Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКЕ ОБУВИ'

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКЕ ОБУВИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
280
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
маркетинг / обувная промышленность / стратегия / маркетинговая стратегия / экономика Узбекистана / marketing / shoe industry / strategy / marketing strategy / economy of Uzbekistan.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Rasulov, Nozimjon Nabijonovich

В Узбекистане обувная промьшленность является важньм сектором экономики, и на рьнке сформирована своеобразная маркетинговая среда. В статье проанализированы некоторые проблемы совершенствования использования маркетинговых исследований в сегменте обувной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE USE OF MARKETING RESEARCH IN THE FOOTWEAR MARKET

In Uzbekistan, the shoe industry is an important sector of the economy, and a kind of marketing environment has been formed on the market. The article analyzes some problems of improving the use of marketing research in the segment of the shoe industry.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА РЫНКЕ ОБУВИ»

International journal of theoretical and practical research Scientific Journal

Year: 2022 Issue: 11 Volume: 2 Published: 30.11.2022

http://alferganus.uz

Citation:

Rasulov. N.N. (2022). Problems of improving the use of marketing research in the footwear market. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (11), 169-179.

Расулов, Н.Н. (2022). Пойафзал мадсулотлари бозорида маркетинг тадащотларидан фойдаланишни такомиллаштириш муаммолари. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (11), 169-179.

Doi:https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.7391316

QR-Article

Rasulov, Nozimjon Nabijonovich

PhD, Department of Management, Fergana Polytechnic Institute

UDC 338.45

ANALYSIS OF THE USE OF MARKETING RESEARCH IN THE FOOTWEAR

MARKET

Abstract. In Uzbekistan, the shoe industry is an important sector of the economy, and a kind of marketing environment has been formed on the market. The article analyzes some problems of improving the use of marketing research in the segment of the shoe industry. Keywords: marketing, shoe industry, strategy, marketing strategy, economy of Uzbekistan.

АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ НА

РЫНКЕ ОБУВИ

Расулов Нозимжон Набиджонович

PhD, кафедра "Менеджмент", Ферганский политехнический институт

Аннотация. В Узбекистане обувная промъшленностъ является важньм сектором экономики, и нарънке сформирована своеобразная маркетинговая среда. В статье проанализированы некоторые проблемы совершенствования использования маркетинговых исследований в сегменте обувной промышленности. Ключевые слова: маркетинг, обувная промышленность, стратегия, маркетинговая стратегия, экономика Узбекистана.

сс

®

169

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962

POYAFZAL BOZORIDA MARKETING TADQIQOTLARIDAN FOYDALANISHNI TAHLIL QILISH

Rasulov, Nozimjon Nabidjonovich

PhD, "Menejment" kafedrasi, Farg'onapolitexnika instituti

Annotatsiya. O'zbekistonda poyafzal sanoati iqtisodiyotning muhim tarmog'i hisoblanib, uning bozorida o'ziga xos marketing muhiti shakllangan. Maqoladapoyabzal sanoati segmentida marketing tadqiqotlaridan foydalanishni takomillashtirishning ba'zi muammolari tahlil qilingan.

Kalit so'zlar: marketing, poyabzal sanoati, strategiya, marketing strategiyasi, O 'zbekiston iqtisodiyoti.

Введение

В странах мира обувная промышленность испокон веков являлся «отправной точкой» индустриализации. «В развитых странах доля обувной промышленности в структуре промышленного производства составляла 8-12 %, что позволило заполнить внутренний рынок отечественной продукцией на 75-85 %»19. К тому же наиболее развитые в обувной отрасли страны, такие как Италия, Турция и Китай, эффективно используя прикладные маркетинговые исследования добиваются повышения своей конкурентоспособности на мировом рынке на основе систематического проведения маркетинговых исследований зарубежных рынков в сегментах товаров, производимых из кожи, меха, каракуля и шерсти, поддержки расширения экспортного потенциала, моделирования и повышении брэнда продукции, а также инновационных маркетинговых стратегий.

В мире проводятся исследования по использованию методов маркетинговых исследований в эффективной организации рыночной деятельности обувных предприятий, организации маркетинговых исследований на основе концепций, ориентированных на потребителя, использования цифрового маркетинга, применения современных методов сбора, обработки и анализа данных, разработки долгосрочных маркетинговых стратегий на основе повышения эффективности инновационных исследований, совершенствования основ формирования местных обувных брендов. В настоящее время проводятся исследования в приоритетных направлениях по снижению затрат маркетинговых исследований на обувных предприятиях, формированию навыков менеджеров по проведению аналитических исследований, совершенствованию научно-методической базы по использованию экспериментальных моделей и целевых программных комплексов, программного обеспечения на основе «искусственного интеллекта». В Узбекистане обувная промышленность является важным сектором экономики, и на рынке сформирована своеобразная маркетинговая среда. «В отрасли работой занято 450 тыс. человек. В сфере производства и продажи кожаной обуви эффективно работают около тысячи

19Industry statistics - https://www.iafnet.com/industry/industry-statistics/ @ ®

170

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL ANO PRACT

RESEARCH

малых предприятий. Однако доля республики в экспорте обуви составляет менее одного процента, а местные предприятия обеспечивают лишь 42 процента потребностей на внутреннем рынке»20.

Проводится расширение объемов производства и видов экспортно-ориентированной готовой продукции на основе глубокой переработки кожевенного сырья, а также уделяется большое внимание в обеспечении населения качественной и доступной обувью и изделиями из кожи местного производства с учетом потребности рынка . В целях развития производства качественной и доступной обувной продукции, которая удовлетворяла бы потребности потребителей в республике, и была конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, определены следующие задачи: «... увеличивать производство и расширять ассортимент качественной продукции повышенного спроса, создание условий для отечественной импортозамещающей и конкурентоспособной продукции для наполнения внутреннего рынка»21. Однако тот факт, что производство обувной продукции находится не на уровне потребительского спроса, не позволяет местным предприятиям полностью обеспечивать потребности внутреннего рынка. Эта ситуация требуют эффективного использования маркетинговых исследований на рынке обуви.

Результаты настоящего исследования в определенной степени будут служить выполнению задач, отмеченных в Указе Президента Республики Узбекистан за № ПФ-4947 «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям дальнейшего развития Республики Узбекистан на 2017-2021 годы» от 7 февраля 2017 года, постановлении Президента Республики Узбекистан за № ПП-3693 «Развитие кожевенной, обувной и меховой промышленности и о мерах по стимулированию роста экспортного потенциала» от 3 мая 2018 года, № ПП-2592 «О программе мероприятий по дальнейшему развитию кожевенно-обувной отрасли на 2016-2020 годы» от 15 сентября 2016 года, а также в других нормативно-правовых актах.

Анализ литературы

Научно-теоретические и методологические аспекты эффективной организации маркетинговых исследований изучены в научных трудах многих экономистов. Подробно рассмотрены вопросы, связанные с маркетинговыми исследованиями в трудах зарубежных ученых, как Ф.Котлер, Ж.Армстронг, Майкл, Дж.Бейкер, Аакер, Дж.Эванс, Б.Берман, D.Rosa, O.L.Rua, E.E.Wonah, C.U.Sonye, R.Abdul Majeed, K.V.Sriram, P.Verma, S.A.Kharma, М.Портер и других

В странах содружества независимых государств маркетинговыми исследованиями занимались ученые С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик, Г.А. Черчилль, И.К. Белявский, Е.П. Голубков, А.В. Куликова, Д.Е. Коротков, Н.Б. Сафронова, И.Е. Корнеева, Ю.А. Мартынов, С.В. Полевода и многие другие ученые.

20Market Analysis and Research, International Trade Centre (ITC). List of exporters for the selected product Product: 2019. http://www.trademap.org/

21 Узбекистан Республикаси Президентининг 2018 йил 3 майдаги "Чарм-пойабзал ва муйначилик сохдларини ривожлантириш ва экспорт салох,иятини оширишни янада рагбатлантириш чора-тадбирлари тугрисида"ги П^-3693-сон карори.

© ®

ISSN 2181-2357

Т. 2 №11. 2022

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH_,

ISJIF 2022:5.962

Можно отметить исследовательские работы занимавшихся маркетинговым исследованиям, в частности, изучению потребителей, сегментации, изучению конкурентов и наполнению рынка потребительскими товарами такими узбекскими учеными, как Г.Н. Ахунова, А.Ш. Бекмуродов, Ж.Ж. Джалолов, М.Р. Болтабоев, А.Солиев, И. Иватов, М.А. Икрамов, Ш.Д. Эргашходжаева, А.А. Фаттахов, Д.М. Мухитдинов, М.А. Насриддинова, А.Усманов, М.Юсупов и другие.

Однако, несмотря на проведенный объем научных исследований в данном направлении, в этой научной работе требуется проведения исследования по изучению состояния развития рынка обувной продукции, изучение сегмента местного рынка и конкурентной среды, изучение рыночной конъюнктуры и процессов ценообразования, предложения и рекомендации по улучшению методологической основы маркетинговых исследований, ориентированных на вопросы по совершенствованию и разработке развития.

Методы исследования.

В исследовании использованы статистические группировки, сравнительный анализ, экономико-статистическая оценка, сегментация, эксперимент, корреляционно-регрессионный анализ, прогнозирование, опрос, дискриминантный анализ и другие методы.

Обсуждения

Анализ использования маркетинговых исследований на рынке обуви, рассматривается роль, а также рыночные условия и процессы ценообразования обувной продукции, формирование и развитие рынка обуви, формирование сегментов рынка обуви и развитие конкуренции в этом процессе, роль и место «бренда» на рынке обуви в формировании конкурентной среды, а также анализ рыночной конъюнктуры и ценообразования.

Все обувные предприятия в Узбекистане имеют современный вид и системный производственный процесс от обработки кожи до готовой обуви. В результате на этот сектор приходится 4,1 % занятости в промышленности страны и 8 % в обрабатывающей промышленности. По состоянию на 1 января 2019 года количество предприятий, занимающихся производством обуви в Узбекистане, составило 870, увеличившись примерно в 5 раз по сравнению с 2010 годом, а производство обуви - в 3,8 раза (рис. 1).

В обувной промышленности Узбекистана в последние годы после обретения независимости увеличилось производство, изменился состав ассортимента и расширен экспорт готовой продукции за счет улучшения качества продукции. Экспорт обуви из Узбекистана в 2017 году (по коду TIF TN 64) составил 11,9 млн. долларов США, ее доля в мировом экспорте составила 0,009 %, а в 2019 году она утроился до 35,6 млн. долларов США, доля экспорта составила 0,024 %.

© ®

172

14000

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

10000

2000 Щ__Щ

0000 и^!

Illll

2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 год год год год год год год год год год

■■ Производство обуви, тысяча пар -Количество предприятий, единица

Рис. 1. Объем производства обувных изделий и количества предприятий в

Узбекистане.

По данным ассоциации «Узчармсаноат», экспортировано продукции на 38,2 млн. долларов было для этого было использовано 12,9 тыс. тонны кожаной обуви, была задействована дополнительная мощная технология, позволяющая производить 3,2 млн.шт мужской обуви, 7,8 млн. шт. женской обуви и 3,65 млн. шт. детской обуви.

Государственная политика, направленная на развитие рынка обуви в Узбекистане, положительно повлияла на развитие рыночной деятельности предприятий, увеличив долю отечественной продукции на внутреннем рынке. Узбекско-германское СП «UzSalaman» в Ферганской области, имеющее собственный местный бренд как крупнейший производитель обуви в Узбекистане, представляет собой крупное предприятие, внедрившее замкнутый цикл переработки сырья в готовую обувь. Компания работает с 1998 года на основе маркетинговой программы, направленной на обеспечение внутреннего рынка качественной обувью. В компании работает 354 сотрудника, в том числе 25 административных сотрудников. Основное направление деятельности - комплекс пошива, обработка готовой обуви, обработка кожаных изделий и производства из нее готовой обуви.

Ассортимент производства продукции состоит из мужской обуви, женской обуви, детской обуви. На основе своевременного применения принципов работы и управления в соответствии с требованиями рынка и жесткой конкуренции наблюдается дальнейшее повышение эффективности предприятия, стабильный рост экспорта и продаж на внутреннем рынке.

В 2012-2019 годах обувная продукция узбекско-германское СП «UzSalaman» предназначалась для экспорта и внутреннего рынка, который охватывает большой объем импортозамещающей продукции. Основная содержательно-сущностная стратегия, реализуемой компанией, - это занимать достойное место на мировом рынке. В то же время это определяется производством конкурентоспособной продукции на внутреннем рынке и, соответственно, активизацией усилий по

© ®

занятию значительного места в стране (таблица 1).

Т. 2 №11. 2022

Таблица 1

Реализация обувных изделий по ассортименту в Узбекско-Германском

Реализовано, всего На внутренном рынке

№ Вид товара Тыс пар В отношении ко всем Тыс пар В отношении ко всем

1. Мужские обуви 1560 27,4 485 41,0

2. Женские обуви 516 9,2 47 4,1

3. Детские обуви 240 4,2 10 0,8

4. Девичьи-детские обуви 360 6,2 22 1,9

5. Другие изделия 756 13,4 101 8,6

ВСЕГО 5688 100 1182 100

Продажи продукции узбекско-германского совместного предприятия UzSalaman в 2019 году составили 5 688,0 тыс. единиц, из которых 27,4 % - мужская обувь, отвечающая требованиям конкурентоспособности на мировом рынке. В результате растущих позиций компании на внутреннем рынке увеличилось и количество покупателей ее продукции.

Ассортимент обувной продукции нового поколения должен быть многофункциональным, обладать характеристиками комфорта, здоровья человека, безопасностью для человека, значительно повышать экологическую безопасность. Помимо моды, функциональные свойства обуви также сыграли важную роль в ее успешной продаже. Также важно обращать внимание на функциональные свойства обуви, такие как эластичность, легкость, сохранение тепла, отсутствие потоотделения и т.д., что является ключевым условием конкурентного преимущества.

Узбекско-германское СП «UzSalaman» достаточно прибыльное. При выходе предприятия на полную мощность срок окупаемости инвестиций составляет 4 года 2 месяца. Кроме того, согласно точным расчетам, с учетом времени, необходимого для строительства завода, реконструкции существующих производственных ресурсов и вывода производства на полную мощность, проект начал приносить чистую прибыль через 7 лет после начала строительства. С точки зрения дисконтированной прибыли, проект полностью окупается через 8 лет.

Есть схожесть сегментов обувных изделий по моделям, в выборе размера изделия, цены, места покупки. Поэтому состав продуктов по цвету, цветку, размеру, цене также является общим, и его целесообразно определять и наметить в рамках сформированных потребностей и вкусов потребителей. Эти работы выполнялись при изготовлении мужской обуви (таблица 2).

22 Источник: "Ц^а1атап"расчёты произведены на основе сведений узбекско-германского СП.

T. 2 №11. 2022

1ЭЛР 2022:5.962 Таблица 2

Оценка конкурентоспособности в сегменте мужской обуви23

Показатели Стоимость показателей Предприятий Ферганской области Предприятий Наманганской области Совместное предприятие UzSalaman»

В баллах В коэф. Инд. балл Взвеш. балл Инд. балл Взвеш. балл Инд. балл Взвеш. балл

Качества обуви 8 0,27 7 1,89 8 2,16 9 2,43

Цена обуви 7 0,23 5 1,15 8 1,84 9 2,07

Представление обуви, показ, продажа, советы 6 0,20 5 1,0 7 1,40 8 1,60

Общение с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

потребителями, привлечение и их убеждение 5 0,17 4 0,68 7 1,19 8 1,36

Брэнд предприятии 4 0,13 3 0,39 4 0,52 5 0,65

Всего: 30 1,0 5,11 7,11 8,11

При оценке конкурентоспособности по десятибалльной системе целесообразно различать три уровня: если общий балл сегмента 7 и выше, уровень конкурентоспособности высокий, от 4 до 7 - средний и 4 - низкий.

Как видно из таблицы, узбекско-германское СП «^Ба^шап» имеет самую высокую конкурентоспособность в сегменте - 8,11 балла. Общий балл конкурентоспособности предприятий Ферганской области составил 5,11, что ниже, чем в Наманганской области. Конкурентоспособность предприятий Наманганской области составляет 63 % от конкурентоспособности узбекско- германского СП «и2Ба1ашап» и 72% от конкурентоспособности индивидуальных мастеров. Конкурентоспособность узбекско-германского СП «и2Ба1ашап» умеренная и занимает определенную часть сегмента. Его основная задача в рыночных сегментах Ферганской области - реализация ориентированных на потребителя стратегий бренда, направленных на обеспечение конкурентных преимуществ. Компания доминирует на рынке обувного бренда. Бренд помогает классифицировать название бренда, создавая имидж в сознании потребителей. В частности, логотип узбекско-германского СП «и2Ба1ашап» завоевал преимущество в рыночной конкуренции под лозунгами «Вы заслуживаете изящества и удобства», «Вы не устанете, ваши ноги будут отдыхать», «Вы заслужили Это". Идентификация бренда и2Ба1ашап стала ключевым инструментом формирования стоимости. В сегменте мужской обуви преимущество бренда узбекско-германского совместного предприятия и2Ба1ашап позволило компании продавать свою продукцию по ценам до 50 % выше, чем у конкурентов.

Важным условием формирования устойчивой конкурентоспособности предприятия является стратегия совершенствования продукции и расширения ассортимента в соответствии с потребительскими характеристиками. Достижение поставленных стратегических целей ставит задачу организации эффективных

23 Составлен на основе результатов маркетинговых исследований автора. @ ®

175

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962

маркетинговых исследований, использования методов стратегического анализа.

Предложение товаров на рынке не достигается только за счет расширения ассортимента. Если предлагаемый набор товаров близок друг к другу по качеству, ассортименту и цене, то в процессе продажи на первом месте стоит услуга. Обслуживание в торговых точках обуви будет рассматриваться как важнейшее средство дальнейшего повышения конкурентоспособности предлагаемой обуви.

В связи с этим необходимо постоянно изучать деятельность предприятий, реализующих продукцию узбекско-германского СП «UzSalaman». Преимущества использования экспериментальных методов из этих исследований высоки. Существует несколько типов экспериментальных моделей:

1) исходный эксперимент; 2) эксперимент, направленный на получение начальных и конечных результатов в экспериментальной группе; 3) эксперимент по статической группировке; 4) начальный и заключительный эксперимент с использованием контрольной группы; Благодаря экспериментальным методам новые и постоянные клиенты, посещающие обувной магазин в потребительском сегменте, имеют возможность постоянно оценивать с помощью начальных и конечных экспериментальных методов.

В качестве экспериментальной и контрольной группы он позволяет сравнивать потребительский сегмент на основе пола, возраста или разовых посещений, а также анализировать дисперсию постоянных клиентов. Обобщенные показатели, полученные по результатам анкетирования, представлены в таблице 3.

Таблица 3

Результаты дисперционного анализа узбекско-германского СП «UzSalaman» по специализированной торговой точке24

Сегменты Счет 1 Сумма Средняя стоимость Дисперсия

По всем выбранным факторам f(Xn)

Женщины 101 -118 -1,2 12,3

Мужчины 101 88 0,9 14,8

ежгрупповая дисперция 7,2 %

F крит= 3,8<Ехисоб= 15,5; P(value) = 0,0001;

По торговому объекту - f (Х1)

Женщины 101 -13 -0,13 3,77

Мужчины 101 -28 -0,28 2,02

ежгрупповая дисперция 0,1 %

F крит= 3,8<Ехисоб= 15,5; P(value)=0,53;

По торговому работнику - f(X2)

Женщины 101 -7 -0,07 3,29

Мужчины 101 34 0,34 3,47

ежгрупповая дисперция 1,2 %

F крит= 3,8<Ехисоб= 15,5; P(value)=0,11;

По торгово-технологическому процессу - f (Х3)

Женщины 101 -32 -0,32 3,00

Мужчины 101 90 0,89 3,52

ежгрупповая дисперция 10,2 %

24 Составлен на основе результатов маркетинговых исследований автора.

176

T. 2 №11. 2022

F крит= 3,8<Ехисоб= 15,5; P(value)= 0,00001;

По торговой культуре - f (Х4)

Женщины 101 -66 -0,65 1,97

Мужчины 101 -4 -0,04 2,90

М ежгрупповая дисперция 3,7 %

F крит= 3,8<Ехисоб= 15,5; P(value)= 0,005;

Уровень принятия услуг, оказываемых потребителям в торговых точках обувной продукции, формируется на основании анкетирования по соответствующим сегментам (опыт и контрольная группа) по следующим критериям: объект продажи - Х1; продавец - Х2; коммерческий технологический процесс - Х3; торговая культура - Х4.

По результатам анализа, в мужском и женском сегменте суммарная разница в общем количестве выбранных факторов в специализированной торговой точке узбекско-германское СП «UzSalaman» составляет 7,2 %. Потребительский сегмент не устраивают торговые точки, в которых продается продукция компании. Женский сегмент от услуг торгового персонала в торговых точках имеет более низкий уровень удовлетворенности, чем мужской сегмент, и разница составляет 1,2 процента. Организация коммерческих технологических процессов для женского сегмента невысока и на 10,2 % отличается от условий, созданных для мужчин. Культура продаж в торговой точке не сформировалась, и выбранные сегменты негативно относятся к формированию культуры продаж.

Заключение

По результатам исследования, обувь, производимая СП «ШБа^шап», конкурентоспособна по качеству и цене, но условия, созданные для потребителей в рознице, и низкая культура продаж оказали негативное влияние на конкурентоспособность предприятия. Соответственно, целесообразно принимать решение на основе эффективного использования маркетинговых исследований, направленных на обеспечение конкурентных преимуществ предприятий на внутреннем рынке.

Список использованной литературы:

1. Abdullaev, A. (2021). Covid-19 pandemic in central Asia: policy and environmental implications and responses for SMES support in Uzbekistan. In E3S Web of Conferences (Vol. 258). EDP Sciences. Doi: https://doi.org/10.1051/e3sconf/202125805027

2. Abdullaev, A. M. & ets. (2021). Institutional transformation of the business sector. - Oeprarn: Al-Ferganus, 180 p. - ISBN 978-9943-7189-9-9. - Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5457089 .

3. Abdullaev, A. M. (2018). Activation of foreign economic relations on the basis of innovative development. Practice of Uzbekistan. Mauritius: International Book Market Service Ltd., member of OmniScriptum Publishing Group,160 p. ISBN 978-613-988371-4.

177

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

RESEARCH!_,

ISJIF 2022:5.962

4. Abdullaev, A. M. (2020). Problems of forming conditions for increasing innovation activities in Uzbekistan. Экономика и социум. 8(75). - P. 3-7.

5. Abdullaev, A. M. (2021). Problems of methodology for assessing the competitiveness of small businesses. ISJ Theoretical & Applied Science, 10 (102), 981987. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.10.102.112

6. Akramovich, I. M., & Muratovna, N. N. (2019). Importance of Peculiarities of Services in Management of Enterprises. Asian Journal of Technology & Management Research [ISSN: 2249-0892], 9(1).

7. Imamov O. Sh., & Ikramov M.A. (2021). Corporate Insurance Development Trends In The Republic Of Uzbekistan. Euro-Asia Conferences, 7(1), 582-584. Retrieved from http://papers.euroasiaconference.com/index.php/eac/article/view/185

8. Ivanovich, K. K. (2020). About some questions of classification of institutional conditions determining the structure of doing business in Uzbekistan. South Asian Journal of Marketing & Management Research, 10(5), 17-28. Doi: https://doi.org/10.5958/2249-877X.2020.00029.6

9. Kurpayanidi, K.I. (2022). On the problem of developing an investment policy strategy in the context of institutional transformation. SJ International journal of theoretical and practical research, 2 (3), 7-23. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6503328

10. Mamurov D.E. Management of innovative activity of business entities in industry: monograph / edited by M.A.Ikramov. - Fergana polytechnic institute. AL-FERGANUS, 2022. - 200 c.

11. Margianti, E. S., (2020). Role of goal orientation as a predictor of social capital: Practical suggestions for the development of team cohesiveness in SME's. Monograph. Gunadarma Pulisher, Indonesia. Doi: http://dx.doi.org/10.13140/RG.2.2.28953.44641

12. Margianti, Eko Sri, Ikramov, Murat Akramovich, Abdullaev, Alisher Makhmudovich, & Kurpayanidi, Konstantin Ivanovich. (2022). Development of the business sector of the economy in the context of institutional transformation. In Development of the business sector of the economy in the context of institutional transformation (Version 1, p. 205) [Computer software]. Gunadarma Publisher. https://doi.org/10.5281/zenodo.6658834

13. Mukhsinova, S. O. end ets. (2021). The problem of optimal distribution of economic resources. ISJ Theoretical & Applied Science, 01 (93), 14-22.

14. Nabieva, N. M. (2021). Digital marketing: current trends in development. Theoretical & Applied Science, (2), 333-340. Doi: https://dx.doi.org/10.15863/TAS.2021.02.94.65

15. Бекмуродов А.Ш., Косимова М.С., Эргашходжаева Ш.Дж. Стратегический маркетинг. - Т., 2010

16. Икрaмов М.А., Абдухалилова Л.Т. Маркетинг тадкикотлари. - Т., 2017

17. Икрамов, М. А., & Алимов, Г. А. (2019). Формирование спроса как фактор инновационного развития Узбекистана. In Экономический рост России: проблемы и стратегические перспективы (pp. 38-44).

18. Котлер Ф., Келлер К.Л. Маркетинг менеджмент. - СПб., 2014

178

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

RESEARCH!_,

ISJIF 2022:5.962

19. Курпаяниди, К. И. (2022). Теоретические аспекты развития предпринимательства. Экономика и бизнес: теория и практика. 3-1(85). - С. 186188. - Doi 10.24412/2411-0450-2022-3-1-186-188.

20. Курпаяниди, К. И. (2022). Факторы и направления развития институтов в сфере малого предпринимательства. Проблемы современной экономики, 3.

21. Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы разработки стратегии инвестиционной политики в условиях институциональной трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlarxalqaro jurnali, 2 (3), 7-23. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6503328

22. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. - М., 2018

23. Минетт С. Маркетинг: разные подходы к разным клиентам. - М., 2004

24. Михайлов, А. Б. К вопросам инвестирования в человеческий капитал / А. Б. Михайлов, Д. Э. Муниров // Экономика и социум. - 2021. - № 12-2(91). - С. 239249.

25. Михайлов, А.Б. (2022). К вопросам подготовки конкурентоспособных кадров для сферы услуг в условиях цифровых изменений. Oliy ta'lim muassasalarida raqobatbardosh kadrlar tayyorlashning zamonaviy integratsiyasini ta'minlash: muammolar va yechimlar. Uzbekistan, Kokand. С. 65-70. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6649327

26. Расулов Н.Н. Особенности маркетинга потребительских товаров в условиях стратегического развития. «Иктисодий ресурслардан фойдаланиш самарадорлигини ошириш йуналишлари». (Республика илмий-амалий анжумани материаллари). - ФарFона, 2015 йил, 206-207 б.

27. Расулов Н.Н. Повышение эффективности управления диверсификацией деятельности предприятий обувной промышленности. Наука сегодня: проблемы и пути решения. (материалы международной научно-практической конференции) г. Вологда, 25 марта 2020 г. - Вологда: ООО «Маркер», 2020, 104 б.

28. Расулов Н.Н. Пойафзал мах,сулотлари бозорида маркетинг фаолияти ва уни амалга оширилиши. // Сервис. 2019 й, 3-махсус сони. 131-135 б.

29. Расулов Н.Н. Пойафзал мах,сулотлари бозорини шаклланиш ва ривожланишида маркетинг. // Иктисодиёт ва таълим. 2019 й. 6-сон. 56-61 б.

30. Толибов, И. Ш. (2019). К вопросу оценки состояния и эффективности инфраструктуры предпринимательства в регионах Узбекистана. Экономика и бизнес: теория и практика, (1).

31. Тухлиев И.С. Особенности матриц SWOT и БКГ в стратегическом планировании организационных систем. - Т., 2014

32. Фатта^ов А.А. ва бошкалар. Маркетинг: бошкарувнинг бозор концепцияси. -Т., 1999

33. Эргашходжаева Ш.Ж. Бозор ракобати шароитида кишлок жойларида кооперацияни ривожлантиришнинг маркетинг стратегияси. Диссертация. - Т. Т., 2014.

179

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.