Научная статья на тему 'DIGITAL MARKETING IN THE BUSINESS SYSTEM'

DIGITAL MARKETING IN THE BUSINESS SYSTEM Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
digital marketing / marketing trends / social media / social media marketing / advertising. / raqamli marketing / marketing tendentsiyalari / ijtimoiy media / ijtimoiy media marketingi / reklama

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Gafurova, Faina Semyonovna

The article is aimed at the study of the ongoing digital revolution in marketing. Within the framework of consideration of modern tendencies of development of digital marketing the most actual directions of marketing activity in the Internet are revealed. The development of Internet marketing is closely related to the spread of the Internet and its growing popularity. Particular attention is paid to how the development of the Internet is changing some patterns of consumer behavior. Taking into account the fact that the level of Internet penetration in certain regions of the world is still quite low, and in view of the steady increase in the time people spend on the Internet, it is concluded that in the future we should expect a further increase in the importance of digital marketing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIZNES TIZIMIDA RAQAMLI MARKETING

Maqola marketingda davom yetayotgan raqamli inqilobni oʼrganishga bagʼishlangan. Raqamli marketingni rivojlantirishning zamonaviy tendentsiyalarini koʼrib chiqish doirasida Internetda marketing faoliyatining eng dolzarb yoʼnalishlari aniqlandi. Internet-marketingning rivojlanishi internetning tarqalishi va uning tobora ommalashib borishi bilan chambarchas bogʼliq. Dunyoning ayrim mintaqalarida Internetga kirish darajasi hali ham ancha past ekanligini hisobga olgan holda va odamlar internetda oʼtkazadigan vaqtning barqaror oʼsishini hisobga olgan holda, kelajakda biz raqamli marketingning ahamiyatini yanada oshirishni kutishimiz kerak degan xulosaga kelishdi.

Текст научной работы на тему «DIGITAL MARKETING IN THE BUSINESS SYSTEM»

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH

International journal of theoretical and practical research Scientific Journal

Year: 2G22 Issue: 11 Volume: 2 Published: 3G.G8.2G22

http://alferganus.uz

Citation:

Gaziev, X.O., (2022). Improving the organization of environmental from the management of LLC "AVTOOYNA". SJ International journal of theoretical and practical research. 2 (11), 123-130.

Gaziev, X.O., (2022). Улучшение организации экологического менеджмента на ООО «Автоойна». Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (11), 123-130.

Doi:https://dx.doi.org/1G.5281/zenodo.7391154

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

ISJIF 2022:5.962 QR-Article

Gaziev, Xaydarali Ortikovich

Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management Fergana Polytechnic Institute,

E-mail: Xaydargozi@mail.ru UDC 502.35:658

IMPROVING THE ORGANIZATION OF ENVIRONMENTAL FROM THE MANAGEMENT OF LLC "AVTOOYNA"

Abstract. In this work, the results of the investigation of modern problems of system planning and management of environmental management at the enterprise OOO "AVTOOYNA" are presented. Based on the proven analysis and methodological approaches of the theory ofplanning and management, the content and main components of planning technology are proposed, which allow adjusting the process of enterprise management in accordance with changing external conditions.

Key words: planning, management, ecological management, ecological problems, ecological safety, ecological expertise.

Газиев, Хайдарали Ортикович

к.э.н., доцент кафедра «Менеджмент» Ферганский политехнический институт,

УЛУЧШЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА НА ООО «АВТООЙНА»

Аннотация. В данной работе приведены результаты исследования современных проблем системы планирование и управления экологического менеджмента на предприятии ООО «АВТООЙНА». На основе проведенного анализа и методологических подходов теории планирования и управления, предложено содержание и основные составляющие технологии планирования, позволяющие

@ ®

123

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

корректировать процесс управления предприятием в соответствии с изменяющимися внешними условиями.

Ключевые слова: планирование, управление, экологический менеджмент, экологические проблемы, экологическая безопасность, экологическая экспертиза.

"AVTOOYNA" MChJDA ATROF-MUHITNI MUHOFAZA QILISHNI TASHKIL ETISHNI TAKOMILLASHTIRISH

Gaziev, Xaydarali Ortiqovich

i.f.n., dotsenti, "Menejment" kafedrasi Farg'ona politexnika instituti

Annotatsiya. Ushbu maqolada "AVTOOYNA" MChJ korxonasida atrof-muhitni boshqarishni rejalashtirish va boshqarish tiziminingzamonaviy muammolarini o'rganish natijalari keltirilgan. Rejalashtirish va boshqarish nazariyasining tahlili va uslubiy yondashuvlari asosida rejalashtirish texnologiyasining mazmuni va asosiy tarkibiy qismlari taklif etiladi, bu esa o'zgaruvchan tashqi sharoitlarga muvofiq

korxonani boshqarish jarayonini sozlash imkonini beradi.

Kalit so'zlar: atrof-muhitni boshqarish, menejment, rejalashtirish, ekologik muammolar, ekologik xavfsizlik, ekologik ekspertiza.

Введение

Основным понятием экономического механизма охраны окружающей среды является экономический ущерб.

В общем случае под ущербом понимают фактические и возможные потери, возникающие в результате каких-либо событий или явлений вследствие антропогенного воздействия. По характеру проявления выделяют экономический, социально-экономический, социальный и экологический виды ущерба. Количественная оценка ущерба определяется стоимостными, натуральными и балльными показателями.

Под экономическим ущербом от загрязнения окружающей среды понимают денежную оценку фактических и возможных убытков, обусловленных воздействием загрязнения.

Оценка экономического ущерба выполняется несколькими методами: методом прямого счета (сумма величин убытков у всех объектов, подвергшихся воздействию вредных веществ), методом расчета по «монозагрязнителю», укрупненным или эмпирическим методом, по методу обобщенных косвенных оценок и т.п.

Решение любых экологических проблем практически неотделимо от экономических, при этом нерациональное природопользование приводит к экономическим потерям, а недостаток средств мешает справиться с экологическими проблемами.

© ®

124

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

В современных экономических условиях в Республики Узбекистан большие вложения в природоохранную деятельность закладывают основу для сохранения природы, но в то же время заметно снижают прибыльность производства, что, в свою очередь, приводит к отказу от внедрения природоохранных мероприятий. Такого рода эколого-экономические противоречия требуют обоснованного разрешения, для чего применяются экономические рычаги природопользования и охраны окружающей среды.

Обзор литературы

Первым ученым, который ввел понятие «экология» в научный обиход, считается Эрнст Геккель, который понимал экологию как науку о взаимосвязи живых организмов между собой и с окружающей средой. В дальнейшем значение термина расширялось, и постепенно он приобрел более широкие границы, включив в себя множество направлений, в том числе взаимоотношения между окружающей средой и хозяйствующими субъектами, ведущими производственную деятельность.

В середине XX в. сформировалась наука на стыке экологии и экономики — экономика окружающей среды. Формирование этого направления в науке сопровождалось развитием понятийного аппарата. Название научных исследований претерпевало следующие изменения в ходе своего развития: экономика природопользования, экологическая экономика, экономика окружающей среды, экологический менеджмент. Экономика природопользования, по мнению профессора МГУ Т. С. Хачатурова, включает в себя процессы и явления в общественной жизни, вызванные ограниченностью многих ресурсов, ростом масштабов производства и загрязнения окружающей среды.

В современной экономике различные западные и российские исследователи по-разному определяют понятие «Экологический менеджмент». Н. В. Пахомова, А. Эндрис и К. Рихтер считают, что «экологический менеджмент представляет собой систему отношений и одновременно совокупность методов, управляющих решением многообразных природно-ресурсных и экологических проблем, возникающих на различных уровнях экономической иерархии — от предприятия и муниципалитета до общенациональной и глобальной экономики» [1].

Р. Грэй, Дж. Беббингтон, Д. Уолтер определяют экологический менеджмент как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощению политики и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения эффективного управления» [2, 3].

«Экологический менеджмент представляет собой инициативную деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на формирование и реализацию экологической политики и управление экологическими аспектами деятельности организации в рамках общей системы административного управления» [4].

Современные концепции экологического менеджмента несовместимы с варварским расходованием природных ресурсов, нанесением ущерба экосистемам,

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

загрязнением окружающей природной среды. Целью экологического менеджмента должно стать достижение экологической безопасности всех процессов, реализуемых на предприятии, от добычи, производства или покупки сырья до способов хранения, реализации готовой продукции и утилизации отходов. Безусловно, потребление природных ресурсов оказывает негативное влияние на окружающую природную среду, однако человечество не может обойтись без потребления ресурсов, значит нужно ставить целью ЭМ минимизацию негативного влияния хозяйствующих субъектов на окружающую среду и организацию мероприятий по ее восстановлению.

Экологический менеджмент является современным механизмом природоохранной деятельности, которая признана на международном уровне [5].

С.Е. Дерягина считает "Экологический менеджмент - это инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики" [6].

Важным элементом системы экологического менеджмента предприятия является его экологическая политика, которая формируется в рамках хозяйственной деятельности с учетом, состояния окружающей среды; требований законодательных и других государственных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия. При этом важно установить уровень ответственности предприятия за состояние окружающей среды, экологическую безопасность [7].

Бабина Ю.В., Варфоломеева Э.А. определяют «Экологический менеджмент является одним из видов специального менеджмента, представляет собой часть общей системы менеджмента, изучающего основные принципы и закономерности управления (организационную структуру, функции управления, управленческий цикл, стратегию управления, планирование, мотивацию, лидерство и др.) [8].

Анализ и результаты

Система экологического менеджмента является составной частью системы менеджмента предприятия, реализующей задачу охраны окружающей среды. Работа системы должна координироваться с работами в других областях (например, с управлением производством, финансами, качеством, охраной труда и т. д.). Сложность системы экологического менеджмента, объем документации и выделяемые на систему ресурсы зависят от целого ряда факторов, таких как: размер организации и характер ее деятельности, продукции и услуг, области применения системы.

Для любой масштабной деятельности тщательное планирование является необходимым условием успеха. Рекомендуем планирование внедрения СЭМ опереть на несколько основных постулатов:

1) До начала планирования необходимо принять некоторые ключевые решения: определить область действия СЭМ - решить, будет ли СЭМ внедряться сначала в одном или некоторых подразделениях в качестве «пилотного» проекта, или во всей организации одновременно; выбрать приоритеты в соответствии с целями внедрения; определить глубину интеграции систем менеджмента;

© ®

INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACT

RESEARCH

определить степень документирования системы и использования электронной документации; выбрать и обеспечить возможность применения подходов мотивации.

2) Для разработки СЭМ необходимо привлекать специалистов, руководителей среднего и низшего звена подразделений, ответственных за соответствующие действия (это относится к разработке рабочих процедур, определению экологических аспектов, планированию, разработке программ мониторинга).

3) Планирование необходимо разбивать на этапы, для которых ставятся конкретные цели и впоследствии отслеживается их выполнение.

4) При разработке СЭМ необходимо учитывать существующую структуру управления, опыт и потенциал специалистов, планы развития системы управления предприятием [9].

Рассмотрим более подробно содержание работ на этапах, представленных на рисунке 1.

1) Первоначальная экологическая оценка.

При разработке предприятием ООО «Автоойна» СЭМ, оно должно провести оценку исходной ситуации, в процессе проведения которой необходимо рассмотреть четыре направления:

• провести идентификацию экологических аспектов: выявить и оценить потенциальные экологические проблемы, связанные с деятельностью предприятия (и /или его продукции) - с нормальным режимом работы, нештатными ситуациями (включая процессы запуска и останова оборудования), авариями и инцидентами;

• проанализировать произошедшие ранее нештатные ситуации и аварии, меры по их ликвидации (предотвращению), оценить вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствия для окружающей среды и населения, проживающего рядом с предприятием, проанализировать штрафы, налагаемые природоохранными организациями;

• проанализировать требования законодательства и иные нормативные требования, которым должна соответствовать деятельность предприятия [12];

• оценить сложившуюся практику экологического менеджмента на предприятии (ее сильные и слабые стороны) и процедуры экологического менеджмента (в т. ч. по закупкам и заключению контрактов).

Последовательность этапов внедрения СЭМ представлена на рисунке 1.

При этом рекомендуем обратить внимание на:

• прямые выбросы, сбросы;

• деятельность, вызывающую несоблюдение предприятием требований

нормативных документов;

• деятельность, которая может привести к аварийным ситуациям [10];

• деятельность, вызывающую большие затраты;

• требования заинтересованных сторон, предъявляемые предприятию;

• предполагаемые изменения в деятельности предприятия и связанные с ними

воздействия на окружающую природную среду [11].

© ®

Постоянное улучшение (Корректировка)

Анализ со стороны руководства

Корректировка

Проверка

Контроль:

1.Мониторинг и измерения;

2. Оценка соответствия;

3. Несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия;

4. Управление записями;

5. Внутренний аудит

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Экологическая политика

План

Действие

Внедрение и функцио ниро вание:

1. Ресурсы, обязанности, ответственность и полномочия;

2. Компетентность, обучение и осведомлённость;

3. Коммуникации -обмен информацией;

4. Документация;

5. Управление документацией;

6.Управление операциями;

7. Подготовленность к нештатным ситуациям, авариям и ответственные действия

Планирование:

1. Экономические аспекты;

2. Законодательные и другие требования;

3. Цели, плановые эко но мические показатели, задачи и программа(ы)

Рис.1. Последовательность этапов внедрения системы экологического менеджмента (согласно ISO 14001-2007).

Порядок проведения оценки исходной ситуации на предприятии «Автоойна», методы сбора информации и результаты, ожидаемые в результате ее проведения представлены в таблице 1.

Таблица 1

Процесс проведения оценки исходной ситуации

@ ®

128

Направление анализа

Методы сбора информации

Результаты проведения оценки

1. Анализ законодательных требований применимых к деятельности ООО «Автоойна»

2. Анализ воздействий предприятия на ОПС (связанных с нормальными условиями работы и ЧС)

3. Анализ сложившейся практики управления

4. Оценка предшествующих инцидентов, нештатных ситуаций и аварий_

Изучение документов;

✓ Проведение опросов;

✓ Посещение промышленной площадки;

✓ Проверки и измерения ;

✓ Консультации внешних организаций;

✓ Анализ результатов предыдущих проверок.

✓ Выявление проблем, недостатков, приоритетов И

✓ Формирование регистра требований законодательства

✓ Формирование регистра факторов воздействия на ОПС

✓ Определение возможности экономии затрат за счет сокращения экологических

и рисков

✓ Рекомендации по разработке экологической политики предприятия

В данной работе нами предложены предложения, в результате чего улучшится качество атмосферного воздуха, можно будет вести постоянные наблюдения и выявлять изменения в воздухе вовремя, с помощью которых сможем предотвратить отрицательные последствия.

Заключение

В данной работе нами рассматривается предприятие ООО «Автоойна», хотя это предприятие не выбрасывает большое количество вредных отходов, хотим предложить план мероприятий ООО «Автоойна» по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов.

Как было сказано выше на территории ООО «Автоойна» не существует специального места для временного хранения бытовых отходов, предлагаем образовать место для временного хранения бытовых отходов;

• следующее предложение обеспечение своевременного вывоза отходов на территории предприятия;

• сбор ртутных ламп и сдача их на демеркуризацию;

• измерение количество выхлопных газов из автомобилей;

• проведение экологической экспертизы при проведении строительных работ на предприятии;

• обеспечение бункеров для осколков стекла;

• посадить на территории предприятия декоративные деревья;

• работы по смягчению земли садов и цветочных полей, а также осаждение и ухаживание за ними;

• сдача использованных смазок и черного металла.

Предприятия, решающие внедрять систему экологического менеджмента (СЭМ), как правило, прибегают к услугам консалтинговых фирм, услуги которых стоят недешево [13]. Компания, нацеленная на получение сертификата, готова к дополнительным расходам, т. к. впоследствии, при получении сертификата, все эти

© ®

ISSN 2181-2357

T. 2 №11. 2022

I INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTICAL

RESEARCH_,

ISJIF 2022:5.962

расходы окупятся. Тем предприятиям, которые хотят построить работу по охране окружающей среды в соответствии с требованиями стандарта ISO 14001-2007 не для получения сертификата, а для повышения своей экологической эффективности необходимо самостоятельно разбираться с требованиями стандарта.

Список использованной литературы:

1. Пахомова, Н. В., & Рихтер, К. К. (1999). Экономика природопользования и экологический менеджмент. Автономная некоммерческая организация Издательство Санкт-Петербургского государственного университета.

2. Gray, R., & Bebbington, J. (2001). Accounting for the Environment. Sage.

3. Ферару, Г. С. (2004). Экологический менеджмент.

4. Эггертссон, Т. (2001). Экономическое поведение и институты. М.: дело, 408, 101.

5. Гатилова, А. В. (2003). Экологический менеджмент. М. - 175 с.

6. Дерягина, С. Е., Астафьева, О. В., Струкова, М. Н., & Струкова, Л. В. (2007). Экологический менеджмент на предприятии. Екатеринбург: УрО РАН.

7. Шамсутдинова, З. Р., & Хафизов, И. И. (2016). Анализ и совершенствование системы экологического менеджмента нефтеперерабатывающих предприятий (на примере АО" ТАНЕКО"). Экономический вестник Республики Татарстан, (2), 8588.

8. Бабина, Ю. В., & Варфоломеева, Э. А. (2002). Экологический менеджмент: Учеб. пособие. - М.: ИД «Социальные отношения»; издво «Перспектива», 207 с.

9. Газиев, Х. О. (2020). Некоторые вопросы управление материальной потребности на примере сп ооо «евразиа тапо-диск». Евразийский Союз Ученых, (35 (72)), 4-7.

10. Gaziyev X.O. Some Issues of Material Needs Management by the Example of SP LLC "Eurasia TAPO-Disk". The American Journal of Interdisciplinary Innovations and Research, 2021. 3(05), 105-111.

11. Gaziyev X.O. Theoretical Foundations of the Strategic Management System. The American Journal of Management and Economics Innovations, 2021. 3(05), 53-60.

12. Ерматов, И. Т. (2017). Актуальные проблемы повышения инновационного потенциала Узбекистана. Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук, 5(11), 70. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28938038

13. Носиров И.А. Влияние научно-технического прогресса на эффективное использование природных ресурсов. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции Политика, Экономика И Социальная Сфере: проблемы взаимодействия, Новосибирск 2016 год, с. 127-134.

© ®

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.