Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, УПРОЩАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, УПРОЩАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
68
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
бизнес-процесс / рыночные отношения / процессный подход / предпринимательская деятельность / промышленные предприятия / biznes-jarayon / bozor munosabatlari / jarayonli yondashuv / korxona faoliyati / sanoat korxonalari

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Shakirova, Yulduz Saidaliyevna, Ashurov, Maxammadjon Sotvoldievich

Статья посвящена повышению уровня развития и продвижения промышленных предприятий Республики Узбекистан на основе эффективной организации их работы за счет использования упрощения бизнес-процессов. В статье анализируются, анализируются и описываются возможности успешного внедрения процессного подхода в управлении и организации бизнес-процессов, повышения эффективности работы, сокращения времени и затрат, а также существующих проблем.По результатам проведенного авторами анализа предложены направления реализации процессного подхода в управлении и организации бизнес-процессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KORXONA ISH FAOLIYaTINI SAMARALI TASHKIL ETISHDA SODDALASHTIRUVCHI BIZNES-JARAYoNLARNI QO‘LLASH XUSUSIYaTLARI

Maqola soddalashtiruvchi biznes-jarayonlarni qo’llash orqali O’zbekiston Respublikasi sanoat korxonalari ish faoliyatini samarali tashkil etish asosida ularning rivojlanish va taraqqiy etirish darajasini oshirishga bag’ishlangan. Maqolada, korxona faoliyati biznes-jarayonlarni boshqarish va tashkil etishda jarayonli yondashuvni muvaffaqiyatli amalga oshirish, uning asosida ish samaradorligini oshirish, vaqt va xarajatlarni qisqartirish bo’yicha imkoniyatlar, mavjud muammolar o’rganilgan, taxlil qilingan hamda bayon etilgan. Mualliflar tomonidan o’tkazilgan tahlil natijalaridan, biznes-jarayonlarni boshqarish va tashkil etishda jarayonli yondashuvni amalga oshirish yo’nalishlari taklif etilgan.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, УПРОЩАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ»

International journal of theoretical and practical research Scientific Journal

Year: 2022 Issue: 11 Volume: 2 Published: 30.11.2022

http://alferganus.uz

Citation:

Shakirova, Y.S., Ashurov, M.S. (2022). Features of use of business processes that simplify the organization of the work of the enterprise SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (11), 197-207.

Shakirova, Y.S., Ashurov M.S. (2022). Особенности применения бизнес-процессов, упрощающих организацию работы предприятия. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (11), 197-207.

Doi:https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7391441

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962 QR-Article

Shakirova, Yulduz Saidaliyevna

senior lecturer of the Department of Management Ferghana Polytechnic Institute,

Ashurov, Makhammadzhon Sotvoldievich

Associate

Professor of the Department of Management Fergana Polytechnic Institute

E-mail:

maxammadjon. ashurov@mail. ru

UDC 658.11

FEATURES OF USE OF BUSINESS PROCESSES THAT SIMPLIFY THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE ENTERPRISE

Abstract. The article is devoted to increasing the level of development and promotion of industrial enterprises of the Republic of Uzbekistan on the basis of the effective organization of their work through the use of simplification of business processes. The article analyzes, analyzes and describes the possibilities of successful implementation of the process approach in the management and organization of business processes, improving work efficiency, reducing time and costs, as well as existing problems. Based on the results of the analysis carried out by the authors, directions for implementing the process approach in the management and organization of business processes are proposed.

Key words: business process, market relations, process approach, entrepreneurial activity, industrial enterprises.

Шакирова, Юлдуз Саидалиевна

старший преподаватель кафедра «Менеджмент» Ферганский политехнический институт

Aшурoв, Махаммаджoн Сoтвoлдиевич

197

T. 2 №11. 2022

1ЭЛР 2022:5.962

доцент кафедры "Менеджмент", к.э.н Ферганский политехнический институт,

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ, УПРОЩАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЮ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация. Статья посвящена повышению уровня развития и продвижения промышленных предприятий Республики Узбекистан на основе эффективной организации их работы за счет использования упрощения бизнес-процессов. В статье анализируются, анализируются и описываются возможности успешного внедрения процессного подхода в управлении и организации бизнес-процессов, повышения эффективности работы, сокращения времени и затрат, а также существующих проблем.По результатам проведенного авторами анализа предложены направления реализации процессного подхода в управлении и организации бизнес-процессов.

Ключевые слова: бизнес-процесс, рыночные отношения, процессный подход, предпринимательская деятельность, промышленные предприятия.

Shakirova, Yulduz Saidaliyevna

"Menejment" kafedrasi katta o'qituvchisi Farg'onapolitexnika instituti,

Ashurov, Maxammadjon Sotvoldievich

"Menejment" kafedrasi dotsenti, i.f.n. Farg'ona politexnika instituti,

KORXONA ISH FAOLIYaTINI SAMARALI TASHKIL ETISHDA SODDALASHTIRUVCHI BIZNES-JARAYoNLARNI QO'LLASH

XUSUSIYaTLARI

Annotatsiya. Maqola soddalashtiruvchi biznes-jarayonlarni qo'llash orqali O 'zbekiston Respublikasi sanoat korxonalari ish faoliyatini samarali tashkil etish asosida ularning rivojlanish va taraqqiy etirish darajasini oshirishga bag'ishlangan. Maqolada, korxona faoliyati biznes-jarayonlarni boshqarish va tashkil etishda jarayonli yondashuvni muvaffaqiyatli amalga oshirish, uning asosida ish samaradorligini oshirish, vaqt va xarajatlarni qisqartirish bo'yicha imkoniyatlar, mavjudmuammolar o'rganilgan, taxlil qilingan hamda bayon etilgan. Mualliflar tomonidan o'tkazilgan tahlil natijalaridan, biznes-jarayonlarni boshqarish va tashkil etishda jarayonli yondashuvni amalga oshirish yo'nalishlari taklif etilgan.

Kalit so'zlar: biznes-jarayon, bozor munosabatlari, jarayonli yondashuv, korxona faoliyati, sanoat korxonalari

Введение

198

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

Рыночные отношения представляют собой сложный процесс, для которого характерны элементы риска и неопределенности. Поэтому с учетом этих факторов правильная организация каждой производственной «цепочки» на предприятиях и фирмах позволяет предприятию добиваться своих конечных результатов. Ускорение процессов глобализации и интеграции в мире, усиление международной конкуренции, стремительное изменение технологий, изменение рыночного и потребительского спроса на продукцию (услуги), производимую корпорациями и компаниями, требуют от компаний создания гибких и гибких бизнес-процессов. Бизнес-процесс — это определенная последовательность действий, которая превращает ресурсы в полезный конечный продукт. Бизнес-процессы представляют собой схему выполнения каждого процесса, выполняемого на предприятии в логической последовательности. При этом основное отличие бизнес-процесса от простого процесса состоит в том, что бизнес-процесс имеет определенные бизнес-направления, и он призван приносить прибыль в результате производственной деятельности.

Основной целью управления бизнес-процессами при организации производства на промышленных предприятиях является устранение избыточных операций, сокращение бизнес-процессов и повышение эффективности первой категории бизнес-процессов, создающих потребительскую ценность для заказчика

Однако меняющаяся рыночная среда формируется таким образом, что задает и новые условия для организации и управления бизнес-процессом предприятий.

С этой точки зрения сегодня все больше предприятий начинают понимать необходимость перехода от функциональной системы управления к процессной системе управления. Необходимость использования процессного управления на промышленных предприятиях заключается в возможности решения вопросов бизнес-процессов и достижения стратегических целей предприятия. Здесь следует отметить, что сегодня большинство промышленных предприятий основаны на функциональной системе управления.

Анализ литературы

Процессный подход был впервые предложен представителями школы административного управления. Теоретические основы процессов разрабатывались зарубежными учеными, такими как М. Хаммер, Дж. Чампи, Ю. Шумпетер, Д. Медоуз, а также русскими учеными В. Г. Елиферов, В. В. Репин, А. С. Козлов, С. В. Рубцов, исследовал А. В. Горбунов. и другие.

В частности, экономисты дали множество определений, идей и подходов, касающихся описания бизнес-процессов. В зависимости от акцента ученых на разных особенностях бизнес-процесса можно выделить следующие подходы к его описанию. Первоначально под процессом понималась «любая деятельность в работе организации». Данное определение, предложенное В. Демингом, имеет ряд неясностей, поскольку в данном случае процессом также считаются неправомерные операции, не имеющие одного «входа» и «выхода».

Следующая группа ученых предложила, что бизнес-процесс представляет собой совокупность действий, которые должны быть ресурсами процесса, то есть

т.

© ®

ISSN 2181-2357

Т. 2 №11. 2022

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH_,

ISJIF 2022:5.962

«входом», и конечным продуктом для потребителя, то есть «выходом». В некоторой научной литературе бизнес-процессы рассматриваются как совокупность взаимосвязанных ресурсов и видов деятельности, вид ожидаемой деятельности организации, систематическая последовательность выполнения функциональных операций, превращающая входные элементы в выходные элементы, приносящая конкретный результат. Он также рассматривается как последовательность видов взаимосвязанных действий, преобразующих входы в выходы [2].

Поэтому производственная система предстает как затратно-оборотно-выпускная система с учетом критериев планирования, анализа и контрольных функций управления (рис. 1).

Рис. 1. Организационная структура управления производственной

системой

Экономисты И.И.Мазур, В.Д. Шапиро описывает бизнес-процесс как систематизированный замкнутый процесс. М.Робсон и Ф.Уллах трактуют бизнес -процесс как замкнутый систематизированный процесс, представляющий собой совокупность задач. Такие ученые, как М. Хаммер и Д. Чампи, изучают бизнес -процесс как замкнутый систематический процесс, включающий набор задач и объясняемый началом процесса («входом») и суммой определенного количества действий и результат этих действий («выход»).

© ®

200

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

М. Портер считает, что «бизнес-процесс» представляет собой сущность, определяемую точками входа и выхода, интерфейсами и организационными устройствами, к которым частично относятся устройства потребителя товара [3].

Бизнес - это совокупность логически взаимосвязанных действий, выполняемых для определенного результата деятельности. Бизнес-процесс определяется как совокупность действий, направленных на производство конкретного продукта (услуги) для конкретного потребителя или рынка [4].

Д. Шук предлагает следующие определения бизнес-процесса [5]:

- бизнес-процесс - это «совокупность логически взаимосвязанных действий, выполняемых для достижения определенного результата хозяйственной деятельности»;

- бизнес-процесс - это планомерный, ограниченный набор действий, направленных на производство определенной услуги (продукта) для определенного потребителя или рынка, или - «совокупность специально заказанных работ, задач во времени и пространстве с четким определением начала и конец, вход и выход», или — «это набор измеримых действий, предназначенных для производства определенного продукта для определенного клиента или рынка».

В последние годы в связи с повышенным вниманием к нформационным ресурсам ряд ученых определяют бизнес-процесс с учетом этой составляющей. Бизнес-процесс рассматривается как устойчивый информационный процесс (последовательность работ), связанный с производственно-хозяйственной деятельностью компании, направленный на создание новой стоимости.

Он также рассматривается как система, определяющая точки входа и выхода бизнес-процессов, интерфейсы и организационные устройсва, обеспечивающая рост стоимости производимых товаров и услуг, устанавливающая баланс между потребителем товаров и услуг. Он определяется как совокупность логически взаимосвязанных действий по использованию ресурсов предприятия для создания продукта или услуги, которые будут полезны заказчику в ближайшем будущем [6].

По мнению В. Г. Елиферова, все бизнес-процессы имеют свои характеристики, в том числе собственник процесса (должностное лицо, ответственное за ход и результаты процесса), ресурсы (оборудование, кадры, материалы, финансы и т. д.), выделяемые собственнику процесс его реализации), эффективность выполнения процесса, параметры процесса, необходимые для оценки уровня достижения запланированных результатов, потребитель (потребитель результатов процесса), должны иметь входные объекты (сырье, продукция, оборудование, информация или услуги), результаты процесса (товар, информация или услуга), сеть процессов (объединяющих взаимосвязанные и взаимно согласованные процессы организации в единую систему) [7].

В настоящее время общепринятое определение бизнес-процесса дано в международном стандарте международной системы качества ISO 9000:2015, которое описывается как «процесс - это совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих действий, преобразующих входы в результаты». Следует отметить, что экономисты по-разному относятся к тождеству понятий «бизнес-процесс» и «процесс».

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

По мнению ряда авторов, не всякий процесс на предприятии имеет экономический смысл. В переводе с английского термин «бизнес» означает дело, профессию, коммерческую деятельность, коммерческое предприятие, а термин «процесс» означает процесс, действие, поток.

Поэтому понятие «бизнес-процесс» следует переводить как процесс коммерческой деятельности. В то же время, поскольку реализация процессов предприятия имеет основной целью получение экономической выгоды, они также являются бизнес-процессами.

Методология исследования. Инструментально-методологический аппарат исследования основан на использовании общенаучных методов, таких как логический и ситуационный анализ, наблюдение, группировка, сравнение в рамках системного подхода. Эти инструменты применялись в разных сочетаниях на разных этапах исследования, что позволяет обеспечить научную достоверность итоговых результатов, выводов и рекомендаций. Анализ и результаты

Предприятия, работающие в нашей стране, используют различные методы и инструменты для организации производства экспортоспособной, качественной продукции и повышения ее конкурентоспособности. Такие факторы, как появление конкурентоспособных предприятий и запросы потребителей, необходимость сокращения затрат или продолжительности производственного цикла, внедрение системы менеджмента качества требуют изменения бизнес-моделей, которые использовались в течение определенного периода времени, их адаптации. к окружающей среде, разрабатывая новую модель или, если нет, улучшая существующие [11].

•В компаниях США, европейских стран и России, а также других развитых и развивающихся стран изменение бизнес-моделей, адаптация их к окружающей среде, налаживание правильного управления процессами при разработке новой модели осуществляется путем отказа от традиционных методы управления и использование новых методов управления процессами. Основными причинами этого являются:

•ускорение процессов глобализации и интеграции в мире; •обострение международной конкуренции; •быстро меняющиеся технологии;

• изменение спроса на продукцию (услуги), производимую корпорациями и компаниями, рынком и потребителями [12].

Успешное внедрение процессного подхода на отечественных и зарубежных предприятиях проявляется в повышении эффективности их работы, предоставлении новых услуг и продуктов без увеличения численности сотрудников, сокращении времени и затрат на обслуживание клиентов и т.д. Такой механизм позволяет сократить время производства новой продукции, а также оказания услуг [13].

Если изучить их сущность, преимущества и недостатки посредством сравнительного анализа функционального и процессного управления, то это позволяет прийти к следующим выводам.

© ®

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962

Таблица 1.

Деятельность Функциональное управление Процессное управление

производственный просто разделение на

процесс определенные процессы

организационная иерархическая объединение

структура организационная структура устремлении некоторых звеньев в единую цепь

предпринимательская элементарные функции рассматривается как

деятельность цепочка процессов

управление разделение труда через процессы

предприятием

Функциональное управление характеризуется разделением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

производственного процесса на простые, элементарные функции, рабочие места, использованием иерархической организационной структуры управления предприятием, а также осуществлением управления предприятием структурными подразделениями. Процессное управление основано на разделении деятельности предприятия на определенные процессы, выделении процессов на предприятии и осуществлении управления предприятием через процессы.

Таблица 2.

Анализ преимуществ функционально-процессного управления

№ Функциональное управление Управление процессом

1 способствует повышению улучшить качество конечного

производительности труда продукта

2 четкое определение обязанностей повышение заинтересованности

сотрудников работника в повышении качества конечного продукта

3 повышает уровень специализации появится возможность полнее

сотрудников удовлетворять потребности клиентов

4 объединение стремлений некоторых подразделений предприятия в единую цепь

5 высокий уровень мотивации

6 гибкость системы управления

7 расширяет возможности использования современных информационных технологий

8 эффективность управления лидером повысится

Если остановиться на преимуществах функционального и процессного управления, то функциональное управление способствует повышению производительности труда, повышает точность определения задач каждого работника, уровень специализации работников при выполнении каждого метода работы.

203

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

RESEARCH _

SJIF 2022:5.962

Внедрение процессного управления позволяет повысить качество конечного продукта, более полно удовлетворить потребности клиентов. Повышение заинтересованности каждого работника в повышении качества конечного продукта, объединение стремлений некоторых подразделений предприятия в единую цепочку, высокий уровень мотивации повышает гибкость системы управления, расширяет возможности возможность использования современных информационных технологий и повышает эффективность управления менеджером [8].

Таблица 3.

Анализ недостатков функционального и процессного управления

1

Функциональное управление

не поощряет заинтересованность работников в конечных результатах деятельности предприятия_

сотрудники не нацелены на повышение эффективности производства

не направлена на удовлетворение потребностей клиентов_

обмен информацией усложняется

обмен информацией между подразделениями предприятия не отвечает требованиям гибкости, чувствительности и т.д._

Функциональное управление

не поощряет заинтересованность работников в конечных результатах деятельности предприятия_

сотрудники не нацелены на повышение эффективности производства_

не направлена на удовлетворение потребностей клиентов_

Анализируя недостатки функционального и процессного управления, функциональное управление не стимулирует заинтересованность работников в конечных результатах деятельности предприятия, а работники не направлены на повышение эффективности производства и удовлетворение потребностей клиентов. При внедрении функциональной системы управления обмен информацией между подразделениями предприятия усложняется и не отвечает требованиям гибкости, чувствительности и т. д.

К недостаткам процессного управления можно отнести ограниченность применения на предприятиях, дополнительные трудовые и финансовые затраты, необходимые для внедрения процессного управления, время, необходимое сотрудникам для преодоления психологических барьеров.

Согласно процессному подходу деятельность предприятия рассматривается как цепочка процессов. В основе этого подхода лежит представление о бизнес-процессе как о последовательности действий для достижения конкретных целей.

По результатам проведенного выше анализа можно сказать, что внедрение процессного управления на предприятиях позволяет повысить эффективность работы предприятий, увеличить объем выпускаемой продукции и предоставления дополнительных услуг, сократить время и затраты на обслуживание клиентов без увеличение количества сотрудников, без привлечения дополнительной рабочей силы. В то же время использование такого механизма сокращает время запуска новых видов продуктов, услуг и мероприятий.

2

3

4

5

204

ISSN 2181-2357

Т. 2 №11. 2022

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH_,

ISJIF 2022:5.962

Следует отметить, что универсального механизма реализации процессного подхода не существует. Поэтому руководители сталкиваются с рядом проблем при попытке внедрить технологический подход на предприятии.

По мнению В. Репина, основными проблемами внедрения процессного подхода являются неготовность сотрудников к серьезным изменениям, создание системы процессов, недостаточной для реального бизнеса, формальное внедрение регламентации процессов, ошибки при создании оценочной карты и терпения, необходимого для оптимизации процессов, можно выделить отсутствие желания и ресурсов, неумение организовать процессное управление, неспособность создать систему постоянного совершенствования процессов [9].

В качестве основных трудностей, возникающих в процессе создания процессной системы на предприятии, А. В. Горбунов называет отсутствие конкретных критериев выделения процессов и ограничения количества связей [10].

Обобщая вышеизложенные подходы, в зависимости от проблемы можно выделить одну или несколько особенностей бизнес-процессов. В частности, бизнес-процессы - как целевые организационные действия (движения); одной из основных целей процесса является получение продукции (услуг/товаров); бизнес-процессы - как система; бизнес-процессы следует рассматривать как механизм получения добавленной стоимости.

Также можно подчеркнуть, что одной из основных проблем внедрения процессного управления на предприятии является недостаточная мотивация квалифицированного персонала.

Выводы и предложения

На предприятиях нашей страны также существуют проблемы перехода на процессное управление в организации производства, к которым можно отнести следующее:

Во-первых, официальный подход руководства и работников предприятий к реализации процессного подхода. В данном случае источниками проблемы выступают такие факторы, как непонимание руководителями целесообразности внедрения процессного подхода как идеологии, неготовность персонала к серьезным изменениям в структуре управления предприятием, отсутствие дополнительных финансовых ресурсы, а также отсутствие терпения и желания у сотрудников предприятия, что необходимо для реальной оптимизации процессов [14].

Во-вторых, проблемой является низкая регламентированность процессов. Источниками проблемы можно назвать ошибки, допущенные управленческим персоналом при регламентации процессов, построение неадекватной системы процессов предприятия, отсутствие квалифицированных специалистов по регламентации процессов.

В-третьих, отсутствие системы непрерывного совершенствования процессов. Основными источниками проблемы являются непонимание руководителями необходимости постоянного совершенствования ранее выявленных процессов, ошибки, допущенные управленческим персоналом при создании системы контроля процессов.

205

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

В-четвертых, причина в том, что процесс управления находится на низком уровне. К источникам проблемы можно отнести отсутствие механизма процессного регулирования, создание неадекватной системы процессов предприятия, непонимание менеджерами процессного подхода как идеологии.

В-пятых, отсутствие мотивации сотрудников компании. Источниками проблемы в данном случае являются непонимание руководителями необходимости преодоления психологических барьеров сотрудников и отсутствие дополнительных финансовых ресурсов.

Для решения вышеуказанных проблем мы выдвигаем следующие предложения:

• повысить эффективность производства предприятий, создать как экономические, так и организационные условия для производства качественных товаров народного потребления в соответствии с потребностями рынка [15];

• техническое перевооружение промышленных предприятий, внедрение новой техники и передовых технологий, использование новых материалов при одновременной рационализации технологических процессов;

• необходимо улучшить финансовую заинтересованность и технологическую взаимозависимость;

• при организации производства основываться на процессном управлении, обеспечивать согласованность процессов, их непрерывность, обеспечивать качество каждого бизнес-процесса;

• при этом в первую очередь необходимо уделить особое внимание дизайну и конструкции изделия, изучив спрос и тенденции текстильной продукции на мировых рынках.

Использование упрощения бизнес-процессов в организации работы предприятия, сокращение времени передачи документов, одновременное сокращение в определенной мере объединяющих функций, координационных функций, сокращение времени передачи информации или применение сокращающей функции контроля, четкое установление ответственности за выполняемую работу, сокращение случаев, эффективное использование управления процессами - это возможности, которых можно достичь.

1. Голдратт E. Цель процесс непрерывного совершенствования / Э.Голдратт, Д.Кокс. -М.: Максимум ИД, 2008. -415 с.

2. Deming W.E. Quality, productivity and competitive position. -Cambrage, MA: Massachusetts Institute of Technology. 2002. p. 373.

3. Портер М. Конкуренция: Пер. с англ. О.Л.Пеляевского. -Исправ. изд. -М.: Вильямс, 2005. -602 с.

4. Davenport T.H. Business Innovation, Reengineering Work through Information Technology. -Boston: Harvard Busibess Scholl Pess, 2003. p. 7.

Список использованной литературы:

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

RESEARCH!_,

ISJIF 2022:5.962

5. Шук Д. Учитесь видеть бизнес-процессы: Практика построения карт потоков создания ценности / Д.Шук, М.Ротер. -2-е изд. -М.: «Альпина Паблишер», 2008. -257 с.

6. Зиндер Е.З. Новое системное проектирование: информационные технологии и бизнес-реинжиниринг. // СУБД. 2004. №1, 55-67 с.

7. Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению организацией Электронный ресурс / В.Г.Элиферов // quality.eup.ru sayt. Rejim dostupa: http: //quality.eup.ru/MATERIALY/an9.html.

8. Кочеткова Т.С. Организационно-методическое обеспечение диагностики и прогнозирования бизнес-процессов текстильных предприятий. Автореф. дисс. канд. экон. наук, -Иваново: 2014. -47 с.

9. Репин В.В. Процессный подход на практике: проблемы внедрения Электронный ресурс / В.В.Репин // Бизнес-процессы компании. Построение, анализ, регламентация. -2007

10. Горбунов А.В. Об одном определении процесса / А.В.Горбунов // Методы менеджмента качества. -2006. -№12. -С. 12-13.

11. Ашуров М. С. Особенности и приоритетные направления развития инновационных процессов в Республике Узбекистан. Бюллетень науки и практики, №12. 2021. https://doi.org/10.33619/2414-2948/73

12. Kurpayanidi K. I., Ashurov M. S. Entrepreneurship and directions of Its development in the context of the COVID-19 pandemic: theory and practice. 2020. https://doi.org/10.5281/zenodo.4046090

13. Ашуров М. С., Шакирова Ю. С. Пути повышения экономической эффективности инновационного развития промышленных предприятий // Известия Ошского технологического университета. 2019. №3. C. 265-270. 19.

14. Ерматов, И. Т. (2017). Актуальные проблемы повышения инновационного потенциала Узбекистана. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 5(11), 70. УРЛ: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28938038

15. Газиев Х.О. Стратегический менеджмент в условиях антикризисного управления предприятием // Economies. 2019. №2 (40).

16. G.Sh. Xankeldieva, Yu.S. Shakirova. To'qimachilik sanoati korxonalarida eksportbop mahsulotlar ishlab chiqarishni tashkil etish. Monografiya. Farg'ona: AlFerganus, 2021

© ®

207

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.