I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH
International journal of theoretical and practical research Scientific Journal
Year: 2022 Issue: 11 Volume: 2 Published: 30.11.2022
http://alferganus.uz
Citation:
Yormatov, I.T. (2022). The role of small enterprises and private entrepreneurs in the development of the economy of Uzbekistan. SJ
International journal of theoretical and practical research, 2 (11), 215-220.
Yormatov, I.T. (2022). The role of small enterprises and private entrepreneurs in the development of the economy of Uzbekistan.
Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (11), 215-220.
Doi:https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7391471
ISSN 2181-2357
T. 2 №11. 2022
ISJIF 2022:5.962 QR-Article
Yormatov, Ilmidin Toshmatovich
Associate Professor Department of Management Fergana Polytechnic Institute E-mail: [email protected]
UDC 334.7(476)
THE ROLE OF SMALL ENTERPRISES AND PRIVATE ENTREPRENEURS IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF
UZBEKISTAN
Abstract. The current stage of economic reforms carried out in our country necessitates the development of small business and private entrepreneurship, improving its efficiency by giving it wide economic freedom. This article talks about the role of small business and private entrepreneurship in the development of the economy of Uzbekistan, about ways to further reform and stabilize private business, about the growth ofprivate business today and how much the potential of small business has increased. Key words: business, business entities, real income, employment, GDP, agricultural relations, market economy.
Ёрматов, Илмидин Тошматович
доцент кафедры "Менеджмент", к.э.н., Ферганский политехнический институт,
РОЛЬ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКИ УЗБЕКИСТАНА
Аннотация. Текущий этап экономических реформ, проводимых в нашей стране, требует совершенствования развития малого бизнеса и частного предпринимательства, повышения его эффективности с предоставлением ему широкой экономической свободы. В данной статье рассказывается о роли малого бизнеса и субъектов частного предпринимательства в развитии экономики Узбекистана, о способах дальнейшего реформирования и стабилизации частного бизнеса, о росте частного бизнеса сегодня и о том, насколько возрос потенциал
© ®
215
малого бизнеса.
Ключевые слова: бизнес, ВВП, занятость населения, сельскохозяйственные отношения, реальные доходы, рыночная экономика, хозяйствующие субъекты.
Annotatsiya. Yurtimizda amalga oshirilayotgan iqtisodiy islohotlarning hozirgi bosqichi kichik biznes va xususiy tadbirkorlikni rivojlantirish, unga keng iqtisodiy erkinlik berish bilan samaradorligini oshirishni takomillashtirishni taqozo etmoqda. Ushbu maqolada kichik biznes va xususiy tadbirkorlikning O'zbekiston iqtisodiyot irivojidagi o'rni, xususiy tadbirkorlikni yanada isloh qilish va barqarorlashtirish yo'llari, bugungi kunda xususiy biznesning o'sishi va kichik biznes salohiyati qanchalik oshgani haqida so'z boradi.
Kalitso'zlar: bandlik, bozoriqtisodiyoti, tadbirkorlik, real daromad, xojalik yurituvchi sub'ektlar, YaIM, qishloq xojaligi munosabatlari.
Одним из основных путей укрепления экономики Республики Узбекистан, ее всестороннего развития, ускорения перехода экономики, особенно к рынку, является развитие малого бизнеса и частного предпринимательства. Поэтому был принят ряд законов, указов и постановлений о развитии предпринимательства, его поддержке государством, инициативы в частном предпринимательстве, его поощрении.
Основу экономических и социальных реформ, проводимых в нашей стране, трудно представить без предприимчивости, факторинга и деловых качеств. Широкое развитие свободных рыночных отношений находит отражение в жизни людей, их образе жизни, духовно-бытовых навыках [1-3]. Поддержка малого бизнеса и частного предпринимательства предусматривает не только экономические цели, связанные с непрерывным развитием экономики, совершенствованием экономических отношений, развитием конкуренции и наполнением потребительского рынка. В целях повышения устойчивости малого бизнеса и частного предпринимательства в нашей стране Президентом Республики Узбекистан «Дополнительные меры по коренному совершенствованию системы организации работы по охране частной собственности и усилению гарантий прав собственников, поддержке предпринимательской инициативы, а также Указ № ПФ-5780 от 13 августа 2019 года о расширении возможностей субъектов предпринимательства в использовании финансовых ресурсов и производственной инфраструктуры и Указ Президента Республики Узбекистан «Малый бизнес при Министерстве экономики и промышленности Республики Узбекистан и об организации деятельности
Yormatov, Ilmidin Toshmatovich
'Menejment" kafedrasi dotsenti, i.f.n. Farg'onapolitexnika instituti,
O'ZBEKISTON IQTISODIYOTIDA XUSUSIY BIZNESNING O'RNI
Введение
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
Агентства по развитию предпринимательства» принято Постановление N^PQ-4417 от 13 августа 2019 года.
Анализ литературы по теме
Одной из основных целей становления социально ориентированной рыночной экономики в Узбекистане является опережающее развитие малого бизнеса и частного предпринимательства в стране. Для достижения этой цели были проведены экономические реформы, созданы крупные институциональные основы для повышения ее роли. К ним относятся организации предпринимательской деятельности и гарантирующие ее нормативно-правовые документы, общественные организации и предприятия, оказывающие помощь предпринимателям. Успешно идет формирование комплекса частного предпринимательства и предприятий малого бизнеса в Узбекистане. Предприятия, занимающиеся малой предпринимательской деятельностью независимо от государства, то есть без больших капитальных затрат, могут сами вводить рабочие места, сокращать дефицит временно имеющихся товаров и даже ликвидировать этот дефицит полностью [4]. В нашем нынешнем обществе необходимо направить деятельность малых предприятий на удовлетворение потребностей некоторых людей. Это хорошо видно в сферах бытовых услуг и производства товаров народного потребления. Малые предприятия также очень важны для внедрения технологических инноваций [5].
Анализ и результаты
Малый бизнес и частное предпринимательство является важным фактором развития экономики, повышения занятости и доходов населения. За последние два с половиной года было принято более пятидесяти президентских указов и постановлений, призванных поддержать представителей этой сферы со всех сторон. В частности, упрощены процедуры государственной регистрации предпринимательской деятельности, получения различных разрешений и многих других услуг. Введена должность бизнес-омбудсмена (бизнес-омбудсмена) [1]. Во всех регионах созданы приемные Премьер-министра, которые принимают и помогают решать обращения предпринимателей. При Кабинете Министров начата деятельность Государственного фонда поддержки развития предпринимательства, на него выделено 200 миллиардов сумов и 50 миллионов долларов. В то же время увеличился объем кредитов, выдаваемых предпринимателям коммерческими банками. Такие практические меры приносят свои плоды. Доля малого бизнеса в экономике страны 2021 году составила: промышленность - 27%, строительство -72%, ВВП - 55%, занятость - 74%, экспорт - 22%. По количеству предприятий по видам экономической деятельности в 2021 году следующая картина: в торговле -157 тыс. предприятий, в промышленности - 91 тыс., в сельском хозяйстве - 47 тыс., в строительстве - 44 тыс., в проживании и питании 33 тыс., в перевозках и хранении 18 тыс., в информации и связи - 11 тыс., в здравоохранении - 10 тыс. и прочее 118 тыс.[9].
Основной целью экономических реформ Узбекистана является построение сильного демократического правового государства и гражданского общества с открытой внешней политикой, стабильной социально ориентированной рыночной
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
экономикой. В республике строго и последовательно проводятся рыночные реформы. По этой причине в нашей Республике созданы следующие условия для развития малого бизнеса и частного предпринимательства:
1. Время регистрации субъектов малого предпринимательства составляет 30 минут. Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя требуется только один документ, а для регистрации малого предприятия в качестве юридического лица - два документа.
2. Ставка единого налогового платежа, являющаяся важным фактором создания благоприятных условий для развития малого бизнеса практически во всех отраслях, составляет 5% от объема реализованных товаров и услуг. Кроме того, действующая ставка единого социального платежа для субъектов малого предпринимательства составляет 15%.
3. Вновь созданным производственным предприятиям с участием иностранных инвестиций предоставляется право применять ставки налогов и обязательных платежей на день их регистрации в течение пяти лет. С 2018 года принято решение, что малые предприятия с площадью земли более 1 га будут платить единый земельный налог.
4. Финансовая поддержка малого бизнеса осуществляется следующими способами: предоставление банками кредитов по льготным ставкам; поручительство 50% кредитных средств, предоставленных на хозяйственную деятельность Государственным фондом поддержки предпринимательства, и компенсация процентных расходов, начисленных по кредитам коммерческих банков.
5. Защиту интересов бизнеса осуществляет орган, осуществляющий защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства. В Узбекистане отменены внеплановые проверки субъектов малого предпринимательства, а субъекты предпринимательства освобождены от всех видов административных штрафов за впервые совершенные финансово-экономические правонарушения.
6. Во всех регионах республики созданы центры поддержки предпринимательства в центрах, работающих по принципу «одного окна» по оказанию государственных услуг субъектам предпринимательства. Для субъектов, только начинающих свою предпринимательскую деятельность, созданы «Бизнес-инкубаторы» для составления их бизнес-планов, оказания правовой и практической поддержки, а также получения необходимой информации для своей деятельности.
7. Организованы кластеры молодых предпринимателей путем проведения курсов бизнес-обучения для предпринимателей по республике, реализации проектов на базе приватизированных объектов, выделения земельных участков на условиях аренды по нулевой ставке сроком на 5 лет [7].
В то же время следует выделить проблемы, которые мешают малому бизнесу в полной мере реализовать свой потенциал. В малом бизнесе более 62% занятых заняты в индивидуальных предприятиях, и только 16% заняты на малых предприятиях и микрофирмах. По данным Госкомстата Республики Узбекистан в 1 квартале 2022 года по результатам проведенного опроса наибольшая доля малых
© ®
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT
RESEARCH
предприятий и микрофирм, отметивших увеличению численности занятых по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, по регионам было отмечена в Кашкадарьинской области - 47,8%, Бухарской области - 32,1, Самаркандской области - 25,4%, Сырдарьинской области - 24,5%.
Как видно из анализа вышеперечисленных позиций в разрезе отраслей, мы видим относительно низкое положение малого бизнеса в промышленном секторе, где эффективность создания рабочих мест высока по сравнению с другими отраслями. Сохранение этого показателя на текущем уровне роста может вызвать проблемы, связанные с повышением заработной платы населения и реальных доходов от предпринимательской деятельности в будущем. Такая ситуация может привести к ограничению социальных гарантий, предоставляемых государством населению. Кроме того, доля числа субъектов малого предпринимательства в торговле остается на высоком уровне. Оборот розничной торговли по итогам января-марта 2022 года достиг 59 057,3 млрд. сум и увеличился, если сопоставить с аналогичным периодом 2021 года, на 10,8 %. По сравнению с соответствующим периодом 2021 года, во всех регионах отмечено увеличение темпов роста в розничной торговле.
В результате кардинальных реформ, реализованных для поддержки предпринимателей и улучшения бизнес-среды, в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса - 2020» Узбекистан поднялся на 7 позиций и занял 69 место, входит в число 20 ведущих реформаторов мира [6]. По легкости открытия нового предприятия наша страна впервые поднялась на восьмое место в мире.
В результате в январе- сентябре 2022 гада вновь созданных малых предприятий и микрофирм (без дехканских и фермерских хозяств) составило 69,3 тыс. [8]. В частности, необходимо устранить недостатки, указанные в отчете «Ведение бизнеса - 2020», в том числе создать объекты для отвода земли, строительства и оформления собственности. Именно поэтому необходимо обеспечить межведомственный электронный обмен информацией по выдаче земли предпринимателям через интернет-аукцион и регистрацию права собственности. Исходя из зарубежного опыта, важно также создание отдельной структуры, отвечающей за передачу права собственности независимо от государственного реестра.
Выводы и предложения
Подводя итог, необходимо увеличить вклад малого бизнеса в экономику страны, создание малых промышленных зон, улучшение инвестиционной и конкурентной среды, расширение государственных закупок в рамках государственно-частного партнерства с малыми бизнеса, кооперации между крупными и малыми предприятиями, наблюдается укрепление взаимовыгодного сотрудничества и вовлечение субъектов предпринимательства в инновационные процессы. Также стоит отметить, что важно оказывать финансовую поддержку успешным и перспективным малым предприятиям, которые имеют достаточный экспортный потенциал, но в то же время не имеют достаточного капитала для дальнейшего развития. Эти меры способствуют созданию большего количества рабочих мест в сфере эффективного малого бизнеса, расширению доступа к
© ®
ISSN 2181-2357
Т. 2 №11. 2022
I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL
RESEARCH_,
ISJIF 2022:5.962
мировому рынку, повышению экспортного потенциала страны и увеличению доходов населения.
Одним словом, развитие предпринимательства и малого бизнеса в нашей стране остается сегодня одним из наиболее приоритетных направлений государственной политики. По словам Президента Шавката Мирзиёева, только благодаря активному предпринимательству, неустанному труду и стремлению мы можем добиться развития и благополучной жизни.
Список использованной литературы:
1. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining 2016-yil 5-oktabrdagi "Tadbirkorlik faoliyatining jadal rivojlanishini ta'minlashga, xususiy mulkni har tomonlama himoya qilishga va ishbilarmonlik muhitini sifat jihatidan yaxshilashga doir qo'shimcha chora-tadbirlar to'g'risida"gi farmoni.
2. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining 2017 yil 7 fevraldagi "2017-2021yillarda O'zbekiston Respublikasini rivojlantirishning beshta ustuvor yo'nalishi bo'yicha Harakatlar strategiyasi" PF-4947-son Farmoni
3. O'zbekiston Respublikasi Prezidentining 2017-yil 17-avgustdagi "Tadbirkorlik faoliyatini rivojlantirishni qo'llab-quvvatlash davlat jamg'armasini tashkil qilish to'g'risida" gi qarori.
4. Ашуров, М.С., & Шакирова, Ю.С. (2019). Пути повышения экономической эффективности инновационного развития промышленных предприятий. Известия Ошского технологического университета, (3), 265-270. // Ashurov, M.S., &Shakirova, Yu.S. (2019). Ways to increase the economic efficiency of innovative development of industrial enterprises. Bulletin of the Osh Technological University, (3), 265-270.
5. Курпаяниди К., & Ашуров М. (2021) Узбекистан Республикасининг ракобатбардош миллий инновация тизимини шакллантириш муаммолари. Общество и инновации, 2 (4/S), 213-223. // Kurpayanidi K., &Ashurov M. (2021) Problems of formation of a competitive national innovation system of the Republic of Uzbekistan. Society and Innovation, 2 (4 / S), 213-223.
6. Yormatov I.T., YuldashevaN.A., Toshpulatov I.A. (2020). Issues of electronic trade development in Uzbekistan. ISJ Theoretical & Applied Science, 12 (92), 211-215. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2020.12.92.40
7. Ерматов, И. Т. Некоторые проблемы модернизации промышленных предприятий / И. Т. Ерматов // Научно-технический прогресс: социальные, технические и общественные факторы: Сборник статей. - Москва: ООО "ИМПУЛЬС", 2018. - С. 133-137. - EDNXTALBJ. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35245208
8. Yormatov I.T (2022). O'zbekistonda iste'mol bozorini to'ldirishda kichik va xususiy tadbirkorlikni rivojlantirshning o'rni. Eurasian journal of law, finance and applied sciences, 2(11), 99-102. https://doi.org/10.5281/zenodo.7161744
9. https://yuz.uz/ru/news/razvitie-predprinimatelstva-v-uzbekistane-v-2017-2021.
10. https://stat.uz/ru/
@ ®
220