука - ценности - гуманизм / И. Т. Фролов // Вопросы философии. - 1981. - № 3. - С. 27-41.

16. Шелер М. Положение человека в космосе / М. Шелер // Проблема человека в западной философии. - М. : Прогресс, 1988. - С. 31-95.

17. Шитов И. П. Произведение искусства как художественная ценность (способ бытия и специфика восприятия) : дис. ... канд. философ. наук / И. П. Шитов. - Харьков, 1984. - 158 с.

18. Khmyrova-Pruel I. Systemic Functional Linguistics (SFL) as Sociolinguistic and Sociological Conception: Possibilities and Limits of Theoretical Framework / I. Khmyrova-Pruel // International Journal of Applied Linguistics & English Literature. - Vol. 5 -No. 3. - May 2016.

19. Schwartz S. H. Les valeurs de base de la personne: Théorie, mesures et applications (Basic human values: Theory, measurement, and applications) / S. H. Schwartz // Revue française de sociologie. - 2006. -Vol. 42. - Р. 249-288.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ОПЫТА ДУАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ГЕРМАНИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ

Лизунов П.В.

аспирант кафедры подготовки педагогов профессионального обучения и предметных методик, директор «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум», г. Усть-Катав

APPLICATION FEATURES AND IMPLEMENTATION EXPERIENCE DUAL TRAINING IN

GERMANY in Russian conditions

Lizunov P. V.

post-graduate student of the Department of training ofprofessional training and subject methods, Director of« Ust-Katav industrial and technological College», Ust-Katav

Аннотация

В данной статье представлен анализ опыта внедрения немецкой системы дуального обучения в условиях Российской системы среднего профессионального образования, в статье дан теоретический анализ проблемы и практические примеры реализации данного опыта в условиях ГБПОУ «Усть-Катавский индустриально-технологический техникум».

Abstract

This article presents an analysis of the experience of the introduction of the German system of dual training in the Russian system of secondary vocational education, the article gives a theoretical analysis of the problem and practical examples of the implementation of this experience in the conditions of the state vocational Ust-Katav industrial and technological College.

Ключевые слова: Дуальное обучение, среднее профессиональное образование, сетевое взаимодействие, предприятия.

Keywords: Dual training, secondary vocational education, network interaction, enterprises.

В связи с оторванностью образовательных учреждений от реальных требований рыночной экономики и наукоемких технологий производства, одной из главных проблем всех уровней профессионального образования является его недостаточное соответствие потребностям рынка труда. Исправить сложившуюся ситуацию можно путем совершенствования технологии профессиональной подготовки кадров с учетом накопленного положительного опыта зарубежных стран.

Одной из наиболее развитых стран мира, имеющей высокий экономический и технический потенциал, что свидетельствует о наличии эффективной и динамичной системы подготовки конкурентоспособных специалистов, является Германия. На

протяжении долгого времени в этом государстве функционирует дуальная система обучения, которая представляет собой четко сбалансированный с учетом требований работодателей комплекс чередующихся этапов практического и теоретического обучения.

Термин «дуальность» означает «двуедин-ство, двойственность».

Дуализм (от лат. dualis — двойственный) — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фун-

даментальных классов вещей или принципов, взаи-мовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру1.

Дуальная система профессионального обучения уходит корнями в средневековую цеховую деятельность, когда будущий ремесленник поступал учеником в цех и воспроизводил действия своего мастера. Организованное и регламентированное профессиональное образование в Германии появилось в 1894 году. Упорядоченное профессиональное образование в торговой и промышленной сферах сформировалось только в 20-е гг. XX века. В педагогике понятие «дуальная система» впервые было использовано в ФРГ в середине 1960-х гг. для обозначения новой формы организации профессионального образования.

Под дуальной моделью обучения понимают такую модель, при которой весь процесс овладения профессией происходит в двух учебных заведениях, то есть практическая (производственная) часть - на обучающем предприятии, а профессионально - теоретическая - в образовательном учреждении. Дуальная система обучения является продуктом партнерства образовательных учреждений и работодателей по успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста, она строится на взаимодействии двух самостоятельных в правовом отношении сфер в рамках официально признанного профессионального образования, то есть осуществляемого в соответствии с законодательством.

Предприятия идут на достаточно существенные расходы, связанные с обучением будущих кадров, так как хорошо знают, что эти затраты являются надежным вкладом капитала. При этом они становятся заинтересованными не только в результатах обучения, но и в его содержании, техническом оснащении, организации и т.д. Именно этим и определяется значимость дуальной системы, которая позволяет преодолеть разрыв, несогласованность производственной и образовательной сфер в вопросах подготовки профессиональных кадров. Студент включается в производственный процесс в качестве работника предприятия, согласно своим обязанностям распоряжается выделенными ресурсами, несет должностную ответственность, овладевает профессиональными навыками и получает заработную плату.

За обучение профессии в рамках немецкой дуальной системы отвечают Торгово - Промышленные Палаты, членами которых сейчас являются все предприятия. Такая организация профессионального образования считается наиболее рациональной, так как обучение студентов на предприятии ведет к обретению знаний, умений, навыков и - что особенно важно - производственного опыта. В настоящее время дуальная система получила распространение в немецкоязычных странах западной

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/

Европы - Германии, Австрии и Швейцарии, а также в большинстве развитых стран - США, Великобритании, Корее, Нидерландах и др.

Потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте, имеет возможность "вмешаться" в процесс обучения, дополняя содержание обучения кругом специфичных проблем для данного производства. Партнерство с учебным заведением дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить потенциальные кадровые ресурсы и сформировать прогноз их востребованности на ближайшие годы. Образовательное учреждение также заинтересовано в деловом партнерстве с производством, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины. Подобная форма организации обучения требует дополнительных финансовых и трудовых затрат со стороны всех участников процесса, однако, она дает и дополнительные преимущества для каждого из его участников.

Система профессионального образования Германии, которая по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария) является одним из лидеров по уровню квалификации кадров, уровень безработицы среди молодых людей составляет от 4 до 7%. В других европейских странах, где дуальная система обучения не так популярна, процент безработицы более высок (до 27%).

Эксперты отмечают, что своим стабильным экономическим развитием и конкурентоспособностью на мировом рынке Германия обязана и дуальной системе подготовки кадров. Успех системы дуального профессионального образования объясняется обоюдной выгодой для всех ее участников, в том числе и для государства.

Почему же учащиеся выбирают дуальную систему профессионального образования? Чем же их привлекает данная модель? В разного рода информационных материалах о системе дуального профессионального образования приводятся следующие преимущества для обучающихся2:

• обучение, приближенное к практике, на конкретных реальных задачах, а не гипотетических примерах;

• на протяжении всего срока учебы выплачиваются стипендии. Денежные выплаты дополнительно мотивируют и позволяют обучаться и выходцам из малообеспеченных семей вместо того, чтобы идти работать, зарабатывая на жизнь;

• велика вероятность получить работу на том же предприятии, где проходил обучение (в 2010 году 61% выпускников были трудоустроены на обучающих их предприятиях);

2 Astheimer S. Duales System Ausbildung made in Germany, unter: /http://www.faz.net/aktuell/berufchance/ar-beitswelt/duales-system-ausbildung-made-ingermany-12089806.html

• на рынке труда в наибольшей степени востребованы именно выпускники системы дуального профессионального образования;

• международное признание дипломов немецкого профессионального образования;

• за счет повышения квалификации и последующей учебы в университете можно выстроить хорошую карьеру и быстрее дорасти до уровня руководителя;

• проходя обучение, ученики знакомятся со всеми подразделениями предприятия;

• учебный процесс построен таким образом, что пройденный теоретический материал отрабатывается в непосредственной практике на предприятии;

• после окончания учебных занятий можно иметь свободное время, а не делать домашние задания (за исключением времени подготовки к экзаменам).

С позиции предприятия как работодателя приводятся следующие аргументы в пользу дуального профессионального образования:

• обеспечение потребностей фирмы в квалифицированных специалистах;

• взращивание мотивированных и опробованных на собственном производстве работников, которые идентифицируют себя с предприятием и знают все тонкости внутрифирменных и производственных процессов

• меньше текучки и ошибок при приеме на работу;

• отсутствие фазы адаптации (по сравнению с приемом на работу нового специалиста);

• обученные на производстве квалифицированные работники более гибкие и склонны к инновациям, а также могут легче приспособиться к быстрым изменениям;

• омоложение среднего возраста персонала фирмы;

• позитивные импульсы для организации повышения квалификации;

• повышение имиджа предприятия (учебно-производственное предприятие имеет более высокий рейтинг);

• продуктивная работа ученика;

• предприятие имеет возможность внести свой вклад в повышение шансов молодежи на успешный профессиональный старт [2; 4; 6].

Модель подготовки конкурентоспособных рабочих для технологичных производств в усло-

виях промышленных предприятий по мнению ученых В.А.Федорова и С.В.Васильева обладает следующими преимуществами перед «традиционной» государственной системой подготовки специалистов [6; 7]:

- соответствие структуры, содержания и объема обучения специалистов действительным потребностям предприятия;

- использование в учебном процессе самого современного оборудования в реальном производственном режиме;

- соответствие содержания образования уровню производства и намеченным перспективам его развития (опережающее обучение);

- привлечение к образовательному процессу в качестве педагогов профессионального обучения высококвалифицированных сотрудников предприятия, достигших вершин профессионального мастерства;

- погружение обучающихся в общественно-корпоративную культуру предприятия, способствующее повышению статуса и престижа рабочих профессий и сокращающее процесс адаптации в трудовом коллективе;

- высокая эффективность использования средств, выделенных на подготовку кадров, за счет применения модульных образовательных программ, отражающих потребности предприятия (принцип «обучать только тому, что необходимо»)

[5].

При дуальном обучении предполагается обеспечение на младших курсах общетеоретической базы, а на втором-третьем курсе - работа по индивидуальному плану, содержащему практикоориен-тированные учебные задачи, требующие выполнения в производственных условиях. К руководству данной работой обычно привлекаются специалисты-практики, наставники. Итоговая аттестация проводится в форме защиты курсового или дипломного проекта по специализации, при этом большое внимание уделяется практической значимости работы [2].

К отличительным особенностям дуальной профессиональной подготовки кадров можно отнести: практическую направленность, непрерывность и мобильность обучения, разнообразие и эффективность обучающих методов, а также соответствие современному уровню высокотехнологичных производств. В таблице 1 представлен ряд основных различий между структурой образовательной системы РФ и Германии, Швейцарии.

Таблица 1.

Отличия дуальной и традиционной обучающей систем.

№ Критерий Германия, Швейцария (дуальное обучение) РФ (традиционная форма обучения)

1 Вид государственной итоговой аттестации Разработка и изготовление конкретного технологического узла. Важно, что критерием высокого качества изготовления служит возможность его продажи Теоретический проект

2 Экзаменатор Руководитель предприятия, наставник и независимый сторонний эксперт Преподаватель

3 Количество учеников в группе 12-15 человек 25-35 человек

4 Разработка учебно-нормативной базы системы ученичества Принимают участие все субъекты образования: государство, ассоциации работодателей, образовательные учреждения и профессиональные союзы Осуществляет государство

5 Социальная уверенность Есть Нет

6 Наличие аналогов функционирующего на предприятиях промышленного оборудования В каждой аудитории установлены аналоги (действующие макеты и образцы) современного производственного оборудования В наличии не во всех образовательных учреждениях

7 Рамки государственных стандартов Не существует Ограничивают развитие, обновление и модернизацию образовательного процесса

8 Соотношение теории и практики 30/70 70/30

9 Осознание и выбор профессии Осуществляется до окончания кантональной школы Осуществляется на 3 курсе обучения, то есть когда начинается практика на предприятиях

10 Ответственность за качество теоретического и практического обучения За теоретическую часть обучения несет ответственность государство, за практическую - учебный профессиональный центр Несет ответственность образовательное учреждение

11 Окупаемость обучения На 3 году обучения ученик сам себя окупает, так как произведенная им продукция может быть продана на производственном рынке Нет

12 Стажировка преподавателей Преподаватели работают в образовательных профессиональных центрах по 5-10 лет, а затем проходят обязательную стажировку на действующем предприятии в течение 6 месяцев Стажировку проходят не все преподаватели и частота их проведения невысока

13 Заработная плата обучаемых студентов Начисляется с первого года обучения (ученичества) Нет

14 Организация практики Схема прохождения практики выстроена таким образом, что за время обучения ученики работают на 2-3-4 предприятиях Большинство студентов проходят практику в одной компании, так как работодатели неохотно принимают практикантов, не имеющих опыта работы

15 Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса Разрабатывают профессиональные ассоциации, союзы и образовательные центры предприятий, а преподаватели только принимают в этом участие (по желанию) Преподаватели разрабатывают учебно-методический комплекс

16 Оценка результатов обучения Шкала оценивания результатов такова: от 1до 4 баллов с делением на десятые. Например, если за теорию результат ниже 4 баллов, то сертификат может быть выдан, а если за практику - то нет Обобщенная оценка за практическую и теоретическую составляющую

Образовательный процесс в дуальном обучении выстроен таким образом: 2-3 дня в неделю студенты изучают теоретическую базу выбранной профессии в образовательном учреждении, а 3-4 дня -практика на производственных площадках предприятий. Количество часов, отведенных на учёбу и работу, не должно быть больше сорока. Важно, что начинается это образование не с поиска учебного заведения, в котором можно обучиться той или иной специальности, а с поиска предприятия, которое возьмет абитуриентов на дуальное обучение. Абитуриенты обязаны предоставить свои школьные аттестаты и пройти собеседование, на котором работодатель оценит их пригодность обучаться той или иной профессии. Между обучающимся и работодателем заключается договор, и ученик фактически получает зарплату от работодателя, так как часть времени он действительно работает на предприятии. Обучение обычно длится 3 года, независимо от того, кем хочет стать обучающийся - парикмахером, строителем, медсестрой, IT-специалистом, переводчиком или управленцем. Следует особо отметить момент принятия квалификационного экзамена. В экзаменационную комиссию должны входить в равной пропорции представители работодателя и представители учащихся, а также минимум один преподаватель профессиональной школы. Порядок проведения экзаменов готовит Палата, но его обязательно утверждает компетентный вышестоящий Земельный орган. Эта система позволяет не только приобрести теоретические знания, но и конкретный практический опыт для дальнейшей работы. После получения образования ученики обычно остаются работать на предприятии. Такая форма образования -прекрасная возможность для работодателей обучить специалистов, нужных предприятию, а для студентов - получить не только теоретические, но и практические знания [1;3;4].

В 2014 году в России Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) провело конкурс и среди 23 субъектов РФ отобрало регионы, в которых запустился проект «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

В число победителей и финалистов вошли 10 регионов: Пермский край, Республика Татарстан, Красноярский край, Калужская, Ярославская, Ульяновская, Свердловская, Нижегородская, Волгоградская и Московская области.

Некоторые регионы России уже начали реали-зовывать проекты, направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы.

Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область. В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.

Свердловская область получила статус ментора в проекте «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования». Считается, что здесь уже сложились программы подготовки кадров по дуальной модели, и этот регион будет учить другие субъекты РФ.

Пермский край первым привлек к участию в системе дуального образования не одно предприятие, а сразу несколько компаний и образовательных учреждений. В 2012 году в Пермском крае стартовал проект «Рабочие кадры под ключ». Разработчиком и инициатором проекта выступила Пермская торгово-промышленная палата. Работодатели составляют запрос с указанием количества и специальности требуемых работников, а палата обрабатывает заказ и помогает найти учебные заведения, которые могут его выполнить. Пермский опыт показался главе государства полезным и был рекомендован к применению в других регионах, он послужит основой для изменения федеральных образовательных стандартов .

В июне 2016 года Губернатор Челябинской области подписал соглашение о сотрудничестве между АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия» и Челябинской областью для пилотной апробации Регионального стандарта кадрового обеспечения промышленного роста.

Усть-Катавский индустриально-технологический техникум был определен в состав опорных организаций, участвующих в пилотной апробации Стандарта.

Содержательная концепция дуальной системы обучения основана на усилении практикоориенти-рованной деятельности студента на производственных площадках, что способствует приобретению определенных профессиональных компетенций уже на ранних стадиях обучения. Однако при реализации дуальной модели подготовки трудовых кадров в России следует помнить об особенностях отечественного образования и необходимости адекватного интегрирования нововведений в российские реалии. Кроме того, дуальная система обучения как продукт социального партнерства является эффективным и гибким механизмом в деле профессиональной подготовки высококвалифицированных специалистов, способных решать сложные производственные задачи, и быстро адаптирующихся к постоянно меняющимся условиям производства.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/

2. Кирилловский А.Н. Развитие системы среднего профессионального образования объединённой Германии: 90 годы XX - нач. XXI вв: авто-реф. дис....канд. пед. наук. 2007. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-sistemy-srednego -professionalno go-obrazovaniya-

оЪе&пеппоьаегтапи-90-ао^-хх-nach#ixzz2hO5twfpG(дата обращения 14 01 2014);

3. Савченков, А.В. Внедрение элементов дуального обучения в рамках сетевого взаимодействия профессиональных образовательных организаций и предприятий // П.В. Лизунов, А.В. Савченков // Инновационное развитие профессионального образования. - Челябинск, изд-во: ЧИРПО, 2018. -Т. 17. - № 1. - С. 61-63.

4. Савченков, А.В. Организация сетевого взаимодействия профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями с целью реализации дуального обучения / Е.А. Гнатышина, А.В. Савченков, П.В. Лизунов / Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - Челябинск: изд-во ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», - 2017. - № 6. - С. 54-58.

5. Савченков, А.В. Социальный аспект проблемы преемственности среднего профессиональ-

ного и высшего образования в Российской Федерации / А.В. Савченков / гуманитарные науки. - Ялта: изд-во: Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». - 2017. - № 1 (37). - С. 151-156.

6. Тидеманн Б. Дуальная система - немецкая форма профессионального образования // Образование и наука: Издательство РГППУ. 2011. №6. С. 112-123;

7. Федоров В.А., Васильев С.В. Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях промышленных предприятий // Образование и наука: Известия УрО РАО. 2014. №6. С.56-76.

8. Югфельд Е.А. Дуальная система образования как катализатор успешной профессиональной и социальной адаптации будущего специалиста // Образование и наука. 2014. №3(112). Стр.49-62.;

DECORATIVE AND APPLIED ART OF CUBAN (NATIONAL COMPONENT)

Maltseva L. V.

Ph.D., professor, Kuban State University, art and graphic faculty.

Abstract

Revival of decorative and applied art of the Kuban. To get acquainted with this art you need to visit the ethnographic complex of the village of Ataman located on the Taman Peninsula, where all the folk art of the Kuban Cossacks is represented. Acquaintance with the decorative and applied art of the Kuban awakens our interest in this art.

Keywords: Cossacks, revival, culture, traditions, customs, art, acquaintance, young generation.

One of the important components of traditional culture is the folk arts and crafts. This is one of the most popular and popular elements of people's culture, in which the social and cultural experience of a particular ethnic group. In recent decades, the XX-early XXI century. the products of the subject-material world of folk art by the majority of the most urbanized peoples are perceived as cultural monuments, as ethnic symbols expressing the mentality, ethnic originality and worldview of the Kuban ethnos that promote the activation of ethno-cultural self-awareness.

Preservation, revival, as well as reasonable development of regional forms of folk culture of the Kuban is one of the vital tasks of modern society. In such conditions, the study of the processes of formation and development of folk decorative and applied art, which was widespread in the Kuban and which was brought by the Zaporizhzhya Cossacks, is becoming even more necessary.

At the beginning of the 21st century, the problem of preserving traditional elements of ethnic cultures of the Kuban Cossacks becomes especially important. Therefore, the current stage of development of Russian society is characterized by an increased interest in the folk culture of the Kuban Cossacks. This trend is typical for all regions of Russia, including in the Kuban.

Acquaintance with the decorative and applied art of the Kuban in the fine art, awakens a person's interest

in this art. The child receives first ideas about the Motherland, culture, traditions, customs of his people in the family, then at school, all this contributes to the education of patriotic feelings, and brings them to the world of beauty.

To get acquainted with the decorative and applied art of the Kuban you need to come to the ethnographic complex of the village of "Ataman". Ethnographic complex is the largest and unique in its kind in Russia open-air museum. It is located in Temryuk district, on Taman. This is not a museum exhibit, where nothing can be touched by hands, but a real Cossack village, after which you can fully immerse yourself in the life of the Cossacks, as well as learn about the history of this land. The village of Ataman will transfer its state-sponsors hundreds of years into the past and will allow us to feel the spirit of the Cossacks, unbending will and endless freedom.

A real Cossack village spread wide on the shore of the Taman Peninsula Bay. As it should be in the village, on the highest place - the chapel, at the entrance of the Maidan. Four streets face the sea. Each farmstead is unique, it carries its own meaning, represents a specialty or a trade.

The dwelling of the Kuban Cossacks is a complex cultural complex composed of residential and business premises, performing various functions - residential, economic, religious, ritual, symbolic. In the history of the material culture of the Kuban Cossacks, the issues

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.