Научная статья на тему 'МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ'

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инновации / маркетинговые инновации / устойчивое развитие / устойчивое конкурентное преимущество / социальные сети / innovation / marketing news / sustainable development / sustainable competitive advantage / social networks

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Akhunova, Marifat Khakimovna

Постоянно растущие инновации в функции достижения конкурентного преимущества определили совершенно новую концепцию и классификацию инноваций. Сегодня термин инновация означает не только значительное улучшение технологии процессов и продуктов, но и инновационный процесс в области человеческих ресурсов, особенно в управлении маркетингом. По указанным выше причинам в статье особое внимание уделяется анализу маркетинговых инноваций и их все более существенного влияния на процесс достижения устойчивого конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MARKETING INNOVATIONS IN THE ECONOMY: PROBLEMS AND DEVELOPMENT PROSPECTS

The growing importance of innovation in the function of achieving sustainable competitive advantage has defined an entirely new concept and innovative classification. Today, the term innovation not only means a significant improvement in process and product technology, but it also refers to an innovative process in the field of human resources, especially in marketing management. For the reasons mentioned above, the article pays special attention to the analysis of marketing innovations and their increasingly significant impact on the process of achieving sustainable competitive advantage.

Текст научной работы на тему «МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ»

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH

International journal of theoretical and practical research

Scientific Journal

Year: 2G22 Issue: 11 Volume: 2 Published: 3G.11.2G22

http://alferganus.uz

Citation:

Akhunova, M. K. (2022). Marketing innovations in the economy: problems and development prospects. SJ

International journal of theoretical and practical research, 2 (11), 106-112.

Akhunova, M. K. (2022). Маркетинговые инновации в экономике: проблемы и перспективы развития. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (11), 106-112.

Doi:

https://dx.doi.org/G.5281/zenodo.7391G81

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962 QR-Article

Akhunova, Marifat Khakimovna

Senior Lecturer, Department of Economics Fergana Polytechnic Institute

Email: m. axunova@ferpi.uz

UDC 338.45

MARKETING INNOVATIONS IN THE ECONOMY: PROBLEMS AND

DEVELOPMENT PROSPECTS

Abstract. The growing importance of innovation in the function of achieving sustainable competitive advantage has defined an entirely new concept and innovative classification. Today, the term innovation not only means a significant improvement in process and product technology, but it also refers to an innovative process in the field of human resources, especially in marketing management. For the reasons mentioned above, the article pays special attention to the analysis of marketing innovations and their increasingly significant impact on the process of achieving sustainable competitive advantage.

Keywords: innovation, marketing news, sustainable development, sustainable competitive advantage, social networks

МАРКЕТИНГОВЫЕ ИННОВАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ: ПРОБЛЕМЫ И

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Ахунова Марифат Хакимовна

Старший преподаватель Кафедра «Экономика» Ферганский политехнический институт Email: m.axunova@ferpi.uz

© ®

10S

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH _,

ISJIF 2022:5.962

Аннотация. постоянно растущие инновации в функции достижения конкурентного преимущества определили совершенно новую концепцию и классификацию инноваций. Сегодня термин инновация означает не только значительное улучшение технологии процессов и продуктов, но и инновационный процесс в области человеческих ресурсов, особенно в управлении маркетингом. По указанным выше причинам в статье особое внимание уделяется анализу маркетинговых инноваций и их все более существенного влияния на процесс достижения устойчивого конкурентного преимущества.

Ключевые слова: инновации, маркетинговые инновации, устойчивое развитие, устойчивое конкурентное преимущество, социальные сети.

IQTISODIYOTDA MARKETING INNOVATSIYALARI: MUAMMOLAR VA

TARAQQIYOT ISTIQBOLLARI

Axunova, Ma'rifat Xakimovna

"Iqtisodiyot" kafedrasi katta o'qituvchisi Farg'onapolitexnika instituti

Annotatsiya. Raqobatbardosh ustunlikka erishish funktsiyasida innovatsiyalarning tobora ortib borishi mutlaqo yangi kontseptsiya va innovatsion tasnifni aniqladi. Bugungi kunda innovatsiya atamasi nafaqat jarayon va mahsulot texnologiyasini sezilarli darajada takomillashtirishni anglatadi, balki u inson resurslari sohasidagi, ayniqsa marketing menejmentidagi innovatsion jarayonni ham anglatadi. Yuqorida aytib o'tilgan sabablarga ko'ra maqolada marketing yangiliklarini tahlil qilishga va uning barqaror raqobatbardosh ustunlikka erishish jarayoniga tobora sezilarli ta'sir ko'rsatishiga alohida e'tibor beradi.

Kalit so'zlar: innovatsiyalar, marketing yangiliklari, barqaror rivojlanish, barqaror raqobatbardosh ustunlik, ijtimoiy tarmoqlar

Введение

Как нам известно, инновации являются движущей силой новой экономики. Новая экономика в основном наукоемкая, быстрая, характеризуется изменениями и гиперконкуренцией [1].

В современных условиях скорость изменений становится все более важным параметром в достижении конкурентоспособности [2]. Поэтому, по мнению Г. Шеве (2019), известного автора в области менеджмента, говорит, изменение — это новое, что это не так, но то, что скорость изменений увеличивается, является новым. Единственные константы, которые будут сильными и доминирующими в будущем, — это изменения и знания, и они обеспечат наиболее подходящие решения [3]. В самом широком смысле инновация - это практическое применение новых идей. При таком широком определении следует различать понятия творчества и инновации. Креативность — это способность создавать новые идеи, а инновации — это реализация новых идей и представляет собой процесс создания

© ®

107

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

новых вещей. Помимо значительного улучшения продуктов и услуг, инновации также связаны с процессом сбора и обработки идей и их реализации [4].

Анализ использованной литературы

Маркетинговые инновации, являясь одновременно и разновидностью инноваций, и направлением инновационного развития, трактуются исследователями не однозначно. Большинство ученых рассматривают маркетинговые инновации через призму создания новых товаров или услуг (Shelanski, H. A.(2012), Eppinger, S. D. (2001), Macdonald, S. (1998)., Kotler, P., Burton, S., Deans, K., Brown, L., & Armstrong, G. (2015), Baines, P., Fill, C., & Rosengren, S. (2017), Chen, Y. (2006), Kahn, K. B. (2018), Lhuillery, S. (2014), Ashurov M., Kurpayanidi K.(2021) и др. [5,6,7,8,9,10,11,12,13] выделяют шесть основных подходов к созданию нового товара - основанные на модуляциях, на изменении размера, на упаковке, на дизайне, на создании дополнений, на снижении усилий.

Новый товар, по мнению П. Дойля, должен соответствовать четырем критериям [14]:

1. Важность новых выгод для потребителя.

2. Уникальность нового товара по сравнению с конкурентами.

3. Устойчивость нового товара перед действиями конкурентов.

4. Прибыльность нового товара для компании-производителя.

Рычкова Н.В. также отмечает, что маркетинговые инновации — это идея или продукт, субъективно воспринимаемые потребителем как новые, отличающиеся от уже существующих, недавно выпущенные на рынок, обеспечивающие новые способы удовлетворения потребностей [15].

В свою очередь, некоторые авторы (И.В. Котляревская и др.), рассматривая маркетинговые инновации, предлагают разделять такие понятия как «инновационный маркетинг» и «маркетинг инноваций». Инновационный маркетинг рассматривается, как новый способ организации и управления маркетинговой деятельностью на предприятии, в то время как маркетинг инноваций включает также и разработку маркетинговой стратегии инновационных товаров.

Анализ и результаты

Инновация — это новый или значительно улучшенный продукт, услуга, процесс, новый метод маркетинга или означает внедрение организационного метода, новая деловая практика во внутренних или внешних коммерческих организациях.

В современной экономике организации, которые понимают новые правила маркетинга развивают прямые отношения с потребителями. Основная цель маркетинговых новостей заключается в улучшении процесса идентификации и прибыльном удовлетворении потребностей клиентов.

Инновации являются ключевым фактором конкурентоспособности. В сегодняшнюю цифровую эпоху важно максимально использовать новые коммуникационные технологии и Интернет, особенно в маркетинге и продажах. Реальные проблемы на сегодняшний день стоят перед руководством компаний:

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

какие маркетинговые инструменты сохранить и усилить, какие оставить и какая стратегия продаж наиболее эффективна.

В настоящее время недостаточно знать, что ищут потребители. Те, кто знаком с тенденциями рынка, могут предсказать, на какие продукты обратят внимание потребители.

Изменения стали более частыми и четкими. Изменения стали «законом рынка». Однако самой большой угрозой является ускорение изменений. Изменения стали решающим фактором для специалистов по маркетингу и продажам. Конечно, иногда лучше сохранить позицию на рынке и сохранить долю рынка. Хороший старт на конкурентной арене идеален, когда волны рецессии начинают затухать.

Внедряя новые маркетинговые методы и мероприятия, организация стремится установить более тесные отношения с клиентами и это ставит их в положение, когда клиенты становятся сторонниками организации - потребители лояльны к организации и рекомендуют их своим референтным группам. Несмотря на вышеизложенное, другие цели маркетинговых инноваций включают: выход на новые рынки, т.е. повышение узнаваемости продукта и присутствия на рынке, а также достижение больших масштабов и частоты продаж. Маркетинговые инновации есть внедрение нового метода маркетинга, включая значительные изменения в дизайне или упаковке продукта, его размещении, продвижении на рынок или в назначении цены. Маркетинговые инновации направлены на лучшее удовлетворение нужд потребителя, открытие новых рынков или завоевание новых позиций для продукции предприятия на рынке с целью увеличения объема продаж.

Отличительной чертой маркетинговой инновации по сравнению с другими изменениями в маркетинговом инструментарии является внедрение метода маркетинга, который ранее не использовался данным предприятием. Это изменение должно быть частью новой концепции или стратегии маркетинга, представляющей собою значительный отрыв от ранее существовавших на предприятии маркетинговых методов [16,17].

Маркетинговые инновации основаны на развитии четырех взаимосвязанных инструментов, направленных на удовлетворение потребностей потребителей путем достижения устойчивого конкурентного преимущества. Таким образом, маркетинговые инновации предполагают использование совершенно новых маркетинговых стратегий, маркетинговых концепций или новых маркетинговых методов, которые никогда не применялись в организации. ^ Еу основан на сочетании следующих элементов:

■ значительно улучшенный дизайн продукта (изменения формы и упаковки),

■ реализация новой ценовой стратегии,

■ реализация совершенно новой концепции розничной торговли (внедрение совершенно новых каналов сбыта),

■ реализация совершенно новой концепции поддержки (реклама в социальных сетях).

Инновация в дизайн-маркетинге — это существенное изменение следующих элементов, которые организация в первую очередь применяет ко всем

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

существующим продуктам: внедрение совершенно нового дизайна для достижения совершенно разных и специфических целей. внешность; совершенно новый, дифференцированный, оригинальный внешний вид продукта, значительные изменения внешнего вида, формы, цвета и стиля для получения внешнего вида. Инновации в маркетинге упаковки продуктов включают существенные изменения в следующих элементах: защитная функция упаковки, значительное улучшение материалов, надежность и удовлетворение при открытии и использовании упаковки, улучшение использования упаковки, реклама/продажи, действия по идентификации, содержащие дополнительную информацию по значительному улучшению формы и размеров упаковки.

Маркетинговые инновации в ценообразовании включают в себя использование организацией совершенно новой стратегии ценообразования для своих продуктов и услуг впервые на конкретном рынке. Примером маркетинговой инновации в ценообразовании является применение новых переменных цен, основанных на факторах спроса на конкретный продукт или услугу.

Например, инновацией является первое использование этого метода организацией и включает в себя утверждение скидок в магазине для потребителей с определенными кредитными или льготными картами, выпущенными организацией. Скидки могут быть финансовыми или физическими, когда потребитель покупает большее количество по той же цене или получает совершенно новый продукт в качестве бонуса. Другой пример приводится в качестве маркетинговых новостей.

Маркетинговыми нововведениями может стать внедрение нового интерактивного метода «онлайн» ценообразования на сайте организации. Услуга «Онлайн» позволяет потребителю выбрать набор необходимых товаров на сайте организации и получить цену, сформированную только исходя из характеристик выбранных товаров.

Внедрение новых каналов сбыта и маркетинговые инновации включают в себя внедрение новых методов маркетинга, которые никогда не применялись в организации.

Маркетинговая деятельность компании для получения наилучших эффектов должна быть гармонизирована. Каждая форма общения имеет свои особенности, в том числе общение через соцсети, это для соцсетей требует создания пользовательского сообщения.

В интерактивную эпоху двадцать первого века организации разрабатывают стратегии, как получить устойчивое конкурентное преимущество на основе информации, которую они собирают о клиентах [19,20].

В конкурентной среде организации не могут полагаться исключительно на внутреннюю среду исследований и разработок [21-23]. В соответствии с моделью инноваций «подключи и развивай» необходимо привлекать партнеров вне компании. Компании могут получить устойчивое конкурентное преимущество, создав единую общую концепцию ценности для потребителей и дифференцируясь на основе своего вклада в устойчивое развитие.

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL ANO PRACT

RESEARCH

Заключение

В заключении хотелось бы подвести следующие итоги. Внедрение новых каналов продаж предполагает внедрение совершенно новых методов маркетинга и продажи товаров/услуг покупателям. Внедрение новых каналов сбыта не всегда улучшает маркетинговые инновации, логистику (транспортировку, хранение и обработку продукции). Примеры маркетинговых инноваций, связанных с внедрением новых каналов сбыта, которые включают:

1) Внедрение лицензионных продуктов, франчайзинга, эксклюзивных продаж и прямых продаж (внедрение собственной сети продаж, то есть сети собственных розничных центров или прямое развитие интернет-продаж).

2) В основе всей рекламной деятельности лежит процесс коммуникации. Поэтому понятие рекламы представляет собой механизм коммуникации и обмена информацией между потребителями и организациями. Задача продвижения состоит в том, чтобы информировать, напоминать и побуждать потребителей к покупке и потреблению определенных продуктов.

Устойчивое развитие - важное направление маркетинга. Помимо экономической стабильности, компания должны достичь целей экологической устойчивости. В сегодняшних экономических условиях предпочтение отдается тем компаниям, которым удается успешно связать инновации и маркетинг. Инновации можно рассматривать как актив компании, который напрямую связан с маркетинговой обратной связью.

Таким образом, маркетинговых инноваций в экономике требуют отдельного исследования и интерпретации. Одним из первых шагов, направленных на развитие маркетинговых инноваций, становится разработка методологических подходов к разработке инновационных маркетинговых стратегий. Ключевым направлением инновационных изменений в маркетинговой деятельности должно стать применение ИКТ для совершенствования различных аспектов маркетинговой деятельности, создания инновационного маркетингового инструментария.

1. Курпаяниди, К.И. (2022). Вопросы разработки стратегии инвестиционной политики в условиях институциональной трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (3), 7-23. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6503328

2. Михайлов, А.Б. (2022). К вопросам подготовки конкурентоспособных кадров для сферы услуг в условиях цифровых изменений. Oliy ta'lim muassasalarida raqobatbardosh kadrlar tayyorlashning zamonaviy integratsiyasini ta'minlash: muammolar va yechimlar. Uzbekistan, Kokand. С. 65-70. Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.6649327

3. Шеве, Г., Хюзиг, С., Гумерова, Г., & Шаймиева, Э. (2019). Менеджмент цифровой экономики. Менеджмент 4.0.

4. Kurpayanidi K.I. (2022). Issues of innovation and innovation management in the context of economic transformation: monograph / Kurpayanidi K.I., edited by

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список использованной литературы:

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

RESEARCH!_,

ISJIF 2022:5.962

M.A.Ikramov. - Fergana polytechnic institute. AL-FERGANUS, 2022. - 280 p. ISBN 978-9943-8579-2-6. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.7220693

5. Shelanski, H. A. (2012). Information, innovation, and competition policy for the Internet. U. Pa. L. Rev., 161, 1663.

6. Eppinger, S. D. (2001). Innovation at the speed of information. Harvard business review, 79(1), 149-158.

7. Macdonald, S. (1998). Information for innovation: Managing change from an information perspective. OUP Oxford.

8. Kotler, P., Burton, S., Deans, K., Brown, L., & Armstrong, G. (2015). Marketing. Pearson Higher Education AU.

9. Baines, P., Fill, C., & Rosengren, S. (2017). Marketing. Oxford University Press.

10. Chen, Y. (2006). Marketing innovation. Journal of economics & management strategy, 15(1), 101-123.

11. Kahn, K. B. (2018). Understanding innovation. Business Horizons, 61(3), 453-460.

12. Lhuillery, S. (2014). Marketing and persistent innovation success. Economics of Innovation and New Technology, 23(5-6), 517-543.

13. Ashurov, M.S., Kurpayanidi, K.I. (2021). Problems and solutions for the formation of a competitive national innovation system. Monograph. Edited by Doctor of Economics, Professor Ikramov M.A., Fergana: Al-Ferganus, 2021.- 102 p. ISBN: 978-9943-7706-07. DOI: https://doi.org/10.5281/zenodo.5676027

14. Дойль, П., & Штерн, Ф. (2007). Маркетинг, менеджмент и стратегии.

15. Рычкова, Н. В. (2009). Маркетинговые инновации. М.: КноРус.

16. Котляревская, И. В., Баженов, И. А., & Осипов, М. И. (2002). Маркетинговая парадигма в менеджменте продуктовых инноваций. Маркетинг в России и за рубежом, (2), 3-8.

17. Khakimovna, A. M. (2022). Pandemiyaning dunyodagi innovatsiyalar rivojlanishiga ta'siri. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2(2), 15-22.

18. Axunova, M. R. X. (2022). Innovatsion iqtisodiyotda ayollar tadbirkorligi: muammo va yechimlar. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2(1), 7-14.

19. Abdullaev, A.M. (2021). The problems of assessing the competitiveness of small businesses. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 1 (1), 22-31. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5730975

20. Abdullaev, A. M. & ets. (2021). Institutional transformation of the business sector. - Фергана: Al-Ferganus, 180 p. - ISBN 978-9943-7189-9-9. - Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5457089

21. Tukhtasinova, M. M. (2022). Вопросы подготовки кадров нового поколения в условиях цифровой трансформации. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (4), 126-136. doi: 10.5281/zenodo.6656756

22. Ашуров, М. С., & Шакирова, Ю. С. (2019). Пути повышения экономической эффективности инновационного развития промышленных предприятий. Известия Ошского технологического университета, (З), 265-270.

23. Ashurov, M. S., & Shakirova, Y. S. (2018). Some Aspects of InvestitionInnovation Management in the Economy of Uzbekistan. Scientific-technical journal, 22(2), 116-119.

@ ®

112

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.