Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ФАЗЫ ДИСТАНЦИОННОЙ РАБОТЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЬЮТЕР / КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ / DISTANCE LEARNING METHODS / PHASES OF DISTANCE WORK / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / IDENTIFICATION OF PROBLEMS OF DISTANCE LEARNING / TUTOR / CONTROL OF INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна

Представленная статья раскрывает сущность современных дистанционных методов обучения, их особенности применения в условиях усложнившейся ситуации в мировой экономике и противодействия распространения коронавируса. С практической стороны раскрываются методы дистанционного обучения обучающихся высшего образования по четырем основополагающим фазам: импринтинговой, меморайзинговой, фазе авторизации и инициации. Делается вывод, что применение разнообразных дистанционных методов обучения и их приемов в условиях самоизоляции, будет продуктивно сказываться на уровне профессиональных и общекультурных компетенций, на развитии способностей обучающихся.The presented article reveals the essence of modern distance learning methods, their features of application in the conditions of a complicated situation in the world economy and counteracting the spread of coronavirus. On the practical side, the methods of distance learning of students of higher education in four fundamental phases are revealed: imprinting, memoizing, authorization and initiation phases. It is concluded that the use of a variety of distance learning methods and their techniques in conditions of self-isolation will have a productive effect on the level of professional and general cultural competencies, on the development of students' abilities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Винникова Ирина Сергеевна, Кузнецова Екатерина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ»

Для успешной реализации поставленных задач проводилась работа с родителями детей экспериментальной группы. За период формирующего эксперимента были проведены: родительские собрания на тему «Познавательное развитие и его значение» и «Развитие познавательных процессов в игровой деятельности», консультация «Развитие познавательной сферы ребенка в игре», мастер-класс «Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста», др. Совместно с родителями в группе детского сада была преобразована предметно-пространственная развивающая среда, а именно, дополнен дидактический материал для проведения развивающих игр с детьми старшего дошкольного возраста.

На этапе контрольного эксперимента проводились повторные педагогические диагностики, направленные на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике в познавательном развитии детей экспериментальной группы после апробации комплекса развивающих игр.

Сравнительный анализ результатов обследования по диагностической методике Н.И. Ганошенко и В.С. Юркевич «Сказка» уровня любознательности у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что на высоком уровне развития любознательности было - 0%, стало - 30%; на среднем уровне было 45%, стало -55%; на низком уровне было - 55%, стало - 15%.

Сравнительный анализ результатов обследования в контрольной группе, показал, что на высоком уровне развития любознательности было - 20%, стало - 35%; на среднем уровне - 55%; на низком уровне было -20%, стало - 10%.

Сравнительный анализ результатов обследования по диагностической методике Т.А. Серебряковой «Оценка познавательно-вопросительных проявлений» у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что на высоком уровне развития познавательно-вопросительной активности и интереса было - 10%, стало - 45%; на среднем уровне было 50%, стало - 45%; на низком уровне было - 40%, стало - 10%.

Сравнительный анализ результатов обследования в контрольной группе, показал, что на высоком уровне развития познавательно-вопросительной активности и интереса было выявлено, как и на констатирующем этапе - 35%; на среднем уровне было - 35%, стало - 50%; на низком уровне было - 30%, стало - 15%.

Сравнительный анализ результатов обследования по диагностической методике Г.А. Урунтаевой «Уровень развития волевых проявлений в разных видах деятельности» у детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы, на этапе констатирующего и контрольного эксперимента показал, что на высоком уровне развития волевых проявлений в разных видах деятельности было - 15%, стало - 35%; на среднем уровне было 40%, стало - 50%; на низком уровне было - 45%, стало - 15%.

Сравнительный анализ результатов обследования в контрольной группе, показал, что на высоком уровне развития волевых проявлений в разных видах деятельности было - 30%, стало - 40%; на среднем уровне было выявлено, как и на констатирующем этапе - 40%; на низком уровне было - 30%, стало - 20 %.

Таким образом, обобщенные результаты повторного исследования свидетельствуют о значительном росте уровня познавательного развития детей экспериментальной группы в сравнении с детьми контрольной группы. Следовательно, целенаправленное и системное применение предлагаемого комплекса развивающих игр оказывает положительное влияние на повышение уровня познавательного развития.

Выводы. Полученные данные позволяют сделать вывод о том, что разработанный и апробированный комплекс развивающих игр, направленный на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста оказался эффективным и результативным.

Литература:

1. Бичева И.Б., Мамсина А.А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Мир педагогики и психологии. 2019. № 10 (39). С. 29-35.

2. Горбунова Н.В. Интеллектуальное и познавательное развитие старших дошкольников в процессе игровой деятельности // Проблемы современного педагогического образования. 2014. № 43-3. С. 3-10.

3. Ханова Т.Г. Педагогические условия развития детской игры // Нижегородское образование. 2015. № 3. С. 152-155.

Педагогика

УДК 378

кандидат экономических наук, доцент Винникова Ирина Сергеевна

Нижегородский государственный педагогический университет

имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород);

старший преподаватель Кузнецова Екатерина Андреевна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ

УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ

Аннотация. Представленная статья раскрывает сущность современных дистанционных методов обучения, их особенности применения в условиях усложнившейся ситуации в мировой экономике и противодействия распространения коронавируса. С практической стороны раскрываются методы дистанционного обучения обучающихся высшего образования по четырем основополагающим фазам: импринтинговой, меморайзинговой, фазе авторизации и инициации. Делается вывод, что применение разнообразных дистанционных методов обучения и их приемов в условиях самоизоляции, будет продуктивно сказываться на уровне профессиональных и общекультурных компетенций, на развитии способностей обучающихся.

Ключевые слова: дистанционные методы обучения, фазы дистанционной работы, педагогические технологии, выявление проблем дистанционного обучения, тьютер, контроль самостоятельной работы.

Annotation. The presented article reveals the essence of modern distance learning methods, their features of application in the conditions of a complicated situation in the world economy and counteracting the spread of coronavirus. On the practical side, the methods of distance learning of students of higher education in four fundamental phases are revealed: imprinting, memoizing, authorization and initiation phases. It is concluded that the use of a variety of distance learning methods and their techniques in conditions of self-isolation will have a productive effect on the level of professional and general cultural competencies, on the development of students' abilities.

Keywords: distance learning methods, phases of distance work, pedagogical technologies, identification of problems of distance learning, tutor, control of independent work.

Введение. Развитие современного общества демонстрируя постепенное видоизменение системы ценностей тем не менее на одном из первых мест при оценке личности и уровня ее сформированности оставляет уровень образованности. Профессиональные и общекультурные компетенции, формируемые в соответствии с ФГОС ВО последнего поколения, являются острой необходимостью становления конкурентоспособных специалистов. Качество профессиональной подготовки, а также ситуация в мировой экономике в условиях борьбы с коронавирусом, предопределили переход к дистанционному обучению всей системы образования в государстве. В частности, обеспечение высококвалифицированных выпускников вузов предусматривает внедрение новых методов и технологий.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время ведется поиск инновационных форм и методов обучения проведения самостоятельного обучения в дистанционном режиме. Это происходит из-за вынужденной самоизоляции как студентов, так и педагогических кадров.

Необходимо отметить, что оптимальная организация дистанционной работы должна предусматривать качество подготовки по заданной дисциплине, а также формирование профессиональных и общекультурных компетенций.

Дистанционная работа предполагает:

- обязательное изучение учебного материала в полном объёме; соблюдение последовательности выработки навыков будущей профессиональной деятельности;

- развитие мотивации к самообразованию и самосовершенствованию в профессиональной сфере;

- развитие навыков критического мышления и умений самоорганизации;

- формирование готовности к профессиональной конкурентоспособной деятельности.

В настоящее время учебно-методические комплексы большинства дисциплин стандартов высшего образования предполагают самостоятельную работу бакалавров и магистров в соотношении от 55% до 70% соответственно, а в условиях самоизоляции все 100%. В связи с этим необходимо предварительно планировать учебный процесс, активизируя самостоятельную работу обучающихся с учетом внесения изменений в рабочие программы дисциплин, а именно, в содержание разделов, количество часов и контроль. Следует отметить, что формальное и бесконтрольное увеличение часов на самостоятельную дистанционную работу невозможно, как и бесконтрольное время нахождения обучающегося и педагога перед компьютером. Следовательно, возникает вопрос о применении новых технологий обучения, а именно современных методов профессиональной подготовки обучающихся.

Среди современных методов профессиональной подготовки обучающихся, используемых в нашем университете являются методы дистанционного обучения. Эти методы способствуют повышению познавательной активности, формированию необходимых навыков для успешного овладения учебным материалом. Разнообразие режимов обучения позволяет творчески подходить преподавателю к организации лекционных и практических занятий. Методы дистанционного обучения позволяют обучающимся максимально приблизиться к практике, что будет способствовать формированию их практических навыков и более легкому в будущем трудоустройству.

Изучая особенности усвоения знаний в системе дистанционного обучения можно сказать, что этот процесс по Галиевой Х.С., Поповой А.В. представляет собой четыре основные фазы: импринтинговую; меморайзинговую; фаза авторизации; фаза инициации [5].

Определенные методы обучения применяются на каждой фазе. Одним из самых распространенных принципов обучения, используемых в дистанционном обучении, является модульный принцип. Согласно этому принципу весь учебный материал разбит на блоки (модули), каждому модулю соответствует определенное количество лекционных, практических, самостоятельных часов, в зависимости от изучаемой дисциплины. Особую роль, при модульном обучении играют компьютерные программы, электронные учебники, различного рода тестирования, которые активно используются при организации самостоятельной работы обучающихся, их контроле и самоконтроле. Это способствует формированию прочных теоретических знаний, а также профессиональных и общекультурных компетенций.

В дистанционном обучении первой фазе соответствуют такие методы как просмотр различных видеофильмов, проблемные, обзорные, обобщающие лекции. На этом этапе происходит обзорное ознакомление с предметом изучения, формирование первичных мыслительных конструкций и их сохранение в памяти.

Вторая фаза включает соответствующие методы:

- запоминание содержания тем учебников и учебных пособий;

- выполнение тренировочных заданий и упражнений;

- работа с глоссарием (словарем);

- лекционные занятия с синхронной подачей видео материала и звукового материала, что позволяет воспринимать учебный материал комплексно;

- работа с обучающими компьютерными программами;

- построение логической схемы базы знаний.

На данном этапе происходит интенсивное запоминание учебного материала, развиваются все виды памяти. Методы, применяемые в фазе запоминания, благоприятно влияют на развитие логического, творческого мышления и воображения обучающихся.

Авторизация является третьей фазой усвоения учебного материала. Ей соответствуют следующие методы:

- семинары (активные, креативные);

- практические работы;

- подготовка курсовых, контрольных работ;

- оперативное и текущее тестирование;

- IP-консультации.

Таким образом, на данном этапе обучающийся начинает использовать полученные знания и сформированные умения, извлекая их из оперативной памяти, при этом происходит увеличение скорости его мыслительной деятельности.

Фаза инициации (четвертая, заключительная фаза) рассматривается как подведение итога процесса усвоения знаний. На данном этапе актуальными являются методы:

- текущая аттестация (зачет, экзамен);

- итоговая аттестация.

На этом этапе осуществляется текущий и итоговый контроль теоретического уровня знаний и практических умений и навыков обучающихся.

Изучив методы дистанционного обучения можно сделать вывод, что они являются комплексными, разнообразными за счет множества методических приемов и использования современных средств обучения. Учебная деятельность в дистанционной системе обучения дает возможность обучающимся усвоить теоретические знания и овладеть практическими учебными навыками. Учитывая возможности современных компьютерных технологий дистанционное обучение дает возможность получать знания за пределами учебных аудиторий, а также осуществлять самоконтроль и контроль преподавателем-тьютером.

Тьютер (тьютор) от англ. tutor - репетитор, наставник. Преподаватель, наставник, помогающий студентам колледжа, университета наиболее оптимально построить учебный процесс [6, 7].

Предполагается, что тьютер исполняет роль посредника в процессе дистанционного образования. Он отвечает за организацию учебного процесса, должен обеспечить обучающегося необходимым учебным материалом, предоставить консультации по имеющимся вопросам. Поэтому тьютер должен обладать глубокими знаниями своей дисциплины, учитывать уровень подготовки и способности каждого студента, что помогает ему при разработке учебной программы, планировании практических заданий и осуществлении контроля. Теоретический материал и практическая деятельность обучающегося должны быть тесно взаимосвязаны. При соблюдении этого условия преподаватель-тьютер работает творчески, применяя новейшие инновационные технологии, креативно подходит к изучению материала.

Необходимо правильно организовать самостоятельную работу обучающихся, используя дистанционно-образовательные технологии. Преподаватель-тьютер должен четко понимать, с какими трудностями может столкнуться обучающийся при выполнении самостоятельной домашней работы по дисциплинам финансово-экономического цикла, какие виды заданий наиболее трудные, сколько времени понадобится для их выполнения. Необходимо четко формулировать задания к каждому виду работы, раскрывать последовательность выполнения каждого этапа и особенности применения финансовых методов и приемов при решении той или иной задачи. Самый трудный вид самостоятельной работы в финансовых дисциплинах - это решение задач по финансовой математике. Получив навыки выполнения подобных заданий по видеолекциям, понимая последовательную цепочку своих действий, обучающемуся будет легче выполнять даже трудные задания. Особенно важно научить не просто решать, используя финансовые формулы (проводя много времени в вычислениями), а понимая суть финансового вопроса, его практическое значение. Развитие новых технологий, мультимедиа, доступ каждого обучающегося к Интернету предполагают дополнительные возможности эффективного обучения дисциплинам финансово-экономического блока. Преподаватели нашего университета используют специально подготовленные дополнительные материалы для самостоятельной индивидуальной работы, что помогает обучающемуся принимать свое собственное нестандартное решение в изучении материала по финансовой математике. Обучающийся творчески и активно подходит к выполнению практических заданий, настойчиво достигает цели, что важно для его саморазвития и самообразования. Консультации с педагогом-тьютером могут происходить по электронной почте, посредством сообщений в Moodle, групповых чатов и т.д.

В системе дистанционного обучения взаимодействие тьютера и обучающегося нужно проводить в режиме он-лайн. Важным условием эффективности самостоятельной работы является ее контроль. Контроль это наблюдение за процессом усвоения знаний, умений и навыков и сравнения фактических результатов обучения с запланированными компетенциями в соответствии с нормами, стандартами.

Целью контроля самостоятельной работы обучающихся является усвоение в полном объеме образовательной программы, предупреждение возможных ошибок и упущений. Самостоятельная дистанционная подготовка обучающихся должна быть нацелена на итоговый контроль.

Взаимодействие тьютора и обучающихся в дистанционном обучении выполняется в информационной среде вуза с предупреждением потенциальных неточностей или упущений, поэтому рабочая программа дисциплины (РПД), программа практики и другие нормативные документы должны быть включены в основную образовательную программу.

При дистанционном обучении используются современные технологии обучения, которые восполняют нехватку аудиторных часов, отводимых на получение теоретических знаний и формирование практических навыков и умений, а также осуществление контроля и самоконтроля. Традиционно применяются следующие виды контроля: входной (тестирование для определения первоначального уровня знаний обучающихся); текущий (контроль знаний и уровня сформированности компетенций по изученным темам); итоговый (контроль соответствия полученных знаний и компетенций с целями и задачами ФГОС ВО).

Одной из самых распространенных форм контроля, которая используется при проверке выполнения самостоятельной работы обучающихся, является компьютерное тестирование. Современно разработанные тесты могут использоваться на всех этапах контроля (входное, текущее, итоговое тестирование) и включать соответствующее количество заданий, необходимое для оценки знаний. Обучающимся предлагается ряд компьютерных тестов для оценки их самостоятельной работы. Баллы, полученные при текущем тестировании, учитываются при проведении итогового контроля и являются показателем профессионального соответствия выпускника.

Выводы. Таким образом, можно утверждать, что эффективная дистанционная работа обучающихся способствует активному поиску современных социальных и педагогических технологий развития высшего образования. В настоящее время дистанционные методы обучения, используемые при организации

самостоятельной работы обучающихся, позволяют компенсировать недостаток аудиторных часов в условиях сложившейся ситуации и способствуют подготовке конкурентоспособных будущих специалистов.

Литература:

1. Барзаева М.А., Абдулазизова Э.А. Актуальные проблемы развития современного образования в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2015. №8. С. 463-465. URL https://moluch.ru/archive/88/17269/ (дата обращения: 27.03.2020).

2. Ваганова О.И., Иляшенко Л.К. Основные направления реализации технологий студентоцентрированного обучения в вузе//Вестник Мининского университета. 2018. Т. 6, №3. С. 2 DOI: 10.26795/2307-1281-2018-6-3-2

3. Винникова И.С., Кузнецова Е.А. Применение информационных технологий при обучении финансовой грамотности студентов вуза // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2018. Т. 9. № 6-2. С. 11-14.

4. Винникова И.С., Кузнецова Е.А., Шпилевская Е.В. Использование информационных технологий при обучении финансовому анализу обучающихся ВУЗА // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-3. С. 76-79.

5. Галиева Х.С., Попова А.В. Информационно-компьютерные технологии в иноязычной подготовке курсантов как фактор успешного трудоустройства // Дискуссия. Вып. 5. Екатеринбург: Ажур, 2017.

6. Ковалёва Т.М., Кобыща Е.И. Попова (Смолик) С.Ю., Теров А.А. Профессия "тьютор". М. - Тверь: "СФК-офис". 2012. - 246 с.

7. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. 1-е изд-е. СанктПетербург: Норинт, 1998. 1534 с.

8. Педагогика: учебник / под ред. Л.П. Крившенко. Москва: Проспект, 2005. 429 с.

9. Пономарёва С.В. Информационные технологии в экономике // Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2014. - 141 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Виноградов Владислав Львович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (г. Елабуга); кандидат педагогических наук, доцент Талышева Ирина Анатольевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (г. Елабуга); ассистент кафедры педагогики Пегова Хэнэ Раилевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

«Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (г. Елабуга)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА УЧИТЕЛЯ В УСЛОВИЯХ КОНКРЕТНОЙ ШКОЛЫ

Аннотация. Усложнение структуры образовательной деятельности школы, вызванное персонализацией образовательного процесса и происходящее на фоне расширения возможностей людей в сфере информационного обмена, определяет появление существенных отличий образовательных организаций друг от друга. Эти отличия, в свою очередь, затрудняют использование универсальных подходов к повышению эффективности учительского труда, вызывая сомнения в действенности факторов, ранее казавшихся очевидными. Исследование показало, что, несмотря на очевидность универсальных подходов, конкретные школы могут иметь существенные отличия в способах обеспечения качества образования, которые нельзя не учитывать при корректировке организационной политики образовательной организации.

Ключевые слова: эффективность образования, образовательный процесс, образовательная организация, результативность учителя.

Annоtation. The complication of the structure of the educational activity of the school, caused by the personalization of the educational process and taking place against the background of the expansion of people's opportunities in the field of information exchange, determines the appearance of significant differences between educational organizations. These differences, in turn, make it difficult to use universal approaches to increasing the effectiveness of teacher work, raising doubts about the effectiveness of factors that previously seemed obvious. The study showed that, despite the obviousness of universal approaches, specific schools may have significant differences in ways of ensuring the quality of education, which cannot be ignored when adjusting the organizational policy of an educational organization.

Keywords: educational effectiveness, educational process, educational organization, teacher's effectiveness.

Введение. Как только мы переносим акцент с общей теории эффективности образовательного процесса на конкретные условия педагогической деятельности, проблема обеспечения эффективности учительского труда приобретает совершенно иной оттенок. Связано это с тем, что, помимо очевидных универсальных факторов эффективности, мы начинаем видеть частные причины, связанные с особенностями школы и соответствующими им дефицитами. Иными словами, как, например, в медицине, помимо очевидного тезиса о необходимости вести здоровый образ жизни, мы понимаем важность и неотложность конкретных действий по устранению отклонений конкретного организма от нормы, подтвержденных индивидуальной диагностикой. От качества такой диагностики зависит очень многое, включая способность вернуться к очевидным истинам сразу после экстренных мер по возвращению в состояние среднестатистической нормы.

Изложение основного материала статьи. Целью настоящего исследования выступила диагностика и подбор группы факторов эффективности учительского труда в условиях конкретной школы для принятия организационных решений.

Поскольку исследование предполагает принятие решений администрацией образовательной организации, для определения эффективности работы учителя мы использовали достижения его учеников, используемые в принятой системе оценивания результативности функционирования школы. Это:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.